Скачать 1.63 Mb.
|
Юрий Вашкулат Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?" Вторая с половиной редакция Предварительное слово В школьные годы у меня было несколько книг по математике, в которых мне очень нравились две фразы: "авторы считают необходимым отметить следующее" и "читателю предлагается убедиться самому"; вторая фраза обычно использовалась в случаях, когда для уменьшения объема книги было пропущено одна-две страницы промежуточных лемм и доказательств. Автор этого методического (в кавычках) пособия (полностью оно, кстати, должно было называться "Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?", но не смог найти живого тренера, не захотел найти живого тренера, к кому тренер даже подойти боится, даже за доплату, к кому тренер приходит уже пьяный вдрызг, поэтому с тренировкой у него не очень получается, а так же для девочек до 18, с которыми тренеры ни-ни, мало ли что") считает необходимым отметить следующее: 1. Автор осознает, что "пособие" с одной стороны фрагментарно, с другой – давно не обновлялось и в некоторой степени утратило актуальность. Так получилось потому, что по первоначальной задумке оно должно было иметь гораздо более широкий охват, не ограничивающийся только "вопросным вопросом", и писать его должны были, помимо меня, еще несколько человек. С тем, что они утратили энтузиазм, связан первый недостаток, с тем, что через некоторое время энтузиазм утратил и я сам – второй. 2. Автор полностью сознает субъективность своего взгляда на проблему, спорное использование терминов и, возможно, не самую удачную подборку вопросов. В основном использовались вопросы либо свои, либо с редактированных турниров (просто потому, что относительно них я более уверен в том, как на них предполагалось отвечать), но, пользуясь случаем, благодарю авторов всех использованных в качестве иллюстраций вопросов (ну или извините меня, если что не так). Некоторые идеи в части классификации и приемов уже высказывались ранее и цитируются без кавычек – просто потому, что я не уверен, что могу правильно определить приоритет. Также хочу сказать спасибо Ольге Дубинской, которая не только сделала ряд ценных замечаний, но еще и изгнала из текста огромное количество ошибок и опечаток. 3. Автор подчеркивает, что ответ на вопрос – это творческий акт (предмет темный и обследованию не подлежит), который не сводится к простому перебору, какой из имеющихся "ключиков" подойдет к "замочку". В ЧГК такое не пройдет хотя бы потому, что систематический перебор методов истратит на себя ту минуту, которая отводится для ответа, без какой-либо гарантии получения этого ответа. Пособие построено следующим образом. Каждая глава посвящена какому-то ходу (приему) или методу, помогающему ответить на вопросы определенной категории. Глава содержит некоторые размышления о том или ином приеме и соответствующей категории, перечень кратких признаков, что вы имеете дело с вопросом из именно этой категории, описание недостатков и возможностей приема, ряд вопросов, иллюстрирующих применение. Между текстом вопроса и ответом идет подсказка, помогающая (по идее) начинающим командам как бы "смоделировать" минуту обсуждения (иногда это довольно длинный ряд рассуждений или схема "раскрутки", иногда – нет). Я надеюсь, что знакомство с тем или иным "методом" или "приемом" в сумме с некоторым игровым опытом поможет тому, что "боевой обстановке" в нужный момент нужный ключик нашелся сам. Насколько это справедливо, читателю предлагается убедиться самому. ^
Оглавление Часть 1. Стандартные ходы и приемы
Часть 2. Некоторые методы
Часть 3. Специфические вопросы
Часть 1. Стандартные ходы и приемы Данный раздел содержит ходы и приемы, которые каждый из нас в той или иной степени применяет (зачастую, сам не отдавая себе в этом отчет) при ответе на вопросы "Что? Где? Когда?".
Как ясно из названия, суть этой очевидной идеи состоит в том, что вопрос разбивается на несколько частей, справиться с которыми (последовательно или параллельно) относительно несложно. Вопрос (Олимпийский Кубок ЛУК, Тернополь 2006): Немецкие асы, летавшие на "Юнкерс-87", часто практически не пользовались показаниями несовершенных приборов, полагаясь на свои чувства. В ходе войны один из таких асов получил задание нанести удар по британской железной дороге. Хотя он и не встретил сопротивления, но едва не погиб и лишь чудом успел выйти из пике. А все потому, что его не предупредили, что железная дорога... Закончите фразу одним словом. ![]() Ответ: Узкоколейная. Автор: Алексей Диевский ![]() В поэме Роберта Браунинга хромой мальчик-калека жалуется на одиночество и отсутствие друзей. А также рассказывает о чудесной стране, про которую услышал и в которой ему никогда не суждено побывать. В каком городе жил этот мальчик? ![]() Давайте разобьем вопрос на несколько частей и подумаем над ними.
Можете ли вы ответить на эти вопросы? Вряд ли. А если все совсем наоборот – так:
Получается совсем просто: все дети услышали что-то и ушли куда-то. Несложно догадаться, что дело было в… Ответ: Гаммельн. Комментарий: Все, что напела о чудесной стране дудочка крысолова, он услышал, но за остальными детьми не успел. Автор: Константин Науменко (Киев)
Рассмотрим следующий пример (который, вообще, сложно назвать примером хорошего вопроса, но иллюстрирует описываемый ход) Согласно данным опроса, проведенного в Германии, каждый пятый немец не знает, где в его городе находится это учреждение, а треть из тех, кто знает, никогда в нем не были. Кстати, для проведения подобного опроса в России прекрасно подошла бы фраза из известного фильма. Воспроизведите эту фразу! Укоротим вопрос, выкинув из него все то что, по-видимому, напрямую не помогает на него ответить. Это учреждение есть в городах. Довольно много немцев не знает, где оно находится, из остальных часть в нем не была. В России для опроса, где это, подходит фраза из известного фильма. Назвать фразу. В вопросе все еще много слов, не несущих полезной информации. Вычеркиваем лишнее еще раз, и вопрос сводится к: Найти фразу из фильма в виде вопроса "Где находится какое-то учреждение?" или "Как попасть в какое-то учреждение?" Ну, теперь наверняка догадались даже самые недогадливые:0) Ответ: "Как пройти в библиотеку?". При редукции из вопроса вычеркиваются всё, что существенно не помогает на него ответить. Выкидывая цветистые обороты и дополнительную информацию, оставляем только квинтэссенцию вопроса - как правило, вопросную форму (что надо назвать) + некоторое ограничение (по сути, факт вопроса). Обычно вопрос при этом сводится к совершенно банальному или к разрешаемому полным перебором (см.). Предпосылки:
Например, стоит оперативно прикинуть:
Недостатки метода:
Итого, проводить ли редукцию, и в какой момент остановиться - вопрос в основном опыта капитана команды. Общее правило таково – чем больше в вопросе слов, тем меньше вероятность, что выкинутое окажется критичным. Примеры. Вопрос (Первая лига ЛУК, Предварительный этап, Харьков, 2003): Прослушайте фрагмент интервью с наверняка известным вам человеком: "Почему (пропущено первое слово)? Животное для России какое-то странное. Ну, значит, и имя у него будет не самое распространенное - (пропущено второе слово), а не, скажем, Василий или Анатолий". Восстановите оба пропущенных слова. ![]() Ответ: "...крокодил...", "...Геннадий..." Комментарий: упомянутый человек - Э. Успенский Автор: Юрий Вашкулат (Киев) Вопрос (Чемпионат России среди школьников, 2004): В детстве этому человеку подарили свинцовую фигурку трицератопса. "Меня поразило то, каким он был, и что таких животных больше нет, мы никогда не сможем их увидеть" - вспоминает он. Назовите этого человека. ![]() Ответ: Стивен Спилберг. Комментарий: режиссер фильма "Парк Юрского периода" Автор: Юрий Вашкулат (Киев) Вопрос (Гала-турнир летних лагерей в Саранске (Россия) и Хоббахе (Германия), 2005): Йохан Хёйзинга утверждает, что эта сфера деятельности появилась первоначально в Генуе и Антверпене в форме битья об заклад относительно жизни и смерти, сухопутных и морских путешествий, рождения на свет мальчика или девочки, завоевания земель и городов. Именем одного из тружеников в этой сфере в Москве назван небольшой музей, экспонаты для которого предоставлены в основном милицейскими архивами. Кто этот труженик? ![]() Ответ: Юрий Деточкин. Автор: Дмитрий Соловьев (Саранск) Вопрос (10-й чемпионат США, Лос-Анджелес, 2005): В Америке провели обследование людей, периодически привлекаемых для выполнения определенных обязанностей. Выяснилось, что средний вес такого человека - 102 кг, средний возраст - 57 лет, примерно две трети из них имеют высшее или незаконченное высшее образование, средний стаж привлечения к этой работе - 8,5 лет, и, что самое интересное, 95% их - обладатели натуральной... Чего? ![]() Ответ: Бороды Комментарий: Это исполнители роли Санта-Клауса. Автор: Анатолий Белкин (Москва) Вопрос (II Олимпийский Кубок ЛУК, Харьков, 2004): Про персонажей японских мультфильмов Sailor Moon известно очень многое. На сайте smproject.h1.ru имеются досье на них. В досье указаны имя, возраст, день рождения, знак зодиака, рост и несколько других характеристик. Одна из этих характеристик персонажа Ами Мицуно обозначается буквой "A". Где располагалась эта характеристика у героя известной песни? ![]() Ответ: На рукаве. Комментарий: Группа крови. Автор: Мишель Матвеев (Санкт-Петербург)
|
![]() | Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?" Автор этого методического (в кавычках) пособия считает необходимым отметить следующее | ![]() | Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?" С тем, что они утратили энтузиазм, связан первый недостаток, с тем, что через некоторое время энтузиазм утратил и я сам – второй |
![]() | «sales battle: new level» только для опытных продажников! Главное: Для кого Этот проект для тех – кому уже не нужны базовые знания о продажах, для тех, кто хочет профессионально расти и не останавливаться... | ![]() | Программа успешных продаж, эффективных деловых переговоров и организации... Для тех, кто хочет вчетверо увеличить свои доходы за половину времени и повторить это снова! |
![]() | Программа фестиваля Нипата 2011 Пробуждение внутренней Силы. Ресурсы для достижения сложных целей. Для тех, кто хочет быть впереди! | ![]() | Методическое пособие для изучения раздела «структура экологического менеджмента на предприятии» Методическое пособие предназначено для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 511100 «Экология и природопользование», а... |
![]() | 5. Рассказывает, как обратить критику в свою пользу Почему? Потому что я избавился от застенчивости, неуверенности в себе, научился общению с людьми. Я понял и то, что на роль руководителя... | ![]() | Гришковец Реки «Реки» Гришковец, «Реки» – произведение пронзительное и очень теплое. Для тех, кто находит причины жить там, где родился и для тех, кто... |
![]() | Дмитрий Потапов Техника продаж Менеджмент на ладони Книга предназначена для тех, кто хочет быстро, не отрываясь от работы, научиться продавать | ![]() | Майк Иванов Михаловиц Стартап без бюджета Эта книга для тех, у кого нет за плечами ангела с серьезной финансовой поддержкой. Она для тех, кто начинает свое дело с крайне ограниченными... |