Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян


Скачать 409.62 Kb.
НазваниеЛекция занятия, общественный строй, верования восточных славян
страница1/4
Дата публикации30.07.2013
Размер409.62 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Литература > Лекция
  1   2   3   4





ЗЕМЛИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В V-VIII ВЕКАХ.

ЛЕКЦИЯ 1. Восточнославянские племена и их соседи

В VI-VIII веках восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины. Из летописей известно, что одно из самых крупных восточнославянских племен - поляне (т.е. жители полей) - основало в среднем течении Днепра город Киев (некоторые ученые относят основание Киева к концу V века), названный так в честь князя (вождя) Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью стали править в этом городе.

Одним из основных источников по истории Древней Руси является летопись «Повесть временных лет» (написал в XII веке монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Она сообщает нам, что в VIII веке существовало 15 крупных племенных союзов восточных славян, которые расселились следующим образом:

-поляне (среднее течение Днепра)

-ильменские словене ( новгородские; вокруг озера Ильмень)

-вятичи

-древляне (т.е жители лесов)

-дреговичи (т.е жители болот)

-уличи и тиверцы

-северяне и радимичи

-кривичи
Соседями на севере были финно-угорские племена: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В середине VIII века славяне вынуждены были подчиниться хазарам. Поляне, северяне, радимичи, вятичи долгое время платили дань Хазарскому каганату, который находился в степях между Черным и Каспийским морями.

К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказывали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX века их военные и торговые дружины появились в землях восточных

славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей).

На востоке соседями восточных славян было мусульманское государство Волжская Булгария.
^ Основной торговый путь получил название «из варяг в греки»., т.е он связывал Варяжское море (Балтийское), с морем Греческим (Черным). Из Балтийского моря по реке Неве купцы попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловать до верховьев Днепра. От Ловати до Днепра в районе Смоленска была «переволока»., т.е суда перетаскивали по мелким речкам. Далее по Днепру спускались в Черное море и Западным его берегом доходили до столицы Византии Константинополя (славяне называли его Царьград).
^ ЛЕКЦИЯ 2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян.

В V-VIII веках славянские племена переживали распад родовых отношений, у них зарождались элементы государственности. ^ Родовая община постепенно заменялась соседской (объединение не только родственников, но и соседей). Такая община получила название-вервь; Выделилась родоплеменная знать-князья и старейшины. Князья окружали себя дружинами (дружина–профессиональные военные, подчинявшиеся и служившие князю) . Вече пока еще действовало и выбирало князя (вече - народное собрание, решавшее основные вопросы жизни).

Основными занятиями восточных славян были:

  • подсечно-огневое земледелие (система обработки земли, при которой на освобожденных от леса путем вырубки и сжигания деревьев участках в течение 2-3 лет выращивали сельхозкультуры, используя естественное плодородие почвы).

  • переложное земледелие( пашенное земледелие; перелог; система земледелия, при которой свободные черноземные участки земли, не требующие корчевания, засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки, оставляя старые до восстановления почвы).

  • собирательство

  • охота и рыболовство

  • скотоводство

  • бортничество (сбор дикого меда)

  • ремесло (кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное…).


Восточные славяне были язычниками (язычество – общее название политеистических религий; «многобожие»). Они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю.

Во главе славянских божеств стоял великий ^ Сварог-бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) весьма почитался славянами. Бог Велес почитался в качестве покровителя земледелия. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами. Единственное женское божество-Макошь-была покровительницей женской части хозяйства и богиней плодородия. С появлением у славян князей, воевод и дружин в условиях военных походов на первый план вышел бог молнии и грома непобедимый Перун.

Любые изменения в природе и жизни славяне приписывали воле богов и стремились умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображение богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Богам приносили жертвы в специальных местах, такое место называлось-капище. У славян существовали волхвы (языческие жрецы, люди, умевшие узнавать волю богов).

^ РУСЬ В IX - НАЧАЛЕ XII.

ЛЕКЦИЯ 3. Возникновение государства у восточных славян. Первые русские князья.

Принятие христианства.
ГОСУДАРСТВО – это система организации власти, стоящей над обществом.

Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества.

В исторической науке давно возник спор об образовании государства у славян.

В «Повести временных лет» летописец, сообщает, что в 862 году, новгородский старейшина, будучи бездетным перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной.

(«…и не было у славян правды и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги назывли себя русью. Сказали славяне: «Земля наша велика, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь прави сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, - на Белоозере, а третий Трувор- в Изборске»).

Это сообщение Нестора легло в основу норманнской теории возникновения государства.


^ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ

ЦЕНТРИСТСКАЯ

СЛАВЯНСКАЯ (антинорманская)

Авторами теории стали работавшие в XVIII веке в Московском Университете немецкие ученые Байер, Миллер и Шлецер. Они опираясь на данные Нестора преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государства у славян.

Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития, но при участии варягов.

А.Л. Юрганов

Л.А. Кацва и большинство современных историков.

Отрицается роль варягов в образовании государства и призвании их на княжение.

М.В. Ломоносов

Б.А. Рыбаков



Т.е. из вышесказанного можно сделать вывод, что, по мнению современных историков государство возникло не благодаря варягам, но при их участии. Варяги лишь ускорили и завершили процесс, который уже шел. У славян существовали объективные причины для возникновения государства:

-появление социального неравенства

-защита территории и населения от внешнего вмешательства и ведение захватнических войн

-рост производительности труда

Рюрик (862-879)г. Рюрик считается основоположником династии русских князей. После его смерти в 879 году власть перешла к князю Олегу.

Олег (879-912)г. Олег в 882 году предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить князей Аскольда и Дира из города и убил их. Олег захватил Киев, сделал его столицей и объединил под своей властью северные и южные славянские земли.

882 год-создание единого Древнерусского государства.

Версии происхождения названия государства – Русь.

  • русью cлавяне называли варягов

  • «рось»-река, впадающая в Днепр

  • русыми, т.е людьми со светлыми волосами называли славян иностранцы.



Олег со своей дружиной совершил два похода на Византию в 907 и 911 гг., итогом которых были два мирных договора (907 и 911 гг). По договору 907 года: русские купцы получили право беспошлинной торговли на византийских рынках.

Договор 911 года подтверждал большинство статей предыдущего договора. Олег умирает в 912 году. В истории он получил прозвище Вещий, так как по легенде, волхвы предсказали ему смерть от своего коня.

Игорь (912-945) г. После смерти Олега в Киеве стал стал княжить сын Рюрика. Игорь расширил границы государства. Совершил два похода на Византию.

При Игоре произошло первое восстание древлян во время полюдья (полюдье – объезд князем своих земель с целью взимания дани). Ненасытность Игоря при сборе дани возмутила древлян (из «Повести временных лет»: «…если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убъем его, то всех на погубит…»). Древляне перебили дружину, а Игоря казнили.

^ Ольга (945-962)г. Правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе стала жена Игоря-Ольга. Она расправилась с древлянами, а затем провела реформу, по которой были введены уроки-

жестко установленный размер размер дани и установлены погосты – места сбора дани.

Ольга в 957 году совершила поездку в Византию и приняла личное христианство под именем Елены. По мере взросления Святослава она отходит от управления государством, и в 962 году всю полноту власти взял молодой Святослав.

^ Святослав (962-972). Он продолжил объединение восточнославянских земель и централизацию управления. В наиболее важные земли направил в качестве наместников сыновей. Во внешней политике достиг поразительных результатов, что заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы. Перед походом на врага он заранее его предупреждал: «Хочу на вы идти».

Внешняя политика Святослава:

-разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата.

-походы на Дунай и войны с Византией.

Святослав убит печенежским князем во время возвращения из похода в 972 г.
^ Владимир (980-1015)г. После гибели Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобная война, победителем в которой оказался Владимир.

Владимир постепенно приходит к мысли о принятии монотеистической религии. («моно»-один; «тео»-бог). Выбирая между христианством, исламом и иудаизмом, Владимир сделал выбор в пользу первого.

^ Причины принятия христианства:

  • необходимость укрепления власти киевского князя («один Бог-один князь»)

  • потребность государственного объединения на новой духовной основе, сплочение общества. (Христианство цементировало семью, требовало гуманного отношения к женщине, детям, к человеку вообще)

  • оправдание неравенства (язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить неравенство в обществе).

  • приобщение к общеевропейским культурным и духовным ценностям


Значение и последствия принятия христианства:

  • укрепление государства и власти князя

  • повышение международного авторитета Руси

  • приобщение к византийской культуре

  • смягчение нравов



Владимир умирает в 1015 году. В народе он получил прозвище «Красное Солнышко», «Святой».


ЛЕКЦИЯ 4. Расцвет Древнерусского государства. Категории населения.

«Русская правда».

После смерти Владимира развернулась борьба (1015-1019) между его наследниками. В ходе этой борьбы погибли сыновья Владимира князья Борис и Глеб. Они стали первыми русскими святыми. Убивший их Святополк, приемный сын Владимира получил в народе прозвище Окаянный.

Победил в этой междоусобной борьбе сын Владимира-Ярослав, прозванный Мудрым. На период его правления (1019-1054 ) приходится наивысшее могущество Древнерусского государства.

^ Ярослав Мудрый (1019-1054). Путем заключения династических браков Ярослав укреплял международный авторитет Руси. В честь полного и окончательного разгрома печенегов в Киеве был воздвигнут величественный Софийский собор. Открывались школы, была создана библиотека. Он покровительствовал просвещению и строительству. При нем Русь превратилась в великую державу.

При нем был написан первый свод (кодекс) законов государства – «Русская правда». Из «Русской правды» мы узнаем о социальной организации государства.

«Русская правда» ограничивает обычай кровной мести кругом близких родственников; вводит

штрафы (штраф назывался «вира») в защиту интересов имущих слоев.

Население делилось на категории:

  • люди (людины)-свободные общинники, основное население страны.

  • смерды – вторая большая группа (крестьяне, вынужденные в силу каких то обстоятельств жить на земле господина и за пользование ею платить оброк- отдавать часть урожая). Все же их можно определить как категорию свободных крестьян. Эта категория пополнялась за счет людинов, когда князь передавал часть земель в вотчины боярам.


«Русская правда» различает несколько категорий зависимого населения:

  • закупы – крестьянин, взявший ссуду («купу») и попавший в долговую кабалу и не имевший возможности уйти от господина, не отдав долг. Закуп работал слугой в доме или в поле, был лишен личной свободы, но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться.

  • рядовичи – крестьянин, заключивший с хозяином земли договор («ряд») на выполнение работ. Они теряли свободу на время заключения договора.



Была еще одна категория населения – рабы. Они известны под разными названиями:

  • холоп – человек, находившийся в полной зависимости от хозяина земли; полностью несвободный человек.

  • челядь – домашние слуги

По «Русской правде» рабы были полностью бесправными. Раб не мог быть свидетелем в

суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только

раб, но и тот, кто ему помогал. Свободный человек мог продать себя в холопы от нужды; если

женился на холопке, не обговорив свою свободу; холопами становились дети холопов;

нарушившие договор рядовичи; пленники.
Верхушку общества составляли князья, бояре, дружинники и священники. В XI веке началось образование наследственных земельных владений – вотчин (вотчина-это земельное владение передававшееся по наследству; владельцами вотчин были бояре). Вотчинами управляли: огнищанин (управитель вотчины), тиун (княжеский или боярский приказчик, управитель). Их жизнь в «Русской правде» ценилась в десятки раз больше, чем жизнь зависимого человека.
Перед смертью Ярослав Мудрый разделил княжеские владения между своими старшими сыновьями. Вскоре между ними начались конфликты и усобицы.

Попытки удержать государство от распада и прекратить усобицы предпринял внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах.

^ Владимир Мономах (1113-1125). Он выступал за единство Руси. В 1097 году по его инициативе в Любече состоялся съезд князей с целью прекращения усобиц. На Любечском съезде было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип: «Пусть каждый держит отчину свою». Это решение подтверждало сложившийся порядок разделения государства на отдельные земли. Поэтому лишь на время удалось предотвратить усобицы.



  • своим авторитетом на время остановил распад государства

  • ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в

законодательном порядке были ограничены проценты по

займам, и запрещено обращать в рабство, отрабатывающих

долг зависимых людей.

  • продолжал политику укрепления династических связей

с Европой, был женат на дочери английского короля.

  • написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал

усобицы и призывал к единству русской земли.
Сын Владимира Мономаха – ^ Мстислав Великий (1125-1132) продолжал политику отца. После смерти Мстислава Русь распалась на отдельные княжества и земли; начинается период феодальной раздробленности на Руси.

  1   2   3   4

Похожие:

Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян iconСписок вопросов по отечественной истории
Происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования и общественный строй
Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян iconВопросы к экзамену по истории россии Славяне в древности. Первые...
Общественный строй и хозяйственная жизнь восточных славян в VI – IX вв. Верования славян
Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян iconЭкзаменационные вопросы по отечественной истории для студентов 1...
Происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования и общественный строй
Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян icon1. предки восточных славян. Их занятия, общественный строй, быт и верования
Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения – в Центральной и Восточной Европе: от Одера на Западе...
Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян iconПрограмма история России с древности до конца XV в
Племенные союзы восточных славян в vi–IX вв. Территория. Соседи: Волжская Болгария, Хазария, Византия, кочевники степи. Занятия славян....
Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян iconВосточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян....
Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования...
Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян iconВопросы для повторения по курсу «История» на очном отделении
Восточные славяне и их соседи в VI viii вв.: общественный строй, занятия, быт верования
Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян icon1. Восточные славяне и соседи в 68в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян
Ерриторию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские историки 6в были более внимательны к славянам, которые,...
Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян iconЭкзаменационные вопросы по Отечественной истории Восточные славяне...
Образование и становление единого Древнерусского государства (iх-хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты
Лекция занятия, общественный строй, верования восточных славян iconПлан: А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного...
Б. Племенные союзы восточных славян в viii—ix вв., их занятия и социальные отношения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница