Скачать 262.62 Kb.
|
Содержание Региональные сцены«Красная волна» Конец 80-х — начало 90-х 90-е и современность Русский рок за пределами России Советский рок |
Русский рок — это рок-музыка из России или на русском языке. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой музыки, и по сей день существует в России и странах СНГ. История 60-е годы Рок в СССР появился в 60-е одновременно с возникновением его во всём мире. К середине 60-х в Москве и Ленинграде сформировались первые бит-группы, исполнявшие кавер-версии зарубежных хитов. Первой песню на русском языке сочинила московская группа «Сокол», посвятив её появившимся тогда же московским хиппи - это произошло в 1965 году, а сама песня под названием «Солнце над нами» стала на десятилетие их неофициальным гимном. Особую известность в Москве 60-х имели группы «Скифы»[1], «Аргонавты»[2], «Сокол», «Cкоморохи» (группа Александра Градского, ранее основавшего группу «Славяне»). Эти группы оставили записи. «Сокол» сыграл композицию для мультипликационной работы Фёдора Хитрука «Фильм, фильм, фильм» (1968 г.). Музыканты «Скифов» в 2000-х годах случайно обнаружили плёнку с так и недописанным потенциально первым рок-альбомом в СССР[3] (1969 г.). Записи группы убедительно демонстрируют, на каком высоком уровне был рок в СССР в 1960-х годах. Это можно оценить и по присутствию исключительно русскоязычных песен, а не кавер-версий, и по богатому звуку - группа одной из первых в мире (!) использовала фузз, а также многие другие эффекты, созданные самостоятельно и потому не имевшие в то время аналогов[4]. «Аргонавты» обнаружили свои записи 1966-68 гг.[5] в государственных архивах. Группа «Скоморохи» записывалась на студии Мелодия в 1971-1973 году, но только в 1987 году удалось издать эти записи под названием «Размышления шута». Одновременно с набравшей волну популярности, битломанией, практически в каждой школе создавалсь своя рок-группа. Многие из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 70-х («Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина времени»). После завершения высшего образования музыканты бывших независимых групп были вынуждены уйти работать по специальности или вступить в профессиональный коллектив, которым на тот момент являлся ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Считается, что начало 70-х положило конец первой волне рока в СССР. Апогеем этой волны был Ереванский рок-фестиваль, ежегодно проходивший в 1968-1972 гг и собиравший самые крупные московские коллективы. Но и после распада большинства самых известных команд 60-х и выезда за рубеж многих их членов, рок-музыка продолжала развиваться. Первой группой, записавшей магнитоальбом, оказались московские «Оловянные Солдатики» - это произошло в 1972 году (альбом «Рассуждения»). В 2000-х этот и второй альбом 1976 года были отреставрированы и выложены в сеть[6]. Также «Оловянные солдатики» записали песню для мультфильма «Ну погоди» — «У попа была собака»). Родоначальником ленинградской магнитоальбомной эры оказался Юрий Морозов (1973 г.), что описано в книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», где работы Морозова ошибочно названы также и первыми альбомами советского рока в принципе (это не так, поскольку на год раньше это сделали «Оловянные солдатики», а ещё в 1969 году это пытались сделать «Скифы»). 70-е годы Параллельной независимой рок-сцене существовала официальная (и оттого, несравнимо более известная) сцена советских ВИА. ВИА исполняли музыку, близкую к року (например, «Весёлые ребята», «Цветы», «Голубые гитары»), и не удивительно, ведь в то время в них играли иногда полными составами бывшие звёзды рока 60-х. Несмотря на то, что репертуар ВИА проходил утверждение на худсоветах, состоящих из консервативных пожилых политработников, в начале 70-х на миньонах выходили кавер-версии «Битлз», а на концертах все группы обязательно исполняли сегмент, также состоявший из забойных кавер-версий. Петь свои песни не разрешалось, потому что каждая песня заносилась в программу-рапортичку, за каждый факт исполенния которой автору текста и музыки, обязательно бывшему и членом Союза композиторов, перечислялся гонорар. В случае иностранных исполнителей это было делать не нужно. Группы, которые это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными. Однако это лишало возможности выпускать официальные пластинки. Возможности для концертов это не ограничивало, т.к. группы обычно являлись прикреплёнными к отдельному ВУЗу или факультету, что давало возможность выступать на большой сцене. Самым известным местом выступления рок-групп 70-х в Москве стал ДК «Энергетик» МЭИ, в котором на одном из концертов вынесли чугунные ворота и вызывали конную милицию для наведения порядка, в то время как хиппи подкармливали лошадей сахаром, «случайно завалявшимся в карманах». В этот период в основном распространялись не альбомные, а концертные записи, которые переписывались как самиздат от одного владельца магнитофона - к другому. Для московской рок-музыки 70-х годов было абсолютно нетипичным такое явление ленинградского рока, как квартирник, широко распространившийся в 80-е годы. В Москве, помимо уже упомянутых групп «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Машина Времени» особенно были известны «Високосное лето» (записавшие один из редких для 70-х магнитоальбомов), «Автограф», «Воскресение». Рок-группы Ленинграда 70-х, такие как «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург» тоже выступали на сцене исключительно в электрическом варианте. Для рок-музыки того времени, требовавшей драйва, выступление в акустическом варианте было бессмысленно. В соответствии с велением времени и доминированием стилей арт-рок, хард-рок и прогрессив-рок группы 70-х имели соответствующее звучание: это и были уже упомянутые «Мифы», «Россияне», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение», «Високосное лето» (в чём можно убедиться в отношение последних двух по сохранившимся записям - «Удачное приобретение Live'74» и альбом группы «Високосное лето» «Лавка чудес» (1978)). Скорее исключением являлся звук групп «Машина Времени», «Оловянные Солдатики», «Воскресенье», черпавших вдохновение непосредственно в стилях 60-х годов, а потому игравших в более мягком звучании. Это же относится и к ленинградской группе «Аквариум», вдохновлявшейся 60-ми. Но ошибочно считать, что границу между роком, ВИА и авторской песней было бы трудно провести в 70-е годы. Рок-фаны одинаково брезгливо относились и к ВИА, и к бардовской (блатной песне) справедливо за «отсутствие драйва» в их музыке. Однако к 80-м годам в мировой музыке проявились менее тяжёлые стили панк, new wave, что по свидетельству первого нью-вейв музыканта Василия Шумова (лидера группы Центр, возникшей в 1980 году) приводило к ненависти со стороны молодого поколения и к представителям более старшей хард-роковой генерации. 80-е годы К концу 70-х — началу 80-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ). Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей — держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «Оберманекен», «Странные игры» и др. Русский рок пережил трудный период в 1983—85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные группы начались гонения, а организация концертов без участия государственного монополиста была приравнена к частному предпринимательству и грозила тюрьмой. В этот период от подобных мер особенно пострадали московские группы: «Воскресение», «Браво», «Коррозия Металла»; их концерты прекращала милиция, а отдельные их участники даже побывали под арестом. Только в 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство.Популярными становятсяНаутилус Помпилиус,Зоопарк и Бригада С. 80-е в истории русского рока можно сравнить с поздними 60-ми в зарубежной рок-музыке. В городах СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились люди, последовательно пишущие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли крупные рок-фестивали («Литуаника» — 1985-89, «Подольск» — 1987), «СыРок» и др. Прототипом русской рок-музыки 80-х стала англо-американская рок-музыка, а именно, такие ее направления как хард-рок, хэви-метал, «новая волна», а также панк-рок и частично пост-панк. Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 80-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп. ^ Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 80-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям. Прежде всего выделяются три крупнейших центра русского рока — Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и Свердловск(Екатеринбург)[7]. Центрами рок-музыки в СССР были:
![]() ![]() «Ария»
![]() ![]() «Наутилус Помпилиус»
В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна). После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с зарубежными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988—89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом(Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).Альтернативный текст для изображений |
![]() | Художественная культура нового времени Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. Социальная... | ![]() | Литература Театр Отечественная культура во второй половине XIX в развивалась прежде всего под влиянием реформ Александра II |
![]() | Во второй половине 1970-х гг на лидирующие позиции в мировой экономической... Во второй половине 1970-х гг на лидирующие позиции в мировой экономической науке стало выдвигаться неоконсервативное направление.... | ![]() | Тема: "Россия во второй половине XVIII века" Следующее занятие (05. 12) семинар. Тема: "Россия во второй половине XVIII века" |
![]() | Украинские земли в составе Великого княжества Литовского и других... | ![]() | Зарубежная литература 20 века Модернизм охватывает литературу первой половины 20 века и затем постмодернизм (век постмодернизма длится и по сей день) |
![]() | Вопросы к зачету по курсу «великая отечественная война советского... Актуальность и необходимость изучения Второй мировой и Великой Отечественной войн. Периодизация Второй мировой войны | ![]() | Лекция №11. Экономическое развитие стран во второй половине 20 века. План Германия должна была выплачивать репарацию для покрытия убытков во время войны; 6 следствия начала холодной войны 1946, образование... |
![]() | Русская культура в первой половине XVIII в Появление новых направлений культуры (скульптура) под влиянием западноевропейской культуры | ![]() | Музыка в День музыки – учителям! ... |