Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы


Скачать 222.06 Kb.
НазваниеБилет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы
Дата публикации12.06.2013
Размер222.06 Kb.
ТипРеферат
userdocs.ru > Литература > Реферат

Билет № 47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы.


Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

  • синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

  • синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

  • синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

Существуют разные подходы к изучению предложения

  1. семантический – изучает содержание (что передается)

  2. структурный – изучает форму (как передается)

  3. коммуникативный – назначение (для чего передается)


Основные единицы синтаксиса:

  1. предложение

  • простое

  • сложное

Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

  • начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

  1. словосочетание

  • с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

  • 40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

  • Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

  • Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

  • Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

  1. синтаксическая форма слов

Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

^ Я подарил ему книгу. Золотова считает, что это разные единицы, так

объект – адресат как у них разное значение, то есть

Ему не спится. минимальная синтаксическая единица должна

субъект нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

^ Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

Непосредственно в предложении: Идет лекция.

  1. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.


^ Широкое и узкое понимание словосочетания.

Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»
^ Не являются словосочетаниями:

- отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

- ряд однородных членов (сочинительная связь)

- предложно-падежные формы существительных

- сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

- полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)
Словосочетания:

1. Именные

- Субстантивные – стакан воды.

- Адъективные – вредный для здоровья.

- с числительным в главной роли – две книги.

- с местоимением в главной роли – что-нибудь интересное.

2. Глагольные

3. Адвербиальные

4. Словосочетания с категорией состояния.
По сочетаемости делятся на:

1. Свободные

2. Несвободные

- несвободные фразеологически

- несвободные синтаксически.

По структуре:

1. Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым, а если более – то сложным.

2. Академическая гр-ка:

-простые -до 4х слов, сильная связь главного с зависимыми.

-сложные – несколько подчинительных связей от одного главного слова, кроме сильной

- комбинированные – на основе связей от разных главных членов.

Вопрос №48 Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении

В этом вопросе у ученых возникают разногласия. Есть различия во взглядах в грамматиках 54, 70 и 80 в подходе к описанию словосочетания. В традиционном понимании связей акцент делается на механизм связей: примыкание, согласование, управление.

Согласование – вид подчинительной связи, при которой формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа главного слова. Согласование может быть

  • полным (по всем трем формам) – синяя птица

  • неполным (в числе и падеже) – наша врач


Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изменении формы главного слова. Управление бывает

  • сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появление определенных падежных форм – послать письмо

  • слабое – распространение главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами – бедный духом


Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи или словоформа) изолировано от системы падежей и выражает свою зависимость от главного слова только лексически.

Отношение в традиционном подходе:

  • объектные (управление)

  • определительные (согласование)

  • обстоятельственные (примыкание).

Но по Шведовой (Грамматика 80):

  • объектные

  • определительные

  • восполняющие

Обстоятельственные вошли в определительные:

  • собственно определительные

  • обстоятельственно-определительные

  • объектно-определительные

По Шведовой, произошло расширение примыкания – появилось падежное примыкание (за счет слабого управления): Дети гуляют в парке. (по Шведовой, здесь связь – падежное примыкание). традиционно –

обстоят.-опред. отношения управление

Шведова использует для различения слабого и сильного управления синтаксические отношения – для сильного управления необходимы объектные отношения: написал письмо, распилил дерево. Для слабого управления – объектно-определительные: распилил пилой.
^ Синтаксические отношения:

1. Объектные.

2. Определительные (в их состав входят обстоятельственные)

- собственно-определительные.

- обстоятельственно-определительные.

- субъектно-определительные.

3. Восполняющие. (Зависимое слово содержательно дополняет главное, образуя минимально информативно достаточное словосочетание) (присутствует при информационно недостаточных словах – «сделаться», «состоять» - эти слова реализуют себя только в сочетании с другими словами)
Вопрос № 49 Главные члены двусоставного предложения. Типы сказуемого

Двусоставное предложение – имеет группу подлежащего (подлежащее + относящиеся к нему слова) и группу сказуемого (сказуемое + относящиеся к нему слова). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они противопоставлены второстепенным членам по формальному и содержательному аспектам.

Содержательная характеристика: подлежащее – то, о чем говорится в предложении, сказуемое – то, что говорится о подлежащем.

Формальная характеристика: наиболее независимые формы. Именительный падеж существительного для подлежащего, кроме тех случаев, когда подлежащее выражено словосочетанием, для глагола – личная форма.

Сказуемое может быть

  1. простое глагольное – он читает

  2. осложненное глагольное сказуемое – выражено 2 глаголами в одной форме: пойду посмотрю, иди и ты садись, стреляй не стреляй, брать берете

  3. составное глагольное сказуемое – личная форма глагола (модальные глаголы, краткое прилагательное или фазовый глагол) +инфинитив: он начал есть, он готов уйти, он хочет учиться

  4. составное именное сказуемое (состоит из глагола-связки в личной форме и именной части). Связки:

  • отвлеченная (быть) – он был умным

  • полузнаменательная (казаться, становиться, слыть) – он казался умным

  • знаменательная (то, что можно характеризовать как обстоятельство образа действия) – мы расстались хорошими друзьями

  1. сложное глагольное сказуемое (состоит из 3х частей) – мог начать петь, хотел бросить курить

  2. трехчленное именное сказуемое – хотел стать дипломатом (можно рассматривать как дополнение)

Связь подлежащего и сказуемого – разные точки зрения:

  • вербоцентрическая концепция

  • главное – подлежащее (Шахматов) – отразилось в грамматике 54 (сказуемое грамматически зависит от подлежащего, хотя они оба главные члены)

  • координация – взаимосвязанность 2х членов. Подлежащее определяет род и число в сказуемом – это направление связи Белошапкова определила как согласование. В подлежащем сказуемое определяет форму именительного падежа – это управление.

- управление

подлежащее сказуемое =координация

- согласование
Подлежащее и сказуемое могут конфликтовать.

У них есть дача. – не соответствует определению по содержанию, так как говорится о них, но традиционный синтаксис отдает предпочтение форме.

Вопрос №50 Второстепенные члены предложения: традиционная классификация и ее критика в современных синтаксических концепциях

Традиционные учения о второстепенных членах предложения – 2 направления:

  1. по значению (логическое)

  2. по виду синтаксической связи (формальное)

Начало логического направления – труды Востокова и Греча. Они выделяли дополнение и определение, обстоятельство включали в определение,( т.е использовали семантический критерий.)

Буслаев (середина XIX века) ввел понятие обстоятельства и 2 принципа классификации второстепенных членов

  • по типу подчинения

  • по значению (семантический)

Потебня наметил формальную классификацию – по типу подчинения.

Пешковский в последних изданиях «Русского синтаксиса в научном освещении» говорит членах предложения управляемых, согласуемых и примыкающих, отказывается от понятий дополнения, определения и обстоятельства.

В школьную программу они были возвращены в 1938 году.

В практике современной школы традиционная классификация – второстепенные члены предложения рассматриваются как логическо-грамматические разряды. В конкретных словосочетаниях грамматическое значение связано с лексическим значением.

говорить с человеком – дополнение различное значение, хотя однотипные говорить с волнением – обстоятельство грамматические конструкции

При вычленении второстепенных членов важно учитывать характер их вхождения в предложение – входят они в словосочетании (красивые розы – нет присловной зависимости) или относятся ко всему предложению в целом – детерминант (По вечерам доктор оставался один – детерминативное обстоятельство).

В русской грамматике 80 традиционно второстепенные члены предложения распределяются по группам распространяющих членов предложения (Шведова)

  • члены с присловной зависимостью

  • детерминанты

Все присловные связи характеризуются только в разделе словосочетания. Остаются только неприсловные связи, которые отражены в структурной схеме: студенты пишут диктант в аудиториидетерминант. N1VfN2loc.

Золотова – у нее второстепенный член предложения может стать подлежащим – ему весело – так как она считает, что не существует односоставных предложений.
Вопрос №51 Учение А.А. Шахматова о двусоставных и односоставных предложениях. Типы односоставных предложений

Вопрос об односоставных предложениях по-разному решался в истории русского синтаксиса. Первым выделил односоставные предложения Шахматов («Синтаксис русского языка»). До него односоставность объяснялась пропуском по какой-либо причине => предложение классифицировалось как неполное.

Основа теории Шахматова – психологическая концепция предложения. Психологическая основа предложения – это акт коммуникации. Коммуникация – это передача другим людям сочетания представлений, которые приводятся волей говорящего в предикативную связь. (т.е. коммуникация больше чем суждение.)

Простая коммуникация – это передача двух представлений, 1 – психологический субъект, 2 – психологический предикат.

Психологический субъект – это представление господствующее над другим представлением (предикатом).

Субъект и предикат коммуникации могут находиться к различных отношениях между подлежащим и сказуемым.
Собака убежала. ← представление о признаке – т.е. предикат.



представление о предмете- т.е. представление о субъекте, главенствующее над предикатом.
Существует несколько концепций односоставных предложений, несколько классификаций.


Шахматов

Пешковский

Акад. гр. 54

Школьн. учебн.

Акад. гр. 80

  1. подлежащные

Зима.

  1. бесподлежащные

  • именные

Разбойники!

Молодец!

  • спрягаемо-глагольные

Люблю тебя Петра творенье!

  • инфинитивные

Воротить его!

  1. безличные

  • спрягаемо-глагольные

Светлеет.

  • инфинитивные

К чему было говорить?

  • падежные

В лесу было темно.

  1. вокативные

Папенька, спаси меня!

  1. номинативные

  2. неопределенно-личные

  3. обобщенно-личные

  4. безличные

  5. инфинитивные




  1. номинативные

  2. неопределенно-личные

  3. обобщенно-личные

  4. безличные

  5. инфинитивные

  6. слова-предложения

  1. назывные

  2. определенно-личные

  3. неопределенно-личные (включает значение обобщенного лица)

  4. безличные

N1 Ночь.

Vf3 Шумят.

Vf3S Светает.

Prae1Шумишь.

Inf Молчать.
В современной синтаксической концепции по Шведовой. Определенно-личные – Иду в библиотеку – неполная регулярная контекстульно-необусловленная реализация.


У Шахматова непоследовательность в теории, так как нет подлежащего и сказуемого, а есть главные члены, а классификация дана по подлежащему и сказуемому.

Золотова считает, что все предложения двусоставные, так как она вводит понятие модификации двухкомпонентной модели предложения. Определенно/неопределенно личные – это модификация по линии субъекта. Субъект может быть не назван. Безличные предложения – это всегда состояние лица, которое даже названо в предложении: Ему холодно. Для Золотовой ему – подлежащее (модификация предиката – это то же самое, что сказуемое в традиционном синтаксисе: начал играть, хочет петь). Свойство безличных предложений – инвалентность – независимость от субъекта.
^ Типы односоставных предложений: (По Валгиной)

  1. Определенно-личные (главный член выражается формой глагола 1 или 2 лица настоящего и будущего времени в форме изъявительного или повелительного наклонения) Еду в кино.

  2. Неопределенно-личные (главный член выражен глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего времени или в форме множественного числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными, т. е. необозначенными лицами) В больницу принесли письмо.

  3. Обобщенно-личные предложения (главный член в основном выражен глаголом 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; обозначенное глаголом действие в таких предложениях в равной степени относится к любому лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно) С кем поведешься, от того и наберешься. Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не храним, потерявши –плачем. Век живи, век учись.

  4. Безличные (главный член не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля) Светает. В боку колет. В коридоре накурено. Кругом ни души.

  5. Инфинитивные (главный член выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого слова в предложении, по значению эти предложения модально окрашены и выражают долженствование, побуждение, необходимость, возможность и невозможность действия) Лицом к лицу лица не увидать. Учиться, учиться и еще раз учиться. Нам бы сессию сдать.

  6. Номинативные (главный член выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже, утверждается наличие, существование явления или предмета, называемого главным членом) Зима. Стол. Вот окно. Ну и глупость! Какая досада! Только бы здоровье.
^

Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями


  1. Заголовки, надписи на вывесках, названия. Универмаг.

  2. Именительные представления и именительные темы – существительное в именительном падеже, которое предшествует предложению и употребляется в форме размышления, вводит тему, подготавливает восприятие последующего высказывания. Время… Как быстро оно летит.

  3. Конструкции, являющиеся сообщением о ком-либо или о чем-либо, названном в предшествующем контексте. Это предложения с главным членом-сказуемым в форме именительного падежа. Ты кто? – Студент.


Вопрос №52 Понятие структурной схемы и парадигмы предложения

Предложение – это единица речи или единица языка? В современном языкознании предложение рассматривается как единица речи и как единица языка, но в определениях упор делается на предложение как единицу речи.

В предложении есть не только элементы производимые, но также и элементы воспроизводимые – это сформировалось в рамках Пражской лингвистической школы (Матезиус). Он полемизировал с Аланом Гардинером (Оксфорд), который относит слова к языку, а предложение к речи. Матезиус же говорит о связи предложения с грамматической системой языка – понятие модели предложения. То есть в языке предложение – абстрактная модель, а в речи – конкретное высказывание.

В 1970 году появился новый подход к описанию предложения – структурная схема.

Существует ^ 2 понимания структурной схемы (грамматика 80)

  • по Шведовой – структурная схема – предикативный минимум предложения

Мальчик спит. N1Vf

Мальчик бросил мяч. N1Vf

  • 2ой подход – номинативный минимум – при глаголе необходимо указывать присловный распространитель

^ Мяч находится в комнате. N1VfN2loc падежная форма существительного с наречным местным значением

Структурная схема может быть

  • свободная ^ Мальчик бросил мяч (свободная конструкция предложения)

  • связанная (с ограниченным кругом лексики) День как день, Неделя как неделя, Чем он не жених.

Всего в грамматике 80 31 свободная структурная схема (22 однокомпонентные и 9 двухкомпонентные).

^ Понятие парадигмы – система форм предложения, отражающая частные модально-временные значения, в которых проявляется ее общее значение. Система форм предложения – парадигма предложения.

Синтаксический индикатив:

  • настоящее время он учится

  • прошедшее время он учился

  • будущее время он будет учиться

Синтаксически ирреальные наклонения:

  • сослагательное он учился бы

  • условное учился бы он

  • желательное лишь бы он учился, учился бы он хоть бы

  • побудительное пусть он учится

  • долженствовательное он и учись

Некоторые предложения имеют неполные парадигмы: Светает – новая форма долженствования или инфинитив Молчать – нет других форм.

Шведова вводит понятие регулярной реализации – все реализации возводятся к одной структурной схеме.

Виды регулярной реализации:

  1. неполная реализация

  • конситуативно обусловленная Вы кто? – Студент. N1N1 (я студент)

  • конситуативно не обусловленная Иду в библиотеку. N1Vf (я иду)

  1. реализация со связками Труд является лучшим средством против старости. N1N1 (труд – лучшее средство)

  2. реализация с полузнаменательными связками Мой сосед оказался интересным собеседником. N1N1 (мой сосед – интересный собеседник)

  3. модальная реализация Он умеет (хочет, должен, готов) учиться

  4. реализация с замещением позиций Характер у него ой-ой-ой N1Adj (Характер у него трудный)

  5. качественная реализация Шуму сегодня (шум сегодня)

  6. отрицательная реализация Она еще не была взрослой девушкой (она была взрослой девушкой).



Вопрос №53 Неполные и эллиптические предложения

Неполное предложение – предложение с лексически незамещенными синтаксическими позициями. Основная сфера употребления – разговорная речь, диалог. Неполнота снимается контекстом. Все неполные предложения соотносятся с полными.

Неполные предложения делятся на:

  • контекстуальные – это неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте (в ближайших предложениях или в том же)

^ Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои.

  • ситуативные – это неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой

Кто-то постучался. Она приоткрыла дверь. – Можно? – спросил он тихо.

У Шахматова и у Пешковского неполные предложения объединяют разные по структуре предложения:

  • реплики диалога

  • самостоятельные по употреблению неполные предложения, особенностью структуры которых является отсутствие сказуемого

  • устойчивые фразы – не сочетание

  • предложения в составе сложных предложений

^ Эллиптические предложения были выделены как разновидность неполных, но сейчас их рассматривают отдельно. Эллиптические предложения – это самостоятельно употребляемые предложения, где устраненное глагольное сказуемое не возмещается из контекста или ситуации.

Роды эллиптических предложений по связи с общим значением:

  • предложения со значением движения, перемещения Татьяна в лес, медведь за ней

  • предложения со значением речи, мысли Я ему про Фому, а он мне про Ерему

  • предложения со значением битья, ударов Вот я тебя скалкой

  • предложения со значением брать, хватать Я за свечку, свечка в печку

  • предложения со значением наличия, бытия Вокруг месяца бледные круги

Золотова ставит под сомнение выражение эллиптичности предложений, так как есть самодостаточная структура, выражающая свое значение вне контекста. Я за свечку – свечка в печку. По Золотовой, если есть модель в языке, то, следовательно, это полное предложение. Неполные только те, которые обусловлены конкретной ситуацией в речи.

В грамматике 70 и 80 Шведова считает, что неполные предложения – это регуляция реализации: ^ Ты уже купил эту книгу? – Купил. Схема одна и та же W.Vf , но контекстуально обусловленная неполная регуляция реализации.

Вопрос № 54 Порядок слов в русском языке и его функции

Порядком слов в предложении считается расположение в нем его членов. Считается, что порядок слов в русском языке свободный. Однако это не так. Он относительно свободен из-за структурной связанности компонентов предложения и смысловой их значимости. Т.е. русский язык – язык с подвижным порядком слов.

Порядок слов определяется структурой и семантикой предшествующих предложений, коммуникативным заданием и т.д. Таким образом, порядок слов зависит от контекста. Он играет важную роль в актуальном членении. Актуальное членение – приспособление грамматической структуры предложения к задачам коммуникации.

Порядок слов в зависимости от актуального членения бывает

  1. прямым (Матезиус – объективный) – тема рема

Отец приедет / завтра.

  1. обратным = инверсия (Матезиус – субъективный) – рема тема

Завтра приедет / отец.

Без ремы предложения не существует.

Прямой порядок слов называется нейтральным, а в результате инверсии возникает значимый порядок слов. Функция – поставить акцент. Инверсия подчеркнута интонационно – логическое ударение выделяет рему.

Порядок слов может иметь и чисто грамматическое значение. Тогда он служит для оформления синтаксических отношений между членами предложения. Москва – столица нашей страны. Столица нашей страны – Москва. Роль подлежащего и сказуемого определяется только порядком слов. Изменение порядка слов не приводит к стилистическим сдвигам в предложении. Это нарушается при появлении качественных прилагательных. Прекрасный город – Москва.

Грамматическую значимость имеет порядок слов в предложениях типа ^ Июнь знойный. Знойный июнь – уже номинативное предложение. Место определяет функцию прилагательного или причастия. Успокоенная подруга ушла или Подруга ушла успокоенная.

Порядок слов определяет грамматическую значимость омонимичных форм существительных. День сменяет ночь. Мать любит дочь.

Порядок расположения членов предложения.

  • тема=подл, рема=сказ => подл сказ, иначе – инверсия

  • тема=сказ, рема=подл => сказ подл, иначе – инверсия

  • нечленимые предложения => сказ подл

  • вопросительные предложения => сказ подл

  • прямой порядок слов: детерм сказ подл, если подлежащее – первое – инверсия

  • согласуемые члены перед определяемыми словами, иначе – инверсия

  • управляемые – после управляющих, иначе – инверсия

  • примыкающие – перед и после господствующего слова, в зависимости от способа выражения и передаваемого значения

  • сначала косвенное дополнение, затем прямое, иначе – инверсия

  • зависимый инфинитив после слова, к которому относится, иначе – инверсия



Вопрос № 55 Актуальное членение предложения и его функции

Актуальное членение – это деление на тему и рему. Тема – предмет сообщения. Рема – то, что сообщается о теме, заключает в себя основное содержание сообщения. Рема – коммуникативный центр высказывания.

Андрей поехал в Москву. В Москву поехал Андрей.
рема

Способы выражения:

  • порядок слов (нейтральный – тема рема – Матезиус называет объектным порядком слов, противоположный – субъектный = экспрессивный)

  • интонация (фразовое ударение на реме, повышение тона)

  • частицы (тема – а, же; рема – только, лишь)

Взаимное расположение группы подлежащего и группы сказуемого – актуальное членение.

Группа подлежащего = тема

Группа сказуемого = рема актуальное членение = синтаксическое членение

Если в порядке слов нет контекстуальной обусловленности (подл + сказ) – контекстуально независимые. Если порядок слов расходится с синтаксическим членением (сказ + подл) – контекстуально обусловленные.

Разграничение на синтаксически независимые и синтаксически зависимые можно произвести с помощью системы вопросов Ш. Балли (диктальные относятся к содержанию, модальные – к достоверности):

  • полный диктальный (ко всему содержанию) Что случилось? В чем дело? Автомобиль раздавил прохожего.

  • частичный диктальный (к части информации) Кто вышел? Петя вышел.

  • полный модальный (весь факт проверяется на достоверность) Павел здесь? Да. Нет. Возможно.

  • частичный модальный ( сомнение в реальности части информации) ^ В школу ли пошел Павел? В школу.

Синтаксически независимые отвечают на полный диктальный. Синтаксически зависимые на частичный диктальный и частичный модальный, а полные модальные могут отвечать и те и другие в зависимости от ситуации.

^ Классификация высказываний по типу актуальной информации П. Адамца:

  1. обще-информативные (актуальная информация=вещественная, мб. изолировано) Хлопнула дверь.

  2. частно-информативные (сообщается аспект вещественной информации, остальная часть известна, ~вырвано из контекста) Беда разразилась в конце дня.

  3. обще-верификальные (ядро – модальность, не новое сообщение, а реакция, устанавливается реальность/нереальность факта)^ Лётчик не погиб. Еду она мне добыла.

  4. частно-верификальные (устанавливается реальность одного аспекта) Не одни злые люди ночью гуляют.

Предложение без ремы невозможно. Пропуск темы может быть в неполном предложении. ^ Пароход отплыл поздней ночью. Долго прокашливался и гудел, дрожа корпусом.

Иерархия синтаксического членения. Синтаксически распространенное предложение состоит из группы подлежащего и группы сказуемого – предикативная группа. Она может быть распространена детерминантом. Детерминант:

  1. падежная или предложная словоформа или наречие с обстоятельственным значением

  2. относится к предикативной группе в целом

  3. стоит перед предикативной группой

Теория детерминирующих членов (Шведова)

  • 1ий тип – детерминирующий член с субъектным или объектным значением

У студентов шли экзамены.

  • 2ой тип – обстоятельственные детерминанты

У входа в рощу стояла лошадь.

Предикативная группа представляет собой синтаксическое единство. Теснота связи зависит от семантики глагола. Семантическая связанность и взаимообусловленность делает возможным слияние в один компонент актуального членения – комплексное ядро (Адамец).

Нерасчленённые высказывания.

  1. нет исходного пункта сообщения

  2. всё образует рему

  3. содержание сообщения – о существовании, возникновении, наличии – явление фактов действительности рассматривается как единое целое

  4. препозиция глагола по отношению к подлежащему

  5. контекстуальная обусловленность минимальная

  6. отвечает на полный диктальный вопрос

  7. служат для введения нового лица, предмета, для сообщения о наступлении какого-нибудь события, отрезка времени, состояния

Ex: ^ Слегка повеяло теплой сыростью.

Наступил длинный осенний вечер.

Едем с поля. Высокий воз со снопами.

В распространенном предложении при наличии нескольких тем актуальное членение может быть ступенчатым. Первая тема относится к остальным членам предложения как к реме и так далее. Дело свое, надо сказать, / он // любил.
Вопрос №56 Грамматическая природа сложного предложения. Сочинение и подчинение в сложном предложении.

Сложное предложение – это предложение, имеющее в своем составе 2 и более предикативные единицы, образующие в конструктивном смысловом и интонационном отношении единое целое.

Но в истории русского синтаксиса – несколько точек зрения.

  1. Шахматов, Пешковский – термин сложное предложение права на существование не имеет. Пешковский предлагал термин сложное целое, а Шахматов – сочетание предложений.

  2. Богородицкий – сложное предложение – единое целое, части которого не имеют смысла и интонационной законченности – не является простым предложением. Эту точку зрения развивал Поспелов.

  3. Белошапкова – нужно учитывать конструктивные и динамические аспекты. Конструкция предикативной единицы и их сочетание. Части сложного предложения не предназначены для коммуникации в качестве отдельных единиц. Для сложного предложения характерна коммуникативная целостность. Средства выражения отношений между частями предложения:

  • союзы и союзные слова (чтобы, потому что, откуда, когда)

  • интонация

  • порядок следующих частей

  • корреляты –соотносительные и местоименные слова (тот…который, там…куда, тогда…когда)

  • соотношения форм сказуемых (стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло без следа – другие формы глагола невозможны)

  • употребление лексических элементов (что касается…то, дело в том, что)

^ Сочинение и подчинение.

Учение о сочинении и подчинении сложилось в середине 19 века в русской синтаксической науке. В 1920е в дискуссии по вопросу о сочинении и подчинении Петерсон убедительно показал неопределенность и зыбкость понятия зависимости и независимости частей сложного предложения.

Пешковский написал статью «Существуют ли в русском языке сочинение и подчинение предложений?» Пешковский указывает на ряд формальных особенностей, отличающих сложносочиненное предложение от сложноподчиненного. Важнейшее различие он видит в союзах. Провел лингвистический эксперимент, в результате которого он говорит об обратимости сложносочиненных предложений и необратимости сложноподчиненных.

^ Все небо было закрыто тучами, и шел дождь. смысл не меняется=>

Шел дождь, и все небо было закрыто тучами. обратимо

Он не пошел в школу, так как у него болела голова. необратимо так как

У него болела голова, так как он не пошел в школу. нарушается смысл

Белошапкова считает, что в основе деления сложного предложения на сложносочиненные и сложноподчиненные – сопоставление организации предложений с тем как внутри простого предложения организованы члены. Сложносочиненные предложения – предложения, организация которых сопоставима с однородными членами, то есть однотипна.

В современной академической грамматике 70 и 80 обращается внимание на средства связи (по союзам и союзным словам).

Итак. Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным. Сочинительная связь предполагает равноправность частей предложения, которая выявляется только на синтаксическом уровне.

Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами. Подчинительная связь между частями выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной. Часть, подчиняющая себе придаточную, называется главной.

Похожие:

Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы iconТема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение

Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы iconКакие синтаксические единицы могут объединяться и составлять разнообразные...
Какие синтаксические единицы могут объединяться и составлять разнообразные синтаксические структуры? Приведите примеры. 1
Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы iconБилет 61. Виды ущербов, наносимых народному хозяйству. 29
Билет 75. Основные условия, обеспечивающие безопасность оборудования и технологических процессов 39
Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы iconВопросы к экзамену по синтаксису для студентов 4 курса ффиЖ
Синтаксис как коммуникативный уровень грамматики. Предмет синтаксиса как раздела
Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы iconБилет 4 Бактериоскопия влагалищного содержимого, посев. Билет 26
Билет 26 Измерение ректальной темп-ры, определение хг в моче, узи органов малого таза
Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы iconОсновные фонетические единицы русск языка: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук
Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки речевые единицы, выделяемые различными фонетич...
Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы iconЭкзаменационные билеты билет 1
Предмет информатики, ее место среди других наук. Информация и измерение ее количества
Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы icon1. Язык и речь. Основные единицы языка
Фонетические средства языковой выразительности: ассонанс, аллитерация, звукопись
Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы iconКонтрольные вопросы к модулю №1
Понятие машины, механизма сборочной единицы. Основные конструктивные элементы машины
Билет №47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы icon5. Контрольные вопросы для подготовки к зачету / экзамену
Психология как наука: объект, предмет, основные направления. Основные методы психологических исследований
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница