4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв


Скачать 218.94 Kb.
Название4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв
Дата публикации10.04.2013
Размер218.94 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
ТЕМА 4. Развитие культуры на белорусских землях в X—XIII вв.

План

1. Распространение христианства.

2. Письменность. Рукописные книги.

3. Религиозные просветители: Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.

4. Каменное зодчество. Фрески.

5. Древнее искусство.

1. Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. Еще в 907 г. воины Полоцка были союзниками киевского князя Олега в походе на столицу Византии город Царьград (Константинополь, современный Стамбул), где могли познакомиться с христианством. В 988 г. великий киевский князь Владимир Святославич (Красное Солнышко) принял христианство. В связи с этим он отказался от многоженства и выслал одну из своих жен. Рогнеду, вместе с сыном Изяславом в построенный для них город Изяславль (нынешний Заславль Минской области). В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — церковный округ. Рогнеда и ее сын Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство на восточнославянских землях распространялось на протяжении нескольких столетий, противоборствуя с язычеством. Его еще называли многобожием, или поганством (от поганый — разгрязненный), в сравнении с «чистой» христианской верой. Две религии сосуществовали долгое время (с X по XIII в.), поскольку язычество имело глубокие древние корни. По этой причине новая вера вводилась сначала насильно, а языческие идолы — каменные или деревянные скульптурные изображения божков — разрушались.

2. Потребность в знаниях и письменности на белорусских землях возникла в связи с образованием сильного Полоцкого княжества, укреплением княжеской власти, развитием хозяйства. Начиная с XI в, в Полоцкой земле стала распространяться кирилличная азбука

(содержала 43 буквы), составленная в 863 г. братьями Кириллом и Мефодием. Об этом свидетельствовали, например, надписи на так называемых «Борисовых камнях», найденных в русле Западной Двины, а также надпись на «Рогволодовом камне» возле Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для расчесывания волос с последовательно расположенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты были найдены археологами в Витебске и Мстиславле. Их содержание говорит о том, что грамотой в то время владели и простые горожане. В первой половине XI в. началось летописание — запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале XII п. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» — летопись, содержащая, например, сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, битве на Немиге и других событиях из истории восточных славян. Есть сведения, что существовала Полоцкая летопись, но она не сохранилась до наших дней. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в XI в. «Туровское Евангелие», украшенное заставками — разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент — специально изготовленная кожа телят. Обложкой были две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.

3. Распространению письменности содействовали религиозные просветители. Сознательно жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте дочь полоцкого князя Предслава, внучка знаменитого Всеслава Чародея. Узнав о намерении отца обручить ее с одним из князей, она избрала путь служения Богу и тайно сбежала из дома в женский монастырь, где получила имя Евфросиния. Позже она основала в Полоцке женский и мужской монастыри и организовала переписывание церковных книг. Занятие это было в то время трудное, на переписывание одной книги иногда уходила вся человеческая жизнь. Евфросиния стала первой известной нам женщиной - книгописцем. Для молодых женщин в монастыре она открыла школу. Уже на склоне жизни Евфросиния совершила религиозный подвиг — отправилась в дальнее и тяжелое путешествие на Святую землю — Иерусалим. Евфросиния Полоцкая (около 1104 — 1167)— первая из восточнославянских женщин, которую православная церковь провозгласила святой. Верующие считают ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня отмечают день ее памяти.

Выдающимся религиозным просветителем был туровский епископ Кирилл (около 1113 — после 1190). Он замуровался в небольшой монастырской башне (столпе, имевшем несколько этажей) и жил отшельником-столпником. Кирилл Туровский не только читал здесь книги, но и писал «слова» — обращения к верующим, а также молитвы-исповеди, повести-притчи, имевшие характер наставления. В этих произведениях он выражал свое отношение к поведению людей с точки зрения христианской морали. За красноречие Кирилла Туровского еще при жизни прозвали «Златоустом, который паче всех засиял па Руси».

4. Выдающимся памятником каменного зодчества (зданием, возведенным из камней и кирпича, скрепленных раствором) на территории Беларуси является Софийский собор в Полоцке. Он был построен в середине XI в. при князе Всеславе Чародее и является примером полоцкой архитектурной школы. Слово «София» означает «Божественная мудрость», которая, по представлению верующих, руководит миром. Это был третий храм такого типа на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий. Полоцкая София имела, как предполагают исследователи, пять или семь куполов (последнее число определяется по количеству семи христианских таинств — крещения, брака, покаяния и др.). При строительстве собора был использован плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма украшена фресками — росписью водяными красками по свежей штукатурке. Полоцкая София за свою историю несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в сильно измененном виде.

На протяжении XII в. в Полоцке было возведено десять каменных однокупольных церковных строений. Одним из таких стала Спасская церковь, построенная по заказу Евфросинии Полоцкой за 30 недель зодчим Иоанном (Иваном). Она имела ярусный башнеподобный вид. Слово «Спас» означает спасение. Сегодня в этой церкви хранятся мощи (останки) святой Евфросинии Полоцкой. Спасская церковь также не раз перестраивалась, но фрески с изображениями снятых и возможно, самой Евфросинии Полоцкой сохранились в неизменном виде. Примером гродненской архитектурной школы является Коложская церковь, построенная в XII в. в Гродно. Ее еще называют Борисоглебской в честь невинно убиенных князей братьев Бориса и Глеба, считавшихся заступниками воинов. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, создававшими определенный рисунок. Особенностями церкви являются круглые столбы и большое количество голосников — глиняных горшков, вмурованных в стены для того, чтобы хорошо были слышны молитва и голос священника. Голосники также облегчают конструкцию самой церкви. Церковь планируется реконструировать в первоначальном виде.

Памятником оборонительного зодчества является Каменецкая, башня на Брестчине. Она была построена в XIII в. Имела высоту 30 м., в диаметре — 13 м, толщину стен — 2,5 м. Могла вместить большой гарнизон. Через бойницы в стене можно было вести обстрел вражеского войска. Похожие башни известны в Западной Европе под названием «донжон». Очень часто Каменецкую вежу называют «Белой вежей», что не совсем соответствует действительности, поскольку она была возведена из желтого и коричневого кирпича. Возможно, сначала она была построена из бревен, позже побеленных. А покрашена в белый цвет Каменецкая вежа была только во второй половине XX в. Сегодня она вновь приобрела свой первоначальный вид.

5. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером ^ Богшей (в крещении Лазарем) по заказу Евфросинии Полоцкой в 1161 г. Крест был изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность обложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми кириллицей надписями. На золотых пластинах изображены лики святых, исполненные разноцветными эмалями.

В кресте находились святые для каждого верующего христианские реликвии: кусочек дерева из креста, на котором был распят Иисус Христос, частички мощей святых. История креста Евфросинии Полоцкой трагична. Его много раз прятали и перепрятывали в связи с вражескими нашествиями. В начале Великой Отечественной войны крест исчез и до сегодняшнего времени не найден. Ведутся его поиски. В наше время образ креста воссоздал брестский художник-ювелир Николай Кузьмич. После освящения данный крест (как и крест Богши) стал христианской святыней и хранится в Спасской церкви Евфросинневского монастыря. Крест Евфросинии Полоцкой считается культурно-исторической ценностью. К предметам искусства того времени относились также женские украшения, костяные и деревянные шахматные фигурки, образки, которые носили верующие на груди.

^ Понятия и термины.

Религия — мировоззрение и мироощущение человека, вызванные ве­рой в бога (богов) и его (их) сверхъестественные возможности.

Язычество (поганство) — религиозные верования древних народов. "Название происходит от церковнославянского слова «языци», под ко­торым понимались народы. Термин «поганство» происходит от латин­ского «поганус» (язычник). Язычество включает в себя религиозные представления: анимизм, фетишизм, тотемизм и др. Язычниками по­читались огонь, солнце, луна, звезды, гром, птицы, животные. Особен­ность язычества — многобожие — вера во многих богов.

Пантеон — совокупность всех богов того или иного культа.

^ Капище (святилище) — место, где язычники почитали своих богов и приносили им жертвы.

Идолы — образные изображения богов, которым поклонялись языч­ники. Делались из дерева, камня, глины, кости в виде больших или ма­леньких фигур богов.

^ Вещун — так назывался у язычников человек, осуществлявший культовые обряды.

Тризна — у язычников прощание с покойником в виде военной игры или состязания. После тризны устраивались поминки, на которых че­ствовали (поминали) покойника.

Христианство — религия, в основе которой лежит учение Иисуса Хри­ста. Зародилось на территории Римской империи (в Палестине) в I в. н. э.

^ Храм — культовое строение для выполнения религиозных обрядов (церковь, костел, мечеть, синагога).

Церковь 1) религиозная организация, объединяющая последовате­лей христианской веры; 2) здание, в котором осуществляются христи­анские богослужения.

Православие — одно из основных направлений в христианстве (вме­сте с католицизмом и протестантизмом). Оформилось в 1054 г. после раздела христианства на западную (католическую) и восточную (пра­вославную) церкви. Православие как государственная религия вводи­лось на белорусских землях с конца X в. Началом истории православ­ной церкви на территории Беларуси считается основание Полоцкой епархии в 992 г.

Патриарх — высшее духовное лицо, руководитель православной церкви.

Митрополит — руководитель крупной православной епархии (митро­полии), подчиняется непосредственно патриарху.

^ Киевский митропо­лит — руководитель православной церкви у восточных славян. Епископ — руководитель православной епархии или церковного округа.

Священник — лицо, возглавляющее церковный приход. Под руковод­ством священника в церкви осуществляются богослужения.

Епархия — церковный округ. Десятина — налог населения в пользу церкви.

^ Икона — изображение Бога или святого в виде портрета как предмет религиозного поклонения.

Алтарь — главная восточная часть церкви, отделенная от общего поме­щения иконостасом.

Отшельник — верующий человек, живущий в изоляции от других людей. Столпничество — название религиозного подвига Кирилла Туров­ского, который закрылся в монастырской башне и долгое время жил 15 изоляции, читал книги и писал свои поучения.

Библия — исторический памятник письменности, собрание сочине­ний иудейской и христианской религий, где изложены основы веро­учения.

Языческие боги

^ Перун — главный бог у восточных славян в VI—X вв., бог грома, мол­нии, грозы, военных дел.

Волос (Велес) — бог животноводства и богатства.

Ярила — бог весеннего плодородия и плодовитости животных.

^ Сварог — бог неба.

Дажбог — бог солнечного света.

Хорс — бог солнца.

Стрибог — бог ветра.

Тётя — божество благополучия и семейной жизни.

Лёля (Лада) — божество весны, любви, девичьей красоты, опекунша брака и семьи.

^ Мокошь — женское божество плодородия и домашнего очага.

Ярила, Купала, Овсень, Коляда — божества определенной поры года (весны, лета, осени и зимы).

^ Юрий — опекун животных и земледелия (в христианский период сменил Ярилу).

Кириллица — древняя славянская азбука, которая легла в основу бе­лорусского, русского, украинского и других алфавитов. Название про­исходит от имени славянского просветителя IX в. Кирилла, создавше­го эту азбуку.

Летопись — историческое повествование, в котором запись событий размещена по годам.

Хроника — историческое повествование, где летописец отступал от за­писи по годам.

^ Житие — биографии людей, канонизированных (причисленных к ли­ку святых) христианской церковью.

Притча — небольшое религиозное произведение поучительного харак­тера.

Агиография — литературный жанр средневековья; церковная литера­тура, описывающая жизнь святых, их подвиги и страдания. Евангелие — раннехристианское произведение, в котором рассказыва­ется о жизни Иисуса Христа.

Каменное зодчество — строительство зданий из камня и кирпича, скрепленных известковым раствором.

^ Фрески — живопись водяными красками по свежей штукатурке.

Мозаика — картина, узор, орнамент из кусочков одинаковых или раз­ных материалов (стекла, камешков, керамических плиток), плотно прилегающих друг к другу.

Сфрагистика — специальная историческая дисциплина, изучающая печати и историю их существования.

Эпиграфика — специальная историческая дисциплина, занимающая­ся исследованием древних надписей.

Фольклор — художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отображающая его жизнь, взгляды, идеалы: устное народное творчество, музыка, театр, танец, изобразительное и деко­ративно-прикладное искусство.

^ Берестяные грамоты — письма, записки, документы, выполненные на коре березы.

«Вислые» печати — печати, которые отливались на пластинах из свинца, золота, серебра или воска и привешивались к документам на шнурках. Были распространены в Византии, а потом в восточнославянских землях.

^ Крестово-купольный тип храмов — тип культового строения, сфор­мировавшийся в Византии в VI—XII вв. Конструкционно представляет собой четыре вертикальные опоры, на которые опираются барабан и купол. Внутренняя планировка напоминает крест. В Беларуси крестово-купольные храмы известны с XI в.

Кокошники (от старославянского «кокош» курица) архитектурная деталь здания, полукруглая или килевидная искусственная зако­мара, имеющая декоративное назначение; размещаются в завершение стен, в основе шатров и барабанов куполов культовых сооружений.

Голосники — глиняные жбаны, которые вмуровывались в стены, чтобы улучшить слышимость звуков (акустику) в помещении храма.

Пергамент — специально обработанная тонкая кожа молодых живот­ных, на которой писали книги и документы.

Хронология

988 г. — принятие христианства в Киеве как государственной религии.

^ 992 г. — основание Полоцкой епархии. Первым епископом был назна­чен Мина.

1005 г. — основание Туровской епархии. Первым епископом был на­значен Фома.

863 г. — составление кириллической азбуки.

XI в. — освоение кирилло-мефодиевской письменности в Полоцкой земле.

^ XI в. — создана рукописная церковная книга — Туровское евангелие.

1037 г. — строительство в Киеве Софийского собора.

1055—1060 гг. — строительство в Полоцке Софийского собора.

^ Середина XII в. — строительство Спасской церкви в Полоцке.

1113 г. — монахом Нестором составлен летописный свод «Повесть вре­менных лет» в Киево-Печерском монастыре.

1161 г. — мастер-ювелир Лазарь Богша сделал крест по заказу Евфросинии Полоцкой.

Конец XII в. — неизвестным автором написано художественное про­изведение «Слово о полку Игореве».


^ Руководство православной христианской церковью (церковная иерархия)

Патриарх

Митрополиты

Епископы

Священники

Верующие прихожане

^ Письменные источники, где содержатся сведения о рас­пространении христианства на белорусских землях

Никоновская летопись — первые сведения о принятии христианства в Полоцкой земле. О полоцком князе Изяславе (умер в ^ 1001 г.) сказа­но, что он «прилежаще прочитанию божественных писаний».

Тверская летопись — предание о Рогнеде — монахине, которая последние годы своей жизни провела в монастыре под именем черницы Анастасии.

«Повесть временных лет» — установление христианства в Туровской земле. Сообщается, что после принятия христианства в Киеве князь Владимир Святославич направил в Туровскую землю приемного сына Святополка в качестве посадника, который обязан был распростра­нить здесь новую веру. Установление христианства в Туровской земле, согласно «Повести...», сопровождалось кровавыми событиями.

^ Киевский Патерик — текст, свидетельствующий об основании в Турове епархии (1005). Первым ее епископом называется Фома. В XII в. туровскими епископами были Игнатий, Иоаким, Кирилл Туровский, Лаврентии.

^ Местонахождение первых монастырей на белорусских землях

Около Пинска (Туровская земля) — первый на белорусских землях Лещинский мужской монастырь (X в.), основанный киевским князем Владимиром.

Туров — Борисоглебский мужской монастырь (епископская рези­денция).

Около Турова — Варваринский женский монастырь, основанный женой князя Святослава Изяславича.

Около Полоцка на берегу р. Бельчицы — Борисоглебский мужской монастырь (XII в.).

Около Полоцка в д. Сельцо на берегу р. Полоты — женский мона­стырь (XII в.), основанный Евфросинией Полоцкой.

Около Полоцка на берегу р. Полоты — Богородицкий мужской мо­настырь (XII в.), основанный Евфросинией Полоцкой.

^ Религиозные деятели-просветители XII в.

Евфросиния Полоцкая (1101—1167) — дочь полоцкого князя Свято­слава Всеславича (внучка Всеслава Чародея). Когда узнала о намере­нии отца выдать ее замуж, тайно сбежала в монастырь, где постриглась к монахини и получила имя Евфросиния (первое имя Предслава). Пе­реписывала церковные книга, основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. В конце жиз­ни совершила путешествие в Палестину к «гробу господнему», первая женщина из восточных славян, которая была канонизирована. Мощи Евфросинии находятся в Спасо-Евфросиниевском монастыре с 1910 г.

^ Кирилл Туровский (-1113 — после 1190) — родился в Турове в бога­той семье. Но ушел в монастырь и сделался монахом. Совершил подвиг столпничества. Около 1158 г. по просьбе князя и горожан был на­значен епископом Турова. Выдающийся писатель и оратор, при жизни его прозвали Златоустом.

^ Климент Смолятич — родился в Смоленске. Являлся киевским ми­трополитом и писателем. Сохранилось только одно его произведение «Послание Фоме пресвитеру».

^ Авраамий Смоленский — родился в Смоленске в богатой семье. После смерти родителей раздал их имущество монастырям, церквам, бедным, а сам пошел в монастырь, где прожил около 50 лет. Его ученик Ефрем написал «Житие Авраамия Смоленского».

^ Сохранение языческих традиций после принятия христианства

■ Празднование Дзядов, Радуницы, Колядок, Масленицы, Купалья.

■ Истории о русалках, леших, чертях, ведьмах.

■ Заговоры, проклятия, «защитные» действия от стихийных случаев.

■ Уважительное отношение к огню.

■ Восславление солнца, луны, звезд, деревьев, рек и т. д. в фольклоре.

■ Сохранение обрядов — призывание весны, купалье, волочебничество.

^ Значение принятия христианства для восточных славян

■ Христианская религия способствовала укреплению более развитых общественных отношений.

■ Помогала преодолеть пережитки племенной обособленности.

■ Содействовала подъему культуры, грамотности.

■ Способствовала укреплению международных связей с другими го­сударствами.
^ Памятники письменности восточных славян


Место находки


Название памятника

Эпиграфика


Новгород

Надпись на свинцовой «вислой» печати полоцкого князя Изяслава Владимировича конца X в., считается одним из самых древних памятников письменности в Беларуси

Полоцк

Надпись на каменном фундаменте Софийского собора «Давидъ, Тоума, Микоула» (XI в.)

Полоцк (в русле Западной Двины)

Борисовы камни (четыре валуна). Надписи: «Господи, помози рабу своему Борису» (XII в.)

Полоцк

Надпись на кресте Евфросинии Полоцкой, созданном в честь христианского праздника Воздвижения. В первой части надписи говорится, что в 1161 г. Евфросиния навеки подарила крест церкви Спаса. Во второй части надписи — молитве — записано проклятие тому, кто унесет крест из Спасской церкви. На нижней пластине обратной стороны креста имеется мелкая надпись с именем мастера Богши (в крещении Лазаря), который сделал этот крест на средства Евфросинии

Брест

Гребень с буквами славянского алфавита

Пинск

Пряслице с надписью «Настасино праслен». Амфора с надписью «Ярополче вино»

Орша

Рогволодов камень. Сын полоцкого князя Бориса Рогволод в 1171 г. приказал высечь крест и надпись на огром­ном камне высотой 3 м

Новгород

Самая древняя берестяная грамота, которую прислал Жировит — житель Полоцка или Витебска

Мстиславль

Берестяная грамота, в которой говорится о покупке пшеницы на 4,5 гривны (начало XIII в.)

Витебск

Берестяная грамота, в которой Степан просит Нежилу

купить ему рожь за 6 гривен (конец XIII в.)

Сфрагистика

Новгород

Свинцовая «вислая» печать полоцкого князя Изяслава Владимировича с надписью конца X в., на ней изображен княжеский знак «трезубец»

Новгород

Свинцовая печать Евфросинии Полоцкой

Туров, Брест, Волковыск

Печати с надписью туровского князя Изяслава Ярославича, который с 1054 г. был киевским князем

Минск

Печать с изображением святого Глеба


^ Рукописные книги


Название произведения


Характеристика


Туровское евангелие

Рукописный памятник XI в., самая ранняя церковная книга из сохранившихся на территории Беларуси. Книга украшена заглавными буквами, нарисованными красной, синей, зеленой красками. Найдена в Турове в 1865 г. Хра­нится в библиотеке АН Литвы


« Русская Правда»


Памятник древнего права эпохи Киевской Руси и фео­дальной раздробленности. Известно более 100 списков «Русской Правды», которые сохранились в летопис­ных и других сборниках XIII—XVII вв. Тексты «Русской Правды» делятся на 3 редакции: Краткую Правду (XI в.), Пространную Правду (XII—XIII вв.) и Сокращенную Правду (XV в.). Изложены нормы права, в которых ото­бражается классовое расслоение общества, права и при­вилегии феодалов, обязанности зависимых категорий населения, определялось, что мера наказания зависит от социального положения пострадавшего.


«Повесть времен­ных лет»


Летописный свод, составленный в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором на основе более ранних источников. Основное содержание произведения — полити­ческая история восточных славян. Киевского государства. Охватывает время от IX в. до второго десятилетия XII в. Со­держатся сведения о расселении славянских племен, о кня­зе Владимире, Рогнеде, князе Всеславе Брячиславиче, са­мые ранние сведения о Полоцке, Витебске, Минске, Турове


«Слово о полку Игореве»


Памятник средневековой художественной литературы. Написан в конце XII в. (вероятно, в Киеве). Автор неизве­стен. В «Слове...» рассказывается о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г. Автор выступает с критикой княжеских усобиц, которые облегчили нападение степным кочевникам-половцам на Русь. Каждый из крупных князей показывает­ся в поэме как независимый в своих задумках и действи­ях. В «Слове...» рассказывается о событиях по истории Полоцкой земли: время княжения Всеслава Брячиславича (князь Всеслав сравнивается с оборотном) и время, когда здесь княжили, воевали между собой и другими князьями Руси его внуки.

«Слова» Кирилла Туровского


В «Словах» Кирилл выступает против язычества и проповедует христианское вероучение. Он призывает прихожан «читать книги святые в церкви и дома» старательно посещать церковь. Кирилл с иронией говорит: «Если бы раздавал в церкви мед и пиво, как бы вы быстро шли сюда, наперегонки, а я же высказываю в церкви слово Божье, которое лучше пива и меда». Кирилл призывает народ отмечать дни святые «не в пьянстве с играми, не в обжорстве, а, приходя в церковь, миловать сирот и нищих, помогать бедным, уважать слуг Божьих»

«Житие и хождение Евфросинии Полоцкой»

Памятник агиографической (церковной) литературы. На­писан монахом из окружения великой просветительницы, который упоминается как слуга Михаил. В «Житии...» по­следовательно рассказывается об отце Евфросинии, о том, как рано проявились устойчивые морально-духовные чер­ты ее характера и любовь к знаниям. Широко распростра­нились слухи о ее мудрости и красоте. Выбор Евфроси­нии — это выбор между светской, людской (богатством и славой) и подвижнической монашеской жизнью. «Каждый день обучала сестер (монахинь) своих: ...к старшим — по­корности, к равным и младшим — любви нелицемерной...»

«Сказание о монахе Мартине»

Памятник агиографической литературы XII в. Описыва­ется тяжелая жизнь монаха-отшельника в келье Борисо­глебского монастыря в Турове

«Житие Авраамия Смоленского»

Ученик Авраамия Ефрем написал это произведение около 1240 г., где показал Авраамия как человека, который переносил мучения, издевательства, пока к нему не пришло настоящее признание. В монастыре Авраамий прожил около 50 лет

«Оршанское евангелие»

Рукописный памятник конца XII — начала XIII в. найден в Орше в 1812 г. Возможно, создано на Полотчине. В «Ор­шанском евангелии» содержатся две миниатюры с изо­бражениями евангелистов Луки и Матвея. Книга украше­на заглавными буквами



^ Культовые строения восточных славян

Название храма

Дата

постройки

Характерные черты

Храм Пречи­стой (Десятинная цер­ковь) в Киеве

Конец Х в.

Построен по византийскому образцу. Первый ка­менный храм, на содержание которого князь Вла­димир выделил десятую часть из доходов казны, отсюда и другое название церкви — Десятинная

Софийский собор в Киеве

40-е гг. XI в.

Тип крестово-купольного храма. Строили собор привезенные в Киев византийские архитекто­ры, центральный купол символизирует Христа, остальные — 12 апостолов, под куполом 4 евангели­ста, пишущие евангелия, ниже — 40 христианских мучеников. Собор имеет уникальную монумен­тальную роспись. В алтаре содержится большое мозаичное изображение Божьей матери, извест­ное под названием «Нерушимая стена». Под хо­рами — изображения представителей семейства Ярослава Мудрого. Фрески покрывают осталь­ные части храма. Особый интерес представляют фрески с изображениями светских музыкантов, танцоров, сцены охоты на зверей

Софийский собор в Новгороде

50-е гг. XI в.

Собор построен той самой артелью строителей, которая возводила Софию в Киеве. Храм имел пять куполов, которые символизировали Христа и четверых евангелистов

Софийский собор в Полоцке

50-е гг. XI в.

Третий Софийский собор возводила артель византийских зодчих. Храм имел семь куполов, символи­зировавших семь обрядов — «таинств». Около угла собора находилась прямоугольная башня с лестни­цей, через которую попадали на хоры (своеобраз­ный балкон) в середину помещения. Всё простран­ство собора разделялось 16 столбами на множество ячеек. Столбы были в форме креста. Полоцкий со­бор имел много общего с Новгородской Софией. Строительным материалом были плиточный кир­пич и шлифованный камень. Стены внутри собора были расписаны фресками и украшены мозаикой

Спасо-Преображен-ская (Спасская, Спасо-Евфро-синиевская) церковь в Полоцке

Середи­на XII в.

В Полоцке сложилась самобытная архитектурная школа зодчества. Основателем этой школы являлся полоцкий зодчий Иоанн, он по заказу Евфросинии построил Спасскую церковь. Эта церковь пред­ставляла собой новый тип зданий. Круглый бара­бан ее купола опирался на квадратный поста­мент, украшенный так называемыми кокошниками килевидной формы. Они дополняли глазную особенность Спасского храма — его башнеобраз­ный вид. В середине церковь расписана фресками. Среди них изображение Божьей Матери, «Евха­ристия», «Покаяние Давида»

Борисоглеб­ская (Коложская) церковь в Гродно

XII в.

Своя архитектурная школа возникла в Гродно. Сте­ны храма — это сочетание кирпичной кладки крас­ного цвета с вмурованными разноцветными кера­мическими плитками и полированными камнями. В интерьере в стены были вмурованы глиняные жбаны-голосники, которые улучшали акустику. Стены алтаря были украшены "фресками


Каменецкая башня (около Бреста) — оборонительное сооружение XIII в., которое по приказу волынского князя Владимира Васильковича было построено мастером Алексой. Среди деревянных рубленых укреплений был возведен «столб камен». В башне мог разместиться большой военный гарнизон. В стенах башни были прорезаны бойницы — узкие щели, через которые велся обстрел вражеского войска. В верхней части башни размещалась боевая площадка с 14 каменными зубцами.
^ Памятники прикладного искусства (XII—XIII вв.)


Полоцк

Каменная иконка с изображением св. Константина и св. Елены. Крест, сделанный по заказу Евфросинии Полоцкой мастером Лазарем Богшей для Спасской церкви в честь христианского праздника Воздвижения

Гродно

Шахматная фигура — каменная ладья-судно

Волковыск

Шахматная фигура — пешка в виде барабанщика, подающего сигнал к бою

Слуцк

Шахматная фигура — изображение короля, сидящего на троне

Новогрудок

Костяное изделие, на верхней части которого помещено изо­бражение музыканта. Он играет на струнном щипковом инст­рументе



^ Вопросы и задания для самопроверки

1. Примером полоцкой школы зодчества является:

а) Каменецкая башня; б) Коложская церковь; в) Спасская церковь.

2. Памятниками письменности являются:

а) каменные валуны ледникового происхождения;

б) берестяные грамоты;

в) фрески.

3. Самая ранняя рукописная книга на территории Беларуси:

а) «Туровское Евангелие»; б) «Повесть временных лет»; в) «Слово о полку Игореве».

1. Дайте определение следующих терминов:

летопись, плинфа. фреска.

5. Соотнесите имена деятелей культуры и характеристики их деятельности.

1. Кирилл Туровский

2. Иоанн

3. Евфросиния Полоцкая

4.Лазарь Богша

5. Изяслав


А. Мастер-ювелир

Б. Женщина-книгописец

В.Князь-книжник

Г. Зодчий

Д.Златоуст




6. Из перечисленных терминов определите те. которые относятся к деятельности Кирилла Туровского:

фреска, епископ, плинфа, отшельник, голосник, притча, келья, «Слово».

7. Определите имена тех личностей, которые имели непосредственное отношение к строительству Софийского собора в Полоцке:

— Рогволод. Рогнеда, Изяслав, Владимир Святославич, Брячислав, Всеслав Чародей. Евфросиния Полоцкая, Иоанн.

8. Определите хронологическую последовательность (по времени появления) следующих событий:

а) строительство Каменецкой башни; б) создание «Повести временных лет»; в) создание креста Евфросинии Полоцкой; г) строительство Софийского собора в Полоцке.

9. Объясните происхождение следующих терминов: просветитель, отшельник, голосник.

10.Объясните, что означают для верующих следующие названия: поганство, София, Спас.

11. Докажите с помощью конкретных исторических фактов, что уровень развития культуры на белорусских землях в X—XIII вв. был весьма высоким.

12. Объясните, почему этот предмет декоративно-прикладного искусства, изображенный на памятной монете, является как православной, так и культурно-исторической ценностью Беларуси.


Иллюстрации







Похожие:

4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв iconРусская культура XIII – XV вв
Поступательное развитие русской культуры было остановлено по причине монгольского нашествия. Утеряны многие секреты мастерства (перегородчатая...
4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв iconВопросы к экзамену по дисциплине «Организация международных культурных связей»
Формирование межкультурного взаимодействия на белорусских землях в период IX-XII вв
4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв iconТест по предмету «теория, история и практика международных культурных...
Вопрос №2 Первое самостоятельное государственное формирование на белорусских землях было
4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв iconДревнерусская культура в X – первой трети XIII вв
Развитие культуры непосредственно связано с теми политическими, социальными и экономическими процессами, которые характеризуют тот...
4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв icon7. землеустройство на землях с/х назначения ТЕМА землеустройство на землях с/х назначения
В результате приватизации земель и выделения земельных долей, сельскохозяйственное производство осуществляется на землях различного...
4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв iconРазвитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII начале ХХ вв
Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII – начале ХХ вв
4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв iconЛекция 13-14 Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII начале ХХ вв
Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII – начале ХХ вв
4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв iconЛекция 13-14 Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII начале ХХ вв
Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII – начале ХХ вв
4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв iconВопросы к экзамену по курсу «История зарубежной культуры»
Становление и развитие культуры в первобытном обществе: палеолит, мезолит, неолит
4. Развитие культуры на белорусских землях в X-XIII вв iconВсероссийская научно-практическая конференция, посвященная 65-летию...
Ноября 2013 года в г. Архангельске состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы и развитие физической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница