Скачать 191.2 Kb.
|
Содержание Практические заданияПрактические задания |
Семинарские занятия. Тема 1. Сущность понятия качества 1. Классификация показателей качества. Причинно-следственные связи, обеспечивающие качество продукции. Содержание анализа качества продукции. 2.Параметры качества продукции и ожидания потребителя. Потребительские ценности продукции. 3. Конкурентоспособность и качество: причины повышения качества товаров, анализ конкурентоспособности изделия, фирмы. 4. Характеристика направлений Европейской политики исследований в области качества жизни. Литература: основная [1], [3], [4] ; дополнительная [1], [2], [7], [8]. Практические задания: 1.Упражнение «Оценка удовлетворенности потребителя» [6, С.137-141]. 2.Мини-кейс «Правовая база качества в нормах Гражданского кодекса» [6, С. 141-142]. 3.Проанализируйте, какому из этапов развития философии качества соответствует система качества на вашем предприятии. 4.Определите место целевой системы управления качеством в системе управления предприятием/организацией. Какова структура системы управления качества на вашем предприятии? Проанализируйте основные направления развития этой системы на вашем предприятии. 5.Дайте классификацию показателей качества продукции и услуг по важнейшим классификационным признакам. 6.Проведите классификацию показателей качества услуг. 7.Определите наиболее актуальные направления деятельности менеджеров по управлению качеством. 8.Представьте, что вы руководитель крупного производственного объединения. Какие работы следует выполнить при формировании программы, связанной с повышением квалификации работников в области качества и управления им, в рамках целевой программы «Качество»? 9.Является ли безотказность основным показателем качества? Приведите примеры безотказной продукции низкого качества. Какими показателями оценивается качество продукции/услуг вашего предприятия? 10.Всегда ли конкурентоспособность означает качественность? Приведите примеры качественной, но неконкурентоспособной продукции, конкурентоспособной, но некачественной. 11.Проанализируйте, каковы ключевые факторы успеха в области управления качеством в отраслях производящих: а) одежду; б) прохладительные напитки; в) деревообрабатывающие станки; г) автомобили. Какие показатели качества в каждой отрасли вы могли бы назвать? Вопросы для самоконтроля: 1. Что представляют собой качество продукции и качество услуги? 2. В чем сущность основных аспектов понимания категории «качество»? 3. Какие причины обуславливают необходимость повышения и обеспечения качества продукции / услуг? 4. В чем заключается значение управления качеством на современном этапе? 5. Проанализируйте соотношение таких категорий, как качество, ценность стоимость. 6. Совпадает ли подход к качеству с точки зрения производителя и потребителя? 7. В чем различие и сходство понятий «управление качеством» и «менеджмент качества»? 8. Как соотносятся принципы конкурентоспособности и качества продукции? 9. Каковы современные подходы и методы управления качеством? Тема 2. История управления качеством 1. Развитие советских систем управления качества: бездефектное изготовление продукции; система бездефектного труда; качество, надежность, ресурс первых изделий; научная организация работ по повышению моторесурса двигателей; комплексная система управления качеством продукции; комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов; комплексная система повышения эффективности производства. 2. Опыт управления качеством в Японии, США, Европы. Литература: основная [2], [3], [4]; дополнительная [2], [6], [7], [8]. Практические задания: 1. Мини-кейсы «Концепции Деминга Э., Джурана Д., Кросби Ф., Фейгенбаума А., Икасивы К., Тагути Г.» [5, С. 313-323] Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите основные стадии развития философии качества. 2. Назовите основные модели систем управления качеством в развитых станах. 3. Перечислите основные особенности японского опыта управления качеством. 4. В чем сущность опыта Управления качеством в США? 5. Какие международные стандарты ИСО стали основой управления качеством продукции и услуг во многих странах мира? 6. В чем сущность основных направлений развития управления качеством в России применительно к условиям рыночных отношений 7. При каких условиях возможно в России решение проблемы качества? Тема 3. Современная концепция менеджмента качества 1. Характеристика динамики качества во времени и в деловом пространстве. Траектория качества продукции. 2. Вероятное качество продукции в результате инвестиционного проекта. 3. Теоретико-логистические основы качества в производстве и товародвижения. 4. Логистические основы управления качеством. Литература: основная [ 1], [ 2], [3] , [4]; дополнительная [3], [5], [7], [8]. Практические задания: 1. Упражнение «TQM и национальные особенности» [6, С. 324-329]. 2. Мини-кейс «Подходы к реализации TQM в банковском бизнесе США» [6, С. 331-342] 3. Мини-кейс «Взгляд TQM с точки зрения организации труда » [5, С. 343-349] 4. Проверьте правильность нижеперечисленных утверждений: а) ответственность за качество должна быть коллективной; б) реальное повышение качества может быть реализовано как на основе новых технологий, так и без оных; в) качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель; г) политика предприятия должна учитывать политику в области качества. 5. Укажите неточности в нижеприведенной последовательности разработки системы менеджмента качества: а) проводится обследование производства и подготавливается специальный доклад; б) разрабатывается Руководство по реализации Программы качества; в) на специальном совещании обсуждаются детали, сроки и организация выполнения Программы качества и Руководства, вносятся необходимые исправления и принимаются решения (в том числе по обучению и аттестации персонала); г) мероприятие из Программы и Руководства включаются в общий план предприятия/компании/проекта; д) производится выбор системы менеджмента качества; е) Программа качества и Руководство запускаются в производство; ж) осуществляется поддержка системы и зашита интересов предприятия. 6. Для чего лицам и организациям, ответственным за обеспечение качества, нужно обладание достаточными полномочиями? Внесите необходимые, на ваш взгляд, уточнения: - иметь право участвовать в решении проблем качества; - формулировать проблемы качества; - проверять исполнение решений; - запрещать поставку или установку оборудования, конструкций и материалов, не удовлетворяющих установленным требованиям. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте развернутое определение современной концепции менеджмента качества 2. Опишите сущности концепции TQM. 3. В какой последовательности проводятся работы по созданию системы TQM? 4. Определите место менеджера проекта в системе TQM. 5. Какова структура совокупности знаний о менеджменте качества? 6. Каковы общие и общесистемные принципы TQM? 7. Каковы состав и взаимосвязи общих функций при разработке и внедрении системы TQM? 8. Назовите основные функции службы менеджмента качества в компании. Тема 4. Сертификация продукции и систем качества 1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе: политика и цели, документация, оценка систем менеджмента. 2. Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к системам менеджмента качества организации. 3. Ситуация, сложившаяся с сертификацией систем менеджмента качества в России. Литература: основная [2], [3], [4] ; дополнительная [1], [2], [3], [5], [7]. Практические задания: 1. Мини-кейс «Зависимость уровня коррумпированности власти от степени освоения международных стандартов ИСО серии 9000» [5, С. 286-294]. 2. Мини-кейс «Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000 и альтернативные модели систем управления качеством» [6, С. 299- 304]. 3. Упражнение: изучение Закона РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации» 4. Задание: рассмотреть виды ответственности за нарушение правил обязательной сертификации [8, С. 22-27]. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем различия и сходство понятий «сертификация» и «соответствие»? 2. Какие виды сертификатов вы знаете? 3. Перечислите основные виды документации по качеству, применяемые предприятиями/компаниям. 4. Назовите основные элементы качества по ИСО. 5. Перечислите виды нормативных документов в РФ в области сертификации. 6. Что представляет собой сертификация продукции и услуг? 7. Какие органы входят в организационную структуру сертификации? 8. Каков порядок проведения сертификации продукции? Тема 5. Основные методы контроля и управления качеством 1. Характеристика метода Структурирования Функции Качества (СФК): сущность, схема проектирования изделий/процессов при помощи СФК, этапы. 2. Характеристика метода Анализа последствий и причин отказа (FMEA-анализ): объекты, этапы проведения, схема. 3. АBC-метод: сфера и технология применения. 4. Инструменты управления качеством: диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, матричная диаграмма, стрелочная, диаграмма процесса осуществления программы, анализ матричных данных. Литература: основная [1], [2], [3] , [4]; дополнительная [2], [4], [5], [7], [8]. Практические задания: 1. Упражнение: характеристика инструментов управления качеством [5, С. 249-262]. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключается суть метода СФК? 2. Перечислите основные этапы структурирования функции качества. 3. Что представляет собой FMEA-анализ? 4. Перечислите объекты FMEA-анализа, 5. Перечислите основные этапы проведения FMEA-анализа. 6. В чем заключается назначение контрольных листков? 7. Какие компоненты описывает диаграмма Ишикавы? 8. Что позволяют выявить диаграммы разброса? 9. Каким образом диаграмма Парето иллюстрирует принятие первоочередных мер по улучшению качества? 10. Перечислите основные виды контрольных карт. 11. Какие типовые методы оценки чаще применяют при проведении оценки уровня качества продукции/услуг? Тема 6. Квалиметрия: роль, методы,области практического применения 1. Государственная метрологическая служба в РФ: функции, схема утверждения типа и проверки средств измерений при государственном метрологическом контроле. 2. Государственный метрологический надзор. 3. Калибровка и поверка средств измерений. Схема российской службы калибровки. Литература: основная [1], [ 2], [3] , [4]; дополнительная [3], [4], [6], [7], [8]. Практические задания: 1. Изучение Закона РФ «Об обеспечении единства измерений». Вопросы для самоконтроля: 1. Опишите функции государственной метрологической службы в РФ. 2. Рассмотрите составляющие метрологического контроля. 3. Цели и функции государственного метрологического надзора. 4. Дайте определение калибровки средств измерений. 5. Значение обучения и повышения квалификации в обеспечении запланированной эффективности системы менеджмента качества. Тема 7. Экономические проблемы качества 1. Характеристика затрат, связанных с обеспечением качества. Правило десятикратного увеличения затрат, связанных с дефектом. 2. Затраты при низком качестве продукции. 3. Технологии разработки и анализа разработанных изделий и процессов, используемых для снижения затрат. Литература: основная [1], [2], [3] , [4]; дополнительная [3], [4], [6], [7], [8]. Практические задания: 1. Оценка влияния качества на экономическую эффективность [5, С.223-225]. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте классификацию затрат на обеспечение качества. 2. Каков диапазон «пены» качества? 3. Как изменяется структура затрат на качество в результате внедрения системы TQM? 4. В чем состоят основные преимущества внедрения систем менеджмента качества? 5. Какова роль руководства предприятия во внедрении систем менеджмента качества? 6. Проанализируйте, какие элементы затрат на качество увеличиваются в результате внедрения TQM? Тема 8. Менеджмент как средство повышения качества 1. Реинжиниринг бизнес-процессов. 2. Реструктуризация предприятий и компаний. 3.Характеристика особенностей метода «точно во время». Система «всеобщего обслуживания оборудования». 4.Управления знаниями: виды знаний, стратегии – кодификации, персонификации. 6. Управление персоналом: стратегии управления системой мотивацией как факторы повышения качества. Литература: основная [1], [ 2 ], [3], [4]; дополнительная [1], [2], [4], [5], [6], [8]. Практические задания: 1. Мини-кейс «Примеры успешного реинжиниринга» (6, С.286-288) 2. Проанализируйте свою обычную деятельность. Выделите бизнес-операции и бизнес-процессы и постройте схему вашей повседневной деятельности с точки зрения этих элементов. 3. Мини-кейс «Влияние улучшения параметров качества на цену продукции и прибыль кампании» (5, С.184-197) Вопросы для самоконтроля: 1. Применимы ли в российской практике методы «точно вовремя». 2. Приведенные методы могут использоваться одновременно или необходимо выбор из альтернатив? 3. В чем различие понятий «бизнес-операция» и «бизнес-процесс»? Какое понятие шире? 4. Бизнес-процессы включают управленческие процессы принятия решений? 5. Как соотносятся методы управления знаниями и информационные технологии? Тема 9. Управленческий учет и бюджетирование 1.Каковы особенности процесса управления знаниями и анализа данных? 2.Какие существуют виды управленческого учета? 3.Назовите основные особенности функционально-стоимостного анализа. 4.Дайте характеристику основных методов бюджетирования. 5.Какие проблемы возникают при организации управленческого учета? Литература: основная [1], [2], [3] , [4]; дополнительная [3], [4], [5], [6], [7], [8]. ^ Ситуация 1: Проводимые исследования рынка моющих средств не редко удивляют исследователей тем, как эти средства потребляются. Во первых, обычно стиральные порошки хранятся, в помещении ванной комнаты ( что обуславливает определенные требования к упаковке), во вторых, потребители стиральных порошков обычно замачивают белье на несколько часов, чтобы усилить его действие; в- третьих, многие кипятят белье после замачивания. Задание: Объясните, чем обусловлено такое поведение потребителей стиральных порошков? Что нужно сделать, с точки зрения улучшения качества, чтобы обеспечить на должном уровне потребление моющих средств? Ситуация 2 Проанализируйте свою обычную деятельность. Выделите бизнес-операции и бизнес-процессы. Задание: Постройте схему вашей повседневной деятельности с точки зрения этих элементов. Ситуация 3: .Разработчики и производители мобильного телефона предполагали, что им будут пользоваться в основном бизнесмены и состоятельные люди. На самом же деле использование мобильного телефона получило широкое распространение среди самых широких слоев населения и, прежде всего, среди молодежи. Задание: Объясните, в чем была допущена ошибка при выборе рынка мобильных телефонов и стратегии повышения качества? Ситуация 4: Ваша фирма столкнулась на рынке массового товара с ситуацией, когда вторичный спрос стабилизировался, а первичный спрос насыщен, хотя и не полностью удовлетворен. В ближайшее время не стоит ожидать быстрого развития новых рынков. Задание: Какую стратегию повышения качества выберет фирма, если она действует на рынках первичного и вторичного спроса: а) экстенсивного развития; б) интенсивного развития; в) усиления конкурентоспособности; г) создания круга надежных клиентов Тема 10 и 11. «Внедрение комплексного управления качеством».
Литература: основная [1], [ 2], [3] , [4]; дополнительная [2], [3], [4], [6], [7], [8]. ^ Задача 1. В механическом цехе изготавливаются детали (типа прямоугольного параллелепипеда). Номинальные размеры прямых измерений по торцу: b(ширина)=20 мм; h(высота)=25 мм; l(длина)=200 мм. Допустимая абсолютная величина отклонения измеряемых параметров ±D=0,03 мм. Плотность стали q+82 г/см3. Выполнить прямые и косвенные измерения физических величин (ФВ). Определить методики измерений. Результаты измерений и расчеты параметров представить в табличной форме. Задача 2. Измерить (рассчитать) мощность постоянного тока (W) косвенным методом при многократном прямом измерении напряжения (U) и силы тока (J). Определить методики измерений. Зависимость можно выделить с помощью формулы W=U·J. В процессе обработки результатов прямых измерений определены и используются в расчетах средние арифметические значения U=24,96 В и J=2,81 мА (табл. 8.1.) Таблица 8.1. Результаты прямых измерений ФВ
Тема 12 и 13. «Управление персоналом в процессе совершенствования деятельности»
Литература: основная [1], [2], [4]; дополнительная [1], [2], [3], [4], [5], [8]. Практические задания: Задача 1. Предприятие заключило договор с ОС на проведение сертификации услуг связи. Исходя их трудоемкости работ основная заработная плата основных исполнителей составила 7590 тыс. руб. Заработная плата технического руководства составляет 29,1%, а вспомогательного персонала – 8% от заработной платы основных исполнителей. Дополнительная заработная плата составляет 20% от основной заработной платы. Отчисления в фонд социальной защиты 35%. Отчисления в фонд занятости населения 1%. Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС 4%. Прочие прямые расходы 30,1%. Накладные расходы 100%. Прибыль 30%. Налог на добавленную стоимость 20%. Отчисления для поддержки и стабилизации производителей сельскохозяйственной продукции 4% (в республиканский бюджет 1,5%, в местные 2,5%). Определить стоимость выполнения работ по процедуре сертификации, используя данные табл. 9.1.-9.2. Таблица 9.1. Расшифровка прочих прямых затрат
Таблица 9.2. Расшифровка накладных расходов
Примерный перечень вопросов к зачету (ДО, ОЗО-6, ОЗО-4)
Учебно-методические материалы по дисциплине Нормативные документы
Основная литература
Дополнительная литература
Журналы
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины Интернет-ресурсы
Материально-техническое обеспечение В кабинете должны быть представлены: а) фонд нормативных документов, необходимых для проведения практических работ» б) плакаты для лекционных и практических занятий. Средства обеспечения освоения дисциплины рефераты тесты задачи домашние задания |
![]() | Тема Содержание и основные понятия менеджмента Тема Содержание и основные понятия менеджмента. Понятие, сущность и функции менеджмента. Рыночная экономика и менеджмент. Рынок в... | ![]() | Анализ хозяйственной деятельности Обобщающие показатели качества продукции,15 Прямые показатели,16 Коэффициент ритмичности,17 Индивидуальные показатели качества продукции,18... |
![]() | Тема: экономика и ее роль в жизни общества Сущность понятия «экономика». Экономическая наука и ее структура. Функции экономики | ![]() | Экзаменационные вопросы по дисциплине: «Основы социального прогнозирования» Тема 1: Социальное прогнозирование как научная дисциплина. Сущность, основные понятия и роль социального прогнозирования в развитии... |
![]() | Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Аддиктивное поведение» Психотерапия: сущность, основные виды. Отличие понятия «психотерапия» от понятия «психокоррекция» | ![]() | Тема: принципы социальной педагогики Сущность понятия «принцип» и «правило» в науке. Назначение принципов педагогики и социальной педагогики (сравнительный анализ) |
![]() | Урок №3 тема: сущность государства При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов,... | ![]() | Тема урока Кол-во часов Значение слова «клас- знать понятия: класси- беседа. Устный Закрепление временность сика». Понятия |
![]() | Программа испытаний. Взаимосвязь программ испытаний эвс при системном... Роль испытаний в повышении качества изделий эвс. Объясните понятия: качество, показатели качества, контроль, испытание. 3 | ![]() | Конспект ы лекци й по курсу: Банковское дело Раздел Теория банковского дела тема 1 Тема сущность банковской деятельности. Современная банковская система России |