Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики


НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики
страница1/4
Дата публикации02.06.2013
Размер0.55 Mb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Армавирская Государственная педагогическая академия»

Кафедра СОЦИАЛЬНОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ психологии И педагогики






Утверждено на заседании кафедры

специальной, социальной психологии

и педагогики

Протокол № 1 от 3 сентября 2012 г .

Зав.кафедрой__________ Дохоян А.М.



Учебно-рабочая программа
«Логопедия»

раздел «Дислалия»
Направление подготовки 050700

«Специальное (дефектологическое) образование»

Наименование ООП «Логопедия»

Квалификация выпускника

Бакалавр
ВП-Лог-2-1
^ Программа составлена

старшим преподавателем

Гайдай М.Н.

Армавир, 2012 г.

Пояснительная записка

Правильная речь ребенка неотъемлема от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, обогащает его мышление, способствует формированию гармонически развитой личностью, делает его полноценным членом общества. В связи с тем, что значительно растет процент детей с недостатками речи, в современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений и других отклонений в развитии детей. Причины речевых нарушений и несовершенств различны: возрастные особенности формирующегося речевого аппарата и системы речевой деятельности, патогенетические причины (болезнь, травмы, задержки развития)¸а также недостаточное внимание к речи со стороны семьи и воспитателей, неблагоприятное речевое окружение и др. ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний (или отклонений) в развитии ребенка имеет исключительное важное значение для формирования его личности. Особая ответственность в этом лежит на логопедах как специалистах по выявлению коррекции речи и голоса.

Данная программа включает изучение одного из распространенных речевых нарушений у детей «Дислалия», приемов устранения нарушений звукопроизношения путем их предупреждения и преодоления.

Задачи дисциплины. Дать научную своевременную информацию по разделу «Дислалии». В курсе лекций раскрыть разнообразие форм нарушений звукопроизношения, механизмы их возникновения, дать углубленные знания по коррекционно-логопедической помощи, по профилактике нарушений звукопроизношения дошкольников и школьников, познакомить с современными данными наук: детской патопсихологией, нейропсихологией. На практических и лабораторных занятиях закрепить знания студентов об анатомо-физиологических механизмах речи, о методике постановке звуков, применении разнообразных видов упражнений в логопедической работе, дифференцировке различных патологий от сходных состояний. Изучить современные научные исследования по данным проблемам, сформировать знания в подготовке наглядного материала для обследования состояния речи при всех видах нарушений речи, методику исправления всех дефектных звуков речи родного языка.

Наглядность

  1. Практический материал для обследования состояния речи детей (ящик Сегена, доска Коса, наборы по определению цвета, формы предметов, картинки по обобщению, сюжетные серии картин, ребусы, загадки и другой материал).

  2. Альбомы для обследования состояния речи детей.

  3. Альбомы для автоматизации и дифференциации звуков речи.

  4. Дидактический материал.

  5. Профили звуков в норме и патологии.

  6. Схемы по построению и патологии слухо-речевого аппарата.

  7. Схемы и таблицы.

  8. Комплексы всех видов упражнений применяемых в логопедической работе (дыхательные упражнения, артикуляционные, на развитие пространственных представлений и ориентаций на развитие моторики рук и пальцев).

  9. Образцы речевых карт, индивидуальных тетрадей, планов и другой документации логопеда.

  10. Методическая литература по обследованию и коррекционной работе.

  11. Логопедические зонды для постановки звуков, инструментарий, необходимый в работе.



1. Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов знания о нарушениях произношения у детей звукопроизношения и основных методиках их преодоления.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Дислалия» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Базой для ее изучения являются знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Введение в логопедическую специальность», «Русский язык», «Методика развития речи», «Анатомия и физиология органов слуха и речи».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин: «Алалия», «Афазия», «Дизартрия», «Ринолалия», «Нарушение голоса», «Заикание», и др., а также прохождения педагогической (логопедической практики) практики.

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

  • способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8).


^ В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- анатомо-физиологические и нейропсихологические механизмы речи,

- основные этапы развития речи в норме и патологии,

- классификацию звуков в норме,

- разновидности звукопроизносительных дефектов,

-причины их возникновения, и формы проявления дислалии,

-основные направления коррекционной работы по исправлению всех дефектов звукопроизношения,

-основные принципы и методы обследования речи детей,

- формы и приемы логопедической работы по устранению дислалии,

- акустическую и артикуляционную характеристику в норме и патологии.

уметь:

-правильно, с использованием новейших методик провести обследование состояния речи ребенка с любой речевой патологией,

-уметь дифференцировать различные виды речевых дефектов,

- грамотно делать логопедическое заключение, оформлять всю необходимую документацию,

- наметить основные пути не только коррекции речи ребенка, но и личности в целом,

-применять в работе как можно больше наглядного материала (профили звуков речи, таблицы и схемы, рисунки, игры, альбомы и т.д.),

-работать с методической литературой и применять необходимые знания в своей работе.

владеть:

-техникой логопедического обследования состояния артикуляционного аппарата ребёнка и состояния звукопроизношения,

-квалифицированной постановкой правильных звуков речи с помощью логопедических зондов,

-новейшими методиками логопедической работы по коррекции дислалии.
^ Основные понятия курса:

Дислалия- нарушение произношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Сигматизм- недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

Парасигматизм- замена другим звуком .

Ламбдацизм- недостатки произношения звуков Л-Ль.

Ротацизм- недостатки произношения звуков р-рь.

Каппацизм- недостатки произношения звуков к-кь.

Гаммацизм- недостатки произношения звуков г-гь.

^ Хитизм- недостатки произношения звуков х-хь.

Йотацизм - недостатки произношения звука й.

Коррекция речи – исправление недостатков речи.

^ Дифференциация звуков – отличие одних звуков от других.

Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука.

^ Артикуляционные аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи, включает в себя голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк,зубы .
^ Выписка из Государственного образовательного стандарта

курса «Логопедия» раздел «Дислалия»

Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи, этиологии, симптоматике, классификации, структуре и коррекции речевого дефекта. Виды речевых нарушений и их коррекция.

Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.
^ Содержание дисциплины «Дислалия»
I. Введение в логопедию. Классификация звуков русского языка.

Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.

Естественно-научные психофизиологические основы логопедии. Значение логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.

Классификация гласных звуков: лабиализованные, нелабиализованные.

Классификация согласных звуков :

- по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;

- по способу артикуляции;

- по месту артикуляции;

- по наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;

- по месту резонирования.

2.Анатомо-физиологические механизмы речи.

Строение речевого аппарата. Механизмы образования звуков речи.

^ Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Этапы становления речи детей дошкольного возраста по А.Н. Леонтьеву

Развитие представлений об этиологии нарушений речи. Современные представления о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины, понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействий на организм ребенка.

Критические периоды в развитии речевой функции.

Значение наследственности в возникновении речевой патологии.

Понятие о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения.

Понятие о речевых нарушениях, о классификации речевых нарушений. Медицинский, педагогический (логопедический), психологический аспекты классификации нарушений речи.

^ Клинико-педагогическая классификация:

  1. Нарушения звуковой стороны речи: дислалия, ринолалия, дизартрия. Причины проявления.

  2. Полиморфность нарушения речи: алалия, афазия. Этиология, симптоматика.

  3. Расстройства темпа и ритма речи: тахилалия, брадилалия, заикание. Причины, симптоматика, прогноз.

  4. Нарушения голоса: афония, дисфония, фонастения. Нарушения голоса в детском возрасте. Причины, проявления. Профилактика голосовых расстройств. Охрана и гигиена детского голоса.

  5. Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия, алексия, аграфия. Причины, симптоматика. Предупреждение дисграфий и дислексий.

  6. Недоразвитие и нарушение речи при дефектах слуха, зрения, умственной отсталости.

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

1. Нарушение средств общения:

  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР);

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ОНР);

  • Общее недоразвитие речи (ОНР).

Уровни недоразвития речи (по Р.Е. Левиной). Структура речевого дефекта при ФНР,ФФН, ОНР.

2. Нарушения в применении средств общения.

Заикание как нарушение коммуникативной функции речи при сохранности средств общения.

3.Дислалия.

Трактовка произносительных нарушений и первое проявление термина «дислалия». постепенное сужение этого понятия и более четкое определение дислалии. Формы дислалии – функциональная и механическая (органическая). Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия.

Понятие уровней нарушенного произношения в отечественной и зарубежной логопедии.

Простые и сложные дислалии. Механическая дислалия. Анатомическая патология органов артикуляции. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.

4. Методика логопедического обследования при дислалии.

Обследования при дислалии. Обследование звуковой стороны речи как важное звено в общей системе изучения речевой деятельности.

Артикуляционный и фонологический аспекты в обследовании звукопроизношения. Структура обследования детей с дислалией. Психолого-педагогический анализ результатов проведенного обследования.

5. Методика коррекционной работы при дислалии.

Основные принципы логопедической работы при коррекции звукопроизношения.

Сроки и продолжительность логопедических занятий. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка и направленных на стимуляции его познавательной активности.

Этапы и приемы логопедического воздействия. Задачи и содержание каждого этапа работы. Организация занятий при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии.

6. Сигматизм свистящих «С»-«С'», «З»-«З’», «Ц» и шипящих звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ч».

Характеристика свистящих фонем, описание правильного органов артикуляции.

Причины и варианты нарушений – искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели). Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений – сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих.зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Развития фонематического коммуникативных умений и навыков.

7. Ротацизм и ламдацизм.

Характеристика фонем «р-рь», описание правильного уклада органов артикуляции. варианты нарушений фонем – искажения и замены и их приемы. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа – активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использование для этих целей артикуляционной гимнастики. Тренировка фонематического восприятия при заменах. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки р-рь. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Характеристика фонем «л-ль». Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем – искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановке звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

8. Недостатки произношения нёбных звуков: «j» (йотацизм), «К», «Г»-«Г’», «Х»-«Х’» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющееся в искажениях и заменах звуков. Приемы исправления звуков. Развитие фонематического восприятия при заменах. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

^ 9. Нарушения противопоставлений по участию голоса и по степени участия спинки языка (дефекты озвончения и смягчения).

Замены звонких фонем глухими и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции. Варианты нарушений, их причины и способы устранения.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  2. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.

  3. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1991.

  4. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 1992.

  5. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1991.

6. Филичева Т.Б. Основы логопедии. – М., 1989.

7. Практикум по дошкольной логопедии. / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988.

8. С.Д. Забрамная. Отбор детей во вспомогательные школы. – М., 1971, раздел «Логопедическое обследование».

9. М.Г. Геннинг, Н.А. Герман. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

10. Н.И. Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1978.

11. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

12. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятия 13. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В 2 книгах. – М., 1995.

14.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей. – М., 1993.

15.Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2000.

х. – М., 1991.

Дополнительная литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб., 2004.

  2. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 2001.

  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1974.

  4. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1983.

  5. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В.В. Волина. – М., 1991.

  6. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопедов /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1987.

  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2003.

  8. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. – М., 1999.

  9. Козырева Л.М. Тайна твердых и мягких согласных. – Ярославль, 2001.

  10. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб., 1997.

  11. Панов М.В. Русская фонетика. – М., 1967.

  12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.

  13. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1996.

  14. Резничеснко т.С. Говорим правильно. Дифференциация согласных звуков. – 2004.

  15. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М., 2001.


^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ОДО, отделение логопедии, 2 курс, семестр 4


^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестры




4

Общая трудоемкость дисциплины

139







Аудиторные занятия

79




79

Лекции

30




30

Практические занятия

20




20

Лабораторные занятия

20




20

Самостоятельная работа

60




60

Экзамен

9




9
  1   2   3   4

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Актуальность изучения данной дисциплины определяется необходимостью глубоких знаний студентов составной части системы коррекционной...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики icon«Сибирский государственный индустриальный университет» Кафедра рекламы,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарская государственная академия...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики iconВысшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная медицинская академия имени...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики iconВысшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная медицинская академия имени...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики iconИнститут педагогики и психологии
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики icon«саратовская государственная юридическая академия»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики iconАкадемия социального образования факультет педагогики и психологии...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская Государственная педагогическая академия» Кафедра социальной, специальной психологии и педагогики iconИмени профессора И. И. Иванова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курская государственная сельскохозяйственная...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница