Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)»


НазваниеУчебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)»
страница1/27
Дата публикации11.03.2013
Размер3.77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)»

Разработал:

Гнеушева Р.Д.

Идентификационный номер:

Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка и литературы ШРМИ ДВФУ

Лист из


лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа региональных и международных исследований


Одобрено УМУ ШРМИ ДВФУ

«УТВЕРЖДАЮ»


(Школа региональных и международных исследований)

Заведующая (ий) кафедрой

^ Русского языка и литературы

(название кафедры)

Начальник УМУ Школы ДВФУ




_____________ __________________

(подпись) (Ф.И.О. нач. УМУ)

______________ Крылова Г.М.

(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)

«_____»___________________20___г.

«______»_________________20____г.
^

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


История русской литературы (первая треть XIX в.)
Филология – 032700.62
Форма подготовки (Очная/ заочная)

Школа региональных и международных исследований

Кафедра русского языка и литературы

курс ^ 2/2 семестр 3/3

лекции 36/16 (час.)

практические занятия 18/0 час.

семинарские занятия________час.

лабораторные работы_______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки ^ 54/ 18 (час.)

самостоятельная работа 54/92 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ___________ семестр

экзамен 3/3 семестр
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер и наименование приказа), образовательного стандарта ДВФУ

Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждена на заседании кафедры русского языка и литературы «____» _____________20____г.

Заведующая (ий) кафедрой ^ Крылова Г.М. 20____г.

Составитель (ли): Гнеушева Р.Д.

Содержание

Аннотация………………………………………………………………………………………........3

Рабочая программа дисциплины…………………………………………………………………...4

Конспекты лекций ….........................................................................................................................9

Материалы для практических занятий …………………………………………………………...13

Материалы для организации самостоятельной работы студентов …….………………….........15

Контрольно-измерительные материалы…………………………………………………………..16

Список литературы ………………………………………………………………….…………….22

Дополнительные материалы………………………………………………………………………23

АННОТАЦИЯ
Данная программа ориентирована на государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки направления 032700.62 «Филология». Именно поэтому она предполагает выделение основных этапов в истории русской литературы XIX века, изучение жанров и направлений этого периода. Неоспорим тот факт, что русская литература XIX века оказала благотворное влияние на последующие периоды нашего культурного развития, став «живым источником даже практических нравственных идей» (В.Г. Белинский). Велика ее роль и в истории мировой культуры и литературы. При всем этом она отличалась национально - самобытным характером. Акценты на этих положениях стали определяющими при составлении данного УМКД. Кроме того в нем учитывается будущая педагогическая деятельность студентов, сделан акцент на существующие школьные программы.

Курс русской литературы XIX века имеет огромное значение для эстетического воспитания будущих учителей. Поэтому в ней выделены проблемы художественного мастерства русских классиков, их искусство языка, сюжета, композиции.

Ориентируясь на школьный материал, автор данной программы не ставила однако своей целью превратить ее в простой комментарий школьной. Данный курс предполагает строгую научную систему, пытаясь раскрыть периодизацию, главнейшую проблематику, основные литературные направления и школы в их соотношении и противостоянии. Поэтому особую роль приобретают обзоры, предваряющие монографические лекции об отдельных писателях.

Программа предусматривает условное деление историко-литературного процесса внутри каждого исторического этапа на отдельные периоды. Кроме того при характеристике эпохи обращается внимание на общий историко-социальный «нерв» эпохи, чутко улавливаемый русскими классиками.

Литературные явления рассматриваются в программе в аспекте их развития и возникающих в них новых перспектив.

В тематике практических занятий автор по-прежнему ориентирована на специфику будущей специальности, выделяя для них наиболее актуальные темы школьной программы.

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «История русской литературы (первая треть XIX века)» являются формирование информационного блока знаний по данной дисциплине, умение анализировать текстовый материал в контексте основной проблематики курса, формирование навыков работы с учебной и научной литературой.

^ 2.Местодисциплины в структуре ООП

«История русской литературы (первая треть XIX века)» относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин (Федеральный компонент).

Данный курс является логическим продолжением предшествующего и завершается закономерным выходом в последующий курс развития истории русской литературы XIX века. В связи с этим по-прежнему в этом периоде важен акцент на фактор «ученичества», на характер взаимодействия русской и европейской литературы в XIX веке, когда совершается переход ученика к «самостоянию» («Хорошо и должно учиться, но горе человеку и народу, который будет всегдашним учеником», Н.М. Карамзин). При общей характеристике исторического времени важно выделить его характер и отсюда – политизация литературного процесса, «дней Александровых прекрасное начало», «либеральную весну 1801 года» (с заявки на реформы, работа комиссий и «команд» царя: «негласный комитет» – Строганов, Новосильцев, Черторижский, Кочубей, – чиновник из разночинцев Сперанский, комиссия по составлению новых законов и приглашение на работу в ней амнистированного А.Н. Радищева, снятие запрета с частных типографий, указ 1803 года о вольных хлебопашцах, характер внешней политики Александра I, антинаполеоновские настроения общественной жизни России. При характеристике литературной жизни первой трети XIX века важно выделить пестроту литературной жизни, сосуществование оппозиционных друг другу литературных школ, появление молодой поросли русских поэтов (Жуковский, Батюшков, Гнедич, Катенин, А.С. Пушкин-лицеист). Литературную полемику между «Беседой» и «Арзамасом», борьба за богатство языка и вкуса очищенье, появление на литературной арене таких писателей как А.С. Грибоедов и И.А. Крылов, новой литературной школы – романтизма. При характеристике данной школы важно сделать акцент на проблематичности ее изучения и разные течения внутри ее.

При анализе пушкинского творчества важно обозначить феномен его личности, ее пророческую функцию, проблему изучения пушкинского творчества с выделением главных тем: характеристику основных тем и мотивов лирики и ключевых текстов: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», поэм «Полтава» и «Медный всадник», «Маленьких трагедий», «Повестей Белкина», «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки».

При характеристике творчества М.Ю. Лермонтова важно сделать акцент на характер исторического времени («Россия, впуганная в раздумье», Н. Огарев), трагическую судьбу, характер образования, проблему периодизации его творчества, первые поэтические опыты, основные мотивы лирики, анализ поэм («Мцыри», «Демон»), драм («Маскарад») и романа «Герой нашего времени».

При характеристики творчества Н.В. Гоголя необходимо сделать акцент на современную проблему творчества Гоголя, его первые литературные опыты и цикличность его творчества («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор» и «Мертвые души»). При анализе гоголевских текстов необходимо обратить внимание на характер жанровой природы его творчества, принципов типизации (система персонажей) и характер повествования.
^ 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины у студентов формируется общее представление о путях развития литературного текста, смене стилей, школ и направлений (диахронный принцип), когда они могут увидеть взаимосвязь их и в то же время появление новых тенденций (инноваций). В то же время освоение этого периода дает возможность анализа литературного текста, сосредоточенность на данном конкретном тексте (синхронный принцип), что, безусловно, совершенствует в целом профессиональный уровень, высокую филологическую культуру.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные пути развития литературного процесса в XIX веке

  • Уметь: анализировать текст, научную и учебную литературу

  • Владеть навыками литературоведческого анализа

^ 4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц 129 часов.








Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)
Форма

промежуточной аттестации

(по семестрам)

1

Значение русской классической литературы в мировом литературном процессе

III

1

Лекция

(2 часа)










Балльная система, экзамен

2

Характеристика литературной жизни России первой трети XIX века

III

2-4

Лекция

(6 часа)

Практическое занятие (4 часа)







Балльная система, экзамен

3

Русская романтическая школа

III

5-6

Лекция

(4 часа)

Практическое занятие (2 часа)

Контрольная работа

Учебная конференция

Подведение итогов учебной конференции, разбор контрольных работ балльная система, экзамен

4

А.С. Пушкин

III

7-9

Лекция

(6 часов)

Практическое занятие (2 часа)

Контрольная работа

Учебная конференция

Подведение итогов учебной конференции, разбор контрольных работ балльная система, экзамен

5

М.Ю. Лермонтов

III

10-12

Лекция

(6 часов)

Практическое занятие (4 часа)

Контрольная работа




разбор контрольных работ балльная система, экзамен

6

Н.В. Гоголь

III

13-15

Лекция

(6 часов)

Практическое занятие (4 часа)

Контрольная работа




разбор контрольных работ балльная система, экзамен

7

Значение русской литературы первой трети XIX века для дальнейшего развития литературного процесса

III

16-17

Лекция

(4 часа)

Практическое занятие (2 часа)




Итоговый драматический зачет

Балльная система, экзамен, подведение итогов рейтинговой системы

^ В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены:

лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

^ 5. Образовательные технологии

В данном курсе использованы следующие технологии: интернет-сайты, научные конференции, драматические зачеты по сдаче текстов, научные диспуты, тесты.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа

1.Конспектирование статей по тематике семинарских занятий.

2. Работа с текстами, с научной литературой

Вопросы к экзамену

  1. Характеристика литературного процесса начала века. Основные литературные течения и направления.

  2. Поэты-радищевцы и их место в литературном процессе начала века.

  3. Борьба архаистов и новаторов за становление литературных норм (спор западников и славянофилов, отражение спора в литературно-эстетической сфере).

  4. Творчество И.А. Крылова-баснописца.

  5. Поэтика романтизма. Основные проблемы изучения.

  6. Характеристика раннего творчества В.А. Жуковского и эстетическая позиция поэта.

  7. Зрелый период творчества В.А. Жуковского. Жанровая природа его поэзии и художественное своеобразие. Функция фольклора в творчестве В.А. Жуковского.

  8. К.Н. Батюшков. Основные мотивы творчества. Специфика романтизма поэзии К.Н. Батюшкова. Судьба К.Н. Батюшкова.

  9. Характер русского романтизма в поэзии декабристов. Творчество К.Ф. Рылеева.

  10. Думы К.Ф. Рылеева. Функция истории и фольклора в думах.

  11. Романтическая проза А.А. Бестужева-Марлинского, В. Одоевского, А. Вельтман и др.

  12. Место А.С. Грибоедова в контексте литературного процесса. Проблема художественного метода комедии «Горе от ума».

  13. А.С. Пушкин. Основные проблемы изучения. Значение лицейского периода в становлении пушкинской поэзии.

  14. «Руслан и Людмила» и ее роль в становлении русской поэзии. Особенности художественной структуры. Функция фольклора. Полемика вокруг пушкинской поэмы.

  15. Особенности периода южной ссылки в творчестве А.С. Пушкина.

  16. Проблематика южных поэм А.С. Пушкина (Ю.В. Манн).

  17. Творчество А.С. Пушкина периода Михайловской ссылки. Особенности лирики А.С. Пушкина в период Михайловской ссылки.

  18. «Борис Годунов» - трагедия нового типа. Проблема власти и народа в трагедии.

  19. «Евгений Онегин». Композиционная структура, жанровое своеобразие, стилевые и языковые особенности. Белинский о романе в стихах.

  20. Природа художественного образа в «Евгении Онегине» / Онегин – Татьяна.

  21. Произведения А.С. Пушкина в 30-е годы. Углубление творческой проблематики. Жанровое своеобразие творчества. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

  22. «Капитанская дочка» и ее роль в творческой эволюции поэта. Характеры и функции основных персонажей. Проблема «лелеющей душу гуманности».

  23. М.Ю. Лермонтов. Основные проблемы изучения. Характер раннего творчества М.Ю. Лермонтова (до 1837 г.). Его жанровое своеобразие.

  24. Творчество М.Ю. Лермонтова зрелого периода. Основные мотивы лирики зрелого М.Ю. Лермонтова.

  25. Проблематика лермонтовских поэм. Связь их со всем творчеством поэта.

  26. Проблема народа в творчестве М.Ю. Лермонтова («Родина», «Песнь про купца Калашникова»)

  27. «Герой нашего времени» в контексте литературного развития. Основные проблемы изучения.

  28. Печорин как «герой времени». Белинский о Печорине.

  29. Композиционная структура романа 2Герой нашего времени». Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова.

  30. Место поэзии А.В. Кольцова в контексте литературного процесса начала XIX века.

  31. Н.В. Гоголь. Основные проблемы изучения. Становление Гоголя-художника. Начало литературной деятельности (К. Мочульский).

  32. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проблематика и художественное своеобразие.

  33. Сборник «Миргород». Композиция сборника и ее особенности. Проблематика.

  34. «Петербургские повести» - новый этап в творческой биографии Гоголя. Особенности фантастического.

  35. «Ревизор» - нравственно-реалистическая, социальная и политическая комедия Н.В. Гоголя.

  36. «Мертвые души» в творческой эволюции Н.В. Гоголя. Замысел произведения и проблема жанра (Ю. Манн).

  37. Композиционная структура «Мертвых душ». Функция образа Чичикова.

  38. Функция помещиков в «Мертвых душах». Принцип типизации.

  39. Проблема народа в «Мертвых душах».

  40. Творчество Гоголя после 1 тома «Мертвых душ». Место Н.В. Гоголя в литературном процессе. Белинский о Гоголе.

  41. Поэтика русского романтизма. Основные положения работы Ю.В. Манна.

  42. Основные проблемы изучения творчества А.С. Пушкина (работы В. Непомнящего).

  43. Пушкин и Лермонтов

  44. Поэтика Гоголя (основные положения работы Ю.В. Манна).

  45. Пушкин и Гоголь.

^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

Учебники

1. История русской литературы в 4-х т. Т. 2. – Л.: Наука, 1981.

2. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы. Под. ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 1989.

Монографии

1.Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

2.Манн. Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариация к теме. – М., 1996.

3.Лотман Ю.М. Пушкин. – Спб.: Искусство, 1995.

4.Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. М., 1983.

5.Лермонтовская энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1981.

6. Мочульский К. Гоголь // Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М.: Республика, 1995.

_____________________________________________________________________________

б) дополнительная литература:

_____________________________________________________________________________

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

_____________________________________________________________________________

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Нет.
^ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Введение

Значение русской классической литературы в мировом литературном процессе. Проблема «ученичества» как фактор художественного совершенства. Характер взаимодействия русской и западноевропейской литературы в XIX веке по сравнению с XVIII веком «ученичества». XIX век - переход ученика к «самостоянью» («Хорошо и должно учиться, но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником» Н.М. Карамзин). Характер исторического времени начала XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». «Либеральная» весна 1801 года. Заявки на реформы, работа комиссий и «команд» царя: «негласный комитет» (Строганов, Новосильцев, Черторижский, Кочубей). Чиновник из разночинцев Сперанский, обласканный царем - реформатором. Комиссия по составлению новых законов и приглашение на работу в ней амнистированного А. Н. Радищева. Снятие запрета с частных типографий, указ 1803 года "О вольных хлебопашцах". Сложность политической ситуации в стране. Оппозиция внешней политике Александра I. Политизация жизни русского общества. Итоги французской революции в России: война 1812 года и декабрьское восстание 1825 года. («Антинаполеоновская эпопея выдвинула Россию в число значительнейших мировых держав..., но за освобождение от наполеоновского ига тотчас последовало иго «Священного союза» и Россия из страны освободительницы превратилась в страну –жандарма». Ю. Манн).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconКалендарный план лекций по курсу «История русской литературы XIX...
«Салтыков-Щедрин. «История одного города», «Господа Головлевы» проблемы национальной мифологии» и национального характера
Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconЮридический институт учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план, программу спецкурса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы...
Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconВопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века (3 треть)
Периодизация истории русской литературы последней трети XIX века. Ее обоснование
Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...
Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2012 Южно-российский...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специализирующихся по криминалистическому циклу
Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconДля написания исторического портрета я выбрал знаменитого поэта и...
Александра Сергеевича Грибоедова. Первая треть 19 века характеризуется развитием внешней политики России, укреплением на Востоке....
Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «некомерческий коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2010 г.)
Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс «История русской литературы (первая треть XIX в.)» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница