Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет»


Скачать 234.98 Kb.
НазваниеЛитература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет»
Дата публикации28.05.2013
Размер234.98 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Литература > Литература
Искусство Средневековой Руси

Формирование древнерусской народности относится к периоду 9-10 веков. Оно осуществлялось в процессе ассимиляции славян с балтийскими, угрофинскими, тюркскими и иными племенами. К этому времени относится и появление названий «Русь», «Русская земля».

В истории древнего искусства Руси выделяют 3 основных периода:

1 – время Киевской Руси (конец 10 в. – нач. 13 века) – «домонгольский»

2 – период феодальной раздробленности (13 – 15 века)

3 – период образования Русского централизованного государства (16 -17 века).
^ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ

Важнейшим событием этого периода стало крещение Руси в 988 г. Церковь, занявшая центральное место в обществе, способствовала созданию на Руси великолепной архи­тектуры, искусства, распространению просвещения. Наибольшее влияние на русскую культуру, безусловно, оказали культурные кон­такты с Византией.

ЛИТЕРАТУРА

Древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет», со­ставленная в самом начале 12 в. монахом Киево-Печерского монастыря - Нестором. В основе летописи лежит погодный (по летам) принцип изложения материала. В составе ле­тописи - легенды о проис­хождении названий древнерусских городов, рассказы о воен­ных походах русских князей Олега, Игоря, Святослава, Вла­димира, исторические повести о борьбе наших предков с внешними врагами и т.д.

Величайшим памятником культуры Древней Руси являет­ся «Слово о полку Игореве», которое было написано в конце 12 в. неизвестным автором и повествует о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на степных кочевников-половцев.

Былины. В Х в., в эпоху становления и укрепления государ­ства, зародился новый эпический жанр - героический бы­линный эпос. Былины резко отличались от официальных сла­вословий, которые мы находим в летописях. Одним из первых былинных героев стал пахарь Микула Селянинович, вошедший в дружину сына Святослава - Оле­га, который воевал с варягами (975). Целый цикл богатыр­ских былин народ сложил о другом сыне Святослава - Вла­димире, активно оборонявшем Русь от печенегов. Его любов­но называли Красным Солнышком. Одним из главных геро­ев этого цикла был крестьянский сын, богатырь Илья Муро­мец, другим - Добрыня Никитич. Во второй цикл вошли былины, связанные с именем князя Всеслава Полоцкого, народного избранника во время восстания 1068 г. Третий цикл богатырских былин воспевал Владимира Мо­номаха и его борьбу с половцами. Здесь врагами былинных героев являются не полумифические персонажи вроде Соло­вья-разбойника, а реальные половецкие ханы, нападавшие на пограничное княжество Мономаха: Тугоркан («Тугарин Змеевич»), Итларь («Идолище Поганое»), Шарукан («Шарк­Великан»). Былины пели торжественно и медленно, как гимны мужеству и отваге.

АРХИТЕКТУРА

Большинство жилых построек в городах, укреплений, дворцов и церквей в то время строилось из дерева. Наиболее зримым следствием принятия христианства стало по­явление в русской культуре каменного строительства. Особенно бурно каменное строительство развивается в Киеве, который быстро растет и начина­ет соперничать с Константинополем. Вместе с Киевом быстро растут и другие города, самыми крупными среди которых были Новгород, Чернигов, Галич, Смоленск, Полоцк, Владимир, Суздаль.
Квинтэссенцией средневековых архитектурных сооруже­ний и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке были храмовые постройки. Так было и на Руси. Зодчие стремились выделить церкви среди остальных го­родских зданий. В северных городах, где фоном были серые бревенчатые дома, церкви делали белоснежными (церковь Покрова на Нерли под Владимиром -1), а в южных городах, где домашние постройки промазывали глиной и бе­лили, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске). Таким образом, цер­ковные постройки на перекрестках и площадях становились более заметными.

^ Первым памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Пресвятой Богородицы (2,3), заложенная византийскими мастерами (строилась 7 лет). Князь Владимир пожаловал ей десятую часть своих доходов, и поэтому ее еще стали называть Десятинной. Византийские мастера принесли с собой конструкцию крестово-купольного храма, но первые русские храмы имели свои особенности, которые отличали их от византийских: они имели вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашенных) - притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же имелась крестильная купель. Удлиненный притвор делал храм вытянутым. С трех сторон его окружали галереи – гульбища - дань прежней языческой традиции. Во время нашествия Батыя в 1240 г. церковь Пресвятой Богородицы была разрушена.

Каждая церковь внутри представляла собой помещение, предназначенное для торжественного действия: в восточной, слегка приподнятой, части находился алтарь, около которого происходило богослужение. Остальное пространство церкви заполняли молящиеся, встававшие лицом к алтарю. Князья и их свита находились на хорах (балкон у западной стены), воз­вышаясь над простым народом, что в примитивной форме от­ражало классовую структуру. Стены церквей щедро расписывались фресками на биб­лейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над свето­вым поясом окон обязательно помещалось огромное изобра­жение Христа-Пантократора «Всевластного» (4), как бы взира­ющего с неба на молящихся. Когда люди покидали храм, они видели на западной стене как напутствие изображение сцен будущего Страшного суда.

После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить его сын ^ Ярослав Мудрый, который в 1037 г. заложил собор Святой Со­фии -Божественной Премудрости (5). В этом соборе самобытность древнерусской архитектуры проявилась со всей очевидностью. Софийский собор пред­ставлял собой ансамбль сооружений, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Он стал самым выдающимся памятни­ком древнерусского зодчества и единственным собором, у которого не было прообраза в Византии или какой-нибудь другой христиан­ской стране. Композиционно Софийский собор представлял собой также крестово-купольный храм, увеличенный в ширину двумя не­фами, а в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с севера, запада и юга двойным рядом галерей - гульбищ - и увенчанный тринадцатью главами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское (Византия такой конструкции не знала), берущее свое начало еще в языческих капищах (круглые площадки для моления, окружённые рвом). По своему внешнему облику София имела ярко выраженную композицию ступенчатой пирамиды. Так, по новому, в Софии отражался образ мира, который принимал всё более иерархическую структуру. В настоящее время наружное оформление церкви выполнено в стилевых формах украинского барокко — изначальный вид стен и древнюю кладку можно видеть на апсидах, где специально сняты многовековые наслоения штукатурки (6).

Софийский собор стал памятником не только зодчества, но изобразительного искусства. Изнутри храм был украшен мозаикой «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась до настоящего времени (7) В подкупольном пространстве было расположено изображение князя со свитой - живое воплощение власти наместника Бога на земле. Карнизы, парапеты и полог были украшены плитами малиново-фиолетового цвета, напоминавшего пурпур - цвет византийских императоров. Полы были украшены мозаикой. Под самым куполом - образ Христа Вседержителя (Пантократора) (8), окружённого 4 архангелами, подобно торжественной охране величественного византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, какой сказать трудно, так как изначальных надписи не сохранились (9) . Когда взгляд верующего с изображений князя и Христа обращался вперед, то его ослепляли переливы драгоценной смальты с золотыми листьями, служившей фоном для пятиметровой фигуры Богоматери с воздетыми вверх руками (Оранта- 10) - символа земной церкви, заступницы. Расположенная в конхе центральной апсиды могучая фигура Богоматери Оранты, издревле именуемая «Нерушимой стеной», предстает как непобедимая сила христианской церкви. Ниже помещена «Евхаристия» — сцена совершаемого Христом причащения апостолов вином и хлебом (11), еще ниже располагается частично сохранившийся регистр с фигурами Отцов Церкви — самых авторитетных восточнохристианских мыслителей (12). Когда верующий оборачивался, он снова видел на фреске западной стены восседающего на троне Христа, справа от которого - князь Владимир, князь Ярослав, а слева - княгиня Ольга, и княгиня Ирина, жена Ярослава. Таким образом совершался переход от иерархии небесной к иерархии земной.

Софийский собор являлся местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый (саркофаг 13), его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.

Кроме Софийского собора в Киеве были построены ^ Иринин­ский и Георгиевский храмы (14), а также Золотые ворота (15,16), со­оруженные в подражание константинопольским вратам. Они представляют собой опирающуюся на мощные пилоны громадную арку, увенчанную надвратной церковью Благовещенья. К середине ХI в. русские зодчие по­строили в важнейших политических центрах Руси несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов: Спасо-Преображенский собор в Чернигове (17), Софийский собор в Полоцке (18) и Софийский собор в Новгороде (19).

Конструктивная схема церковного здания такова. Четыре массивных столба, расположенных по углам квадрата, соеди­нены попарно арками. На арках стоит барабан - цилиндри­ческая «шея» здания, завершающаяся полусферическим ку­полом. Вокруг этого центрального каркаса строятся внешние стены здания, принимающие на себя часть тяжести барабана и купола. Наверху они завершаются сводами. В восточной стене делаются выступы для алтаря (апсиды), в остальных стенах - порталы для входа.

Внешне здание выглядит как три геометрические фигуры, поставленные одна на другую: куб - основа; на нем ци­линдр; сверху - половина шара. Но эту сухую схему архи­текторы разнообразили: волной закомар (торцов сводов) по верху купола, узорчато обрамленными окнами, а в ряде случаев - галереи-гульбища вокруг трех стен церкви на одну треть высоты здания. Широко применялся всевозможный декор: пол внутри церкви вымащивали цвет­ной майоликой (разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури) или мозаикой, а иногда и медными плитами, производившими впечатление золотых.

Кровля была или свинцовой, или медной с позолотой. Зо­лотое кружево обрамляло волнистые закомары, медные врата были покрыты золотой наводкой. Стены снаружи украша­лись майоликой и частично росписью. Там, где храмы строи­ли не из кирпича, а из белого камня, стены покрывали скульптурными изображениями и резным орнаментом.

^ На рубеже 12-13 веков общий стиль храмов меняется. Каждый город растет ввысь, появляются трехэтажные и четырех­этажные деревянные постройки, и каменная храмовая архитектура старого типа начинает «тонуть» в общем городском ансамбле. Требовалось поднять ее над городом, найти новые формы. Появились здания с несколькими рядами ступенча­тых арок, возносивших купол на значительную высоту. Примерами могут служить две пятницкие (в честь святой Параскевы-Пятницы) церкви в Новгороде (20) и в Черниго­ве (21), а также храм архангела Михаила в Смоленске (22).

Непре­взойденной гармоничностью отличаются белокаменные по­стройки Владимиро-Суздальской земли, созданные по указа­нию сыновей Юрия Долгорукого - князей Андрея Боголюб­ского и Всеволода Большое Гнездо. После перенесения столицы из Киева во Владимир князь Андрей Боголюбский созывал к себе мастеров не только из Византии, но из других земель. С помощью иноземных архитекторов был сперва построен дворцовый ансамбль в Боголюбове (22а, 22б), башня дворца князя Андрея в Боголюбове (23) (где он был убит) и два замечательных собора конца 12 в. - Успен­ский (24) и Дмитровский (25) (оба во Владимире). А в 1166 г. недалеко от Боголюбовского дворца - один из шедевров древнерусской архитектуры - храм Покрова на Нерли (25а).

В 1185-1189 гг. во Владимире был возведен собор во славу Успения Богоматери (25б). В собор поместили величайшую русскую святыню - икону Владимирской Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Это был одноглавый крестово-купольный храм с притвором. После пожара он был восстановлен и стал пятинефным и пятиглавым.

Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие рус­ской архитектуры. «Лебединой песней» белокаменного зод­чества был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (26-29), весь от земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236 г., но резьба по камню не была еще завершена: на следующий год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю, разру­шив собор. В конце XV в. любитель книг, летописей и стари­ны архитектор и скульптор В.Ермолин собрал здание из обломков; благодаря ему оно сохранилось до наших дней.

^ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Живопись Древней Руси также достигла высокого уровня. Художники писали иконы, расписывали по сырой штукатур­ке церковные стены (фрески), украшали цветными рисунка­ми (миниатюрами) и затейливыми заглавными буквами (ини­циалами) богослужебные книги и летописи.

К шедеврам иконописного искусства домонгольского периода можно отнести такие иконы, как «Спас Нерукотворный» (30), «Великая панагия» (31), «Дмитрий Солунский» (32), «Архангел Гавриил» (33), «Ангел Златые Власы» (34), «Богоматерь Владимирская» (35) и др. Все эти иконы написаны разными мастерами и в разное время, но у них много общего: следование византийскому канону иконописи. Византийские традиции в иконописи заключаются в плоскостном изображении, в жестком линейном контуре фигур; в благородстве ликов с миндалевидным разрезом глаз, с тонким прямым носом, маленьким изящным ртом и отрешенным земных страстей взглядом, как бы устремленным внутрь себя; в тонком колористическом соотношении золотисто-желтых, вишневых, синих тонов. Это объясняется тем, что первые христианские храмы Киевской Руси строили и украшали иконами византийские мастера.

Появились оригинальные многофигурные композиции, каких не было в Византии – «Покров Богородицы» (36), «Собор Богородицы» (37), «О тебе дева радуется» (38).

Богато было прикладное искусство, «узорочье», Древней Руси. В Киеве, Новгороде, Галиче, Смоленске и других горо­дах найдено много мастерских, где «кузнецы злату и сереб­ра» создавали шедевры ювелирного искусства. Золотые укра­шения, расцвеченные немеркнущей цветной эмалью, тонкие изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позоло­той, изящная чеканка, художественная отделка оружия ­все это ставило Русь вровень с развитыми странами Европы. Во время нашествия Батыя жители городов прятали дра­гоценности в землю. До сих пор при земляных работах в Ки­еве и других городах находят эти клады, и по ним ученые восстанавливают облик прикладного искусства 10-13 вв.
^ ИСКУССТВО ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (13-нач.15 в.)

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилиза­ционный период в развитии русской культуры. Но становление собственно русского культурного архетипа произошло на следующем историческом этапе, получившем название Московской Руси. Он на­чался с трагических событий монголо-татарского вторжения (ХIII в.), продолжился во время возвышения Москвы и завершился в 17 в. вместе с окончанием эпохи древнерусской культуры.

Монголо-татарское вторжение, продолжавшееся около двух с половиной столетий (1248-1480), довольно легко разрушило Киевскую Русь, ослабленную княжескими усобицами и раздорами. Пройдя огнем и мечом по русским землям, татары довершили распад этих земель, их дробление на множество удельных княжеств, число которых к концу XIV в. доходило до двухсот пятидесяти.

Самым пагубным образом нашествие сказалось на художествен­ной культуре Руси, так как привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства. В наибольшей степени по­тери сказались на ремеслах. Некоторые из них - производство ук­рашений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали - исчезли совсем. На целое столетие - с середины ХIII в. до середины XIV в. - почти полностью прекратилось каменное строи­тельство.

^ Летописание, устное творчество и литература. Среди жанров русской литературы ведущую роль продолжало со­хранять летописание. После временного упадка, вызванного монгольским нашествием, летописание возобновилось во всех крупнейших политических центрах Руси. В середине XV в. в Москве был создан первый «Хронограф» - краткая всемирная история с включением в нее сведений из русской истории. В XIV-XV вв. складывается жанр народных поэтических и исторических песен, в которых воспевались героические подвиги русских людей при защите своей земли. Таковы историческая «Песня О Щелкане», «Сказание О граде Китеже», повести о русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленском и Сухмане. В традициях народных «плачей» было написано «Слово о погибели Русской земли», прославлявшее и величие земли русской, и могущество ее князей накануне нашествия. В конце XIV - начале XV в. создается целый цикл летописных повестей и «сказаний» о Куликовской битве: «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая художественная поэма «3адонщина», автор которой Софоний Рязанец.

ЖИВОПИСЬ. Своего наивысшего расцвета в конце 14 - l-й по­ловине 15 в. достигла церковная живопись. В современной литературе русскую культуру этого времени иногда называ­ют «русским Возрождением», имея в виду возрождение и дальнейшее развитие нарушенных монголо-татарским на­шествием лучших традиций древнерусской культуры. В творчестве иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева древнерус­ское изобразительное искусство достигло своей вершины. Центральной темой творчества этих и других замечатель­ных мастеров (Симеона Черного, Даниила Черного, Прохора с Городца и др.) становится возвышенная одухотворенность, идеи согласия и гармонии, выраженные в сюжетах иконописи.

^ Феофан Грек (ок. 1340 — ок. 1410), для которого Русь стала второй родиной, работал в Новгороде. Он соединил в своем творчестве лучшие традиции византийско­го искусства с достижениями русских живописных школ.

В общей сложности им в Новгороде, Нижнем Новгороде и Моск­ве было расписано около сорока церквей, в том числе церковь Спаса Преображения на Ильине (улица в Новгороде) (39-44), часть фресок которой сохранилась до наших дней. По ним мы можем судить о его живо­писной манере. Наиболее характерным в художественной манере Феофана, Грека является энергичный и необычайно выразительный короткий мазок, который он накладывал диагонально и асимметрич­но, рисуя лоб, нос, щеки, подбородок. Усилению выразительности изображений способствовал и суровый колорит его красок: темно-­желтых, красновато-розовых, зеленовато-синих.

Еще одной идейной основой живописи Феофана является мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказывается настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода безжалостного судии. Поэтому лик Вседержителя его работы являет собой воплощение всеразрушающей карательной силы. Между этим грозным судьей и грешным человечеством по­средниками выступают праведники: праотцы, пророки, подвижники. Все они в изображении Феофана строгие аскеты, их лица суровы, а жесты и позы величественны. Отсюда такой высокий драматизм и экспрессия фресок Грека, не имеющих аналогов ни в русской, ни в византийской живописи.

Лучшие работы, наиболее полно раскрывающие самобытность и мощь его таланта, - это фрески в новгородской церкви Спа­са на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле (45-50), иконы в других церквях (51,52).

АРХИТЕКТУРА.

Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь). В основном это были небольшие четырехстолпные одно­главые храмы без притворов. В них уже заметен отход от крестооб­разной композиции домонгольского образца, влечение к более клас­сическим кубическим формам. Эти постройки очень гармоничны, производят впечатление уравновешенной пирамиды (53, 54). Излюбленным строительным материалом стал белый камень (известняк) - насле­дие владимиро-суздальской традиции. Так строятся первые камен­ные постройки в Московском Кремле (сам белокаменный Москов­ский Кремль был построен в середине XIV в. при Дмитрии Донском (55)). В Кремле находилась самая древняя московская церковь — Собор Спаса на Бору (56), построенный к 1330 году. Храм был уничтожен в 1933 году. Другим древнейшим сооружением был Чудов монастырь (57), основанный митрополитом Алексием в 1365 году, находился в восточной части территории Кремля; Рождественский храм (59), Благовещенская церковь (60) – всё это в Кремле.

В традициях владимирского зодчества были выстроены в на­чале XV в. соборы Успенья на Городке (61) и в Саввино-Сторо­жевском монастыре (62) близ Звенигорода, Троицкая церковь в Троице-Сергиевом монастыре (63) и собор Андроникова монас­тыря в Москве (64).

Новые веяния в новгородской архитектуре наиболее ярко сказались в храмах XIV в. - ^ Федора Стратилата на Ручью (65) (1361) и Спаса на Ильине (66а) (1374). В отличие от суровых, тяжелых по форме, ли­шенных каких-либо украшений новгородских храмов 12-13 вв. эти храмы были легкими, нарядными и торжествен­ными. Это явный результат влияния деревянного зодчества, для которого было характерным стремление к созданию свет­лых, радостных, «узорочных» сооружений.

^ ИСКУССТВО ПЕРИОДА

ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (Московская Русь середина 15 -17 века)

Со второй половины XIV в. Москва стала общепризнанной столицей формирующегося русского государства. Это время становится рубежным в развитии культуры России, разделяющим периоды национального унижения и нового подъема. Смена настроения и мироощущений заметна во всех видах искусства.

Новые настроения находят свое выражение и в агиографической литературе, всегда любимой на Руси. О мудром правителе, проводившем политику объединения Руси и укрепления княжеской власти, беспощадном к западным врагам, но поддерживающим мирные отношения с монголо-татарами, рассказывает «Повесть о житии Александра Невского», много веков служившая образцом житийной литературы. Совсем другой характер у «Жития Сергия Раqонежского», одного из главных творцов победы на Куликовом поле. Его автором стал Епифаний Премудрый, причем он не про­сто описал жизнь Сергия, но оценил каждый ее эпизод с точки зре­ния его духовной значимости. Автор полагал, что обычными литера­турными приемами невозможно передать все величие подвига свято­го, поэтому он использовал изощренную и утонченную словесную орнаментальность.

Утверждение Москвы в качестве политического и религиозного центра Руси стимулировало развитие в ней всех видов художествен­ного творчества, среди которых особенно много новых веяний испы­тала русская живопись, особенно иконопись и фреска. Новации поя­вились прежде всего в пространственном решении фона и присталь­ном интересе художника к личности. Так, на иконе начала и середи­ны XIV в. еще ясно чувствуется робость народа, который боится по­верить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества. Глядя на эти иконы, кажется, что иконописец еще не смеет быть рус­ским. Лики в них продолговатые, греческие, бороды короткие, не­русские. Архитектура церквей, составляющих неразрывное целое с иконой, тоже или греческая, или носящая печать переходной ступе­ни между русским и греческим. Церковные главы еще слабо заостри­лись и носят почти круглую форму греческого купола, русская луко­вица еще находится в процессе образования. Внутри храмов мы так­же видим непривычные глазу греческие верхние галереи. Недаром вершиной искусства этого времени стало творчество Феофана Грека, иностранца, пришедшего в Россию.

В иконах 15 и 16 в. сразу поражает полный переворот. В них решительно все обрусело - и лики, и архитектура церквей, и даже мелкие чисто бытовые подробности. В иконописи это выразилось в появлении широкого русского лица, нередко с окладистой бородой, которое пришло на смену греческо­му. Причем так пишутся не только русские святые, но и пророки, апостолы, даже Христос. В дни национального унижения все русское обесценивалось, казалось немощным и недостойным. Все святое было чужестранным, греческим. Но подвиг национального возрождения возвеличил и русский храм и русский народный тип, и даже русский народный быт. Раньше pyсский народ знал Россию как место страдания и унижения, теперь он воспринимал ее в ореоле божественной славы.

^ Идея соборности воплотилась прежде всего в самом русском храме, который понимался как объединяющее начало, которое должно господствовать в мире. Сама Вселенная должна стать храмом Божьим. Это стало тем духовным идеалом, к которому стремился русский человек: из скудости и бедности повседневной жизни, олицетворявшейся образом снежной пустыни, - к богатству потусторонней, духовной жизни, образом которой стали горящие на фоне неба золотые главы белокаменных храмов, «луковицы» русских церквей, воплощающие идею молитвенного горения. Так появляется русский храм - гигантская свеча, напоминающая, что высшее еще не достигнуто здесь, на земле. И оно не будет достигнуто то до тех пор, пока не утвердится внутреннее соборное объединение людей, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества. Поэтому основная идея русского религиозного искусства - соборное единение мира людей и ангелов, а также любого живого создания на земле.

Идея соборности стала основной и в иконописи 15 в. Грядущий мир представлялся иконописцам в виде храма Божьего, в котором объединятся все люди и Богочеловек окончательно победит зверочеловека. Именно поэтому в иконописных персонажах доминирует утонченная телесность, отрицание плоти, и по этой же причине иконы никогда не пишутся с живых людей.

Выражением этих идей стали произведения гениального русского живописца А. Рублева. Творчество ^ Андрея Рублева (1340/1350-1428) - высшая точка в развитии древнерусского искусства и одна из вершин мирового искус­ства. В основе творчества Андрея Рублева лежит иная, чем у Феофана Грека, религиозная концепция. Она лишена идеи мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею, любви, всепрощения, милосердия. И его Спас - не грозный вседер­житель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог (66 б). Он справедлив и благожелателен, он один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало.

Созданная Рублевым икона «Троица» (67), написанная памяти С.Радонежского, наиболее полно раскрывающая его творческие принципы и живопис­ные приемы, принадлежит к самым выдающимся произведе­ниям мирового изобразительного искусства.

Троица является одной из самых сложных христианских доктрин непости­гаемого умом единства «неслитно соединенных» ипостасей триединого Бога. Рублев в символических образах «Троицы» воплотил идею мира, согласия, единения, суть безграничной хри­стианской любви. Чаша с головой тельца на столе - символ искупительной жертвы Христа. Три ангела - это предвечный со­вет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения чело­вечества. Но хотя ангелы едины, они не одинаковы. Их силуэты образуют круг, что достигается единым ритмом, позами

Главным памятником творчества Андрея Рублева в области мону­ментальной живописи являются фрески Успенского собора во Владимире. Он написал их вместе с Даниилом Черным. Внешне изображение им сцены Страшного суда кажется вполне традиционным, но по тональности оно представляется новым явлением в мировой живописи. Древнерусские художники, как и византийские и западноевропейские, воплощали в Судном дне идею возмездия за грехи человеческие. А Рублевым он представлен как день духовного согласия людей, объединенных чувством любви. Важнейшей особенностью фресок Успенского собора являются русские типы в противоположность традиционно удлиненным византийским, а также тяготение художника к массовым сценам (68-80).

Период монголо-татарского нашествия стал временем возникновения еще одного особого явления художественной культуры - иконостаса, что было чисто русским изобретением, так как до сих пор алтарь в русских, как и в византийских храмах, отделяла от прихожих только невысокая преграда. Одним из создателей иконостаса также стал Андрей Рублев (81).

Иконостас, как и храм, представляет собой образ церкви. Но если храм есть пространство, вмещающее в себя верующих и символически все мироздание, то иконостас - это часть внутреннего убранства хра­ма, повествующая о становлении церкви от Адама до Страшного суда. В своем сформировавшемся, классическом виде иконостас состоит из пяти основных рядов (чинов) (82), образующих высокую стенку, отделяю­щую алтарь от остальной части церкви. В центре иконостаса - цар­ские врата, ведущие в алтарь. Нижний ряд - местный, с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой ико­ной, в честь которой возведена церковь (она помещается второй спра­ва от царских врат). Второй - деисусный, в центре которого изобра­жался сидящий на троне Спаситель, по сторонам - стоящие в молит­венной позе Богоматерь и Иоанн Предтеча, за ними - иконы арханге­лов, апостолов и святых. Выше шел праздничный чин с изображением двунадесятых праздников (важнейших в церковном календаре) начи­ная с Благовещения и кончая Успением Богородицы. В четвертом ряду находились иконы пророческого чина, в центре которого располага­лась Богоматерь с младенцем, а по сторонам от нее - ветхозаветные пророки Илья, Моисей, Исайя и др. Последним шел праотеческий чин, в центре которого располагалась Новозаветная Троица, а по сто­ронам - изображения библейских праотцов. Этот чин появился в иконостасе несколько позже, с 16 в. венчало иконостас распятие (83). В шестом, дополнительном ряду (84) могли изображаться Страсти Хри­стовы, Собор всех святых.
^ Русская культура 16 века

На рубеже XV - XVI вв. завершился процесс объединения русских земель, исчезли послед­ние остатки зависимости от монголо-татарских ханов, сложилось русское централизованное государство, которое в отличие от мононациональных государств Западной Европы изна­чально формировалось как многонациональное.

Литература тех лет полна назидательности и поучительности. Во времена Ивана Грозного появляются знаменитые «Четьu-Минеu», двенадцатитомное сочинение на двадцати семи тысячах страниц включало книги Священного Писания с толкованиями, жития свя­тых, различные сочинения отцов церкви, а также фрагменты нерели­гиозных сочинений. Этот сборник был рассчитан на ежедневные чтения в течение всего года. Тогда же появляется и не менее знаменитый «Домострой» протопопа Сильвестра, регламентирующий всю семейную, домашнюю жизнь русского человека.

В литературе этого времени начинает развиваться публицисти­ка. Самым образованным и талантливым публицистом был Максим Триволис, более известный под именем Максим Грек (1470-1556). В своих произведениях он описывал реальную русскую действитель­ность, обличая злоупотребления.

АРХИТЕКТУРА. Возвышение Москвы положило конец феодальной раздроблен­ности и вместе с тем культурному обособлению княжеств. Это обу­словило расцвет московской архитектуры, которая заимствовала традиции владимиро-суздальской и псково-новгородской архитекту­ры. Новое положение Москвы требовало развития монументального строительства, имевшего государственное значение. Архитектурным символом государственной мощи стал Кремль, стены которого стали возводиться заново в конце XV В., во время царствования Ивана ІІІ. Для перестройки Кремля были приглашены миланские инжене­ры Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Антон Фрязин и др.

Под их руководством были возведены ^ Тайницкая (84), Водовозная (85), Спасская (86), Боровицкая (87) башни. Приглашая иностранных мастеров Иван III хотел использовать новейшие достижения европейского инженерного искусства, но не утерять при этом национальных традиций. Поэтому строители почти полностью сохранили старое расположение стен, сделав их еще более величественными и высокими. Замысел удался. Кирпичные стены общим протяжением более двух километров с восемнадцатью башнями оказались не только грозной твердыней, но и замечательным архитектурным произведением. После завершения строительства стен и башен в 1515 г. Кремль стал одной из лучших крепостей Европы.

Стремясь к постройке зданий, которые соответствовали бы мощи и великолепию его власти, Иван III приступил в сооружению нового ^ Успенского собора (88), который должен был стать главным храмом Московского государства и затмить своим величием новгородскую Софию. Сооружение собора было поручено приглашенному из Италии архитектору Фиораванти, прозванному Аристотелем за «строительную мудрость».

Строительством Успенского собора было положено начало длинной череде новых зданий в Кремле. Оно было про­должено возведением на центральной площади Архангельского собора (89), предна­значенного быть усыпальницей москов­ских царей. Его строительством руково­дил также итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый), который, сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма с хорами, применил в наружном убранстве пышные архитек­турные детали венецианского чинквu­ченто. Из основных храмов Московского Кремля только Благовещен­ский собор был построен русскими мастерами. Он служил домовой церковью великих князей и царской семьи и поэтому непосредст­венно сообщался с дворцовыми покоями.

Кстати, количество куполов не могло быть произвольным. Один купол символизирует Главу Церкви – Христа, пятикупольные храмы – Христа и четырех апостолов-евангелистов, двенадцатикупольные призваны напоминать верующим о 12 апостолах. С начала 16 века в России появляются шатровые храмы, символизирующие царскую власть, принципы единоначалия. Наиболее знаменитым шатровым храмом (столпообразное сооружение с конструкцией верха в виде шатра) является церковь Вознесения в Коломенском (90). Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом крестово-купольного храма. Храм Вознесения, легкий, устремленный ввысь, удивительно гармоничный. В нем нашел воплощение художественный идеал времени и очевиден разрыв с византийской традицией.

Не менее замечательным памятником архитектуры 16 в. является храм Покрова Богородицы на Рву, более известный всему миру как собор Васuлия Блаженного (91,92). Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником. Архитектурный ансамбль собора состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Центральная шатровая церковь окружена восемью другими. Храм представляет собой сложную в плане звездчатую форму. Все его части поднимаются из единого мощного каменного помоста и соединяются галереей-гульбищем. Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича с белым резным декоративным камнем Нарядные луковичные главы собора появились в конце 16 в., а цветистая роспись - в 17-18 вв.

Чрезвычайно интересен псковский памятник XVI века — двойная церковь Покрова и Рождества в Пскове (93), некогда принадлежавшая Покровскому монастырю. Это как бы срощенные два одинаковых строения с общей стеной между ними. Они представляет редчайший пример церкви-двойни в истории древнерусского храмозодчества. С южной стороны храм – Покрова Богородицы, а с северной – Рождества Богородицы.

ЖИВОПИСЬ. После Андрея Рублева крупнейшим художником был Дионисий (ок. 1440 - 1502-1503). Он не был иноком, у него было двое сыновей, работавших вместе с ним. Важнейшим среди сохранившихся его творений является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (94), дошедший до нас почти полностью. Храм посвящен образу Богоматери, и ее прославление становится лейт­мотивом работ иконописца. В храме представлены три крупные торжественные композиции - «Собор Богородицы», «О тебе радует­ся» и «Покров Богородицы» (95-99). Они написаны на темы одноименных песнопений, вместе составляя «Акафист» (цикл песен в честь Бого­матери). В центре каждой композиции помещена фигура Богомате­ри, восседающей с младенцем на коленях или же стоящей с покро­вом в руках, на фоне высокого пятиглавого собора. Вокруг много­людными толпами расположились славословящие Богоматерь свя­тые и простые смертные. Яркие красочные сочетания, пестрые узо­ры одежд и архитектуры, радужный ореол вокруг Богоматери соз­дают впечатление праздничное, торжественное.

Фресковая живопись Дионисия является глубоко духовной: в спокойном ритме, чистоте и светлых тонах выражена им идея всеоб­щей гармонии, благоустройства мира. Это подчеркивалось им также особыми живописными приемами. Например, Дионисий выписывал, чрезмерно удлиненные фигуры с плавными движениями и жестами, что делало их почти бестелесными, а образы идеально-возвышен­ными.

В живописи 16 в. мы отмечаем еще большее усиление симво­лического начала, стремление к отвлеченному мудрствованию, к истолкованию в художественных образах важнейших христиаских догматов. Доказательны в этом отношении росписи кремлевских палат, в том числе и Грановитой (100). Изображенные космические просторы (воздух, солнце, луна, земля, ангелы), а также пути человеческой жизни (Спас, евангелисты, врата рая) сопровождались различными аллегорическими образами.

В это время происходит эволюция портрета. Портретные фигуры русских князей заполняли росписи Золотой и Грановитой палат, Благовещенского и особенно Архангельского соборов. Конечно, эти портреты еще условны, но они являются первыми попытками внешней индивидуализации кон­кретных персонажей, что уже никак нельзя назвать иконой.






Похожие:

Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» iconExamino ru: Подготовка к егэ шпаргалки, новости, советы
Год, к которому «Повесть временных лет» относит «призвание норманнского конунга» Рюрика
Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» iconВ данном разделе представлены  важнейшие даты истории России
Год, к которому «Повесть временных лет» относит «призвание норманнского конунга» Рюрика
Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» icon862 г. Год, к которому «Повесть временных лет» относит «призвание норманнского конунга» Рюрика
Г. (15 июля) — Победа новгородского князя Александра Ярославича над шведскими рыцарями на р. Неве
Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» iconКурс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11...
«Повесть временных лет» (Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, начало XII века)
Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» iconЛетописи и хроники (Повесь временных лет, Полоцкая летопись, хроники Быховца) 11-13вв
Данилевич) – как русское гос-во, в) историко-юридическая школа (Лаппо) – как сомастоят. Гос-во, г)историческая школа (Довнар-запольский)....
Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» iconПлан Образование Полоцкого княжества. Рогволод и Рогнеда. Усиление...
«Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг...
Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Литература древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет» iconСписок обязательной литературы учебная литература: История русской...
Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные труды: в 2 т. Т. О стихах. М., 1997. С. 434-455;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница