Практикум


НазваниеПрактикум
страница1/7
Дата публикации22.03.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО

Тульский государственный университет
Технический колледж им. С.И. Мосина




ПРАКТИКУМ


ТУЛА 2012


Составитель:

И.А. Таратоненкова,

преподаватель кафедры социальной

и гуманитарной подготовки




Раздел I . Функционально-стилистическая дифференциация
Тема 1.1 Литературный язык как высшая форма национального языка
Тема 1.1.1 Русский национальный язык в историческом развитии. Литературный язык как высшая форма национального языка
1. Прочитайте реплики известных киногероев. Можно ли утверждать, что они владеют русским литературным языком? Обоснуйте свой ответ.


  1. Эй, гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь (из к/ф «Джентльмены удачи»).

  2. Я себя позволит притаскать вам этот простушкин цветочек ромашишки.

  3. Благодарю вас за такой теплюшкий, теплюшкий, хороший встреча (из к/ф «Беспокойное хозяйство»).

  4. Я щас там так хохотался! (из к/ф «Мимино»).


2. Найдите нарушения норм литературного языка, определите их тип. Перепишите слова, предложения в соответствии с литературными нормами.
1. СосредоточЕние, гастрономИя, аристократИя, втридОрога, двоюрОдный, маркИровать, кинематографИя, усугУбить, облЕгчить, тОлика.

2. Белые пришли – грабют, красные пришли – грабют. Ну куды крестьянину податься? (из к/ф «Чапаев»). Что вы скажете, студент, на этот пейзаж? (из к/ф «Два бойца»).
3. Найдите нарушения норм литературного языка, определите их тип. Запишите предложения в исправленном виде.


  1. Благородность, подщёчина, напополам, листов (с дерева), хочут, ихний, красивше.

  2. Удивляюсь его силой. Не дождусь до отъезда. Покатавшись на коньках, болят ноги. Дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Машина пришла, то нужно ехать. Мария Сергеевна попросила меня принести свой портфель. Мама велела сыну налить ему кофе.


4. Найдите нарушения норм литературного языка, определите их тип. Запишите предложения в исправленном виде.
Обратно идёт дождь. Не берись за это дело вперёд меня. Разрежь хлеб напополам. Я приеду к тебе днями. Охотник сильно расстроился.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 (редактирование словосочетаний, предложений, в которых наблюдается нарушение нормы) 2 балла
Задание: Найдите нарушения норм литературного языка, определите их тип. Перепишите, исправляя ошибки в словосочетаниях и предложениях. Образец: Пара носок (морфологическая норма) – пара носков.
1. Красавная девочка, семь килограмм апельсинов; красивый тюль; молчит как рыба об лёд; вежливая кондукторша; ответственные директоры; моя автобиография; школа по фигурному катанию; иметь в виду об экономическом положении страны.

2. Здесь каждый день интересуются о результатах строительства. 2. Собрание обсудило о работе научного кружка. 3. Старшая медсестра хорошо характеризует о студентах, пришедших на практику. 4. Мастер хорошо знает и разбирается в технике. 5. Задание было выполнено согласно распоряжения директора. 6. Все пассажиры оплатили за проезд. 7. Девочка часто скучала за мамой. 8. Объявить благодарность кондукторше. 9. Хорошенькие речонки протекают по русской равнине. 10. Подъезжая к городу, между ними зашёл деловой разговор.
Тема 1.1.2 Нелитературный язык: просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты и причины ограниченности их употребления
5 Определите стиль речи. Найдите и объясните диалектные слова и слова из просторечья, фразеологические обороты в «Рыбацкой байке» Василия Белова.
Ты вот ездишь, а про Ерша не знаешь. Думаешь, почему одни ерши клюют? Потому что хорошую рыбу выжили. Раньше лещей в озере было невпроворот. Такие ляпки гуляли ~ по лопате. Жили и в ус не дули. На беду в реке Уфтюге зародился один Ершишко. Плут такой - из воды выходит сухим. Голова большая, брюхо круглое. Он фулиганил сперва возле берега. Осмелел и давай шастать по всей Уфтюге. Ребятишек наплодил видимо-невидимо. Жонку, дак эту всю измолол. Говорит: « Сам дивлюсь, что такое? Только штанами потряс - опять маленькой!»

Ладно. А такую компанию прокормить, надо и руками поработать, не одной голо­вой. Ерш физического труда недолюбливал. Что делать? Монатки сложил, избушку на клюшку. Со всей оравой подался к лещам на озеро. «Корысти, - думает, - не добьюсь, а шуму наделаю». Явился.

...Бедного человека как не накормить? Ерш Ершович со всей семьей хорошо поел. Отпышкался, говорит:

- Товарищи лещи, спасибо за суп, за щи, ночевать нельзя ли? Я на одну ночь.

- Ночуй, места хватит.

Ерш ночь ночевал, утром выходит в озеро. Забыл, что на одну ночь просился, руки в брюки, озеро огладел. Увидел Рака, подскакивает:

- Почему назад пятитесь?

- А ты кто такой? Рыло вытри, а потом указывай.

- Я тебя привлеку!

- Привлекальщик.. .Я век прожил, рыбу не насмешил. Ерш наскакивает с другой стороны:

- Какая ты рыба, ты и на рыбу непохож!

- Дурак.

- Я тебе обломаю усы- то!

- Мало каши ел. Разругались в первый же день.

Рак не стал связываться: задом, задом да в нору. В норе одумался, стало тоск­ливо. Карася увидел на Ерша жалуется:

-    Ерш Новожил меня обругал ни за что ни про что.
Карась говорит:

-    Я ему, килуну, морду начищу. Он у меня пощеперится, узнает, как плавники
распускать, костистая рожа!

Ерш эти слова услышал, выныривает:

- Где-то, что-то, кто-то сказал! Прошу повторить!

- Ну, сопливое рыло...

Ерш дрожмя дрожит, а марку держит:

- Только и знаешь пузыри из грязи пускать! Мало вашего брата в сметане-то жарили.

- Ах ты голодранец! Ты у меня доругаешься, я тебе уши-то оборву.

- Мозгляк! Заморыш! - хорохорился Ерш. - Выходи один на один! Мне жизнь не дорога, кто кого!

- Давай.

-... вот только домой сбегаю, радио выключу!

Карась Ерша ждал до обеда. Не дождался. Драки не было. На другой день ры­ба сгрудилась. Слушают. Ерш шумит на все озеро, как он Карасю оплеух навешал.

- Будет знать.

Ударился к Устью, полы нараспашку, ругается. Тут навстречу плывет Окунь. Ерш и на того:

- Остолоп, сырые глаза! Глистобрюхой!

Окунь глаза выпучил, не знает, что и подумать. Очнулся, да и давай почём зря Ерша трепать. Трепка получилась дородная, еле-еле Ерш ноги унес. Ночь переспал, опять за свое:

- Все ваше озеро - не озеро! Лужа поганая, одне колы! Культуры не знаете,
только бы брюхо набить. Обормоты! ...

... Запахло в озере смертоубийством. Вся вода сбунтилась, не найти чистого места. Муть со дна поднялась, ничего не видать. Налим с Окунем напились до зела, пазгаются. Карась на Сорогу, Сорога на Карася. Рак с Язем сцепились, друг дружку волочат, все озеро пошло ходуном. Одна Щука стоит на месте, на бузу не обращает вниманья. ...

Вот что за неделю наделал.

Месяц живет, год. Сыновей женил, дочек замуж повыпихивал. Начал и лещей крошить. Сперва по одному в Пучкаса вытурил, потом вытесняет в мох, болото.

... Лещева артель духом упала, стали чахнуть... Послали заявление рыбе Нельме на Белое озеро: « Три года хорошо не едали, хорошей воды не пивали. Белого света о Ерша не видим, совсем нас мало осталось. Нас Ерш Новожил бьёт и коле, бока меж ребрами порет, рыбнадзором кажин день стращает. Рыба Нельма, выручи! .. .не дай сгинуть, приведи Ерша под присягу закона!»...

... Уговорили-таки Сига, собрал он народный суд. Ерша вызвали...

Дали Ершу десять суток, да и отступились. Всех одолел. Срок отсидел, гово­рят: «Сматывай удочки!»

Ерш из казематки выскакивает:

-    Остаюсь тут! В Белом озере!
Рыба Нельма схватилась за голову...

Ерш полетел по озеру, как новенький. У половины домов стекла выхлестал:

- Судить вздумали! Я на ваш суд...с высокой колокольни! Я сам кого хошь упеку! Никого не боюсь, в три попа!...

- Тсс. Тащи его, стерву, вроде клюет. Ну вот, опять того же калиберу.
6 Перепишите. Подчеркните в предложениях слова, не относящиеся к литературному языку. Как они называются?
1) Постоялый двор, или, по-тамошнему, умёт, находился в стороне в степи… (Пушкин). 2) Дорога шла подле берега небольшой речки, которая в это время играла, т.е. была в разливе (Л. Толстой).3) Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий, угрюмый (Тургенев). 4) Возле кормы на лодке устроен небольшой навес от дождя, «заборница» (Пришвин). 5) Пахнет рыхлыми драченами // У порога в дёжке квас… (Есенин). 6) «Может, его зараз и подсеем? Вот в сусеке грохот лежит», - предложил опьяневший от радости Игнатёнок (Шолохов).
7 . Отредактируйте текст радиоинтервью, исключите лишние элементы разговорной речи.
Мы приехали сюда 20 числа, нас, конечно, встретили. Не так, как мы хотели, в общем. Ну, я понимаю, что во всех стройотрядах трудно, трудности есть. Были простои всякие, конечно, незначительные, из-за стройматериалов, из-за инструментов были. Но постепенно это всё как-то… вопрос утрясли, сейчас как раз главный инженер приезжал, нам пообещали фронт работ и с сегодняшнего дня видно, что не зря обещали. Потому что раньше как бы фронта работ не было всё время, мы шли буквально впритык к экскаватору.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Нарушения норм литературного языка» – 2 балла
Задание № 1
Прочитайте предложения. Ответьте письменно на вопрос: какой вид нормы нарушен в этих примерах? Перепишите предложения в исправленном виде.

1. Поздние стихотворения поэта понятливы и доступны каждому. 2. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 3. После первой же встречи они невзлюбили друг друга и их отношения сразу стали холодными и вражескими. 4. Журнал широко представляет свои страницы начинающим поэтам. 5. Госпожа Простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у неё вовсе нет. 6. Раскольников путём логических измышлений приходит к мысли убить старуху. 7. Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.
Задание № 2
Ответьте письменно на вопрос: какой вид нормы нарушен в словах вмешание, чинопочитательность, преклонник, буфетник, очаровательство?

Запишите однокоренные слова к данным в соответствии с нормами современного литературного языка.
Задание № 3
Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещёнными в скобках существительными и соблюдая при этом синтаксические нормы.
Адресовать, предназначать рассчитывать (директор); беспокоиться, тревожиться (дети); базироваться, опираться (факты); влиять, сказываться (рост); жажда, стремление, потребность (знания); избегать, уклоняться (работа); мешать, препятствовать, тормозить (развитие); обвинять, осуждать (неискренность); оплатить, уплатить (проезд); отзыв, рецензия (книга); отличать, различать (звуки); отметить, остановиться (достижения); предупреждать, предостерегать кого-либо (опасность); презирать, презрение (трусость); преимущество, превосходство кого-, чего-либо (оппонент); уверенность, вера (победа); свойственный, характерный, присущий (молодёжь).
Задание № 4
Прочитайте отрывок из статьи Л. Скворцова. Ответьте письменно на вопрос: что, по мнению автора, обедняет, засоряет нашу речь?
Нормы литературного языка – не застывшие раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако следует подчеркнуть, что при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу. Система литературных норм, выдвинутая и описанная ещё М.В. Ломоносовым в его «Российской грамматике» (1755 г.), определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени.

Закономерное развитие языка, его творческое обогащение надо отличать от засорения и обеднения. А засоряет и обедняет его всё то, что искажает и огрубляет, стилистически нивелирует и нашу повседневную речь, и язык художественной литературы, и речевую практику средств массовой информации – прессы, радио и телевидения. Сюда относятся, например, канцеляризмы и штампы речи, многие жаргонные и грубо-просторечные слова, ненужные заимствования из других языков, неуместные профессионализмы, неоправданные поэтизмы («высокие» слова) и, конечно же, случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов…

Наша повседневная речь, к сожалению, становится грубой, стилистически сниженной. И, как это ни парадоксально, причина здесь – в тех же новых демократических условиях свободы слова и гласности. В газетах и журналах последних лет мы привыкли встречать то, что раньше слышали только от активных носителей молодёжного жаргона (сленга), от деклассированных городских низов, уголовных элементов. А сейчас тусовки, разборки, наезды, балдёж, беспредел, на халяву, лапшу на уши вешать поселились на страницах молодежных газет и иных изданий, следовательно, так или иначе входят в нашу речь, влияют на неё. Даже в публичных выступлениях народных избранников с высоких общественных трибун можно услышать такие просторечные и жаргонные слова и выражения, как чернуха, драчка за власть, тусоваться, перекрыть кислород, в законе, мозги пудрить, нахапать, обмазать, а иногда что-нибудь и похлеще.

Ораторы, очевидно, полагают, что высказались живо и ярко, демократично, по-новому, «по-народному». На самом же деле они проявили неуважение к слушателям и показали своё неумение найти подходящие для ситуации слова. Ведь демократия и дисциплина, права и обязанности в цивилизованном и правовом обществе неотделимы друг от друга. Как неразделимы профессионализм, компетентность человека и его культура, духовный мир. Это в той же мере относится к языку и стилю выступающих, к их лингвистической компетентности, требованиям элементарной грамотности.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 - (редактирование текста с элементами нелитературного языка) - 1 балл

Задание: Отредактируйте текст, заменив элементы разговорного стиля литературными синонимичными конструкциями.
Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Тема 1.2 Функциональная стилистика
Тема 1.2.1 Понятие функционального стиля. Ведущие функциональные стили
8 Запишите слова и словосочетания, которые вы употребили бы в официально-деловом, научном, публицистическом и разговорном стилях.
Ввиду плохой погоды, во избежание пожара, в соответствии с планом, прибытие посла, нежданно-негаданно, авось, оказать содействие, устранить недостатки, опротестовать решение, распрекрасный. Премилый, разделался, трансформатор, тангенс, информация, улепётывать, молодцеватый, опротестование, гонка вооружения, разрядка международной напряжённости.
9 Определить и обосновать стиль данных предложений.

1. Пошли дальше, авось, что-нибудь сыщем. 2. Решение вышеуказанного во­проса не терпит отлагательства. 3. Не сотвори кумира, у ног бездушной красоты не трать высокие мечты! 4. Автор статьи анализирует ряд важных вопросов. 5. Владе­лец выигравшего лотерейного билета может по желанию получить взамен вещево­го выигрыша стоимость наличными деньгами. 6. На дворе теплынь такая, неохота дома сидеть. 7. Основа нашего могущества - самоотверженный и вдохновенный труд на благо Отчизны. 8. Подделка государственных казначейских билетов пре­следуется по закону. 9. На лужайке кувыркались и бегали взапуски десять маль­чишек. 10. Прибор безошибочно определил координаты нашего местонахождения.11. Каждая пядь твоей земли - героическая быль о подвигах и героях. 12. Болтаться без дела, когда вокруг тебя работают, неудобно. 13. Не померкнет в веках слава воинов, павших в боях за свободу. 14. Этот балагур был известен ещё и своей бесшабашной удалью. 15. Профсоюз возбудил ходатайство о предоставлении дополнительного отпуска всем работникам предприятия.

10. Какие слова и выражения не соответствуют стилю данных высказываний? От­редактируйте предложения.

1. Жилплощадь профессора была вся уставлена стеллажами. 2. В лучах утрен­него солнца сверкали на траве атмосферные осадки. 3. На сооружение дворца ухлопали большие средства. 4. У бабушки Ненилы были плохие жилищные усло­вия. 5. Когда наступила эпоха каникул, мы все разъехались кто куда. 6. Пару минут в зале царило молчание. 7. Нынче каждому открыты широкие пути к вдох­новенному труду на благо Отчизны. 8. Пожалуй, не мешало бы поставить мясо в холодильник в целях длительного хранения. 9. По лазурному морю плыл пароходводоизмещением около 40 тысяч тонн. 10. Мы толпились у входа в новый очаг культуры. 11. С целью улучшения бытового обслуживания трудящихся открыты новые столовки, установлены дополнительные автоматы с газировкой. 12. В конце недели обратно пошли дожди. 13. В новом магазине организована выставка гото­вой одёжи.
Тема 1.2.2 Роль функциональных стилей в речевой культуре

11 Среди следующих слов выявите стилистически нейтральные (межстилевые)


дом

объект

хата

улица

большак

вода

хлебушек

ветер

погода

день

морфема

грядущий

неделя

созидание

хороший

плохонький

великолепный

потрясающий

большой

огромный

отрицательный

реакционный

гуманный

бежать

дерзать

создание

систематизировать

жить

носить

действовать

инструктировать

заявлять


12 Стилистическая окраска слов может быть двуплановой, если она, с одной стороны, указывает на сферу употребления, а с другой – на эмоционально-экспрессивное содержание слова. Определите двуплановость указанных слов.

Образец: ЧЕЛО – высокое, книжное
Шествовать, вояка, плестись, балбес, упоение, очи, продувной
13 Сгруппируйте приведённые ниже слова в зависимости от стилистической характеристики, запишите их в три столбика: а) книжные; б) разговорные; в) просторечные. Если слово имеет двуплановую стилистическую окрашенность, укажите оба плана.
Барахтаться, абсолютный, брюзжать, диплом, лежебока, простофиля, свидетель, взимать, дочурка, методология, резонанс, трудоголик, бетонка, всепрощение, заочник, мямля, сачок, болтаься, грузооборот, классифицировать, подсобка, старичок.

14 Найдите ошибки, возникшие вследствие употребления стилистически окрашенных слов в чуждых контекстах. Замените их словами, соответствующими контексту и исправьте предложения.
Для уничтожения сорных трав применялись ядохимикаты, но проку не было.

Вследствие нарушения сроков поставок грузов на станции возникла неразбериха с транспортом.

В текущем году заготовлена уйма картофеля.

Тракторист позвал на подмогу соратников, чтобы закончить вспашку поля.

Некоторые делегаты тихонечко покинули зал заседаний.

На учредительной конференции обсуждался спорный вопрос, и потому возникла перепалка.

Студенты жертвовали деньги на свои завтраки в столовой колледжа.
15 Замените слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами.


аннулировать

виза

содействовать

бригадный подряд

юридическое лицо

администрация

порицание

уведомить

занимаемый пост

предоставить слово

взимать

предписание

ходатайство

конструктивный диалог

санкция руководителя


Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 (создание текста по условиям заданного стиля) - 1 балл
Задание. Прочитайте примеры изложения одной и той же темы в различных функциональных стилях. Определите, к какому из них относится каждый текст. Обоснуйте своё мнение. Допишите 2-3 предложения к каждому отрывку, сохраняя его стиль речи.
Тема: ^ Кот (кошки).

  1. Кот – домашнее животное семейства кошачьих мужского пола. Отличается от кошки большими размерами, мощными лапами и холкой, а также сильным хвостом. В зависимости от породы коты бывают как гладкошёрстными, так и пушистыми.

  2. 2. Кот у нас вырос такой здоровенный, а толку – чуть. Мышей не ловит, правду говорят. Только спит да ест. А в промежутках орёт дурным голосом.

  3. Кот – это такая пушистая тёплая грелка с моторчиком; мягкая игрушка, которую можно до бесконечности тискать, гладить, расчёсывать. Но главное при этом – в удовольствие для себя самого!

  4. В последние годы на улицах нашего города резко увеличилось количество бездомных кошек. Во многом это объясняется тем, что кошка – самое распространённое домашнее животное, да и, наверное, самое плодовитое. Человечество за долгий путь своего сосуществования с семейством кошачьих придумало два надёжных способа избавления от кошачьего приплода. Однако не у каждого поднимется рука на родившихся котят и далеко не каждый способен и имеет материальную возможность пойти медицинским путём. Держать же в доме две-три кошки опять же накладно, да и беспокойно. Вот и бегают наши домашне-дикие животные сами по себе. Хорошо ли это?

  5. Препарат «Химола» используется, в частности, для устранения в квартире кошачьего запаха органического происхождения. Перед применением препарата необходимо места обработки очистить от грязи, увлажнить. Снять защитный колпачок и обработать препаратом с расстояния 20-30 см. При сильном и запущенном запахе следует повторять обработку до полного исчезновения запаха. Заметный эффект наступает через 8-10 часов.


^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Анализ стилевых черт текста» – 2 балла

Задание № 1
Прочитайте данные отрывки. Определите их стилистическую принадлежность. Обоснуйте письменно своё мнение по плану:

Текст № 1

- функция текста;

- сфера его применения;

- стилевые черты;

- языковые особенности (лексические, грамматические)
1

Баратынский* убийственно уподобил подражателя нищенке, просящей подаяния «с чужим ребёнком на руках». Стихи Ходасевича* ещё убийственней; столь убийственны они, что перехватывают через край, бьют не в цель, а сквозь неё в какое-то метафизическое* обезьянство, предметом которого ни этот , ни какой бы то ни было другой отдельный поэт не был и быть не мог. Да никаких упорных, последовательных подражателей у Ходасевича и не было.

(В. Вейдле)

2

« Сказочная сага*» и волшебная сказка – это явления генетически аналогичные: и та, и другая возникли в результате осознания вымысла как литературного средства. Поэтому у них много общего. Однако «сказочные саги» всё же не волшебные сказки. Различие между ними заключается в том, что волшебные сказки возникли на устно- повествовательном уровне, тогда как « сказочные саги» возникали на литературном уровне.

( По М. Стеблину - Каменскому)
3

Море пахло так, как пахнет здоровое тело после купания в море. Был чудесный день начала октября. Ничего в мире нет слаще этой прощальной щедрости осеннего солнца. Мы рыбачили в море. Оно было спокойно. Его миражирующая даль сливалась с горизонтом. Казалось, дыхание могучего и доброго животного то слегка приподнимало лодку, то опускало. Дремотный шлепок волны вдруг откачнёт её, и снова спокойное, ровное дыхание.

(Ф. Искандер)

4

На условиях, оговоренных настоящим Договором*, Автор передаёт издательству без каких-либо ограничений на весь срок действия договора исключительное право на издание и распространение Произведения на территории Российской Федерации и других стран мира любым тиражом и на любых языках, на которых может быть выпущено Произведение.

5

Слушай, давай поедем сейчас купаться, Такая жара на улице. Я уже замаялся сидеть в квартире. Да и заниматься надоело. А? Согласна?

Тогда быстренько собираемся. Ну давай.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 (определение стилевой принадлежности текста) – 1 балл
Задание. Определите, к какому из них относится данный текст. Обоснуйте письменно своё мнение по плану:

- функция текста;

- сфера его применения;

- стилевые черты;

- языковые особенности (лексические, грамматические).
Современное состояние общества характеризуется обострением целого ряда взаимосвязанных ключевых проблем, определяющих его дальнейшее развитие, среди которых экономический, энергетический, экологический кризисы, социальные и национальные конфликты, падение уровня духовности и культуры. Многие учёные видят решение этих проблем в совершенствовании образования. Во всём мире идёт активный поиск новых образовательных систем – более демократичных, более гибких, более универсальных как с позиции отдельной личности, так и общества в целом.

Начавшаяся в нашей стране реформа высшего образовании предполагает смену образовательной парадигмы и переориентацию установок с узкопрофессиональной подготовки специалистов на комплексное образование, на достижение высокого уровня общей культуры, на развитие интеллекта и личностных познавательных интересов, позволяющих личности адаптироваться к динамике социальных кризисов.

В рамках образовательной парадигмы разрабатываются теории, направленные на устранение разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Причём спектр этих теорий достаточно широк.
Раздел II. Формы реализации и языковые особенности официально-делового стиля
Тема 2.1 Функциональные и языковые особенности официально-делового стиля
Тема 2.1.1 Понятие официально-делового стиля. Функции и основные черты официально-деловой речи
16 Какой признак понятия официально-делового стиля указан неверно:
1) сфера применения – деловые отношения

2) функция речи – соблюдение известной формы документа

3) ведущая стилевая черта – использование стандартных средств выражения

4) форма речи – устная и письменная в равной мере.
17 Подберите письменно к словам и словосочетаниям нейтральной окраски синонимы официально-делового стиля.
Получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.
ДЛЯ СПРАВОК: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.
18 Подберите антонимы к данным словам и словосочетаниям. Определите их стилистическую окраску

Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо-запрос, ответственность.
ДЛЯ СПРАВОК: отправить, отказать, адресант, отсутствовать, неудовлетворительный ответ, отказать в просьбе, отрицательно, письмо-ответ, безответственность
19 Составьте синонимические ряды из слов, уместных в деловых бумагах

1. Изъян. 2. Уведомление. 3. Оповестить. 4. Помогать. 5. Отправлять. 6. Затруднять. 7. Приказ
ДЛЯ СПРАВОК: 1) недочет, недостаток, пробел; 2) извещение, оповещение, информирование; 3) уведомить, информировать, известить; 4) содействовать, способствовать; 5) посылать, адресовать, направлять; 6) препятствовать, тормозить;7) распоряжение
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 (определение функции и черт текста официально-делового стиля) – 1 балл
Задание. Прочитайте текст. Докажите его отнесённость к официально-деловому стилю.
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчётный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с Законодательством Российской Федерации (из журнала «Консультант»).
Тема 2.1.2 Языковые особенности деловой речи
20 Раскройте значение данных словосочетаний. Составьте с ними предложения.
Получить почту – сходить на почту; письмо другу – деловое письмо; передний план картинный – выполнить план работы; адрес на посылке – вручить адрес юбиляру; составить акт обследования – первый акт пьесы.
21 Отредактируйте текст объявления, заменив диалектные слова, обозначающие видовые наименования, общелитературными синонимами - родовыми понятиями.
Заготовительный пункт № 4 принимает от населения города и окрестных сёл и деревень свежие обабки, красноголовики, белые, черницу, гоноболь, брусницу.
22 Пользуясь словарём иностранных слов, определите значение и происхождение слов, обозначающих наименования деловых бумаг и названия лиц.
Адрес, акт, автобиография, бандероль, бланк, директор, директива, документ, инструкция, резолюция, характеристика, секретарь.
23 Объясните значения употребляемых в деловой речи заимствованных слов. Пользуясь словарём синонимов, подберите к ним синонимы с нейтральной окраской.
Адресант, информация, констатировать, контроль, инструкция, инвентаризация, ликвидировать.
24 Прочитайте предложения. Во всех ли случаях оправдано употребление выделенных слов? Замените в данных предложениях заимствованные слова общеупотребительными.
1. В докладе инспектора ДПС были отмечены все дефекты в работе постовой службы. 2. Информацию о ходе спортивных соревнований необходимо систематически помещать в областную газету. 3. В своём выступлении на родительском собрании куратор констатировал все нарушения дисциплины студентами на учебных занятиях. 4. На повестке собрания акционеров стоят актуальные вопросы.
25 Замените данные слова глагольно-именными сочетаниями по образцу: ^ Помочь – оказать помощь.
Победить, ошибиться, приказать, рассчитать, решить, заботиться, участвовать, интересоваться, распоряжаться.
26 Образуйте допустимые сочетания со словами и словосочетаниями, данными в скобках. В каких случаях подчинительная связь невозможна? Почему?

Составьте с получившимися словосочетаниями предложения, определите их стилевую принадлежность.
Оказать (поддержка, услуга, содействие, влияние, впечатление, встреча, доверие)

Одержать (верх, успех, победа, рубеж, престиж, высокая оценка)

Провести (соревнование, совещание, контроль, организация, собрание, конференция, занятие)

Проявить (сознательное отношение, желание, воля, умение, характер, равнодушие, образец поведения, почин, инициатива)
27 Замените слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами
Аннулировать, виза, содействовать, бригадный подряд, превентивные меры, юридическое лицо, администрация, порицание, уведомить, занимаемый пост, предоставить слово, взимать, предписание, ходатайство, конструктивный диалог, санкция руководителя.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Практикум iconПрактикум по гештальттерапии петербург
Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ
Практикум iconПрактикум по информатике
Практикум по информатике: Учебное пособие / Сост. Л. Я. Козак, О. В. Шестопал – Рыбница, 2008. – 60 с
Практикум iconПрактикум по общей психологии учебное пособие для студентов
Практикум з психології : короткий конспект з дисципліни, укладені ст викладачем кафедри практичної психології Черепєхіною О. А
Практикум iconПрактикум по учебной дисциплине специализации «дознание в органах...
Практикум подготовлен преподавателем кафедры предварительного расследования Садиоковой У. В
Практикум iconПрактикум по когнитивной терапии
М15 Практикум по когнитивной терапии: Пер с англ. — Спб.: Речь, 2001. — 560 с. Isbn 5-9268-0036-6
Практикум iconПрактикум для студентов специальности g 31 02 01 «География» Минск
Введение в социально-экономическую географию: практикум для студентов геогр фак./авт сост.: А. Н. Решетникова. – Мн.: Бгу, 2006....
Практикум iconПрактикум по теории бухгалтерского учета для студентов специальности 080109. 65
Практикум по теории бухгалтерского учета : Учебное пособие /Н. И. Доррендорф. Новосибирск: ноу впо спбивэсэп,2011. 82 с
Практикум iconПрактикум по возрастной психологии удк 159. 922. 6(076. 58) Ббк 88. 4я73 А16 Абрамова Г. С
А16 Практикум по возрастной психологии: Учеб по­собие для студ вузов. — 2-е изд., стереотип. — М
Практикум iconПрактикум по управленческому анализу Учебное пособие
...
Практикум iconПрактикум по курсу биологии Астана -2011
Данный практикум предназначен для самостоятельной работы учащихся по курсу «Биология». В данном пособии собран практический материал...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница