Скачать 0.68 Mb.
|
Материал - все, что взято как готовое - быт, характеры. Что существовало до написания рассказа, будет существовать после него и существует вне его. Материал - не то, что приходит непосредственно из жизни. Чтобы стать материалом художественного произведения должны произойти превращения, переход в другой мир. Недаром худ лит по-английски = fiction, то есть фикция, вымысел. Форма (напр. рассказ) - расположение материала, преображение материала. Происшествие - это материал, Порядок расположения частей - форма. По традиционному представлению содержание и форма считались разными понятиями. Кон 10 - нач 20 гг ХХ-ого века на смену этому представлению о форме и содержании приходит понимание искусства как слияния материала и формы, которая появляется после работы над материалом. (ОПОЯЗ, Общество изучения поэтического языка, научное объединение, созданное в 1916—18 группой лингвистов, стиховедов, теоретиков и историков литературы). Такое представление более правильное. Одно неотделимо от другого в произведении. Писатель задумываться над тем, как у него С и Ф переплетаются не должен, это задача литературоведа. Прием - это то, с помощью чего творец приходит от материала к форме. Материал из жизненного преобразуется в художественный. Литератор имеет дело только с языком как с инструментом. В лит произв. нет ничего кроме языка, который должен быть особым образом обработан, преображен. Делению на форму и содержание противопоставлено искусство как эстетическое направление, имеющее материал и прием. ^ Проза - цепь событий, за которой мы следим в зависимости от воли автора. Фабула - совокупность событий в их взаимной внутренней связи. Сюжет - художественно построенное распределение событий - . Материал = фабула - то, что существует как бы в «действительности», созданной автором из реальности. Еще более решительный отказ от осмысления связей, существующих между литературой и социально-исторической жизнью народов мира, проявляют литературоведы, вставшие на позиции формализма. Это направление сложилось в литературоведении и искусствознании гораздо позднее, в начале XX в. Формалисты совсем отбросили само понятие «содержание произведений». Они утверждали, что литература состоит только из формы, что только форму и надо изучать. Для них жизнь, отразившаяся в произведении, — это «материал», необходимый писателю для его формальных построений — композиционных и словесных. С их точки зрения, художественное произведение представляет собой «систему» творческих «приемов», имеющую только эстетическое значение. А вся история той или иной национальной литературы заключается в том, что произведения, созданные посредством какой-то одной «системы приемов», сменяются произведениями, созданными с помощью какой-нибудь другой «системы», а затем с помощью какой-нибудь третьей и т. д. Причина же такой смены заключается будто бы только в том, что каждая эстетическая «система приемов» сначала очень нравится читателям, а потом постепенно им надоедает и поэтому должна быть заменена другой «системой».
Персонаж. Герой произведения - положительная коннотация. Персонаж может быть очень плохим человеком. В драме персонаж = действующее лицо. ^ — это личность во всей ее индивидуальности, действующая в сюжете произведения. Образ персонажа — эти система всех средств его изображения: предметных деталей, композиционных приемов и словесных, семантических и синтаксических средств. Термин «персонаж» взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом persona называли маску, которую надевал актер, а позднее — изображенное в художественном произведении лицо. Персонаж — это не сумма деталей, из которых слагается изображение человека, но целостная личность, воплощающая характерные черты жизни и вызывающая к себе определенное отношение читателя. Это отношение во многом «задается» творческой волей автора. В образах персонажей рельефно и ярко воплощается содержание эпических и драматических произведений, это — первичная сторона их формы, во многом определяющая и сюжет, и подбор деталей, и речевые средства. Сложность заключается в том, чтобы определить, как относиться к тому, что провозглашают отдельные персонажи. Ошибкой является приписывание слов персонажа автору. (Не Пушкин, а Гринев пишет о русском бунте, бессмысленном и беспощадном). Бывают герои, которые = авторам. Герой-резонер - выразитель мыслей и идей автора. (Сатин в драме «На дне» Горького) То, что автор может не быть равен персонажу, имеет право отдельного существования - открытие 19 века. У персонажа есть логика собственного действия. Пушкин писал: «Что сотворила моя Татьяна?! Вышла замуж за генерала!» Автор отстраняется от причастности к судьбе своего персонажа. Рассказчик. Наиболее распространенная форма эпического изображения — рассказ от третьего, неперсонифицированного лица, за которым стоит автор. Но повествователь вполне может выступить в произведении и как некое «я». Таких персонифицированых повествователей, высказывающихся от своего собственного, «первого» лица, естественно назвать рассказчиками1. Рассказчик часто является одновременно и персонажем произведения: либо второстепенным (Максим Максимыч, «Бэла», «Гнвр»), либо одним из главных действующих лиц (Гринев в «Капдочке», Иван Васильевич в «После бала») В литературе XIX—XX вв. сформировался новый способ повествования, при котором рассказ о происшедшем является одновременно внутренним монологом героя. Так построены повесть Гюго «Последний день приговоренного к смерти», рассказ Достоевского «Кроткая», «Лейтенант Густль» Шнитцлера. Его присутствие в произведении необязательно. Определенный человек, ведущий повествование. Иногда определение рассказчика не входит в задачу автора. В рассказе «Легкое дыхание» определить рассказчика нельзя - кажется, что повествование ведет какой-то голос сверху. В «Войне и мире» та же ситуация. Рассказчик - преломляющий инструмент, кривое зеркало, линза. Безличное повествование - ощущение объективности, но все равно создается художественный мир, отличающийся от мира реального. 1)^ - не проявлен в произведении. Заметен тем, что по языку отличается от автора, но формально не выражен - нет биографии, можно только догадываться о его кругозоре, о том, почему автору понадобилось перевоплотиться в него. Пример - «Шинель» ^ . Определенный тип мышления, социального происхождения, культуры. Пример — Бабель, рассказы Автор Непременно выражается в произведении. 2 природы авторов в худ. произведениях 1). ^ (Лирические отступления в «Мертвых душах») 2) Безличная форма («Легкое дыхание») Автор как творец, создатель жизни. автор создает художественный мир своими словами. В том числе автор порождает и образ автора в своем произведении. Ерофеев «Москва-Петушки». Центральный персонаж, тезка автора, - Венечка Ерофеев. Но это образ автора, впитавший черты автора. У Венечки своя логика поведения, в конце произведения он умирает, а реальный Ерофеев живет и творит. Если логика поведения персонажа нарушается, произведение становится искусственным. Вмешательство автора переламывает естественную логику. (Конец «Войны и мира»).
Искусство и наука не одно и то же, но их различие не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Фил оперирует доводами, поэт - образами и картинами, но оба говорят одно и то же. Поэт, вооружаясь живым и ярким языком, воздействует на фантазию читателей, а философ на разум. Один доказывает, рассказывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой – картинами видения, вооброжением. Но первого слушают и понимают немногие, другого - все. Научный язык не всегда всем доступен, художественный же доступен, поскольку он воздействует на воображение человека. Наука и искусство равно необходимы, и ни наука не может заменить искусства, ни искусство науки...
Гипербола - усиление значения «Гулливер в стране великанов». Синкретическое устное творчество имело в своем фантастическом содержании, наряду с олицетворениями, и другую сторону, вытекавшую из стихийного преувеличения явлений жизни в коллективном сознании общества. Вследствие неразвитости своих собственных сил первобытные люди, олицетворяя силы природы, животных и растений, представляли их себе гораздо большими по величине, более сильными и быстрыми в действиях, обладающими часто сверхъестественными возможностями. Гиперболизация жизни природы была существенной стороной первобытного мировоззрения, а отсюда и творчества. Особенно богата гиперболизмом первобытная мифология. В дальнейшем же, особенно начиная с эпохи Возрождения, гипербола, подобно другим традиционным видам словесно-предметной выразительности, превратилась в средство выражения собственно художественного содержания. С особенной силой она стала применяться как прием творческой типизации комических характеров в их юмористическом и сатирическом осмыслении. Литота - преуменьшение «Гулливер в стране лилипутов» Существует ошибочное представление, что крайняя форма гиперболы - это гротеск, фантастическое преувеличение. На самом деле мотив преувеличения и гипербола - признак гротеска, но не главный. Гротеск - вид римского древнего орнамента, если посмотреть истоки слова. На орнаменте изображалась причудливая игра с человеческими и животными формами без разграничения. Гротеск - это не дальнейшее развитие гиперболы, а особая форма предметной выразительности, меняющая облик вещей без ограничения и весьма причудливо. Гипербола - телескоп, увеличивающий картинку Гротеск - кривое зеркало (бывает смешной и трагический) гротеск, который сформировался и упрочился в составе карнавальных празднеств, выступив в качестве пародийного, смехового «двойника» торжественно-патетической, а позже обрел программное значение для романтиков. Гротеском принято называть художественную трансформацию жизненных форм, приводящую к некой уродливой несообразности, к соединению несочетаемого. Иногда произведение отличается такой сильной эмоциональной направленностью, что писатель для ее выражения подбирает не просто необычные, но даже невероятные, фантастические подробности изображаемой жизни. Так, в сатирической повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальник Бородавкин, будучи воплощением жестокого самодурства самодержавной власти по отношению к народу, ведет отряд «оловянных солдатиков» на войну против жителей Стрелецкой слободы, не желающих употреблять горчицу.Подобная фантастическая образность в живописи, а затем и в литературе получила название гротеска М.М. Бахтин, исследовавший традиционную гротескную образность, считал ее воплощением празднично-веселой вольной мысли: «Гротескная форма помогает освобождению <...> от ходячих истин, позволяет взглянуть на мир по-новому, почувствовать <...> возможность совершенно иного миропорядка». В искусстве последних двух столетий гротеск, однако, часто утрачивает свою жизнерадостность и выражает тотальное неприятие мира как хаотического, устрашающего, враждебного (Гойя и Гофман, Кафка и театр абсурда, в значительной мере Гоголь и Салтыков-Щедрин).
Науки бывают - естественные (изучение природы) - гуманитарные (гуманос - человек) о культуре Литра относится к филологическим, гуманитарным наукам Филология занимается смыслом слова, речи, культуры. Смыслов живущим внутри слова. Филология — искусство понимать сказанное и написанное. Филологические науки делятся на:
- литературная критика. Литературоведение состоит из 3-х больших частей: теория литры, история литры и вспомогательные литературоведческие дисциплины (литературное источниковедение, текстология, библиография). В разные эпохи предпочтение отдавалось различным видам искусства. В античности наиболее влиятельна была скульптура; в составе эстетики Возрождения и XVII в. доминировал опыт живописи, которую теоретики обычно предпочитали поэзии. Впоследствии (в XVIII, еще более – в XIX в.) на авансцену искусства выдвинулась литература, соответственно произошел сдвиг и в теории. Лессинг в своем «Лаокооне» в противовес традиционной точке зрения акцентировал преимущества поэзии перед живописью и скульптурой. XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана. Ведь слово – это всеобщая форма человеческого сознания и общения. И литературные произведения способны активно воздействовать на читателей даже в тех случаях, когда они не обладают яркостью и масштабностью в качестве эстетических ценностей. В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусства слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия «Энеида». До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов. Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу - что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания). ^ Метонимия - перенос по смежности (Город спит). Пример метонимии - Мандельштам, когда писал о своем детстве, так охарактеризовал аптеку: «телефоны в аптеке сделаны из лучшего скарлатинового дерева». - построено это выражение на ассоциации. Сущность - автор употребляет слова в иносказательном смысле. тропы (греч. tropos - оборот). Метонимия основана на смежности, т.е. предметы (явления) должны быть тесно связаны друг с другом. Пространственная смежность - самый простой вид метонимии. Это могут быть предметы, где один помещен внутри другого. (Чехов: “Палата №6” - имеется ввиду, конечно, не помещение, а обитатели палаты). Временная смежность - способ назвать не только процесс действия, но и результат этого действия ( работа - действие и работа, скажем, курсовая - рез-т этого труда) Материальная смежность - слово называет и материал, и изделие из него (золото - драгоц. металл + “Наши спортсмены получили золото”- медаль из золота). Метонимия хар-на в осн. для сущ-ных, но есть и прилагательные (медвежья шуба - не шуба медведя, шуба, сделанная из медведя; “сумасшедший дом” вместо “дом для сумасшедших” и др.) Метонимия м. б. выразительным средством сатиры (Чехов “Дуэль”: “Дай-ка зайду, зоологию проведаю” - зоология заменяет в контексте слово зоолог для комического эффекта.) Синекдоха - слово употребляется как для названия целого, так и для обозначения части целого( части тела используются для обозначения человека (лицо как передняя часть головы и лицо как офиц. обознач. чел-ка; “В семье прибавился лишний рот”; “У него рука в минестерстве” - влиятельный чел-к). индивид. синекдохи (“Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц” - И. Б. “Легк. дых”) Возм-ти синекдохи заключены в том, что она помогает выделить одну яркую черту. Чаще всего у человека: “Эй ты, борода!” . А также синекдоха может показать, скажем, должность чел-ка через одежду (н-р, “Пикейные жилеты собрались поближе и вытянули куриные шеи” - “Золотой теленок” Ильфа\Петрова). Часто синекдоха используется для достиж. комич. эффекта (у Гоголя, С.-Щ., Чехова особенно). |
![]() | - Одним из самых «веских и доказанных аргументов» против Национал-Социализма служит тот «факт», что, согласно Немецкой Расовой теории,... | ![]() | Когда клиенты приходят к вам на прием, какие самые распространенные... Интересный факт, но на мужчин в основном жалуются в связи с отказом, т е они не удовлетворяют в полной мере потребности женщины,... |
![]() | Троцкистская оппозиция прежде и теперь Тот факт, что главные нападки направлены против Сталина, этот факт объясняется тем, что Сталин знает, лучше, может быть, чем некоторые... | ![]() | Виктор фон Хагена Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки... Письменное изложение миновавших событий. Но что такое событие? Это выдающийся факт. И как же отличить историку факт выдающийся от... |
![]() | «Это в большей мере факт твоей биографии, а вовсе не истории школы …» «Это в большей мере факт твоей биографии, а вовсе не истории школы…»— кажется мне верным. Поэтому не думаю, что в сборник к 25-летию... | ![]() | Как известно, Россия населена в основном русскими. Русские относятся... Дующее ее поколение по биологическим параметрам выходит ниже предыдущего. Это медицинский факт. Как нация обгоняющая, русские теряют... |
![]() | Это не врач, это менеджер. Он понятия не имеет, как вас лечить, но... Если знает, кто это знает. Но не факт, что тот, кого он знает, знает, как вас лечить. В общем, несмотря на то, что медицина шагнула... | ![]() | Философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще.... Бытие – философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия |
![]() | Хочу вам сообщить тот факт, что федеральный закон от 18. 07. 2011... Всероссийской общественной организации «Союз борьбы за народную трезвость» Хочу вам сообщить тот факт, что федеральный закон от 18.... | ![]() | Факт от лат factum «сделанное», свершившееся событие, истина; знание,... Факт — от лат factum «сделанное», свершившееся событие, истина; знание, достоверность которого доказана |