Русская культура XIII – XV вв


Скачать 59.46 Kb.
НазваниеРусская культура XIII – XV вв
Дата публикации07.03.2013
Размер59.46 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII – XV ВВ.

Особенности русской культуры.

  • Поступательное развитие русской культуры было остановлено по причине монгольского нашествия. Утеряны многие секреты мастерства (перегородчатая эмаль, изготавливать цветное стекло, искусство каменного строительства возродилось только в конце XIII в. и ему было далеко до прежнего).

  • Возрождение русской культуры было связано с возвышением Москвы в XIV в..

  • К концу XV в. Москва стала политическим, религиозным и культурным центром.

  • Этому способствовало то, что Москва становится православным центром, из-за падения Константинополя в 1453 г. и женитьбы Ивана III на Софье Палеолог.

  • Культурное влияние Орды было незначительным, оно проявилось только в проникших в русский язык словах (сарай, кафтан, колпак и т.д.)

  • Некогда единая русская народность оказалась разделенной на три народности: белорусская, украинская и русская. Все они входили в состав разных государств это повлияло на различия языка, культуры. Развитие великорусской культуры началось в XIV в. и завершилось в XVI в.


Устное народное творчество и литература.

Борьба против монгольского ига стала главной темой. Многие произведения на эту тему позднее легли в основу письменной литературы. Сказание о битве на Калке, разорении Рязани Батыем, о богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска – юноше Меркурии. В XIV в. наивысшего расцвета достиг новгородский цикл о купцах Василии Буслаевиче и о Садко. К этому периоду относится появление нового жанра – исторической песни. Герои и события в ней более приближены к реальным событиям, чем в былинном эпосе. Песнь об Авдотье Рязаночке воспевает простую горожанку, которая спасает из полона жителей Рязани и заново отстраивает город, песня о Щелкане Дудентьевиче стала откликом на восстание в Твери в 1327 г.

Летописание в Новгороде не останавливалось, в других городах оно приостановилось. В начале XIV в. создаются новые летописные своды. Появляются новые центры, в том числе и Москва. В 1408 г. была составлена Троицкая летопись – общерусский летописный свод, в 1480 г. – Московский летописный свод. Эти летописи обосновывали историческую роль Москвы в процессе объединения страны.

Обеда на Куликовом поле дала мощный толчок к развитию русской литературы – «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», написанная Софронием Рязанцем в конце XVв. Характерная особенность этого произведения – это его связь со «Словом о полку Игореве».

Популярным продолжает оставаться житийная литература - «Повесть о житии Александра Невского», «Житие митрополита Петра», признанным мастером является Епифаний Премудрый (умер в 1442 г.), автор житий Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Особое место занимает в русской средневековой литературе «Хронограф» - сборник повестей о событиях всемирной истории, подготовленный в 1442 г. сербом Пахимием Логофетом.

Расширение экономических и политических связей Московского княжества отражает такой культурный памятник как путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина – «Хождение за три моря», посвященный его путешествиям в Персию. Индию и другие страны в 1466-1472 гг.
Архитектура.

После монгольского нашествия прекратило существование каменное строительство, даже в Новгороде было построено только три деревянные церкви. Но уже в 1292 г. в Новгороде была построена церковь Николы на Липне небольшая, но типично новгородская каменная постройка. Новый подъем строительства начался в Новгороде в XIV в. церковь Федора Стратилата, Спаса на Ильине – это сравнительно небольшие одноглавые, с одной апсидой. Отличительная черта этого периода – богатое декоративное украшение фасадов. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. развитие самостоятельной архитектурной школы было прекращено.

Московская архитектура начинает складываться в конце XIV в., она соединила в себе черты владимиро-суздальского и новгородского зодчества, хотя одновременно шел процесс формирования самостоятельных приемов и традиций. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423)

История строительства Москвы относится к XII в. Первый деревянный Кремль был построен в Москве в 1156 г. на Боровицком холме, занимая первоначально небольшую его часть. В ходе нашествия монголов он был сожжен в 1238 г. его восстановление относится к XIV в. когда Москва становится столицей. Ко второй четверти XIV в. относится начало строительства каменного Кремля в Москве на Соборной площади. При Иване Калите возводятся четыре каменных храма – кафедральный общерусский Успенский собор, повторявший Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Ивана Лествичника, церковь Спаса на Бору и Архангельский собор. Ни один из них не дошел до нас.

В 1367 г. при Дмитрии Донском строится первые крепостные каменные стены.

Сложившийся в XV в. архитектурный ансамбль Соборной площади свое строительство начинает во времена правления Ивана III:

  • ^ Успенский собор (1475-1479) – кафедральный храм, автор Аристотель Фиораванти

  • Архангельский собор (1506-1508) – усыпальница московских князей и царей, вплоть до Алексея Михайловича, архитектор Алевиз Новый

  • Колокольня Ивана Великого (1505-1508), архитектор Бон Фрязин, самое высокое здание – 81 м

  • Грановитая палата (1487-1491) – единственное гражданское здание на Соборной площади, главный зал которого имеет площадь 500 кв м, архитектор Марко Руффо и Антонгио Солари

  • Благовещенский собор (1484-1489) – домовая церковь московских государей, имеющая сложную конструкцию, с четырьмя пределами на краях, девятиглавый.

  • ^ Церковь Ризоположения (1484-1486) – домовой храм русских митрополитов.

Живопись.

В изобразительном искусстве XIII – XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофан Грека и Андрея Рублева.

Этот период называют золотым веком настенной живописи.

^ Феофан Грек (ок.1340- после 1405). Он приехал из Византии в 70-ые гг. XIV в. уже зрелым живописцем и работал сначала в Новгороде, а потом в Москве. Им была создана роспись храма Спаса на Ильине в Новгороде, вместе с Даниилом Черным - фрески московской церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора (1399). Его образы суровые и аскетические.

На рубеже XIV – XV вв. в Москве складывается русская национальная школа живописи. К этому периоду относится ранний период творчества Андрея Рублева (ок.1370 - ок. 1430). В 1405 г. Рублев участвует в росписи Благовещенского собора Кремля. Затем вместе с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире, затем – Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре и Спасский собор в Андронниковом монастыре. Его кисти принадлежат такие работы – икона «Троица» (для иконостаса Троицкого собора), работал так же над «лицевым письмом» к книжным миниатюрам.

В конце XV в. огромный вклад в развитие русской живописи внес иконописец Дионисий – самая известная работа - роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502-1503). Из мастерской Дионисия вышли такие иконы – московским митрополитам Петру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилуцкому, «Спас в силах».

Общественная мысль.

XIV – XV вв. – время острых религиозных споров на Руси. К этому времени относится распространение русских ересей.

В 70-ые гг. XIV в. появилась ересь стригольников (возможно среди еретиков много тех. Кто пошел на постриг) в Новгороде и во Пскове. Стригольники были рационалисты, пытались объяснить все с разумной точки зрения. Они выступали против нравов царивших в церквях, разоблачали коррупцию священников. Они считали. Что священником может быть каждый образованный и праведный человек, не обязательно рукоположенный в сан. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась среди новгородских священников, а затем перекинулась на московских. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что их часто обвиняли, как приверженцев иудаизма, так как они не верили в святость икон и в Святую Троицу. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долго терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской и духовной властью. Государство не прочь было провести секуляризацию церковных земель, но в самой церкви существовало по этому вопросу два течения: нестяжатели и иосифляне.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам полагается кормиться трудами рук своих и нельзя владеть деревнями и крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями и крестьянами, для того, чтобы церковь могла заниматься благотворительностью. Также иосифляне настаивали на беспощадной казни еретиков, а нестяжатели – считали. Что их нужно уговаривать, как заблудших вернуться в лоно церкви.

Иван III не зря относился терпимо к ереси. Ведь иосифляне настаивали на превосходстве духовной власти над светской. Это была посвящена «Повесть о белом клобуке», созданная в окружении епископа Геннадия, известного преследователя ереси. В противовес было создана в Кремле «Сказание о князьях Владимирских», провозгласившее происхождение рода московских князей от самого императора Рима Августа.

После того как на церковном соборе Иван III в 1503 г. вынужден был под давлением иосифлян отступиться от идеи секуляризации, он прекратил поддерживать и нестяжателей. В 1504 г. они были сожжены по приговору церковного собора. Теперь Иосиф Волоцкий по другому говорил о власти царя (раньше он утверждал – «священство преболе царства») – «почитати, а не сваритися с ним».

Похожие:

Русская культура XIII – XV вв iconБилет №3 Вопрос №1
Русского го­сударства, преодолевались местные культурные особенности, скла­дывалась единая русская культура. В то же время русская...
Русская культура XIII – XV вв iconРасписание лекций на март
Цикл: Русская художественная культура xviii–xx вв. (Русская художественная культура xi–xx вв. Цикл II)
Русская культура XIII – XV вв iconРусская культура IX-XVII веков
Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы...
Русская культура XIII – XV вв iconРусские земли в XII-XIV вв
Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.)
Русская культура XIII – XV вв iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под...
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
Русская культура XIII – XV вв iconМ. И. Глинка и русская культура
Васина-Гроссман В. «Жизнь Глинки». — Государственное музыкальное Издательство: М., 1957
Русская культура XIII – XV вв iconДревнерусская культура в X – первой трети XIII вв
Развитие культуры непосредственно связано с теми политическими, социальными и экономическими процессами, которые характеризуют тот...
Русская культура XIII – XV вв iconРусская культура XVI в
В XVI в прекращают свое существование некогда могущественные школы и культурные центры
Русская культура XIII – XV вв iconРусская культура в первой половине XVIII в
Появление новых направлений культуры (скульптура) под влиянием западноевропейской культуры
Русская культура XIII – XV вв iconЗадания
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница