Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века


Скачать 275.72 Kb.
НазваниеДадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века
страница1/3
Дата публикации16.05.2013
Размер275.72 Kb.
ТипКурсовая
userdocs.ru > Литература > Курсовая
  1   2   3
Министерство образования и науки Украины

Винницкий государственный педагогический университет

им. М.М. Коцюбинского

Институт иностранных языков

Кафедра зарубежной литературе


Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века

Курсовая работа

студента 3 курса

Института иностранных языков

специальности «Педагогика и

методика среднего образования.

Русский язык и литература»

Мельника Евгения Валентиновича

Научный руководитель: ст. преподаватель Поздняков Н.Н.

Дата защиты: __________

Оценка:__________

Винница -2008

План


  1. Вступление




  1. Основная часть



2.1.Истоки и задачи движения дадаизма

2.2.Первая мировая война и её влияние на дадаистов.

^ 2.3. Париж как центр движения дадаизма: Тцара, Бретон, Супо, Арагон, и другие. Манифесты Дада

2.4. «Магнитные поля». А. Бретон и Ф. Супо

2.5.История развития движения дадаизма в Европе

2.6. Принципы дадаизма в творческой практике художников и поэтов 20 века

3. Заключение

Библиография


Введение

Дада – лампочка, дада – убийца, дада – шалун, дада – Пикабиа летящий под зонтиком, дада – бессмертный и мёртвый, дада – бесконечный, и дада – идиот…. Что за странные игры могли, происходить за пеленой этих слов? Движение, которое очень долгое время не упоминалось, было забыто, но присутствовало, чуть ли не в каждом из возникавших, как грибы после дождя течений 20 века. Краткосрочный, но такой реактивный; сплошной ребёнок и бесконечный старец…. Вспыхнувший, как перегоревшая лампочка лишь на мгновение, но бросивший тень, которая достала и наше время. Движение возникшее (как об этом пишут краткие сводки в энциклопедических и литературных словарях) в 1916 году и прекратившее своё существование в 1923, т.е. всего семь лет. Мы не даром «в скобках» отметили «как пишут в…», т.к. это очень хорошо отражает поверхностность и неосведомлённость об этом движении, которая остаётся вплоть до нашего времени, и в меру своих сил и возможностей попытаемся расширить представления, рамки, границы и прочее насчёт того, что происходило в «буйные, помешанные» двадцатые начала прошлого века. По известным причинам (речь идёт, конечно же, о семидесятилетнем «воздержании») информация о дадаизме в русских переводах ещё более скудна, чем на Западе. Да и на Западе настоящие исследования начались только в середине шестидесятых. Таков, например, был Dada Research Center, основанный Стивеном Фостером, и входящий в число крупнейших американских исследовательских учреждений. В Румынии, в лицее Моинешти учёный Сэмюэл Розенсток (полный тёзка поэта Дада) организовал фонд Тристана Тцара. Коллоквиумы, посвящённые Дада, происходят по всему Миру и на всех языках: как на французском в ходе околопарижских встреч в Серизи-ля-Саль, так и на англо-китайском в Тайпейском музее современного искусства (Тайвань). Переизданы почти все журналы и основополагающие тексты Дада. Ни один музей, ни одна крупная международная художественная галерея не позволила бы себе не иметь в коллекции своего Дюшана, Пикабиа, или своего Курта Швиттерса.

Оживление всемирного интереса ко многим дадаистским концепциям неудивительно. Авторы «нового романа»: Алан Роб-Грийе, Натали Саррот, Клод Мориак, Симона де Бовуар (сподвижница Ж-П Сартра, который хоть и не относился к «новым романистом», однако в автобиографическим романом «Слова» «присоединяется»); театр абсурда Беккета, Адамова, Ионеско, минуя сюрреализм, восходят к скетчам Тцара, Бретона, Витрака.

Цель и задачи

В ходе данного исследования мы попытаемся прояснить ситуацию с временными рамками движения дадаизима; показать географические направления, в которых он развивался; исследовать истинные истоки происхождения данного движения; представить эстетику и философские доктрины, положенные в основу дадаистских текстов, манифестаций и т.д.; проследить связь этого литературного движения с социальными и политическими настроениями 10-20гг. 20 века; показать влияние на литературу в частности и культуру в целом 20 и 21 века; выявить аспекты выходящие за рамки литературы, в которых проявлялось движение дадаистов;
^ 1.Основная часть

2.1.Истоки и задачи движения дадаизма

«Дадаизм (франц. Dadaisme, от dada – конёк, деревянная лошадка, детский лепет) модернистское худ.-лит. движение в 1916 – 1922 годах»…. (Советский Энциклопедический словарь); ДАДАИЗМ (франц. dadaisme, от dada — деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модернистское литературно-художественное течение, существовавшее в 1916 - 22 годах (Гипертекстовый он-лайн Словарь литературоведческих терминов); ДАДАИЗМ – букв. «деревянная лошадка», в переносном смысле – бессвязный детский лепет. Модернистское течение в искусстве и литературе, возникшее на Западе в 1916–1924 гг., (Владимир Шилин. СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ);

Как видно из вышеприведённых выдержек из различных словарей начало это – 1916; конец – 1922/24. Мы не будем цитировать также повторяющееся из словаря в словарь « движение, начавшееся в Швейцарии и пережившего свой расцвет во Франции». Воздержимся и от тривиальных перечислений «отцов-основателей»: Тцара (самый, по мнению словарей «основательный основательщик»), затем Бретон, Элюар, Арагон (это когда речь уже ведётся о «расцвете во Франции»).

Начнём с временных рамок. 1916 год, который упоминается в большинстве источников можно считать точкой отсчёта, но с определёнными оговорками. Как и «признанные», широкомасштабные течения, в Дадаизме также существуют свои предшественники, оговорки, отступления. Февраль 1916 года – это время, когда в цюрихском кабаре «Вольтер» собрались Хуго Балль, Тристан Тцара, Рихард Гюльзинбек, Марсель Янко и Ганс Арп, для того что бы дать название своему литературному движению. Способ поиска названия был простым до смешного – что-то вроде «гадания по книге». Кем-то из участников было предложено загадать страницу, строчку и т.п. Открыли на слове «дада».

Дадаизм, как и любое другое движение, (мы об этом уже упоминали), имеет своих предшественников. Если зайти издалека, то можно вспомнить некую акцию студентов одного из итальянских университетов, которые исковеркали произведения неугодно им профессора сугубо дадаистким способом, а именно: дефрагментацией и всяким графическим извращением его трудов, которые потом опубликовали. Было это в 17 веке. Тексты более поздние и близкие именно к дадаизму создавали следующие авторы: Лотреамон, Жак Ваше, Жак Риго, Томас Баадер, Поль Гийом, Пьер Альбер-Биро, Поль Дерме, Жан Кокто, Район Радиге. Мы не будем вдаваться в частности и анализировать каждого из «предтеч» (хотя бы по той простой причине, что информация об их предшествовании взята сугубо из научных исследований, а текстов на русском или нет, или их очень трудно найти). Можно сказать лишь то, что, к примеру, Изидор Дюкасс создавая свои знаменитые «Песни» использовал технику коллажа, но немного отличную от дадаистской. Его произведение подчинено чёткой логике, все совмещения несовместимого «перепончато-крылые тараканы» и др. умело и сознательно «сделано» из произведений таких авторов как Рабле, Эжен Сю и многие-многие другие, которых он читал денно и нощно, пребывая заточенным в христианской школе. Жак Ваше, как известно, дожил до самого дадаизма. Он сразу же очаровал одного из начальников уже французского Дада и был причислен к иконам этого движения. Ваше всю свою «опиумную жизнь» отрицал причастность к каким-либо течениям и направлениям. Однако исследователи отмечают, что в тех немногочисленных созданных им произведениях на самом деле было много от дада, хотя написано до его возникновения. Одной из главных общих черт текстов раннего (и позднего тоже, но мы о предтечах) Ваше и дадаистов была «галлюциногенная, туманная образность» вызванная, скорее всего, по мнению исследователей, употреблением опиума во время написания.

Не менее интересным фактом будет то, что совершенно отдельно и независимо от Цюриха ещё в 10-14 годы в США возникло литературно-художественное течение, которое исповедовало принципы дадаизма. Оно пока не имело названия и было лишь «одним из». Однако к 1914 году набрало определённую силу и авторитет в США, и не растворилось, как большинство всего того, что тогда возникало и тут же растворялось. Главой «всего этого безумия» был художник и (чуть меньше) поэт Фрэнсис Пикабиа, который в последствие станет «серым кардиналом Дада», одним из главных его не только творческих и идеологических, но и финансовых источников. Естественно, незаменимым спутником и сподвижником был Марсель Дюшан, также как и Пикабиа французский художник и (чуть меньше) поэт. Хотелось бы сделать небольшое отступление и обратить внимание на тот факт, что хотя официально «родителями» дада были: румын еврейского происхождения и два немца, а действие происходило в Швейцарии; что хотя неофициальный исток был в США, всё равно, фактически французы никуда не делись от «очередного превосходного извращения», подтвердив резюме Франции, как колыбели всего «противоестественного и ненормального».

Благодатную почву для возникновения Дада в Нью-Йорке готовили художники-авангардисты из круга фотографа Альфреда Стиглица. Точкой «кипения» можно назвать выставку 1913 года известную под названием «Armory Show».

Итак, два истока Дада мы уже выявили. Ими были – Цюрих и Нью-Йорк. Учёные отмечают, также, наличие третьего, правда, не столько истока, сколько очага дадаизма. Речь идёт о Германии. Немецкий дадаизм был рождён цюрихским движением в 1917 году и наиболее проявил себя в трёх крупных городах: Берлине, Кёльне и Ганновере. После разрыва Тцара с Баллем и Гюльзинбеком, последние отправились на родину. Однако отправились они порознь. Надо сказать, что видение дадаизма изначально было совершенно различным, как у Тцара так и у Балля, так и у Рихарда Гюльзинбека. Балль выдвигал концепцию – «конструктивного анархизма», был ревностным католиком и в то же время поклонником Бакунина; мистификатором и безумцем (хотя этот эпитет был, применим, наверное, ко всем кто был причастен к Дада).

Тцара ему противопоставлял идею методического разрушение всего вокруг, и в первую очередь себя. Гюльзинбек же вообще никогда в числе лидеров не рассматривался, поэтому и подался в Берлин где познакомившись с Раулем Хаусманом воссоздал атмосферу «цюрихских сношений». Стоит, отметить, что активность дадаизма в Германии обозначилась, далеко не сразу по приезде Гюльзинбека, а только по прошествии года, когда к нему и Хаусманну примкнул Франц Юнг.

Весьма забавная и интересна задача, выявлять задачи Дада. Стоит только обратить внимание на идею «конструктивного анархизма» Балля. Сама по себе формулировка «Конструктивный анархизм» – в высшей степени абсурдная. Общеизвестно, что «анархизм» движение по сути, своей деструктивное и разлагающие какие бы то ни было каноны социальные, идеологические, культурные. Другими словами предложенная Баллем идея звучит как: «созидание разрушения». Уже только это, на наш взгляд, свидетельствует о многом. По существу, начиная, с 1916 года он один закладывал идеологические основы дадаизма. В работах Балля, например, развиваются некоторые фундаментальные концепции: понятие дадаистского примитивизма и, как необходимое следствие, - поиски творческой непосредственности, стихийности, противодействия любым формам рутины в искусстве; осознание художником своей тесной зависимости от презираемого им внешнего мира; и особенно начало демарша Дада против языка. «Язык – орган социальный и может быть уничтожен безболезненно для творческого процесса. Кажется, этого и следует добиваться».

Приведём ещё несколько постулатов разработанных Баллем:

  1. Язык – не единственное средство выражения. Он не в силах передать глубинный опыт.

  2. Разрушение речевого органа может стать средством самодисциплины. Когда прерваны контакты, нарушено общение, углубляешься в одиночество, отрешаешься от всего, погружаешься в себя.

  3. Выплюнуть слова: язык пуст, уродлив, скучен. Симулировать угрюмую простоту или сумасшествие. Оставаться в покое. Оставаться [13;с26] обращенным внутрь себя. Постигать непостижимое, недоступное.

По сути дела это первые и чуть ли не последние конкретно сформулированные задачи дадаизма. Единственную «библию Дада» составит и выпустит в свет Пикабиа. Произойдёт это в 1920 году. Труд под названием «Иисус Христос авантюрист» будет единственным официальным сборником: идей, концепций, целей дадаизма, или, другими словами – философской доктриной Дада.
^ 2.2.Первая мировая война и её влияние на дадаистов.
Каким образом могло такое вечно нейтральное государство, как Швейцария, и такой тишайший городок, как Цюрих породить столь взрывоопасное движение? Ответ очень прост и лежит на поверхности. В Швейцарию бежала от войны интеллигенция со всего мира. Симультисты, анархисты, христиане, имажинисты, унанимисты, футуристы и прочие. Это можно назвать первым фактором, который не подлежит сомнению. Второй же – это участие большинства самих будущих дадаистов в этой войне. Достаточно вспомнить такие имена: Бретон, Элюар, Супо, Арагон, Френкель, Хильсум и другие. Хватит одного взгляда на произведения дадаистов, а в последствие и сюрреалистов, что бы стало ясно, что сознание людей, которые шли на войну в возрасте 18-20 лет, изменяли не только опиум или морфий, и причиной дефрагментации языка, текстов, картин, скульптуры, реальности стал не только кризис языка. Что другое лучше, чем мина или снаряд сможет водрузить, скажем, руки на голову, а сердце между пальцев ног?...

Безусловно, европейская культура к тому времени иссякла, реализм исписался, требовалось что-то новое. Однако не является ли война результатом такого кризиса человечества. Что остаётся делать человеку, когда нет места духовному, бесполезному (как кое-кто считает), тому чего нельзя схватить за шиворот и выбросить в канаву? А может эти два аспекта (кризис культуры вследствие войны и война, как надобность для обновления культур) взаимопроникаемы?

Уже упоминавшиеся Бретон, Супо, Элюар, Арагон составляли ядро парижского дадаизма. Каждый из них побывал на фронте. Хотя Дада во Франции (а значит и в умах вышеозначенных особ) взялся из Швейцарии и как движение начался только после приезда Тцара, можно было бы условно выделить два лагеря: те на кого война повлияла непосредственно и те, кого она вынужденно столкнула в Цюрихе. Для того, что бы частично показать настроения, которые пребывали на тот момент в обществе процитируем Ромена Роллана, никем не услышанного и гонимого: «Не только национальные распри слепо бросают миллионы людей друг на друга, словно в гигантском муравейнике; рассудок, вера, поэзия, наука, все силы разума завербованы, и следуют в каждом государстве за армией. Среди элиты любой страны не найдётся, никого кто бы проповедовал и не был бы убеждён в том, что дело его народа – Божье дело, дело прогресса, свободы».[13;с124]

Безусловно, именно утрата вечных человеческих ценностей, неспособность интеллигенции в нужный момент сделать решающий шаг побудили завтрашних дадаистов уйти на дно подсознания, в глубь себя и отринуть мышление и мировосприятие, как систему вообще.

К примеру, Бретон – был студентом медиком, и служил военным врачом. Естественно мимо него не прошли все те ужасы, которые несёт с собой война. В юности Бретон следил за модернистскими течениями и восхищался Аполлинером, но в глубине души оставался верен Валерии и Малларме. Приведём одно из его довоенных стихотворений
^ Въявь нимфа предо мной (изваяна ль она

Вершиною души – лучом воображенья),

Девическая стать её телосложенья

Сатировым венком вполне искажена.
Гондола в золоте кошмарнейшего сна –

Откуда вера в жизнь? Кто дал тебе надежды?

Возносишься и свет смыкает плотно вежды,

^ Но ты на дне глазном уж запечатлена…

Нет, не для нас Эдем, там не нужны невежды,

Призывный взмах руки напрасен, ни к чему

В экстазе белизна рвёт на себе одежды:
Рассвета чувственность теснит ночную тьму,

Стыдливость статуи в лучах богослуженья,

^ И целомудрие не повредит ему. [16;с97]
Ниже приведём текст из пост военного периода, выдержку из знаменитых «Магнитных полей», изречения рака отшельника:
  1   2   3

Похожие:

Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века iconПетраркой оказал огромное влияние на развитие всей европейской культуры
Джованни Боккаччо (1313—1375) — итальянский писатель, гуманист эпохи Раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами — великим...
Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века iconПлан. Особенности развития культуры ХХ века. Основные направления...
Открытие феномена бессознательного, обоснование его как активной силы, стимулирующей творчество, также повлияло на художественную...
Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века iconРедактирование переводной литературы
«неполноценности» культуры восточных славян. Все европейские средневековые государства «учились» у стран-наследниц многовековой античной...
Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века iconРабочая программа «История русской литературы 19 века, ч. 2»
В процессе изучения «Истории русской литературы 19 века, ч. 2», включающей период 40-60-х годов 19 века, выдвигаются следующие цели...
Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века iconВопросы к экзамену Проблема периодизации культуры
Авангард (фовизм, дадаизм, футуризм, кубизм) в художественной культуре модернизма
Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века iconФакторы, повлиявшие на развитие литературного процесса периода средневековья
Средневековье – период, отрезок культуры, который начинается после времени античности и до Новой культуры и литературы. В европе...
Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века iconОсновные события культуры в Санкт-Петербурге
«Влияние культуры на развитие туризма» с участием министра туризма Израиля Стаса Мисежникова, вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия...
Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века icon«Селин Л. Ф. Смерть в кредит»: Ретро;; 2003 isbn 5 94855 011 7, 5 94855 015 Х
Селини — одно из классических произведений французской литературы XX века. Написанный в 1936 году, он широко представил колоритную...
Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века iconВопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века (3 треть)
Периодизация истории русской литературы последней трети XIX века. Ее обоснование
Дадаизм и его влияние на развитие культуры и литературы 20 века iconРеферат бухгалтерский учет в средние века. Развитие стоимостной парадигмы
Возникновение бухгалтерской профессии и специальной литературы вот главные аспекты в учете того далекого времени
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница