Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор


Скачать 66.37 Kb.
НазваниеСвятой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор
Дата публикации17.06.2013
Размер66.37 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы

Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

Дни памяти:  Февраль 14 / 27,  Сентябрь 20 / Октябрь 3




Мученик Михаил, князь Черниговский
Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая / 6 июня). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 / 17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители - братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица - их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 - 1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким. В 1226 году он участвовал в печально известной битве на Калке между русско-половецким и монгольским войском под командованием Джебе и Субэдэ – военачальников Чингисхана (нашествие хана Батыя было уже после смерти монгольского полководца).

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение - его особое разрешение - ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35 - 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские1 палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого Михаила Черниговского.

14 / 27 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября / 4 декабря 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

"Род праведных благословится", - говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь - преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября / 8 октября) и его внука - святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября / 3 октября).
^

Тропарь
мучеников и исповедников Михаила и Феодора

глас 4


Жизнь вашу мученически совершивше,/ исповедания венцы украсившеся, к Небесным востекосте,/ Михаиле премудре с доблим Феодором,/ молите Христа Бога/ сохранити oтечество ваше,/ град же и люди,// по велицей Его милости.
^

Тропарь Перенесение мощей


Троичнаго Божества осиянием просветився, /страстотерпче великий княже Михаиле,/
с премудрым болярином ти Феодором,/самозванна к подвигом устремистася,/
сквозе огнь не идоста,/кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста /
и нечестиваго царя обличиста,/Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./
И того ради кровей своих струями обагристася, славная./Темже и венцы от Него победная прияста,/и нас свыше назираета,/молим вас, святыя, молите Того,/
яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол /
и подаст нам вся благая,/Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.

^

Благоверный князь Олег Брянский

День памяти: Сентябрь 20 / Октябрь 3



Олег Брянский

Благоверный Олег Романович, в крещении Леонтий, князь Брянский, был внуком князя Михаила Черниговского, замученного в Орде татарами. Святой Олег был равнодушен к богатству и мирской славе; его больше всего привлекала монашеская жизнь. Поэтому, уступив свой престол брату он постригся в монахи. При постриге его нарекли Василием. Святой Олег стал известен строгостью своей монашеской жизни. Он мирно скончался в своем монастыре около 1289 г. Его мощи почивали в Петропавловском Брянском монастыре, им построенном.
^

Тропарь Олегу Брянскому, блгв. кн., глас 8:


От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне /
славу земную, яко преходящу, оставил еси /и царство земное в ничтоже вменивше, /
лику инок радостно причелся еси /и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: /тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.


1 Строго говоря, в тот момент татары были лишь одним из народов, вассальных по отношению к монголам, кои не имеют с татарами – тюркским народом, ни малейшего родства. Но дело в том, что «татары» - это скорей собирательное прозвище, чем определение национальности….

Похожие:

Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор iconСвятой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский и чада его Давид и Константин
Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем,...
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор iconСвятой благоверный великий князь Александр Невский
Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III большое Гнездо. Мать св. Александра,...
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор iconСвятой благоверный князь Вячеслав Чешский; чеш. Václav, лат. Venceslaus,...
Людмилой, в христианской вере. Его мать Драгомира была очень недовольна влиянием свекрови на сына и преследовала её, так что Людмиле...
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор iconСвятой благоверный князь александр невский
Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и...
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор iconПреподобный Феодор Студит Дни памяти :  Январь 26 / Февраль 8,  Ноябрь 11 / 24
Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых...
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор iconПреподобный Феодор Студит Дни памяти :  Январь 26 / Февраль 8,  Ноябрь 11 / 24
Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых...
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор iconСвятой Феодор, первый архиепископ Ростовский, происходил из того...
В то время находились в том монастыре и другие знаменитые подвижники, как святой Алексий, впоследствии митрополит, старец Геронтий...
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор iconВсеволод Псковский Дни памяти :  Февраль 11 / 24,  Апрель 22 / Май...
Мстислав-Феодор Великий (+ 15 / 28 апреля 1132). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород...
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор icon775 лет назад (1238) произошла битва русских с татарами на реке Сить
Великий князь Михаил Ярославич Тверской, супруг св благоверной великой княгини Анны Кашинской. После его гибели тверские земли, по...
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор iconПреподобный Феодор Студит о Московской патриархии
Епископ Григорий (Лурье). Феодор Студит и недоуменные вопросы русской церковной жизни (в сокр.). Православный информационный бюллетень...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница