А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б)


НазваниеА) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б)
страница1/8
Дата публикации04.05.2013
Размер1.35 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. Предмет и задачи литературоведения:

Литературоведение1 — одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, — языкознание, или лингвистика. У этих наук много общего: обе они — изучают явления словесности. Поэтому они развива­лись в тесной связи друг с другом, под общим названием «филология» (гр. phileo — люблю и logos — слово).

Литературоведение как наука возникло в начале 19 века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика).

Литературоведение – это наука, которая изучает специфику литературы, развитие словесного художественного творчества, литературные произведения в единстве содержания и формы.

Литературоведы помогают понять, о чем текст, и зачем он создан.

Текст становится произведением, когда у него есть какая-нибудь задача.

  1. ^ Предмет исследования: - лит-ра, как вид худож творчества (лит произведения, лит тв-во, литературный процесс)

  2. Методы исследования: - способы изучения литерат произведения:

а) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя);

б) сравнительно-исторический (сравнение лит-ры разных народов и историч периодов);

в) структуролистский (текст как структура, строение текста);

г) метод диалектического анализа;

д) метод мативного анализа (борьба света и тени…)

2. Структура литературоведения. Основные отрасли науки о литературе.

Литературоведение

Основные дисциплины

Вспомогательные дисциплины

  1. история литературы

  2. теория лит-ры

  3. литер критика

  1. библиография

  2. источниковедение

  3. текстология (библиотека поэтов, издательство, искусство)

  4. архивоведение

  5. музееведение

Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины.

Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой.

Поэтика – изучает состав и строение литературного произведения.

Теория литературного процесса – изучает закономерности развития родов и жанров.

Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.

История литературы изучает развитие литературы. Делится по времени, по направлениям, по месту.

Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений. Критики оценивают произведение с точки зрения эстетической ценности.

С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также занимается изучением литературы.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

  1. текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии

  2. палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи

  3. библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету

  4. библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.

Литература

Автор

Рецепиент (читатель)

1) реальный: а) активный, творческий; б) пассивный

в) массовый; г) литературный критик

2) адресат (мыслительный образ в сознание автора во время создания текста)

3) Рецептивная эстетика

4) Осмыслительная деятельность


Сейчас литература рассматривается как приведенная выше система, где все взаимосвязано. Автор всегда пишет для читателя. Существует разные типы читателей, о чем говорит Чернышевский. Пример – Маяковский, который через своих современников обращался к потомкам. Литературовед обращен и к личности автора, его мнению, биографии. Ему также интересно читательское мнение.

3. Вспомогательные отрасли литературоведения.

Следует обратить внимание на самую структуру литературоведения как науки. По существу, литературоведение — это целый куст различных наук. Это не одна наука, а различные науки, объединяемые единым материалом, единым объектом изучения — литературой. В этом отношении литературоведение приближается по своему типу к таким наукам, как география, океановедение, природоведение и пр.В литературе могут изучаться разные ее стороны, и в целом к литературе возможны различные подходы. Можно изучать биографии писателей. Это важный раздел литературоведения, ибо в биографии писателя скрываются многие объяснения его произведений. Можно заниматься историей текста произведений.

Это огромная область, включающая различные подходы. Эти различные подходы зависят от того, какое произведение изучается: произведение ли личностного творчества или безличностного, а в последнем случае — имеется в виду письменное произведение (например, средневековое, текст которого существовал и изменялся многие столетия) или устное. Можно заниматься литературным источниковедением и литературной археографией, историографией изучения литературы, литературоведческой Современное литературоведение состоит из:теории литературы,истории литературы и литературной критики.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины: Текстология - отрасль филологии, занимающ-ся изучением и изданием текстов лит.произв. и дальнейшего литведческого исследования; Эвристика - совок.разного рода литведческих разысканий, как правило, частного характера:установления авторства, адресата письма, даты;раскрытие и объяснение лит.мистификации; Палеография - историко-филологическая дисциплина, задачей кот.является изучение истории письма, а также изучение памятников др.письменности с целью их прочтения и опред. Времени и места создания;библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги; библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету.

4. Текстология и библиография

Наряду с основными дисциплинами Л существует множество вспомогательных: литературоведческое архивоведение, библиография, эвристика, палеография, текстология. В середине 20в. Усилилась роль математических методов, особенно статистики, в Л, преимущественно в стихотворении, стилистике, текстологии, фольклоре, где легче выделяются соизмеримые элементарные отрезки структуры.

Бибилиография занимается описанием и систематизацией книг и статей. Делится на вспомогательную и рекомендательную. До недавнего времени библиографические сведения заносились на карточки и включались в катологи. Теперь библиография компьютеризируется. И всё же большое значение имеет издание библиографических указателей, пособий, библиографических словарей.

Текстология – изучает историю текста либо его источников с целью издания собрания сочинений писателя. Текстологи изучают эволюцию текста, его варианты, устанавливают точную дату написания и первой публикации. В их задачи входит атрибуция – установление авторства анонимного или подписанного псевдонимом произведения. Одной из разновидностей текстологии является палеография – изучение и описание древних текстов.

Одной из задач хронологии является создание летописи жизни и творчества писателя. Источниковедение, Биографистика, историография.

5. Общее и разное в художественной и научной формах познания

Существует два типа познания действительности: научное и художественное. Научное – достоверная картина, объективное существование, выявление законов управления миром, формулируются понятия. Наука претендует на объективность, точность, правильность.

Художественный тип познания – доброта, красота, истина.

Художественное восприятие всегда сугубо личное. Она всегда индивидуально и исключительно, никогда не претендует на окончательность.

«Искусство возникло не для проявления в нём человека, а чтобы защитить человека от собственных тревог». – Лихачёв.

Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка – искусство звуков, живопись – красок, скульптура – камень, архитектура – пластические формы, литература – слово.

Основные параметры искусства:

  1. оно восприимчиво и бесконечно

  2. оно меняется вместе с читателями

М.Гаспаров:

  1. оно существует вне времени

  2. произведения искусства не мыслимы без красоты

  3. способно связать людей и дать возможность понять себя и других

  4. может родиться и существовать в разных условиях

  5. это осмысленный творческий процесс

Основные функции:

  1. познавательная

  2. развлекательная

  3. эстетическая

Виды:

  1. по материалам

  2. временные виды искусства и пространственные

Классификация Гегеля.

  1. Первый этап – символическое искусство (искусство Древнего Востока).

  2. классическое искусство, содержание и форма в гармонии.

  3. романтическое искусство – Средние века и время самого Гегеля, дух тяготеет над материей.


Ещё выделяют экспрессивное и изобразительное искусство. Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение. Изобразительное – воплощает идею. Экспрессивное искусство – это музыка, архитектура, абстрактная живопись, лирика. Изобразительное – живопись, скульптура, драма и эпос.
Классификация Кожинова В.В.:

  1. статические и динамические

  2. односоставные и сложные

  3. изобразительные и выразительные

  4. пространственные и временные


Познание художественное – свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, который чаще всего и составляет художественный интерес. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм. Для наук о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, равно как и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира.

6. Художественная литература и фольклор

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового или на ряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны – с иными типами словесного текста. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Фольклор – устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение. В письменной форме встречается в виде обработанных либо фольклористами или писателями. Конкретных авторов, как правило не имеют. У фольклора свои особые идеи, стиль, приёмы, своя образная система, свои законы. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы – отсутствие в нём авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает.

^ Художественная лит – один из особенно могущественных по силе воздействия на людей видов искусства. Она играет огромную роль в воспитании мыслей и чувств, в формировании человеческого характера. Читатели получают возможность проникать в новые и новые для них стороны и проявления жизни, в глубины различных характеров, положений, событий и вырабатывать нужное отношение к ним. Художественная литература – это искусство, которое отражает общественное сознание и формирует его, хранит и передает через поколения нравственные и социальные ценности

Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом.

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только сам предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую; однако затем последнюю стали называть фольклористикой. Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий — Volkskunde, в более узком значении слова — Volksdichtung; французский — Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».

Фольклор — поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.

Фольклор поэтический нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия тесно связана с областями народного сценического искусства (мимика, жест, драматическое действо — при исполнении не только так называемой «народной драмы» и драматизированных обiрядов — свадебных, похоронных, земледельческих, хороводов и игр, но и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографического искусства (народные танцы, пляски, хороводы), музыкального и вокального искусства. Следовательно, фольклористика включает некоторые разделы таких дисциплин, как театроведение, хореография, музыковедение (раздел его, называемый «музыкальной этнографией» или «музыкальным Фольклор»). Вместе с тем фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики, без изучения того диалекта, говора, на котором создаются данные устно-поэтические произведения. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а фольклор есть часть словесного искусства. Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной действительности. Но создание фольклора народными массами, условия бытования фольклора, характер художественного творчества в докапиталистическую пору, когда сложилась значительная часть дошедшего до нас старого фольклора, определили известные особенности фольклора по сравнению с письменной художественной литературой. Коллективное начало в фольклоре, анонимность большинства фольклорных памятников, значительная роль традиции в фольклоре — все это откладывает свой отпечаток на фольклор и обусловливает известные особенности его изучения.

7. Искусство и его виды

Искусство – основной вид духовной деятельности людей, служащий удовлетворению эстетических чувств человека, его потребности в прекрасном.

Вид искусства – форма освоения мира по законам красоты, когда создаётся художественный образ, наполненный определённым идейно-эстетическим содержанием.

Функции искусства:

Эстетическая – способность формировать художественные вкусы, нравственные ценности, пробуждает творческие черты личности.

Воспитательная – воспитание личности, воздействие на нравственность и мировоззрение человека.

Информационная – несёт определённую информацию.

Познавательная – познание мира с особой глубиной и выразительностью.

Коммуникативная – художественное общение автора и реципиента; приобщение к тому времени и месту.

Этногенетическая – сохранение памяти, воплощает облик народа.

Гедонистическая – доставление удовольствия.

Преобразующая – стимулирует активность личности.

Компенсаторная – сопереживание герою.

Предвосхищения – писатель опережает время.

Виды искусства: театр, музыка, живопись, графика, скульптура, литература, архитектура, декор, кино, фотография, цирковое. Около 400 видов деятельности.

Синтетичность искусства – способность целостно отражать жизнь во взаимосвязи всех его сторон.

Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка - искусство звуков, живопись - красок, скульптура - камень, архитектура - пластические формы, литература - слово.

Однако, уже Лесин в статье "Лаокоон или о границах живописи" выдал первую научную классификацию: деление на пространственные и временные искусства.

С точки зрения Лесина, литература - временное искусство.

Так же вычленяют экспрессивное и изобразительное искусство (знаковый принцип). Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение, изобразительное - воплощает идею.

-Экспрессивное искусство - это музыка, архитектура, абстрактная живопись, лирика.

-Изобразительное - живопись, скульптура, драма и эпос.

Согласно этой классификаии, литература является экспрессивно-выразительным искусством.


8.Происхождение искусства. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой. Синкретизм.
Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является её результатом (произведение). Искусство в качестве художественного творчества было отграничено от искусства в более широком смысле (как умения, ремёсла). Так, Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства».

Синкретизм – неделимое единство разных видов творчества, - существовал на ранней стадии развития человечества. Это связано с представлениями первобытных людей о мире, с антропоморфизмом в сознании природных явлений – одушевлением сил природы, уподоблением их человеку. Это выразилось в первобытной магии – представлении о способах воздействия на природу, чтобы она благоприятствовала жизни человека, его поступкам. Одно из проявлений магии – тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлениями о родстве между родами и определёнными видами животных и растений. Первобытные люди рисовали на стенах пещер зверей, делали их своими заступниками, а чтобы задобрить их, танцевали и пели под звуки первых музыкальных инструментов. Так родились живопись и скульптура, пантомима и музыка.

Фольклор – это устная форма бытования художественного слова.

Постепенно обряды становились разнообразнее, люди стали совершать ритуальные действия не только перед своими тотемами, но и собираясь на охоту, перед приходом весны. Проявились уже не только обрядовые, но и обычные лирические песни, а также другие жанры – сказки, легенды. Так стал развиваться фольклор – устное народное творчество.

Основные признаки, отличающие фольклор от художественной литературы: бытование в устной форме, анонимность, вариантность, краткость.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) iconЗачет по творчеству А. С. Пушкина
Цель: обобщить учебный материал, выявить основную закономерность в эволюции творчества писателя; научиться анализировать художественный...
А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) iconПо Сборник «Рассказы»
В третий том собрания сочинений Эдгара По вошли произведения, представляющие собой цикл «Рассказов» (1845), такие, как «Тайна Мари...
А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) iconЛитература Поклонник творчества писателя-фантаста Ника Перумова
Я родился 27 августа 1979 года в городе Лениногорск, Восточно-Казахстанская область. Окончил музыкальную школу по классу «Баян» и...
А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) iconЭкономика
Поэтому в данном случае самое простое объяснение… Мы видим, что на свободные вопросы могут быть не одно верное объяснение. Более...
А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) icon«Победитель остается один» новый роман Пауло Коэльо, где основная...
«победителя», вооруженною идеей любви, но несущею с собой хаос и смерть. Так, по замыслу автора, смыкаются в романе современное и...
А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) iconЮхан Борген Маленький Лорд Трилогия о Маленьком Лорде 1 Александр Продан
Вилфреде Сагене, которая является вершиной творчества крупнейшего современного норвежского писателя. В ней исследуется характер буржуазного...
А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) iconОбщая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы)
Для этого мы даем общую характеристику не только каждого из периодов творчества Пушкина, но и его по­этического мира в целом (ключевые...
А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) iconА. И. Куприн (1870 1938). Очерк творчества Ничипоров И. Б
Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского...
А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) iconВасилий гроссман сократ из бердичева
В 2008-2010 гг в Польше вышли из печати три книги Василия Гроссмана, показывающие его величие как человека и писателя, а также актуальность...
А) биографический (объяснение творчества через аналогии с биографией писателя); б) iconПрограмма XIII фестиваля развития и позитивного творчества «Сказочный Город»
Школа Скоморошества, Академия Мира-Творчества, учредитель и руководитель клуба творческой самореализации "Радуга", основатель Школы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница