Л. И. Шевченко Древнегреческая литература


НазваниеЛ. И. Шевченко Древнегреческая литература
страница1/7
Дата публикации01.04.2013
Размер0.95 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7


постоянный адрес документа: http://www.ssu.samara.ru/~scriptum/greece.doc

Министерство образования российской федерации

Самарский государственный университет

Кафедра немецкой филологии


Л.И.Шевченко

Древнегреческая литература
Учебно-методическое пособие

по античной литературе
Часть I
для студентов I курса филологического факультета

Издательство «Самарский университет»

2000

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

ББК 83.3(0)3

Ш 379
Шевченко Л.И. Древнегреческая литература. Учебное пособие по античной литературе. Часть 1. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. 68 с.
ISBN 5-86465-186-9


Учебно-методическое пособие «Древнегреческая литература» предназначено для студентов I курса филологических факультетов, изучающих историю античной литературы. Материалы пособия содействуют выработке навыков самостоятельной работы студентов над первым и наиболее трудным этапом изучения общего курса истории зарубежной литературы. В приложении к пособию представлены вопросы для итогового контроля знаний и список текстов, необходимых для ознакомления первокурсников с указанной дисциплиной.


^ Отв. редактор Н.Л. Раевская (Минский государственный лингвистический университет)

Рецензенты: Л.В. Павленко (Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского), Т.А.Якадина (Самарский государственный педагогический университет).


© Шеваченко Л.И., 2000

© Изд-во «Самарский

ISBN 5-86465-186-9 университет, 2000



Цель настоящего учебного пособия - помочь студентам в их самостоятельной работе по изучению историко-литературного процесса одного из двух античных рабовладельческих обществ - древнегреческого.

Курс истории античной литературы является частью общего курса истории зарубежной литературы. Первый и наиболее трудный этап его изучения - знакомство с памятниками древнегреческой литературы - осложнен тем, что студенты-первокурсники, как правило, не имеют никакой предварительной подготовки по этой дисциплине в процессе школьного обучения и с трудом адаптируются к условиям вузовской системы обучения; к тому же крайне ограниченные сроки изучения курса (от 36 до 54 лекционных часов при полном отсутствии практических занятий) часто не позволяют реализовать важнейшие задачи: овладение навыками самостоятельного анализа произведений художественной литературы, знакомство с текстами античных авторов, усвоение литературоведческой терминологии латино-греческого происхождения, определенного минимума мифологических имен и сюжетов, осознание роли античной литературы в последующем развитии мирового литературного процесса.

Важнейшие учебные и справочные издания представлены следующим библиографическим списком:1


  1. Античная литература. Греция. Антология / Сост. Н.А.Федоров. Ч.I, II, III. М: Высшая школа. 1989.

  2. Борухович В.Г. История древнегреческой литературы. Саратов, 1982.

  3. История всемирной литературы. В 9-ти т. – Т. I. Литература древнего мира. - М.: Наука, 1983.

  4. История греческой литературы. В 3-х т. / Под ред. С.И.Соболевского М.: Изд-во АН СССР, 1959-1962.

  5. Лосев А.Ф. Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. 4-е изд. М.: Просвещение, 1997.

  6. Программа по истории зарубежной литературы для филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1970.

  7. Программа по истории зарубежной литературы. Сост. А.И. Петрушкин. Куйбышев: Изд-во КГУ, 1981.

  8. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977.

  9. Тронский И.М. История античной литературы. 5-е изд. М.: Высшая школа, 1988.

  10. Федоров Н.А. История античной литературы. Методические указания для студентов I курса филологических факультетов и факультетов журналистики государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1977.

  11. Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф.Дератани, Н.А.Тимофеева. Т.1. Греция. М.: Учпедгиз, 1958.

  12. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1971, 1972.

Обращаясь к вопросу исторической оценки античной литературы, целесообразно использовать учебник И.М.Тронского, автор которого выделяет и сравнительно подробно анализирует наиболее значительные этапы в истории использования и оценки античной литературы в последующие периоды мирового литературного развития (С.11-16), а также учебник В.Г.Боруховича, содержащий написанные преподавателем университета В.В.Беляевым главы “Античные традиции в европейской литературе” и “Античность и русская культура” (С.414-447).

Библиография по вопросу античного влияния на мировую литературу и искусство представлена в учебнике “Античная литература” под редакцией А.А. Тахо-Годи (С.441-444).

^ Древнегреческий фольклор и мифология
Важнейшая черта античного искусства вообще и литературы в частности - связь с фольклором и специфической формой устного народного творчества, возникающей в ранние периоды развития человечества - мифологией. Греческий фольклор содержал все виды народного творчества, характерные для других народов на стадии родового общества: мифы, сказки, заклинания, песни, пословицы, загадки и т.д. Рассматривая наиболее ранний и популярный вид древнегреческого фольклора - песню, следует обратить внимание на такие ее разновидности, как обрядовая и трудовая песня, запомнить следующие термины – тренос (френос), гименей, энкомий, гипорхема, софронистическая песня, пеан, дифирамб, эйресиной, сколий, антема, хилихелоне и т.д.

Мифология сыграла огромную роль в развитии античной и особенно греческой литературы, буквально все жанры античной литературы в той или иной степени связаны с мифологическим сюжетом, пронизаны мифологическими образами и понятиями. В существующих учебниках по античной литературе вопросы мифологии, ее происхождение и этапы развития освещены бегло, так как предполагается их самостоятельное изучение. В этой связи первостепенное значение приобретают методические указания к данному разделу темы и список рекомендуемой литературы.

В школьном понимании мифология - это фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, передаваемое, как правило, в форме устных повествований - мифов. Студентам необходимо усвоить значение терминов миф, мифология, заимствованные из греческого языка. Миф - предание, сказание; мифология - наука, изучающая мифы. Необходимо различать понятия миф и сказка, представлять основные этапы становления мифологии, условия и специфику ее появления и дальнейшие функции. В незначительной степени этим вопросам уделяется внимание в дисциплинах, изучаемых студентами-филологами параллельно с античной литературой, в курсе фольклора и во введении в литературоведение. Краткий очерк античной мифологии представлен в учебнике по античной литературе Г.Г.Анпетковой-Шаровой и Е.И.Чекаловой (Г.Г.Анпеткова-Шарова, Е.И.Чекалова Античная литература. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. С.14-53). Полезные рекомендации и отдельные замечания можно найти в учебных пособиях В.Г.Боруховича История древнегреческой литературы, Саратовский ун-т, 1982) и А.Ф. Лосева Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. 4-е изд. М., 1997).

Изучая тему “Мифология” студенты должны усвоить сюжеты наиболее известных античных мифов, уметь объяснить их смысловое содержание, увидеть в них черты реальной жизни и осмысление современной действительности. Необходимо запомнить также термины и понятия, которые связаны с различными периодами становления и развития мифологических и религиозных представлений, таких как фетишизм, анимизм, тератология, хтонизм, антропоморфизм и зооморфизм, иметь представление о различных мифологических классификациях.

В процессе самостоятельной работы над усвоением мифологических имен, сюжетов и терминов рекомендуется составлять рабочие словари и конспекты, предназначенные для дальнейшего использования. Конспект книги и отдельные статьи словаря не должны быть чрезмерно подробными, необходимо отразить суть и наиболее типичную функцию божества или иного мифологического образа, его роль в дальнейшем развитии мировой литературы и искусства. Например; ГЕБА - вечно юное божество, олицетворение расцвета человеческой жизни. На Олимпе она прислуживает богам во время пиров. После обожествления Геракла дана ему в жены; ДИКЕ (ДИКА) - богиня правды, олицетворение справедливости, дочь Зевса и Фемиды, наблюдает за жизнью людей и сообщает Зевсу о несправедливостях и т.д.

В Приложениях к настоящему пособию представлены перечень вопросов, необходимых для подготовки к экзамену, таблица наиболее важных историко-литературных периодов древнегреческой литературы, которая поможет осмыслению различных исторических фактов, социальных условий жизни и характера творчества отдельных античных писателей, и список мифологических имен, образов, литературных понятий, которые необходимо усвоить (С.60-66).
Литература


  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972.

  2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. 5-е изд. М., 1975.

  3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.

  4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский М.: Сов. энциклопедия, 1991.

  5. Мифологический словарь: Кн. для учителя. (Ботвинник М.Н., Коган Б.Н., Рабинович М.Б, Селецкий Б.П.). 4-е изд. М.: Просвещение, 1985.

  6. Мифологии древнего мира: Сб. статей / Отв. ред. Якобсон В.А.. М.: Наука, 1977.

  7. Миф - фольклор - литература. Л.: Наука, 1978.

  8. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. / Под ред. С.А. Токарева. М.: Сов. Энциклопедия, 1980-1982.

  9. Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М.: Просвещение, 1972.

  10. Парандовский, Ян. Мифология, верования и легенды древних греков и римлян / Пер. с польского. М., 1971.

  11. Радциг С.И. Античная мифология (очерки античных мифов в освещении современной науки). М.-Л., 1939.

  12. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989.

  13. Тренчени-Вальдапфель, И. Мифология. М., 1937.

  14. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978.

  15. Штоль Г.В. Мифы классической древности. М.: Высш. школа, 1993.


Изучение истории античной литературы должноё быть тесно связано с изучением древних языков, процесс литературоведческого анализа - сопровождаться ссылками на подлинные или максимально приближенные к оригинальному тексту цитаты с привлечением данных таких наук, как палеография, археология, история религии, философия, искусство, история театра. Другими словами, речь идет о той области филологии, которая посвящена самым различным проявлениям культурной жизни античных народов и за которой закрепилось название “классической”, т.е. образцовой филологии. Выдающемуся русскому философу А.Ф.Лосеву принадлежит понятие “философской филологии”. Как отмечает автор статьи о “философской” филологии Т.Г. Мальчукова (Мальчукова Т.Г. Филология как наука и творчество. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995. С. 312), “... ученый и писатель обозначил так любимую область своих занятий: изучение слова мыслителей и мысли художников”.
^ Дополнительная литература по вопросам античной культуры, искусства и другим аспектам античной цивилизации и классической филологии


  1. Античная культура: Словарь-справочник. Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука / Под ред. В.Н. Ярхо. М.: Высшая школа, 1995.

  2. Античная цивилизация / Отв. ред. В.Д.Блаватский. М., 1973.

  3. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3-х т. М.: Искусство, 1992.

  4. Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М.: Наука, 1972.

  5. Керам К. Боги. Гробницы. Ученые (роман археологии). Спб., 1994.

  6. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / Сост. А.А.Тахо-Годи; общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.М.Михалькова: Мысль, 1996.

  7. Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. Книга для чтения. М.: Просвещение. 1980.

  8. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры / Сост. Р.И.Русакова и Г.И.Шрамкова М.: Изобразительное искусство, 1994.

  9. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. М.: Изд-во МГУ, 1965.

Древнейшие литературные памятники.

Гомеровский эпос. “Илиада”. “Одиссея
Если при изучении различных жанров устного народного творчества (песни, сказки, басни и т.д.) студентам достаточно знакомства с этими произведениями по хрестоматиям, так как от греческого фольклора дошло очень мало текстов, и те в сравнительно поздних записях, то древнейшие из сохранившихся памятников греческой литературы - эпические поэмы “Илиада” и “Одиссея” - должны быть прочитаны полностью.

Содержание гомеровских поэм, как и большинства произведений античной литературы, сложное, в них не все покажется ясным и понятным неподготовленному читателю. К “Илиаде” и “Одиссее” нельзя относиться как к произведениям нового времени. События излагаются неровно: переставляются, растягиваются и повторяются, поэтому нелегко уловить общую сюжетную линию. Непривычный стихотворный размер гекзаметр сохраняет многие свои особенности при переводе на русский язык - (имеются в виду словоразделы между стопами - диэрезы и внутри стопы - цезуры, а также т.н. переносы, ослабляющие межстиховую паузу, примеры которых представлены уже в самом начале “Одиссеи”). Читателю приходится постоянно обращаться к помощи мифологических словарей и к комментариям, особые трудности вызывает художественный анализ текста. В связи с этим студентам необходимо после внимательного знакомства с учебной и методической литературой по данному вопросу сделать конспект “Илиады” и “Одиссеи”. Необходимые советы к составлению конспектов можно найти в методических рекомендациях, составленных коллективом авторов Самарского государственного университета “В помощь первокурснику” (Куйбышев, 1978).

При конспектировании поэм следует подчеркнуть существенное стилистическое и композиционное своеобразие гомеровских произведений, их отличие друг от друга. Необходимо также обратить внимание на важнейшие особенности эпического стиля: прием повествования через перечисление, так называемое эпическое раздолье, ретардацию, повторы и типические места. Характеризуя композиционное построение, важно отметить проявление закона хронологической несовместимости, когда два одновременных события излагаются не как параллельные, а как следующие одно за другим, в форме линейной последовательности. Особого упоминания заслуживают гомеровские эпитеты и сравнения.

Совокупность художественных средств Гомера, неразрывно связанных с мировоззрением поэта и эпохи, образует эпический стиль поэм. Изучая вопрос “Художественные особенности “Илиады” и “Одиссеи””, студенты должны дать краткую характеристику сущности эпического стиля и его своеобразия. Наиболее полезными в этом отношении являются учебники И.М.Тронского (С.55-61), В.Г. Боруховича (С.45-72). В последнем более подробно, чем в других учебниках, представлена структура гомеровского общества. Характеризуя сущность эпического стиля, автор книги о художественном мастерстве и стиле Гомера, один из авторитетнейших исследователей античности, А.Ф.Лосев (Гомер. М., 1960.) отмечает, что самое важное в этой проблеме - это отношение общего и индивидуального. “Эпический стиль, - пишет А.Ф.Лосев (С.120), - есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющего себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь, и поэтому всякая отдельная личная жизнь получит для нас интерес только в связи с общей жизнью ее коллектива”. Из такого понимания эпического стиля вытекает представление об особом толковании гомеровских образов, о роли божественного вмешательства в жизнь героев, о своеобразии этического и эстетического идеала гомеровского героя, его характера.

Анализируя гомеровские образы, важно усвоить, что при всей их жизненности и человечности, характеры гомеровских героев статичны в том смысле, что у них отсутствует динамика человеческих переживаний, их заменяет внешняя мотивировка поступков и чувств. Примером может служить отрывок из I песни “Илиады” (стихи 189-214), когда Ахилл, оскорбленный поведением Агамемнона, неоднократно хватается за меч, но так и не принимает никакого решения - убить или пощадить обидчика, пока на помощь ему не приходит Афина. Гомеровский герой не свободен в выборе того или иного жизненного пути или линии поведения. Главной темой героического эпоса являются героические деяния, подвиги героев, определяемые понятием доблести (арете), доставляющей славу и богатство. Эстетический идеал гомеровского героя предполагает огромный рост и физическую силу, позволяющую отличиться в бою, получить более выгодную добычу. И боги, и герои гомеровского эпоса являются носителями и хранителями родовой морали - это сохранение закона гостеприимства, наказание за оскорбление молящего о защите, почтение к богам, воспитанность в отношениях с людьми, самообладание, мудрость в советах и искусство в речах. Как отмечает В.Н. Ярхо, автор ряда работ, затрагивающих проблему вины и ответственности в гомеровском эпосе (литература будет указана ниже), идеалы родовой эпохи незыблемы для гомеровского человека, в соответствии с ними он строит свое поведение, не задумываясь над вопросом об их справедливости, правильности или целесообразности. В этом смысле речь идет о “беспроблемности” и “бесконфликтности” гомеровских характеров, об отсутствии каких-либо нравственных коллизий в гомеровской поэзии.

Интересные наблюдения над особенностями художественного стиля и поэтической техники гомеровских поэм представлены в учебнике под ред. А.А.Тахо-Годи (С.41-55), авторы которого выделяют строгий или ранний эпический стиль с характерными для него чертами объективности, вещественного изображения жизни: традиционность, монументальность, героизм и т.д. и свободный эпический стиль с его тенденцией к показу более свободных чувств и сложных поэтических приемов (С.44).

Социально-историческая основа гомеровского эпоса неоднородна и отражает, по словам И.М.Тронского, “картину позднеродового общества, находящегося уже в процессе разложения” (С.44). Греческая народность представляет собой объединение племен, фратрий и родов, которые возглавляют старейшины.

Такие понятия, как “фратрия”и “фила”, нуждаются в пояснениях. ^ Фратрия - букв. братство - часть народа, связанная между собой узами родства. Это своеобразная форма социальной организации, промежуточная между родом и филой. Фила - букв. род, колено, племя - древнейшее подразделение греческого народа, которая состояла из фратрий. При общинно-родовом строе высшая власть в общине принадлежала народу (демосу), решавшему общие вопросы на собрании (агоре). Обычно агора собиралась, как это следует из гомеровского эпоса, во время войны. Таким же древним учреждением, как агора, был совет старейшин - булэ. Во время походов филы объединялись и выбирали главного вождя - басилевса - царя, функции которого в “Илиаде” выполняет Агамемнон. Идеализированным царем-басилевсом выступает в “Одиссее” Алкиной.

Читая текст, следует обратить внимание на характеристику рабов. В гомеровских поэмах в основном идет речь о рабах, использовавшихся в домашнем хозяйстве, иногда они трудились в сельском хозяйстве, упоминаются и наемные работники (феты). Ф.Энгельс говорит, что в греческом общественном строе героической эпохи мы видим “еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем и начало ее разрушения”. Свидетельствами разложения родовой организации гомеровского общества являются сцены с Ферситом во 2-й песне “Илиады”, картины, рисующие жизнь богов на Олимпе, отказ от обычая кровной мести и другие примеры. Важным аспектом в рассмотрении структуры гомеровского общества является вопрос о соотношении черт двух эпох, получивших отражение в поэмах Гомера - крито-микенской и гомеровской, современной автору поэм.

Собственно “Гомеровский вопрос”, включенный в программный материал, в учебниках представлен достаточно полно и в доступной форме. В заключение назовем дополнительную литературу, в которой студенты смогут найти ценные рекомендации к урокам по Гомеру в средней школе / Мальчукова Т.Г. “Одиссея” Гомера и проблемы ее изучения. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1983; подробное изложение истории переводов Гомера на русский язык и их анализ в книге: Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв. Л.:Наука, 1964; проблемы формирования гомеровского эпоса, отношение “Илиады” и “Одиссеи” к истории стран Эгеиды позднебронзовой эпохи и другие вопросы с привлечением богатой научной литературы ставятся в кн. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978.
Тексты и дополнительная литература
Тексты


  1. Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н.И.Гнедича, примеч. М.М Томашевской: Худ. лит., 1987.

  2. Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н.И. Гнедича предисл, А. М. Нейхардт, Правда, 1985.

  3. Гомер. Илиада / Пер. Н.И.Гнедича М.: Правда, 1984.

  4. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. Н.И.Гнедича и В.А.Жуковского Спб.: Кристалл Релекс, 1998.

  5. Гомер. Илиада. М.: Просвещение, 1987.

  6. Гомер. Илиада / Пер. Н.М. Минского, М., 1935.

  7. Гомер. Илиада / Пер. В.В.Вересаева М., 1949.

  8. Гомер. Одиссея / Пер. В.А.Жуковского, М.: Правда, 1985.

  9. Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского М.: Гослитиздат, 1959.

  10. Гомер. Одиссея / Пер. В.В.Вересаева М., 1953.


Дополнительная литература


  1. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ, Соратник, 1995.

  2. Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. М.: Худож. лит., 1962.

  3. Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.

  4. Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.: Наука, 1966.

  5. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

  6. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.: Худож. лит., 1978.

  7. Ярхо В.Н. Проблема ответственности и внутренний мир гомеровского человека // Вестник древней истории. М., 1963. № 3, С.46-64.

  8. Ярхо В.Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе // Вестник древней истории. М., 1962. №2. С.3-26.

Студентам специальности “Литературоведение”, а также всем, кто более глубоко интересуется проблемами происхождения эпоса, спецификой эпического стиля и другими вопросами, связанными с исследованием героического эпоса древних греков и других народов, в том числе русского, рекомендуется следующая литература.

  1. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990.

  2. Вейль С. “Илиада”, или Поэма о силе / Пер. с франц., предисл. С.С.Аверинцева // Новый мир. М., 1990. №6, С.249-260.

  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.

  4. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос / Избранные труды. Л.: Наука, 1974.

  5. Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М.: АН СССР, 1958.

  6. Казанский Б.В. Нынешнее состояние гомеровского вопроса // Классическая филология: Сб. докладов. Л., 1959. С.3-23.

  7. Кравчук, А. Троянская война: миф и история / Пер. с польск. М.: Наука, 1991.

  8. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука,1969.

  9. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986.

  10. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М.: Художественная литература, 1976.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconД. В. Шевченко информатика и математика
М69 Информатика и математика: сборник заданий/ Д. В. Шевченко. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права...
Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconНедавно появилась информация, что вы можете оказаться в родном для вас Луцке?
Украины был предложен Андрею Шевченко. Корреспондент «СЭ» предположил, что уже в скором времени вполне мог бы образоваться превосходный...
Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconИстория античной литературы (журналисты, бурятское отделение). Художественные тексты
Древнегреческая лирика: Архилох, Сафо, Феогнид, Анакреонт, Алкей и др (по хрестоматии)
Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconЛитература на старых языках
Индийская литература считается одной из древнейших. В индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих...
Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconШевченко Игорь Юрьевич дата рождения

Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconI древнегреческая культура II древнеримская культура
Термин «античный» происходит от латинского «antiquus» – «древний». Он был введен деятелями эпохи Возрождения для обозначения греко-римской...
Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconФилософия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского...
Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека
Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Л. И. Шевченко Древнегреческая литература iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница