ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ
Декан филологического факультета
___________________________ Хромова И.А.
«______»______________________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «История русской литературы 19 века, ч.2». Специальность (направление)____филология_____________русский язык и литература_____________
код и наименование
Факультет филологический
Курс___________________2______________ Семестр 4
Кафедра русской словесности и культурологии
Общая трудоемкость дисциплины (68 час)
В том числе:
Лекции______18_________
Практические занятия________18___
Лабораторные занятия
Самостоятельная работа______________
Рабочая программа принята на заседании кафедры «___» __________ 2012 г. Заведующий кафедрой _________________ Меликян М. М.
^
В процессе изучения «Истории русской литературы 19 века, ч.2», включающей период 40-60-х годов 19 века, выдвигаются следующие цели и задачи:
Продолжить углубленное изучение студентами русского историко-литературного процесса.
Показать, какое место в нем занимает литература середины XIX века.
Изучить истоки, этапы творчества, особенности метода и стиля виднейших русских писателей середины XIX века (А.И.Герцена, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др.).
Показать, как связано творчество каждого их них с литературным процессом эпохи.
Выявить специфические особенности жанрово-стилевой системы в русской литературе названного периода (развитие эпических, лирических, драматических жанров).
Проследить противостояние различных эстетических программ в русской литературе, их роль в творчестве писателей середины XIX века.
Отметить связи русских писателей с философскими, социально-экономическими, этнографическими, нравственно-психологическими интересами того времени.
Проследить формирование национальной идеи, представлений о характере личности в ее отношении к обществу, о русском народе, его настоящем и будущем у русских писателей середины XIX века.
Рабочая программа составлена на основе государственной программы для студентов университетов с учетом опыта работы по данной дисциплине преподавателей кафедры русской литературы ИвГУ В.В.Тихомирова, Т.Н.Головиной, Л.А.Розановой и др. ^
2. 1. Разделы курса
История русской литературы 1840-х годов.
История русской литературы 1860-х годов.
^
В процессе изучения «Истории русской литературы 1840-х годов» осуществляется осмысление взаимосвязи литературного процесса данного периода с основными событиями в исторической, идеологической, эстетической жизни, изучение основных литературных направлений периода (реализм, романтизм), литературных школ (натуральная школа). В ходе изучения литературного процесса определяется место и роль в нем основных журналов эпохи, характеристика их идейно-эстетических позиций («Современник», «Москвитянин»). В процессе изучения монографических тем показывается взаимосвязь между различными литературными явлениями, прослеживается общее движение в литературной жизни. Особое внимание уделяется такому новому явлению в литературе, как натуральная школа, прослеживается отношение к ней каждого из писателей, осмысливается ее место и роль в литературной жизни того времени как школы реализма.
В процессе изучения «Истории русской литературы 1860-х годов решаются во многом те же общие задачи, что и в предыдущем разделе, прослеживается взаимосвязь литературного процесса 1840-х и 1860-х годов, осмысливается роль и значение в литературной жизни таких журналов, как «Современник», «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русское слово», таких критиков, как А.А.Григорьев, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.Н.Страхов и др., формирование новых эстетических, идеологических концепций, их значение для литературного процесса времени. В монографических темах прослеживается взаимосвязь творчества каждого из писателей с общими особенностями литературного процесса. В ходе работы над обзорными и монографическими темами реализуются те общие задачи работы над курсом, которые определены в Объяснительной записке.
3. ^
№
п/п
| Наименование разделов, тем
| Всего часов (общая трудо-емкость)
| Аудиторные занятия
| Самостоя-тельная работа
| лекции
| семина-ры, практич. зан.
| лаборат. работы
| 1.
| Литература середины 19 века. Закономерности ее развития.
| 6
| 1
|
|
| 2
| 2.
| Литература 1840-х годов. Натуральная школа.
| 4
| 1
|
|
| 2
| 3.
| Творчество А.И.Герцена.
| 8
| 2
|
|
| 2
| 4.
| Особенности литературного процесса 1860-х годов. Журналистика и критика эпохи.
| 4
| 2
|
|
| 2
| 5.
| И.А.Гончаров.
| 12
| 2
| 2
|
| 4
| 6.
| И.С.Тургенев.
| 18
| 2
| 2
|
| 6
| 7
| Н.Г.Чернышевский
| 6
|
| 2
|
| 2
| 8
| Проза демократов-шестидесятников.
| 6
|
| 2
|
| 2
| 9
| Основные направления развития русской поэзии середины 19 века. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет.
| 11
| 4
| 2
|
| 3
| 10
| Н.А.Некрасов
| 15
| 2
| 4
|
| 5
| 11
| Основные направления в развитии русской драматургии середины 19 века. А.Н.Островский
| 12
| 2
| 4
|
| 4
|
| Итого
| 102
| 18
| 16
|
| 34
| ^
4.1. За пропущенные занятия студенты обязаны отчитаться в ходе семестра.
4.2. В ходе семестра проводятся 4 лектуры: 1. Литература 1840-х годов, творчество А.И.Герцена и И.А.Гончарова – в середине марта. 2. Творчество И.С.Тургенева, демократов-шестидесятников, Н.Г.Чернышевского – в середине апреля. 3 Русская поэзия середины 19 века – в начале мая. 4. Русская драматургия середины 19 века – в конце мая.
.
^
Для заучивания берутся тексты, не входящие в тот минимум, который включен в программу средней школы. Студент должен уметь проанализировать текст, раскрыть при этом творческую индивидуальность поэта.
Два-три стихотворения Н.А.Некрасова. Два отрывка из двух разных поэм Н.А.Некрасова.
Два-три стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
По одному стихотворению А.К.Толстого, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова, И.С.Никитина, Козьмы Пруткова.
Монолог героини с "горячим сердцем" из любой пьесы А.Н.Островского.
Пейзаж из повести или романа И.С.Тургенева.
Отчет в знании текстов наизусть проводится на индивидуальных занятиях. ^
Диалогическая природа повести А.И.Герцена "Сорока-воровка".
Средства создания образов выдающихся личностей в "Былом и думах" А.И.Герцена.
Приемы и средства выражения авторской позиции в произведениях А.И.Герцена
"Вечные" темы и их воплощение в романе И.С.Тургенева "Дворянское гнездо".
Музыка как средство характеристики персонажей в романах И.С.Тургенева (от "Рудина" до "Нови").
Жанровое своеобразие "таинственных повестей" И.С.Тургенева.
Жанровое своеобразие пьесы И.С.Тургенева «Месяц в деревне».
Чулкатурин ("Дневник лишнего человека" И.С.Тургенева), его специфическое место в галерее образов "лишних людей" в русской литературе.
Образ Беляева, его смысловая и эстетическая функция в пьесе И.С.Тургенева "Месяц в деревне".
Что можно сказать об И.С.Тургеневе – художнике, основываясь на наблюдениях над первой главой романа "Накануне"?
Философский смысл и эстетическое своеобразие повести И.С.Тургенева "Фауст".
Базаров и Соломин. Сравнительная характеристика персонажей.
Лаврецкий и Литвинов. Сравнительная характеристика персонажей.
Почему в журналах "Современник" и "Русское слово" так по-разному оценили роман И. С. Тургенева "Отцы и дети".
Природа в изображении И.С.Тургенева и А.А.Фета.
Народ в изображении Д.В.Григоровича и И.С.Тургенева ("Деревня", "Записки охотника").
Тема искусства в романе И.С.Тургенева "Накануне".
Место и роль главы 20 в романе И.С.Тургенева "Дворянское гнездо".
Эволюция женского характера в романах И.С.Тургенева.
Тема ума в комедиях А.С.Грибоедова "Горе от ума" и А.Н.Островского "На всякого мудреца довольно простоты".
Новый тип женского характера в пьесе А.Н.Островского "Бешеные деньги".
Что сближает и разъединяет центральных героинь пьес А.Н.Островского "Бедная невеста" и "Гроза".
Актер Несчастливцев и "комедиантка" Гурмыжская в пьесе А.Н.Островского "Лес": суть характеров и роль в художественном строе произведения.
Пьесы А.Н.Островского – "пьесы жизни" (Н.А.Добролюбов). Что это значит?
Типология женских характеров в романах И.А.Гончарова.
Место книги очерков И.А.Гончарова "Фрегат Паллада" в литературном процессе 1850-х годов.
Динамика образов из мира природы в романах И.А.Гончарова.
Изображение быта и его роль в художественном мире романов И.А.Гончарова.
Образ моря в очерках И.А.Гончарова "Фрегат "Паллада".
Русский мир в изображении И.А.Гончарова ("Фрегат "Паллада").
Народ в изображении И.А.Гончарова (романы, очерковый цикл "Слуги старого века").
Марк Волохов и Иван Тушин в романе И.А.Гончарова "Обрыв" (опыт сравнительной характеристики).
Тема искусства в романе И.А.Гончарова "Обрыв".
И.А.Гончаров о русской литературе
Образ повествователя в романе Н.Г.Чернышевского "Что делать?"
Жанровое своеобразие романа Н.Г.Чернышевского "Пролог".
Монографический анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Умру я скоро. Жалкое наследство…".
Особенности позиции и поэтики Н.А.Некрасова в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»?
Особенности позиции и поэтики Н.А.Некрасова в стихотворении «Крестьянские дети».
Монографический анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Еду ли ночью по улице темной…".
Монографический анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Поэт и гражданин".
Монографический анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога".
Монографический анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Орина, мать солдатская".
Образ лирического героя, его функция в цикле Н.А.Некрасова "Последние песни".
Фольклор в поэме Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос".
Изображение природы в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Философия природы и человека в стихотворениях Ф.И.Тютчева «День и ночь», «Весна» («Как ни гнетёт рука судьбины…»).
Тютчев и славянофилы. Творческие связи.
Сопоставительный анализ стихотворений А.А.Фета "На стоге сена ночью южной…" и Ф.И.Тютчева "Святая ночь на небосклон взошла…".
Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева "Накануне годовщины 4 августа 1864 года" и А.А.Фета "Alter ego".
Способы и средства раскрытия авторской индивидуальности в стихотворениях А.А.Фета "Забудь меня, безумец исступленный…" и "В душе, измученной годами…" (сб. "Вечерние огни").
Любовь и смерть в изображении Ф.М.Решетникова (очерк "Подлиповцы").
Монографический анализ очерка или рассказа Н.В.Успенского (по выбору студента).
Мещанское счастье в понимании Н.Г.Помяловского (по дилогии писателя «Мещанское счастье» и «Молотов»).
Смысл названия повести В.А.Слепцова "Трудное время".
Национальный характер в произведениях А.Ф.Писемского ("Горькая судьбина", Очерки из крестьянского быта).
Национальный характер в понимании и изображении А.Н.Островского и А.Ф.Писемского ("Гроза", "Грех да беда на кого не живет", "Горькая судьбина").
Как выразился авторский идеал в драматической трилогии А.К.Толстого.
Монографический анализ стихотворения А.Н.Майкова "Возвышенная мысль достойной хочет брони…".
Монографический анализ стихотворения А.К.Толстого "Тщетно, художник, ты мнишь, что творений твоих ты создатель…".
Монографический анализ стихотворения А.К.Толстого "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева".
84. Монографический анализ стихотворения И.С.Никитина "Ехал из ярмарки ухарь-купец". |