Скачать 0.59 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ Раздел I ОСНОВЫ ЛАТИНСКОЙ ГРАММАТИКИ В КУРСЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА 1. Фонетика. Произношение гласных, дифтонгов, согласных и их Сочетаний. ЦЕЛЬ: Знать латинский алфавит. ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Для быстрого и правильного чтения и написания медицинских терминов необходимо знание латинского алфавита, произношения гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Для успешного овладения темой необходимо ЗНАТЬ: все буквы и звуки латинского алфавита, УМЕТЬ: а) правильно читать гласные и дифтонги, б) правильно читать согласные и буквосочетания. ^
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:
Работая над темой, последовательно отвечайте на следующие вопросы:
Для ответа на 1 вопрос: а) прочтите несколько раз латинский алфавит, чтобы запомнить его, б) напишите все буквы в) произнесите все звуки В латинском алфавите 25 букв:
Современное чтение латинских букв отличается от римских времен; оно сложилось в период раннего средневековья под влиянием новых европейских языков. Звуки латинского языка делятся на гласные и согласные. Рассмотрим чтение гласных. Гласные a, o, u произносятся как русские. Буква «е» читается звуком [э], например vertebra [вэртэбра ]- позвонок ![]() Г ![]() [й] – а) в начале слова перед гласной: iugum - ярмо б) в середине слова между гласными – maior – большой В настоящее время в этих позициях чаще пишется буква j – йот: junctura Буква «у» - [и] – встречется только в словах греческого происхождения: напр. butyrum [бутирум] – сливочное масло Латинские гласные образуют дифтонги – сочетания двух гласных, которые произносятся как один звук или слог: ae [э ] – aegrota, gangraena oe [э ] – oedema, amoeba au [ау ] - aurum eu [ эу] - pneumonia Если а+е или о + е не образуют дифтонга, то над е ставится разделительный знак (..), и тогда каждый звук читается отдельно: aer, aloe Для ответа на 2, 3 вопросы: а) прочитайте объяснение темы: б)выпишите отдельно гласные и произнесите их несколько раз, чтобы запомнить. NB! Обратите внимание на произношение гласных i, y в) выпишите все дифтонги с примерами и повторите их несколько раз, чтобы запомнить Рассмотрим чтение согласных букв. Большинство согласных произносится как в русском языке. Особенности имеют следующие буквы: l - [ль ] – читается мягко: lamina, labium ![]() ![]() [к] - в остальных случаях – caput, costa ![]() s ![]() - между двумя гласными: causa Для овладения навыками чтения необходимо усвоить чтение латинских буквосочетаний: qu – [кв ] squama [сквама ] ![]() ![]() [ти ] - после х, s – combustio [комбустио], mixtio [микстио] ![]() ![]() [нгу] – перед согласной – lingulа [лингуля] В словах греческого происхождения встречаются диграфы: ch - [х ] - charta [харта] rh - [р] – rhizoma [ризома] ph - [ф] –Ephedra [ эфедра] th - [т] - thorax [торакс] Для ответа на 4, 5, 6 вопросы: а) прочитайте объяснение темы; б) выпишите все согласные буквы, повторите их несколько раз, чтобы запомнить. NB! Обратите внимание на произношение букв c, s, l в) выпишите все буквосочетания с примерами, повторите их несколько раз, чтобы запомнить г ) выпишите все диграфы с примерами, повторите их несколько раз, чтобы запомнить. Вы закончили разбор темы. Для закрепления материала выполните следующие тренировочные задания
А. Absinthium abductor, abomasus, accessorius, acutus, , anterior, apex, articulatio, ascendens, auris, auricula, avis. B. Basilicus, Belladonna, biceps, bigeminus, Bistorta, blastus, brevis, bucca, bulla, bursa, butyrum. C. Camphora, caecum, calcaneus, canis, caninus, capsula, Calendula capitulum, Capsicum, cartilago, cauda, caudalis, cerebellum, cervix, clavicula, clavicularis, collum, columna, compositus, cranium, cutis, cystis, cytus. D. dens, densus, dentalis, derma, descendens, dexter, distalis, dorsum, duodenum, duodenalis. E. encephalon, enteron, endocardium, epidermis, epicardium, epigastrium, epitelium equines, esophagus, Eucommia, externus, extremitas, epiglottis, epistola. F. facies, facialis, fascia, femur, fibrosus, fibula, fissura, flexor, fundus, flexura, foramen, fossa, fovea. G. Ganglion, gangliosus, gaster, gelatina, genu, glandula, granulatio, granulum, gyrus. H. haema, hepar, hepaticus, hilus, hypogastrium, hypoglossus, hypophysis, Hypericus I. ileum, impressio, Inula, incisura, infusum, intestinum, intravenosus, ischium, ischiadicus, incisivus, inferior, intraoccipitalis. L. labium, labialis, labyrinthus, lac, lamina, larynx, latissimuis, Leonurus, lingua, lingualis, liquor, lobus, lympha, lymphaticus. M. mandibula, Menyanthes, mastoideus, maxilla, medulla, meninx, meningeus, mesoderma, metaphysis, metatarsus. N. nucleus, nutricius, nasus, neoplasma, nervus, nodus, nodulus, nevus , Nuphar O. occiput, oculus, omasus, omentum, opticus, osseus, ossiculum, ossificatio, osteoma, ostium, oticus, ovum, Oxycoccus P. palatum, palpebra, platisma, pancreas, papilla, papillaris, paries, parietalis, pectus, pectoralis, pediculus, posterior, processus, pronator, pterygoideus, pulmo, pulmonalis, pylorus, polynuclearis. Q. quercus, quadriceps, quartus, quintus, quadrigeminus, quadrimensis, quadratus, quadrangularis. R. radius, radialis, radicularis, radix, regio, respiratorius, reticulum, rotator, rumen, reconvalescens. S. sacrum, sacralis, scaphoideum, scapula, scapularis, septum, septulum, sphenoidalis, spongiosus, stomachus, strictura, structura, styloideus, subfebrilis, superior, supinatio, sanguis, succus, sulcus, supraarticularis, sympathicus, symphysis, sutura, synovialis. T. tegmen, truncus, tibia, tibialis, trasnversus, trapezius, trochanter, trochantericus, tuber, tuberculum, tuberosus, tunica, tumor, tarsus. U: usus, Urtica, utilitas, unguentum, umbra, urea, uterus, Uva ursi. V. vacca, vaccae, vagina, vaginalis, Veratrum, vernalis, ventralis, ventriculus, , vertebralis, vesica, vulnus, vultus, victoria. Z. zoonosis, zootoxinum, zygoma, zygomaticus, zona, zonula Для закрепления темы и самоконтроля выполните следующие упражнения.
capitulum, cera, corona, fractura, sulcus, oculus, cellula, processus, facies, cytus, species, acidum, coelia, calcaneus, cauda, caverna, cavernosus, cavum, cella, cerebrum, clavicula, columna, cor, cornu, cranium, cutis, cystis.
Ossa, ossiculum, fissura, sacrum, scapula, sacralis, scapularis, secundus, semen, septum, sinister, sinus, spongiosus, sternum, sternalis, segmentum, sulcus, sinus, synovialis, systematicus, nasus, basis, dosis, plasma, tuberculosis, neoplasma, tuberositas, platysma, organismus, incisura. 3. Прочтите и объясните произношение сочетания «ti» в следующих словах: Substantia, injectio, mixtio, ostium, solutio, intestinum, operatio, dissectio, protuberantia, eminentia, auscultatio, spatium, palpatio, adductio, rotatio, vitium. 4. Прочтите следующие слова, обратите внимание на произношение дифтонгов ае, ое, au, eu Aerva, Foeniculum, gemmae, Octoestrolum, peritonaeum, Aurum, Raunatinum, Eucommia, Eucalyptus, anaesthesia, lagoena, haema, foetus, amoeba. 5. Прочтите следующие слова, соблюдая правила чтения: Larynx, radix, sanguis, haema, hepar, hepaticus, liquor, aqua, Quercus, foetus, quantum, dexter, fracturae, alae, mucosa, zygoma, zona, zincum, influenza, rhizoma, squama, lingua, fossae, spinae, pnoe, unguis, plexus, salpinx, extremitas, protozoa, usus, extensor, dyspnoe, anaemia, pyaemia, zoonosis, physiologia, thorax, pharynx, encephalon, ischium, chronicus, pneumonia, foeniculum, phalanx, pharmacon, concha, synchondrosis, hypophysis, arthron,epiphysis, suturae, auricula, aer, aloe, rhaphe, chole, apnoe, coelia, costae, cortex, diaphysis. 6. Выполните контрольное чтение: a) Cyclopropanum, Oestronum, Orchis, Myrtillus, Thiophosphamidum, Chloracetophosum, Zea mays, Crataegus oxyacantha, Delphinium confusum, Phenatinum, Griseofulvinum, Sulfur praecipitatum, Viride nitens, solutio Ammonii caustici, Lagochilus, Phenobarbitalum, Octoestrolum, Cassia angustifolia, Strophanthus, Corglyconum, Gramicidinum, Thioproperazinum; b) Nitroglycerinum, Salazopyridazinum, Panzynorm, Carbacholinum, Haematogenum, Centaurea cyanus, Chamomilla, Coffeinum – natrii benzoas, guttae Botkini, suspensio, unguentum ophthalmicum, Thymus, Rhamnus, Euphyllinum, Ipecacuanha, Helianthus, Morphocyclinum, Laevomycetinum, Tetracyclinum, pharmacotherapia, antipyretica, remedium adstringens, laxantia, Solanum tuberosum, Lydaza, Prednisolonum, extractum Aloes. Повторите весь пройденный материал по вопросам, помещенным в начале занятия. Если вы не допустили ошибок, значит тема вами усвоена. Если ошибки допущены, проработайте последовательно еще раз материал занятия и выполните упражнения. ^ . ЦЕЛЬ: Овладеть правилами постановки ударения в латинских словах ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Будущему врачу необходимо грамотное произношение медицинских терминов, с правильным ударением. Для успешного овладения данной темой необходимо ЗНАТЬ: правила ударения в латинских словах, УМЕТЬ: грамотно применять их на практике ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1) Учебник «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии» проф. М.Н.Чернявского, М, 2002 г. ^
^ Чтобы разобраться в данной теме, повторите тему «Алфавит», обратите внимание на произношение дифтонгов, диграфов, буквосочетаний. Внима- тельно прочтите новый грамматический материал, разберитесь в нем. Правила ударения.
NB! Помните, что счет слогов в латинских словах ведется с конца слова, а деление на слоги происходит так же, как в русском языке – сколько гласных, столько слогов (только дифтонги образуют один слог) Долгота и краткость слогов. ^ от конца является долгим, а значит ударным, если: 1) в его состав входит дифтонг, например: gangraena 2) гласная в нем стоит перед двумя и более согласными, например: columna, maxilla 3) гласная стоит перед согласными «х» или «z», например: reflexus 4) в его состав входит долгий суффикс: al, ar, in, os, ur – например: fractura, lateralis, pelvinus ^ слог от конца является кратким, а значит безударным, если: 1) в состав второго слога входят краткие суффиксы: cul, ul, ol – например: foveola, tuberculum 2) гласная второго слога стоит перед гласной, например: curatio 3) гласная второго слога стоит перед буквой «h», например: extraho 4) по исключению 2 слог считается кратким перед сочетаниями br, tr, pl и т.д. – например: vertebra, quadruplex В латинском языке существуют слова, к которым нельзя применить приведенные выше правила. В этих случаях Вам поможет словарь, в котором долгота 2 слога от конца обозначена знаком “-“ , например: foramen Краткость же 2 слога от конца обозначается знаком ^, например: medicus Работая над темой, последовательно отвечайте на следующие вопросы:
Если Вы без затруднений ответили на все вопросы, приступайте к выпол –нению тренировочных заданий.
Palpebra, pylorus, cerebellum, tibia, vesica, cerebrum, lamina, abdomen, ventriculus, fissura, vesicularis, vertebra, morbus, vertebralis, medicus, venter, occiput, unguentum, emplastrum.
Abductor, gangraena, accessories, coelia, articulatio, dentalis, calcaneus, clavicularis, femur, fossa, glandula.
pe-ro-ne-us, glu-tae-us, di-ae-ta, pro-ces-sus, pro-fun-dus, li-ga-men-tum, ti-bi-a, pan-cre-as, ver-te-bra, te-ne-bras, sto-ma-chus, o-ry-za, re-flu-xus, em-plas-trum
Cervix, cervicalis, cauda, encephalon, acutus, fovea, clavicula, pectoralis, oculus, scapula, haema, maxilla, cranium, fibula, patella, tarsus, metatarsus Если Вы справились с тренировочными заданиями, то, еще раз проработав правила ударения, выполните для закрепления и самоконтроля следующие задания: 1 Определите долготу или краткость второго слога от конца слова: scapula, cranium, cerebrum, cerebellum, fovea, cauda, vertebra, stomachus, pancreas, processus, tuberculum, fractura, muscularis, myocardium, palatinus, glandula, clavicula, pelvinus, glutaeus, patella, flexura, maxilla, fibula, tibia, femoralis, facies, fibrosus, facialis, fascia, metacarpus, ileum, ischium, metatarsus. 3. Разделите следующие слова на слоги, определите долготу или краткость предпоследнего слога и поставьте ударение: Articulatio, trochlea, medius, pteygoideus, glutaeus, hypoglossus, medulla, sinister, linea, facies, mastoideus, styloideus, deltoideus, processus, appendix, externus, labyrinthus. Выполненные задания предъявите для проверки преподавателю. Если задания выполнены верно, значит тему Вы усвоили. Если есть ошибки, проработайте еще раз правила, и снова разберите упражнения. ^ . Структура фармацевтического термина. а) Имя существительное. Обзор. б) Двухсловные термины с несогласованным определением. ЦЕЛЬ. Овладеть приемами перевода на русский язык и построения на латинском языке терминов с несогласованным определением. ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Одной из составных частей медицинской терминологии является химико-фармацевтическая номенклатура, где имя существительное – основополагающая тема ддля изучения. Для успешного достижения цели занятия необходимо ЗНАТЬ: грамматические категории имени существительного в латинском языке, признаки пяти склонений, словарную форму, окончания имени-тельного и родительного падежей единственного и множественного числа, схему построения термина с несогласованным определением; УМЕТЬ: ориентироваться в структуре анатомического термина; определять склонение имен существительных, их основу, род, падеж, число; склонять существительные в двух числах и падежах, строить двухсловные термины с несогласованным определением. ^
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:
таблицу.
Работая над новой грамматической темой, отвечайте на следующие вопросы, составляя конспект темы:
Для освоения данной грамматической темы внимательно прочтите теоре- тический материал и разберитесь в нем. Запишите и запомните латинские названия основных грамматических категорий имени существительного Род: masculinum - мужской род femininum - женский род neutrum - средний род Число: singularis - единственное рluralis - множественное Падеж: Nominativus - кто? Что? - именительный Genetivus - кого? Чего? - родительный Dativus - кому? Чему? - дательный Accusativus - кого? что? - винительный Ablativus - кем? Чем? - творительный и в ком? Чем? предложный Склонение: I- V Запишите и запомните следующие основные положения:
-ae -i -is -us -ei I II III IV V
Например: Nom.Sg. –a - это женский род 1 скл.
-um – это средний род 2 склонения, и т.д.
которая включает слово в именительном падеже единственного числа, окончание родительного падежа единственного числа и обозначение рода:
Например: ampulla, ae, f – ампула bacillus, i, m - палочка oleum, i, n - масло
склонять его (к основе добавляется падежное окончание). Основа существительного определяется путем отбрасывания оконча-ния от родительного падежа:
Например: costa, costae - основа cost- medicamentum, medicamenti- основа medicament- solutio, solutionis – основа solution-
NB! Заучите таблицу наизусть! 6. Существительные в фармацевтической терминологии образуют одно-, двух-, трехсловные термины и т.д. Например: officina, ae, f - аптека В двухсловном термине существительное может являться определяемым словом , а также несогласованным определением. ^ – это существительное, которое отвечает на вопрос кто?что? и ставится в термине на первое место в именительном падеже. Несогласованное определение – это существительное, которое отве- чает на вопрос кого?чего? , ставится после определяемого слова всегда в родительном падеже и не изменяется. Например: настойка пустырника – слово «настойка» отвечает на вопрос что?, следовательно это определяемое слово, слово «пустыр- ника» отвечает на вопрос чего? – следовательно это несогласованное определение, оно стоит в родительном падеже. Что происходит при склонении термина? И.п. (Nom.Sg.) настойка пустырника Р.п. (Gen.Sg.) настойки пустырника Д.п. (Dat.Sg.) настойке пустырника В.п. (Acc.Sg.) настойку пустырника Тв.п. (Abl.Sg.) настойкой пустырника и т.д., то есть склоняется только определяемое слово, а несогласованное определение остается в родительном падеже и не изменяется. ^ ДВУХСЛОВНОГО ТЕРМИНА С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ 1. Определить структуру термина по вопросам (кто,что? – определя-емое слово, кого,чего? – несогласованное определение) 2. Выписать словарную форму каждого слова и определить склонение. 3. Записать определяемое слово на 1 месте в Nom. 4. В словарной форме несогласованного определения найти окончание Gen.Sg. и записать несогласованное определение на второе место в родительном падеже (Gen.) 5. Просклонять термин, т.е. поставить его в Gen. Sg., затем Nom.Pl. и Gen. Pl. NB! Несогласованное определение всегда стоит в Gen. и не изменяется! |
![]() | Учебник «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии» Учебник «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии» проф. М. Н. Чернявского, М, 2002 | ![]() | Экзаменационные вопросы по фармацевтической технологии раздел «Технология... Определение фармацевтической технологии (ФТ) как научной и учебной дисциплины. Связь фт с базисными дисциплинами. Место фт в системе... |
![]() | Название буквы Прежде всего следует сказать, что не все люди думают одинаковым образом. Русский язык своим способом выражения мыслей очень похож... | ![]() | Методические указания и тестовые задания к специализированному курсу по фармацевтической химии “ Тесты составлены доцентами кафедры фармацевтической химии Л. И. Котловой, Т. А. Смолянюк, канд фарм наук В. И. Семериковой, ассистентом... |
![]() | Литература: Основы рекламы : Учебник / Ю. С. Бернадская, С. С. Марочкина, Л. Ф. Смотрова Основы рекламы : Учебник / Ю. С. Бернадская, С. С. Марочкина, Л. Ф. Смотрова. Под ред. Л. М. Дмитриевой. – М.: Наука, 2005. – 281... | ![]() | Языками-посредниками явились, например, латинский через латынь в... Примеры: regime (Fr); ballet (Fr); bouquet (Fr); Cb tf • 'fcet ц cm %; m 1 L^K) et |
![]() | Центральный район Кружки «Лингвист», «Изучаем китайский», «Юный филолог», латинский язык, минитуббанк, «Цифры и математика», «Общество и мы», «Занимательный... | ![]() | График проведения выборов в Студенческий совет Исторического факультета Общекурсовые выборы Профиль Отечественная история, 14. 03 в 13. 10 около ауд. 107 после пар «Латинский язык», и «История Древней Греции и Рима» |
![]() | Юридическая педагогика Учебник Издательство норма Заслуженный работник высшей школы рф, член Российской академии юридических наук. Автор более 150 научно-методических работ, в том... | ![]() | Литература а Основная Социология. Основы общей теории: учебник для вузов Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ под ред. Г. В. Осипова. М., 2003, гл. 9,14 |