Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть


Скачать 156.23 Kb.
НазваниеНужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть
Дата публикации23.05.2013
Размер156.23 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы




104

105

Праздники и обряды


нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: «на вдовий дом хоть щепу кинь, все душе спасенье» или «с миру по нитке — голому рубашка».

Помощь в разных губерниях имеет особое значение. Вся эта помощь оканчивалась угощением. Откуда это переняли рус­ские, неизвестно. Возможно, слово «помочь» происходит от древнепрусского Та1с1г, то есть плата за труд угощением.

Капустница. В русских деревнях и селах есть обычай осе­нью всю работу, мужскую и женскую, делать сообща, или помо­чами. Так успешнее идут дела в тех семействах, где малолюдно или рабочих сильных и здоровых рук очень мало. В Сибири, особенно в Пермской губернии, по сказаниям, существуют по-лотушки, или полотье на грядах, потрепушка, или трепание льна, супрядки пряжи и льна, назьмы, или унавоживание, и тому подобное.

Замечателен в России обычай рубить капусту общими сила­ми. Это составляет вид семейного хозяйственного празднества. В Сибири поводом к простонародным вечеркам служит «капу-стка», то есть рубка капусты, на которую приглашают соседок Те, приходя в дом, поздравляют хозяек с «капусткой» как с пра­здником. К этому времени варят пиво и приготовляют обед, но особенно ужин, оканчивающийся плясками и песнями. Глав­ным блюдом ужина и обеда был пирог хлебальный.

В приволжских и северо-восточных губерниях на капустни­цы собираются также девушки в лучших нарядах и, переходя с песнями из дома в дом, получают угощение. Подобные обы­чаи существуют в Германии и во Франции при сборе винограда и его выжимании.

Ильин день. День св. пророка Ильи празднуется 20 июля. На­род этого святого считает грозным потому, что около этого дня бывают грозы и потому еще, что верят: Илья строг в отношении к дню своей памяти и не велит будто бы в этот день работать, грозя молнией.

Святой Илья зажинает жниво, говорит пословица. Это зна­чит, что в это время начинается жатва. Кроме того, Ильин день считается началом перемены погоды, так как с этого времени появляются дожди: на Илью до обеда лето, а после обеда — осень.

Илья-пророк, по мнению народа, слишком строг в отноше­нии народной распущенности, и потому народ в этот день вооб­ще религиозен и боится его мщения огнем. Считается, что Илья-пророк управляет громом и молнией. В то время когда слышны раскаты грома в воздухе, народ набожно крестится и верит, что это едет Илья-пророк на своей огненной колеснице.

В день святого пророка Ильи пермяки собираются из двух или трех деревень, приводят с собой быка или теленка и колют, потом варят и съедают всем обществом. Цель этого обычая — умилостивить жертвой пророка. В этот день нигде не выгоняют скот, веря, что в это время по лесу свободно ползают ядовитые гады и ходят хищные звери (Русские простонародные праздни­ки^ вып. 1, с. 189)-

По всему видно, что Илья-пророк занял место древнего Пе­руна, славянского бога грома и молнии, или Юпитера римлян.

Капустник блинчатый

1 кг сдобного дрожжевого теста, 6 готовых блинчиков,

1 кг свежей капусты,

4 ст. ложки масла или маргарина,

2 сваренных вкрутую яйца,
3—4 луковицы,

1/2 ст. ложки сахара, соль, перец, зелень петрушки по вкусу.

Из приведенного количества продуктов можно приготовить 2 ка­пустника, каждый массой 1 кг. Тесто разделить на 4 части, скатать колоб­ки и оставить для расстойки на 8— 10 мин. Когда тесто поднимется, раскатать его в тонкие пласты. На нижний пласт положить блинчик, на него слой капустного фарша, за­тем блинчик, снова фарш и снова блинчик. Сверху закрыть вторым пластом теста, края защипать, дать пирогу расстояться минут 20 и вы­пекать 25—30 минут при темпера­туре 180—200 градусов.

^ Простое дрожжевое тесто для пирога:

  1. кг муки,

  1. стакана воды, молока или сме­
    си молока с водой,

30 г дрожжей,

2 ст. ложки сахара,

2 ст. ложки масла или маргарина,

1 и 1/2 ч. ложки соли.

Сдобное дрожжевое тесто:

1 кг муки, 50 г дрожжей, 1 и 1/2 стакана молока, 4 ст. ложки сахара, 4 яйца,

7 ст. ложек (120 г) масла или мар­гарина,

1 и 1/2 ч. ложки соли.






М. Забылин. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия

106



У литовцев до сих пор, когда гром гремит, говорится: «Перкун едет на своей колеснице».

В Пермской губернии в часовни, которые посвящены свято­му Илье, приносят жареные или печеные козьи и бараньи голо­вы с горохом, служат святому угоднику молебны, прося у него защиты козам, баранам, гороху и под видом его всему растуще­му на полях и огородах. Горох употребляется при этом случае потому, что он единственный плод, который созревает к Ильи­ну дню. Головы и горох в виде подарков поступают священно­служителям (Пермский сборник. Кн. II. М, 1860).

Первый Спас

В августе наш народ справляет три праздника, посвященные Всемилостивейшему Спасу:

1 августа — «Спас на воде»;

6 августа — «Спас на горе» и

16 августа — «Спас на полотне».

Первый Спас, 1-го августа,— первый осенний праздник, с ко­торого начинается первый торжественный посев, называется еще медовым. Этот день считается медовым разговением, так как в это время вырезают соты. В праздник бывают крестные ходы, святят воду на реках и служат там молебны. В деревнях пчеловоды приносят в церковь мед и святят его.

Народный календарь

примет, обычаев и поверий

на святой Руси

«Июль

Придет Илья — принесет гнилья (то есть дождей).

До Ильи под кустом сушит, а по­сле Ильи — и на кусту не сохнет.

Илья грозы держит, на огненной колеснице ездит.

Вознесенье с дождем — Илья с грозой, а потому в этот день скот не выгоняют в поле.

До Ильина дня в сене пуд меду, а после Ильина дня — пуд навозу.

На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают пер­вые соты, которые, впрочем, не в корысть, оттого говорят: богат, как Ильинский скот (т. е. беден).

Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается.

С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.

До Ильи мужик купается, а с Ильи — с рекой прощается.

На Илью зверь и гад бродят по воде.

В этот день капусту накрывают горшком, чтобы была белая.

Пчелиные рои, вылетевшие по­сле Ильина дня, не надежны.

После Ильина дня комары пере­стают кусаться».

^ Из полного собрания

этнографических трудов

А Е. Бурцева



«Южный климат теплый, а весна быстро становится похо­жей на лето. И в июне уже столь жарко, что люди в одной рубаш­ке ходят, да и то хочется ее ски­нуть, а на голове даже соломен­ная шляпа кажется тяжелой и жаркой. Быстро зреют угоды: земляника, клубника, крыжовник, смородина, вишни, а после — яб­локи, груши. Есть и ранние сорта. Однако в деревне считалось не­приличным для женщин есть яб­локи раньше Спасова дня. Так и говорили: «Ева, моя Евочка, не ешь до Спасова дня яблочка!» Также запрещалось и детям есть яблоки. На Спаса несли яблоки, груши, виноград в церковь, свя­тили их и, лишь отведав освя­щенных плодов, можно было снимать их с дерева и есть. Так понемногу яблоку был придан смысл библейского плода позна­ния Добра и Зла. Крестьяне виде­ли в яблоках до Спаса соблазн, и считали грехом, если кто-то из

них ел яблоки до Спаса. В этом грехе даже каялись на исповеди. Особенно строго следили за этим старики, восстававшие, ес­ли молодежь нарушала христи­анский обычай. Обилие всяких овощей и фруктов позволяло легко переносить соблазн яблок, висевших на ветках. Особенно любили подбирать «желтяки», упавшие до времени и немного потемневшие. Эти скороспелы начинали сильно пахнуть спир­том и, вероятно, были чуточку пьяноваты, потому что куры, по­клевав «желтяков», начинали слоняться по двору, как сонные.

На Спасов день, как говорили, вся деревня пахла яблоками. Не­сли их в церковь узлами и корзи­нами. На базарах продавали яб­локи и виноград возами. Стоили они дешево. Виноград продавали прямо с корзинами».

^ Ю. Миролюбив. «Сакральное Руси»

В Пермской губернии пермяки моют и купают после водо­святия приводимых и приносимых детей, причем снятые с де­тей рубашки бросают в воду, а надевают новые. Точно так же ку­пают лошадей, чтобы они были крепче и здоровее.




^ 107

Праздники и обряды



Особенной торжественностью первый Спас не выделяется на фоне других праздников. Впрочем, не до гуляний в эту пору крестьянину, которому нужно было и косить, и пахать, и сеять: «Август — каторга, да после будет маковка». Из обычаев, строго исполняемых в этот день, назовем начало сбора мака. В Мало­россии он так и называется: «маковия». Из мака пекут «шуляки», то есть коржи из пшеничного теста, и обливают их густой ме­довой сытью с примесью растертого мака.

«...К этому времени, действи­тельно, мак на огородах созре­вал, и его выдергивали, сушили головки на разостланных полот­нищах на солнце, а затем, срезая верхушки, высыпали мак, кото­рый еще раз высушивали. Этот день церковь считала постным, и потому еда полагалась без мас­ла, сметаны или мяса. Однако ве­ликолепный борщ со свежими помидорами, молодой картош­кой, корнями и жареной рыбой с лихвой вознаграждали за пост­ное воздержание. На третье по­давали «шулики», то есть коржи с маковым молоком. Последние готовили, растирая зерна с не­большим количеством воды, чтоб не сухо было тереть, а затем приливали меду, и после, когда все зерна были растерты,— воды. Получилась молокообразная жи­жица, весьма недурная на вкус. К этому же дню приготовляли маковики, род запеченного на железных листах макового теста с медом, становившегося похо­жим на карамель, а также делали

пироги с маком и сахаром. Тер­тый мак был в этот день основой питания: делались бублики на маке, хлебцы с медом и маком, булки, в которые тоже было по­ложено много мака. Своеобразие пищи этой было подчеркнуто еще тем, что, кто шел в церковь (обычно старухи и женщины), все несли три маковки в платоч­ке, а после службы священник кропил водой принесенный мак, и, таким образом, это был день Благословения мака, как на Спа­са — день Благословения яблок, груш, винограда, пшеницы, вина и елея. Принесенные из церкви после службы маковки ставились в образа, рядом с колосками, а в Юрьевке их связывали напо­добие небольшого снопа и ста­вили на икону. На Маккавеев — конец лета, и в эти дни на огоро­дах уже собирали первую кар­тошку, корешки петрушки, пас­тернака и сельдерея...»

^ Ю. Миролюбив. «Сакральное Руси»

Народный календарь

примет, обычаев и поверий

на святой Руси

Август

Пашню пашут — руками не ма­шут.

Август крушит и круглит.

В августе — каторга, то есть три заботы мужику: косить, пахать и се­ять.

Овсы и льны в августе смотри!

В первый и второй Спас — бери рукавицы про запас.

На первый Спас лошадей купают.

С первого Спаса хорошая роса.

На первый Спас олень обнюхи­вает лапу.

Первый, мокрый, медовый Спас.

Пчелиный праздник.

На первый Спас святи колодцы, венки!

На мокрый Спас лошадей купа­ют, а пчелы перестают носить медо­вую взятку.

В Малороссии и некоторых дру­гих местах в этот день вместе с про­чей зеленью освящают также и ди­кий мак, который служит средством против ведьм. По народному веро­ванию, стоит только этим маком обсыпать дом, и все козни ведьм окажутся недействительными.

Второй Спас — всему час, шубу припас.

6 августа приносят в церковь яб­локи для освящения. Пекут с ябло­ками пироги. Этот день называется вторым Спасом — яблочным. На третий Спас пекут пироги из ново­го хлеба.

Каково шестое число августа, так и январь предстоящего года.

Со второго Спаса — начало засе­ва озимых.

Ласточки отлетают в три раза — в три Спаса».


«В эту же пору "заламывают", то есть подрезают пчелиные соты в ульях. Существует поверье, что "если пчельник не заломал сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед". Только с этого времени разрешено есть мед, освященный церковью.

В старой Москве государь вы­езжал накануне первого Спаса в Симонов монастырь, где слу­шал вечерню. А в день праздника, после заутрени, сопровождае­мый боярами и сановными людь­ми, выходил на воду с крестом, хоругвями и иконами. На Моск­ве-реке против Симонова монас­тыря сооружалась "Иордань", на которой происходило освя-

щение воды, а затем государь со своими боярами торжественно в нее погружался.

На выходе царь был в обыкно­венном выездном платье, но для торжественного погружения во­дружал на себя кресты с мощами. Их было три: все золотые, уни­занные по краям большим жем­чугом и украшенные самоцвета­ми — изумрудом и яхонтом.

Один из драгоценных крестов носил первый из московских мит­рополитов, святой Петр, а другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна.

В народном календаре пер­вый Спас отмечен некоторыми хозяйственными советами. Так,

^ Из полного собрания

этнографических трудов

А. Е. Бурцева













М. Забылин. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия

108



«Образ святого Георгия, веш­ний Егорий (Юрий), и ему, этому Свят-Егорию, на Руси особое по­чтение оказано. Во-первых, это идеал христолюбивого воина, праздник героев, сражавшихся за Отечество, проливавших кровь за него, а во-вторых, это кресть­янский праздник Вешних Всхо­дов, полей в растущей пшенице, ржи, овсе; праздник огородов, баштанов, луговых трав, где уже все поднялось и растет на веш­нем солнце. Еще трава не коше­на, но «на святого Егория всходы скорые!» Апрельский святой Его­рий — Победитель Зимы, окон­чательно повернувший солнце на лето. Праздник святого Побе­доносца — праздник растущего и возникающего изобилия, воз­никновения плодов земных и рождения, рост всякой твари. На это праздник «все твари рады». Крестьянство праздновало этот день как свой, сельскохозяйст­венный праздник. Полевые ра­боты закончены. Остается тер­пеливо ждать всходов, роста, урожая. На Егория на юге России уже бодылье огуречное вышло, цветами осыпано, скоро и огур­чики будут. Лук, петрушка, редис­ка, укроп уже есть. Еда становит­ся лучше. Зелени все больше. После святого Егория начинает­ся полевая, огородная прополка сорняков, сажают позднюю ка­пусту, осеннюю картошку. Потом долгий период ожидания, когда все вырастет. После — окучива­ние картошки, уход за «яблочка­ми» (томаты) и арбузами с ды­нями. Кукуруза уже выросла, завязывается, все полевое начи­нает цвести. Подрастают цыпля­та, утята, гусята. Краснеют первые черешни. Они еще кисловаты, но после Егория будут сладкими. Больше никаких сомнений об урожае! Все весело растет, и рус­ский человек радуется, глядя на дело рук своих. Святой Егорий несет обещание, что больше ему нечего бояться. И что все вырас­тет».

^ Ю. Миролюбив. «Сакральное Русш



обедни святитель давал стол все­му Софийскому собору.

Следующий за днем Успения "третий Спас", когда церковь вспоминает перенесение в 900 го­ду из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасите­ля, является настоящим народ­ным праздником и носит назва­ние "полотняного" или "Спаса на холстах", "холщевого". Это цер­ковное чествование святого убру­са, т.е. того "четверосвитого" кус­ка, на котором нерукотворно запечатлелся Божественный лик Спасителя. В деревенском быту это событие соединилось с днем торга полотном.

На Волге известна, между про­чим, такая поговорка: "Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас— на зеленых горах холсты прода­ют"».

Я. ^ П. Степанов. «Народные праздники на Руси»

считалось, что на первый Спас следует "святить колодцы, купать лошадей, защипывать горох, го­товить гумно, пахать под озимь".

Большой торжественностью отличается праздник Преображе­ния Господня. Это праздник "еде-ния" овощей и фруктов, откуда и пошло название второго Спа­са — "яблочный". Все остальное время до Успеньева дня называет­ся «лакомкой» в отличие от "Пет­ровки-голодовки", когда зимние припасы съедены, а новые еще не готовы, не поспели.

С особенным великолепием отмечали день Преображения Господня в Старом Новгороде. Святитель совершал литургию в Спасской церкви на Ильин-улице. После освящения яблок святитель становился на своем месте и вкушал яблоко; потом раз­давал по целому яблоку государе-вому боярину, воеводе. Дьякам, властям, священникам и гражда­нам, а разрезанные яблоки по ча­стям давал всему народу. После

^ Юрьев, или Егорьев, день

(Весенний и осенний)

День святого Георгия Победоносца празднуется по весне 23 апреля, а по осени — 26 ноября и очень уважается простым на­родом.

В этот праздник по весне в некоторых местностях закликали весну, так как этот день был временем выгона скота, почему на­род и называет Егорья скотопасом, покровителем домашнего скота и пастухов. Святой Георгий почитается даже турками, так в этот день открывается пастушеский год и празднуется семей­ным пиршеством, на котором съедают первенца из стада.

Скандинавы св. Георгию придавали почти те же самые каче­ства, которыми обладал их бог Один, или Тор, а славянский — Перун.

У скандинавов даже было предание, что Тор, или Тур, одержал победу над драконом. С приходом христианства в Скандина­вию вместо этого бога был поставлен образ архангела Михаи­ла, и народ стал смешивать их действия и лица. Изображения эти остались на древних храмах Скандинавии.

Наконец, дни весеннего Георгия и осеннего Михаила Архан­гела служили в Германии, а потом и у нас в России сроками най­мов полевых работ. Эти дни сопровождались в Дании, Германии и Швеции различными языческими обрядами, и долгое время в Литве и Польше существует эта традиция.

У сербов в день святого Георгия рано поутру, еще до солнеч­ного восхода начинают купаться. Этот день уставом Марии Те-резии (ПгЪапит, 1791 г.) назначен был крестьянину временем для перехода от одного господина к другому, как и в России до





М. Забылин. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия

104


В Гродненской губернии, вооб­ще на Украине, Подоле и в Волыни, при праздновании Дожинок в де­ревнях, после сжатия последнего снопа с песнями сплетают венок и кладут его на голову красивейшей девице, которая должна вручить этот венок хозяину жатвы, поздра­вить его с окончанием жнивы и по­желать ему долголетия.

«Заменив в народном представ­лении языческого бога Перуна, Илья принял от него все его задачи и обязанности и стал защитником и покровителем земледелия и ско­товодства, изменив постепенно свой облик на христианский. Пра­зднование Ильина дня поэтому со­вершается торжественно, сопро­вождаясь многими обычаями. Так, в некоторых местах сохранился еще обычай собирать к церкви в Ильин день рогатый скот, из кото­рого после обедни выбирается одна голова для заклания в пользу церк­ви. Тут еще проглядывает уцелев­ший от глубокой старины язычес­кий обычай приносить жертву богу-покровителю.

В некоторых местах России су­ществует еще и такой обычай: когда нужен для хозяйства дождь, поселя­не ставят на воротах по посудине с рожью или овсом и служат особый молебен Илии о ниспослании дож­дя. Власть Илии над дождями и вооб­ще над плодородием признается и церковью, которая также молится о ниспослании дождя на землю.

В народном календаре Ильин день означает уже поворот на осень.

С этими днями связаны и народ­ные поверья. Так, в Малороссии по­сле Ильина дня не купаются, ибо «святой Илья смутил воду», что, впрочем, соответствует началу цве­тения водяных растений, дела­ющих воду не столь чистой и не столь здоровой».

Я. ^ П. Степанов. «Народные праздники на Руси»

кошник и с песнями несли на господский двор. Здесь господа угощали жнецов вином и поздравляли их с окончанием жатвы.

В Смоленской губернии, в Юхновском уезде с последним сно­пом проделывали такие штуки: привязав к снопу нечто вроде рук, одевали его. В Дорогобужском уезде надевали накидку, и две бабы несли с песнями и плясками это чучело на помещичий двор, где одна из них с особыми припевами секла сноп веником.

В северо-восточных губерниях вместо этого маскарадного обычая крестьяне подносили помещикам каравай, за что полу­чали приличное угощение.

Дожинки. В Белоруссии и в Малороссии, во всей Литве, кро­ме Госпожинок, или, как их там называют, Госпожки, известны Досевки. По окончании полевых работ, на которые приглаша­ются окрестные жители работать безвозмездно, отправляются в дом к хозяину и подносят ему и его жене венки, сплетенные из колосьев. На господском дворе, после угощенья, поют и пляшут' до глухой ночи.

Другие праздники жатвы. У черемис из земледельческих праздников особенно известен Ага-Найрам, то же, что у татар Сабанной праздник, от «сабана» — род сохи. Ага происходит от черемисского слова «аага» — полоса или часть земли, данная для посева, и от «найрамб» — праздник в честь божества Юмас-се, управляющего хлебородием. Он слыл божеством наполь­ным от того, что собираются на поле, когда начинают орать землю под яровой хлеб. Ага-Найрам бывает в разное время в разных местах, но самый большой праздник отмечается в суб­боту перед Пятидесятницей. Тогда карт, или уставщик, обязыва­ет каждого к назначенному дню приготовить кушанье и питье, которое они ставят на ветви пихты (нулга). Карт, зажигая кос­тер, читает молитву о плодородии. Затем, взяв горящую голо­вню, осеняет ею принесенное кушанье и питье. После этого об­ряда садятся пировать и по окончании пиршества все, начиная с карта, ходят к огню бросать в него куски от общей трапезы, приговаривая: «будь споро».

Этот обряд оканчивается иногда присягой или испытанием (тобыла), при котором ставят восковую свечу на землю и кладут липовую палку. Тогда каждый должен целовать землю и перехо­дить через палку. Кто этого не сделает, считается отступником.

В другой праздник, Упура-Найрам (упура — новое пиво), со­ответствующий Спожинкам, или Госпожинкам, и отправляе­мый в конце июля или в начале августа, варят пиво из нового хлеба и ходят друг к другу желать счастливой жатвы.

Помочь. Помощь в своевременной уборке хлеба с полей— истинно христианская цель. Бывает, что малосемейные, но за­житочные, а часто и просто богатые люди приглашают к себе соседей и родственников, чтобы ускорить сбор хлеба с полей. Помочь при уборке урожая редко кто отказывается. Во-первых, потому, что можно весело, многолюдно и легко убрать хлеб. А во-вторых, после работы следует обычно обильное угощенье, которое, по возможности, устраивают хозяева (Русские про­стонародные праздники^, вып. VI).

Но если помощи просила вдова, то в прежнее время не про­сили никакого угощения. Мир снабжал вдов и сирот всем, что

Похожие:

Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconСразу решать вопросы грубой силой
Но дом медвежонка и крысенка не давал ему покоя – ведь он был таким большим и светлым. Что было совершенно понятно – до революции...
Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconЯ думала, такого уже нет нигде в мире. Что все это ушло безвозвратно...
Так когда-то давно было на кафедре. Когда работа была частью твоей жизни, твой второй дом. И ты торопилась туда с радостью, потому...
Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconКогда он быстрее охладится до комнатной температуры: если его поставить...
Удельная теплота сгорания сосновых дров несколько выше, чем берёзовых. Почему же выгоднее купить кубометр берёзовых дров, а не сосновых?(Цена...
Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconБрюс Ли, М. Уехара "боевая школа брюса ли. Освоение приемов для мастера"
В то время часто можно было услышать: "Я давал уроки Брюсу Ли" или "Брюс Ли меня учил Джит кун до". А брюс Ли многих из них никогда...
Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconСочинения на завтра по истории интересная – «Перестройка» или реформы...
Надо было зайди в гум, купить батареек. Старые износились в пульте от телевизора. Их то и нужно было заменить…
Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconБрюс Ли, М. Уехара "боевая школа брюса ли. Основной курс тренировок"
В то время часто можно было услышать: "Я давал уроки Брюсу Ли", или "Брюс Ли учил меня джит кун до". А брюс Ли многих из них даже...
Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconО: Добрый день, Paris, Mrs. Jackson, как ваши дела?
К: Нужно было провести реконструкцию в Hayvenhurst, поэтому я стала искать дом, в котором можно было бы жить. А когда я увидела этот,...
Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconСуществует легенда о чернике. Давным-давно это было. В дремучих,...
...
Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconИгорь Панарин: «сша на грани распада. Возможна гражданская война»...
После президентских выборов США попали в самый опасный политический кризис после гражданской войны XIX века
Нужно было для такого пиршества и даже давал сено, дров и лу­чины. Шли охотно на помощь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: на вдовий дом хоть iconВолонтерское движение "хочу домой" (щенки) г. Тольятти
И,конечно, взять домой понравившееся животное. Брать на домашнюю передержку после операций, щенков до пристройства в новый дом, просто...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница