Учебная программа дисциплины


Скачать 446.74 Kb.
НазваниеУчебная программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации01.07.2013
Размер446.74 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
userdocs.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ
Директор Института филологии и языковой коммуникации

_______________/ Л.В. Куликова/

«_____» _____________201__ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «История зарубежной литературы ХХ века»

Укрупненная группа: Гуманитарные науки 030000

Направления:
Институт ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Кафедра РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Красноярск

2010
^ Учебная программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе гуманитарных наук 030000
направления (специальности):

Программу составила:

РЕДЬКО Н.А., доцент кафедры русской и зарубежной литературы _______________________

Заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы: ________/Н.В.Ковтун/
« ____ » _______________ 201 г.
^ Учебная программа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

«____» _________________201 г. протокол № ______

Заведующий кафедрой: _________________________/Н.В.Ковтун/
Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ филологии и языковой коммуникации

«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ:________________________/^ К.В. Анисимов/



Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

Организационно-методический раздел
^

Лекции – 66 часов


Предлагаемая программа предназначена для студентов дневной формы обучения на отделениях филологии и журналистики ИФИЯК Сибирского федерального университета. «История зарубежной литературы XX века» - дисциплина, которая завершает многолетнее изучение курса «Истории зарубежной литературы».

Непосредственно дисциплина основывается на тех знаниях, которые получены студентами в предыдущем курсе – «История зарубежной литературы к.XIX – н.XX века».

Настоящий курс рассчитан на 66 аудиторных часа (лекционные занятия), длится весь учебный год – 7 и 8 семестры. В зимнюю сессию предусмотрен зачет, в летнюю – экзамен.

В контексте развития первого периода анализируются важнейшие социальные, философские, эстетические тенденции эпохи. Особое внимание обращается на эстетическую концепцию ведущего направления искусства XX века – модернизм. Выделяются также качественно новые черты реализма. Особый акцент делается на типологии романа XX века. Программа предлагает познакомиться с существенными чертами поэтики романа, драмы, лирики в первой половине XX века, а также обратиться к творчеству ведущих писателей этого периода – Дж. Джойса, М.Пруста, Ф.Кафки, Ф.Мориака, А.де Сент-Экзюпери, Э.М.Ремарка, Б.Брехта, Р.Олдингтона, Э.Хемингуэя и др.

В контексте развития второго периода программа рассматривает зарубежную литературу новейшего времени – от конца второй мировой войны до наших дней. Здесь представлены основные тенденции, направления, жанры развития современной литературы. Программа обращается к творчеству ведущих писателей второй половины XX века, среди которых – Ж.-П.Сартр, А.Камю, Р.Мерль, У.Голдинг, А.Мердок, Г.Грин, У.Фолкнер, Дж.Селинджер. Дж.Апдайк, У.Эко и др.
^ Программа состоит из нескольких разделов:

I. рабочий план лекционных занятий;

II. рекомендуемая литература

III. темы контрольных работ;

IV. контрольные вопросы по дисциплине;

V. список вопросов к экзамену.
^ I. Рабочий план лекционных занятий
1.Общая характеристика литературы до 1945г. – 4 часа
XX век как литературная эпоха, проблема периодизации. Основные социальные события рассматриваемой эпохи. Воздействие первой мировой войны на литературный процесс, мировосприятие писателей. Литература «потерянного поколения». Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон, Э. Хемингуэй – представители «потерянного поколения». Восприятие зарубежными писателями октябрьской революции в России: восторженные оценки, постепенное угасание энтузиазма. Литературные направления, их своеобразие. Борьба и взаимовлияние авангардизма и реализма на новом этапе. Сущность и эстетика модернизма. Новые черты реализма XX века.


^ 2. Модернизм в зарубежной литературе первой половины

ХХ века - 4часа
Рождение модернизма в литературе ХХ в. Связь декаданса и модернизма. Философия и эстетика модернизма. Новая концепция человека в литературе модернизма. Культурно-исторические истоки модернизма (философия Ф. Ницше, А. Бергсона, психоанализ З. Фрейда, «аналитическая психология» К. Г. Юнга, «поток субъективной жизни» У. Джеймса). Экзистенциализм в философии и литературе. Основные художественные тенденции в литературе модернизма: усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии и детализации, техника «потока сознания» в творчестве М. Пруста и Дж. Джойса, логика сновидения и абсурда в прозе Ф. Кафки. Авангардистские течения 1910 – 20-х гг. Поэзия и драматургия немецкого экспрессионизма, идеи и формы итальянского футуризма, французский сюрреализм; «поэзия отчаяния» Т.С. Элиота.

^ 3.Французская литература первой половины XX века – 8 часов

Идеологическое и эстетическое размежевание во французской литературе 20-30 гг. Литература Народного фронта А.Барбюс. Раскрытие империалистического характера войны, тема прозрения солдатской массы, коллективный герой книги «Огонь», особенности ее поэтики.

Авангардистские направления во французской поэзии 20-30гг. (постсимволизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм). Новаторские приемы творчества, культ бессознательного. Сюрреализм в литературе и живописи. Причины распада этой литературной школы. Место Л.Арагона и П.Элюара во французской литературе первой половины ХХ века.

М.Пруст – основоположник модернистской психологической прозы. М.Пруст и философия А.Бергсона. Отображение отдельных сторон объективной действительности в романах цикла «В поисках утраченного времени» и общий субъективистский характер цикла. Образ Марселя. Подсознание как основная мотивировка поведения героя. Концепция любви. Особенности стиля. Влияние Пруста на последующее литературное развитие.

А. Жид как философ и писатель. История его поездки в Советский Союз. Позиция писателя в книге «Возвращение из СССР». Этические, религиозные, политические, художественные поиски А.Жида в 20-30 годы. Идентификация личности, право человека на свободу, взаимоотношение поколений как главные проблемы романа «Фальшивомонетчики». Культ индивидуализма и вседозволенности. Особенности поэтики романа, прием « романа в романе» и его функции.

Жанр романа – эпопеи во французской литературе первой половины ХХ века. Творчество ^ Р. Роллана 20-30 годов. Его активная антивоенная позиция в годы первой мировой войны: сборник публицистических статей «Над схваткой». Общественно-политическая и литературная деятельность в 20-е гг. Эволюция творчества Роллана в условиях общественного подъема во Франции 30- х. годов. «Очарованная душа»- панорама социальной жизни Европы, отражение судьбы европейской интеллигенции. Смысл заглавия. Проблема положительного героя, гуманистическая концепция личности. Образ А. Ривьер. Особенности жанра, сюжетно-композиционного построения, полифонизм романа. Завершение цикла «Театр революции» драмой «Робеспьер», новая трактовка темы революции.

«Семья Тибо» ^ Р.Мартена дю Гара как роман-эпопея. Отражение социально-политических коллизий эпохи в романе. Конфликт отцов и детей. Принципы создания образов Жака и Антуана. Противоречивость социальной позиции М. дю Гара.

Психологический роман во французской литературе первой половины ХХв. Проблематика романов Ф.Мориака, концепция «католического гуманизма», идея трех конфликтов. Проблемы семьи и обличения лицемерия в романах Мориака. Проблематика и образная система романа «Клубок змей». Особенности поэтики.

Философская и этическая концепция ^ А. де Сент-Экзюпери. Проблематика и поэтика его повестей. Идеи ценности человеческой жизни, крепкой дружбы в повестях «Южный почтовый» и «Ночной полет». Нравственно-этическая проблематика и поэтика книги «Планета людей». Уникальность поэтики философской сказки «Маленький принц». Философско-этическая проблематика, система символов в сказке.
^ 4. Австрийская и немецкая литературы первой половины

XX века – 6 часов

Место австрийской литературы в истории литературы ХХ в. Кружок пражской немецкой литературы. Писатели Праги, создавшие произведения на немецком языке, их мировая известность, неприятие германского шовинизма, австрийской государственности, симпатия к чешскому национально - освободительному движению.

Ф.Кафка и проблемы модернизма. Картина изображения отчуждения человека в капиталистическом мире. Жанр параболы, притчи в его творчестве, поэтика «кошмарного сна» («Превращение», «Общность», «Отчет для Академии», «В исправительной колонии» и др.). Эстетика Кафки: понимание искусства как символа, мифа. Романы «Процесс», «Замок» – темы одиночества, подавления личности в технизированном, бюрократизированном государстве. Изображение духовного тоталитаризма и отсутствие социальной конкретности в изображении действительности. Макс Брод как издатель и первый толкователь Кафки. Причины «кафковского ренессанса» 1950-60-х гг.

Политическая и идеологическая борьба в Германии, революция 1918г. Противоборство литературных направлений. Экспрессионизм, его эстетика и поэтика. Драмы Г. Кайзера, Э. Толлера. Столкновение интеллигента-одиночки и массы, абстрактного идеала ненасилия и классовой борьбы в изображении экспрессионистов.

Новые черты в развитии реализма. Процесс интеллектуализации литературы. Расцвет исторического романа, защита жанра, определение его функций как орудия борющегося гуманизма. Развитие в немецкой литературе жанра романа об эпохе и обществе: цикл А.Цвейга «Большая война белых людей», романы Г. Фаллады «Маленький человек - что же дальше?», «Железный Густав».

Тема «потерян­ного поколения» в романах ^ Э.М. Ремарка. Образ Пауля Боймера в романе «На Западном фронте без перемен»; утрата юношеских иллюзий, вопрос об ответственности поколений. Герой, искалеченный войной («Три товарища», «Черный обелиск», «Триумфальная арка»).

Г. Манн: творчество 1914-1945гг. Отношение Г.Манна к Веймарской республике. Роман «Голова», проблема интеллигенции, ее роли в духовной жизни нации. Дилогия о Генрихе IV, концепция противоборства сил прогресса и реакции в истории Европы. Вера писателя в исторический прогресс. Антифашистская публицистика Г.Манна. Исторический роман Г.Манна – проблема героя в дилогии о Генрихе IV.

Т. Манн. Проблематика и поэтика немецкого философского романа. Изменения в мировоззрении и творчестве писателя после первой мировой войны. Постановка идеологических проблем эпохи в философско-обобщенной форме, новаторство в их разработке. Интеллектуальный роман «Волшебная гора», преодоление писателем пессимистической философии. Антифашистская деятельность Т. Манна. Тетралогия «Иосиф и его братья». Обращение к мифу как форме борьбы против реакционной идеологии фашизма. Идея смерти – рождения, гибели – обновления как один из основных философских мотивов. Исторический колорит и актуальные аналогии в тетралогии. Своеобразие художественного метода Т. Манна и его поздние произведения. Проблема творческой личности в романах «Лотта в Веймаре». «Доктор Фаустус» как вершинное творение писателя. Обращение к магистральному сюжету и вечному образу. Проблематика и поэтика романа. Связь с эпохой. Споры вокруг романа.

Г. Гессе. Формирование его философских и эстетических взглядов под влиянием идей А. Шопенгауэра, Ф.Ницше, О.Шпенглера, К. Юнга. Синтез западной и восточной философии в творчестве Гессе. Формирование жанра лирико-философской прозы. Социально-этическая проблематика романа «Степной волк». Введение фантастического элемента. Концепция «магического театра». Образ Гарри Галлера. Мотивы абсолютной свободы, одиночества и вседозволенности в романе Гессе. Проблемы развития цивилизации и искусства в романе «Игра в бисер». Касталия как образ рафинированной интеллектуальности и духовности. Семантика «игры в бисер», предугадывание кибернетики и Интернета, приемы создания виртуальной реальности в романе.

Б.Брехт. Драматургическое новаторство Б. Брехта, особенности его «эпического театра», эффект «очуждения». Пьеса «Что тот солдат, что этот» как экспрессионистическая драма. Проблематика и поэтика «Трехгрошовой оперы». Антифашистские параболы. «Матушка Кураж и ее дети»: трактовка образа Анны Фирлинг, проблематика и поэтика пьесы. Антифашистская проблематика цикла «Страх и отчаяние в Третьей Империи». Проблема доброты в пьесе «Добрый человек из Сезуана». Проблема ответственности ученого за свое открытие в пьесе «Жизнь Галилея». Создание Брехтом «Берлинер ансамбль».

Л.Фейхтвангер: путь от аналитического эстета до борца-антифашиста. Концепция истории в речи «О смысле и бессмыслице исторического романа». Жанровое многообразие исторических романов Фейхтвангера. Политический роман «Лже-Нерон», роман-памфлет, роман-предостережение. Противоречия мировоззрения, получившие отражение в исторических романах. Своеобразие художественного метода писателя.

А.Зегерс. Тема освободительной борьбы в рассказах и «Восстании рыбаков». «Седьмой крест» как вершина антифашистской литературы.


^ 5. ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ первой половины

XX века – 6 часов
Борьба литературных направлений в Великобритании 20-40-х гг. Первая мировая война как важный исто­рический рубеж. Роман «Смерть героя» Р. Олдингтона как знаковый в литературе «потерянного поколения», проблематика и поэтика романа. Роман-антиутопия О. Хаксли «О, дивный новый мир» как этап в формировании жанра антиутопии в английской литературе. Черты поэтики, проблематика: общество стандартов и дегуманизация человека в нем; критическое отношение авто­ра к научно- техническому прогрессу.

Модернизм в литературе Великобритании. Эстетика и этика группы «Блумсбери». Школа психологического романа и творчество В.Вульф. Вульф как теоретик английского модернизма. Проблематика и поэтика романа «Миссис Дэллоуэй». Творческая эволюция В.Вулф. Проблематика романа Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Кризис западной цивилизации в поэмах Т. С. Элиота «Бесплодная земля» и «Полые люди».

Творчество^ Д. Джойс 1900-х гг. Сборник «Дублинцы» - концепция епифании, художественное мастерство писателя. Эстетика модернизма в романе «Портрет художника в юности». «Улисс» как роман-миф и роман-эксперимент. Развитие принципов модернистской эстетики в романе и отражение противоречивости мировосприятия Джойса: сатирическое изображение буржуазного Дублина и пессимистическая трактовка личности. Образы романа. Романная техника: «поток сознания», фрагментарность композиции, символика, ассоциации, натуралистические приемы.

Английский реализм на новом этапе развития. Д.Голсуорси как защитник реалистического искусства. Завершение его работы над эпопеей о Форсайтах - хронике класса и семьи. Творческая эволюция Г.Уэллса. Писатель о России: «Россия во мгле». Жанровое разнообразие романов Уэллса 20-40-х гг. Социально-сатирические, психологические, научно – фантастические романы, элементы антиутопии. Сатирический роман Г.Уэллса «Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол». Социальные прогнозы в повести «Игрок в крокет», тема ответственности интеллигенции.

Эволюция творчества Б.Шоу в 20-40-е гг. Поиски в сфере проблематики и поэтики. «Политическая экстраваганца» «Тележка с яблоками» - связь с современной политической ситуацией, образная система пьесы. Историческая драма «Святая Иоанна» - причины обращения драматурга к образу Жанны д`Арк, своеобразие поэтики пьесы, значение эпилога пьесы. Изменение художественных приемов в поздних пьесах Б.Шоу. Изображение кризиса Британской империи («Горько, но правда»). Использование в поздних пьесах Шоу принципов гротеска, эксцентрики, фарсовых элементов.
^ 6. Американская литература первой половины XX века – 6 часов
Особенности литературного процесса в США. Стилевое многообразие и жанровое новаторство в американской реалистической литературе. Изображение действительности как объекта психологического и философского осмысления человеческого существования. Политический роман Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» как попытка осмысления социальных процессов ХХ века.

Роман М.Митчелл «Унесенные ветром» как образец «долговечного» бестселлера. Изображение исторического прошлого Америки в романе, романтичность и напряженность фабулы. Жизнестойкость и безграничный индивидуализм характера Скарлет. Цинизм и обаяние Ретта Батлера.

Тема «потерянного поколения» в американской литературе 20-30х годов: романы Э.Хемингуэя, С.Фицджеральда. Роман ^ Д. Трамбо «Джонни берет винтовку» как протест против чудовищной машины войны.

Литература 30-х гг: мировой экономический кризис, подъем рабочего движения, обострение идеологической борьбы. Отражение этих процессов в произведениях американских писателей С.Льюиса, Ш.Андерсона, А.Маклиша.

Формирование модернистской эстетики в американской литературе. Г.Миллер как «отец» американской «контркультуры» XXв.. Анархоиндивидуалистический протест против мещанства и собственничества.

Послевоенное творчество Т.Драйзера. Развитие темы американской мечты. «Американская трагедия» как одно из самых значительных произведений американской литературы. Широкий охват действительности, проникновение в сущность жизни, в глубины психологии героев. Осуждение цинизма и бездушия американской политической машины. Лицемерие буржуазного суда. Образ Клайда как типичного американца, добивающегося свершения американской мечты. «Трагическая Америка» - социальный манифест Драйзера. Публицистическая книга «Америку стоит спасать». Поздние романы Драйзера.

Э.Хемингуэй и «потерянное поколение». Антивоенная направленность романа «Прощай, оружие!». Образ лейтенанта Генри: утрата иллюзий, понимание сущности войны, сепаратный мир. Индивидуалистический характер протеста героя против войны. Трагическое восприятие мира. Поэтика Хемингуэя: лаконизм, подтекст, внутренний монолог, повторы. «Теория айсберга». Тема ответственности писателя за свое творчество в повести «Снега Килиманджаро». Роман «Иметь или не иметь», изменения в мировоззрении писателя, отход от философии индивидуализма. Участие Хемингуэя в гражданской войне в Испании, отражение испанских событий в произведениях: «Испанская земля», «Пятая колонна», «Испанский боец». Роман «По ком звонит колокол». Изображение испанского народа, борющегося за свободу. Образы партизан, образ Роберта Джордана. Творчество Хемингуэя 50-х гг. Утверждение героического начала в человеке в повести-притче «Старик и море», ее художественные особенности. Проблемы творчества в романах «Райский сад», «Праздник, который всегда с тобой».

У.Фолкнер. Раннее творчество. Романы о Йокнапатофе: «Сарторис», «Шум и ярость», «Свет в августе». «Фолкнеровский мир» и его персонажи: Компсоны, Сноупсы, Сарторисы, Байярды. Изображение деградации плантаторских семей, разложения старого, патриархального Юга. Прошлое и настоящее в романах. Особенности художественного метода Фолкнера: черты реализма, использование поэтики модернизма. Трилогия о Сноупсах («Деревушка», «Город», «Особняк»). Критика «сноупсизма», его страшных, разрушительных сторон.

Роман Р.П.Уоррена «Вся королевская рать» как роман, изображающий распад морали, дестабилизации американского общества 30-х годов. Критика предвыборной кампании и американского образа жизни. Образ Старка как политика-диктатора и демагога.

Становление американской национальной драматургии. Творчество Ю.О'.Нила. Национальная специфика и новаторство его драм. Реализм и экспрессивность, гротеск и символика, конфликт в драмах О'.Нила. Противоречивость мировоззрения драматурга. «Сказание о собственниках, обездоливших себя» - «Любовь под вязами». Концепция О'.Нила, ее истоки в древнегреческой трагедии. Тема «благословенных островов» и несостоятельности современной действительности в трилогии «Траур – участь Электры».


^ 7. Основные тенденции развития зарубежной литературы во второй половине XX века – 6 часов

Окончание второй мировой войны. Изменение политической карты мира. Новый облик мировой литературы. Основные литературные направления. Тема второй мировой войны, антифашистского движения, движения Сопротивления в творчестве крупнейших зарубежных писателей. Сочетание темы прошлого с актуальными проблемами сегодняшнего дня. Процесс взаимодействия национальных культур и литератур. Философские, эстетические и художественные тенденции на новом историческом этапе. Основные направления в литературе. Проблема «массовой культуры». Культура как предмет потребления. Массовая литература как феномен культуры XX века. «Черная» и «розовая» литература, «сенсационный роман». Новые формы романа второй половины XXв. («метонимический», роман-притча, камерный и др.). Проблема художественной традиции. Постмодернизм - новейшая художественная система. Имманентность литературного процесса, понятие интертекстуальности. Приемы поэтики постмодернизма.
^ 8.Французская литература второй половины ХХ века – 8 часов

Социальная панорама послевоенной Франции на различных этапах ее развития. Сложность послевоенного литературного развития во Франции. Влияние войны и Сопротивления на литературу. Литература подполья: газета «Леттр Франсез», издательство «Полночь». Тема Сопротивления в произведениях Л.Арагона («Коммунисты»), П.Элюара (лирика), Э.Триоле («Авиньонские любовники»), Э.Веркора («Молчание моря»). Антифашистская позиция писателей - экзистенциалистов и участие их в Сопротивлении. Драматургия Ж.Ануя. Гуманизм антифашистской драмы «Антигона». Образ народного героя в драме «Жаворонок». Противоречия в мировоззрении Ануя.

Экзистенциализм как ведущее направление в философии и литературе Франции второй половины ХХ века. Значение философии, творчества и личности Ж.- П.Сартра, А.Камю, Симоны де Бовуар.

Ж.П.Сартр. Экзистенциализм в довоенном творчестве. Тема борьбы с фашизмом в драматургии Сартра. («Мухи», «Мертвые без погребения»). Экзистенциалистская концепция: «ситуация», «свобода выбора», «ответственность», ее изменения в условиях оккупации. Сборник «Стена»: проблема выбора, трактовка подвига. Сартр как теоретик и практик экзистенциалистской литературы: работы «Бытие и небытие», «Экзистенциализм - это гуманизм». Сартр об «ангажированности» писателя («Что такое литература», «Флобер»).

^ С. де Бовуар как подруга и соратник Сартра по литературной борьбе. Критика стандартов общества потребления в романе «Пестрые картинки». Книга о Сартре «Церемония прощания».

А.Камю. Ранние произведения. Экзистенциалистская концепция абсурдности бытия, существования человека в «Мифе о Сизифе». Тема непокорности, стоицизма. Проблематика книги «Бунтующий человек» Отчужденность человека в повести «Посторонний». Образ Мерсо. Проблема выбора, дегуманизации сознания. Поэтика повести. Усиление реалистических элементов и аллегорическое изображение борьбы с фашизмом и шире тоталитаризмом в романе «Чума». Образная система романа. Трагический гуманизм и противоречия А.Камю.

Модернистская литература в 50 - 60-е гг. «Театр абсурда». Влияние экзистенциализма. Тема одинокого затравленного человека в мире, полном страха и зла. Пьеса С.Беккета «В ожидании Годо» - «энциклопедия театра абсурда». Особенности драмы абсурда: отсутствие действия, «пьеса – ситуация», отсутствие характеров, социальной содержательности. Иррационализм и алогизм пьес Э.Ионеско («Лысая певица”, “Носорог»).

«Новый роман» во французской литературе. (А.Роб-Грийе, Н.Саррот, М.Бютор). Критика традиционного жанра романа, разрушение его основных компонентов: сюжета, характеров, действия, языка. Формальное использование приема смещения временных планов, монтаж отдельных картин, кадров, натуралистическая фактография, «шозизм», разрушение синтаксиса. «Новый роман» в 60-70е годы: стремление изолировать литературу от идеологии, этической и эстетической значимости. Наступление на реализм в модернистской критике 60-70-х гг.

Структурализм во французском литературоведении ХХ века (Р.Барт, Ц.Тодоров, Ю.Кристева). Методология имманентного анализа текста. Постмодернизм как культурный феномен. Развитие эссеистики. Творчество Ж.Батая, М.Бланшо.

Реализм на разных этапах послевоенной французской литературы. Развитие и расцвет жанра романа. Семейный роман. Поздняя повесть Ф.Мориака «Обезьянка». Тяготение во французской литературе к эпическим масштабам: циклы, трилогии, дилогии. Семейный роман в творчестве Ф.Эриа (тетралогия о семье Буссардель), Э.Базена (трилогия о семье Резо), М.Дрюона (дилогия «Конец людей»). Социально-психологический роман в творчестве Р.Мерля, А.Лану. Эволюция от пацифизма к признанию ответственности за все, что свершается в мире. («Остров» Р.Мерля, «Когда море отступает» А.Лану). Тема молодежи, тема революции 1968 года в романе Р.Мерля «За стеклом». Р.Мерль - автор фантастического романа – предупреждения («Мальвиль», «Разумные животные»). Философский роман Э.Веркора («Люди или животные», «Сильва»). Осмысление понятия «человеческого», роли разума, роли личности в обществе. Развитие Веркором традиций французского философского романа. «Камерный роман» (Ф.Марсо «Кризи», А.Стиль «Роман-сон», романы Ф.Саган «Здравствуй, грусть!», «Любите ли Вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде»). Тема критики «общества потребления» во французской литературе («Нейлоновый век» Э.Триоле, «Вещи» Ж.Перека, «Семья Эглетьер» А.Труайя, «Молодожены» Ж.Л.Кюртиса). Место исторического романа во французской литературе, проникновение в классический жанр элементов массовой культуры (М.Дрюон - цикл «Проклятые короли», А. и С. Голлон - цикл романов об Анжелике).

Основные тенденции развития французской литературы рубежа ХХ-ХХI веков, французский постмодернизм. Влияние феномена ^ Ромена Гари - Эмиля Ажара на французскую и европейскую литературу второй половины ХХ в. Мотивы ушедшего и настоящего в романах П.Модиано. Проблема идентификации личности. Образ мира, «опрокинутого в прошлое», в романе «Утраченный мир». Детективные мотивы в романе «Улица Темных Лавок». Литература об отчуждении человека в современном мире. Романы Ф.Бегбедера («Любовь живет три года», «99 франков»). Книга рецензий «Лучшие книги ХХ века. Последняя опись перед распродажей». Романы М.Уэльбека «Расширение пространства борьбы», «Элементарные частицы», «Лансароте», «Платформа», «Возможность острова».
^ 9. Литература Великобритании второй половины ХХ века – 6 часов
Общая характеристика английской общественной жизни после второй мировой войны. Новые тенденции в литературе, разнообразие жанров и стилей. Интерес к жанру антиутопии и притчи в послевоенной английской литературе. Антиутопия как роман-предупреждение, переоценка схем и концепций утопической мысли. Политический и социальный смысл романа «1984» Дж. Оруэлла: исторические аналогии; структура Ангсоца, образ тоталитарного государства; способы подавления человеческой личности на уровне мышления, эмоций, языка; «новояз», ма­нипуляция сознанием; концепция любви в романе. Особенности сатиры в памфлете-сказке «Скотный двор». Развитие элементов жанра антиутопии в романе Э. Берджеса «Заводной апельсин». Исследование природы зла в человеке, признание его иррациональности. Образ Алекса. Мотив подавления человеческого сознания.

Жанр «фэнтази» в английской литературе ХХ века. Сказка как отражение цельности человеческого бытия. Поиск нового типа духовной деятельности. Разработка жанра «фэнтази» в творчестве Дж.Толкиена. Использование кельтских сказаний в повести «Хоббит, или Туда и обратно». Этические и философские проблемы повести. Отражение философских взглядов писателя в трилогии «Властелин колец». Образы хоббитов. Мотивы путешествия и испытания как средство самопознания личности. Образ Среднеземья. Семантика образа кольца. Поэтичность прозы Толкиена.

Движение «сердитых молодых людей» в 50 -е гг: К.Эмис («Счастливчик Джим»), Д.Уэйн («Спеши вниз»). Драматургия «сердитых». Проблематика пьесы Д.Осборна «Оглянись во гневе». Критика старого, отжившего мира, неприятие его лживых идеалов.

У.Голдинг. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателя. Философско-аллегорический роман Голдинга. Сочетание модернистских тенденций с реалистическими принципами. Своеобразие жанра притчи Голдинга в романах «Повелитель мух» и «Шпиль». Проблематика и образная система романа «Повелитель мух». Поэтика романа. Образы-символы в романе, соотнесенность романного и притчевого пространства

А.Мердок и экзистенциализм. Эволюция философских взглядов, ее эстетическая концепция. Идея «атэ» в романе «Единорог». Платоническая идея добра и любви в романе «Сон Бруно», ее развитие в «Черном принце». «Черный принц» как «роман о романе», его структура. Учение об Эросе. Проблема творчества и искусства в романе. Шекспировские аллюзии в романе. Образ Гамлета и его роль в раскрытии авторского замысла. Эволюция писательницы от экзистенциализма к неоплатонизму. Идеи лингвистической философии в романах Мердок.

Проблема «английскости» в литературе 70-х годов. Осмысление истории Великобритании, объединительной роли короля Артура в романах М.Стюарт об эпохе Темных веков «Кристальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство».

Ч.П.Сноу. Цикл романов «Чужие и братья», отражение общественной жизни Англии ХХ в. Сноу о роли науки и ответственности ученого. Своеобразие прозы Сноу. Значение общественно-политической деятельности писателя.

И.Во. Развитие национальной сатирической традиции. («Незабвенная»). Картина жизни английской аристократии в период между двумя войнами. Осмеяние английской военной машины в трилогии «Шпага чести».

Г.Грин. Противоречие между мировоззрением и художественной практикой писателя, неоднозначность его политической позиции. Особенности «серь­езных» и «развлекательных» романов Г. Грина. Тема ответственности человека за судьбы людей («Суть дела»). Политические романы «Тихий американец», «Наш человек в Гаване». Углубление социальной сатиры в романах «Комедианты», «Доктор Фишер из Женевы или Ужин с бомбой». Своеобразие стиля Грина: парадокс, ирония, скептицизм, лаконизм повествования, подтекст.

Английский «рабочий роман». Интерес к жизни рабочего класса в романах Д.Стори «Такова спортивная жизнь», А.Силлитоу «Начало пути», С.Барстоу «Любовь, любовь?».

Проблемы положения молодежи в произведениях Дж. Митчелла, М.Дрэббл, П.П.Рида. Историзм и социальная проблематика в творчестве Д.Линдсея, Д.Олдриджа.

Расцвет антиколониального романа в 50-60-е гг. Изображение сил, противостоящих колониализму, и крушения британского колониализма в циклах романов П.Скотта, Б. Дэвидсона, Д.Стюарта, Н.Льюиса.

«Викторианское возрождение» в литературе 70-80-х гг., развитие традиций английского романа XIX в. от Д. Остен до Э.Троллопа. Осмысление судьбы послевоенной европейской интеллигенции и черты постмодернизма в творчестве Дж. Фаулза, игровое начало его творчества. Отражение эстетической позиции писателя в повести «Башня из черного дерева». Проблема искусства и свободы в романе «Коллекционер». Шекспировские аллюзии в романе. Роман «Дэниэл Мартин» - "энциклопедия британской жизни ХХ века". Образ художника в романе. Приемы интертекстуальности в романе Фаулза «Женщина французского лейтенанта». Переосмысление традиции викторианского романа. Проблематика и поэтика романа «Волхв». Использование мифологических и библейских аллюзий и реминисценций в романе.

Постмодернистское осмысление истории и культуры в творчестве английских писателей рубежа XX-XXI веков. Г. Свифт («Земля воды»), М.Брэдбери «Историческая личность», «В Эрмитаж!»), Дж. Барнс («История мира в 10 с 1/2 главах»), П. Акройд («Завещание Оскара Уайльда», «Чаттертон», «Мильтон в Америке»). Интертекстуальность и усложненность прозы Акройда. Сочетание факта и вымысла. Роль аллюзий, цитат, исторических и поэтических реминисценций. Особенности постмодернистской стилистики, усложненный романный хронотоп.

Традиции и новаторство в английской драматургии ХХ века. Г. Пинтер («Сторож», «Коллекция», «Пейзаж», «На безлюдье»). Т. Стоппард («Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Травести», «Берег утопии»).


^ 10. Литература Германии и литература на немецком языке во второй половине ХХ века – 6 часов
Драматизм социальной ситуации «двух Германий». Основание ГДР в 1949 г. Вклад литературы ГДР в мировую литературу. Тема борьбы против войны и фашизма в литературе ГДР. Деятельность театра «Берлинер ансамбль» под руководством Б.Брехта.

Смена направлений в литературе ФРГ в 40-50-е гг. ^ Группа «47». Осмысление трагического опыта второй мировой войны как главная литературная тенденция немецкой литературы второй половины XX века. Драма В.Борхерта «На улице перед дверью» как знаковое произведение. Суд над прошлым и настоящим Германии в пьесе, образ солдата Бекмана и проблема ответственности за исторические ошибки. Пацифизм пьесы. Особенности поэтики.

^ Экзистенциальные тенденции в немецкой литературе второй половины XX века. Особенности «магического реализма». Роман Г.Казака «Город за рекой». Влияние традиции Гофмана и Кафки, антиутопические черты в романе. Образ Роберта. Жанр философской параболы в творчестве Х.Э. Носсака, влияние на писателя философии экзистенциализма. Переосмысление классических мифов у Х.Э.Носсака («Орфей и…»), Х.Янна («Медея»), К.Вольф («Кассандра») Миф как вневременная мудрость и доказательство абсурдности бытия; деконструкция и актуализация мифа. «Франкфуртская школа» немецких писателей, эксперименты с текстами писателей-постмодернистов (О.Винер «Улучшение центральной Европы», Х.Фихте «Палитра»).

Осмысление опыта немецкой истории в творчестве Г.Белля. Тема «непреодоленного прошлого». Антивоенная проблематика повестей «Путник, когда ты придешь в Спа…», «Где ты был, Адам?», «Дом без хозяина». Роман «Бильярд в половине десятого» как вершина творчества Г.Белля. Тема ответственности и свободы выбора в романе. Изображение современности через историческое прошлое Германии. Мотивы гражданской совести и личной ответственности за трагедию немецкого народа. Судьба трех поколений семьи Фемелей в историческом контексте. Символические образы романа. Отражение католических воззрений и усиление социального критицизма Белля в романе «Глазами клоуна». Тип рассерженного молодого человека. Конфликт поколений. Маска клоуна как средство преодоления самоотчуждения Гансом Шниром. Роман «Групповой портрет с дамой» как значительнейший в творчестве Белля. Лени как воплощение совести и гуманности немецкой нации. Своеобразие поэтики романа.

Роман З.Ленца «Урок немецкого» как роман о нравственном сопротивлении фашизму. Критика верноподданничества в романе. Трагедия художника в условиях гитлеровской Германии. Особенности сюжетно-композиционного построения романа. Образ Зигги Йепсена.

Развитие традиции немецкого сатирического романа в творчестве Г.Грасса. Проблематика и поэтика «данцигской трилогии»: «Жестяной барабан», «Кошки-мышки», «Собачьи годы». Гротескное изображение искалеченного фашизмом немецкого общества. Конфликт «отцов и детей» в романе «Под местным наркозом». Осмысление Грассом истории XX века в сборнике новелл «Мое столетие». Сатирические тенденции в современной немецкой литературе. Роман Г.М. Освальда «Все, что считается» как сатирический портрет офисной среды Германии. Томас Шварц как человек, теряющий свое «я».

П.Зюскинд как значительное явление в современной немецкоязычной литературе. Мастерство Зюскинда - драматурга в пьесе «Контрабас». «Парфюмер» как роман-метафора. Интертекстуальность романа, традиции немецкого и французского романа в «Парфюмере». Образ Гренуя. Трактовка Зюскиндом гениальной личности как несущей человечеству зло.

Развитие швейцарской литературы на немецком языке. Мировая известность творчества М.Фриша, Ф.Дюрренматта. Углубление критики современного буржуазного общества. Проблема «родина или местожительство?».

М.Фриш. Проблема идентичности личности в романах «Штиллер», «Homo Faber», «Назову себя Гантенбайн». Политические драмы-притчи «Бидерман и поджигатели», «Андорра» М.Фриша. Гротескный образ механистического, обесчеловеченного капиталистического мира в творчестве Ф. Дюрренматта. Соединение сурового морализма с шутовской буффонадой - «Визит старой дамы». «Физики» - тема ответственности ученого за судьбы мира.

^ 11. Литература США второй половины ХХ века – 6 часов
Новые тенденции в общественной жизни США послевоенного времени: «холодная война», война в Корее и во Вьетнаме, усиление охранительных тенденций – «маккартизм». Утверждение культурных и социальных стандартов. Активная пропаганда американского образа жизни в Америке и за ее пределами. Внедрение в сознание американцев тезиса о «нации победителей», особой роли США. Сложность литературной жизни. «Нагие и мертвые» Н. Мейлера как лучший американский роман о Второй мировой войне. Реалистическое описание военных действий, изображение американской армии, осмысление хемингуэевской традиции в романе. Герой «нового потерянного поколения». Критика морали силы как морали американского общества, столкновение позиций либерализма и фашизма. Роман Н.Мейлера «Американская мечта» как история духовного кризиса.

Послевоенный роман-эпопея с семейной проблематикой. Тема утраты духовности, крушения «американской мечты» и замены ее «американским образом жизни» в романах Д.Чивера. Изображение распада семейных связей в дилогии о семействе Уопшотов («Семейная хроника Уопшотов» и «Скандал в семействе Уопшотов»). Дилогия И.Шоу о Джордахах «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» как семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и судьбы героев на фоне социальных событий.

^ Жанр притчи в американской литературе второй половины XX в. (Э.Хемингуэй «Старик и море», К.Кизи «Полет над гнездом кукушки» Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»).

^ Философская проза Т.Уайлдера. Проблемы взаимоотношений личности и общества, ответственности человека за собственную судьбу и за ход истории в романах писателя. Приемы стилизации, эффект достоверности, концепция случайностей и закономерностей в ранней прозе Уайлдера («Мост короля Людовика Святого»). Художественная реконструкция жизни Цезаря в романе «Мартовские иды», метаисторическая трактовка материала, множественность допущений как структурный принцип романа. Жанровое многообразие романа «День восьмой» (семейная хроника, детектив, философский роман), изображение жизни семьи Эшли на фоне американской действительности XX в.

Жанровое многообразие романов Д.Апдайка. Трилогия о Кролике как социальная эпопея, трагедия жизни рядового, «среднего американца», сатирическое изображение «американской мечты» в романах о Кролике. Мифологизация обыденного существования рядового американца в романе «Кентавр». Идея преемственности добра и гуманистических принципов. Проблематика романов 70-80х годов («Давай поженимся», «Иствикские ведьмы»). Последние романы Апдайка. Роман «Гертруда и Клавдий» как осмысление шекспировской темы.

«Контркультура» 60-х годов. Крайности эпатирующих экспериментов, провокационное «экстатическое» искусство. Сочетание натуралистичности, пародии, гротеска, «черного юмора» Книги У.Берроуза как «момент остолбенения». Монтаж как основной композиционный прием освобождения слова.

«Битники» в американской литературе: осуждение буржуазной цивилизации, морали, анархический характер протеста против культурных и социальных стандартов американского общества. Поэма А.Гинсберга «Вопль». Д.Керуак и его роман «На дороге» как манифест битничества. Символическое значение образа дороги и «великого путешествия».

Многогранность философско-этической концепции Д.Сэлинджера. Проблематика и поэтика его новеллистического шедевра «Хорошо ловится рыбка-бананка». Роман «Над пропастью во ржи». Этический идеал Холдена Колфилда, его психологический портрет. Критика эгоистического равнодушия, лицемерия и ханжества. Особенности поэтики романа.

Усиление критического начала в литературе 60-х гг: в романах Д.Хеллера («Уловка 22», «Что-то случилось»),

Сатирическая проза К.Воннегута, его близость к контркультуре. Лучшие романы «Колыбель для кошки», «Бойня номер пять, или крестовый поход детей», «Завтрак для чемпионов». Общие черты их проблематики и поэтики: тема антигуманного использования достижений научно-технического прогресса; изображение абсурдности и трагедийности современной жизни; использование фантастики, игрового начала; включение в текст романов цитат, указателей имен, авторского комментария.

Фомирование в американской литературе 60-80х годов «сенсационного романа». А.Хейли как зачинатель жанра (романы «Аэропорт», «Отель», «Колеса»). Романы П.Бенчли. Сочетание разных жанровых элементов в романе «Челюсти». Роман А.Левина «Ребенок Розмари». Феномен «короля ужасов» С.Кинга. «Мертвая зона», «Зеленая миля» как лучшие его романы.

^ Негритянский роман. Связь с фольклором. Рассмотрение темы расизма через призму философии экзистенциализма. Трактовка расовой проблемы как части мирового зла, бессмысленности бытия. Конфликт пола как отражение антагонизма белых и черных. Образы молодых рефлексирующих негров в романах Дж.Болдуина («В иной стране», «Если Бийл-стрит могла бы заговорить») и Р.Райта («Сын Америки»,«Долгий сон»).

^ Драматургия США второй половины XX в. Реализм и острота жизненных конфликтов пьес А.Миллера. «Смерть коммивояжера» как вариант американской трагедии, «насквозь ложной мечты». Новаторство поэтики Миллера. Психологические драмы Т.Уильямса, сочетание реализма с лирико-романтическим началом в пьесах «Стеклянный зверинец», «Травмай «Желание». Элементы натурализма в его пьесах. Темы красоты и одиночества как сквозные в драмах Уильямса. Сочетание реалистических тенденций с «театром абсурда» в пьесах Э.Олби. Драма «Случай в зоопарке» как протест против благополучного, респектабельного образа жизни. Изображение жестокости и пустоты частной жизни в пьесе «Кто боится Вирджинии Вульф». «Внебродвейский театр» - проявление американской контркультуры 60-х годов. Л.Джонс как представитель «черного» авангарда. Воплощение идей «театра жестокости» в пьесе «Голландец».


^ II. Рекомендуемая литература
Основная

а) тексты художественных произведений:

первая половина 20 в.

  1. Пруст М. В сторону Свана.

  2. Роллан Р. Очарованная душа.

  3. Барбюс А. Огонь.

  4. Мориак Ф. Клубок змей.

  5. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. Планета людей.

  6. Кафка. Процесс. 2-3 новеллы (обязательно Превращение).

  7. Манн Т. Доктор Фаустус.

  8. Манн Г. Юность короля Генриха IV.

  9. Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети. Страх и отчаяние в III империи (2-3 пьесы из цикла).

  10. Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен.

  11. Джойс Д. Улисс. Дублинцы (2-3 новеллы).

  12. Шоу Б. Св. Иоанна. Тележка с яблоками.

  13. Уэллс Г. Мистер Блетсуорси на острове Ремпол. Игрок в крокет.

  14. Олдингтон Р. Смерть героя.

  15. Рид Д. 10 дней, которые потрясли мир.

  16. Драйзер Т. Американская трагедия.

  17. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! Старик и море. Кошка под дождем. Снега Килиманджаро.



Вторая половина 20 в.


  1. Камю А. Посторонний. Чума.

  2. Сартр Ж.- П. Стена.

  3. Мерль Р. За стеклом.

  4. Голдинг У. Повелитель мух.

  5. Мердок А. Черный принц.

  6. Осборн Д. Оглянись во гневе.

  7. Грин Г. Тихий американец. Доктор Фишер из Женевы.

  8. Белль Г. Бильярд в половине десятого.

  9. Фолкнер У. Особняк.

  10. Селинджер Дж. Над пропастью во ржи.

  11. Миллер А. Смерть коммивояжера (либо одна из пьес Т.Уильямса или О`Нила.)

  12. Маркес Г. Сто лет одиночества.

  13. Четыре-пять произведений последних десятилетий (см. список дополнительной литературы).



б) учебники, учебные пособия, справочники, хрестоматии:
Английская литература 1945-1980. М., 1987

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учебное пособие// Л.Г. Андреев, Г.Н. Косиков и др.; под ред. Л.Г. Андреева. –

М., 2001.
  1   2   3

Похожие:

Учебная программа дисциплины iconУчебная программа дисциплины
...
Учебная программа дисциплины iconПрограмма дисциплины "ценообразование" Учебная программа разработана для дисциплины "
Учебная программа разработана для дисциплины "Ценообразование", предусмотренной учебным планом для студентов заочного отделения
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «организация сферы туризма»
Целью изучения курса является ознакомление с основами профессиональной туристской деятельности. Задачи изучения дисциплины
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины экологическое право федерального компонента
Программа подготовлена преподавателем Д. В. Исахиной (Кафедра гражданского права и процесса факультета подготовки специалистов на...
Учебная программа дисциплины iconУчебная программа дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Криминалистика»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебная программа дисциплины iconУправление учебно-методическим процессом
Учебная программа (Syllabus) дисциплины составлена на основе госо по специальности юриспруденция, типового учебного плана, и типовой...
Учебная программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Учебная программа дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины
Данная учебная дисциплина входит в Модуль 1 «Отечественная филология (русский язык и литература). Вариативная часть» фгос-3 по направлению...
Учебная программа дисциплины iconКафедра социально-культурного сервиса и туризма
Рабочая учебная программа дисциплины «Всемирная история» составлена на основании требований государственного образовательного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница