Скачать 1.31 Mb.
|
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ (УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ) Методическое пособие призвано помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче Единого Государственного Экзамена по русскому языку. В пособии приводится 11 вариантов работ с теоретическим справочным материалом, заданиями для закрепления и тренировки, составленных по образцу экзаменационных вариантов ЕГЭ. В пособие включены задания частей А, В и С, сгруппированные по темам, знание которых требуется при выполнении экзаменационных тестов. Это разделы русского языка: фонетика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация и стилистика. Методическое пособие предназначено для выпускников общеобразовательных школ, преподавателей русского языка, репетиторов. СПЕЦИФИКАЦИЯ работ по русскому языку 1. Назначение работы – подготовить выпускников средней школы по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ. ^ Содержание работ определяется на основе следующих документов: 1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от19.05 1998 № 1236). 2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30.06.1999 № 56). 3. Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999. 4. Примерные программы среднего (полного) образования – М.: Дрофа, 1999. ^ В работы по русскому языку включены следующие задания: 1. словарный диктант 2. выбор ответа из 4-х предложенных 3. задания по тексту 4. задания открытого типа, требующих краткого ответа учащегося 5. задания открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение). В работы 1 – 4 включены четыре раздела русского языка с заданиями различного типа. Работы 5-11 содержат по три раздела русского языка с заданиями. ^ За выполнение работы учащийся получает одну отметку по 5-балльной шкале. Отметка «5» («отлично») выставляется, если учащийся выполнил все задания верно, допускается 1 недочет в содержании работы и 1 – 2 речевых недочета. Отметка «4» («хорошо») ставится за работу, в которой выполнено правильно не менее ¾ грамматических заданий и допущено не более 2-х недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если учащийся выполнил правильно не менее половины грамматических заданий, допустил не более 4 ошибок в содержании творческой работы и 4 – 5 речевых недочетов. Отметкой «2» («неудовлетворительно») оценивается работа, в которой выполнено правильно менее половины грамматических заданий; допущено более 4 ошибок в содержании творческой работе и более 5 речевых недочетов. ^ На время выполнения каждой контрольной работы отводится 2 академических часа. Инструкция по выполнению работы Работа выполняется в отдельной тетради. Перед началом работы необходимо изучить справочный материал. В тетради записывается название раздела, номер задания и вариант ответа. Если раздел состоит из нескольких справок, то указывается номер справки. Работа № 1
^ СПРАВКА Фонетика – это учение о звуках русского языка. Буквы служат для записи звуков на письме. ГЛАСНЫЕ Обозначают твердость согласных звуков а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков я, е, ё, ю, и Обозначают два звука: 1. в начале слова ([йа]блоко); 2. после гласной (ма[йа]к); 3. после разделительных Ъ, Ь знаков (вь[йу]га, подъ[йэ]зд). СОГЛАСНЫЕ Парные звуки: Непарные звуки: Звонкие б, в, г, д, ж, з звонкие л, м, н, р, й Глухие п, ф, к, т, ш, с глухие х, ц, ч, щ Всегда твердые согласные: ж, ш, ц Всегда мягкие согласные: й, ч, щ Буквы ъ, ь – не обозначают звуков ЗАДАНИЯ Задание 1
Тётка, юла, бежать, ряд.
Пятак, тянуть, пощадить, вянуть.
Итоги, цыган, жюри, руки. Задание 2 В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв? 1. Честный, вьющийся, подстричь. 2. Июльский, чудесная, маячить. 3. Выдаешь, поющие, окрестность. 4. Ярость, чемодан, есть. Задание 3
Елка, молодость, объявление, повесть, луг, косьба, счет.
Жанр, шарик, щука, цапля, сайра.
Вскользь, печь, ешьте, мрак.
Считать, косьба, расщедрился, подъезд.
Отбежал, смеяться, предложение, табак. Задание 4 В каком слове четыре звука?
^ Безударные гласные в корне Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать проверочное слово, поставив гласный под ударение. (бескрайние б(е, и)рега - берег) *ВНИМАНИЕ! ОМОФОНЫ – слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному. Посветить фонарем (свет) Посвятить себя (свято) Задания Задание 1 Вставить пропущенные буквы и в скобках указать проверочные слова: Разбр..сать, отд..вать расст..ваться, ст..рожил, м..литься, л…петать, прил..пить, тр..пинка, сум…рки, м…лодой, нар…диться, засв…стеть. Задание 2 Вставить пропущенные буквы и в скобках указать проверочные слова: Прим…рять платье, прим…рить соперников, спл..тить единомышленников, запл…тить долги, скр..пить подписью, скр…петь на морозе, пос…деть за столом, пос…деть от горя. Задание 3 В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне?
Задание 4 В каком ряду пропущена одна и та же буква?
ОРФОГРАФИЯ Справка № 2 Корни с чередующимися гласными. Условия выбора орфограммы.
Задание 1 В каком ряду во всех словах пропущена буква А? 1. Отр..сль, сокр..щать, р..скошный. 2. Предв..рительный, ск… кать, военная к…мпания. 3. Благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ. 4. Предпол…жительно, прор…стать, п..норама. Задание 2 В каком ряду во всех словах следует писать букву О? 1. Выск…чить, предпол…жение, к…нуться, пл…вучий. 2. Тво…рение, вск…чить, заг…релый, з…рница. 3. Оз…ренный, накл…нение, ур…вень, р…сла. 4. Вым…кнуть, р…стовщик, уг…реть, пл…вчиха. Задание 3 В каком ряду во всех словах следует писать букву Е? 1. уб…ру, заст…лить, соч…тать, зап…реть. 2. уб…раю, отп…реть, выч…сть, зам…реть. 3. бл…стеть, выб…решь, прост…ралось, оп…реться. 4. заб…ремся, ст…лилось, уп…раться, ум…р. Задание 4 В каком ряду (или рядах) во всех словах следует писать букву И? 1. выч..т, взб…раться, отт….рать, переб…рать. 2. оп…раться, разж…гать, бл…стательный, перест…лать. 3. соб…ратель, уд…рая, вым…рать, зап…ртый. 4. прин…мать, нач…нать, сн…мать, сж…мать. Задание 5 Списать ряд, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть лишнее слово: Возл…гаемый, изл…жение, неотл…жная, прол…жить, л….жный, сосл….гательный, пол….жение.
Однородные члены предложения СПРАВКА Однородные члены предложения:
В предложении может быть несколько рядов однородных членов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами: , , - бессоюзная связь и - одиночный сочинительный союз и , и , и - повторяющийся сочинительный союз, кроме фразеологических оборотов (и смех и грех) , и , и - первый сочинительный союз легко восстанавливается. как , так - при двойном союзе знак ставится перед второй частью Обобщающие слова при однородных членах:
Знаки препинания: Обобщающее слово: , , , , - обобщающее слово Обобщающее слово: , , - … (продолжение предложения) Задание 1 Отметьте номера предложений, где на месте пропуска ставится запятая:
Задание 2 Поставьте знаки препинания и подчеркните обобщающие слова в предложениях:
Задание 3 В каком предложении нужно поставить одну запятую?
Задание 4 Расставьте знаки препинания. Мещера Мещера остаток лесного океана. Леса в Мещере глухие. Путь в лесах это километры тишины безветрия. Это грибная прель осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки жесткая трава холодные белые грибы земляника лиловые колокольчики на полянах дрожь осиновых листьев торжественный свет и лесные сумерки. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старый пень и слизывают муравьиные яйца. Закат тяжело пылает на кронах деревьев золотит их старинной позолотой. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет. В необыкновенной неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Так мы живем в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Два- три часа стоит многих часов сна в духоте городских домов в спертом воздухе асфальтовых улиц. (К. Паустовский) Определить: Стиль Тип речи Тема, идея Художественные средства: Эпитеты Метафора Однородный ряд
Фразеология СПРАВКА
Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизм имеет синонимы и антонимы. Фразеологические обороты придают высказываниям выразительность, служат средством создания образности. Задание 1 Определите значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимические пары. I 1. толочь воду в ступе 2. обливать грязью 3. держать камень за пазухой 4. заткнуть за пояс А. – бросать камнем Б. – утереть нос В. – переливать из пустого в порожнее Г. – иметь зуб на кого-либо II 1. как снег на голову 2. как в воду канул 3. как две капли воды 4. как на подбор А. – как сквозь землю провалился Б. – на одно лицо В. – как гром среди ясного неба Г. – один к одному. Задание 2 Существуют устойчивые сочетания, источник которых мировая литература. Определите, кто автор следующих фразеологизмов, назовите произведения.
|
![]() | Пособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары Учебное пособие «Систематика растений» предназначено для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и направлено, прежде всего,... | ![]() | Учебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка.... Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной... |
![]() | “ родноеподмосковь е” ( учебное пособие для учащихся общеобразовательных... Греханкина Л. Ф. «Родное Подмосковье» учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений | ![]() | Учебно-методическое пособие на английском языке Rostov-on-Don 2011... Учебно-методическое пособие предназначено для взрослых, которые впервые обращаются к изучению английского языка или имеют значительный... |
![]() | Методическое пособие и контрольные задания для учащихся-заочников... Все знания и навыки, полученные учащимися при изучении технической механики, найдут применение в процессе изучения специальных предметов,... | ![]() | Контрольные задания или тесты; список литературы IV задания для выполнения контрольной работы Данный учебно-методический комплекс составлен на основе типовой и рабочей программы по социологии и предназначено для студентов очной... |
![]() | Тесты По инфекционным болезным и эпидемиологии Учебно-методическое пособие Какие биохимические тесты отражают цитолиз (1), мезенхимальную реакцию (2), холестаз (3) при вирусных гепатитах? | ![]() | Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
![]() | Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое... Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной... | ![]() | Методические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов |