Факт  прием  эстетический факт = искусство


НазваниеФакт  прием  эстетический факт = искусство
страница1/6
Дата публикации02.04.2013
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6

  1. Материал и прием в литературе.

Материал - все, что взято как готовое - быт, характеры. Что существовало до написания рассказа, будет существовать после него и существует вне его.

Материал - не то, что приходит непосредственно из жизни. Чтобы стать материалом художественного произведения должны произойти превращения, переход в другой мир. Недаром худ лит по-английски = fiction, то есть фикция, вымысел.

Форма (напр. рассказ) - расположение материала, преображение материала.

Происшествие - это материал, Порядок расположения частей - форма.

По традиционному представлению содержание и форма считались разными понятиями. Кон 10 - нач 20 гг ХХ-ого века на смену этому представлению о форме и содержании приходит понимание искусства как слияния материала и формы, которая появляется после работы над материалом. (ОПОЯЗ, Общество изучения поэтического языка, научное объединение, созданное в 1916—18 группой лингвистов, стиховедов, теоретиков и историков литературы). Такое представление более правильное. Одно неотделимо от другого в произведении.

Писатель задумываться над тем, как у него С и Ф переплетаются не должен, это задача литературоведа.

Прием - это то, с помощью чего творец приходит от материала к форме.

Материал из жизненного преобразуется в художественный. Литератор имеет дело только с языком как с инструментом. В лит произв. нет ничего кроме языка, который должен быть особым образом обработан, преображен.

Делению на форму и содержание противопоставлено искусство как эстетическое направление, имеющее материал и прием.

^ Факт  ПРИЕМ  эстетический факт = искусство

Проза - цепь событий, за которой мы следим в зависимости от воли автора.

Фабула - совокупность событий в их взаимной внутренней связи.

Сюжет - художественно построенное распределение событий - .

Материал = фабула - то, что существует как бы в «действительности», созданной автором из реальности.

Еще более решительный отказ от осмысления связей, существующих между литературой и социально-истори­ческой жизнью народов мира, проявляют литературоведы, вставшие на позиции формализма. Это направление сложилось в литературоведении и искусствознании гораздо позднее, в начале XX в.

Формалисты совсем отбросили само по­нятие «содержание произведений». Они утверждали, что литература состоит только из формы, что только форму и надо изучать. Для них жизнь, отразившаяся в произведе­нии, — это «материал», необходимый писателю для его формальных построений — композиционных и словесных. С их точки зрения, художественное произведение пред­ставляет собой «систему» творческих «приемов», имеющую только эстетическое значение. А вся история той или иной национальной литературы заключается в том, что произве­дения, созданные посредством какой-то одной «системы приемов», сменяются произведениями, созданными с по­мощью какой-нибудь другой «системы», а затем с по­мощью какой-нибудь третьей и т. д. Причина же такой смены заключается будто бы только в том, что каждая эстетическая «система приемов» сначала очень нравится читателям, а потом постепенно им надоедает и поэтому должна быть заменена другой «системой».


  1. ^ Автор,  повествователь, персонаж в литературном  произведении. 

Персонаж.

Герой произведения - положительная коннотация. Персонаж может быть очень плохим человеком. В драме персонаж = действующее лицо.

^ Персонаж произведения — это личность во всей ее индивидуальности, действующая в сюжете произведения. Образ персонажа — эти система всех средств его изображения: предметных деталей, композиционных приемов и словесных, семанти­ческих и синтаксических средств.

Термин «персонаж» взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Сло­вом persona называли маску, которую надевал актер, а позднее — изображенное в художественном произведении лицо.

Персонаж — это не сумма деталей, из которых слага­ется изображение человека, но целостная личность, вопло­щающая характерные черты жизни и вызывающая к себе определенное отношение читателя. Это отношение во мно­гом «задается» творческой волей автора. В образах персо­нажей рельефно и ярко воплощается содержание эпиче­ских и драматических произведений, это — первичная сторона их формы, во многом определяющая и сюжет, и подбор деталей, и речевые средства.

Сложность заключается в том, чтобы определить, как относиться к тому, что провозглашают отдельные персонажи. Ошибкой является приписывание слов персонажа автору. (Не Пушкин, а Гринев пишет о русском бунте, бессмысленном и беспощадном).

Бывают герои, которые = авторам. Герой-резонер - выразитель мыслей и идей автора. (Сатин в драме «На дне» Горького)

То, что автор может не быть равен персонажу, имеет право отдельного существования - открытие 19 века. У персонажа есть логика собственного действия. Пушкин писал: «Что сотворила моя Татьяна?! Вышла замуж за генерала!» Автор отстраняется от причастности к судьбе своего персонажа.

Рассказчик. Наиболее распространенная форма эпического изображения — рассказ от третьего, неперсонифицирован­ного лица, за которым стоит автор. Но повествователь вполне может выступить в произведении и как некое «я». Таких персонифицированых повествователей, высказы­вающихся от своего собственного, «первого» лица, естест­венно назвать рассказчиками1. Рассказчик часто является одновременно и персонажем произведения: либо второстепенным (Максим Максимыч, «Бэла», «Гнвр»), либо одним из главных действующих лиц (Гринев в «Капдочке», Иван Васильевич в «После бала»)

В литературе XIX—XX вв. сформировался новый способ повествования, при котором рассказ о происшед­шем является одновременно внутренним монологом героя. Так построены повесть Гюго «Последний день приговорен­ного к смерти», рассказ Достоевского «Кроткая», «Лейте­нант Густль» Шнитцлера.

Его присутствие в произведении необязательно. Определенный человек, ведущий повествование. Иногда определение рассказчика не входит в задачу автора. В рассказе «Легкое дыхание» определить рассказчика нельзя - кажется, что повествование ведет какой-то голос сверху. В «Войне и мире» та же ситуация.

Рассказчик - преломляющий инструмент, кривое зеркало, линза. Безличное повествование - ощущение объективности, но все равно создается художественный мир, отличающийся от мира реального.

1)^ Безличный рассказчик - не проявлен в произведении. Заметен тем, что по языку отличается от автора, но формально не выражен - нет биографии, можно только догадываться о его кругозоре, о том, почему автору понадобилось перевоплотиться в него. Пример - «Шинель»

^ 2) Наделенный определенными чертами хар-ра рассказчик. Определенный тип мышления, социального происхождения, культуры. Пример — Бабель, рассказы

Автор

Непременно выражается в произведении.

2 природы авторов в худ. произведениях

1). ^ Человек, присутствующий в произведении. (Лирические отступления в «Мертвых душах»)

2) Безличная форма («Легкое дыхание»)

Автор как творец, создатель жизни. автор создает художественный мир своими словами. В том числе автор порождает и образ автора в своем произведении.

Ерофеев «Москва-Петушки». Центральный персонаж, тезка автора, - Венечка Ерофеев. Но это образ автора, впитавший черты автора. У Венечки своя логика поведения, в конце произведения он умирает, а реальный Ерофеев живет и творит.

Если логика поведения персонажа нарушается, произведение становится искусственным. Вмешательство автора переламывает естественную логику. (Конец «Войны и мира»).


  1. ^ Различие между художественным, научным и обыденным мышлением.

Искусство и наука не одно и то же, но их различие не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Фил оперирует доводами, поэт - образами и картинами, но оба говорят одно и то же. Поэт, вооружаясь живым и ярким языком, воздействует на фантазию читателей, а философ на разум. Один доказывает, рассказывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой – картинами видения, вооброжением. Но первого слушают и понимают немногие, другого - все. Научный язык не всегда всем доступен, художественный же доступен, поскольку он воздействует на воображение человека. Наука и искусство равно необходимы, и ни наука не может заменить искусства, ни искусство науки...


  1. ^ Гипербола  и литота, их функции в литературе. Понятие о гротеске. 

Гипербола - усиление значения «Гулливер в стране великанов».

Синкретическое устное творчество имело в своем фан­тастическом содержании, наряду с олицетворениями, и дру­гую сторону, вытекавшую из стихийного преувеличе­ния явлений жизни в коллективном сознании общества. Вследствие неразвитости своих собственных сил перво­бытные люди, олицетворяя силы природы, животных и растений, представляли их себе гораздо большими по ве­личине, более сильными и быстрыми в действиях, обла­дающими часто сверхъестественными возможностями. Гиперболизация жизни природы была существенной стороной первобытного мировоззрения, а отсюда и творчества. Особенно богата гиперболизмом первобытная мифоло­гия. В дальнейшем же, особенно начиная с эпохи Возрождения, гипербола, подобно другим традиционным видам словесно-предметной выразительности, преврати­лась в средство выражения собственно художественного содержания. С особенной силой она стала применяться как прием творческой типизации комических характеров в их юмористическом и сатирическом осмыслении.

Литота - преуменьшение «Гулливер в стране лилипутов»

Существует ошибочное представление, что крайняя форма гиперболы - это гротеск, фантастическое преувеличение. На самом деле мотив преувеличения и гипербола - признак гротеска, но не главный. Гротеск - вид римского древнего орнамента, если посмотреть истоки слова. На орнаменте изображалась причудливая игра с человеческими и животными формами без разграничения. Гротеск - это не дальнейшее развитие гиперболы, а особая форма предметной выразительности, меняющая облик вещей без ограничения и весьма причудливо.

Гипербола - телескоп, увеличивающий картинку

Гротеск - кривое зеркало (бывает смешной и трагический)

гротеск, который сформировался и упрочился в составе карнавальных празднеств, выступив в качестве пародийного, смехового «двойника» торжественно-патетической, а позже обрел программное значение для романтиков. Гротеском принято называть художественную трансформацию жизненных форм, приводящую к некой уродливой несообразности, к соединению несочетаемого.

Иногда произведение отличается такой сильной эмоци­ональной направленностью, что писатель для ее выраже­ния подбирает не просто необычные, но даже невероятные, фантастические подробности изображаемой жиз­ни. Так, в сатирической повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальник Бородавкин, будучи воплощением жестокого самодурства самодержав­ной власти по отношению к народу, ведет отряд «оловянных солдатиков» на войну против жителей Стрелецкой слободы, не желающих употреблять горчицу.Подобная фантастическая образность в живопи­си, а затем и в литературе получила название гротеска

М.М. Бахтин, исследовавший традиционную гротескную образность, считал ее воплощением празднично-веселой вольной мысли: «Гротескная форма помогает освобождению <...> от ходячих истин, позволяет взглянуть на мир по-новому, почувствовать <...> возможность совершенно иного миропорядка». В искусстве последних двух столетий гротеск, однако, часто утрачивает свою жизнерадостность и выражает тотальное неприятие мира как хаотического, устрашающего, враждебного (Гойя и Гофман, Кафка и театр абсурда, в значительной мере Гоголь и Салтыков-Щедрин).


  1. ^ Литература  как искусство слова. Место  литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы  как искусства. 

Науки бывают

- естественные (изучение природы)

- гуманитарные (гуманос - человек) о культуре

Литра относится к филологическим, гуманитарным наукам

Филология занимается смыслом слова, речи, культуры. Смыслов живущим внутри слова. Филология — искусство понимать сказанное и написанное.

Филологические науки делятся на:

  • лингвистика (язык),

  • литературоведение (предмет — собственно литература. Мандельштам: «Литра — чудовищно уплотненная реальность»),

- литературная критика.

Литературоведение состоит из 3-х больших частей: теория литры, история литры и

вспомогательные литературоведческие дисциплины (литературное источниковедение, текстология, библиография).

В разные эпохи предпочтение отдавалось различным видам искусства. В античности наиболее влиятельна была скульптура; в составе эстетики Возрождения и XVII в. доминировал опыт живописи, которую теоретики обычно предпочитали поэзии. Впоследствии (в XVIII, еще более – в XIX в.) на авансцену искусства выдвинулась литература, соответственно произошел сдвиг и в теории. Лессинг в своем «Лаокооне» в противовес традиционной точке зрения акцентировал преимущества поэзии перед живописью и скульптурой.

XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.

Ведь слово – это всеобщая форма человеческого сознания и общения. И литературные произведения способны активно воздействовать на читателей даже в тех случаях, когда они не обладают яркостью и масштабностью в качестве эстетических ценностей.

В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусства слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия «Энеида». До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов. Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу - что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания).
^ 6. Метонимия  как вид образности и средство  художественного мышления. Синекдоха.   

Метонимия - перенос по смежности (Город спит). Пример метонимии - Мандельштам, когда писал о своем детстве, так охарактеризовал аптеку: «телефоны в аптеке сделаны из лучшего скарлатинового дерева». - построено это выражение на ассоциации. Сущность - автор употребляет слова в иносказательном смысле. тропы (греч. tropos - оборот). Метонимия основана на смежности, т.е. предметы (явления) должны быть тесно связаны друг с другом. Пространственная смежность - самый простой вид метонимии. Это могут быть предметы, где один помещен внутри другого. (Чехов: “Палата №6” - имеется ввиду, конечно, не помещение, а обитатели палаты). Временная смежность - способ назвать не только процесс действия, но и результат этого действия ( работа - действие и работа, скажем, курсовая - рез-т этого труда) Материальная смежность - слово называет и материал, и изделие из него (золото - драгоц. металл + “Наши спортсмены получили золото”- медаль из золота). Метонимия хар-на в осн. для сущ-ных, но есть и прилагательные (медвежья шуба - не шуба медведя, шуба, сделанная из медведя; “сумасшедший дом” вместо “дом для сумасшедших” и др.) Метонимия м. б. выразительным средством сатиры (Чехов “Дуэль”: “Дай-ка зайду, зоологию проведаю” - зоология заменяет в контексте слово зоолог для комического эффекта.)

Синекдоха - слово употребляется как для названия целого, так и для обозначения части целого( части тела используются для обозначения человека (лицо как передняя часть головы и лицо как офиц. обознач. чел-ка; “В семье прибавился лишний рот”; “У него рука в минестерстве” - влиятельный чел-к). индивид. синекдохи (“Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц” - И. Б. “Легк. дых”) Возм-ти синекдохи заключены в том, что она помогает выделить одну яркую черту. Чаще всего у человека: “Эй ты, борода!” . А также синекдоха может показать, скажем, должность чел-ка через одежду (н-р, “Пикейные жилеты собрались поближе и вытянули куриные шеи” - “Золотой теленок” Ильфа\Петрова). Часто синекдоха используется для достиж. комич. эффекта (у Гоголя, С.-Щ., Чехова особенно).

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Факт  прием  эстетический факт = искусство icon-
Одним из самых «веских и доказанных аргументов» против Национал-Социализма служит тот «факт», что, согласно Немецкой Расовой теории,...
Факт  прием  эстетический факт = искусство iconКогда клиенты приходят к вам на прием, какие самые распространенные...
Интересный факт, но на мужчин в основном жалуются в связи с отказом, т е они не удовлетворяют в полной мере потребности женщины,...
Факт  прием  эстетический факт = искусство iconТроцкистская оппозиция прежде и теперь
Тот факт, что главные нападки направлены против Сталина, этот факт объясняется тем, что Сталин знает, лучше, может быть, чем некоторые...
Факт  прием  эстетический факт = искусство iconВиктор фон Хагена Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки...
Письменное изложение миновавших событий. Но что такое событие? Это выдающийся факт. И как же отличить историку факт выдающийся от...
Факт  прием  эстетический факт = искусство icon«Это в большей мере факт твоей биографии, а вовсе не истории школы …»
«Это в большей мере факт твоей биографии, а вовсе не истории школы…»— кажется мне верным. Поэтому не думаю, что в сборник к 25-летию...
Факт  прием  эстетический факт = искусство iconКак известно, Россия населена в основном русскими. Русские относятся...
Дующее ее поколение по биологическим параметрам выходит ниже предыдущего. Это медицинский факт. Как нация обгоняющая, русские теряют...
Факт  прием  эстетический факт = искусство iconЭто не врач, это менеджер. Он понятия не имеет, как вас лечить, но...
Если знает, кто это знает. Но не факт, что тот, кого он знает, знает, как вас лечить. В общем, несмотря на то, что медицина шагнула...
Факт  прием  эстетический факт = искусство iconФилософское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще....
Бытие – философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия
Факт  прием  эстетический факт = искусство iconХочу вам сообщить тот факт, что федеральный закон от 18. 07. 2011...
Всероссийской общественной организации «Союз борьбы за народную трезвость» Хочу вам сообщить тот факт, что федеральный закон от 18....
Факт  прием  эстетический факт = искусство iconФакт от лат factum «сделанное», свершившееся событие, истина; знание,...
Факт — от лат factum «сделанное», свершившееся событие, истина; знание, достоверность которого доказана
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница