Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный»


Скачать 97.41 Kb.
НазваниеЗадача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный»
Дата публикации06.05.2013
Размер97.41 Kb.
ТипЗадача
userdocs.ru > Литература > Задача
Задача 1.

В чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок.
Задача 2.

В басне И.А. Крылова «Любопытный» приводится ряд названий насекомых:

Куда на выдумки природа таровата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл!

1. Три слова из этого ряда в словарях современного русского языка признаются синонимами. Назовите их. Какое значение отличает эти синонимы от других названий?

2. Выделите современные морфемы в этих словах.

3. Чем слова этого синонимического ряда различаются с точки зрения грамматики?

4. Предположите, какие признаки лежали в основе этих названий насекомых.

5. Какое слово русского литературного языка можно добавить в этот ряд синонимов?
Задача 3.

Карамзин в письме императору Александру I писал:

«Стойте же на часах без усталости. Я, например, как Историограф, могу дремать, ибо и Гомер дремал; но Вы бодрствуйте за всех нас, и Вам скажет спасибо история неумытная».

Что означает выделенное слово? Аргументируйте свою точку зрения.
Задача 4.

Рассмотрите синтаксические конструкции, встречающиеся в литературе XIX века в языке русских эмигрантов. Почему они являются отступлениями от нормы современного русского языка? Каковы причины появления подобных конструкций?

Запишите предложения, исправленные вами в соответствии с современной нормой.

1. Я с сестрой в Институте получили хорошее образование и знание языков (Н. Горская, «Воспоминания»).

2. Софья и я, мы не любим сладкого (Ф. Достоевский, «Подросток»).

3. Дело идёт о том самом блестящем молодом человеке, который несколько лет до того появился на петербургском горизонте (В.Д. Набоков, «Воспоминания»).

4. Я сама с младшим братом Владимиром нашли очень бедный деревянный дом (О. Третьякова-Апухтина).

5. Оказывается, 10 дней перед этим, премьер получил полицейский рапорт (Л. Васильчикова).

6. Лида и я, мы пишем статью в сборник Реформатского (частное электронное письмо, лингвист, 67 лет, 22 года в Канаде).

7. Циркуляр был разослан три месяца после обещания (С. Волконский, «Родина»).

Задача 5.

В «Российской грамматике» М.В. Ломоносова сказано:

«Числительные двое, трое, четверо, десятеро и проч. во всѣхъ падежахъ требуютъ существительнаго въ родительномъ множественномъ: двое мѣщанъ, трое бѣглыхъ, девятеро разбойниковъ. Но сiе употребляется только о людяхъ, и то по большой части нискихъ. Ибо не прилично сказать: трое бояръ, двое архiереевъ: но три боярина, два архiерея.

Въ бездушных вещехъ, которыя только во множественномъ употребительны, полагаются сiи числительныя съ окончанiемъ на И, согласными падежами: двои сани<…> А не свойственно сказать: пятеры столы; но пять столовъ. Также кромѣ человѣка о прочихъ животныхъ не говорится: шестеры лошади, двои слоны; несвойственно, но шесть лошадей, два слона.

Существительные бездушных вещей единственного числа не имеющiе, склоняются съ сими числительными по общему правилу согласия: двои часы, двоихъ часовъ, двоимъ часамъ, двоими часами, о двоихъ часахъ».
О каком правиле здесь идёт речь?

Напишите, в чём состоят отличия этой формулировки правила от правила современного русского языка.
Задача 6.

Дано предложение из литературного памятника XVII века. Найдите в нем однокоренные слова. Определите, в чем общность значения этих слов. Дайте свою трактовку значения существительного. Есть ли у этого слова сходное значение в современном русском языке? Каким словом можно было бы его заменить в данном предложении при переводе на современный язык?

«^ Хотяше (царица) искусити Соломона и рече: что есть четыре статьи — сухо, горече, мокро, студено — ими же весь мир состоится».

(Повесть о Соломоне)
Задача 7.

Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Сиа исповЬда Ученикомъ своимъ отець Пафнyтие, слышавъ отъ тЬхъ, иже постави Батыи властели по рyсьскымъ градомъ, иже баскаки нарицаеть тЬхъ языка рЬчь. ДЬдъ его Мартинъ бяше баскакъ въ градЬ БоровьсцЬ. Егда же убиенъ бысть безбожныи Батыи секирою богоданною отъ угорьскаго краля Владислава, егоже крести свтыи Сава, жители Рyсьскыя земли збивати повелЬша Батыевы властели, поставленыя по градомъ, аще которыи не креститс. И мнози отъ нихъ крестишас, тогда и отьца Пафнyтия дЬдъ крестиси нареченъ бысть Мартинъ.

(^ По Волоколамскому патерику)
Рече старець Иосифъ: истинное сродство се есть, еже подобитис добродЬтелию Богови, сродномy угодная творити, емy спострадати во всемъ. Рече паки: достоить инокy, въ общемъ житии живyщy, едино брашно оставляти и глаголати: сие часть Христа моего. Рече паки: аще которыи брать совершитъ довлЬя с трапезною пищею, отъ сего не осyженъ бyдеть, яко съ благословениемь предлагаема сyть. Горе же таино ядyщемy, и вещи, и сребреникы особно имyщемy. Се есть милостыня обще живyщимъ, еже пострадати дрyгъ дрyгy, и претерпЬти смyтившемyс на нь братy, и не въздати зъла за зъло.

(^ По Волоколамскому патерику)
ПовЬда намъ отьць Васиянъ. Стоящy ми на МосквЬ въ соборнои церкви преславныя владычица нашея Богородица честнаго ея успения видЬхъ нЬкоpого человЬка, молящас прилЬжно великомy мyченикy НикитЬ и пытающy, гдЬ есть образъ его. Азъ же, искyсенъ сыи въ таковыхъ, видЬхъ вЬрy человЬка и необычное моление его, пристyпивъ, въпросихъ его винy таковаго моления. Онъ же рече: отче, азъ много время болЬзнию одержимъ и всегда моляси призыва мyченика Никитy. Много же нyдимъ быхъ отъ своихъ, еже призъвати чародЬя въ домъ свои, азъ же никакоже восхотЬхъ. Въ нощи же слышахъ, яко врата домy моего отверзошас, и се мyжь свЬтелъ Ьзде на конЬ, приближис ко окнy и рече ми: въстани и изыди ко мнЬ!" Азъ же двигъси обрЬтохъ себе здрава, изыдохъ изъ храмины, никомyже слышавшy, и поклонихс емy до земл: Господи, ты кто еси." Онъ же рече ми: азъ есмь Христовъ мyченикъ Никита и посланъ отъ Него исцЬлити тебе сего ради, яко не введе чародЬе въ домъ свои, но на Бога упование свое положи. И дасть ти Богъ еще приложение животy двадесть и пть лэтъ.

(^ По Волоколамскому патерику)
Задача 8.

В современном русском литературном языке некоторые заимствованные слова сохраняют те или иные следы иноязычного происхождения. Найдите такие особенности, характеризующие следующие группы слов:

1) поэт, спаниель, проект;

2) жюльен, брошюра, парашют;

3) антенна, тест, дисплей, кэб;

4) мюсли, бюро, дежавю.
Задача 9.

В стихотворении Д. В. Веневитинова «Поэт и друг» мы находим следующие строки:

Друг

Не так природы строг завет.

^ Не презирай ее дарами:

Она на радость юных лет

Дает надежды нам с мечтами.

Ты гордо слышал их привет;

Она желание святое

Сама зажгла в твоей крови

И в грудь для сладостной любви

Вложила сердце молодое.
Как вы понимаете смысл подчеркнутой строки? Определите падеж выделенного местоимения? Обоснуйте свой ответ.
Задача 10.

А. С. Шишков считал, что слово полушка «составлено изъ слова полъ (т. е. половина) и ушко (уменшительное отъ уха)», мотивируя это тем, что «въ старинныя времена ушки звѣриныхъ кожъ употреблялись вмѣсто денегъ».

Какое значение имеет слово полушка?

Согласны ли вы с гипотезой Шишкова о происхождении этого слова? Аргументируйте свой ответ.


Задача 11.

В последнее время наблюдается тенденция различать в печатных изданиях буквы е и ё. Подчеркните буквы, на месте которых можно было бы печатать ё. Объясните ваше решение.


А) И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копием;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что россам в руки предается

Драгой его металл из гор,

Который там натура скрыла;

(М. В. Ломоносов)
Б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

(И. А. Крылов)
В) Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

(Н. А. Некрасов)
Г) Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою…

(А. С. Пушкин)



Задача 12.

В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:

«И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах … зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).

Задача 13.

Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.

В I Новгородской летописи мы читаем:

^ А въ Новъгородъ приихаша князь Патрикий Наримантовичь, и прияша его новгородци и даша ему въ кормление Орѣховъ город (л. 371).

Среди филологов до сих пор ведутся споры, какой из двух омонимов слова кормление употребляется в этом тексте. Назовите эти омонимы, укажите их значения и родственные слова в современном русском языке. Объясните, почему в данном случае невозможно однозначное решение.

Задача 14.

Какое значение, отличающееся от современного, выявлялось в древности у слова

рукоять в следующем контексте:

[Он] повелЬ изобильнЬ накормити слоны рукоятьми [зерна].
Задача 15.

В Интернете порой встречается выражение на волоске от смерти, например: «Я

вообще предлагаю завести отдельную тему: “На волоске от смерти”»; «На волоске от

смерти. Во вторник заново “родились” около трехсот авиапассажиров»; «Дамоклов

меч, находиться на волоске от смерти - символ опасности, находящейся рядом».

1. Как возникло это выражение?

2. Соответствует ли оно нормам литературного языка? Если нет, как его исправить?

Задача 16.

Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему.

Мати его áý тýëьìü êðýïьêа и ñиëüíа ÿêо æе и ì¹æü аùе áо êто и íе âиäýâь еÿ ти ñëûøааøе þ áеñýä¹þùþ то íачüíÿøе ìüíýти ì¹æа þ ñ¹ùа

Вопросы .

1. Какое значение имеет в данном контексте глагол беседовати?

2. Какое значение имеет в данном контексте слово мужь?

3. Приведите слова современного русского языка, однокоренные со словом

мьнети.
Задача 17.

Какое значение, отличающееся от современного, выявлялось в древности у глагола

находить и образованного от него существительного находник, которое встречается в

следующем контексте:

По тэмь [русским] городомь [были] находници (=находники) варязи (= варяги)

(Повесть временных лет).
Задача 18.

Прочитайте древнерусские тексты, переведите, выполните задания к ним.

И ñе ïðииäоøа ñтðаíüíиöи âь гðаäь ть âиäýâь ÿ ¹íоøа ðаäь áûâь теêь

ïоêëоíи ñÿ иìь и ëþáüçíо öýëоâа ÿ и âьïðоñи ÿ отьê¹ä¹ ñ¹тü и êаìо иä¹тü

В о п р о с ы .

1. Какое значение имеет в данном контексте наречие любезьно?

2. Какое значение имеет в данном контексте глагол целовати?

3. Какой частью речи является слово радъ? Назовите его грамматические признаки.
Таче ïðиøеäьøи ìати его ïо äâоþ äüíиþ отðýøи и от столпа и ïоäаñтü

еì¹ ÿñти еùе æе гíýâьìü оäüðæиìа ñ¹ùи âьçëоæи íа íоçý его æеëýçа ти таêо

ïоâеëý еì¹ õоäити áëþä¹ùи äа íе ïаêыъ отьáýæитü оть íеÿ

В о п р о с ы .

1. Какое значение имеет в данном контексте глагол отрешити?

2. Какое значение имеет в данном контексте глагол блюсти?

3. Как вы думаете, существует ли этимологическая связь между словами пакы

‘снова, опять’ и пакость ‘вред’, или же это случайное звуковое совпадение?

Похожие:

Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconЗадача 4
Задача Определите объем реализуемой продукции исходя из данных, приведенных ниже
Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconСловообразование (деривация) образование нового слова на базе однокоренного...
Основная задача словообразования создание нового слова с новым лексическим значением. Словообразование стоит отличать от формообразования....
Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconЗадача предприятие занимается производством бытовой техники и розничной...
Исходя из следующих данных бухгалтерского учета определите сумму ндс, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период
Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconСмысл игры в том, что в городе две команды: мирные жители и мафия....
Задача мирных жителей посадить в тюрьму всю мафию и маньяка. Задача мафии – убить всех граждан и маньяка. Ну а задача маньяка остаться...
Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconПеревод с немецкого С. Апта и наталии mah
Иными словами, посильна ли человеку моего склада эта задача, задача, на выполнение которой меня подвигло скорее сердце, нежели право...
Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconЗадача 1
Задача Провести анализ соотношения собственных средств и обязательств банка, дать оценку структуры собственного капитала банка и...
Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconТест 1 «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы,...
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». 
Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconЯ слишком мал быть схороненным здесь, под сосной, и слишком велик, чтобы вы меня позабыли…
Слово «аборт» латинское, означает «выкидыш». «Абортивный» прежде времени родившийся, недоношенный, недоразвитый. Современное значение...
Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconСингапурское чудо-евгеника на службе у человека
И не поверите, услышав ответ. Помните слова И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача»,...
Задача в чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок. Задача в басне И. А. Крылова «Любопытный» iconOverview лист 1 лист 2 Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 2ндфл см Sheet 1: лист 1

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница