Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы


НазваниеКраткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы
страница1/12
Дата публикации03.04.2013
Размер2.12 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ИНСТИТУТ МАРКСИЗМА–ЛЕНИНИЗМА при ЦК КПСС

В.И.ЛЕНИН

КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ДЛЯ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНОЙ УЧЕБЫ

Издание седьмое

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва – 1972

Вождь и учитель трудящихся всего мира, гениальный продолжатель революционного учения Маркса и Энгельса, организатор Ком­мунистической партии Советского Союза, ге­ний социалистической революции, основатель Советского государства, величайший ученый, простой и самый сердечный из людей – таким знает Ленина человечество.

В этой небольшой книге коротко рассказы­вается об основных этапах жизни и деятельно­сти Владимира Ильича Ленина, его бессмерт­ном учении, которое озаряет всем народам путь к светлому будущему – коммунизму.

Очерк написан

авторской группой в составе:

Г. Д. Обичкин (руководитель),

К. А. Остроухова, М. Я. Панкратова,

А. П. Смирнова, Е. Н. Стеллиферовская

^ ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ.

НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск), расположенном на берегу великой русской реки Волги. В городах По­волжья – Симбирске, Казани, Самаре (ныне Куйбышев), на широких волжских просторах прошли детство и юность Владимира Ильича.

Дед Ленина Н. В. Ульянов был русским кре­постным крестьянином Нижегородской губер­нии. В 1791 году он переехал в Астраханскую губернию, а затем в город Астрахань, где был приписан к мещанскому сословию и умер в большой бедности. Отец Ленина, Илья Нико­лаевич Ульянов, рано познал нужду. Только благодаря помощи старшего брата, настойчи­вому труду и большим способностям ему уда­лось получить высшее образование. После окончания Казанского университета Илья Ни­колаевич работал учителем в средних учебных заведениях, инспектором, а затем директо­ром народных училищ Симбирской губернии. Это был передовой человек своего времени,

3

много сделавший для просвещения народа. Он создавал в деревнях школы, помогал учителям. Большое внимание Илья Николаевич уделял просвещению нерусских народностей, населяв­ших Поволжье.

Мать Ленина, Мария Александровна, роди­лась и воспитывалась в семье врача. Она полу­чила домашнее образование, владела несколь­кими иностранными языками, хорошо знала художественную литературу и очень любила музыку. Мария Александровна обладала силь­ной волей и твердым характером. Умная, спо­койная и приветливая, она целиком посвятила себя воспитанию детей.

В семье Ульяновых было шестеро детей: Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий, Мария. Родители старались дать им разносто­роннее образование, воспитать трудолюбивыми, честными, скромными и чуткими к нуждам на­рода. Не случайно все дети Ульяновых стали революционерами.

Детство Володи Ульянова протекало в боль­шой и необычайно дружной семье. Он рос рез­вым, веселым, жизнерадостным ребенком, увле­кался шумными, подвижными играми, любил плавать, совершать с товарищами дальние про­гулки, кататься на коньках.

К пяти годам Володя научился читать, де­вяти лет поступил в первый класс Симбирской гимназии. Учился он с большим желанием, от­личался выдающимися способностями и серьез­ным отношением к учению, из класса в класс переходил с первыми наградами. Володя охот­но помогал товарищам, объясняя им трудные уроки. В последних классах гимназии он по­мог Н. М. Охотникову, чувашу по националь–
4
ности, подготовиться к сдаче экзамена на атте­стат зрелости.

Владимир Ульянов много читал и хорошо знал произведения великих русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Го­голя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова–Щедрина, Л. Н. Толстого. Большое место в прочитанной им литературе занимали сочинения революционных демокра­тов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чер­нышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писа­рева, в том числе и те их произведения, которые тогда были запрещенными. Особенно увлекался он романом Н. Г. Чернышевского «Что де­лать?». Впоследствии Ленин неоднократно под­черкивал значение деятельности Чернышев­ского как крупного ученого, непримиримого противника царского самодержавия и крепост­ничества. По выражению Ленина, Чернышев­ский даже в условиях жесточайшей цензуры умел своими статьями воспитывать настоящих революционеров.

Характер и взгляды молодого Ленина скла­дывались под влиянием семейного воспитания, передовой русской литературы, а также окру­жающей жизни. В России в ту пору быстро раз­вивался капитализм, росли фабрики и заводы с машинной техникой и тысячами рабочих. Однако сохранилось еще и много остатков кре­постничества. Капиталистическая эксплуатация сочеталась с крепостническим гнетом, что де­лало положение трудящихся в городе и деревне крайне тяжелым. Произвол царского прави­тельства, гнет помещиков и капиталистов, ни­щета и бесправие рабочих и крестьян будили в юноше ненависть к угнетателям, сочувствие
5
к угнетенным. Его революционное настроение

чувствовалось, когда Володя был еще учени­ком старших классов гимназии. Однажды, воз­вращая ему сочинение, директор гимназии предостерегающе сказал: «О каких это угне­тенных классах вы тут пишете, при чем это тут?».

Большое влияние на Владимира оказывал старший брат Александр, который отличался твердой волей и высокими моральными принци­пами. «Пример Саши, горячо любимого брата, имел огромное значение для Володи»,– вспо­минала сестра Ленина, Анна Ильинична Улья­нова–Елизарова. С детских лет он во всем ста­рался походить на брата. Когда его спраши­вали, как поступить в том или ином случае, он неизменно отвечал: «Как Саша». Александр учился в Петербургском университете и мог бы стать крупным ученым. Но главной целью жизни он избрал революционную борьбу про­тив царского самодержавия, за лучшую жизнь народа. По своим взглядам Александр Ульянов находился на пути от народовольчества к мар­ксизму. От старшего брата Владимир впервые узнал о марксистской литературе.

В 16 лет Володя порвал с религией. Н. К. Крупская вспоминала, как он рассказы­вал ей об этом. Как–то раз Илья Николаевич в беседе с гостем пожаловался на то, что его дети плохо посещают церковь. Гость, глядя на Вла­димира, сказал: «Сечь, сечь надо». Возмущен­ный юноша решил окончательно покончить с религией. Выбежав во двор, он сорвал с шеи крест и бросил его на землю.

Уже в юношеском возрасте Володе при­шлось перенести тяжелые испытания. В 1886 го–
6
ду скоропостижно умер отец. Не успела семья оправиться от одного горя, как пришла новая беда. В марте 1887 года в Петербурге был аре­стован Александр Ульянов за участие в подго­товке покушения на царя Александра III. В мае того же года Александр был казнен в Шлиссельбургской крепости. «Александр Ильич по­гиб как герой,– писала Анна Ильинична,– и кровь его заревом революционного пожара озарила путь следующего за ним брата, Влади­мира».

Казнь брата потрясла Владимира и укре­пила его решение посвятить свою жизнь рево­люционной борьбе. Преклоняясь перед мужест­вом и самоотверженностью брата и его това­рищей, он, однако, отверг избранный ими путь. Юный Ульянов считал борьбу против самодер­жавия посредством убийств отдельных предста­вителей царской власти и самого царя ошибоч­ной и не достигающей цели. «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти»,– ска­зал он.

И Владимир Ульянов начал поиски другого пути освобождения трудящихся. Готовя себя к революционной деятельности, юноша особенно интересовался общественными науками, стре­мился глубоко изучить их. Окончив гимназию с золотой медалью, он в августе 1887 года поступил на юридический факультет Казан­ского университета.

В университете молодой Ульянов установил связи с передовыми, революционно настроен­ными студентами. В начале декабря 1887 года за активное участие в студенческой сходке он был исключен из университета и арестован. Позднее Владимир Ильич рассказывал о своем

7
разговоре с полицейским приставом, сопровож­давшим его в тюрьму: «Ну что вы бунтуете, молодой человек,– поучающе сказал ему при­став,– ведь стена!». «Стена, да гнилая,– ткни, и развалится!» – ответил Ульянов.

Так семнадцатилетним юношей вступил он на путь революционной борьбы против царского самодержавия.

Владимир Ильич был выслан в деревню Кокушкино Казанской губернии (ныне село Ленино). С этого времени за ним стала вести наблюдение полиция. Находясь в маленькой глухой деревушке, он много читал, самостоя­тельно пополняя свое образование. «Кажется, никогда потом в моей жизни, даже в тюрьме в Петербурге и в Сибири, я не читал столько, как в год после моей высылки в деревню из Ка­зани,– вспоминал он впоследствии.– Это было чтение запоем с раннего утра до позднего часа». Через год ему было разрешено вернуться в Казань. Владимир Ильич пытался снова посту­пить в университет, просил разрешения выехать за границу для продолжения образования. Но царские власти ему отказывали, они числили Ульянова в списке «неблагонадежных лиц».

В Казани в то время существовало не­сколько нелегальных (тайных) революционных кружков. Они были организованы одним из первых русских революционеров–марксистов Н. Е. Федосеевым. Владимир Ильич познако­мился с их участниками и вошел в один из кружков.

Владимир Ульянов стал глубоко изучать марксизм – революционное учение, названное так по имени его основателя Карла Маркса. Всю свою жизнь Маркс и его друг Фридрих

8

Энгельс отдали делу освобождения рабочего класса и всех трудящихся от власти капитала. В середине XIX века они создали науку о зако­нах развития общества, указали пути его рево­люционного преобразования.

Великие учители пролетариата научно дока­зали, что общественный строй, при котором капиталисты наживаются за счет трудящихся, не будет существовать вечно. Чтобы изба­вить человечество от капиталистического гнета, нужна сила, способная свергнуть власть бур­жуазии и построить новое, социалистическое общество. Эта сила – пролетариат, класс наем­ных рабочих. Пролетариат – самый угнетен­ный, самый организованный и самый револю­ционный класс буржуазного общества. Объ­ясняя позднее сущность марксизма, Ленин писал: «Великая всемирно–историческая заслу­га Маркса и Энгельса состоит в том, что они указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, объ­единить вокруг себя в этой борьбе всех трудя­щихся и эксплуатируемых».

Маркс и Энгельс учили, что борьба между пролетариатом и капиталистами приведет в конце концов к социалистической револю­ции, рабочий класс свергнет власть капита­листов и в интересах трудового народа уста­новит диктатуру пролетариата, т. е. свою

власть.

Вопрос о диктатуре пролетариата – глав­ный в учении марксизма. Диктатура пролета­риата нужна рабочим для того, чтобы подавить сопротивление эксплуататорских классов – капиталистов и помещиков, повести за собой

9

крестьянство и построить новое, социалистиче­ское общество. А чтобы осуществить эту исто­рическую задачу, пролетариат должен иметь свою революционную партию, которая, руко­водствуясь научной теорией, правильно указы­вает рабочему классу его цель и возглавляет его борьбу за социализм.

Ко времени вступления Ленина в революци­онное движение марксистская идеология завое­вала господствующее положение в западноев­ропейском рабочем движении и начала распро­страняться в России. Первым выдающимся пропагандистом марксизма в России был Г. В. Плеханов. Вынужденные скрываться за границей от царского преследования, Плеханов и его товарищи организовали в Женеве (Швей­цария) в 1883 году первую русскую марксист­скую группу «Освобождение труда». Ее участ­ники переводили книги Маркса и Энгельса на русский язык и тайно пересылали их в Россию. В 80–х годах в России появились марксистские кружки и группы.

Именно в марксизме молодой Ульянов уви­дел то идейное оружие, овладев которым рос­сийский пролетариат сможет добиться сво­его освобождения и победы социалистического строя. Он глубоко изучает главный труд К. Маркса «Капитал». С большим жаром и воодушевлением, как вспоминала потом Анна Ильинична, Владимир рассказывал ей «об осно­вах теории Маркса и тех новых горизонтах, которые она открывала... От него так и веяло бодрой верой, которая передавалась и собе­седникам. Он и тогда уже умел убеждать и увлекать своим словом». Владимир Ульянов становится убежденным марксистом и пламен–

10

ным пропагандистом великих идей научного

социализма.

В мае 1889 года Владимир Ильич вместе с семьей переехал из Казани в Самарскую губер­нию, где прожил четыре с половиной года. Летом семья жила на хуторе близ деревни Алакаевка, осенью перебиралась в Самару. Это было время упорнейшей учебы. Владимир Ильич продолжал усиленно изучать произве­дения Маркса и Энгельса, много занимался иностранными языками, особенно немецким. В те годы он перевел с немецкого на русский язык один из важнейших программных трудов Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистиче­ской партии». Рукопись перевода читалась в кружках революционной молодежи. С при­сущей ему энергией и убежденностью Ленин и здесь развернул пропаганду марксистского учения.

Ко времени приезда Ленина в Самару рево­люционно настроенная, главным образом уча­щаяся, молодежь находилась под влиянием на­родничества, которое все еще господствовало в революционном движении России. Каковы же были взгляды народников? Как они представ­ляли себе развитие России, как боролись с ца­ризмом?

Народники утверждали, что в России капи­тализм развиваться не будет и она пойдет ка­ким–то особым путем, отличным от пути других стран. Они отрицали историческую роль рабо­чего класса, считая основной революционной силой крестьянство и пытаясь поднять его на борьбу против самодержавия. С этой целью революционная интеллигенция шла в дерев­ню, как тогда говорили – «в народ» (отсюда

11

и название – народники). Но крестьяне недо­верчиво относились к их проповедям.

В борьбе против царского самодержавия народники большое место отводили террору, рассчитывая убийствами отдельных представи­телей царской власти запугать самодержавие и заставить его изменить политику. Они, таким образом, полагали, что отдельные люди, а не народ, способны свергнуть царизм. Но это было глубокое заблуждение. Убийства видных цар­ских чиновников и даже самого царя не могли изменить существовавшего порядка. Царский строй оставался. На место убитых министров назначались новые, такие же преданные слуги царя, а с народниками жестоко расправля­лись – сажали их в тюрьмы, вешали, ссылали на каторгу. Героизм и самоотверженность на­родников создавали им славу революционеров и способствовали росту их влияния среди интел­лигенции и передовых рабочих. Глубоко уважая народников 70–х годов за их революционный опыт, мужество и закалку, Ленин одновре­менно критиковал их ошибочные взгляды и дей­ствия.

После разгрома царским правительством тайной организации «Народная воля» большин­ство народников отказалось от революционной борьбы. Они стали проповедовать примирение с самодержавием. В отличие от прежних, рево­люционных народников, боровшихся с цариз­мом, народники 90–х годов не только не высту­пали против самодержавия, но даже выслужи­вались перед ним. Таких народников, потеряв­ших всякую революционность как во взглядах, так и в действиях, стали называть либераль­ными. Ленин решительно боролся против них.

12

В Самаре он впервые публично выступил с критикой народников. В горячих спорах и бе­седах Ленин доказывал несостоятельность их теории и ее противоречие с жизнью.

Владимир Ильич продолжал упорно учить­ся. Летом в Алакаевке он выбрал себе тенистый уголок в густой липовой аллее сада, где стояли скамейка и стол. «Туда уходил он, нагруженный книгами, после утреннего чая с такой точно­стью, как будто бы его ожидал строгий учитель, и там в полном уединении проводил все время до обеда»,– вспоминала Анна Ильинична. Ленин умел сочетать учебу с отдыхом: увле­кался гимнастикой, прогулками, музыкой, пе­нием и игрой в шахматы. Он очень любил шутку и смех, заражая всех своей жизнерадостностью и веселым юношеским задором.

За полтора года Владимир Ильич самостоя­тельно изучил всю четырехлетнюю универси­тетскую программу. В 1891 году он блестяще сдал экстерном экзамены за юридический фа­культет Петербургского университета и получил диплом первой степени. С 1892 года Владимир Ильич стал выступать в качестве защитника подсудимых в Самарском окружном суде. Его подзащитными были главным образом кре­стьяне–бедняки. Но не адвокатская работа за­нимала Ленина. Вся его энергия и силы были направлены на изучение марксизма, на под­готовку к активной революционной деятель­ности.

В 1892 году Ленин организовал в Самаре первый марксистский кружок, члены которого изучали произведения Маркса и Энгельса и вели деятельную пропаганду марксизма. В со­став кружка входили молодые, революционно

13

настроенные люди: А. П. Скляренко, И. X. Лалаянц, М. И. Семенов, И. А. Кузнецов, М. И. Ле­бедева и др. Уже тогда Ленин поражал своих единомышленников глубокими знаниями, убеж­денностью и умением привлекать сторонников. «В этом 23–летнем человеке удивительнейшим образом сочетались простота, чуткость, жизне­радостность и задорность, с одной стороны,– вспоминал один из участников кружка, И. X. Лалаянц,– и солидность, глубина зна­ний, беспощадная логическая последователь­ность, ясность и четкость суждения и опреде­лений – с другой».

Владимир Ильич непосредственно наблюдал жизнь русской деревни. Он часто беседовал с крестьянами, расспрашивал об условиях жизни, внимательно выслушивал их рассказы. В то же время он тщательно изучал экономические ра­боты и статистические (цифровые) материалы о положении крестьянства. В Самаре Ленин написал статью «Новые хозяйственные дви­жения в крестьянской жизни»–это первая из сохранившихся научных работ Ленина. В ней он показал проникновение капита­лизма в сельское хозяйство России и разде­ление крестьянства на бедняков, середняков и кулаков.

Для обсуждения вопросов, волновавших участников кружка, Ленин с товарищами в це­лях конспирации часто совершали путешествия по Волге в лодке. Много лет спустя он очень тепло вспоминал эти увлекательные поездки, которые являлись, кроме того, и прекрасным отдыхом.

Деятельность Ленина не ограничивалась пределами Самары, он установил связи с мар–
14

ксистами ряда городов Поволжья: Казани, Са­ратова, Сызрани и др.

Годы жизни в Самаре имели огромное зна­чение для дальнейшей деятельности Ленина. Это был период накопления сил для выхода на широкую дорогу революционной борьбы. Здесь окончательно сложились и оформились его мар­ксистские, коммунистические убеждения. Ленин стал верным продолжателем великого дела и учения Маркса и Энгельса. Провинциальная Самара была тесна для его деятельности. Он стремился в крупный промышленный центр, где были сосредоточены большие массы пролетариата и имелось больше возможно­стей для развертывания революционной ра­боты. В августе 1893 года Ленин переехал в Петербург.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы iconЛекция №16. Государства Америки (сша) (XX в.) Вопросы к учебному...
Американская государственность сохранила в главном те направления эволюции политической системы и конституционного строя, что определились ...
Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы iconКнига для чтения
Москва издательство политической литературы 1991 Составители П. С. Гуревич и В. И. Столяров
Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы iconЗакон насилия и закон любви
Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 37, Государственное Издательство...
Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы iconМосква издательство политической литературы 1991
Предназначенная в помощь ичающим курс философии по новому учебнику для вузов всех, интересующихся философской б
Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы icon«Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 4»: Государственное...
«Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 4»: Государственное издательство политической литературы; М.; 1955
Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы iconТезисы о фейербахе 1
Маркс К., Ф. Энгельс Сочинения/М.: Государственное издательство политической литературы; 1955
Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы iconЖенщина и социализм государственное издательство политической литературы
Двенадцатая. Проституция-необходимое социальное учреждение буржуазного общества
Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы iconЖенщина и социализм государственное издательство политической литературы
Двенадцатая. Проституция-необходимое социальное учреждение буржуазного общества
Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы iconМихаил Михайлович Сперанский (1772-1839) Биографический очерк
Из автобиографической записки "Эпохи М. Сперанского" (писано в 1823 году, 1 мая)
Краткий биографический очерк для системы партийной учебы издание седьмое издательство политической литературы iconК. маркс тезисы о фейербахе
Маркс К., Ф. Энгельс Сочинения/М.: Государственное издательство политической литературы; 1955
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница