Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих


НазваниеКурс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих
страница1/19
Дата публикации19.07.2013
Размер3.13 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

П. Амнуэль. РТВ - ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО!

Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих.


В тексте использованы некоторые задачи по ТРИЗ и РТВ из книг и статей Г.С.Альтшуллера, Б.Л.Злотина, А.В.Зусман и других авторов.

Часть 1.

ТАКОЙ МАЛЕНЬКИЙ КРОКОДИЛ


Впереди два нерабочих дня, и вы не знаете, чем их заполнить. Предлагаю заняться гимнастикой. Причем - не вставая с дивана. Я имею в виду гимнастику ума. Начнем с простого: расскажите своим детям (или внукам) сказку.

- Жил да был крокодил…

- Про крокодила я уже слышал!

- Однажды чебурашка…

- И про чебурашку тоже!

- Про что же ты хочешь? - спрашиваете вы с тихим отчаянием, думая о том, что было уже и о китах, и о котах, и даже о ракопауке с планеты Пандора, о котором вы прочитали в повести братьев Стругацких.

- Про такое животное, про какое никто и никогда не рассказывал!

Знакомая ситуация? Если нет, не волнуйтесь, это означает только, что все впереди. Фантазия у детей не в пример богаче, чем у вас. Не обижайтесь, но это установленный наукой факт.

Что же делать?

Для начала - решить простенькую задачу: придумать животное, о котором еще никто и никогда не рассказывал.

Рецепты развития воображения достаточно просты, проще, чем рецепты развития памяти и уж попроще методики овладения иностранными языками. Рецепты эти - предмет изучения новой науки, которая носит удивительное название: теория сильного мышления. Создавалась эта наука в течение более чем тридцати лет, и ее отцом-патриархом по праву является советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Частями новой науки являются ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), РТВ (развитие творческого воображения) и ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности). О теории сильного мышления недостаточно слышать - ее нужно знать. Если не фантастические возможности ТРИЗ и не практические рекомендации ЖСТЛ, то хотя бы некоторые способы развития фантазии.

Вот первый способ.

Вспомните американский фантастический фильм "Дорогая, я уменьшил ребенка!", который часто показывают по киноканалу кабельного телевидения. Обыкновенный мальчик уменьшился до микроскопических размеров, лист лопуха стал для него что гигантский корабль. Или кинофильм "Фантастическое путешествие", сценарий которого был написан известным американским фантастом Айзеком Азимовым. Сюжет: подводную лодку с экипажем уменьшили в тысячи раз, а потом "запустили" в вену тяжело больного человека. И началось удивительное путешествие внутри кровеносных сосудов, битва с микробами и бактериями…

А ведь еще раньше были "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта. Лилипуты, которые помещались на ладони бравого английского моряка. Замечаете систему? Дети уменьшились до размеров насекомого. Подводная лодка уменьшилась до размеров микроба. Лилипуты - люди, уменьшенные в полтора десятка раз…

Прием уменьшения. Просто, но эффективно.

Кстати, уменьшать можно вовсе не только размеры. А вес? В рассказе Герберта Уэллса "Правда о Пайкрафте" некий мистер Пайкрафт принял патентованное средство для похудения и… Нет, он остался толстяком, но вес его уменьшился до нуля! Бедный мистер взлетел под потолок и… Перечитайте рассказ: очень полезно для развития фантазии.

Итак, вы пришли домой, и ваш сын…

- Нет,- говорите вы,- моя новая сказка не про того крокодила Гену, которого ты знаешь.

Вы сажаете сына на колени и вместе придумываете совершенно новую историю. О том, как крокодил Гена уменьшился в семьсот тридцать два раза и решил отомстить старухе Шапокляк. Он сделал… Дальше - сами (вот вам и занятие на субботу). Пришлите нам вашу сказку, и лучшая будет опубликована. При начислении гонорара обещаем прием уменьшения не использовать.

Попробуйте решить еще одна задачу.

Вы и ваши дети наверняка читали замечательную сказку Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес". Вот у кого было великолепное воображения (кстати, и прием уменьшения Кэрролл использовал - попробуйте вспомнить где именно)! Но и от читателей этой сказки тоже требуется немало фантазии. Подумайте-ка вместе с вашими детьми вот о чем.

Вы ведь читали сказку по-русски? Переводили ее в разное время разные переводчики, и каждый раз сталкивались с трудной проблемой. Стихи в "Алисе" - пародии на произведения, известные каждому англичанину с детства. Но мы-то с вами не англичане (впрочем, строго говоря, и не русские). Если мы не знаем стишка, который пародировал Кэрролл, как нам понять "изюминку" пародии? Можно было, скажем, сделать пародии не на английские стихи, а на русские, которые нам хорошо знакомы (так и поступил, между прочим, Владимир Набоков). Но тогда начисто пропадает английский характер книги!

Как, по-вашему, должен поступить переводчик? Переводчица Наталья Демурова задачу решила. А вы?

Задача простая, но требует воображения. И, кстати, прием уменьшения здесь не сработает. Нужен другой прием.
^

МИКРОБЫ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!


Новая наука - теория сильного мышления - утверждает, что каждого человека можно научить изобретать. Причем, как ни парадоксально, изобретатель совсем не обязательно должен быть специалистом, скажем, в металлургии, чтобы решить сложную техническую проблему, касающуюся производства сплавов. На семинарах по теории творчества рядом сидели домохозяйка и инженер-электронщик - и к концу курса оба представляли заявки на изобретения из области… кораблестроения. К этому парадоксу трудно привыкнуть, и Генрих Саулович Альтшуллер, автор ТРИЗ, обычно рассказывал такую историю, почерпнутую из фантастической повести Роберта Шекли "Обмен разумов". Некий Флинн влюбился в некую Кэти, но красавица исчезла через минуту после знакомства, так что Флинн не успел узнать о ней ничего, даже номера телефона. Он впал было в отчаяние, но тут к нему обратился некий Вальдец и сказал, что обязательно найдет Кэти.

- Вы ее знаете? - с надеждой спросил Флинн.

- Никогда не видел. Но я, видите ли, специалист по теории поисков.

- Ну и что? Как вы найдете Кэти, ровно ничего о ней не зная?

- Дружище, если бы вам было известно о Кэти все - ее привычки, друзья, желания, и тому подобное, - удалось бы вам ее найти?

- Наверняка удалось бы, - ответил Флинн.

- Что ж, а теперь рассмотрите обратный случай. О теории поисков я знаю решительно все. Зачем мне знать что-то о Кэти?

Так вот, человеку, знакомому с теорией сильного мышления (и в частности, с ее составными частями - ТРИЗ, РТВ и ЖСТЛ), не нужно быть профессионалом-электронщиком, чтобы сделать изобретение в области электроники. И жизнь не раз это доказывала!

А начинается обучение творчеству с малого - с тех самых приемов развития воображения, о которых я начал рассказывать. Это я к тому, чтобы читатель вдохновился - все у него, читателя, впереди, быть ему большим изобретателем. Кстати, большими изобретателями были писатели-фантасты Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев и Генрих Альтов. Напоминаю: Альтов - это литературный псевдоним изобретателя теории сильного мышления Г.С. Альтшуллера. С ним-то ясно - Альтов пользовался плодами разработок Альтшуллера. Верн, Уэллс, Беляев и другие авторы пользовались приемами фантазирования интуитивно. Например, очень популярным в фантастике и изобретательстве приемом объединения.

…В некоей бухте появился страшный хищник, способный лодку с людьми превратить в плоский блин. И что странно: никто этого монстра никогда не видел. Совсем как Лох-Несское чудище, только, в отличие от него, по-настоящему опасное. Так начинается рассказ советского фантаста Севера Гансовского "Хозяин бухты". Не буду пересказывать приключений, перейду к идее: оказывается, в воде бухты жили миллиарды микроорганизмов, которые в минуту опасности объединялись в единое существо, способное переломить хребет акуле. Опасность исчезает, и существо тут же распадается на миллиарды составляющих. Вот и попробуй побороться с таким чудовищем!

Гансовский использовал классический прием объединения. Казалось бы, как могут микробы объединиться и превратиться в огромного хищника? А мы объединим! Это, кстати, очень важно. Запомните: когда пользуетесь любым приемом фантазирования, нужно обязательно добиваться принципиально новой идеи. В прошлый раз мы говорили о приеме уменьшения. Имейте в виду: если уж уменьшать, то так, чтобы получилось нечто совершенно новое! Если объединять что-то воедино, то пусть вас не смущает, что объединяемые предметы или существа, вроде бы, объединению не поддаются. Не нужно бояться думать!

Известный в прошлом гроссмейстер Иоганн Цукерторт очень изобретательно воспользовался приемом объединения. Он вызвал на поединок двух гроссмейстеров сразу - Стейница и Блекберна, - и заключил пари, что проведет с ними сеанс одновременной игры вслепую, причем наберет не менее одного очка. Оба гроссмейстера играли явно сильнее Цукерторта и пари, естественно, приняли. Так вот, Цукерторт искомое очко набрал. Как? Вовсе не шахматной силой, он использовал прием объединения. Цукерторт соединил гроссмейстеров друг с другом. Ходы Стейница он передавал Блекберну, а ходы Блекберна - Стейницу, естественно, не рассказывая о том, что его роль сводится только к роли рассыльного. Он мог и вовсе не уметь играть в шахматы, результат был бы тем же…

А вот - классический пример из истории изобретательства. Долгое время на боевые самолеты навешивали броневые листы, чтобы защитить машины (и пилотов) от пуль противника. Но броня так утяжеляла самолеты, что скорость снижалась почти вдвое. Как быть? Проблема казалась неразрешимой до тех пор, пока Туполеву не пришла в голову идея объединить броню с фюзеляжем. Попросту говоря, изготовлять фюзеляж не из привычного дюраля, а из броневых листов. Масса самолета резко уменьшилась, скорость резко возросла. Очень простое решение, но ведь больше десяти лет оно никому не приходило в голову! А если бы конструкторы не пользовались "методом тыка", а знали бы теорию сильного мышления с ее приемами…

Впрочем, в отличие от юриспруденции, незнание законов творчества, конечно, освобождает изобретателя от ответственности перед историей. Но если уж вы прием знаете, то извольте им пользоваться. Например, решите достаточно простую задачку, которую, кстати, подбросила жизнь.

Один из музеев Германии приобрел в одном из музеев Франции картину Рубенса. Немецкие эксперты, исследовав на месте полотно, признали его подлинным, что и подтвердили своими подписями на обратной стороне картины. После чего картину упаковали и отправили в Германию. По прибытии на место провели повторную экспертизу (может, картину подменили в дороге?) и обнаружили, что это подделка. Но, черт возьми, на обратной стороне подделки были подписи экспертов, удостоверявшие подлинность картины! И подписи были подлинными.

Вот и догадайтесь, как была проведена эта "афера века". Догадаться достаточно просто, если знаешь прием объединения.

А задачу о переводе на русский язык "Алисы в стране чудес" вы еще не забыли? Она тоже решается с помощью приема объединения, теперь вы и эту задачу должны решить запросто.
^

ВСЕ НАОБОРОТ!


Эпиграфом к замечательной фантастической повести Рэя Бредбери "451 градус по Фаренгейту" служат слова Хуана Хименеса: "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек". Не знаю, думал ли американский фантаст о теории развития фантазии, но эпиграф выбрал очень точно. В наши дни пожарные тушат огонь, в будущем пожарные будут огонь разжигать - чтобы уничтожать книги. Вместо пожарных появятся как бы антипожарные.

Очень популярный в фантастике прием - сделать наоборот. Фантастические идеи, полученные с помощью этого приема, любопытны и парадоксальны. Может, вы читали интересный рассказ Уильяма Тэнна "Срок авансом"? Идея простая. Некто убивает своего врага и получает за это большой срок. Это в наши дни. А в мире будущего - все наоборот. Некто является в суд, заявляет, что намерен убить своего врага и получает за это большой срок. Отсидев (за хорошее поведение - половину срока), этот некто имеет теперь полное право где угодно отыскать этого врага и убить его. Согласитесь, нетривиальная идея, отличная работа воображения, а сколько психологических коллизий! Ведь герой рассказа вовсе не объявляет заранее, кого из своих знакомых он намерен "пришить", вернувшись из заключения. Десятки людей, с которыми он был так или иначе связан, теряют покой - кто из них?..

Прием наоборот: обычно все тела притягиваются к Земле, а что, если вместо притяжения будет отталкивание? И получается роман Герберта Уэллса "Первые люди на Луне". Все знают, что, если лететь со скоростью, близкой к скорости света, время замедляет свой бег. На этом основаны известный парадокс близнецов и множество фантастических рассказов о возвращении космонавтов. А если наоборот:

время не замедляется, а ускоряется? Прочитайте рассказ братьев Стругацких "Частные предположения", и вы узнаете, что получится. Или уж совсем тривиальная мысль: все мы стареем. А если наоборот? Тогда получается рассказ Станислава Лема "Восьмое путешествие Ийона Тихого", где герой молодеет день ото дня, превращаясь, в конце концов в младенца.

Наверняка, покопавшись в памяти, каждый из вас вспомнит не одно, а несколько литературных произведений (не обязательно фантастических), где какая-то ситуация поставлена с ног на голову.

Среди приемов развития воображения прием "наоборот" стоит особняком. Причина простая: с ног на голову можно ведь ставить не только вещи, явления или ситуации, но и приемы развития воображения. Мы уже знаем два приема, о которых говорили на прошлых занятиях: уменьшение и объединение. А если наоборот? Тогда получим еще два приема: увеличение и дробление. Увеличение: это свифтовские великаны, вольтеровский Микромегас, звездолет размером с планету в "Бегстве Земли" Френсиса Карсака. А лемовская идея передачи людей на расстояние? Сначала профессора Тарантогу раздробили на отдельные атомы, а потом, в другом уже месте, эти атомы объединили в милого профессора. Приемы дробления и объединения без всяких примесей.

В будущем, рассказывая о каком-нибудь приеме развития воображения, давайте не будем забывать о приеме "наоборот" и каждому новому приему сразу же противопоставлять антиприем.

Да что мы все о фантастике? Воображение нужно нам в реальной жизни! Вот техническая проблема: зима (разумеется, не в Израиле, а где-нибудь в Сибири), на открытых железнодорожных платформах лежат окаменевшие от холода минеральные удобрения. Попробуйте-ка разгрузить такой состав! Много лет делали самое, казалось бы, естественное: нагревали груз до тех пор, пока огромные глыбы не распадались на комки. Это сколько же надо было горелок, сколько топлива пропадало… В конце концов явился некий изобретатель и сделал наоборот: предложил обливать груз жидким азотом. Глыба охлаждается еще больше, становится хрупкой и… распадается на части. А жидкий азот попросту испаряется без следа. Красивая идея?

А вот изобретение, сделанное с помощью приема дробления. Нефть, как вы знаете, хранят в резервуарах. Летом резервуар сильно нагревается, и много нефти улетучивается. Казалось бы, чего проще: нужно накрыть жидкую нефть крышкой, и все дела. Да, но ведь стенки резервуара неровные, между крышкой и стенками остается зазор, и нефть продолжает испаряться. Как быть? Изобретатели воспользовались приемом дробления: раздробили крышку, предложили насыпать в резервуар мелкие шарики, плавающие на поверхности нефти. Проблема исчезла: теперь, какой бы формы не были стенки резервуара, "крышка" из шариков не оставляет никаких щелей!

Кстати, вы еще не забыли задачку о фантастическом животном? Давайте так: по мере того, как вы будете узнавать все новые премы фантазирования, возвращайтесь к этой задаче и придумывайте очередное животное. И вам тренировка, и детям - новая сказка. Например, прием "наоборот". Что делает животное обычно, когда голодно? Оно находит добычу и ест ее. А теперь наоборот: путь оно находит добычу и… заставляет себя съесть. Скажем, фантастический кролик на планете Фу-фу насыщается тогда, когда попадает в желудок местного удава, там и пищи много, и волк не догонит. А выбраться обратно? Так на это есть другие приемы - уменьшения, увеличения, дробления… Подумайте-ка сами.

А теперь простенькая задача. Как, скажите на милость, можно определить температуру жука, пользуясь обычным градусником? С человеком проблем нет, даже тигру можно измерить температуру, если его, конечно, связать. А жуку? Решение очень простое. Нужно только воспользоваться одним из тех приемов, которые мы уже знаем. Напомню: пока их пять - увеличение, уменьшение, объединение, дробление и "наоборот".
^

ЭТОТ ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ МИР


Не будем временно говорить о приемах развития воображения. Во-первых, хочу дать читателю время освоиться с теми приемами, с которыми мы уже познакомились. А во-вторых, хочу, чтобы читатель не думал, что наука о сильном мышлении состоит всего лишь из набора приемов - выучил, и стал изобретателем.

Конечно, все сложнее. Отдельные приемы были известны изобретателям и раньше, даже в прошлом веке. У психологов можно найти списки двадцати-тридцати приемов. Многим казалось - вот пополним список, будем пользоваться не десятью приемами, а сотней, и все, никакая техническая проблема не устоит. Однако быстро обнаружилось, что с помощью простых приемов можно решать только простые задачи, вроде похищения картин (кстати, вы-то эту задачку решили?) или измерения температуры жука (вы уже придумали ответ?). А чтобы решить задачу посложнее, нужно использовать комбинации приемов, число комбинаций очень велико - десятки тысяч! Так что же, возвращаться к старому методу тыка и перебирать, только теперь не идеи, а приемы?

Нет, конечно. Автор ТРИЗ Г.С.Альтшуллер "перевернул" проблему (прием "наоборот") и сказал: прежде чем пытаться сделать изобретение, давайте разберемся, что это такое - изобретательская задача.

Вспомним задачу о переводе стихов-пародий из "Алисы в стране чудес". В чем трудность? Перевод делается, естественно, не для англичан - им-то русский текст ни к чему. Но чтобы понять смысл пародии, нужно знать какое стихотворение пародируется. А чтобы читатель знал это стихотворение, он должен быть англичанином. Что получается? Читатель должен быть англичанином, и читатель не должен быть англичанином…

Противоречие.

Вот-вот! Именно из противоречия и возникает любая изобретательская задача. Только ли изобретательская? Нет - любая задача на воображение.

Есть противоречие и в задаче об измерении температуры жука. Чтобы измерить температуру нужен градусник, и в то же время - градусник не нужен, потому что жуку его некуда поставить!

А задача о фальшивых картинах? Противоречие: подписи экспертов были поставлены на подлинниках, но эти самые подписи стоят на подделках!

А уж какое очевидное противоречие в задаче о разгрузке минеральных удобрений! Груз нужно нагревать (иначе, вроде бы, заледеневшие глыбы не разбить), и груз нагревать не нужно (уходит очень много топлива).

Нет задачи без противоречия. Но ведь нет и решения, если противоречие остается. И неужели наука о сильном мышлении, в которой существуют десятки приемов фантазирования, не придумала способов, как избавляться от всякого рода противоречий?

Вопрос риторический. Конечно, такие способы есть. Вот два. Первый: нужно разделить противоречащие свойства в пространстве. Второй: нужно разделить противоречащие свойства во времени. Классический пример - проблема запертой комнаты. Убили миллионера, труп лежит в комнате, закрытой изнутри. Все заперто - двери, окна, форточки. Противоречие: убийство произошло (вот же труп!), но его не могло быть (как вошел и вышел убийца?). И решение - либо убийство произошло, когда комната еще не была запертой (разделение во времени!), либо убили в другом месте (разделение в пространстве!).

Вот вам, кстати, подсказка к решению задачи о подделке картин: нужно разделить подлинники картин и подписи к ним… в пространстве. Как? С помощью одного из уже известных нам приемов воображения!

А чтобы потренироваться, давайте сыграем в игру, которая называется "Хорошо-плохо" или "Цепочка противоречий".

Соберите вечером всю семью за олимовским столом и начните:

- Я говорю "Идет дождь. Это хорошо, потому что после дождя лучше растут цветы". А ты, Соня (это вы жене), подхватываешь "Цветы растут лучше - это плохо, потому что, когда в квартире много цветов, начинает болеть голова". Тогда ты, Лена (это вы дочке), говоришь "Но если болит голова - это хорошо, потому что тогда не нужно делать уроки". А Игорь (это - сын) продолжает "Если не нужно делать уроки - это плохо, потому что тогда меньше знаешь." Круг замыкается, теперь опять ваша очередь: "Меньше знать - это хорошо, потому что…"

Поняли принцип? Так и продолжаете "это хорошо, потому что… А это плохо, потому что…" И тянете эту цепочку противоречий до тех пор, пока не окажется, что для очередного раунда вы уже не в состоянии придумать логичной причины.

Потренируйтесь, а потом, вместо того, чтобы перед сном читать детектив или смотреть боевик, сосредоточьтесь и "нарисуйте" цепочку "плохо-хорошо…" для такой начальной фразы: "На юге теплый климат, и это хорошо, потому что…"
^

БЫТЬ И НЕ БЫТЬ


Если хотите придумать что-то новое, найдите противоречие в старом.

Если не найдете, то и нового ничего не придумаете. Так утверждает теория сильного мышления, и разве это не правильно?

Мы уже знаем несколько приемов фантазирования - увеличить, уменьшить, объединить, раздробить… Казалось бы, бери и пользуйся. Но много ли воображения в дереве, увеличенном в десять раз? Стоит себе трехсотметровый ствол, пронзив облако, подобно Останкинской телебашне. В таком дереве нет внутреннего противоречия, значит, нет и новизны. А вот давайте увеличим дерево не в десять раз, а в десять тысяч. Сразу появляется противоречие и, значит, есть работа для фантазии. Какое противоречие? Очень простое. Дерево высотой в сотни километров не может существовать. Почему? Да потому, что корни его вращаются вместе с Землей с одной скоростью, а вершина - с гораздо большей. Когда дерево обычного "роста", эта разница неощутима, а когда ствол вымахал аж за пределы атмосферы… Дерево сломается - вот и все.

Итак, противоречие: дерево должно быть высотой в тысячу километров (по условию задачи) и не должно (ведь оно сломается). Как разрешить противоречие? Просто: дерево вымахало за тысячу километров, но… продолжает находиться около земли. То есть - растет не вверх, а вдоль земной поверхности. Ствол дерева - от Москвы до Санкт-Петербурга.

Вот тут-то и появляются новые возможности, вот тут-то и возникает простор для фантазии. Выдолбим в стволе тоннель и пустим поезда. Впрочем, зачем долбить-то? Можно вырастить пустотелое дерево, лежащее на земле, и пустить внутри него электричку. Автобусы пускать по тоннелю не стоит - дерево погибнет от выхлопных газов. А если вырастить ствол длиной в десять тысяч километров? Можно, кстати, и квартиры вырубать в коре этого дерева - ведь если длина ствола достигает тысяч километров, то толщина наверняка тоже ого-го… Появятся дешевые квартиры, подрядчики начнут, вместо строительства домов, выращивать деревья…

Вот так и работает фантазия. Нужно пользоваться простыми приемами и помнить о том, что, создавая новое, нужно прежде всего отыскать противоречие в старом. В ТРИЗ - составной части теории сильного мышления - есть несколько дополнительных приемов, с помощью которых удается делать любопытные изобретения. Один из приемов звучит так: "чтобы не возникло трудностей сегодня, избавься от них… вчера". Или, если покороче,- "сделай заранее".

Вот пример. На одной из мебельных фабрик выпускали комплекты мебели для детских садов. Потребители жаловались: очень скоро шкафы перестают, мягко говоря, радовать взгляд. Дети сдирают краску, царапают дерево.

- А мы при чем? - долгое время отбивалась дирекция фабрики. - Любую, самую прочную, краску можно содрать и любое, самое прочное, дерево - поцарапать.

Хотите, будем делать некрашеную мебель?

- Не хотим! - возмущались заказчики. - Для детских садов нужна мебель яркая, раскрашенная в разные цвета. Вот если бы краска была не на поверхности, а пропитывала всю древесину…

- Тысячу раз пробовали! - возражала дирекция. - Не получается.

Вот вам типичное противоречие: дерево должно быть покрашено (чтобы мебель была яркой) и не должно быть покрашено (потому что краску дети сдирают). Есть противоречие - значит, есть над чем подумать. И прием есть, он сформулирован пятью абзацами выше.

Изобретение, о котором я рассказываю, было сделано на самом деле: нужно не красить шкаф после изготовления, а нужно заранее вводить красители в почву, из которого дерево добывает себе пропитание. Ствол будет окрашен на всю глубину еще до того, как дерево срубят! И никаких проблем - царапай хоть ногтем, хоть гвоздиком.

А эту задачу решите сами. Идея та же - нужно найти и сформулировать противоречие, а потом использовать прием "сделай заранее".

Некая фирма покупала подсолнечное масло и перевозила его в автоцистернах емкостью три тысячи литров. Однажды обнаружили, что каждый раз после доставки груза в цистерне недостает примерно тридцати литров. Проверили отмеряющие приборы, проверили пломбы, проверили герметичность цистерны - все в порядке! Обратились в полицию. Детектив ничего не обнаружил: в пути машина нигде не останавливалась, водитель масла не отливал, да и не мог - цистерна-то была под пломбой.

В конце концов проблему, конечно, решили и вора обнаружили. Но понадобилось для этого нанимать бригаду сыщиков и платить большие деньги. А если бы владельцы фирмы (не говоря о детективах) владели приемами развития воображения? Задача - на пять минут, не больше. Подумайте.

В заключение - еще одна задачка. В ней тоже, конечно, нужно прежде всего выявить, что чему противоречит. И использовать прием. Только не "сделать заранее", а другой - из тех, что вы уже знаете.

В одной лаборатории исследовали процесс электросварки. Включали электрическую дугу, вносили в нее металлический стержень и снимали на пленку, чтобы потом спокойно рассмотреть, как плавится металл. Когда показали фильм на экране, выяснилось, что видна только дуга. Этого следовало ожидать - ведь дуга ярче стержня, поэтому его и не видно. Что делать? Включили вторую дугу, осветили ею стержень и снова сняли фильм. Но теперь виден оказался только стержень - ведь он был ярко освещен второй дугой! И что же делать? Как увидеть на экране сразу и дугу, и стержень, который в ней плавится?

Противоречие ясно: дуга должна быть видна (чтобы проследить за ее действием) и не должна быть видна (иначе не виден стержень). Что ж, противоречие я вам подсказал, а как от него избавиться?
^

И БЫТЬ, И НЕ БЫТЬ


Время подвести первый итог - пять приемов, пять задач, на которые нужно дать ответы. Итак, что было главным? Первое: не создашь нового, не найдя противоречия в старом. И второе: найдя противоречие - воздействуй приемом.

Гамлетовский вопрос "быть или не быть?" был решен принцем в пользу "не быть". Из чего следует, что Гамлет не знал ТРИЗа, иначе он сказал бы: "и быть, и не быть!" Так поступает изобретатель и любой человек с развитым воображением.

Есть такая притча. Если военный говорит "да", то это "да"; если "нет", то это "нет"; если он говорит "может быть", то это не военный. Если девушка говорит "нет", то это "может быть", если "может быть", то это "да", а если она гооворит "да", то это не девушка. А вот изобретатель, увидев противоречие типа "да или нет", говорит "и да, и нет" - и делает так. Если он говорит "да", и если он говорит "нет", это не изобретатель.

В тридцатые годы, когда начали увеличиваться скорости самолетов, возникло противоречие. Чтобы самолет летел быстрее, нужно убрать все выступающие части, в том числе и шасси. Но если убрать шасси, как самолет будет взлетать и садиться? Типичное противоречие: шасси должно быть (иначе ни взлететь, ни сесть!), и его быть не должно (иначе не увеличить скорость).

Лет десять конструкторы мучились, меняя форму корпуса и шасси. А разрешил противоречие советский конструктор Роберт ди Бартини (итальянский коммунист, эмигрировавший в СССР в 1924 году, чтобы, как он выразился, "красные самолеты летали быстрее черных" - вот ведь тоже противоречие, господа!). Он сказал "и быть, и не быть", разделив противоречащие элементы во времени - шасси есть (на старте и при посадке), и его нет (в полете). Короче говоря, он изобрел убирающееся шасси, в результате чего одно время действительно красные самолеты летали быстрее черных.

А теперь, крепко запомнив, как бороться с противоречиями, вернемся к задачам. Задача 1. Как перевести на русский язык пародии из "Алисы в стране чудес", чтобы и английский стиль сохранить, и чтобы смысл пародии был ясен читателю? В.Набоков поступил так: вместо английских стихов он пародировал известные всем русские (например, "Скажи-ка, дядя, ведь недаром…"). Читатель понимал, о чем говорит пародия, но из "Алисы" начисто исчез английский дух. И это понял сам писатель, поскольку назвал свой перевод "Аня в стране чудес". Противоречие осталось, поскольку Набоков избрал вариант "не быть". А переводчица Н.Демурова подошла к проблеме по-изобретательски. Она дала (в комментарии) перевод английского стихотворения, которое пародировал Керролл, а в самом тексте - перевод пародии. Получилось "и да, и нет" - читай стихотворение, а потом читай на него пародию… Задача 2 - о подделке картин из французского музея. Противоречие: картины подлинные (это удостоверяют подписи экспертов), и они подделаны (что видно и без всякой экспертизы). Разделим противоречащие части во времени: картины были подлинны, когда эксперты ставили свои подписи, и картины стали подделками, прибыв на место. Как это? Очень просто - используйте прием объединения. Перед отправкой подлинник и подделка были объединены в одной раме: сверху подлинное полотно, а под ним подделка. Эксперты видели подлинник, а подписи ставили на обороте подделки, вот в чем штука! В дороге, как вы понимаете, подлинники были украдены…

Задача 3 (как измерить температуру жука) совсем проста и решается с помощью все того же приема объединения. Возьмите сотню жуков и запихайте их в стакан, а потом суньте в этот стакан обычный градусник. Прибор покажет среднюю температуру жуков внутри стакана - что вам и нужно.

Задача 4 - о том, как из цистерны пропадало масло. Цистерна закрыта и опечатана, по пути шофер даже не выходил из кабины. А масла недосчитались. Противоречие - масло не исчезло (это показывали весы и до поездки, и после нее), и оно исчезло. Что сделал шофер? Он использовал изобретательский прием "сделай заранее". Внутрь цистерны он подвесил пустое ведро. Когда цистерну залили маслом, ведро оказалось полным. Потом цистерну закрыли, перевезли, взвесили (все в порядке!) и масло слили. Все, кроме того, что осталось в ведре! Отъехав в гараж, где не было никаких сыщиков, шофер вытащил ведро и продал масло. А заказчик в это время ругался и проклинал нечистую силу…

И пятая задача - как на одной кинопленке получить изображение горячей электрической дуги и холодного металлического стержня. Простая задача, ее должен решить каждый, кому известен принцип работы стробоскопа. Нужно резделить противоречивые элементы (дугу и стержень) во времени - сначала снимать металл в пламени дуги (будет видна только дуга), потом осветить металл более мощной дугой (станет виден только стержень). А потом объединить - перемежать первые кадры со вторыми. Глаз не заметит мелькания - вам будет казаться, что вы видите холодный стержень в горячем пламени электрической дуги.

Все так просто, если знаешь, как все это просто…
^

МАШИНА БЕЗ МАШИНЫ


Итак, мы знаем пять приемов фантазирования и знаем, что новая идея возникает тогда, когда в старой идее обнаружены противоречия. Замечательно. Есть еще много других приемов, но о них позже. Но, если уж развивать фантазию по всем правилам, то нельзя обойтись без второго по важности. Ну, обнаружили мы противоречие. Ну, использовали прием, и противоречие исчезло. А кто сказал, что идея, которую мы получили в результате - лучшая? Никто этого не сказал.

Между тем, ТРИЗ утверждает, да, собственно, и без ТРИЗ здравый смысл подсказывает: прежде чем куда-то двигаться, нужно представить, куда ты, собственно, хочешь придти. Прежде чем начать фантазировать или изобратетать, ответь: а что, собственно, ты хочешь придумать.

Лет сорок назад в КБ Туполева возникла проблема, которую долго не могли разрешить. На новых моделях самолетов решили установить и мощные радиолокационные системы. Но антенна бортового локатора - это ажурная легкая конструкция, встречный поток воздуха сминает ее мгновенно. Как защитить? Ясно как - закрыть антенну жестким обтекателем. Закрыли, и что же? Упала скорость самолета, раз. Но что еще хуже - обтекатель поглощал радиоволны, и проницающая сила локатора катастрофически уменьшалась. Что делать? Скажу сразу - конструкторы использовали все известные в то время материалы для обтекателя и улучшими аэродинамические качества, насколько это вообще было возможно. А проблема осталась…

Вот вам противоречие: обтекатель должен быть (чтобы защитить антенну), и его быть не должно (чтобы радиоволны не поглощались). Если бы в КБ Туполева работал кто-нибудь, знавший теорию изобретательства, он бы сказал сразу: а чего вы, товарищи, собственно, хотите? Какой должен быть идеальный конечный результат? ИКР - идеальный конечный результат - есть у любой изобретательской задачи и у любой задачи на воображение. Сформулировали противоречие? Это - то, от чего мы должны уйти. А теперь сформулируйте ИКР - это то, к чему мы, по идее, должны придти.

Что самое важное в любой машине? Форма, металл, вес, мощность? Нет - функция! Самое важное, к примеру, в автомобиле - не сам автомобиль, а то, что он должен доставить вас из одного места в другое. Разве вы отказились бы, если бы явился волшебник и предложил перенести вас из дома на работу без всякого автомобиля? Отказались бы, если автомобиль вам нужен для престижа…

Итак, ИКР - это когда механизма или машины нет, а функция его выполняется. Идеальный автомобиль - это отсутствие автомобиля: захотел, и оказался в театре. Или на стадионе. Конечно, такого пока нет, но ведь результат - идеальный! К нему и нужно стремиться. Если вы захотели усовершенствовать кран на кухне, подумайте: а каким должен быть ИКР? Уверяю вас, сразу вам придет в голову какое-нибудь не очень тривиальное решение…

Но вернемся к Туполеву. Каким должен был быть идеальный результат? Обтекателя нет, а функция его выполнена. То есть: антенна, вроде бы, ничем не прикрыта, а, между тем, от напора воздуха защищена. Быть такого не может? Не торопитесь. Вот, как решил проблему сам Туполев, когда ему принесли на просмотр очередной вариант обтекателя.

- Хватит! - сказал он. - Какой материал самый легкий и в то же время абсолютно прозрачный для радиоволн? Разумеется, воздух. Его и используйте.

Действительно, идеальное решение - закрыть антенну… воздухом. Сказать-то легко… Но и решить оказалось просто - было бы направление.

- Говорите, из воздуха ничего не построишь? - продолжал Туполев. - Неверно.

Поглядите на пчелиные соты. На девять десятых они состоят из воздуха и, между тем, попробуйте их сломать!

Так и была создана крышка для самолетных антенн, практически целиком состоящая из воздуха. Конечно, это не было полностью идеальное решение - но без стремления к ИКР не удалось бы достичь и этого! ИКР - мечта.

Но мечта прокладывает путь к решению.

Вот совершенно реальная проблема, которую удалось в свое время решить, представив себе идеальный конечный результат.

Дело было в одном из крупных совхозов - естественно, еще во времена застоя, что, впрочем, для задачи не так уж важно. В большом совхозе - большой коровник. Представили? Призывает директор ученых и говорит:

- Хочу знать, хороша ли в коровнике вентиляция.

- Сделаем замеры и узнаем, - говорят ученые. - Правда, помещение большое, потолки высокие… Работы месяца на два.

- Ну, знаете, - машет руками директор. - Быстрее нельзя?

- Справимся за час, - заявляет неожиданно один из ученых, знакомый с ТРИЗ.

И справился-таки. Сформулировал идеальный конечный результат: по нашему желанию в любой точке коровника возникают стрелки, указывающие направление воздуха. По идее, можно бы использовать свечи, и следить за направлением пламени. Но ведь не поставишь тысячи свечей в разных местах! А ИКР требует именно этого - в любой точке и одновременно. Можно заполнить коровник дымом, который будет двигаться по ветру, но в дыму ничего не видно!

Вот вам и противоречие. Нужно запустить в коровник нечто, которое должно быть везде (чтобы видеть направления воздушных потоков), и которого не должно быть нигде (чтобы воздух оставался прозрачным, и можно было бы вести наблюдения). Решение оказалось очень простым. Попробуйте найти его сами.
^

ВИНТ ДЛЯ КАРЛСОНА


Все, что существует в мире, подчиняется законам природы. Есть законы и у истории, хотя, похоже, не такие простые, как учили нас классики марксизма. И, безусловно, есть законы, определяющие развитие техники. Эдисон придумал телефон не потому, что только так мог проявить свой талант. Почему он, например, не изобрел космическую ракету? Вполне мог бы, учитывая многовековой опыт китайцев. Но - не изобрел. Потому что, оказывается, технические системы развиваются по определенным законам. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - утверждает, что каждая техническая новинка в своем развитии проходит четыре этапа.

Первый - поиск конструкции. Вот появился автомобиль. Сначала это была та же карета, но с мотором. Потом стали думать: каким должен быть у автомобиля кузов, каким - шасси, как расположить двигатель, как скомпоновать сидения в кабине… Наконец кое-как с внешним видом справились, и начался этап номер два - улучшение деталей. Да, мотор должен быть под капотом, но какой именно мотор? Дизельный, внутреннего сгорания? А, может, электрический или паровой? А колеса - их четыре, но как их лучше расположить?..

Третий этап - динамизация. Очень важный этап в развитии любого изобретения. И потому в РТВ - курсе по развитию творческого воображения - есть множество задач, в которых требуется сделать динамичным, меняющимся то, что, казалось бы, меняться никак не может. И в фантастике, кстати, много любопытных идей, использующих прием динамизации. Вспомните интересный рассказ Р.Шекли "Форма". Идея - инопланетяне вовсе не имеют какой-то одной определенной формы, они динамичны, могут сейчас выглядеть как стая волков, а минуту спустя - как плывущие в небе облака… Или роман В.Савченко "Открытие себя" - человек меняет свое тело, свою внешность так, как ему хочется.

Между прочим, идея вполне здравая и полностью соответствует теории развития систем (ведь и человек - система, пусть и природная). Судите сами - сначала, в процессе эволюции (или по воле Творца, если угодно), человек заполучил определенную форму - туловище, руки, ноги, голову… Это этап номер один. Потом каждую "деталь" стали подгонять друг к другу - исчез хвост (лишняя деталь!), увеличился рост, был, говорят, у человека и третий глаз, который впоследствии зарос…

Добрались мы до третьего этапа в эволюции - до динамизации. Природа слишком медлительна, а Творец, судя по всему, с законами развития систем не знаком. Значит, полагаться нужно на себя…

Помните, рассказывая о противоречиях, я приводил в пример историю появления на самолетах убирающегося шасси? Вот классический пример системы на третьей стадии развития - на стадии динамизации. Убирающееся шасси - меняющийся элемент. А складывающиеся крылья? А меняющаяся форма носа у сверхзвуковых лайнеров Ту-144 и "Конкорд"? Все закономерно, и - уверяю вас! - недалеко время, когда самолет будет в полете изменять длину фюзеляжа или число двигателей: например, взлетит из Москвы гигант на 1000 мест с 8 двигателями, а в дороге, где-нибудь над Парижем, часть корпуса с моторами отделится и совершит посаду, а "остаток" продолжит лететь до Нью-Йорка. И это предсказание вполне надежно, потому что основано на знании закона развития технических систем.

Лет двадцать назад на одном из судостроительных заводов, выпускавших катамараны - корабли с двумя корпусами - возникла проблема. Для морей нужны были катамараны с широко расставленными корпусами (чтобы уменьшить качку). А для рек, наоборот, нужно было, расположить корпуса поближе друг к другу - иначе в узкой речке судно попросту застрянет. Решили выпускать два типа судов - для морей и для рек. Но разве это верное решение? Нет, и со временем пришли к идее - выпускать один тип катамаранов: с раздвижными корпусами. В реке два корпуса прижаты друг к другу почти вплотную, а выйдет судно в море, и корпуса расходятся… Динамизация!

Кстати, космические системы очень быстро перешли к третьей стадии развития - станция "Мир", к примеру, состоит из сменных блоков и модулей. И это прообраз будущих космических поселений, где секции будут менять местами, снимать для отправки на Землю, а форма поселения будет то бубликом, то шаром, то даже вовсе цилиндром…

А вот задача, которую, надеюсь, вы легко решите, пользуясь приемом динамизации. Когда была переведена на русский язык повесть А.Линдрен о Малыше и Карлсоне, дети, конечно же, захотели иметь Карлсона-куклу. И такие куклы появились в продаже - очень похожие и с пропеллером за спиной. У них был один недостаток - они не летали, для этого пропеллер был слишком мал.

Тогда стали выпускать Карлсонов с большими пропеллерами, и они летали как детские вертолеты. Но… пропеллер был втрое больше куклы - попробуй-ка поиграть с такой игрушкой!

Типичное техническое противоречие - одна кукла похожа, но не летает, а другая летает, но не похожа. Есть противоречие - значит, жди изобретения. А лучше - сделай изобретение самостоятельно. И прием есть - динамизация.

Кстати, на одной из фабрик детской игрушки именно таких Карлсонов и начали выпускать в конце семидесятых. Каких - таких?

Ответ за вами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconСтатья «Алгоритм решения изобретательских задач» в Википедии Это...
Алгоритм решения изобретательских задач[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10] раздел теории решения изобретательских задач (триз), разработаной...
Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconXiii межрегиональный дистанционный конкурс
Компьютерная школа Пермского госуниверситета проводит ХIII межрегиональный дистанционный конкурс по информатике и Теории решения...
Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconФорма заявки на участие в мероприятиях
«Теория решения изобретательских задач. Применение триз в нетехнических областях»
Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconДетская студия «Синяя птица»
Развивающие занятия включают художественное воспитание, знакомство с окружающим миром, формирование навыков чтения, письма, математических...
Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconПрограмма семинара в приложении. Зам исполнительного директора Гладких...
Фонд поддержки и развития науки Республики Башкортостан организует 30 ноября-1 декабря 2012 года в Уфе двухдневный семинар-тренинг...
Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconСтрахование ответственности курс лекций
Содержит курс лекций по дисциплине «Страхование ответственности» и список рекомендуемой литературы для ее изучения. Предназначен...
Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconКурс лекций Минск бгу 2005 О. В. Блажевич культивирование клеток...
К 90 Культивирование клеток: Курс лекций / О. В. Блажевич. – Мн.: Бгу, 2005. – 80 с
Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconРазвитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением

Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconКурс лекций по древней философии
Фрагменты публикуются по источнику: Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб пособие для филос фак и отделений ун-тов....
Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих iconУчебное пособие (курс лекций)
Курс лекций по дисциплине «Физика горных пород» разработан для студентов специальности 130201. 65 Геофизические методы поисков и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница