Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения.


Скачать 378.64 Kb.
НазваниеПрограмма данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения.
страница1/3
Дата публикации11.05.2013
Размер378.64 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Литература > Программа
  1   2   3

Составитель доктор филологических наук, профессор 0.Ю.Анцыферова.

Печатается по решению методической комиссии факультета РГФ Ивановского государственного университета

Рецензент

кандидат филологических наук, доцент ИвТИ С. Г. Шишкина.

Составитель АНЦЫФЕРОВА Ольга Юрьевна

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ. Методические указания для студентов I курса факультета РГФ и филологического факультета

Редактор 0. А. Кручинина

ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА. ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Приступая к изучению курса истории зарубежной литературы Средних Веков и Возрождения, необходимо иметь в виду, что речь идет о части общего курса истории зарубежных литератур. Изучение данного периода необходимо не только для того, чтобы познакомиться с виднейшими литературными произведениями, созданными в Запад­ной Европе с IVпо ХVII вв., но и для того, чтобы на самом материале уяснить основные закономерности всего мирового литературного процесса. Ознакомление с литературой Средних веков и Возрождения проливает свет на пути развития литературы Нового времени, позволяет проследить зарождение многих современных нравственных и культурных ценностей, истоки более поздних эстетических явлений. Вместе с тем, изучению настоящего курса должно предшествовать прочное усвоение античной литературы. Без того невозможно понять культуру эпохи Возрождения, ориентированную на античность в своих идейно-эстетических исканиях. Античное наследие входило в качестве одного из важных компонентов и в средневековую систему знаний: и «литература стран Западной Европы вплоть до ХIV в., а в некоторых странах и дольше, почти до XVII в., пользовалась в основном мифологическими сюжетами в их позднеантичном облачении»1 .

Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1) зарубежная литература Средних веков и 2) зарубежная литература эпохи Возрождения. В процессе их изучения важно понять своеобразие каждой из этих эпох, проследить их преемственность, дать всестороннюю и объективную оценку вклада Средневековья и Ренессанса в развитие мировой культуры.

В последнее время взгляд на культуру Средневековья в науке динамично изменяется и углубляется. Кажется, еще не так давно господствовали представления о Средневековье как о "десяти веках мрака", времени духовной диктатуры церкви, которая подавляла всякое свободомыслие, препятствовала развитию правдивого и полнокровного отображения действительности в искусстве. Таким образом, смысл литературного процесса Средневековья сводился зачастую к постоянной борьбе светских и религиозных идей, причем влияние последних оказывалось в основном пагубным. Очень важно поэтому, чтобы при изучении средневековой литературы студент опирался на лекции, был особенно внимателен при выборе критической литературы. В работах М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Д. С. Лихачёва2 Средние века рассматриваются как важнейшая культурная веха в истории человечества, снисходительное, уп­рощенное отношение к которой в наше время по меньшей мере анахронизм. Культура Средних веков представлена в их работах как оригиналь­ная художественная система, которую неверно было бы оценивать с помощью критериев, выработанных другими эпохами.

Для того, чтобы разобраться в литературном наследии Средневековья, студент должен уяснить для себя смысл таких категорий, как теория двух реальностей и связанный с ней символизм /аллегоризм средневекового художественного мышления, «этикетность» языка худо-жественной литературы.

Студент должен отдавать себе отчет в том, что средневековая культура—сложный, противоречивый сплав христианского мировоззрения, античных философских и художественных ценностей, народных и мифологических верований. Соотношение этих компонентов нужно мыслить не только как спор, но и как динамичное единство, всегда иметь в виду, что «многослойность и противоречивость сознания — достояние любого человека той эпохи»3. Следовательно, при анализе произведений нельзя догматически противопоставлять феодально-религиозные и народные идеи, выраженные в них. Такое противопоставление выглядит сомнительным не только в методологическом, но и в этическом плане, т.к. в последнее время мы пересматриваем влияние христианства на духовную эволюцию человечества.

Как известно, идейно-художественное своеобразие произведений любой эпохи определяется в значительной степени той концепцией личности, которая в них утверждается. Учитывать этот фактор совершенно необходимо при изучении средневековой литературы. В средневековой системе взглядов личность не выделялась из сословия. Анализируя образы литературных героев той поры, студент должен иметь в виду спе­цифические формы типизации, выработанные в средневековой литературе: "Художественное сознание ориентируется на постижение человека как представителя определенного общественного сословия, игнорируя индивидуальные черты. Человек представляется либо в максимальном приближении к идеалу, либо в качестве представителя замкнутой в себе кастовой группы"4. В разговоре о героях средневековой литературы важно избегать упрощения и схематизации, оста­ваться на позициях историзма.

Приступая к изучению литературы Зрелого Средневековья /XI-XIVв./, студент ознакомится с такими направлениями, как героический эпос, куртуазная литература, городская литература. При этом недостаточно говорить лишь о своеобразии этих феноменов, связывая его всякий раз с особенностями той общественной среды, в которой возникло то или иное литературное направление. Важно понять, что "литературный процесс

в Западной Европе ХI-XIV вв. представлял собой не смену одного литературного направления, одного литературного феномена дру­гим..., а непрерывное появление новых направлений, тут же вступаю­щих в сложные соотношения со старыми"5. Поэтому так важно не ограни­чиваться лишь одним образцом того или иного жанра или направления, прочитав, скажем лишь один куртуазный роман или одно фаблио. Следует ознакомиться, хотя бы по хрестоматии, с несколькими произведениями этого направления, этого жанра, и их совокупность позволит, с од­ной стороны, проследить эволюцию жанра, а с другой — ощутить взаимопроникновение, взаимовлияние элементов куртуазной, городской, клерикальной литературы, народного творчества.

Приступая к изучению второго, большего раздела курса — к литературе эпохи Возрождения, студент должен, прежде всего, осознать, что Западная Европа в эту пору переживает величайший пере­ворот, когда уже началось разрушение феодального общества и расшатывалась духовная диктатура церкви. И этот период создавал 6лагоприятные условия для развития культуры. С точки зрения исторической науки все еще продолжаются Средние века (этот большой исторический период закончится только к XVII веку, с наступлением Нового времени). Однако перемены в искусстве и литературе, в самоосмыслении человека столь значительны, что в искусствоведении и литературоведении XIV—XVI века рассматриваются как особый период в развитии культуры, который и получил название Возрождения, или Ренессанса. Разобравшись в сути со­циальных, идеологических сдвигов, характерных для всех стран Западной Европы XIV-XVI вв., следует принять во внимание неравномерность, свойственную общественному развитию того времени, своеобразие исторического прошлого, фольклорных и литературных традиций. Поэтому перед анализом творчества отдельных писателей студент должен полу­чить чёткое представление о национально-исторических особенностях Возрождения в той или иной стране.

Обращаясь к проблеме генезиса искусства Возрождения, студент должен, с одной стороны, иметь в виду родство эсте-тики Ренессанса с античным искусством. Этот факт достаточно очевиден и знаменуется, к примеру, возвращением к аристотелевскому принципу подражания искусства природе. Что касается связи Ренессанса с культурой непосред­ственно предшествующей эпохи—Средневековья, то она порой менее на­глядна. Однако нельзя забывать о том, что ренессансная литература XIV-XVI вв. выросла из средневековой литературы, которая выступала в качестве её национального субстрата. Этот момент необходимо учитыватъ как давая общую характеристику эпохи Возрождения, так и анализируя творчество величайших представителей этой эпохи, в лучших своих образцах синтезирующее традиции народной культуры и гуманистическую идеологию.

Студент должен овладеть такими общеэстетическими понятиями, как гуманизм (как обозначение оформленного

идейного движения), «ренессансный индивидуализм» и связанная с ним двойственность идеалов Возрождения, «реабилитация плоти».Ключевыми для искусства новой эпохи стали такие понятия как «историзм» и «реализм».Определяя последние два литературоведческих термина, студент должен понимать, что в контексте курса он оперирует этими чрезвычайно широкими поня­тиями в одном из их конкретно-исторических проявлений. Поэтому речь должна идти о тенденции к историзму в смысле стремления понять о6щий дух изображаемой эпохи без попыток воссоздать «местный колорит», открытый уже позже романтиками 6. Что касается ренессансного реализ­ма, то его исходным пунктом можно считать «рассмотрение человека в пространственной и временной связи с изменяющимся миром»7.От более поздних разновидностей реализма его отличает титанизм образов, широ-

та показа жизни при концентрированном ее отображении, введение фантастических элементов и гротеска в целях широкого синтетического обобщения, огромный положительный пафос и т.д Курс литературы Средних веков и Возрождения отличается масштабностью как в плане хронологической протяжённости(около 12 веков),так и в плане колоссальной

художественной ценности ее вклада в историю мировой культуры.

6 История всемирной литературы. М.,1985.Т.3.С.14-15.

7.Там же.С.16.

Количество же часов отведённых на этот курс срвнительно

невелико. Поэтому зачастую приходиться останавливаться лишь на вершинных литературных явлениях, менее значительные имена и названия лишь упоминаются в обзорных лекциях. Углублённому ознакомлению с крупней-

шими произведениями способствует их подробный анализ на лекциях сочетающий самые разнообразные методы-историко-культурный, биографический сравнительный структурный и др. В этом же русле, но с большей долей самостоятельной работы студентов, проводится тщательный анализ ряда произведений на практических занятиях. Часть тем курса выносится на совершенно самостоятельное изучение с указанием необходимой литературы.

Прочность знаний, полученных в курсе истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения, вкупе с прочтением художественных текстов проверяются на зачёте в конце 2 семестра, а также в ряде письменных работ в ходе учебного процесса.

Богатство литературы западноевропейского Средневековья и Воз­рождения составляет неотъемлемую часть подготовки будущего учителя-филолога. Дело здесь не только в том, что в этом курсе изучается ряд произведений, включённых в школьную программу ("Гамлет" Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса). Освоение этого богатства несомненно способствует формированию гуманистического мировоззрения и профессиональных навыков будущего педагога.
  1   2   3

Похожие:

Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconПредлагаемая читателю книга "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального...
Средних веков и эпохи Возрождения, а также зарубежной литературы XVII и XVIII вв
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconЛитература по истории культуры Средних веков и Возрождения
Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной  традиции в эпоху перехода от античности к средневековью //Из истории культуры средних...
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconЗарубежная литература рубежа XIX-XX веков
Верлен П. Поэзия (переводы И. Анненского, Ф. Сологуба, В. Брюсова, Б. Лифшица, Б. Пастернака и др.)
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconЛитература. Американцы
Список литературы для 12 класса, несколько комментированный. По заказам трудящихся – зарубежная литература
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconПрограмма 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Программа / Авт сост. Я. В. Погребная. – Ставрополь: Изд-во сгу,...
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconЗарубежная литература 17 – 18 вв
Возрождения к Просвещению, и это определило особенности исторического и культурного развития в европейских странах происходит укрепление...
Программа данного курса включает два тесно связанных раздела: 1 зарубежная литература Средних веков и 2 зарубежная литература эпохи Возрождения. iconВопросы к экзамену по курсу Зарубежная литература 19 века
Причины возникновения романтизма. Его истоки. Романтизм как мироощущение и литературное направление. Структура романтического сознания....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница