Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб


Скачать 111.02 Kb.
НазваниеГеннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб
Дата публикации26.03.2013
Размер111.02 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ ПОЛОКА. В ЖИЗНИ И В КИНО.

За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и КГБ.

Впервые летом 2011 года побывал в Курске Геннадий Иванович Полока - кинорежиссёр с мировым именем, автор знаменитых фильмов «Республика ШКИД», «Интервенция», «Возвращение «Броненосца» и других. ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ ХХ КИНОФОРУМА «Золотой Витязь», мы прошлись вместе по зелёным аллеям старинных курских улочек.

- Я очень доволен, что от старого Курска что-то осталось, есть какая-то своя атмосфера. Если бы вы видели Орёл и Белгород – там ничего русского в архитектуре не осталось. А в Москве что творится? Тотальное уничтожение города начал господин Лужков с помощью своей жены. Разрушали город у нас на глазах. Разрушили «Москву», а гостиница была в прекрасном состоянии - символ своего времени, прекрасный образец советской архитектуры! Иностранцы всегда предпочитали жить в ней. И мы там часто снимали. Номера были в два этажа, с антресолями, красивые альковы. Живопись 20-х годов… Взорвали «Россию»! Свиньи…

- Образным языком художника - да про социальный кризис.

- У нас кризис власти. Если бы власть была жёстко нацелена - всё бы получилось, но ведь система, по которой развивается сейчас наше общество – криминальная. Нет никаких ориентиров, никакой идеологии у людей. Взять хотя бы Америку. Великая американская мечта- это их идеология. У нас нет сейчас чёткой возможности человеку независимо от социального положения иметь свой шанс на успех… У них это чётко задекларировано: каждый будет иметь свой шанс в жизни и должен быть к нему готовым.

Но ведь в реальности это не так.

- Конечно, и многие к 40 годам понимают, что это не так, но у них есть ориентировка в жизни. У нас же сейчас никакой идеологии нет, никакой ориентировки.

- Геннадий Иванович, кризис нашего отечественного кино при его великих традициях, лично кого-нибудь из политиков волнует сегодня? Ведь кино – это идеологическое искусство.

- Это кого как… Вот расскажу историю из прошлого 2010 года. Звонит как-то мне от С.М.Миронова (Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ) его помощник и просит выступить у них на съезде, говорит: «Н.С. Михалков сказал, что убедительно изложить ситуацию в кино можете только вы». Тогда назрела скандальная ситуация: Валентина Матвиенко продавала киностудию «Ленфильм» в Санкт-Петербурге. Миронов говорит: «Вы обращайтесь к нам, в Совет Федерации». И вот он сразу, после нашего к нему обращения выехал в Петербург, собрал собрание и вызвал Матвиенко, которую тут же, при всех, обвинил, чуть ли не в воровстве. «Ленфильм» отстояли и после этого случая в партию «Справедливая Россия» поступило 150 тысяч заявлений. Миронов спас «Ленфильм» от распродажи. Он настоящий лидер фракции.

- С кем из политиков Советского периода страны вы общались?

- Я не просто общался, я добивался внимания к проблемам. Это был 1957 год. Я послал телеграмму Н.С. Хрущёву по поводу состояния ВГИКа, которое тогда никак не соответствовало требованиям времени. Мне было 25 лет тогда. Хрущёв отсутствовал и меня принимал Шепилов. В результате этого визита ВГИКу стали строить новое здание, учебную студию, разрешили снимать дипломное производство.

- А с кем-то из политической элиты дружили?

- Когда Олег Видов женился на племяннице Л.И. Брежнева, то я побывал на свадьбе в семье Брежневых, да... Сам Леонид Ильич, был тогда в больнице. Это был 71 год, его периодически беспокоили последствия контузии. Вероника - его супруга подняла за меня тост. Но, несмотря на свои высокие знакомства, я всё равно был диссидентом в официальном искусстве, картины мои не показывали, я голодал, бывало, что писал диалоги под чужим известным именем, это называлось подработать «литературным негром». Брежнева Галя пыталась спасти мою картину «Интервенция», и предпринимала попытки сделать официальным артистом Владимира Высоцкого. Даже у неё не получилось. Галя как-то раз попыталась передать письмо для Л.И.Брежнева, которое написали тогда Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин о том, что картину «Интервенция» несправедливо положили на полку. Но письмо попало к Демичеву, который сам же являлся автором меморандума, на основании которого запретили картину... Вот она и пролежала на полке 20 лет. А снял я «Интервенцию» в 1967 году.

- Как Ваше кино «Интервенция» посмотрела Английская королева?

- Это был уже 1988 год. Лондонский кинофестиваль. На премьере в первых рядах сидела вся королевская семья - 8 человек. Зал на 250 персон и я перед ними выступаю в полуобморчном состоянии, так волновался. Помню тогда, что после своего выступления перед картиной еле дополз до дверей и директор отвёл меня в комнату. Слышу - аплодируют. Потом уже меня пригласили в Королевский колледж, преподавать. И я преподавал на русском языке, мне помогал синхронный переводчик.

- Почему вы сняли с внеконкурсного показа кинофестиваля на «Золотом Витязе» в Курске свой новый фильм «Око за око»?

- Потому что меня не устроили технические условия кинозала для показа этой картины. Но расскажу. «Око за око» - это одна из религиозных истин, символизирующая ситуацию, в которой сейчас оказалось наше общество. Я считаю, что наше общество вообще на грани социального взрыва… И размышляю в картине почему так происходит. Сейчас вот готовятся все к новым выборам. А у нас народ не очень разбирается в программах, не углубляется в их изучение, как на Западе. Наш народ интуитивно выбирает то лицо, которому верит. И нельзя допустить разочарования.

- Вы преподаёте, отчасти в ваших руках будущее кино. У вас есть свой авторский стиль в обучении студентов?

- Есть. Я никогда не навязываю свой стиль, а помогаю создать ученикам свой собственный. У некоторых получается. Сейчас готовится сдача картины моего ученика в Минске, про белорусского героя. Талаш - есть такой национальный герой в Белоруссии, который организовал в 19 веке сопротивление белорусских крестьян и они разбили польскую армию Пилсудского. Уже обиделись поляки. Это они быстро умеют делать. Так вот и надо ехать защищать своего ученика, а от кого непонятно. В Белоруссии сменили министра культуры, сняли директора киностудии. Там такая каша сейчас, не разберёшь… А я говорю: Да что мы на поляков вечно смотрим - обиделись, не обиделись. Они же к нам приезжают в Москву зарабатывать деньги. Все тут ставят спектакли, снимают, печатаются, да ещё и обижаются! Кто на них вообще смотрит, кроме нас?

- Кем еще из своих учеников вы гордитесь?

- Среди моих учеников ВГИКа один колумбиец, например, номинант на «Оскар», у меня мастерская для иностранных учащихся. Они сильные ребята.

- Каких слагаемых сейчас не хватает новому кино, чтобы снова стать властителем чувств у зрителей?

- Этих самых чувств и не хватает. Мысли, идеи, благородства не хватает. В современном кино благородство цели гораздо важнее совершенства деталей, над которыми в большинстве своём «колдует» новое поколение режиссёров.

- Ваш род украинский или белорусский?

- Я из «западенцев». Так называют места на пресечении земель Польши, Украины, Белоруссии. Поляки, чтобы подавить православие на тех территориях придумали униатскую компромиссную форму религии. Форма православная, но суть религии католическая и подчиняются они Римскому Папе. Я так же принадлежу к униатской церкви. Мой прадед был эмигрант из Австро-Венгрии, отец по своей вере униат, мать православная и мне приходится, конечно, задумываться к концу жизни над этими вопросами, выбирать… Священники тоже люди и среди них есть разные. Возмущаюсь теми из них, кто жаждет крови, а есть и такие. Говорят, что надо репрессировать тех, кто репрессировал в своё время священство… Какой бред! Я сам из семьи репрессированных. Я с 11 лет работал на лесоповале и то, что я пережил – это страшно. У меня вообще жизнь страшная. И как я до сих пор живу, как выживаю, мне самому непонятно. Под Новосибирском мы работали на морозе в январе, декабре – женщины и дети, а спали на снегу на лапнике - еловых ветках! И когда сейчас зеки вспоминают как им было тяжело жить в бараках, то мне есть что им сказать в ответ… Потом работал в овощном колхозе, на лошадях возил овощи на продажу.

- Колхоз успешный был?

- Конечно, работали хорошо, все из раскулаченных семей - дети и женщины. А в 1943 году я уже заработал хорошие деньги, и мы вдвоём с приятелем купили корову. Ведь на мне были ещё мать и сестра, которых надо было кормить. Так вот мы в Новосибирске нашли старуху, которая корову нам доила, а мы с ним по очереди, через весь огромный город, каждый день возили очистки от картофеля для нашей коровы, так и жили.

- А как же – школа? Как вы учились?

- Я учился, конечно, но очень плохо, много прогуливал, и с большим трудом сдал экзамены за 10 класс. В Новосибирске тогда жила питерская интеллигенция - артисты, учёные, писатели. Вот жена одного из артистов Александринки и готовила нас, отстающих оболтусов, к школьным экзаменам. Представьте себе только такую картину: Человек спит, а его жена шёпотом учит нас - человек 20, и все в одной комнатке. В итоге сдал - все -3 и одна 5 по английскому языку.

- Так блистательно вас подготовила питерская учительница?

- Просто за меня сдал другой человек. Мы- ученики из разных школ, сдавали экзамены незнакомым педагогам по разным предметам, вот как сейчас по новым правилам ЕГ. Я изучал немецкий язык, но пока я подготовился - учительница по немецкому уже ушла. Осталась только по английскому. Что делать? И мы с одним парнем поменялись в коридоре по дороге к экзаменатору. Он сдал за меня английский язык. Но я тоже не подкачал- написал за него сочинение на 4. Вот такой был с детства авантюрист.

- Это вас и привело в кинематограф?

- Вы знаете, я очень рано выбрал свою профессию, видимо, интуитивно относился к этому серьёзно. В 11 лет я уже знал, что стану режиссёром. Мы смотрели с дядей трофейный фильм «Большой вальс». А там, в титрах написано: «продюсер - Дювивье», «режиссёр -Дювивье», «сценарист - Дювивье», «музыкальная композиция - Дювивье», и я спросил у дяди, это кто ж такой этот Дювивье? Он ответил, что это тот, кто кино делает, и я решил, что тоже так хочу, чтобы про меня в титрах фильма писали. И я стал мечтать стать режиссёром, а ещё я хотел быть и артистом, и певцом, музыкантом и танцором. Всё соединилось в одну универсальную профессию.

- Вы любите танцевать?

- Ещё как! В театральном училище уже, мы как-то делали театральный капустник совместно с артистами Большого театра, там я и танцевал свой балет - это был успех! Весело было! Спектакль-пародия на «Лебединое озеро». Я танцевал Злого гения. Никита Подгорный – Одетту, артист балета Жвачкин на полторы головы ниже Одетты - был её принцем! Неоднократно мы показывали этот спектакль на разных сценах.

- Какая была Ваша самая первая картина?

- «Чайки над барханами». Я снимал её на туркменской киностудии, в пустыне «Каракум», в условиях страшной жары - 56 градусов. Местные аборигены отказывались работать в таких условиях. Я работал с бывшими зеками, и с теми актёрами, кто согласился на такое испытание. Один из них - Коля Пастухов, за что я ему крайне благодарен и по сей день. Нынче он известный народный артист СССР, а тогда шёл 1959 год и туркменскому руководству моя картина не понравилась. Картину размонтировали и закрыли. Я написал жалобу министру культуры Екатерине Фурцевой. Она собрала худсовет. Это были все корифеи нашего кино под председательством самого Пырьева. Вот они посмотрели материал, я потом там что-то начал перед ними оправдываться за недоделки и переделки, а Пырьев мне сказал: «Прекрасный материал! Чего ты тут стоишь - извиняешься, я вообще считаю, что сегодня родился второй Эзенштейн». Но представителей «Туркменстудии» это не остановило, и они сфабриковали против меня дело, как о поджигателе войны; а за это: ни много, ни мало грозило до 15 лет лишения свободы. С меня уже взяли подписку о невыезде. И мой адвокат тогда обратился за помощью к Пырьеву. Они написали письмо к Руденко и к Фурцевой, и только после их вмешательства моё дело было прекращено за отсутствием состава преступления. А дело моё вели 3 следователя. Один из них был нормальный мужик. Везде люди есть, и даже приличные. Вот и он говорил мне в чём ужас -то нашего времени.

- В чём?

- В том, что посадить могут любого. Знаете, когда вам дают обвинение- это уже страшно, читаешь про себя и видишь, что ты злодей, оказывается. А потом тебя начинают долбать вопросами со всех сторон, да по другому кругу - это просто пытка. Про КГБ на экране, вообще, вранья много. Все же хотят быть героями. А это - работа обычная, сложная, разная. И люди там тоже разные. Но когда они идут арестовывать и актеры показывают, что заходят такие носители высшей справедливости, с торжественными нотками превосходства в голосе – это, действительно, правда. Я это пережил.

- Из-за этой истории Вы были «невыездной»?

- Да, меня долго не выпускали за границу. Но зато как выпустили снимать фильм в Германию, то я распоясался там сразу и вовсю! За мной, конечно приглядывал КГБ, но я и пьянствовал, и к балеринам ночевать бегал, всё было… Да, оторвался… Но иностранцы меня любили и премии давали.

- Сейчас снимают биографические фильмы о советских актёрах и режиссёрах. Но почему ничего не снято о Вашей судьбе, которая отражает всю советскую эпоху кино?

- Уже снимает команда с 5 телеканала для канала «Культура». Будет 4- серийный фильм про меня. Съёмки прошли в Питере, Москве, Суздале, потом будут в Минске.

- Какие фильмы сформировали Вас?

- Феллини - почти все. Марселя Карне «Набережная тумана», великие американские картины… Из советского кино, конечно, это - Эзенштейн «Броненосец Потёмкин» и 2 серия «Ивана Грозного», которую сам Чарли Чаплин считал лучшим кино всех времён и народов.

- Геннадий Иванович, вы работали с Александровым и Орловой. Эти имена для нас сейчас легенды. Какой была Любовь Орлова в жизни?

- Любовь Петровна Орлова, конечно, кинозвезда! Но все рассказы о ней, как о такой закрытой кинодиве – неправда. Она была просто очаровательна – открытая и добрая, невероятно обаятельная. Работала, как лошадь. Сутра – гимнастика, каждый день, балетный станок. По–моему, она была даже привязана ко мне. Однажды, я по её приглашению ужинал с ними в этом знаменитом доме с белыми колоннами, который Александров построил по своим рисункам, в такой полу-испанской архитектуре. Для Александрова я снимал хронику в его картине «Русский сувенир». У меня с ним были нормальные, рабочие отношения. Я считаю, что его картины – очень талантливые, в них много искренности, но вот «Весна», это уже повторение нажитого формального режиссёрского багажа. И далее так же… Со временем уже пошло разрушение собственного творческого кредо. Не все сохраняют форму до гробовой доски…

- Вы характеризуете последние работы Александрова, а у меня возникает сравнение с одним из лучших наших режиссёров, фильмы которого я очень люблю, однако, кроме тех, что сняты в последние годы. Эльдар Рязанов. Что вы скажете о развитии его творчества?

- Ни одного удачного фильма после начала перестройки у него нет. Про бомжей – ужасный фильм. Какое-то нездоровое любопытство к жизни бомжей. Что это за бомжи такие? Беда в том, что когда была Советская система, он снимал человечные картины. Лучшая из них: «Берегись автомобиля!». Он определил свою жизнь и творчество в гармоничный круг человеческих чувств- привязанностей, любви, мечтаний; критиковал власть в рамках дозволенного. А вот, после перестройки - кроме брани в адрес советской власти, которая ничего плохого то ему и не сделала – новых идей у него нет. Фильм про Андерсена посвящён чему? Вы, зрители, думаете, что он добрый сказочник, так нате вам, всё – не так! Вот, удивил… Это уже брюзжание, потеря ориентировки в творчестве.

Время изменилось, и признанные авторитеты ищут свой новый стиль и новые темы.

- И есть сегодня мастера, кто изменился, но сохранил уровень мастерства и даже развил его. Это Айзман и его последняя картина с Папановым и Алентовой в главных ролях. Прекрасная работа! Как и кинолента «Коммунист», но уже совсем другая. Это и Глеб Панфилов- какой прекрасный спектакль он поставил с Чуриковой и Певцовым на сцене «Ленкома»! Панфилов, вообще, уникальная личность. Или я, например. Мне 81 год, конечно, но меня ведь не назовёшь старым маразматиком?

- Это точно!... Чем Вас театральная Москва ещё радует?

- Я считаю, что театр наш сгнил. В Москве кроме театра Петра Фоменко и Константина Райкина в некоторой степени, смотреть нечего, всё остальное – это вырождение театра.

- А как же знаменитый Театр «Ленком», с руководителем которого вас связывает личная дружба?

- С Марком Захаровым мы дружили до перестройки, а сейчас лишь поддерживаем видимость отношений. «Ленком» конечно, мощный театр, но он связан с определенными актёрскими именами. Таких как Николай Караченцев , Александр Абдулов, Олег Янковский сейчас в нём нет. В репертуаре идёт «Юнона и Авось» вторым составом, но публика уже голосует ногами. Безусловно, театр «Ленком»- это высокий профессиональный уровень, и всё-таки свежие явления, которыми живёт и развивается искусство сейчас можно наблюдать в театре Петра Фоменко. У него тоже был в репертуаре потрясающий мюзикл «Разгром» по Фадееву, который он поставил в 1981 г.

- Как вы охарактеризуете театр «Современник»?

- Коммерческий правительственный театр, который изо всех сил угождает власти, как только может.

- У вас там есть друзья?

- Конечно, есть. Валентин Гафт, который тоже всех ругает. Но как-то после показа моего фильма «Возвращение «Броненосца»» он позвонил и сказал, что хочет меня повидать. Мы с ним встретились, и я услышал от него, что в этом фильме есть гениальные места…

Кинорежиссёр рассказал, что эту картину мало кто видел, так как проката в стране не было, её показали на столетие кино и на юбилей Эзенштейна. А премьера с успехом прошла в 25 странах! Мне довелось его увидеть «Возвращение «Броненосца»» и я тогда была потрясена впечатлением! И вот 10 лет спустя, удалось от автора получить ответ на вопрос:

- История главного героя этого кино невымышленная? Слишком больно за героя.

- Да. Такое было в жизни.

Сегодня лучшее из того, что создается в современном отечественном кино, мало кто видит. Может быть именно потому, что оно точно анализирует время? А вдруг станет слишком больно?

Июнь 2011. Курск.

Ирина Кумова.

Похожие:

Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб icon Она нравится мужчинам. Она нравится женщинам. Светлана Медведева...
Первой леди жена президента, как английская королева, устраивает всех. Она современна и изысканна, но в то же время умеет показать...
Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб iconГеннадий янаев гкчп против горбачева последний бой за СССР
Геннадий Иванович Янаев, первый и последний вице-президент ссср, руководитель Государственного
Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб iconВ жизни СССР период 1965-1980 гг называют эпохой Брежнева, а на злобном...
«переходного периода», опросы граждан разных национальностей СССР обнаружили замечательное явление. Из всех исторических эпох, как...
Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб iconПсихология нейтрализации вредных людей Рассмотрим конкретные рекомендации...
...
Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб iconЛюбовь бывает долгая как у меня Когда ты любишь девушку годами бля...
А она не подозревает этого хаха Ты так стесняешся ее и хочешь пригласить ее в кино и подарить ей кучу роз таких прекрасных и красных...
Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб iconКто такие вредные люди: типология
...
Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб iconПлан мероприятий Вологодской областной юношеской библиотеки им. В....
«Поэзия. Память. Любовь»: музыкально-поэтический вечер к 90- летию со дня рождения Сергея Орлова, поэта, лауреата
Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб iconЧто такое любовь?
«Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит, королева моя? И ева тихонько ответила: «Я»
Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб iconДосье на Путина в Санкт-Петербурге. Наркотики, бандиты, воровство и кгб
Санкт-Петербург офицер действующего резерва кгб владимир Путин, бывший секретарь парторганизации дрезденской группы представительства...
Геннадий иванович полока. В жизни и в кино. За ним приглядывали Любовь Орлова и Галина Брежнева, английская королева и кгб iconРезультаты контрольной работы «Crime and Punishment» Веснина Галина
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница