Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г


Скачать 271.77 Kb.
НазваниеШкольный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г
страница1/3
Дата публикации03.04.2013
Размер271.77 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Школьный апостол и апостол трезвости

Социальная педагогика С.А.Рачинского

К 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г.
Сегодня мало кому из педагогов известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, "Рачинский - это имя мирового значения. Когда педагогическая мысль займется изучением его принципов, она, может быть, о нем первом скажет, что он был не педагог - переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения" [1]. "Для нашей педагогики значение его ... неизмеримо велико ... Несомненно, придет время, когда имя его будет для нашего учительства такою же путеводною звездою, таким же лозунгом, каким служит для западно-европейских учителей имя Песталоцци и для всего мира педагогов имя славянина [Яна] Ам.Коменского" [2]. Хочется надеяться, что предпринимаемое издание - один из немногих пока шагов по дороге, ведущей к такому положению вещей. Пора извлечь из забвения имя великого русского педагога Сергея Александровича Рачинского и сделать его замечательный опыт достоянием всего российского учительства и, прежде всего, конечно, православных педагогов.

Сергей Александрович Рачинский родился 2(15) мая 1833 года в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне район Тверской области). До 11 лет Рачинский жил в Татеве, затем вся семья переехала в Юрьев (по тогдашнему - Дерпт, а теперь Тарту), тихий университетский городок, живший умственными интересами, а через четыре года - в Москву. В течение года Рачинский приготовляется к университетскому экзамену, в 1849 году поступает на медицинский факультет Московского университета, но так как его влекли к себе естественные науки, через год он переводится вольным слушателем на естественный факультет. В 1853 году, 20 лет от роду он уже был кандидатом естественных наук, а вскоре выдержал магистерский экзамен.

По окончании университета Сергей Александрович некоторое время служил в Архиве Министерства иностранных дел, а осенью 1856 года уехал за границу для подготовки к профессорской деятельности. Избрав своей специальностью ботанику, Сергей Александрович работал у Шахта в Берлине и у Шлейдена в Вене. Известный ученый-ботаник М.Я.Шлейден (1804-1881) столь высоко ценил своего ученика, что поместил его частное письмо об отношении искусства к природе, написанное по поводу одного натюрморта голландского мастера, в качестве предисловия к своему классическому труду "Die Pflanze".

С.А.Рачинский был на редкость общительный человек, обладавший талантом привлекать к себе людей. Где бы он ни жил - в Веймаре, Йене, Берлине, - он везде делался желанным членом лучшего интеллигентного общества этих городов. Его любили веселые немецкие студенты, охотно распевавшие песни, им сочиняемые. В Веймаре он был принят при Дворе, хранившем лучшие традиции эпохи Шиллера и Гете, близко сошелся с великим композитором и пианистом Ференцем Листом, писавшим музыку на его духовные стихи. Другой его друг - известный историк философии Куно Фишер, профессор Йенского университета - уговаривал его посвятить себя философии, к которой видел в нем особые способности. Живя в Германии, С.А.Рачинский перевел на немецкий язык одно из наиболее любимых им произведений русской литературы - "Семейную хронику" С. Т. Аксакова. Перевод этот напечатан в 1858 году в Лейпциге.

В 1858 году С.А.Рачинский вернулся в Москву, защитил магистерскую диссертацию "О движении высших растений" и получил кафедру физиологии растений в Московском университете. Так началось десятилетие пребывания С.А.Рачинского в Москве в качестве профессора Московского университета. В 1866 году, тридцати трех лет от роду, С.А.Рачинский защитил докторскую диссертацию "О некоторых химических превращениях растительных тканей" и сделался ординарным профессором Московского университета. Его деятельность в университете не ограничивалась научными занятиями и преподаванием. Постоянные заботы о благосостоянии как всего студенчества, так и отдельных студентов, о благосостоянии материальном и нравственном - вот что делало С.А.Рачинского популярным профессором. У Сергея Александровича было чрезвычайное умение распределять свое время, способность быстро переходить от одного занятия к другому, овладевать новым делом, будучи в каждом из них весьма продуктивным. Вставал он в шесть часов, утро посвящал кабинетным и лабораторным занятиям, затем шли лекции, обед, отдых. А вечер отдавал обществу.

"К этому именно времени относится его сближение с большим московским светом, - и интерес к этим связям он сохранил до последних дней. Особенно близок он был с Н.В.Сушковым, в доме которого блистала умом и просвещением его племянница Е.Ф.Тютчева. Знающие историю московского общества того времени помнят, что у Сушковых собирался лишь самый избранный круг, и что попасть в него значило получить своего рода диплом на выдающиеся достоинства, умственные, нравственные, вообще культурные.

Но и сам он, говоря старым языком, держал салон. В его квартирах, сперва на Малой Дмитровке у Страстного монастыря, а потом в одном из переулков близ Остоженки, собиралось многочисленное общество ученых, литераторов, художников, и граф Л.Н.Толстой был частым и интимным его посетителем" [3].

Все это закончилось в 1868 году. После конфликта в университете С.А.Рачинский вышел в отставку и остался без определенных занятий. Несколько зим он прожил еще в Москве, ведя светскую жизнь, полную художественных и литературных интересов, но в 1872 году окончательно переселился в Татево.

"Наполняя длинные деревенские досуги чтением и со страстью предаваясь цветоводству, он, однако, не находил в этом удовлетворения и подчас сильно хандрил. Может быть, это был самый тяжелый период его жизни.

Но выход нашелся - неожиданный, но счастливый и неизмеримо важный, как для самого Рачинского, так и для целого русского народа.

В Татеве была сельская школа самого обыкновенного типа. Сергей Александрович зашел раз туда случайно, попал на урок арифметики, показавшийся ему необыкновенно скучным, попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, - и этим определилась вся его дальнейшая судьба.

В 1875 году им было построено прекрасное школьное здание ..., и сам он переселился в него, сделавшись сельским учителем." [4]. Этой деятельности он посвятил всю свою оставшуюся жизнь и ею обессмертил свое имя, вписав его в историю русской педагогики.
Наша работа посвящена социальной педагогике С.А.Рачинского, поэтому сперва следует сказать о социальной педагогике вообще - что это такое. Впервые это словосочетание употребил Фридрих Адольф Дистервег (1790-1866) в своей известной работе "Руководство к образованию немецких учителей", опубликованной в 1835 году. В 1890 году вышла книга Пауля Наторпа (1854-1924) "Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности". Философ знаменитой Марбургской школы, автор трудов "Философия как основа педагогики", "Развитие народа и развитие личности" П.Наторп вводит понятие общности, жизни индивида для целого. Педагогическая идея Наторпа проста и ценна: человек должен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими. Воспитание и образование в социальной педагогике П.Наторпа превращались в выработку взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм, рассматривались в широком социально-философском контексте.

Идеи, изложенные в этой книге, положили начало одному из направлений педагогики, существующему и поныне. Сам Наторп указывал, что впервые идеи социальной педагогики сформулировал еще Платон, что идеал социальной педагогики - интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

Книга П.Наторпа была переведена на многие языки, в 1911 году была издана в России. У него появились сторонники среди российских педагогов. П.Наторп говорил, что хозяйственная и административная деятельность должны быть так организованы, чтобы помимо своих основных функций служить целям образования людей: "...как хозяйственная, так и административная деятельность в качестве простых средств должны подчиняться высшей цели образования людей. В идеале хозяйственная работа, как и социальная организация, должны были бы стать непосредственными факторами образования; т.е. они должны были бы быть целиком так построены, чтобы не только наряду с исполнением своих особых задач повиноваться некоторой последней цели образования людей, но и сотрудничать в деле ее осуществления. До этой высоты идея образования на разумной основе (под именем философии) поднялась уже у Платона, и от вытекающего у него отсюда социально-педагогического воззрения на государство нельзя в отношении основной идеи ничего убавить"... [5].

Мы видим сейчас, что эти идеалы реальны и воплощены в жизнь. Не только специальная воспитательная работа государства в недавнем прошлом, но и хозяйственная и административная деятельность и социальная организация образовывают и воспитывают людей, но каких? Современные социальные педагоги говорят о лежащей в основе социальной работы и социальной педагогики философии СПАСЕНИЯ, подразумевая под спасением избавление человека от неблагоприятных условий его земной жизни, ставя целью социальной педагогики обучение умениям и навыкам социальной жизни [6]. К сожалению, ни П.Наторп, ссылавшийся на традицию Платона, ни его последователи не увидели, что социальная педагогика добра существует уже почти 2000 лет в училище благочестия - Церкви Христовой.

Господь наш Иисус Христос учил народ: "ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ, ЯКО ДА ВИДЯТ ВАША ДОБРАЯ ДЕЛА, И ПРОСЛАВЯТ ОТЦА ВАШЕГО ИЖЕ НА НЕБЕСЕХ" (Мф, V,16).

Cвятитель Филарет Московский [7] так толкует эти слова Спасителя в своей проповеди пред обетом сердобольных вдов - предшественниц сестер милосердия в наших больницах [8]. "Теперь найдено, что если мы и не Апостолы, а принадлежим только к НАРОДУ верующих; тем не менее и для нас есть доля в Нагорной проповеди Христовой; и нам нечто сказано в сих словах: ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ; дело света духовного нам не чужое.

Слышащие сие, не пожелают ли услышать и то, как можем мы участвовать в распространении света, и не только услышать, но слышимое и творить по возможности?... К разрешению же предложенного теперь вопроса мы тотчас придти можем, не через трудное изыскание, но через простое продолжение слов поучения Христова.

ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ. - Каким образом? - Господь продолжает: ЯКО ДА ВИДЯТ ВАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА.

Вот очень простая правда света! ДОБРЫЕ ДЕЛА - вот свет, который всякий издавать может! Добрый пример - вот способ, которым каждый может распространять свет между другими! И вот явственная черта Божественного учения Христова, что она, восходя превыше высокого созерцания, в то же время нисходит до самого простого разумения и всякому доступного исполнения!

Чтобы распространять между человеками свет, или иначе сказать, истину и добро, для сего, кажется, мы не знаем более открытых способов, как три следующие: слово, власть, пример. Слово действует убеждением, власть - праведно употребляемым могуществом, пример располагает к подражанию.<...>

Но что ещё скажем более близкое к тем, которых состояние подобно не ГРАДУ, СТОЯЩЕМУ ВЕРХУ ГОРЫ, но, может быть, только хижине под горою? Неужели может и их СВЕТ ПРОСВЕЩАТЬСЯ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ? - Почему не так? И малый светильник в хижине увидит блуждающий странник, и пойдет на его свет, и найдет в хижине спасение от холодной ночи или зверя, и успокоится в безопасности, и обрадуется странноприимству. И скромное доброе дело человека невидимого в мире, если одушевлено добрым и святым намерением, есть дело света, которое и действует в сем качестве, привлекая к добру: и даже, под управлением Провидения, простирает иногда свое действие на неизмеримую даль...

И никто из нас, братия, да не уклоняется от заповеди всеобщего Светодавца. Каждый да творит добро по возможности, и да светит делами света, если не наряду с великими светилами, то хотя между малыми звездами. Хорошо быть хотя бы малою искрою в том Божием небе, где и малая искра светлее и прочнее здешнего солнца. ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ. Аминь." [9].

И русская школа с самого своего возникновения так и понимала свою задачу. Святой Равноапостольный Великий князь Владимир вскоре после крещения Руси, как гласит летопись, "ПОСЛАВ, НАЧА ПОИМАТИ У НАРОЧИТА ЧАДИ ДЕТИ И ДАЯТИ НАЧА НАУЧЕНИЕ КНИЖНОЕ". Училища возникли в Церкви. Святой князь Владимир был образцовым христианским государем. В своем Уставе он определил княжескую десятину (по современному сказать - 10% государственного бюджета - сообразим, сколько это?) в жертву Церкви на дела благотворительности, сам лично благотворил, приказывал даже развозить еду для больных и увечных, кто сам не мог прийти за подаянием, учреждал училища для людей всех сословий, обучая их Слову Божию и благочестию и сам подавал пример благочестивого поведения. Воистину образец для всех последующих правителей России.

И вот русская школа, возникнув в Церкви, в течение семи веков оставалась церковной школой. Это надо специально выделить и осмыслить - РУССКАЯ ШКОЛА - ЦЕРКОВНАЯ ШКОЛА. По словам профессора Погодина, всякая новая епархия делалась, так сказать, новым учебным округом, новый монастырь - гимназией, новая церковь - народным училищем.

Великий преобразователь России - Петр I впервые заводит профессиональные школы, "цифирные", "навигацкие", но общее образование по-прежнему остается делом Церкви - Духовный регламент 1721 года обязывает епископов заводить школы. В 1727 году в России существовало 46 епархиальных школ с 3 тысячами учащихся на пространстве от Пскова и Новгорода до Тобольска и Иркутска. В 1817 году Государь Император Александр I издал Манифест, в котором требовал, "чтобы христианское благочестие было основанием истинного просвещения". С 1819 года во всех училищах и гимназиях введено преподавание Закона Божия, и это положение сохранялось вплоть до 1917 года.

Однако, как отмечает современный историк педагогики, уже до Петра I "ощущалось постепенное усиление воздействия на Россию как западно-европейских образцов устройства школьного дела, так и педагогических воззрений" [10].

"Просвещение в России, столетиями развивавшееся в рамках религиозного мировоззроения и преимущественно оппозиции к педагогическим традициям Западной Европы, по крайней мере до эпохи Петра I, лишь к началу Х1Х века выходит в целом на путь секуляризации" [11].

"Особенностью русского Просвещения стало не только стремление освободить человеческий разум от церковных догм, но и переосмысление самого христианского учения" [12]. И тогда же в Х1Х веке это явление осознается как искажение самобытного пути развития России, русской мысли, русского просвещения, русской педагогики.

В царствование Государя Николая Павловича формируется отчетливое движение за восстановление самобытного пути развития России во всех областях жизни. Усиливается общественный интерес к проблемам воспитания. Министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров (1786-1855) формулирует концепцию Православия, Самодержавия, Народности как основы просвещения в России.

Русская интеллигенция разделилась на два лагеря: западников и славянофилов. Первые славянофилы Алексей Степанович Хомяков (1804-1864), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) , Степан Петрович Шевырев (1806-1864) и другие способствовали пробуждению интереса к русской православной традиции воспитания.

С ними-то и был дружен С.А.Рачинский в пору своей жизни в Москве, когда он был профессором Московского университета. Это сближение совершилось тем легче, что А.С. Хомяков, свято дороживший пушкинскими воспоминаниями, с особой любовью и радостью принял в свой круг племянника поэта Евгения Баратынского, чьей сестрой была мать Сергея Александровича.

"Убеждения Рачинского были очень близки к славянофильским, хотя его нельзя было назвать славянофилом в полном смысле слова... Горячо указывая на недостатки западной цивилизации, он искренно и откровенно, однако, не мог жить без того, что составляет его лучший плод. Европейская наука, литература, искусство, сама общественная жизнь были ему дороги и до последних дней составляли предмет его любовного интереса; он следил за ними, поскольку у него хватало сил и времени.
  1   2   3

Похожие:

Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconПрограмма конференции
В. Ф. Войно-Ясенецкого приглашает Вас принять участие в работе 77-й итоговой студенческой научно-практической конференции с международным...
Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconАпостолы от 70-ти: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий
Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром. Святой апостол Олимп (или Олимпан), о котором вспоминает апостол Павел (Рим....
Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconВыбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был...
Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария на Руси вышла первая точно датированная книга «Апостол». Книга создавалась...
Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconСборник статей Международного научного конгресса, посвящённого 100-летию со дня рождения Л. H
Сборник статей Международного научного конгресса, посвящённого 100-летию со дня рождения Л. H. Гумилёва
Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconД. В. Альжев Социальная педагогика
Термин «социальная педагогика» активно употребляется с начала ХХ в., несмотря на то, что само название было предложено немецким педагогом Фридрихом...
Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconСудьба и творчество автора песни «Калинка»
Литературно-музыкальный вечер, посвященный 120-летию со дня рождения М. А. Осоргина
Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconУсловия конкурса Время проведения
К 125-летию со дня рождения С. Я. Маршака. Конкурс рисунков «Иллюстрирование сказки «Двенадцать месяцев»»
Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconПрограмма по дисциплине бз. Б 8 социальная педагогика
Социальная педагогика как учебная дисциплина имеет цель сформировать у будущих педагогов-психологов представления о социально-педагогической...
Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconПоложение I международного конкурса детского рисунка, посвященного...

Школьный апостол и апостол трезвости Социальная педагогика С. А. Рачинского к 170-летию со дня рождения 2(15) мая 1833 г iconПолина Дашкова Точка невозврата
«Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом». (Св апостол Павел, Первое послание к Коринфянам)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница