Скачать 386.38 Kb.
|
Билеты по Основе теории литературы. 1.Литературоведение как наука. Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды Аристотеля Платона. Буало итд В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная. ^ Многообразны связи Л. с др. гуманитарными науками, одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близкие к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общееискусствознание), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур. 3.Происхождение искусства. Слово искусство первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта искусство мышления, искусство ведения войны. В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях фантазии романтизм, многообразном стремлении к изменению Шиллер, стремлении к подражанию Аристотель, современный натурализм, стремлении к символическому изображению немецкий идеализм, экспрессионизм и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. ^ . Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытаетсяувлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова. ^ Своего рода авангард читающей публики (точнее ее худож. образовательной части) составляют литературные критики.Их деятельность явл. весьма существенным компонентом функционирования литературы. Призвание и задача критики оценивать худ. произведения, и при этом обосновывать свои суждения.Лит. критика своего рода посредник между писателями и читателями. Она способна стимулировать и направлять писательскую деятельность. ^ Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении. Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем). 7.^ Ядром худ-ной системы , ее центром принято считать идейно-тематическое содержание. Неразрывное единство темя и идеи составляет экстракт объекта и субъекта творчества, предмета искусства, и его авторского осознания,распространяющий свое влияние на все остальные элементы системы. Проблематика- развертывание проблемы(более менее осознанного противоречия) в процессе размышления. Например, анализ чувства долга и свободы относящиеся к нравственной проблематике ^ Содержание и форма литературного произведения - противоположные «полюса» в художественной целостности произведения. Оно не просто сообщает о чем-то или указывает на что-то, оно содержит в себе эстетическую реальность художественного мира, в которой преображаются изображаемые события, переживания, действия, их осмысление и оценка. Художественный мир — это содержание литературного произведения. Именно художественный текст и становится единственно возможной формой воплощения этого содержания «Стихи живые сами говорят / И не о чем-то говорят, а что-то».(С.Я.Маршак). Внутреннее единство с. и ф. необходимо отличать от различного рода внешних соответствий того, о чем говорится в произведении, и того, с помощью каких приёмов и средств построен текст. «Содержание — это не что иное как переход формы в содержание. А «форма — это не что иное как переход содержания в форму» ^ Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир. Естественными формами существовании этого мира являются время и пространство. Время и пространство в литературе условны. Однако литература по сравнению с другими видами искусства наиболее свободно общается со временем и пространством.В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах. Повествователю достаточно сказать: « а тем временем происходило то-то». Таким приемом перенесения из одного пространства в другое пользовалась литература. Так же важным свойством литературных времени и пространства является их дискретность, т.е прерывность. Дискретность пространства проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается наиболее значимыми для автора деталями. Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. Условность максимальна в лирике, так как она ближе к экспрессивным искусствам. Здесь может отсутствовать пространство. В драме условность времени и пространства установлена в основном на театр. На фоне драмы эпос имеет более широкие возможности. Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения происходят благодаря повествователю. Повествователь может сжимать или растягивать время. 10.Композиция литературного произведения. Внешняя композиция произведения делятся на главы (в лиро-эпических произведениях они могут быть небольшие по объему), подглавки, части, тома, книги. Драматические произведения состоят из актов (действий), картин (сцен), явлений от завязки и до развязки + внесюжетные элементы. внутренняя композиция: мотивы, система персонажей, обрамление сюжета, точка зрения. Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Совокупность композиционных приемов и средств стимулирует и организует восприятие литературного произведения. Фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Но главное и специфическое начало художественного построения – это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц. ^ Сюжетом называют ход действия и последовательность его развития, которые служат в произведении формой развертывания и конкретизации его фабулы. Фабула - это то, что, хотя и существует в сюжете, но полностью с ним не совпадает. Сюжет - это та же цепочка действий, но изменений, взятые в авторском освещении, в развитии авторского взгляда от начала и до конца произведения. фабула, - это то, что поддается переводу, когда телевизионный диктор коротко излагает нам события предыдущих серий фильма, он пересказывает именно фабулу, о сюжете мы получим представление, только увидев эти серии на экране. Исходное содержание слова «фабула» -басня, сказка история, перевод. «Сюжет» - означает «предмет», то есть то, для чего написано произведение. Сюжет - это цель автора, а фабула - средство достижения этой цели». ^ . Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. Любовный- взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. Социально-бытовой(общественный)-социальныевзаимоотношения,характерен для реалистических произведений. Философский-постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Идейный-столкновение различных идей, имеющих право на существование. Психологический- внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Символический- противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма.
|
![]() | Курс вопросы к семинару по теории литературы семинар 3 «из истории литературоведческой науки -2» Его близость к мистицизму. В теории искусства – провозглашение художественного произведения как выражения подсознательной (иррациональной)... | ![]() | Учебно-методических материалов по курсу Основы теории литературы... Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории литературы». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 64 с |
![]() | Курс вопросы к семинару по теории литературы семинар 5 «из истории литературоведческой науки -4» Социологический метод. Его разновидности и течения. Вульгарно-социологическое течение (Н. Коробка, В. Келтуяла, В. Фриче). Превращение... | ![]() | Экзаменационные вопросы Основные положения современной клеточной теории. Доказательство единства живой природы, родства организмов на основе положений клеточной... |
![]() | Исследования. Разделы не получают заглавия в списке, а отделяются друг от друга пробелом На основе предварительно подобранной литературы по заданной теме составляется библиографический список с простой структурой, называемый... | ![]() | Литература любой учебник по теории литературы Туркова Е. С., Тюленев... Историческая относительность художественности. Развитие литературы и критериев художественности |
![]() | Литература лежит в основе всех искусств в основе театра пьеса, в... Станиславский Константин Сергеевич (Алексеев) – создал направление психологический театр (театр прямых жизненных соответствий) | ![]() | Билеты по теории государства и права Научные знания – упорядоченные, организованные в определенную систему знания, взаимосвязанные и логически изложенные, обоснованные,... |
![]() | Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса Некоторые билеты содержат прямые ссылки на дополнительные оригинальные материалы, размещенные на сайте | ![]() | История всемирной литературы Зарождение новейшей литературы у нас обычно связывалось с Октябрьской революцией 1917 г. Но если для отечественной литературы эта... |