Это разновидности произведений


Скачать 190.83 Kb.
НазваниеЭто разновидности произведений
Дата публикации12.03.2013
Размер190.83 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы

Лирические Жанры- Это разновидности произведений лирического рода, то есть такие, где господствует медитация (авторская или персонажа), где, как правило отсутствуют сюжеты и объективно охарактеризованные действующие лица. Жанры лирики возникли в античные времена. Вот некоторые примеры жанровых лирических произведений: гимн (хвалебная песнь), ода (прославление лица или события), эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная), эпиталама (стихи на бракосочетание), эпиграмма (сатира на человека), дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма). Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен «Листья травы», Блок «Соловьиный сад»). Они сменили короткую лирическую песню – элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады («Людмила» и «Светлана» В.Жуковского, «Рыцарь на час» Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

^ Эпические жанры - жанры (см.), образующие особый род лит-ры - эпос (см.) или эпическую поэзию. Основными признаками их служат повествование о внешних по отношению к автору явлениях жизни и сюжетность. Литературные роды в чистом виде не существуют, и поэтому Э. ж. рядом своих особенностей перекрещиваются с другими жанрами, напр. с драматическими (их сближает сюжетность). Э. ж. в разные исторические эпохи возникали различными путями. В глубокой древности они или выделялись из синкретического иск-ва (соединявшего в себе особенности разных видов иск-ва и разных родов лит-ры, еще не дифференцировавшихся между собой), или формировались на почве бытовых рассказов о примечательных явлениях жизни, постепенно развивая художественную специфику.

^ Литературные жанры — группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).если на фольклорной стадии жанр определялся из внелитературной (культовой) ситуации, то в литературе жанр получает характеристику своей сущности из собственных литературных норм.

По форме

видения

новелла

ода

опус

очерк

повесть

пьеса

рассказ

роман

скетч

эпопея

эпос

эссе

По содержанию

комедия

фарс

водевиль

интермедия

скетч

пародия

комедия положений

комедия характеров

трагедия

драма

По родам

эпические

басня

былина

баллада

миф

новелла

повесть

рассказ

роман

роман-эпопея

сказка

фэнтэзи

эпопея

лирические

ода

послание

стансы

элегия

эпиграмма

лиро-эпические

баллада

поэма

драматические

драма

комедия

трагедия



2

Постмодернизм. после модернизма). Модернизм (иначе авангардизм) – общее понятие, охватывающее течения искусства и литературы первых десятилетий 20 в., резко порывающие с классическими традициями художественного творчества. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.

Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности. Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя.Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX вв.В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Сентиментали́зм (от франц. sentiment – чувство), течение в европейском и американском искусстве и литературе второй пол. 18 – нач. 19 вв. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Романтизм - широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII - начале XX в., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще.
Отвергая всеобщее торгашество, знаменующее капиталистический "прогресс", романтики противопоставили утилитаризму и обезличиванию индивида устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них. Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения. ИМПРЕССИОНИЗМ. — И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме характеризующую литературу и искусство. Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.


Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:

  • Классицизм

  • Сентиментализм

  • Натурализм

  • Романтизм (к которому некоторые относят и литературу барокко)

  • Символизм

  • Реализм

  • Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.



^ Худ. Метод — одно из важнейших понятий литературоведения. Оно обозначает наиболее общие особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм, романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению действительности. М. х. складывается в определенных исторических условиях — писателей, приверженцев данного метода, объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает (или не отвечает) этому идеалу, стало быть, о типе героя, выборе соответствующего сюжета. Стиль (см.) писателя всегда индивидуален, но он обязательно связан с М. х., которого придерживается писатель. Многообразие исторической жизни общества порождает и многообразие проявлений М. х., поэтому в одно и то же время могут существовать и различные М. х. в зависимости от взгляда художника на задачи искусства. Реалистическим М. х. свойственно тяготение к передаче реальных особенностей жизни (хотя возможно и обращение к условным формам, например, в сатире), в романтических резче сказывается субъективная позиция художника, придающая изображению более условный характер.

^ Драматические Жанры

Трагедия (греч. τραγωδία, tragōdía, буквально — козлиная песнь, от trаgos — козёл и ödе — песнь), драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Коме́дия (греч. κωμωδία, от греч. κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и греч. ἀοιδή/греч. ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.В греческом языке слово "драма" отображает печальное, неприятное событие или ситуацию одного конкретного человека.



1

Роды́ литерату́ры — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика. Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков. Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом Происхождение Возникновение эпоса носит стадиальный характер, но обусловлено историческими обстоятельствами. Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская[2] и древнееврейская[3]. Лирика, лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.


Начало Лирики лежит в песне, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца. Подобные песни можно прослушать у современных аборигенов.

^ Литературный процесс – исторически протекающая эволюция литературы, общие, глобальные тенденции эволюции, и живая жизнь, конкретное состояние лит процесса. На протяжении веков существовала смена типов художественного сознания.

  1. Архаический тип. Слово не утратило магической функции, эстетическая функция лишь осмысливалась, завоевывала позиции. Влиятельна фольклорная традиция, распространено коллективное творчество. Преобладает мифопоэтическое художественное сознание, еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, поэтому нет ни лит критики, ни творческих штудий, ни художественно-творческих программ. Практически нет категории авторства, имя писателя не выражает идею авторства, не передаются личные особенности мышления. Все это появится лишь на второй стадии.

  2. Нормативный тип (конец античности – конец 18 в). Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечающие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой стадии выделяются 2 этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение. На втором лит-ра делает шаг от безличного начала к личому (хотя еще в рамках традиционализма), лит-ра в большей мере становится светской (секуляризация, обмирщение). С начала 16 в. в лит-ре стали формироваться художественные методы и направления (барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм)

  3. Индивидуально-творческое художественное сознание. Начинается с эпохи Просвещения и романтизма. Отныне доминирует «плэтика автора», освободившегося от власти жанрово-стилевых предписаний. Здесь литература «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке». Наступает эпоха индивидуально-авторских стилей, литературный процесс тесно сопрягается с личностью автора и окружающей его действительностью.



^ Тоническая система стихаю От греч. Tonos - напряжение,ударение. Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.

До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0. Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке, от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.

^ Сапфическая строфа. — В античном стихосложении так назывались две строфы (по преданию употребленные впервые греческой поэтессой Сапфо (см.) и потом вошедшие в античную лирику. Одна из этих строф состоит из трех малых сапфических стихов (см.), к-рые заключаются адониевым стихом (см.), имеющим форму «—UU—U». Такими строфами написан у Сапфо, например «Гимн Афродите». В римской лирике эта строфа заимствуется Катуллом (см.). Гораций кроме этой формы строфы употребляет большую С. с.; она состоит из четырех стихов — повторенных два раза ферекратова стиха («—UU—U—U») и большого сапфического

строфа (греч. strophe - поворот)  - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. на письме строфы разделяются увеличенными интервалами. основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр. виды строф: двустишие (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. графически такие двустишия отделяются друг от друга. трёхстишие (терцет)  - простая строфа из трёх стихов. четверостишие (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии пятистишие (квинтет) – строфа из пяти стихов. шестистишие  - строфа из шести стихов. восьмистишие (октава) девятистишие (нона) десятистишие (децима)  - сложная строфа из 10 стихов.

^ ЗВУКОВА́Я ОРГАНИЗА́ЦИЯ СТИХА́ (а также поэтич. речи) — стилистически значимое использование в поэтич. тексте звукового состава языка, выражающееся в комбинировании фонетически однородных, близких или фонетически контрастных звуков, слогов, слов, фраз для усиления смысловой выразительности стиха. В эмоционально окрашенной, особенно поэтич. речи, звуковой состав языка всегда ощутим. С его помощью усиливается выразительность, речи придается индивидуальная окраска. З. о. с. приобретает стилистич. значимость, вступая во взаимодействие с др. факторами поэтич. речи, как целостной системы: лексикой, интонационно-синтаксич. организацией. Слово (или словосочетание), наиболее значимое в смысловом отношении, интонационно выделяется, что повышает ощутимость звукового состава слова, а это, в свою очередь, усиливает восприятие смысла и интонации.

^ Ритмоопрделяющие факторы

Стих возникает в единстве ритмической организации и экспрессивности речи. Стихотворная речь ритмична, но не всякая ритмическая речь стихотворна. Сам ритм становится ощутимым именно в экспрессивной речи. Академик В.Жирмунский и некоторые другие исследователи считали, что ритм стиха создается не избранным метром, а конкретным расположением ударений. Тынянов же полагал, что ритм складывается из множества факторов. Таких, как звуковая артикуляция, темп, рифма, аллитерации и др. В любом случае при ограниченном количестве размеров ритмическое разнообразие стихов практически неограниченно.

Пиррихий (греч. πυρρίχιος) в греческом стихосложении представлял собою стопу, состоящую из двух кратких слогов U U. Пиррихий встречается либо в логаэдических размерах, либо в случае стяжения. В связи с отказом современного стиховедения от теории стоп [1] отпадает и понятие пиррихий для русского стиха.

Спондей - стопа античной системы стихосложения, состоящая из двух долгих слогов - -. Спондей употреблялся в гекзаметре. В силлабо-тонической системе стихосложения спондей, как прием, - два ударных слога подряд - употребляется, как правило, в ямбическом стихе.
    Например: Скучна мне оттепель; во́нь, гря́зь — весной я болен. (Пушкин)

^ Размеры стиха

В русском языке значительнее паузы между словами, поэтому четче определяется роль ударных слогов и порядок их расположения. Именно от этого зависит деление ритма стихотворения на размеры. Всего существует пять основных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий. Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А.С.Пушкин. Четырехстопный ямб – наиболее распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался впроизведениях восемнадцатого века. Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный. Анапест – трехсложный размер стиха, в котором первые два слога безударные, а третий ударный. Амфибрахий также относится к трехсложным размерам стиха, в нем ударный слог находится между двумя безударными. Дактиль – тоже трехсложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, за ним следуют два безударных. Кроме того, различают еще такие размеры, как пиррихий, или по-другому дибрахий, когда в двусложных размерах стиха рядом стоят два безударных слога. Спондей – так в двусложных размерах стиха расположение рядом двух ударных слогов. В трехсложных размерах также есть дополнительные размеры: трибрахий – три безударных слога подряд; молосс – три ударных слога подряд

^ Силлабо-тоническая система стихосложения

Силлабо-тоническая система стихосложения - это такая система, когда стих организуется четким чередованием ударных и безударных слогов, и при этом играет роль также количество оных слогов в строке. Для справки: тоническая система - это когда важно только равное количество ударений и практически отсутствуют рифмы , а силлабическая - когда важно только количество слогов, но рифмы таки есть. Силлабо-тоническая система придумана Ломоносовым и Тредиаковским в 18 веке и здравствует в русскоязычном стихосложении по сей день, ибо очень органично вписывается в русский язык Стихи, если они суть силлабо-тонические (а у большинства начинающих авторов они, по крайней мере, на то претендуют), пишутся стихотворными размерами. Стихотворные размеры бывают двусложные, трехсложные, четырехсложные и даже пятисложные. Размер стихотворения определяется видом стихотворной стопы. Стопа - это группа из одного ударного и одного или нескольких безударных слогов, которая регулярно повторяется в строке.

^ Силлабическая система стихосложения

Силлабическая система стихосложения (от греческого слова, означающего "слог") основана на чередовании равносложных строк. Количественное соотношение слогов является ритмообразующим фактором, а остальные факторы (долгота слогов, их ударность) не принимаются во внимание.
    Вероятно, силлабика лежит в основе других систем стихосложения: метрической (античной), силлабо-тонической.
    Также силлабика "прижилась" в языках, где ударение является ослабленным или фиксированным и не выделяются так отчетливо "сильные" и "слабые" слоги, что позволяет слуху улавливать фрагменты теста с равным количеством слогов. Например, это французский, польский, тюркские языки.
    В русской практике был период (16 - начало 18 веков) написания силлабических стихов, что противоречило накопленному опыту народной поэзии. Предположительно это была попытка применения законов польского стихосложения. Реформа стихосложения Тредиаковского и Ломоносова положила основу русскому силлабо-тоническому стихосложению.

Ритмика русского народного стиха

Похожие:

Это разновидности произведений iconПримерные вопросы к экзамену по праву интеллектуальной собственности
...
Это разновидности произведений icon95. Фьючерсные и опционные контракты как разновидности как разновидности...
Пенью проникновения зарубежного опыта, недостаточной профессиональной подготовкой операторов рынка, низкой активностью в решении...
Это разновидности произведений iconРоман «Путешествие на край ночи» (1932) - одно из ключевых произведений...
Роман «Путешествие на край ночи» (1932) — одно из ключевых произведений французской литературы xx в., обладающих зарядом огромной...
Это разновидности произведений iconРабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
Анализ музыкальных произведений последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин:...
Это разновидности произведений iconЗаконодательные основы
В этой статье мы в общих чертах расскажем о законодательных особенностях авторско-правовых отношений, как правильно должны быть оформлены...
Это разновидности произведений iconЛитВед включает в свой состав три самостоятельные научные дисциплины
Произведений в развитии общества, о родах и видах худ лит-ры и ее изобразительных средствах. Рассматривает закономерности, связанные...
Это разновидности произведений icon2. Разновидности гжельской росписи

Это разновидности произведений icon2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической...
Это разновидности произведений iconУказатель авторов цитируемых произведений
Слова, дружище, это — как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево!
Это разновидности произведений icon7. Выбор целевого рынка. Позиционирование и дифференцирование Тема...
Это означает необходимость выбора «своего» сегмента потребителей и предложения им определенной разновидности товара. Ситуацию, когда...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница