Скачать 409.62 Kb.
|
![]() ЗЕМЛИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В V-VIII ВЕКАХ. ЛЕКЦИЯ 1. Восточнославянские племена и их соседи В VI-VIII веках восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины. Из летописей известно, что одно из самых крупных восточнославянских племен - поляне (т.е. жители полей) - основало в среднем течении Днепра город Киев (некоторые ученые относят основание Киева к концу V века), названный так в честь князя (вождя) Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью стали править в этом городе. Одним из основных источников по истории Древней Руси является летопись «Повесть временных лет» (написал в XII веке монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Она сообщает нам, что в VIII веке существовало 15 крупных племенных союзов восточных славян, которые расселились следующим образом: -поляне (среднее течение Днепра) -ильменские словене ( новгородские; вокруг озера Ильмень) -вятичи -древляне (т.е жители лесов) -дреговичи (т.е жители болот) -уличи и тиверцы -северяне и радимичи -кривичи Соседями на севере были финно-угорские племена: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В середине VIII века славяне вынуждены были подчиниться хазарам. Поляне, северяне, радимичи, вятичи долгое время платили дань Хазарскому каганату, который находился в степях между Черным и Каспийским морями. К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказывали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX века их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). На востоке соседями восточных славян было мусульманское государство Волжская Булгария. ^ Из Балтийского моря по реке Неве купцы попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловать до верховьев Днепра. От Ловати до Днепра в районе Смоленска была «переволока»., т.е суда перетаскивали по мелким речкам. Далее по Днепру спускались в Черное море и Западным его берегом доходили до столицы Византии Константинополя (славяне называли его Царьград). ^ В V-VIII веках славянские племена переживали распад родовых отношений, у них зарождались элементы государственности. ^ постепенно заменялась соседской (объединение не только родственников, но и соседей). Такая община получила название-вервь; Выделилась родоплеменная знать-князья и старейшины. Князья окружали себя дружинами (дружина–профессиональные военные, подчинявшиеся и служившие князю) . Вече пока еще действовало и выбирало князя (вече - народное собрание, решавшее основные вопросы жизни). Основными занятиями восточных славян были:
Восточные славяне были язычниками (язычество – общее название политеистических религий; «многобожие»). Они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю. Во главе славянских божеств стоял великий ^ -бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) весьма почитался славянами. Бог Велес почитался в качестве покровителя земледелия. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами. Единственное женское божество-Макошь-была покровительницей женской части хозяйства и богиней плодородия. С появлением у славян князей, воевод и дружин в условиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома непобедимый Перун. Любые изменения в природе и жизни славяне приписывали воле богов и стремились умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображение богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Богам приносили жертвы в специальных местах, такое место называлось-капище. У славян существовали волхвы (языческие жрецы, люди, умевшие узнавать волю богов). ^ ЛЕКЦИЯ 3. Возникновение государства у восточных славян. Первые русские князья. Принятие христианства. ГОСУДАРСТВО – это система организации власти, стоящей над обществом. Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества. В исторической науке давно возник спор об образовании государства у славян. В «Повести временных лет» летописец, сообщает, что в 862 году, новгородский старейшина, будучи бездетным перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. («…и не было у славян правды и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги назывли себя русью. Сказали славяне: «Земля наша велика, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь прави сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, - на Белоозере, а третий Трувор- в Изборске»). Это сообщение Нестора легло в основу норманнской теории возникновения государства. ^
Т.е. из вышесказанного можно сделать вывод, что, по мнению современных историков государство возникло не благодаря варягам, но при их участии. Варяги лишь ускорили и завершили процесс, который уже шел. У славян существовали объективные причины для возникновения государства: -появление социального неравенства -защита территории и населения от внешнего вмешательства и ведение захватнических войн -рост производительности труда Рюрик (862-879)г. Рюрик считается основоположником династии русских князей. После его смерти в 879 году власть перешла к князю Олегу. Олег (879-912)г. Олег в 882 году предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить князей Аскольда и Дира из города и убил их. Олег захватил Киев, сделал его столицей и объединил под своей властью северные и южные славянские земли. 882 год-создание единого Древнерусского государства. Версии происхождения названия государства – Русь.
Олег со своей дружиной совершил два похода на Византию в 907 и 911 гг., итогом которых были два мирных договора (907 и 911 гг). По договору 907 года: русские купцы получили право беспошлинной торговли на византийских рынках. Договор 911 года подтверждал большинство статей предыдущего договора. Олег умирает в 912 году. В истории он получил прозвище Вещий, так как по легенде, волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Игорь (912-945) г. После смерти Олега в Киеве стал стал княжить сын Рюрика. Игорь расширил границы государства. Совершил два похода на Византию. При Игоре произошло первое восстание древлян во время полюдья (полюдье – объезд князем своих земель с целью взимания дани). Ненасытность Игоря при сборе дани возмутила древлян (из «Повести временных лет»: «…если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убъем его, то всех на погубит…»). Древляне перебили дружину, а Игоря казнили. ^ Правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе стала жена Игоря-Ольга. Она расправилась с древлянами, а затем провела реформу, по которой были введены уроки- жестко установленный размер размер дани и установлены погосты – места сбора дани. Ольга в 957 году совершила поездку в Византию и приняла личное христианство под именем Елены. По мере взросления Святослава она отходит от управления государством, и в 962 году всю полноту власти взял молодой Святослав. ^ Он продолжил объединение восточнославянских земель и централизацию управления. В наиболее важные земли направил в качестве наместников сыновей. Во внешней политике достиг поразительных результатов, что заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы. Перед походом на врага он заранее его предупреждал: «Хочу на вы идти». Внешняя политика Святослава: -разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата. -походы на Дунай и войны с Византией. Святослав убит печенежским князем во время возвращения из похода в 972 г. ^ После гибели Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобная война, победителем в которой оказался Владимир. Владимир постепенно приходит к мысли о принятии монотеистической религии. («моно»-один; «тео»-бог). Выбирая между христианством, исламом и иудаизмом, Владимир сделал выбор в пользу первого. ^
Значение и последствия принятия христианства:
Владимир умирает в 1015 году. В народе он получил прозвище «Красное Солнышко», «Святой». ЛЕКЦИЯ 4. Расцвет Древнерусского государства. Категории населения. «Русская правда». После смерти Владимира развернулась борьба (1015-1019) между его наследниками. В ходе этой борьбы погибли сыновья Владимира князья Борис и Глеб. Они стали первыми русскими святыми. Убивший их Святополк, приемный сын Владимира получил в народе прозвище Окаянный. Победил в этой междоусобной борьбе сын Владимира-Ярослав, прозванный Мудрым. На период его правления (1019-1054 ) приходится наивысшее могущество Древнерусского государства. ^ Путем заключения династических браков Ярослав укреплял международный авторитет Руси. В честь полного и окончательного разгрома печенегов в Киеве был воздвигнут величественный Софийский собор. Открывались школы, была создана библиотека. Он покровительствовал просвещению и строительству. При нем Русь превратилась в великую державу. При нем был написан первый свод (кодекс) законов государства – «Русская правда». Из «Русской правды» мы узнаем о социальной организации государства. «Русская правда» ограничивает обычай кровной мести кругом близких родственников; вводит штрафы (штраф назывался «вира») в защиту интересов имущих слоев. Население делилось на категории:
«Русская правда» различает несколько категорий зависимого населения:
Была еще одна категория населения – рабы. Они известны под разными названиями:
По «Русской правде» рабы были полностью бесправными. Раб не мог быть свидетелем в суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и тот, кто ему помогал. Свободный человек мог продать себя в холопы от нужды; если женился на холопке, не обговорив свою свободу; холопами становились дети холопов; нарушившие договор рядовичи; пленники. Верхушку общества составляли князья, бояре, дружинники и священники. В XI веке началось образование наследственных земельных владений – вотчин (вотчина-это земельное владение передававшееся по наследству; владельцами вотчин были бояре). Вотчинами управляли: огнищанин (управитель вотчины), тиун (княжеский или боярский приказчик, управитель). Их жизнь в «Русской правде» ценилась в десятки раз больше, чем жизнь зависимого человека. Перед смертью Ярослав Мудрый разделил княжеские владения между своими старшими сыновьями. Вскоре между ними начались конфликты и усобицы. Попытки удержать государство от распада и прекратить усобицы предпринял внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах. ^ Он выступал за единство Руси. В 1097 году по его инициативе в Любече состоялся съезд князей с целью прекращения усобиц. На Любечском съезде было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип: «Пусть каждый держит отчину свою». Это решение подтверждало сложившийся порядок разделения государства на отдельные земли. Поэтому лишь на время удалось предотвратить усобицы.
законодательном порядке были ограничены проценты по займам, и запрещено обращать в рабство, отрабатывающих долг зависимых людей.
с Европой, был женат на дочери английского короля.
усобицы и призывал к единству русской земли. Сын Владимира Мономаха – ^ продолжал политику отца. После смерти Мстислава Русь распалась на отдельные княжества и земли; начинается период феодальной раздробленности на Руси. |
![]() | Список вопросов по отечественной истории Происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования и общественный строй | ![]() | Вопросы к экзамену по истории россии Славяне в древности. Первые... Общественный строй и хозяйственная жизнь восточных славян в VI – IX вв. Верования славян |
![]() | Экзаменационные вопросы по отечественной истории для студентов 1... Происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования и общественный строй | ![]() | 1. предки восточных славян. Их занятия, общественный строй, быт и верования Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения – в Центральной и Восточной Европе: от Одера на Западе... |
![]() | Программа история России с древности до конца XV в Племенные союзы восточных славян в vi–IX вв. Территория. Соседи: Волжская Болгария, Хазария, Византия, кочевники степи. Занятия славян.... | ![]() | Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян.... Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования... |
![]() | Вопросы для повторения по курсу «История» на очном отделении Восточные славяне и их соседи в VI viii вв.: общественный строй, занятия, быт верования | ![]() | 1. Восточные славяне и соседи в 68в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян Ерриторию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские историки 6в были более внимательны к славянам, которые,... |
![]() | Экзаменационные вопросы по Отечественной истории Восточные славяне... Образование и становление единого Древнерусского государства (iх-хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты | ![]() | План: А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного... Б. Племенные союзы восточных славян в viii—ix вв., их занятия и социальные отношения |