Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук


Скачать 127.15 Kb.
НазваниеМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук
Дата публикации21.03.2013
Размер127.15 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Литература > Методические указания
4. Методические указания для подготовки к семинарским занятиям

Тема 1. Социология в структуре социально-гуманитарных наук (дн. – 2/4ч.)

План

1. Предмет и объект социологии.

2. Взаимосвязь социологии с другими науками об обществе.

3. Структура социологического знания.

4. Функции социологии.

Темы рефератов

1. Теоретическое и эмпирическое в социологическом исследовании.

2. Фундаментальные и прикладные исследования в социологии.

3. Основные виды и сферы социологических исследований.

4. Роль социологии и место социолога в социальном реформировании общества.

Рекомендуемая литература

1. Социология: наука об обществе: Учебное пособие под ред. В.П.Андрущенко,

Н.Н.Горлача. Харьков, 1996.

2. Социология: Уч.пособие под ред. Елсукова А.Н., Минск, 2000.

3. Тадевосян Э.В. Социология. М., 1994.

Контрольные задания для СРС (о. 4, 5,7,8,9,14, д. 1,2,4,15,30)

  1. Подготовить реферат на одну из заданных тем.

2. Выписать в тетрадь функции социологии
Тема 2. Основные направления в истории социологии (дн. – 4/8 час)

План

1. Институциализация мировой социологии.

2. Классический период в развитии социологии (О.Конт, Г.Спенсер).

3. Социология Э.Дюркгейма.

4. Социологические взгляды К.Маркса.

5. Социология М.Вебера

6.Социология ХХ века (Т.Парсонс, Р. Дарендорф, Г.Мид, Р.Мертон, Н.Смелзер).

7. Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей с древности до начала ХХв. н.э. (Ч.Валиханов, А.Кунанбаев, А.Байтурсынов, А.Букейханов).

8. Современный этап в развитии социологии в Казахстане.

Темы рефератов.

1.Институциализация социологической мысли в Казахстане.

2.Социологические системы русских социологов.

3.Этнометодология Г.Гарфинкеля.

4.Теории среднего уровня (Мертон).

Рекомендуемая литература

  1. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

  2. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии М.,2000.

  3. Тадевосян Э.В. Социология. М.,1994.

  4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., 1995.

Контрольные задания для СРС (о. 1-4, 10-15, д. 3,11,22)

  1. Изучение литературы (монографий) по данной теме.

  2. Подготовка реферата на одну из заданных тем.


Тема 3. Методы и техника проведения конкретно-социологических

исследований (днев. – 1/4 час)

План

1. Понятие конкретного (эмпирического) социологического исследования.

2. Социологический опрос.

3. Наблюдение.

4. Эксперимент.

5. Социометрия.

Темы рефератов

1. Анализ документов как метод сбора социологической информации.

2. Программа социологического исследования.

3. Выборка : понятие, виды, методика.

Рекомендуемая литература

1. Гречихин А.Б. Лекции по методике и технике социологичеких исследований. М.. 1988.

2. Как провести социологические исследование. М., 1990.

3. Социологический словарь. Минск, 1991.

4. Практикум по социологии. М., 1992

5. Оперативные социологические исследования. Минск, 1997.

6. Габдуллина К.Г. Социология. Уч.пособие для студентов высших технических учебных заведений.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998

Контрольные задания для СРС (о.5,8,12, д.8,19,27)

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Выписать в тетрадь краткую характеристику каждого метода.
Тема 4. Общество как социальная система. Социальные институты и социальные процессы (дн. – 2/4 часа)

План

  1. Понятие общества. Современный взгляд на общество.

  2. Социальные институты как элемент социальной жизни. Роль социальных институтов в модернизации казахстанского общества.

  3. Понятие социального процесса. Виды социальных процессов.

  4. Особенности социальных процессов в Казахстане.

Темы рефератов

1. Социальные институты и социальные организации.

2. Социально-классовые теории общества.

3. Технократические теории общества.

4. Концепция культурно-исторических типов.

Рекомендуемая литература

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.,1995.

2. Основы социологии. Курс лекций под ред. А.Г.Эфендиева. М., 1994.

3. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. М., 1995.

4. Габдуллина К.Г. Социология. Уч.пособие для студентов высших технических учебных заведений. Алматы, 1997.

Контрольные задания для СРС ( о. 3, 4,5,9,14,15, д. 3,8,27)

1. Выписать в тетрадь значения понятий: «общество», «социальная общность», «социальная организация», «социальный институт», «социальный процесс».

  1. Определить, характеристиками чего (страны, государства, общества) выступают следующие явления: суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, недра, леса, благосостояние. Ответ дать в письменной форме в рабочей тетради.


Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация (дн. – 2/2 часа)

План

1. Понятие социальной стратификации общества.

2. Понятие и виды социальной мобильности.

3. Социальная стратификация современного казахстанского общества.

Темы рефератов

1. Социальное неравенство и социальное расслоение.

2. Исторические типы социальной дифференциации.

3. Современные модели социальной стратификации.

4. Проблемы формирования среднего класса в Казахстане.

5. Перспективы развития социальной структуры Казахстана.

6. Социальные аспекты модернизации современного общества.

Рекомендуемая литература

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.,1995

2. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие. Екатеринбург, 1998.

3. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. М., 1995.

Контрольные задания для СРС (о.4,5,8,10,11,14,15,д. 16,27)

  1. В письменной форме охарактеризовать основные составляющие стратификации – престиж, власть, богатство, доход, образование и др. Приведите примеры.

  2. Выписать в тетрадь значение понятий: «социальный слой», «социальная группа», «класс», «социальный статус».


Тема 6. Социологическая характеристика личности (дн. – 1/4 часа)

План

1. Личность как объект и субъект общественных отношений. Структура личности.

2. Социологический аспект исследования личности (ролевая теория личночти, теория «зеркального Я»).

2. Понятие социализации личности.

3. Виды и стадии социализации личности.

Темы рефератов.

1. Проблемы социализации молодежи.

2. Особенности социализации в зрелом возрасте.

3. Роль семьи в процессе социализации личности.

4. Образование и социализация личности.

5. Социализации личности в условиях глобализации.

6. Вестернизация и социализация молодежи.

Рекомендуемая литература

1.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., 1995.

2.Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие. Екатеринбург, 1998

3.Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. М., 1995.

Контрольные задания для СРС (о.4,5,8,11-15, д.27)

1. Написать эссе, проверив на себе следующие критерии статуса взрослого человека: сам себя обеспечивает средствами существования; распоряжается деньгами независимо от других; самостоятелен в выборе образа жизни; проживает независимо от родителей.

2. Посмотреть в словаре и монографиях соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».
Тема 7. Девиация и социальный контроль (дн. – 1/2 часа).

План

1. Понятие социальной нормы и социального контроля.

2. Природа и исторические типы отклоняющегося поведения личности. Основные виды социальных отклонений.

3. Система социального контроля и социальных санкций.

4. Методы социального контроля.

Темы рефератов

1. Место и роль социального контроля в жизни общества.

2. Социальная аномия и пути ее преодоления.

3. Факторы девиантного поведения среди молодежи.

4. Факторы делинквентного поведения среди молодежи.

5. Самоконтроль и его роль в преодолении девиации.

Рекомендуемая литература

1. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие. Екатеринбург, 1998.

2. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. М., 1995.

Контрольные задания для СРС ( о.2-5,8,11-15, д.27)

1. Выписать в тетрадь значения понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «социальная норма», «социальный контроль».

2. Проанализовать и описать поведение окружающих студента в быту людей и отметить те поступки, которые считаются девиантными.
Тема 8. Внутриполитическая стабильность и консолидация казахстанского общества (Стратегия «Казахстан-2030») (дн. – 1/1 часа).

План

1. Внутриполитическая стабильность общества как стратегическая цель.

2. Основные факторы консолидации казахстанского общества.

Темы рефератов

1. Решение социальных проблем общества как условие его дальнейшей консолидации.

2. Проблемы формирования гражданственности казахстанской молодежи.

3. Роль Ассамблеи народа Казахстана в деле консолидации казахстанского общества.

Рекомендуемая литература

1. Назарбаев. Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030». Алматы, 1998.

2. Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Курс лекции по социологии. Алматы, 2002.

Контрольные задания для СРС ( о.-1, 16)

1. Законспектировать раздел «Внутриполитическая стабильность и консолидация казахстанского общества» из Стратегия «Казахстан-2030».

2. Подготовиться к дискуссии по теме занятия.
Тема 9. Социология массовых коммуникаций (дн. – 1/1 часа).

План

1. Характеристика средств массовой коммуникации.

2. Средства массовой информации как институт социализации личности.

Темы рефератов

1. Массовая коммуникация и культура.

2. Социокультурная роль массовой коммуникации.

Рекомендуемая литература

1. Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2000.

2. Габдуллина К.Г. Социология. Уч. Пособие для студентов высших технических учебных заведений. Алматы, 1997.

Контрольные задания для СРС ( о.-4,16)

1. Выписать в тетрадь значения понятий «коммуникация», «общение», «средства массовой информации», «массовая культура», «ценностные установки».


  1. Студенттердің оқытушымен дербес жұмысының тақырыптық жоспары (СОДЖ)

^ СОДЖ тақырыптың аты

Сабақтың мақсаты

Өткізу формасы

Сабақ мазмұны

Ұсынылатын әдебиеттер

Тақырып 1. Әлеуметтану әлеуметтік-гуманитарлық ғылымдар жүйесінде

Әлеуметтанудың қоғам туралы ғылым ретіндегі ерекшелігін анықтау.

Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.

Әлеуметтанудың басқа қоғамдық ғылымдармен өзара байланысы, қоғам жайлы талқылау.

(н.- 4, 5,7, 13;

қ. - 2,4)


Тақырып 2. Әлеуметтану тарихының негізгі бағыттары.


Негізгі әлеуметтанулық терминдермен танысу.


Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.

О.Конттың, Г.Спенсердің, К.Маркстің, М.Вебердің, Г.Зимельдің, Т.Парсонстың, Д.Мидтің әлеуметтік көзқарастарын оқып білу.

(н.- 4,5,7,8,16;

қ. – 2,4,5,10)

Тақырып 3. Нақты әлеуметтік зерттеулер жүргізудің әдістері мен техникасы.

Әлеуметтік зерттеудің методологиясы және әдістемесімен танысу.

Әлеуметтік зерттеу бағдарламасын жасау мәселелерін анықтау.

Нақты әлеуметтік зерттеулер жүргізу мәселесі бойынша жұмыс топтарына (2-3 адамнан) кеңес. Олардың берілген немесе ерікті тақырып бойынша бағдарлама жасауы.

(н.-2,7,9,12;

қ.- 4)

Тақырып 4. Қоғам әлеуметтік жүйе ретінде.


Қоғамды зерттеп білудің негізгі принциптерімен танысу.

Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.

Қоғамды зерттеп білудің функциональдық, әлеуметтік-детерминистік принциптері оқып білу.

(н.- 2,7,8,16;

қ. - 1)


Тақырып 5. Қоғамның әлеуметтік құрылымы.

Әлеуметтік құрылым ұғымын және оның қоғамның берік жүйе ретінде қалыптасуындағы ролін айқындау.

Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.


Сұрақтарды талқылау:

1.Қоғамның әлеуметтік стратификациясы принциптері.

2. Қоғамның тұрақтылығын қалыптастырудағы орта таптың ролі.

3.Ұжымдық мобильділік және әлеуметтік аномия

(н.-1,2,4,7, 12;

қ. – 1)

Тақырып 6. Тұлғаның әлеуметтік сипаты.

Тұлғаның әлеуметтенуіне байланысты сұрақтарды оқып, талқылау.


Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.


Индивидтің әлеуметтік ортаға кірігуі (интеграциялануы), әлеуметтену факторлары мәселелері жайында әңгімелесу.

(н.2,4,7,10,12;

қ.-3)

Тақырып 7.

Ішкі саяси тұрақтылық және қазақстандық қоғамның консолидациясы.

(Стратегия «Казахстан-2030»)

Қоғамдағы ішкі саяси тұрақтылықтың негізгі факторларымен танысу.


Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.


Қоғамның ішкі саяси тұрақтылығының факторлары және оны нығайтудағы мемлекеттің қызметі жайлы әңгімелесу.


(н.-2,3,4,5;

қ.-6,7)

Тақырып 8. Бұқаралық коммуникация әлеуметтануы.

Бұқаралық коммуникацияның заңдылықтары және тетіктерімен танысу.

Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.



Оқып білуге арналған сұрақтар::

1. БАҚ-тың қызметі.

2. Бұқаралық коммуникацияны зерттеудің әдісі мен техникасы.


(н.-7,13;

қ. – 3,6)

Тақырып 9.

Мәдениет әлеуметтануы.

Мәдениет әлеуметтануының негізгі мәселелерімен танысу.

Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.


Рефераттар жазу.

(н. - 5,7;

қ.- 10)

Тақырып 10.

Отбасы әлеуметтануы.

Отбасы әлеуметтануының оқытатын негізгі мәселелерімен танысу.

Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.



Әңгімеге арналған сұрақтар:

1. Отбасы және неке туралы түсінік.

2.Отбасылық-некелік қатынастардың тарихи формалары.

3. Қазіргі отбасы және оны дамыту мәселелері.

(н. – 7,8;

қ.-3)

Тақырып 11.

Саяси әлеуметтану.

Әлеуметтану мен саясаттанудың байланысын анықтау.


Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.

Саяси мінез-құлық механизмдерін оқып білумен байланысты сұрақтарды талқылау.

(н. – 10;

қ.-2,4,5,7)

Тақырып 12. Экономика әлеуметтануы

Экономика әлеуметтануы қоғамын зерттеу ерекшеліктерін айқындау.

Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.



Рефераттар жазу.

(н.- 11, 16;

қ.-17)

Тақырып 13. Білім беру әлеуметтануы.


Білім беру әлеуметтануының негізгі мәселелерімен танысу.

Әдебиеттермен жұмыс, конспектілеу.



Рефераттар жазу.

(н.- 9;

д.- 7,13)


Ескерту: н. – негізгі әдебиет, қ. – қосымша әдебиет.

1.9 Негізгі әдебиеттер тізімі
1. Аженов М., Бейсенбаев Д. Социальная стратификация в РК. Алматы, 1997.

2. Аженов М.С., Жаназарова З.Ж. Жалпы социология. Алматы, 2001.

3. Беркимбекова А.М. Әлеуметтану курсына арналған әдістемелік нұсқаулар. Қарағанды, 2002.

4. Икенов А.И., Жүсіпова А.Д., Әлеуметтану негіздері. Алматы, 2004.

5. Матвеенкова Л.Г. Аманжолова М.К. Основы социологии: Учеб. пособие. Караганда: КарГТУ, 2004.

6. Нұғман Б.Ғ. «Әлеуметтану» пәні бойынша «СОДЖ» және «СДЖ» сабақтарына арналған әдістемелік нұсқаулар. Қарағанды: ҚарМТУ, 2008.

7. Рахметов Қ.Ж., Болатова А.Н., Исмағамбетова З.Н. Социология. Оқулық. Алматы, 2005.

8. Социология.- Лекциялар курсы. Редакциясын басқарған – Тұрғынбаев Ә.Х. Алматы, 2001.

9. Тәжин М., Аяғанов Б. Социология негіздері.- Оқу құралы. Алматы, 1993.

10. Ғабдуллина Қ. Құқық социологиясы. Алматы, 2004.

11. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект-пресс, 2000.

12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 2003.

13. Социология: Учеб. пособие/ Под ред. А.Н. Елсукова СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2004.

14. Социология для технических вузов: Учеб. пособие/ Под ред. С.Н. Яременко Ростов н/Д: Феникс, 2001.

15. Социология. Наука об обществе: учебное пособие для вузов / под ред. В.П.Андрущенко, Н.И. Горлача Харьков, 1996.

16. Елсуков А.Н. Социология: учеб. пособие для вузов. Минск: Тетрасистемс, 2000. 13. Лавриненко В.Н. Социология: учебник. М.: Культура и спорт, 1998.
^ 1.10 Қосымша әдебиеттер тізімі
1. Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М.: Мысль, 1985.

2. Артемов Г.П. Политическая социология: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002.

3. Афанасьев С.Л. Будущее общество. Ведущие социально-экономические тенденции современности. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.

4. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2001.

5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М.Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1989.

6. Биекенов К.У., Жаназарова Ж.З., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. – Алматы, 2001.

7. Габдуллина К.Г. Общества прогресс и регресс. А., 2003.

8. Жаназарова Ж.З. Социология семьи. – Алматы, 2001.

9. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2000.

10. Тадевосян Э.В. Социология: учеб. пособие. М.: Знание, 1999.

Похожие:

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям для иностранных...
Методические указания предназначены для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Их цель оказание...
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности»
Цель методических указаний – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям. В методических указаниях предоставлен материал...
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ
Ф 59 Финансовое право: метод указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ 030501. 65, 030500. 62 Юриспруденция/...
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля...
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные...
Составитель: Шабанов е и. Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Международные конфликты и методы...
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса...
Английский язык [Текст] + [Электронный ресурс]: методические указания к семинарским занятиям для студентов 4 курса очной формы обучения...
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconМетодические указания к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации предназначены для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, где дисциплина...
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Социология в структуре социально-гуманитарных наук iconЗадания и методические указания
Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Философия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница