Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии»


Скачать 196.32 Kb.
НазваниеПисатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии»
Дата публикации26.03.2013
Размер196.32 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
Введение

Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» монотонна и бедна событиями. Напротив, жизнь «писателя с биографией» интересна нам не только своим творчеством, но и историей своей жизни.

В своем сообщении я предлагаю Вам познакомиться с одной из судеб. Она очень поучительна и достойна описания. Это биография автора в судьбе, которого сказалось всё: и влияние среды и времени исторического пути России. И так великолепный мастер слова и в совершенстве владеющий русским языком – Иван Сергеевич Тургенев. Писатель, который наиболее точно обрисует картину русской природы и жизни русских людей.
^ Глава 1. Детство.

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. Любопытно, что прадеды были причастны к событиям времён Ивана Грозного: известны имена таких представителей этого рода как Иван Васильевич Тургенев, который был ясельничим у Ивана Грозного (1550—1556); Дмитрий Васильевич был воеводой в Каргополе в 1589 году. А в Смутное время Пётр Никитич Тургенев был казнён на Лобном месте в Москве за то, что обличал Лжедмитрия I; прадед Алексей Романович Тургенев был участником русско-турецкой войны при Екатерине II.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в г. Орёл. Когда он был ещё младенцем, отец его, чином полковник, вышел в отставку, и семейство Тургеневых переехало в своё имение в Орловской губернии, Спасское-Лутовиново. Там и прошло детство будущего писателя, которое Тургенев сам впоследствии называл несчастливым. Отец его, Сергей Николаевич Тургенев, блестящий молодой офицер из древнего дворянского рода, женился, для того, чтобы поправить дела, на богатой помещице, некрасивой, но сильно в него влюблённой. Звали её Варвара Петровна Лутовинова, и была она на 6 лет старше жениха. В имении Сергий Николаевич кутил, охотился, ухаживал за хорошенькими соседками, а на жену и детей почти не обращал внимания.

Все домашние дела были в руках Варвары Петровны. Она же следила за воспитанием детей. Их было трое. Николай был старше будущего писателя на 2 года, Сергей на 3 года младше.

Варвара Петровна было просвещённой помещицей, библиотека ее ломилась от французских книг. В доме нередко ставились спектакли с участием крепостных актёров и музыкантов. Имение было устроено очень изящно, дети гуляли в парке среди клумб, разбитых садовниками, и слышали крики тех самых садовников, которых постоянно за что-то секли на конюшне. Подданных своих Варвара Петровна за людей не считала и часто срывала на них зло. Да и детей своих наказывала почти ежедневно. Тем не менее, сыновей она очень любила, особенно Ивана, в хорошие минуты бывала с ними очень ласкова и заботилась о них неустанно, доводя иногда этой заботой до отчаяния. Она то и дело меняла гувернеров, стараясь выбрать лучших, каких только можно найти в степной глуши.

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, в купленном на Самотёке доме.
^ Глава 2. Годы учёбы. Раннее творчество.

Вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Там он познакомился с Т.Н. Грановским, студентом юридического факультета. Впоследствии Тимофей Николаевич сделался крупным историком, профессором всеобщей истории Московского университета. Молодые люди очень подружились. Они вместе писали стихи, переводили английских поэтов, спорили о философии, литературе и обо всем на свете. Иван Сергеевич очень увлекался тогда Шекспиром и Байроном. Он переводил «Манфреда» и писал свою собственную драматическую поэму «Стено», мрачную и романтическую. Речь в ней шла об Италии, о кровавом убийстве и о ничтожестве человека перед лицом судьбы.

В 1836 Тургенев отдал своё произведение и несколько стихотворений литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу, вкус которого очень уважал. Профессор разбранил поэму как незрелую и мелодраматическую, но стихи похвалил. В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию с желанием пополнить образование. Отец его незадолго до этого скончался от «каменной болезни», а мать держала сына под строжайшим надзором, насколько это было возможно из-за границы. Она ограничивала его в средствах, не позволяя не роскошествовать, ни помогать почти нищим друзьям. Она принуждала его писать ей, угрожая в противном случае сечь крепостного мальчика Николая. Несмотря на это, до августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем.
^ Глава 3. Любовная связь.

После Берлина Иван Сергеевич побывал также в Риме, Неаполе, путешествовал пешком по Швейцарии, жил в Петербурге. Иногда он приезжал в родное имение. Усадьба в одной из весен сгорела и ее отстраивали заново. Все замечали, что приезды Ивана Сергеевича благотворно действуют на его мать. Приступы беспричинной раздражительности в его присутствии утихали, она была добра и никого не мучила. Иван Сергеевич старался, как мог, облегчить судьбу крепостных, но мать редко его слушала. Как-то раз ему пришлось с ружьём в руках отстаивать дворовую девушку, которую Варвара Петровна пожелала продать.

В один из таких наездов домой Иван Сергеевич влюбился в белошвейку Авдотью, приглашенную в имение его матерью. Узнав об их связи, Варвара Петровна выслала девушку из дома, та уехала в Москву, где родила девочку, которую родила Пелагеей. Ребёнка Варвара Петровна забрала себе. Тургенев выплачивал Авдотье пенсию всю её жизнь. Дочь же он впоследствии взял из Спасского и передал на воспитание во Францию, женщине, которую любил всю жизнь, Полине Виардо.
^ Глава 4. Годы службы. Произведения неопытного писателя.

В 1843-1845 гг. Тургенев служил в канцелярии Министерства Внутренних дел под начальство В.И. Даля, составителя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». В те годы Даль писал физиологические очерки в духе натуральной школы. Тургенев же имел чин коллежского секретаря, но службой пренебрегал, читал романы Жорж Санд, вместо того, что бы заниматься делом.

Знакомство с Белинским не проходит для Ивана Сергеевича даром. В 1843 г. в журнале «Отечественные записки» появляются его рецензии и критические статьи. В те годы разворачивалась борьба между сторонниками «искусства для жизни» и «искусства для искусства». Тургенев занял в ней сторону Белинского. Тургенев утверждал, что особенное влияние на него оказали беседы с Виссарионом Григорьевичем, а не его статьи. Тургенев ратует за простоту стиля, реалистическую манеру письма. Он сам убеждён и стремится убедить читателя в том, что истинную ценность представляют только произведения, написанные на национальном материале, отмеченные глубоким пониманием собственных отечественных проблем. Тургенев сам пытается создать такое произведение. Но поэмы «Разговор», «Помещик», «Андрей», были приняты холодно. Правда, Белинский с похвалой отозвался о замысле «Разговора» - в этой поэме поднимался вопрос о судьбе молодого поколения, проникнутого «апатией воли и чувства при пожирающей работе мысли». Но воплощение этого замысла не понравилось критику – автор высказывался слишком открыто, публицистично, что отразилось на художественности поэмы. Тургенев сам потом стыдился своих незрелых сочинений. «Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям, и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм, но дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете», - можно прочесть в его письме, датированном 1874 годом. Иван Сергеевич чуть было не поставил крест на своей писательской карьере. Во всяком случае поэмы он писать бросил.
^ Глава 5. Тургенев и Виардо: история любви.

Тургенев познакомился с певицей Виардо в 1843 году, когда Виардо находилась на гастролях в Петербурге. Ее полное имя – Мишель Фердинанда Полина Гарсиа (в замужестве Виардо). Полина росла музыкально одаренным ребенком. Обладая необыкновенными лингвистическими способностями, она в 4 года свободно говорила на четырех языках: французском, испанском, итальянском и английском. Позднее выучила русский и немецкий языки, занималась греческим и латынью. У нее был прекрасный голос – меццо-сопрано.

Настоящее признание своего таланта Виардо получила в Петербурге, куда она прибыла в 1843 году. Популярность Полины Виардо дала ей возможность познакомиться со многими представителями высшего света и творческой интеллигенции России. Она участвует в музыкальных вечерах в Зимнем дворце. Тургенев – постоянный участник подобных вечеров и встреч. Он влюблен в Полину Виардо, влюблен с первого взгляда. В это время Тургеневу исполнилось 25 лет. Виардо – 22 года. С этого момента Полина – владычица его сердца. Возникает союз двух ярких талантливых личностей. По мере их сближения Виардо становится невольным исповедником Ивана Сергеевича. Он откровенен с ней. Доверяет ей все свои тайны. Она – первая читает его произведения в рукописи. Она вдохновляет его творчество. Нельзя говорить о Тургеневе, не упоминая Виардо. Нельзя говорить о Виардо вне связи с Тургеневым. С мужем Полины – Луи - Тургенев сильно сдружился. Оба были страстные охотники.

Динамику развития отношений между отношениями Виардо и Тургеневым можно наблюдать лишь по письмам Ивана Сергеевича. Письма Виардо к Тургеневу – не сохранились. Виардо изъяла их из архива писателя после его смерти. Но даже читая письма только одной стороны, письма Тургенева, можно почувствовать силу и глубину его любви к этой женщине. Первое письмо Тургенев пишет сразу же после отъезда Виардо из России в 1844 году. Переписка налаживалась не сразу. Видимо, Виардо отвечала не аккуратно и не давала свободы выражения Тургеневу. Но она не оттолкнула его, она приняла любовь писателя и позволила ему любить себя, не скрывая и своего чувства. Письма наполнены обожанием Виардо. Тургенев начинает жить ее жизнью, ее талантом. Он разбирает недостатки в ее творчестве. Советует изучать ей классические литературные сюжеты, дает советы и по совершенствованию немецкого языка.

Тургенев любил Виардо бескорыстно, всеми силами души, кладя к ее ногам всю свою жизнь. Полина, женщина властного темперамента и непомерной гордости, обладающая трезвым практическим умом, хотя и отвечала на чувства писателя, но практически держала его на расстоянии, часто доставляя Тургеневу непомерные страдания. Это была, несомненно, любовь высшего типа, когда сущность не в обладании телом, а в объединении жизней, в объединении душ. Эти два противоположных характера то сходились, то отталкивались друг от друга, но многие годы оставались вместе.

Отношения Тургенева с Виардо, прошедшие через всю жизнь, влияли на творчество писателя, особенно на любовную лирику. Их отношения длились 40 лет – с 1843 по 1883 годы. Вероятно, это самая продолжительная история любви.

В 1878 г. Русский писатель И. C. Тургенев написал стихотворение в прозе: «Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, - не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего». Это произведение посвящено Полине Виардо, женщине романтическую любовь к которой, Тургенев пронес через многие годы своей жизни, до самого последнего вздоха.
^ Глава 6. «Записки охотника».

В результате сближения с В.Г.Белинским и редакцией журнала "Современник", Тургенев переходит к реализму. Этот поворот Тургенева уже отразился в его драматических произведениях "Неосторожность"(1843), "Безденежье"(1845), "Где тонко, там и рвется" (1847), "Холостяк"(1848), "Нахлебник"(1849), "Месяц в деревне"(1850), "Завтрак у предводителя" (1849). В них Тургенев показал быт и нравы помещичьей усадьбы, чиновничий мир, трагедию "маленького человека". В цикле рассказов "Записки охотника" (1847-1852) Тургенев раскрыл высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, произвол крепостников и их управляющих, поэзию русской природы.

Первый номер «Современника» (январь 1847) вышел с рассказом «Хорь и Калиныч», первым из серии рассказов «Записки охотника». Рассказ ждал ошеломляющий успех. Далее Тургенев опубликовал новые рассказы «Ермолай и Мельничиха», «Льгов», «Однодворец Овсянников». Всё говорило о том, что Тургенев нашёл, наконец, свой материал. Он нашёл тему, которая практически не разрабатывалась до него в русской литературе, - жизнь сельской глубинки, с её деловитыми крестьянами, полудикими необразованными помещиками, с глухими лесами и болотами, которых не касались никогда ни рука садовника, ни кисть художника, ни стих поэта. «Записки охотника» написаны в лучших традициях натуральной школы. Автор ведёт повествование о вещах, хорошо знакомых ему, и находит нужный тон, убеждающий читателя в безусловной правдивости происходящего. О самой охоте он почти не рассказывает. Его охотник не охотится за дичью и зверьём – человеческие типы, вот что он ловит и собирает. Очень сильное впечатление на современников произвело то, что автор говорит о крестьянах, как о людях своего круга, с той простотой, с которой обычно рассказывают о своих соседях. Он не только с простодушным любопытством вникает в их заботы, радуется их радостям. Он восхищается ими, говорит о них с уважением и любовью. Он учится у них жизни. Тургенев заново открывает Родину, он хочет снова стать своим на этой земле, его мучает узаконенная несправедливость, низводящая людей до положения рабов. Он снова и снова пишет о том, как развращенные властью деспоты мучают хороших людей.

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Ася», «Первая любовь» и многие другие произведения. Любовь, по мнению Тургенева, таинственна. «Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать – и пройти мимо», – читаем в финале романа «Дворянское гнездо». Вместе с тем способность любить Тургенев считал мерилом человеческой ценности.

Все тургеневские герои проходят «испытание любовью», своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, душевно окрылен. Один из исследователей творчества Тургенева, П. Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка».

Тургеневские повести о любви, говорят о важнейших нравственных ценностях, они побуждают задуматься о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки и за те чувства, которые человек внушает окружающим, - и о проблемах более глобальных: о цели и смысле жизни, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

  Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекала многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева.

Шесть романов писателя и повесть “Вешние воды” по типу любовной интриги можно разделить на две группы. К первой относятся романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Новь”, “Отцы и дети”; ко второй — “Дым” и “Вешние воды”.

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского.

Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов. «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

В 1843 г. И.С. Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо, когда она находилась на гастролях в Петербурге. Ее полное имя – Мишель Фердинанда Полина Гарсиа (в замужестве Виардо). Полина росла музыкально одаренным ребенком. Обладая необыкновенными лингвистическими способностями, она в 4 года свободно говорила на четырех языках: французском, испанском, итальянском и английском. Позднее выучила русский и немецкий языки, занималась греческим и латынью. У нее был прекрасный голос – меццо-сопрано.

Настоящее признание своего таланта Виардо получила в Петербурге, куда она прибыла в 1843 году. Популярность Полины Виардо дала ей возможность познакомиться со многими представителями высшего света и творческой интеллигенции России. Она участвует в музыкальных вечерах в Зимнем дворце. Тургенев – постоянный участник подобных вечеров и встреч. Он влюблен в Полину Виардо, влюблен с первого взгляда. В это время Тургеневу исполнилось 25 лет. Виардо – 22 года. С этого момента Полина – владычица его сердца. Возникает союз двух ярких талантливых личностей. По мере их сближения Виардо становится невольным исповедником Ивана Сергеевича. Он откровенен с ней. Доверяет ей все свои тайны. Она – первая читает его произведения в рукописи. Она вдохновляет его творчество. Нельзя говорить о Тургеневе, не упоминая Виардо. Нельзя говорить о Виардо вне связи с Тургеневым. С мужем Полины – Луи - Тургенев сильно сдружился. Оба были страстные охотники.

Динамику развития отношений между Виардо и Тургеневым можно наблюдать лишь по письмам Ивана Сергеевича. Письма Виардо к Тургеневу – не сохранились. Виардо изъяла их из архива писателя после его смерти. Но даже читая письма только одной стороны, письма Тургенева, можно почувствовать силу и глубину его любви к этой женщине. Первое письмо Тургенев пишет сразу же после отъезда Виардо из России в 1844 году. Переписка налаживалась не сразу. Видимо, Виардо отвечала не аккуратно и не давала свободы выражения Тургеневу. Но она не оттолкнула его, она приняла любовь писателя и позволила ему любить себя, не скрывая и своего чувства. Письма наполнены обожанием Виардо. Тургенев начинает жить ее жизнью, ее талантом. Он разбирает недостатки в ее творчестве. Советует изучать ей классические литературные сюжеты, дает советы и по совершенствованию немецкого языка.

Тургенев любил Виардо бескорыстно, всеми силами души, кладя к ее ногам всю свою жизнь. Полина, женщина властного темперамента и непомерной гордости, обладающая трезвым практическим умом, хотя и отвечала на чувства писателя, но практически держала его на расстоянии, часто доставляя Тургеневу непомерные страдания. Это была, несомненно, любовь высшего типа, когда сущность не в обладании телом, а в объединении жизней, в объединении душ. Эти два противоположных характера то сходились, то отталкивались друг от друга, но многие годы оставались вместе.

Отношения Тургенева с Виардо, прошедшие через всю жизнь, влияли на творчество писателя, особенно на любовную лирику. Их отношения длились 40 лет – с 1843 по 1883 годы. Вероятно, это самая продолжительная история любви.

В 1878 г. Русский писатель И. C. Тургенев написал стихотворение в прозе: «Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, - не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего». Это произведение посвящено Полине Виардо, женщине романтическую любовь к которой, Тургенев пронес через многие годы своей жизни, до самого последнего вздоха.

Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов. «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению выслан в Спасское, где живет до декабря 1853.

До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).

В 1856 открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистики точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей.

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети». Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым.

Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева.

В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.

В последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике, где представлены основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Умер Иван Сергеевич Тургенев в Буживале, близ Парижа 22 августа (3 сентября) «на руках» своей любимой Полины Виардо. Согласно завещания писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Похороны Великого писателя вылились в массовую манифестацию.


Интересные факты из жизни И.С. Тургенева




У Ивана Сергеевича Тургенева, как и у всех известных писателей, было много особенностей и в характере и в поведении.

^ Иван Тургенев с дыркой в голове

Тургенева по праву можно было бы назвать «самой большой головой русской литературы». Во всяком случае, как установили анатомы, его мозг — 2000 грамм — превышает по весу мозг других знаменитых людей. Быть может именно поэтому, как выразился Боткин, «на такую большую голову у творца просто не хватило материала»: кость на темени у писателя была столь тонка, что через нее, по словам Тургенева, можно было прощупать мозг. Из-за этой особенности при ударе по голове рукой Тургенев терял сознание или впадал в полуобморочное состояние. Когда впоследствии его обвиняли в мягкотелости, он говорил: «Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии... Чего тут ждать, когда на самом темени провал!»

^ Легкомысленная молодость Тургенева

В молодости Тургенев был весьма легкомысленной личностью, если не сказать больше. Мог, например, наприглашать к себе на обед кучу гостей, а потом «случайно» об этом забыть. На следующий день гости, разумеется, высказывали свое крайнее недовольство нерадивому хозяину. Тургенев начинал заламывать себе руки и отчаянно извиняться, ссылаясь на разные причины. Затем тотчас же приглашал к себе на обед, обещая при этом искупить вину неслыханным пиром. Гости смягчались, но когда в назначенный день и час они вновь съезжались к Тургеневу, хозяина... опять не оказывалось дома! Далее все повторялось: горячие извинения и новые приглашения на обед... За эти и другие «шалости» Белинский называл Тургенева не иначе как «мальчишкой».

Иван Сергеевич любил пофрантить. Ему нравилось щеголять в синем фраке с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы, в светлых клетчатых панталонах, в белом жилете и цветном галстуке. Александр Герцен после первой встречи с Тургеневым назвал его Хлестаковым.

В Германии, куда он приехал пополнить свое образование, Тургенев и вовсе сорвался с тормозов: участвуя едва ли не во всех студенческих пирах и сомнительных похождениях, он принялся транжирить родительские деньги налево и направо, при этом забывая писать матери письма. Мать отправляла блудному сыну деньги и продукты, а сын все проматывал и даже не благодарил. Наконец, денежные посылки прекратились. Это заставило его на время остепениться. Однажды Тургеневу пришла из России неоплаченная посылка необыкновенной тяжести. За ее пересылку он отдал последние гроши, распечатал... и ахнул: матушка набила посылку кирпичами!

^ Большие странности Тургенева

«Тургенев — это женская душа в грубом обличье циклопа», — так охарактеризовал Ивана Сергеевича французский писатель Доде. Писемский называл его «ласковым гигантом, с глазами умирающей газели». Несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.

У Тургенева был тонкий, почти женский голос. Это несоответствие между высоким тенорком и его богатырской грудью сразу бросалось в глаза. Будучи совершенно лишенным музыкального слуха, он, тем не менее, очень любил петь. И хотя у него не получалось взять ни одной верной ноты, слушатели приходили в восторг от этого комического зрелища. «Да что же мне делать? Ведь я и сам знаю, что у меня не голос, а просто свинья!» — сокрушался Тургенев.

Как у всякого выдающегося человека, у Ивана Сергеевича были свои странности. Взять, к примеру, его манеру смеяться. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и... ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.

Следует отметить также и его чрезвычайную чистоплотность и почти маниакальную любовь к порядку. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе, и даже вставал ночью, вспомнив, что ножницы лежали не на том месте, на котором должны быть. У него портилось настроение, если оконные шторы были неаккуратно задвинуты. Не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.

По утрам Тургенев долго занимался своим туалетом и особенно тщательно причесывался. «Смотри, — говорил он Полонскому, — я начинаю справа этим гребнем... пятьдесят раз, потом налево... пятьдесят раз; затем другим, более частым гребнем — сто раз. А потом — щеткой. Ты удивлен, не правда ли? Но, понимаешь ли, хорошо причесываться и быть безукоризненно приглаженным всегда было моей страстью с самого детства».

А.Казакевич

Настоящая слава пришла к писателю, когда в 1852 г. Вышла серия рассказов «Записки охотника», в которых он собрал и сосредоточил все, против чего боролся до конца жизни – с крепостным правом. Писатель всей душой восхищается своими героями – крепостными крестьянами: мудрым и хозяйственным Хорем, правдоискателем Касьяном, милыми мальчишками у костра на Беженом лугу. Ему больно видеть свой народ униженным, голодным, нищим. Крепостной крестьянин не имеет права даже на свои привязанности, простые человеческие чувства, как немой Герасим из рассказа «Му-му».

После выхода записок охотника Тургенев попал под полицейский надзор и почти год был вынужден жить в деревне. Вернувшись в Петербург, он пишет произведения о жизни дворян в провинции. В романах «Рудин» и «Дворянское гнездо», в повести «Ася» он показывает праздную жизнь богатых дворянских домов. Герои романов - молодые дворяне, умные, начитанные люди. Они понимают значение образования, науки, возмущаются лентяями и эгоистами, живущими трудом крепостных. Но их попытки изменить жизнь к лучшему кончаются неудачами. Прекрасные слова его героев так и остаются словами.

Свою главную задачу писателя Тургенев видел в том, чтобы правильно наблюдать и отображать жизнь. В романах «Накануне» и «Отцы и дети» появляются новые герои – уже не дворяне, а сыновья мелких чиновников, которые зарабатывают на жизнь своим трудом. Они уверены в себе и готовы к переменам в России. Это люди целеустремленные, у них ясный ум и твёрдый характер, которых так не хватало мечтателям-дворянам.

Последние 15 лет жизни Тургенев прожил во Франции в Париже и сотрудничал в журнале «Вестник Европы». Но все произведения писателя посвящены родине, русским людям, русской природе. С большой деликатностью вводит он читателя в мир душевных переживаний своих героев, рассказывает об их любви и надеждах.

И.С. Тургенев до совершенства отрабатывал язык своих произведений, добиваясь точности, простоты и выразительности слова. Смертельно больной, зная, что уже никогда не побывает на родине, он писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий правдивый русский язык!.. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Любовь к родине всегда оставалась основной темой творчества И. С. Тургенева.




Похожие:

Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» iconГулыга А. В. Г 94 Русская идея и ее творцы
Новая книга писателя-философа А. В. Гулыги, чьи произведения в жанре «философской биографии» широко известны не только у нас в стране,...
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» iconНиколай Михайлович Долгополов Абель-Фишер Серия: Жизнь замечательных людей «Абель Фишер»
Ведь он, резидент советской разведки в США в 1948–1957 годах, вошел в историю как Рудольф Иванович Абель. Большая часть биографии...
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» icon«Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой...
...
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» iconТри модели понимания человека: гуманитарные и естественнонаучные аспекты
Но эти исторические концепции рассматриваются действительно только как исторические. Мы потеряли основания этих концепций, перестали...
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» iconВ миру Ларин Сергей Иванович, родился
Связав свою судьбу с «обновленчеством», пребывал в этом расколе вплоть до свого покаяния в 1943 году. В его биографии в период с...
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» iconОктябрь
Посещение книжной экспозиции, литературная викторина по творчеству и биографии писателя, обзор книг (для студентов 1 курса специальности...
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» iconПлан курса: хроники и описания лит-ра Новой Англии (пуританская)...
Не вполне худ литература. Во многих есть только текст, подтекста нет. Разговор об амер литре невозможен без экскурса в историю
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» iconПлан курса: хроники и описания лит-ра Новой Англии (пуританская)...
Не вполне худ литература. Во многих есть только текст, подтекста нет. Разговор об амер литре невозможен без экскурса в историю
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» iconБилет №4 Конструктивные построения эпохи Возрождения. Конструктивные...
Нам почти неизвестны имена создателей великих соборов Средневековья. В эпоху Ренессанса архитекторы, писатели и художники рассчитывали...
Писатели не только живут в своих произведениях. Иногда их биографии вызывают не меньший интерес, чем их стихи или романы. Жизнь «писателя без биографии» icon  без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность  
Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница