Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм)


НазваниеЛитература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм)
страница1/9
Дата публикации07.03.2013
Размер0.94 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. Литература 17 века

В области художественной культуры XVII в. можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI — XVII вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм).

Cемнадцатое столетие историки расценивают как самостоятельную эпоху и называют ее эпохой Нового времени.

Переходность нового времени, его кризисность отчетливо ощущали писатели XVII в. Ренессансные гуманистические идеалы уже не могли противостоять трагическому восприятию реальной жизни. Прежнее ренессансное мировоззрение начинает уступать новому пониманию действительности, которое не только отличается от прежнего гуманистического видения мира, но и во многом использует его традиции. Огромную роль в появлении новой идеологии сыграло развитие естественных наук и философии.

Социальные процессы, новое философское осмысление действительности оказали свое воздействие на развитие литературы. В литературе и искусстве XVII в. господствовали две художественные системы — барокко и классицизм, которые возникли как реакция на идеалы Возрождения, как осознание кризиса этих идеалов.

В XVII в. отказались от идеи гармонии личности и общественной среды, что было свойственно мышлению эпохи Ренессанса. Писатели осознали, что человек зависит не только от своей собственной натуры, ее возможностей и потребностей, не только от непознаваемой судьбы и ее прихотей, но и от его положения в обществе. Они показывают, как социальная среда формирует характер и поступки человека, который вынужден признать свою зависимость от общества. Обнаружив, что ренессансная идея гармонии между разумом и чувством не оправдала себя, они основное внимание стали уделять конфликту между разумом и чувством, признавая разум главной силой, которая призвана сдерживать страсти и благодаря которой торжествует долг. Художественные системы барокко и классицизма были явлениями сложными, неоднородными, они сосуществовали во взаимодействии и в яростной литературной борьбе.

Сторонники барокко, отрицая идею Возрождения о поступательном развитии общества, о гармонии человека и природы, человека и государства, отражали дисгармонию окружающего мира, непостижимость хаоса жизни, ее законов. Они отказались и от убежденности Возрождения во всесилии человека, напротив, увидели господствующее в мире зло и беспомощность людей перед лицом зла, извращающего, уродующего личность. Представители барокко изображали мир как вечное становление и изменчивость, однако закономерности его развития считали неуловимыми по причине хаотичности его существования.

Произведения барокко отличались пессимистическим взглядом на действительность. Им свойственны полярность и антиномии (конфликт долга и личного начала с трагическим исходом, противопоставление чувственной и духовной природы человека), поиски диалектического разрешения противоречий, противопоставление мнимого и реального, многозначность явления, смешение трагического и комического, изменчивость, экспрессивность слова и художественных средств, сложные метафоры, контрастность образной системы, эмблематика, аллегория, символика, орнаментальный словесный стиль. Художники барокко следуют воображению, которое подчиняется разумному началу, но их творчество основано на субъективном осознании мира. Это стало причиной того, что в искусстве барокко сосуществуют разнообразные точки зрения. Эстетическая концепция барокко отразилась и в языке его последователей: он очень усложняется.

Барокко — это прежде всего стремление творчески переосмыслить результаты крушения идеалов Возрождения и желание прийти к созидательным выводам. Эта система имела свой характер воображения, свой способ видения мира, свой художественный метод и стиль.

Барокко характеризуется всеобщим сомнением, скептицизмом в разумности мира и человеческого существования. Наибольшего расцвета искусство барокко достигло в странах, где была рефеодализация,— в Испании, Италии, Германии. Существенную роль в литературном процессе оно играло в Англии и во Франции.

Теория и художественная практика классицизма, учитывая традиции античности и ренессансной литературы, основывались на принципе подражания природе. Однако достойными наблюдения и воспроизведения в искусстве классицисты считали только разумные ее проявления, ее логические закономерности. Таким образом, они подражали не природе как таковой, а только природе облагороженной, изящной, следуя принципу не правды, а правдоподобия. Эстетика классицизма была антиисторичной, поскольку она признавала законы искусства вечными и неизменными, основанными только на разумных категориях. Философская база классицизма — рационализм; его эстетика предопределила строгую нормативность, которую проповедовали теоретики классицизма и которой следовали писатели-практики. В теории классицизма существовали правила и законы, которые считались обязательными для всех. Исходя из убеждения, что личность — уже не центр мироздания (как полагали в эпоху Возрождения), классицисты признавали необходимость подчинения чувств разуму, превосходство общественного, государственного долга над личными устремлениями, а также подчинение личного начала долгу религиозному, моральному.

Писатели-классицисты многое сделали в открытии законов человеческой психики. Однако, стремясь создавать типичные образы, они использовали рационалистический метод: характер героя строили на одной главной черте, определяющей данный тип человека. Требованиями разума теоретики классицизма обосновывали и конкретные законы создания произведения, которые легли в основу поэтики классицизма. Произведения классицизма отличались соразмерностью и гармоничностью частей, логической убедительностью и стройностью, продуманной композицией, простотой сюжета; строгое деление на жанры не допускало смешения комического и трагического; язык отличался ясностью, четкостью, красотой.

Некоторые писатели-классицисты, принимая основные принципы классицистической поэтики, не всегда соблюдали то или иное правило. Это, однако, не значит, что они «выходят за пределы» классицизма, который как художественная система отличается широкими творческими потенциями, значительно превосходящими формальные правила.

Художественные методы барокко (особенно барокко «низового») и классицизма способствовали дальнейшему развитию реалистического отражения действительности как в области психологии, так и в сфере бытописания.
2. Испанская литература

Испания была одной из самых политически и экономически отсталых стран Европы XVII в. В то же время именно в испанской культуре зародились новые тенденции, во многом определившие художественное развитие Европы. Не случайно XVII в. получил название «золотого века» испанского искусства.

В Испании, где долгое время жили иллюзией, романтикой далеких путешествий, верой в могущество своей страны, особенно рано и наглядно выявилась утопичность ренессансных идеалов, их несоответствие мрачной реальности.

В литературе испанского барокко (особенно в первой половине века) шла борьба двух его основных школ — культизма (культеранизма) и консептизма. Культизм (от исп. cultos — обработанный, возделанный) был рассчитан на восприятие избранными, тонко образованными людьми. Не принимая реальность, противопоставляя ей совершенный и прекрасный мир искусства, культисты использовали язык прежде всего как средство неприятия безобразной действительности.

Они создавали особый «темный стиль», перегружая произведения необычными и сложными метафорами, неологизмами (в основном латинского происхождения), сложными синтаксическими конструкциями. Самым крупным и талантливым поэтом-культистом был Гонгора (поэтому культизм называют также гонгоризмом),

Консептизм (от исп. concepto — мысль), в отличие от культизма, претендовал на выражение всей сложности человеческой мысли. Главная задача консептистов — раскрытие глубинных и неожиданных связей между далеко отстоящими друг от друга понятиями и объектами. Они требовали максимальной краткости и максимальной смысловой насыщенности высказывания. Излюбленные приемы консептистов — использование многозначности слова, каламбура, разрушение устойчивых и привычных словосочетаний. Их язык, несколько более демократичный, чем язык культистов, не менее сложен для восприятия. случайно крупнейший испанский филолог Р. Менендес

Однако у обеих школ больше общего, чем различий. И то, и другое направление превыше всего ставило метафору, в которой «быстрый разум» (Грасиан) сопрягал неожиданные и далекие понятия, сочетал несочетаемое. При крайнем следовании своим догмам и культизм, и консептизм могли вести к формализму, но в целом они обогатили литературу новыми выразительными средствами и оказали влияние на ее последующее развитие. Культизм получил наиболее яркое воплощение в поэзии, консептизм — в прозе. И это не случайно. Культисты выражали тончайшие оттенки чувства: их поэзия эмоционально перенасыщена. Консептисты передавали все богатство и гибкость острой мысли: их проза суха, рационалистична, остроумна.
3. Лопе де Вега

Испанцы создали "театр для всех". Его создание и утверждение в правах справедливо связывается с именем Лопе де Вега. Именно его титаническая фигура стоит у начала оригинальной испанской драмы. Новое драматургическое искусство и Лопе де Вега- почти синонимы.

Лопе де Вега создал новую "театральную империю", и стал, по выражению Сервантеса, "ее самодержавцем". "Новое руководство к сочинению комедий в наше время", как раз и посвящено обоснованию новых принципов. Суть его сводится к нескольким основным положениям. Прежде всего нужно отказаться от преклонения перед авторитетом Аристотеля. Аристотель был прав для своего времени. Применять выведенные им законы сегодня - нелепо. Законодателем должен быть простой люд (то есть основной зритель). Необходимы новые законы, соответствующие важнейшему из них: доставлять наслаждение читателю, зрителю.

Останавливаясь на пресловутых трех единствах, законе, выведенном учеными теоретиками Возрождения из Аристотеля, Лопе оставляет как безусловное только одно: единство действия. Что касается двух других единств, то тут испанские драматурги действительно поступали с новой свободой. Хотя во многих комедиях единства места, в сущности, охранялось, что вызывалось частичной техникой сцены, частично- чрезмерным соблюдением единства действия, то есть предельным его концентрированием. Вообще надо сказать, что как во времена Лопе де Вега, так и в полемике романтиков с классицистами вопрос о "законе трех единств" приобретал чуть ли не первостепенное значение в теоретических спорах, но практически с ним считались только исходя из конкретных нужд того и ли другого произведения.

Говорит в своем "Руководстве" Лопе и о принципиальном смешении комического и трагического. Как в жизни - так и в литературе. В эпоху молодого Лопе термин "комедия" имел боевое, полемическое значение. Им обозначались пьесы построенные на принципиальном смешении трагического и комического во имя большего жизненного правдоподобия. Появились некоторые виды драматических сочинений, промежуточных между комедией и трагедией в классицистком понимании.

Цель драматурга — согласно Лопе де Вега — нравиться зрителям. Поэтому главным нервом комедии он признавал интригу, которая должна захватить, увлечь этого зрителя с первой же сцены и держать в напряжении до последнего акта.

Роль Лопе де Вега в развитии испанского театра несравнима с ролью никакого другого драматурга. Им были заложены все основы

^ По тематике пьесы Лопе де Вега разделяют на несколько групп.

Крупнейший советский исследователь испанской литературы К. Державин считает, что они группируются вокруг проблем государственно-исторического (так называемые "героические драмы"), социально-политического и семейно-бытового характера. Последние обычно называют "комедиями плаща и шпаги".

В любовных комедиях Лопе не имел равных себе в испанской драматургии. Согласно схеме, во всех комедиях такого вида любовь- это всегда "бег с препятствиями", где финиш- награда. Интерес держится прежде всего на развитии чувства. Оно и есть главный предмет комедии. В этом смысле замечательна "Собака на сене". В ней любовь шаг за шагом сметает сословные предрассудки, преодолевает эгоизм и постепенно, но без остатка наполняет все существо героев высшим своим смыслом.

^ Лопе дал множество образцов для разных видов любовной комедии: и для комедии "интриги", и для "психологической" комедии, и "морально-назидательной" комедии.
^ 4. ДРАМАТУРГИЯ - КАЛЬДЕРОН

Философия Кальдерона наиболее полно выражает мироощущение барокко. Она глубоко пессимистична и вместе с тем утверждает идеи неостоицизма. «Жизнь — комедия», «жизнь — сон» - эти формулы часто встречаются в пьесах Кальдерона. Жизнь — сцена, на которой каждый играет определенную и часто ему самому неведомую роль. Но в конечном итоге от человека зависит, сыграет он эту роль плохо или хорошо. Помочь ему в этом должен разум. Кальдерон сохраняет веру в ясный человеческий разум, который противостоит хаосу, и хотя и не постигает истину, но направляет человека к ней. Он показывает мучительные сомнения и метания разума, стремящегося упорядочить хаос. Подобное парадоксальное сочетание иррационализма и рациональности характерно для искусства барокко в целом.

Наибольшую славу Кальдерону принесли морально-философские драмы, самая знаменитая из которых — «Жизнь есть сон» (1635). В ней Кальдерон органически соединил черты исторической драмы, религиозно-философской и теологической аллегории типа ауто. В центре пьесы — проблемы смысла жизни, свободы воли и свободы человеческого существования, воспитания гуманного и мудрого правителя.

Польский король Басилио, маг и астролог, получил зловещие предзнаменования перед рождением сына: в мир придет чудовище в облике человека.

Кальдероновская философская драма показала глубину духовной, интеллектуальной жизни человека XVII в., его стремление пробиться сквозь море бед, найти выход из страшного лабиринта судьбы. Будучи по своей концепции во многом отличной от драмы Ренессанса, она продолжила ее гуманистические традиции.

Поразителен поэтический язык Кальдерона, мощный, динамичный, соединивший лучшие достижения культизма и консептизма.

Особенности драматургии:

  1. стройная экспозиция, композиция

  2. интенсивное драматическое действие и его концентрация вокруг 1-2 персонажей

  3. схематизм в изображении характеров героев

  4. экспрессивный язык (часто он обращается к метафоре, переходу)


Сигизмунд показан как человек, каким он вышел из лона природы. Он морально зависит от природы, от своих страстей. Подтверждением является слова самого Сигизмунда: “совмещение человека и зверя”. Человек, так как он мыслит и его ум пытлив. Зверь, так как раб своей природы.

Он не считает, что звериное начало только от природы. Был с рождения поставлен в такие жесткие условия, что превратился в человека-зверя. Он обвиняет своего отца. Иронизирует, что в нем пытались звериное начало, доведя его до звериного состояния. Считает, что человечность нужно утверждать не силой.

После пробуждения происходит преображение принца. Он спрашивает слугу о том, что было. Он говорит, что все было сном, а сон есть нечто преходящее. Он пробудился ото сна, где был принцем, но не пробудился от сна жизни. В этот момент он приходит к выводу: все чем он живет (королевская власть, богатство) – это сон, но сон богатого человека. Бедность – сон бедного человека. Все это сны в любом случае. Вся человеческая жизнь это сон. Значит все это не столь важно, ни стремления, ни тщеславия, поняв это принц становится мудрым человеком.

Поднимается тема, идея самовоспитания человека (которое сопрягается с разумом). Разум помогает принцу победить страсти.

Тема свободы. Об этом принц рассуждает уже в первом акте драмы, где рассуждает о праву человека на свободу. Он сравнивает себя с птицей, зверем, рыбой и удивляется, что в нем больше чувства, знания, но он свободен меньше чем они.

В финале принц мудр. Король увидел это, решает выбрать другого наследника (человека иностранного). Принц стал королем в результате воспитания. Король в его власти, но Сигизмунд был не за восстановление своих династических прав, а ради восстановления человеческих прав. Помня свой путь от зверя к человеку, Сигизмунд помиловал отца, оставил его в живых.

Драматургический метод Кальдерона состоит в обнажении жизненных противоречий. ОН проводит своего героя через враждебные обстоятельства и раскрывает его внутреннюю борьбу, ведет героя к духовному просветлению. Это произведение отвечает законам барокко.

  1. действие происходит в Полонии (Польша), но это абстрактное место, нет конкретизации времени, герои схематичны и выражают идея автора, а не являют собой ценностный образ.

  2. Герой не статичный (изменяется и формируется под внешними обстоятельствами)

  3. Во вступлении отражение идеи о враждебности, хаотичности окружающего мира, о страданиях человека (монолог Росауры)

Язык драмы изобилует украшениями, Особенно часто метафоры и аллегории, Сложные синтаксические конструкции. Многослойная композиция: несколько сюжетных линий (центральная: линия любовной тематики).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) iconИстория зарубежной литературы XVII- xviii веков
Ведущие направления в литературе XVII в., их национальные черты. Идейно-художественные особенности литературы барокко. Различные...
Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) iconХарактеристика XVII века как культурно-исторической эпохи
Кроме того, некоторые музыковеды считают, что необходимо разделять барокко на непосредственно период барокко и на период маньеризма,...
Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) iconПрограмма образовательной учебно-страноведческой поездки во Францию
Среди достопримечательностей Труа кафедральный собор Святого Петра в готическом стиле (XIII-XVI века) со старинной живописью на стекле...
Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «История»
Особенности исторического развития России в эпоху Московского царства (XVI-XVII)
Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) iconР. Г. Скрынников Фрагменты из книги "История Российская. IX-XVII вв." 
В своей книге автор переосмысливает утвердившиеся взгляды на историю России IX xvii веков. Значительное внимание уделено “норманнскому...
Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) iconСовременные тенденции развития международной экономики
Основные тенденции мирового экономического развития можно определить как ингерентные. Ингерентные тенденции – научно установленное...
Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) icon1 современные тенденции развития международной экономики
Основные тенденции мирового экономического развития можно определить как ингерентные. Ингерентные тенденции – научно установленное...
Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) iconЛекция: гуманизм культуры эпохи возрождения
Возрождения. Это время характеризовалось высоким подъемом в области науки, литературы и искусства. Родиной Возрождения является Италия,...
Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) iconXvii в рубежный для России, когда на смену средневековой культуре...
Происходит демократизация культуры: расширяется круг производителей и потребителей культурных ценностей. Меняются механизмы распространения...
Литература 17 века в области художественной культуры XVII в можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI xvii вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм) iconЭкзаменационные вопросы История античной литературы, литература Средневековья,...
История античной литературы, литература Средневековья, литература эпохи Возрождения, литература xvii–xviii веков
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница