История русской литературы конца XIX – начала ХХ века


Скачать 151.01 Kb.
НазваниеИстория русской литературы конца XIX – начала ХХ века
Дата публикации12.03.2013
Размер151.01 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века
Специальность: Украинский язык и литература, иностранный язык

Учебный год: 2012 – 2013

Доцент Нина Викторовна Беляева,

Ассистент Алина Глебовна Соловьева
Список текстов:

ПРОЗА И ДРАМАТУРГИЯ, МАНИФЕСТЫ:

1. Леонид Андреев. Красный смех. Мысль. Стена. Елеазар. Иуда Искариот. Жизнь Человека.

2. Андрей Белый. «Симфония 2-я, драматическая». Петербург.

3. Валерий Брюсов. В зеркале. Ключи тайн.

4. Иван Бунин. Листопад. На край света. Антоновские яблоки. Чаша жизни. Господин из Сан-Франциско. Братья. Сны Чанга. Легкое дыхание. Петлистые уши.

5. Максим Горький. Дед Архип и Ленька. Старуха Изергиль. Челкаш. На дне. Детство.

6. Николай Гумилев. Наследие символизма и акмеизм.

7.Александр Куприн. Олеся. Штабс-капитан Рыбников. Гранатовый браслет. Звезда Соломона.

8. Владимир Маяковский. Пощечина общественному вкусу. Я сам. Два Чехова.

9. Дмитрий Мережковский. О причинах упадка и о новых течениях современной литературы (по хрестоматии). Грядущий хам.

10. Василий Розанов. Уединенное.

11. Федор Сологуб. Маленький человек. Мелкий бес.

ПОЭЗИЯ:

1. Анна Ахматова. Вечер. Четки. Белая стая. Подорожник. Anno Domini.

^ 2. Александр Блок. Стихи о Прекрасной Даме. Фабрика. Пузыри земли. Русь. Балаган. Перстень-Страданье. Сытые. Незнакомка.Клеопатра. «Когда в листве сырой и ржавой...». Страшный мир. Возмездие. Друзьям. Поэты. «Я пригвожден к трактирной стойке...» «Русь моя..» На железной дороге. «Грешить бесстыдно, непробудно...». Балаганчик.

3. ^ Валерий Брюсов. Стихотворения из сборников: Chefs d’oeuvre. Me eum esse. Tertia Vigilia. Urbi et Orbi. Stephanos. Сонет к форме. Творчество. Воспоминание о малюточке Коре. В ночной полумгле. На журчащей Годавери. Прокаженный. В вертепе. Летучая мышь. Ночью.Сумасшедший. Пурпур бледнеющих губ. Юному поэту. Мучительный дар. Есть что-то позорное в мощи природы. Числа. Я. Ассаргадон. Жрец Изиды. Ламия. Скифы. Близкой. В ответ. Сонет (1901). Каменщик (1901). Чудовища. З.Н.Гиппиус (Неколебимой истсине…) Бальдеру Локи. Юлий Цезарь. Грядущие гунны. Конь блед.

^ 4.Николай Гумилев. Романтические цветы. Жемчуга. Чужое небо. Колчан. Шатер. Огненный столп.

5.Сергей Есенин. Радуница.

6. Осип Мандельштам. Камень.

7. Владимир Маяковский. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Я. Нате! Послушайте! А все-таки. Гимн критику. Вот так я сделался собакой. Себе, любимому, посвящает автор эти строки. России. Братья писатели. Скрипка и немного нервно. Владимир Маяковский:Трагедия.Облако в штанах. Флейта-позвоночник. Война и мир. Человек.

8. ^ Федор Сологуб. О смерть! Я твой. Как бессвязный рассказ идиота…Я – бог таинственного мира. Я лицо укрыл бы в маске. Живы дети, только дети… Звезда Маир. Недотыкомка серая… Ведьме. Я сжечь ее хотел, колдунью злую. Когда я в бурном море плавал… От злой работы палачей. Два солнца горят в небесах… Собака седого короля. Мы – плененные звери… Шут. Нюренбергский палач. Что было, будет вновь. Чертовы качели. Когда я был собакой.

9. ^ Велимир Хлебников. Заклятие смехом. Бобэоби пелись губы… Мы желаем звездам тыкать… Если я обращу человечество в часы… Признание. Журавль. «Конь Пржевальского». Числа. Игра в аду. Ночь в Галиции. «Свобода приходит нагая…». Зангези.
Список произведений для дополнительного прочтения:

Вячеслав Иванов. Две стихии в современном символизме. Достоевский и роман-трагедия.

Константин Бальмонт. Будем как Солнце.

Михаил Кузмин. Александрийские песни.

^ Иннокентий Анненский. Кипарисовый ларец. Книги отражений.

Константин Вагинов. Монастырь господа нашего Аполлона. Козлиная песнь.

Максимилиан Волошин. Лики творчества.

Николай Клюев. Сосен перезвон. Братские песни. Лесные были.

^ Бенедикт Лившиц. Полутораглазый стрелец. Флейта Марсия.

Алексей Ремизов. Часы.

Игорь Северянин. «За струнной изгородью лиры…». «Вонзите штопор в упругость пробки…». «Это было у моря, где ажурная пена…». Пролог «Эгофутуризм». Поэзоконцерт. «В шумном платье муаровом…». – Мороженое из сирени! Эпилог «Эгофутуризм». Фиолетовый транс. Поэза истребления. Манифест Игоря Северянина. «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!..».

^ Федор Сологуб. Красота. Маленький человек.

Велимир Хлебников. Учитель и ученик. Мы и дома. Труба марсиан.

Саша Черный. Жалобы обывателя. О, испанец благородный! Критику. Ламентации. Пробуждение весны. Крейцерова соната. Все в штанах, скроенных одинаково… Желтый дом. Два желания. Обстановочка. Городская сказка. Стилизованный осел. Недоразумение. Переутомление. Песня о поле. Гармония. Потомки. Под сурдинку. Экзамен. Театр. В пространство. Стилисты. Читатель. Русское. Рождение футуризма. Трагедия. Любовь должна быть счастливой… Страшная история. Ошибка. Любовь не картошка. Перкрасный Иосиф. Человек. Книги. Бездарность. «Пьяный» вопрос.

^ Эллис [Кобылинский Л.Л.]. Русские символисты.
Сборники художественных произведений и манифестов:

От символизма до «Октября» / сост. Н.Л.Бродский, Н.П.Сидоров. – М., 1924.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

Ежов И.С., Шамурин Е.И. Антология русской лирики первой четверти ХХ века. – М., 1991 [Републикация].

Русская поэзия «серебряного века», 1890 – 1917: Антология. – М., 1993.

Поэзия русского футуризма. – СПб., 1999. [Серия «Новая библиотека поэта»].

Новелла серебряного века. – М., 1994.

Мистика серебряного века. – М., 2002.

Тень Филлиды: Исторические и фантастические новеллы серебряного века. – М., 2004.
Список учебно-методической и научной литературы:
1) Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). - Кн. 1. – М., 2000.

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). - Кн. 2. – М., 2001;

2) Поэтика русской литературы конца XIX – начала ХХ века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. – М., 2009;

3) Русская литература ХХ века (1890-1910) / Под ред. проф. С.А.Венгерова: В 2-х кн. – М., 2000;

4) История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж.Нива, И.Сермана, В.Страды, Е.Эткинда. – М., 1995.

5) Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. – М., 1993.

6) Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Г.Соколов. – М., 1988;

7) Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. – СПб., 1999.

8) Марков В.Ф. История русского футуризма. – СПб., 2000.

9) Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. – М., 2001.

10) Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX – начала ХХ в. (В.Брюсов, Ф.Сологуб, А.Белый) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. – Л., 1984. – С. 265-284.

11) Ильев С.П. Русский символистский роман. – Киев, 1991.

12) Долгополов Л. Андрей Белый и его роман “Петербург”. - Л., 1988.

13) Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. - Спб., 1994.

14) Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск, 2000.

15) Заярная И.С. Эстетика русского авангарда в контексте традиций барокко. – К., 2007.

16) Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-ХХ веков. – М., 1990.

17) Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. – Л., 1969.

18) Максимов Д.Е. Поэзия и проза А.Блока. – Л., 1975.

19) Московкина И.И. Проза Леонида Андреева: Жанровая система, поэтика, художественный метод. – Харьков, 1994.

20) Крусанов А. Русский авангард: 1907 – 1932. – Т. 1: Боевое десятилетие. – СПб., 1996.

21) Гаспаров М.Л. Русские стихи1890-х – 1925-х годов в комментариях. – М., 1993.

Справочная литература:
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. – М., 2001.

Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко. – М., 2008.

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. – М., 1980.

Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.Николаев. – М., 2000.

Русские писатели: 1800 – 1917. Биографический словарь / Гл. ред. П.А.Николаев. – М., 1989-2007. – Т. 1-5. (Издание продолжается).

Шруба М. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890 – 1917 годов: Словарь. – М., 2004.

Лексикон нонкласики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под ред. В.В.Бычкова. – М., 2003.

^

Тема: Поэзия старших символистов Валерия Брюсова и Федора Сологуба: декадентские мотивы.


Тексты:

  1. Валерий Брюсов.

Стихотворения из сборников: Chefs d’oeuvre. Me eum esse. Tertia Vigilia. Urbi et Orbi. Stephanos. Сонет к форме. Творчество. Воспоминание о малюточке Коре. В ночной полумгле. На журчащей Годавери. Прокаженный. В вертепе. Летучая мышь. Ночью.Сумасшедший. Пурпур бледнеющих губ. Юному поэту. Мучительный дар. Есть что-то позорное в мощи природы. Числа. Я. Ассаргадон. Жрец Изиды. Ламия. Скифы. Близкой. В ответ. Сонет (1901). Каменщик (1901). Чудовища. З.Н.Гиппиус (Неколебимой истсине…) Бальдеру Локи. Юлий Цезарь. Грядущие гунны. Конь блед.


  1. Федор Сологуб.

О смерть! Я твой. Как бессвязный рассказ идиота…Я – бог таинственного мира. Живы дети, только дети… ^ Звезда Маир. Недотыкомка серая… Ведьме. Я сжечь ее хотел, колдунью злую. Когда я в бурном море плавал… От злой работы палачей. Два солнца горят в небесах… Собака седого короля. Мы – плененные звери… Шут. Нюренбергский палач. Что было, будет вновь. Чертовы качели. Когда я был собакой.


Вопросы и задания:

  1. Идейно-тематический и структурный аспекты панэстетизма Валерия Брюсова как основоположника «новой» поэзии.

1.1.Картина мира и структура лирического «я»: новый субъективизм.

1.2. Лирическое «я» и система масок («декадент», «прокаженный», «безумец», «маг», «жрец»/ «жрица», «раб», «Ассаргадон», «викинг», «римлянин» etc.).

1.3. Брюсов-урбанист.

1.4. «Все напевы» и «Любимцы веков» как ключевые структуры панэстетической историософии Валерия Брюсова.

1.5. Неоромантические и неоклассицистические («парнасские») традиции в лирике Валерия Брюсова.

  1. Декадентские мотивы в лирике Федора Сологуба.

    1. Категория двоемирия в лирике Федора Сологуба. Образы-символы «зверинца», темницы, чертовых качелей. Специфика лунарного и солярного мифов.

    2. Ирония и формы ее реализации.

    3. Суггестия: ритмомелодические приемы, ассонансы и аллитерации, повторы, перебои ритма, пуанты – как программа «заклинательной» поэтики Федора Сологуба.

    4. Демонология, ее генетико-функциональные особеннсоти.

    5. Культ смерти («поэт Смертяшкин»), зла и насилия – декадентский вызов «серому» миру.

Литература:

Эллис. Валерий Брюсов // Эллис. Русские символисты. – Томск, 1996. – С. 109-177.

Гиндин С.И. Валерий Брюсов // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). – Книга 2. – М., 2001. – С. 3-62.

В.Брюсов и литература конца XIX-ХХ вв. – Ставрополь, 1979.

Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. – Л., 1969.

Минц З.Г. Понятие текста и символистская эстетика // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам 1 (5). – Тарту, 1974. – С. 134-141.

Литературное наследство. Т. 98. Кн. 1-2. Валерий Брюсов и его корреспонденты. – М., 1991-1994.

О Федоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. – СПб., 1911.

Дикман М.И. Поэтическое творчество Ф.Сологуба // Сологуб Ф. Стихотворения. – Л., 1975/Библиотека поэта.

Венцлова Т. К демонологии русского символизма // Венцлова Т. Собеседники на пиру: Статьи о русской литературе. – Вильнюс, 1997.

Смирнов И.П. Заметки о ранней поэзии Сологуба. Декадентство и символизм // Смирнов И.П. Смысл как таковой. – СПб., 2001.

Бройтман С.Н. Ф.Сологуб // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). – Книга 1. – М., 2000. – С. 882-932.

ТЕМА: Лирика А.Блока: категория лирического героя, система мотивов, особенности мифопоэтики.

Тексты:

«Первый том»:

Ante Lucem. Пусть светит месяц – ночь темна. Гамаюн, птица вещая.

«Стихи о Прекрасной Даме»: «Я вышел. Медленно сходили…». «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…». «Странных и новых ищу на страницах…».

«Второй том»:

Пузыри земли. Болотные чертенятки. Болотный попик.

«Ночная фиалка». «Разные стихотворения»: «Вот он – Христос – в цепях и розах», «Русь» («Ты и во сне необычайна…»), «Балаган» («Над черной слякотью дороги…»). «Город»: Незнакомка. Клеопатра. Снежная маска. Второе крещенье. «Фаина»: «Осенняя любовь»: «Когда в листве сырой и ржавой…». «Заклятие огнем и мраком».

Третий том:

«К Музе». «Под шум и звон однообразный…». «Двойник». «Песнь ада». «Как тяжело ходить среди людей». «Пляски смерти». «Демон» (Иди, ид за мной – покорной…). «Я сегодня не помню, что было вчера…». «Кольцо существованья тесно…». «Я – Гамлет. Холодеет кровь…». «Друзьям» (Друг другу мы тайно враждебны…). «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал…»). «Все это было, было, было…». «Сон» (Я видел сон: мы в древнем склепе…). «Я пригвожден к трактирной стойке…». «Покойник спать ложится…». «Все на земле умрет – и мать, и младость…». «Когда-то гордый и надменный…». «На железной дороге» (Под насыпью, во рву некошенном…). «Грешить бесстыдно, непробудно…». «Рожденные в года глухие…».

Вопросы и задания:

  1. Категория лирического героя в лирике А.Блока:

- мотив двойничества и особенности его реализации (рыцарь, декадент, Христос, персонажи комедии масок, Гамлет; архетип юноши-старца, живого мертвеца), самоирония, гротеск и автопародирование;

- образ героини как реализация неоплатонического мифа о душе (София, Прекрасная Дама, Царевна, Незнакомка, Клеопатра, Коломбина, Офелия).

- соотнсенность с системой мотивов (свет – тьма, сон, сумерки, кольцо - круг, тень – отражение, туман – мгла, пляска, музыка – песнь – мелодия),

- с лейтмотивом пути и его вариациями (восхождение – нисхождение – хаос по Вяч.Иванову). Соотнесенность пути героя и мифа о России (мой путьнаш путь).

  1. Система урбанистических мотивов и образ Петербурга.

  2. Символика цвета в лирике А.Блока.

Литература:

Бахтин М.М. Вячеслав Иванов. Блок // Бахтин М.М. <Записи лекций М.М.Бахтина по русской литратуре> // Бахтин М.М. Собрание сочинений. – Т.2. – М., 2000.

Максимов Д. Русские поэты начала ХХ века: Очерки. – Л., 1980.

Максимов Д. Идея пути в поэтическом мире Блока. Об одном стихотворении (Двойник) // Максимов Д. Поэзия и проза Ал.Блока. – Л., 1981.

Гинзбург Л. О лирике. – Л., 1974.

Тынянов Ю.Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

Об Александре Блоке. – Пб., 1921.

Миллер-Будницкая Р. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики А.Блока // Изв. Крымского пед. ин-та. – 1930. – Т. 3. – С. 133-198.

Bobilewicz G. Kolor w poezji mlodszych symbolistow rosyjskich – Aleksander Blok I Andrzej Biely. – Wroclaw, 1988.

Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб., 1999.

Минц З.Г. Структура «художественного пространства» в лирике А.Блока // Труды по русской и славянской филологии. Т. XV. Литературоведение. – Тарту, 1970. – С. 203-293.

Образное слово А.Блока. – М., 1980.

Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А.А.Блока. – М., 1997.

Тема : Поэтика орнаментальной прозы в творчестве Андрея Белого.
Тексты: Андрей Белый. Симфония (2-я, драматическая) // Андрей Белый. Симфонии / Вст. ст., сост., подгот. текста и примечания А.В.Лаврова. – Л., 1991.

Вопросы и задания:
1. «Три смысла» в художественной структуре «Симфонии» (распределение материала и приемов и их взаимодействие). Символы и мифы «Симфонии».

2. Анализ приемов орнаментального стиля: а) лейтмотивность; б) асимметрия фабулы, сюжета и композиции; в) система повторов и ритимческая организация.

3. Принцип монтажной композиции и пути его реализации на разных уровнях текста.

4. Жанровая специфика «Симфонии». Теория соответствий, синэстезия и проблема синтеза искусств.

5. Интертекстуальный репертуар «Симфонии».
Литература:
Андрей Белый. Симфонии / Вст. ст., сост., подгот. текста и примечания А.В.Лаврова. – Л., 1991.

Шкловский В. Андрей Белый // Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933). - М.: Советский писатель, 1990. - С. 212-239.

Хмельницкая Т. Литературное рождение Андрея Белого. Вторая драматическая симфония // Андрей Белый: Проблемы творчества. Статьи, воспоминания, публикации. – М., 1988.

Шмид В. Оранмент - поэзия - миф - подсознание // Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин - Достоевский - Чехов - авангард. - СПб.: Инапресс, 1998. С. 297-308.

Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. - М.: Наука, 1990.

Кожевникова Н.А. Язык Андрея Белого. – М., 1992.

Иванов Вяч. Вс. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины ХХ в. // Монтаж. Литература, искусство, театр, кино. – М., 1988.

Авраменко А.П. «Симфонии» Андрея Белого // Русская литература ХХ века. – Тула, 1977. – Вып. 9.

Орлицкий Ю.Б. Русская проза ХХ века: реформа Андрея Белого // Андрей Белый. Публикации. Исследования. – М., 2002.

Юрьева З. Одежда и материя в цикле симфоний Андрея Белого // Andrey Bely. Centenary Papers / Ed. by Boris Christa. – Amsterdam, 1980.

Tytell J. Epiphany in Chaos: Fragmentation in Modernism // Fragments: Incompletion and Discontinuity / Ed. Lawrence D.Kritzman. – N.-Y., 1981.

Тема: Проза и драматургия Леонида Андреева.

Тексты: Иуда Искариот. Жизнь Человека.

Вопросы и задания:

1. Поэтика повести «Иуда Искариот»: особенности стилизации, специфика соотнесения фабулы, сюжета и композиции. Трансформация мифа.

2. Модернистские приемы в драме «Жизнь Человека» (категория судьбы и особенности ее художественного воплощения, структура диалога, символизация детали, цвето-, звуко- и светосимволизм, система и функциональность повторов). Предвосхищение тематики и проблематики экспрессионизма.

Литература:

Андреев Леонид Николаевич: Библиография. - Вып. 1: Сочинения и письма. - М.: Наследие, 1995.

Андреев Леонид Николаевич: Библиография. - Вып. 2: Литература (1900-1919). - М.: Наследие, 1998.

Арсентьева А.А. О природе образа Иуды Искариота // Творчество Леонида Андреева. Исследования и материалы. - Курск, 1983. - С. 63-75.

Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. - Таллинн, 1984.

Богданов А.В. "Безумное одиночество" героев Леонида Андреева с точки зрения литературной преемственности // Связь времен. - М., 1994.

Гречнев В.Я. Трагедия в повседневности (тип героя, конфликт и своеобразие психологизма в рассказах Л.Андреева) // Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX - ХХ века: проблематика и поэтика жанра. Л., 1979.

Григорьев А.А. Л.Андреев в мировом литературном процессе // Русская литература. - 1972. - № 3.

Джулиани Р. Леонид Андреев - художник "панпсихизма": (Теория и практика лицом к лицу в рассказе "Бездна") // Леонид Андреев: Материалы и исследования. - М., 2000.

Дрягин К.В. Экспрессионизм в России: Драматургия Л.Андреева // Труды Вятского пед. ин-та. - 1928. - Т. 3.

Евнин Ф.И. Достоевский и русская литература конца XIX - начала ХХ века // Достоевский: Материалы и исследования. - Л., 1980. - Вып. 4.

Ермакова М. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе ХХ века (Л.Андреев, М.Горький). - Горький, 1973.

Западова Л.И. Источники текста и "тайны" рассказа-повести "Иуда Искариот"//Русская литература. - 1997.- № 3.

Иезуитова Л.И. Творчество Л.Андреева (1892-1906). - Л., 1976.

Иезуитова Л. Леонид Андреев и Эдвард Мунк: (О зарождении эксперссионизма в европейском искусстве конца XIX - начала ХХ века)// Стиль писателя и культура эпохи. - Сыктывкар, 1984.

Карякина М.В. Феномен игры в творчестве Леонида Андреева: АКД. филол. наук. - Екатеринбург, 2004.

Кожевникова Н.А. О языке Л.Андреева // Творчество Л.Андреева. - Курск, 1983.

Колобаева Л.А. Личность в художественном мире Л.Андреева // Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-ХХ вв. - М., 1990.

Кофанов Н.И. Цвет в произведениях Леонида Андреева и в живописи экспрессионистов // Стиль писателя и культура эпохи. - Сыктывкар, 1984.

Красильников Р.Л. Танатологические мотивы в прозе Л.Н.Андреева: АКД. филол. наук. - Вологда, 2003.

Мережковский Д.С. В обезьяньих лапах (О Леониде Андрееве) // Мережковский Д.С. В тихом омуте. - М., 1991.

Михайловский Б.В. Творчество Л.Н.Андреева // Михайловский Б.В. Русская литература ХХ века. - М., 1939.

Михеичева Е.А. Жанровые особенности "библейских рассказов" Л.Н.Андреева // Жанры в историко-литературном процессе. - Вологда, 1985. - С. 88-101.

Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева. - М., 1994.

Московкина И.И. Homo ludens в прозе Л. Андреева // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н.Каразіна. – Харків, 2003. - № 595. Серія Філологія. – Вип. 38: Сучасні аспекти дослідження літ. ХХ століття.

Московкина И.И. Модернистский и постмодернистский дискурсы художественной системы Л.Андреева // Информационный вестник Форума русистов Украины. - Вып. 6. - Симферополь, 2003.

Московкина И.И. Между "pro" и "contra": координаты художеств. мира Леонида Андреева. - Харьков, 2005.

Муратова К.Д. М.Горький и Л.Андреев//Литературное наследство. - Т. 72. Горький и Л.Андреев. - М., 1965.

Поддубная Р.Н. Классические традиции и сюжет Христа в романе ХХ века. - Харьков, 1992.

Смирнов В.В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. - 1997. - № 2.

Татаринов А.В. Формирование мифологического реализма в творчестве Л.Андреева. - Уфа, 1996.

Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России к. XIX – нач. ХХ в. - М., 1975.

Эстетика диссонанса: О творчестве Л.Н.Андреева. - Орел, 1996.

Энциклопедический словарь эксперссионизма / Гл. ред. П.М.Топер. – М., 2008.

Тема 5: Пьеса М.Горького «На дне»: "Сцены" и драма идей.
Вопросы и задания:

  1. Реализация поэтики «драмы идей» в пьесе «На дне»:

- структура драматических характеров,

- особенности конфликта,

- децентрация интриги,

- стилистика диалога и речевых характеристик: прием социально-речевого контраста, использование подтекста; ирония, пародия и гротеск как речевые характеристики; повторы, повторы-лейтмотивы.

  1. Художественное пространство и время в пьесе как аспекты жанровой природы.

  2. Аллегория и символ в пьесе: перечислить примеры и указать взаимосвязи.

  3. Метатеатр (театр в театре) и интертекст в «На дне».

  4. Диалог и полемика с философско-эстетическими концепциями Ф.Достоевского и Л.Толстого.

Литература:

Анненский И.Ф. Три социальных драмы: Горькая судьбина. Власть тьмы. Драма на дне. // Анненский И.Ф. Книга отражений. – СПб., 1906.

«На дне» М.Горького: Материалы и исследования. – М.-Л., 1940.

Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество Горького. – М., 1969.

Михайловский Б.В. Творчество М.Горького и мировая литература: 1892 – 1916. – М., 1965.

Бялик Б.А. Горький – драматург. – М., 1977.

Борисова М.Б. Слово в драматургии М.Горького. – Саратов, 1970.

Костелянец Б.О. Драма «На дне», ее сюжеты, мотивы и темы // Русский театр и драматургия начала ХХ века. – Л., 1984.

Гачев Г.Д. Логика вещей и человек: прение о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне». – М., 1992.

Кузьмичев И.К. «На дне» М.Горького: Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. – Горький, 1981.

Удодов А.Б. Пьеса М.Горького «На дне»: Художественная структура и авторская концепция человека. – Воронеж, 1989.

Басинский П.В. К вопросу о «ницшеанстве» М.Горького // Изв. РАН. – Серия литературы и языка. – 1993. - № 4.

Максим Горький: Pro et contra. Личность и творчество М.Горького в оценке русских мыслителей и исследователей: 1890-1910-е гг.: Антология. – СПб., 1997.

Клюс Э. Ницше в России: Революция морального сознания. – СПб., 1999.

Горьковские чтения 1998: В 2 т. – Нижний Новгород, 2000.

Павловец М.Г. Моделирующая метафора «театр жизни» в драме М.Горького «На дне» // Русская литература ХХ века: Итоги и перспективы изучения. – М., 2002.

Похожие:

История русской литературы конца XIX – начала ХХ века iconАрхетип грешницы в русской литературе конца XIX начала XX века
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета...
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века iconСписок обязательной литературы учебная литература: История русской...
Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные труды: в 2 т. Т. О стихах. М., 1997. С. 434-455;...
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века iconРабочая программа «История русской литературы 19 века, ч. 2»
В процессе изучения «Истории русской литературы 19 века, ч. 2», включающей период 40-60-х годов 19 века, выдвигаются следующие цели...
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века iconВопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века (3 треть)
Периодизация истории русской литературы последней трети XIX века. Ее обоснование
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века iconЛитература по курсу Учебники История русской литературы 19 века. 40-60-е годы
История русской литературы 19 века. 40-60-е годы / под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. М., 1998 (1-е издание) / Л. Д. Аношкина....
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века iconКалендарный план лекций по курсу «История русской литературы XIX...
«Салтыков-Щедрин. «История одного города», «Господа Головлевы» проблемы национальной мифологии» и национального характера
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века iconАрхитектура зданий и сооружений оренбург-ташкентской железной дороги конца XIX начала XX века
Специальность 18. 00. 01. – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века icon2 курс. Вопросы к зачету
Дайте общую характеристику литературного процесса конца ХIX – начала ХХ века. Расскажите о новаторстве литературы ХХ века
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века icon3 курс. Вопросы экзаменационных билетов
Дайте общую характеристику литературного процесса конца ХIX – начала ХХ века. Расскажите о новаторстве литературы ХХ века
История русской литературы конца XIX – начала ХХ века iconКурс «история русской литературы» Разделы учебной дисциплины
Общая характеристика русской литературы, её гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница