Что такое элективные курсы?


Скачать 327.17 Kb.
НазваниеЧто такое элективные курсы?
страница1/2
Дата публикации14.06.2013
Размер327.17 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2
Что такое элективные курсы?
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа. Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов.

Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.

Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль, "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля или "История искусств" для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д.

Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "надпредметный" характер.

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам. Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.
^ Дидактические средства – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.

Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса.

К ним можно отнести:

• учебники, учебно-методические пособия, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.;

• лабораторное оборудование в различных кабинетах: физики, химии, иностранных языков и др.;

• технические средства обучения: телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы и т.д.;

• общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.

В педагогике нет единой общепризнанной классификации методов обучения. Это объясняется тем, что дидакты прибегают к разной основе при разработке классификации и номенклатуры методов обучения. Данная проблема остается по-прежнему дискуссионной.

Можно условно выделить следующие четыре группы методов:

1) объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником, демонстрация фрагментов кино– и диафильмов);

2) проблемный (решение проблемных задач, вопросов, ситуаций);

3) частично-поисковый, или эвристический (овладение отдельными этапами, элементами процесса научного поиска, познания);

4) исследовательский (проблема решается учащимися самостоятельно, но под руководством учителя).

Дискуссия по данной системе классификации методов обучения показала, что она (система) не может претендовать на решение проблемы.

Ю.К. Бабанским в основу классификации методов обучения положен способ организации познавательной деятельности обучаемых.

Опираясь на данный признак, все методы он подразделил на три группы:

1) организации и осуществления учебных действий и операций (словесные, логические, гностические, самоуправления учебными действиями);

2) стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, дискуссии, учебные требования, поощрение или порицание);

3) контроля и самоконтроля (устного, письменного, лабораторного, машинного). 

Разработанная Ю.К. Бабанским классификация отличается большей полнотой систематизации и описания номенклатуры методов. Но в основу ее также положен один признак, что лишает ее возможности претендовать на всеобщий характер.

Новую систему классификации методов обучения предложил И.Ф. Харламов. В основе ее – опора на задачи, этапы и функции обучения.

Все методы он подразделил на пять групп:

1) устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация, демонстрация);

2) закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);

3) самостоятельной работы обучаемых по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы);

4) учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, лабораторные занятия);

5) проверки и оценки знаний, умений и навыков обучаемых (повседневное наблюдение за работой обучаемых, индивидуальный, фронтальный, уплотненный опросы, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль).
^ Дидактическая игра.
В ср. школе Д. и, проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала (диктанты-соревнования по истории, физике, родному языку, математике, «путешествия» по геогр. карте, решение кроссвордов по истории и т. д.). В преподавании иностр. языка характерным является соединение традиц. игр с иноязычным общением, драматизация, ролевое разыгрывание ситуаций общения.

Перспективным является применение Д. и, основанных на имитации или моделировании реальных или гипотетич. жизненных ситуаций (напр., игры, моделирующие деятельность социальных институтов в обществоведч. курсах; ролевые игры-конференции и дискуссии по эко-логич. тематике, комплексные межпредметные игры). Эти Д. и, характеризуются не только познавательным, но и значит, мировоззренческим и эмоционально-личностным воздействием.

Имитационно-моделирующие Д. и, как правило, требуют значит, затрат времени и организац. усилий по их проведению и последующему обсуждению. Учитель обычно предваряет проведение такой игры моделированием её хода, уточняя возможные сложности и т. д. Представляя Д. и, в классе, преподаватель избегает подробного зачитывания инструкций и правил, сочетая его с пробным проигрыванием отд. моментов игры. Распределение ролей может происходить как по инициативе учителя, так и по выбору учащихся. Необходимо определ. время на освоение ролей, в нек-рых случаях целесообразно провести «вхождение» в роль. В дидак-тич. плане особенно важным является обсуждение хода и результатов игры при активном участии самих учащихся.
Компьютерные Д. и, становятся средством формирования у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования, формирования навыков работы на ЭВМ (см. Компьютеризация обучения). Компьютерные игры применяются как дидактич. средство при обучении в самых разнообразных предметных областях (в математике, естеств.-науч. дисциплинах, родном и иностр. языках и др.).

Деловые игры, основанные на воспроизведении, имитации или моделировании производств, ситуаций, направлены на приобретение опыта эффективного решения реальных проф. задач. Эта разновидность Д. и, применяется в высш. школе, производств, обучении, системах повышения квалификации работников производства и аппарата управления предприятий и учреждений, где обучение направлено прежде всего на формирование и отработку конкретных умений действовать в чётко очерченных реальных условиях (оперативно анализировать ситуацию, вести поиск нужной информации, решать неожиданно возникающие проблемы, намечать варианты действий, принимать решение в меняющихся условиях и т. д.). К особенностям деловых игр относятся: представленный уч. материал и воссоздание структуры и функцион. звеньев проф. деятельности через уч.-игровую модель производств, ситуации. Благодаря этим особенностям деловые игры предоставляют большие возможности для их применения в контексте реальной деятельности.

В пед. образовании применяется специ-фич. разновидность деловых игр, т. н. пед. игры, основанные на моделировании пед. ситуаций, их ролевом разыгрывании обучающимися. Всё большее распространение в подготовке учителей получает моделирование фрагмента урока (т. н. микропреподавание). Пед. игры актуализируют знания по психол.-пед. дисциплинам, развивают умения в области методик преподавания и пед. взаимодействия, развивают пед. мышление, проф.-личностные качества педагога, умение работать в реальной обстановке пед. общения, импровизировать и т. д.

В отеч. практике проф. подготовки и повышения квалификации получили распространение организац.-деятельностные игры, направленные на рефлексию основ проф. деятельности (научной, организационной, воспитательной и т. д.), пересмотр прежних и выработку новых производств, ориентиров. Эти игры имеют поисковый характер, их пед. эффект связан с побуждением участников к личностному самоопределению по отношению к проф. ситуации, самой проф. деятельности, интеллектуальным средствам её организации, взаимодействию с окружающими (особенно при наличии оппозиции, конфликта).

Результаты Д. и, оцениваются обычно игровыми баллами (очками) или позитивными суждениями учителя. В Д. и, со ст. школьниками и взрослыми обучающимися педагог нередко обращает внимание на отрицат. результаты с целью побудить участников к пересмотру стереотипных неэффективных действий; прямая оценка игры«заменяется содержат, обсуждением её хода и результатов; важное место на этом этапе занимает самооценка участников игры.
При выборе Д. и, педагогу предстоит продумать предметную область знаний и умений, сформулировать цель игры (дидактич. и игровая задачи), правила и сценарий, условия проведения, подготовить средства игры (карточки-задания, уч. пособия и пр.). Д. и, часто требуют соответствующей психол. перестройки участников, изменяют характер деятельности учителя, к-рый выступает в роли организатора игры, помощника, нейтрального арбитра, отказываясь (по крайней мере, на время игры) от директивных функций, авторитарной позиции. Возможность и целесообразность применения Д. и, в уч. процессе зависят от целей обучения. При сообщении систематич. знаний возможности игры значительно уступают традиц. формам обучения, поскольку приобретение знаний в рамках Д. и, происходит в духе «сопутствующего обучения». В этом случае игра может применяться как вспомогат. средство, выполняя мотивац. функцию в процессуальном (психол.) плане и иллюстративную в содержательном (предметном) плане. Осн. пед. возможности Д. и, связаны с формированием у учащихся опыта деятельности и ценностных отношений, расширением, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения. Высокий мотивац. потенциал игровой деятельности обеспечивает вовлечённость учащихся в уч. процесс. Д. и, моделирующие реальные ситуации, способствуют интеграции знаний из разл. предметных областей, переносу их в новые ситуации, развивают творческое мышление. Игры, включающие ролевую деятельность, формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения. Применение Д. и, в условиях коллективной уч. деятельности даёт возможность формировать умения и навыки межличностного взаимодействия.
Беседа (от греч. - нахожу, открываю) - прогрессивный, диалогический, вопросно-ответный метод обучения, при котором преподаватель не сообщает студентам готовых знаний, а с помощью постановки тщательно продуманной системы вопросов, выясняет их мнение, заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта, подходить к пониманию нового материала.

Беседу проводят перед изучением нового материала с целью повторения и проверки усвоения уже изученного, перед планируемой экскурсией (или после нее).

В беседе преподаватель опирается на технические знания студентов, на их приобретенный опыт. Беседа будет иметь познавательную ценность для студентов тогда, когда преподаватель использует ее для углубления пройденного материала, для систематизации имеющихся знаний.

Виды бесед:

Эвристическая (опираясь на имеющиеся знания и практический опыт у студентов они подводятся к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов);

Сообщающая (для сообщения новых знаний);

Вводная (цель - вызвать у студентов состояние готовности к познанию нового);

Закрепляющая (применяется после изучения нового материала);

Собеседование (индивидуальная или групповая беседа - обсуждение проблемных вопросов, большая доля самостоятельности в суждениях студентов).
^ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.
ПОЗВОЛЯЕТ УЧАЩИМСЯ ОПЕРАТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЯВЛЯЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О БЫСТРО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ, НАХОДИТЬ ГЛАВНОЕ, АКТУАЛЬНОЕ В ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ И АКТИВНО ПРИМЕНЯТЬ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. ЭТО ОСОБЕННО ВАЖНО, ТАК КАК БЫСТРО МЕНЯЮЩАЯСЯ КАРТИНА МИРА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПОЛНОЙ МЕРЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ПОСКОЛЬКУ ИНФОРМАЦИЯ В УЧЕБНИКАХ БЫСТРО УСТАРЕВАЕТ. АНАЛИЗ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ИМЕЕТ МЕСТО ИНТЕРЕСНЫЙ ОПЫТ ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. ОДНАКО В ЦЕЛОМ УЧИТЕЛЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ ЛЕКЦИИ, ПРАКТИКУМЫ, СЕМИНАРЫ, ЗАЧЕТЫ ПРИМЕНЯЮТ БЕССИСТЕМНО, ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ. В ИТОГЕ, КАК ПРАВИЛО, УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИЕСЯ НЕ ПОЛУЧАЮТ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО И УРОВЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КУРСА, КАЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, А ТАКЖЕ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЯМ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

КУРС ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ, ИСТОРИИ ИМЕЕТ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ С ОСНОВНЫМИ ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИМИ: РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЛЕКЦИЙ, ПРАКТИКУМОВ, СЕМИНАРОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, ЗАЧЁТОВ, СОБЕСЕДОВАНИЙ. ЭТО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КУРС СРЕДНЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО, БИОЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ ОПИРАЕТСЯ НА ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ БАЗУ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ У УЧАЩИХСЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ И ИСТОРИИ. 
ДЕДУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ КУРСА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССМОТРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБЩЕМ ОБЗОРЕ ТРЕБУЕТ КАЧЕСТВЕННО НОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ – ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ОБОБЩЕНИЯ, КОНКРЕТИЗАЦИИ, СРАВНЕНИЯ СЛОЖНЫХ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО И ГЛОБАЛЬНОГО МАСШТАБОВ. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ БАЗА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПОЗВОЛЯЕТ ВКЛЮЧАТЬ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ БОЛЬШОЙ ОБЪЁМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: КАРТАМИ, СТАТИСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ, СПРАВОЧНОЙ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЯ И С ПОМОЩЬЮ СЕТИ INTERNET. 
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК И ЛЮБАЯ СИСТЕМА, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ «СОВОКУПНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТНОШЕНИЯХ И СВЯЗЯХ ДРУГ С ДРУГОМ, КОТОРАЯ ОБРАЗУЕТ ОПРЕДЕЛЁННУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ, ЕДИНСТВО».

ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ УЧАЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ, КОТОРЫХ ОТЛИЧАЕТ СПОСОБНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ПРИЕМАМИ ЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ, БОЛЕЕ АКТИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПОИСКЕ ИНФОРМАЦИИ, ШИРОТА, УСТОЙЧИВОСТЬ И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ.

^ МОДЕЛЬ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ. 
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ МЕТОДИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ: 
1. СООТВЕТСТВИЕ РАЗНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКУЮ СИСТЕМУ. 
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ЗАНИМАЕТ ЛЕКЦИЯ. С НЕЕ НАЧИНАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ КУРСА, РАЗДЕЛА, ТЕМЫ. НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЬ ЗАКЛАДЫВАЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. 
ОСНОВОЙ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКУМОВ ЯВЛЯЮТСЯ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. НА ПРАКТИКУМЕ ФОРМИРУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ РАБОТЫ С ТЕМАТИЧЕСКИМИ КАРТАМИ, СТАТИСТИЧЕСКИМИ И ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ, ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, А ТАКЖЕ СОСТАВЛЕНИИ ОПИСАНИЙ И СРАВНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ.

^ СЕМИНАР ПРИЗНАН ОБОБЩИТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. НА ЗАНЯТИЯХ ФОРМИРУЮТСЯ НАВЫКИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ. 
ЗАЧЕТ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ УСВОЕНИЕ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ, ГОТОВНОСТЬ УЧЕНИКА К ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛЕДУЮЩИХ ТЕМ КУРСА, РАЗДЕЛА, ВСЕЙ ТЕМЫ. НА ЗАЧЕТЕ МОЖНО ВЫЯВИТЬ ПРОБЕЛЫ В СЕМИНАРАХ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ОБНАРУЖЕНЫ НА ПРАКТИКУМЕ ИЛИ СЕМИНАРЕ. 
^ НА СЕМИНАРЕ И ЗАЧЕТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТИ УЧЕНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ПРОЧИТАННОГО МАТЕРИАЛА. 
2. СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 
СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ ТЕМЫ, КУДА ВНЕСЕНА ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НОВЫХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ТРЕБУЕТ ЛЕКЦИОННОЙ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА. ЛЕКЦИИ ЗАНИМАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, А РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР ВЫНОСИТСЯ НА ПРАКТИКУМЫ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 
В РЕГИОНАЛЬНЫХ РАЗДЕЛАХ ТРЕБУЮТСЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ, КОНКРЕТИЗАЦИЯ, УГЛУБЛЕНИЕ УЖЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ. ОСУЩЕСТВИТЬ ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ ВСЕГО НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ. ДЛЯ ТАКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ИМЕЮТСЯ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ: ПОТРЕБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, НАЛИЧИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ РАЗНЫХ СТРАН И НАРОДОВ. 
НАПРИМЕР, НА ПЕРВЫХ ЗАНЯТИЯХ СЕМИНАРА ПРЕОБЛАДАЕТ РАБОТА ПО ОТБОРУ МАТЕРИАЛА ИЗ КАКОГО-ЛИБО ИСТОЧНИКА И ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЙ; НА ПОСЛЕДУЮЩИХ – НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА, ВЫСТУПЛЕНИЕ С РЕЦЕНЗИЕЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ, ОЦЕНКОЙ КАКОГО-ЛИБО ЯВЛЕНИЯ ИЛИ ПРОЦЕССА; НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ СЕМИНАРЕ – УЧАСТИЕ В ДИСКУССИИ. 
^ МЕНЯЮТСЯ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ: ОТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИНФОРМАЦИОННОЙ К ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОРГАНИЗАТОРСКОЙ, КОНТРОЛИРУЮЩЕЙ. 
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. 
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ (ЛОК) К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ. ОНИ ПРИНИЗАНЫ КОМПАКТНО ГРАФИЧЕСКИ ОТОБРАЗИТЬ ТЕМУ, ЕЕ ЛОГИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ, ПРОЦЕСС ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧИТЕЛЕМ. ТАКИЕ КОНСПЕКТЫ СПОСОБСТВУЮТ СОЗДАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ЧЕТКОГО И НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИЗЛОЖЕННОГО МАТЕРИАЛА, ПОМОГАЮТ УЧАЩИМСЯ РАЗОБРАТЬСЯ В ЕГО СТРУКТУРЕ, ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНОЕ И ЧАСТНОЕ, ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ОСМЫСЛИТЬ И ЗАПОМНИТЬ ОСНОВНОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. 
СБОРНИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ К ПРАКТИКУМАМ. СБОРНИКИ СОДЕРЖАТ ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИЕСЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, А ТАКЖЕ СПРАВОЧНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ, КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ И ТЕКСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ТАКИЕ СБОРНИКИ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, ОПТИМАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ. 
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ. ОНА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВЫХ РАБОТ И ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ И ЗАЧЕТУ. 
^ СБОРНИКИ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ. СОДЕРЖАТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ С ЦЕЛЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО, ТЕМАТИЧЕСКОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ. 
ПРОВЕДЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАЛИ ВЫСОКУЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ, ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ТАКЖЕ И МЕТОДИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗРАБОТАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.
  1   2

Похожие:

Что такое элективные курсы? iconIii блок «Элективные курсы по выбору»; IV блок «Олимпиады»; V блок «Конкурсы»
Мой портрет цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография
Что такое элективные курсы? iconЧто такое актерская игра?
Снова здравствуйте, друзья. Я хочу рассказать вам, что такое актер. И доказать вам что эта гипотеза объективна
Что такое элективные курсы? iconЛюбовь, стремление, жажда + ооф!а мудрость
К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует...
Что такое элективные курсы? iconКурсы всемирной организации интеллектуальной собственности
Всемирная Академия воис ведёт набор на бесплатные курсы «Основы интеллектуальной собственности»
Что такое элективные курсы? iconЧто такое парцелляция?
Что такое канцелярит? (2)У него есть очень точные приметы, общие и для переводной, и для отечественной литературы
Что такое элективные курсы? iconРасписание занятий студентов заочной формы обучения, 1 5 курсы (базовое...
Студентов заочной формы обучения, 1 5 курсы (базовое образование среднее полное и среднее профессиональное), 1-2, 5 курсы (базовое...
Что такое элективные курсы? iconЧто такое стробизм?
Введение. Что такое стробизм. Возможности применения. Отличия от студийного света
Что такое элективные курсы? iconЮридическая этика
Проиллюстрируйте на основе стихотворения В. В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" (см. Приложение 1) основные функции...
Что такое элективные курсы? iconОпределите понятия: мегамир, макромир, микромир, наномир. Связаны ли они?
Что такое наномир? Что такое нанотехнология? Чем отличается наномир от нанотехнологий?
Что такое элективные курсы? iconЧеловек Принцип удерживания человека в рамках правовых и моральных норм в племенах
Человек согрешил, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла. Не послушался Отца – познавай. С рождения до самой смерти человек...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница