Билеты по Основе теории литературы


Скачать 386.38 Kb.
НазваниеБилеты по Основе теории литературы
страница1/4
Дата публикации07.04.2013
Размер386.38 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Билеты по Основе теории литературы.

1.Литературоведение как наука.

Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды Аристотеля Платона. Буало итд В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.

^ 2.Взаимодействие литературоведения с другими науками.

Многообразны связи Л. с др. гуманитарными науками, одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близкие к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общееискусствознание), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур.

3.Происхождение искусства. Слово искусство первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта искусство мышления, искусство ведения войны. В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях фантазии романтизм, многообразном стремлении к изменению Шиллер, стремлении к подражанию Аристотель, современный натурализм, стремлении к символическому изображению немецкий идеализм, экспрессионизм и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически.

^ 4.Литература как искусство слова. Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытаетсяувлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

^ 5.Литературно-художественная критика как часть литературоведения. Своего рода авангард читающей публики (точнее ее худож. образовательной части) составляют литературные критики.Их деятельность явл. весьма существенным компонентом функционирования литературы. Призвание и задача критики оценивать худ. произведения, и при этом обосновывать свои суждения.Лит. критика своего рода посредник между писателями и читателями. Она способна стимулировать и направлять писательскую деятельность.

^ 6. Художественный образ.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении. Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).
7.^ Идейно-тематическое содержание литературного произведения. Проблематика. Ядром худ-ной системы , ее центром принято считать идейно-тематическое содержание. Неразрывное единство темя и идеи составляет экстракт объекта и субъекта творчества, предмета искусства, и его авторского осознания,распространяющий свое влияние на все остальные элементы системы. Проблематика- развертывание проблемы(более менее осознанного противоречия) в процессе размышления. Например, анализ чувства долга и свободы относящиеся к нравственной проблематике
^ 8.Содержание и форма литературного произведения.

Содержание и форма литературного произведения - противоположные «полюса» в художественной целостности произведения. Оно не просто сообщает о чем-то или указывает на что-то, оно содержит в себе эстетическую реальность художественного мира, в которой преображаются изображаемые события, переживания, действия, их осмысление и оценка. Художественный мир — это содержание литературного произведения. Именно художественный текст и становится единственно возможной формой воплощения этого содержания «Стихи живые сами говорят / И не о чем-то говорят, а что-то».(С.Я.Маршак).
Внутреннее единство с. и ф. необходимо отличать от различного рода внешних соответствий того, о чем говорится в произведении, и того, с помощью каких приёмов и средств построен текст. «Содержание — это не что иное как переход формы в содержание. А «форма — это не что иное как переход содержания в форму»
^ 9.Художественное время и пространство.

Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир. Естественными формами существовании этого мира являются время и пространство. Время и пространство в литературе условны. Однако литература по сравнению с другими видами искусства   наиболее свободно общается со временем и пространством.В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах. Повествователю достаточно сказать: « а тем временем происходило то-то». Таким приемом перенесения из одного пространства в другое пользовалась литература. Так же важным свойством литературных времени и пространства является их дискретность, т.е прерывность. Дискретность пространства  проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается наиболее значимыми для автора деталями. Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. Условность максимальна в лирике, так как она ближе к экспрессивным искусствам. Здесь может отсутствовать пространство. В драме условность времени и пространства установлена в основном на театр. На фоне драмы эпос имеет более широкие возможности. Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения происходят благодаря повествователю. Повествователь может сжимать или растягивать время.

10.Композиция литературного произведения. Внешняя композиция произведения делятся на главы (в лиро-эпических произведениях они могут быть небольшие по объему), подглавки, части, тома, книги. Драматические произведения состоят из актов (действий), картин (сцен), явлений от завязки и до развязки + внесюжетные элементы.
внутренняя композиция: мотивы, система персонажей, обрамление сюжета, точка зрения. 
Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Совокупность композиционных приемов и средств стимулирует и организует восприятие литературного произведения. Фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Но главное и специфическое начало художественного построения – это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц.

^ 11.Сюжет и фабула литературного произведения.

Сюжетом называют ход действия и последовательность его развития, которые служат в произведении формой развертывания и конкретизации его фабулы. Фабула - это то, что, хотя и существует в сюжете, но полностью с ним не совпадает. Сюжет - это та же цепочка действий, но изменений, взятые в авторском освещении, в развитии авторского взгляда от начала и до конца произведения. фабула, - это то, что поддается переводу, когда телевизионный диктор коротко излагает нам события предыдущих серий фильма, он пересказывает именно фабулу, о сюжете мы получим представление, только увидев эти серии на экране.  Исходное содержание слова «фабула» -баснясказка история, перевод. «Сюжет» - означает «предмет», то есть то, для чего написано произведение. Сюжет - это цель автора, а фабула - средство достижения этой цели».

^ 12.Конфликт литературного произведения. Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. Любовный- взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. Социально-бытовой(общественный)-социальныевзаимоотношения,характерен для реалистических произведений. Философский-постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Идейный-столкновение различных идей, имеющих право на существование. Психологический- внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Символический- противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма.

 

 



  1   2   3   4

Похожие:

Билеты по Основе теории литературы iconКурс вопросы к семинару по теории литературы семинар 3 «из истории литературоведческой науки -2»
Его близость к мистицизму. В теории искусства – провозглашение художественного произведения как выражения подсознательной (иррациональной)...
Билеты по Основе теории литературы iconУчебно-методических материалов по курсу Основы теории литературы...
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории литературы». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 64 с
Билеты по Основе теории литературы iconКурс вопросы к семинару по теории литературы семинар 5 «из истории литературоведческой науки -4»
Социологический метод. Его разновидности и течения. Вульгарно-социологическое течение (Н. Коробка, В. Келтуяла, В. Фриче). Превращение...
Билеты по Основе теории литературы iconЭкзаменационные вопросы
Основные положения современной клеточной теории. Доказательство единства живой природы, родства организмов на основе положений клеточной...
Билеты по Основе теории литературы iconИсследования. Разделы не получают заглавия в списке, а отделяются друг от друга пробелом
На основе предварительно подобранной литературы по заданной теме составляется библиографический список с простой структурой, называемый...
Билеты по Основе теории литературы iconЛитература любой учебник по теории литературы Туркова Е. С., Тюленев...
Историческая относительность художественности. Развитие литературы и критериев художественности
Билеты по Основе теории литературы iconЛитература лежит в основе всех искусств в основе театра пьеса, в...
Станиславский Константин Сергеевич (Алексеев) – создал направление психологический театр (театр прямых жизненных соответствий)
Билеты по Основе теории литературы iconБилеты по теории государства и права
Научные знания – упорядоченные, организованные в определенную систему знания, взаимосвязанные и логически изложенные, обоснованные,...
Билеты по Основе теории литературы iconОбществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса
Некоторые билеты содержат прямые ссылки на дополнительные оригинальные материалы, размещенные на сайте
Билеты по Основе теории литературы iconИстория всемирной литературы
Зарождение новейшей литературы у нас обычно связывалось с Октябрьской революцией 1917 г. Но если для отечественной литературы эта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница