Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк


НазваниеСимметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк
страница1/4
Дата публикации20.05.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
В качестве предисловия читателям предлагаются два отзыва на книгу А.Е.Федорова, написанные священником Павлом Карташевым и специалистом в области Древнерусской архитектуры Геннадием Яковлевичем Мокеевым.

1. Тема симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всякого культурного человека, внимательно относящегося к жизни. В силу сказанного представленный труд весьма ценен.

Впрочем, ценность его подтверждается едва ли не каждой страницей, раскрывающей тему глубоко и аргументированно, спокойно и в то же время убе­жденно. Своих убеждений автор не скрывает. С позиций православного верующего человека, с болью в сердце за пренебрежение к сокровищам родного церковного и культурно-исторического достояния, но и с надеждой на неиссякае­мое могущество этого богатства, воплотившего боголюбие и благочестие русских людей, А.Е.Федоров исследует ряд особенностей традиционного русского зодче­ства, причем проблемы симметрии, к чести автора, оказываются вписанными в более широкий контекст религиозных и исторических проблем вполне соразмерно и красиво.

Необходимо отметить, что высказывания автора по поводу духовного пути русского народа, его росшего с веками обрядоверия за счет поклонения Богу "в духе и истине", пути, окончившегося духовным "вавилонским пленом" в XX веке, о чем пророчески предупреждали соотечественников угодники Христовы, просиявшие именно в эпоху интенсивной и добровольной европеизации России, святители Филарет Московский и Митрофаний Воронежский, преподобные Серафим Саровский, Амвросий, Варсонофий, Нектарий Оптинские, святой праведный Иоанн Кронштадтский, с слезной мольбой призывавший Россию опомниться, отречься от безбожия, революционного разрушительства, сплотиться вокруг родной церкви, царского престола, отеческих традиций (см. сборник его проповедей "Новые грозные слова", - Москва, "Скит", 1993.); все эти высказыва­ния не могут вызвать возражений, ибо это констатация того, о чем говорили свя­тые, что пережил наш народ и о чем сейчас напоминает нам, многим русским лю­дям, все еще блуждающим в ночи безбожия, священноначалие Русской Православной Церкви.

Впрочем, рукопись отнюдь не производит безотрадного впечатления. Раз­бираясь в конгломерате идей, школ и стилей, автор имеет целью уяснить и пока­зать "необщее выражение" лица отечественного зодчества, его своеобразие, обу­словленное православным исповеданием Бога. Читая рукопись, удивляешься драгоценности пощаженного и видишь, что Русь еще живет, что в любящих ее она еще помнит себя.

Было бы правильно, если бы эта большая и нужная работа увидела свет. Горячо рекомендуем ее в печать.

Настоятель Свято-Пантелеимоновской церкви в пос. сан. им. Герцена

Одинцовского р-на Московской области, главный редактор

православного историко-красведческого альманаха "Марьино",

священник Павел Карташев.
2. Тема исследования - не нова сама по себе. В тех или иных аспектах она поднималась во многих статьях о русской архитектуре. Но в особой монографии она до сих пор специально не рассматривалась. Уже в этом - явная новизна представленной работы и главное ее достоинство: такой книги у нас еще не было. Актуальность темы определяется самой жизнью. После 80-летнего перерыва в реальном строительстве церквей остро встал вопрос о возрождении традиций национального зодчества в храмовом строительстве. К тому же ныне развернулись работы по реставрации и восстановлению храмов, монастырей, прочих и построек. И здесь книга как нельзя кстати - она еще вчера была нужна!

Поднятая тема находится в зоне "смежных наук" и в этом - трудности ее разработки и освещения. Метрику русской архитектуры она не во всем "подъемна", а специалист-математик может оказаться плохим историком. Здесь причина того, что историки русской архитектуры до сих пор не написали подоб­ного труда.

Предлагаемая рукопись - пожалуй, первая попытка изложить тему "симметрично" по отношению к обеим смежным профессиям. Л.Е.Федоров спе­циалист в теоретическом и практическом исследованиях проблем симметрии (специалист в области изучения симметрии в геотектонике - А.Ф.). В этом его сильная сторона, позволяющая всесторонне и по новому исследовать памятники архитектуры. Его рукопись - не труд по истории русской архитектуры и однобоко, таким образом, подходить к ней нельзя. Она, в сущности, труд о творческих мето­дах зодчих, о "гармонии" их построек, "поверяемых алгеброй". Ведь любой па­мятник можно исследовать сом по себе, даже не интересуясь, когда и кто его соз­дал. Тем не менее, автор достаточно глубоко изучил в историческом аспекте ис­пользуемые для анализа памятники, чтобы на их примере сделать необходимые наблюдения и выводы даже исторического характера.

На большом фактическом материале А.Е.Федоров выявил основные принципы применения симметрии в русской традиционной архитектуре. Работа основывается на анализе существующих зданий, а также на чертежах и фото­графиях, опубликованных в общедоступных изданиях. В работе приведены схе­мы, даны ссылки на первоисточники. А читатель, живущий в Москве, может лич­но посетить многие памятники, чтобы убедиться в правоте авторской концепции.

Интересны наблюдения автора о том, что древнерусские зодчие, применявшие иногда простую зеркальную симметрию, стремились избегать скуч­ной геометричности для оживления облика сооружений.

Интересны наблюдения об использовании ими локальных симметричных группировок, симметричного ядра в асимметричных композициях, "плавающей" симметрии, смысловой симметрии... Эти наблюдения весьма полезны для со­временных архитекторов-проектировщиков.

Автор справедливо обращает внимание на особенности зрительного вос­приятия построек, которые учитывались древнерусскими зодчими. А гибкость в применении различных форм симметрии позволяла вписывать постройки в суще­ствующий ландшафт и в застройку сел и городов.

Итсрссна и поучительна история подраставшей геометризации построек в XVIII - XX веках, описанная автором в заключении. Тупая "зеркально-симметричная" европеизация традиционной русской архитектуры не преодолена до сих пор.

Заключение.

1. В рукописи А. Р. Федоров "Симметрия в русской традиционной архитектуре" поднята крупная и важная проблема раскрытия секретов "качества", "своеобразия" и "красоты" русской, особенно древнерусской архитектуры. В ней «первые, достаточно всесторонне исследованы вопросы симметрии или асимметрии памятников архитектуры.

2. Если выдвигать претензию 100%-ного раскрытия темы (даже по нашим ее оценкам), то остановилась бы наука. А автор не претендует на такую "остановку" - он делает, по существу, первый шаг по целине, - и в этом достоинст­во, новизна работы.

3. Мелкие недостатки в исторической статистике или фактологии (описания строительства объектов) не имеют существенного значения (работа не об этом). Подозрительные места могут быть проверены и поправлены в процессе доработки материала к публикации.

4. Работу с интересом будут читать и использовать современные архитекторы-проектировщики, архитекторы-реставраторы памятников и ансамб­лей архитектуры, искусствоведы, преподаватели искусства и просто читатели, интересующиеся искусством, особенно древнерусским.

5. Работа представляет собой большую научную ценность. Рукопись рекомендую в печать.

Зав.отделом древнерусского градостроительства и архитектуры Центрального музея древнерусской культуры и искусства (ЦМи АР)

кандидат архитектуры Г.Я.Мокеев.

ВВЕДЕНИЕ
Любая национальная архитектура основывается на двух составляющих - на традиционных формах и на традиционном подходе к композиции. Если традици­онные русские формы хорошо изучены и вошли в архитектуру XIX - XX вв (псевдорусский, неорусский стили), то традиционный русский подход к компози­ции остается мало исследованным. Настоящая работа написана с целью обратить внимание на те принципы, которые лежали и основе традиционного русского под­хода к композиции. Композиция в русской традиционной архитектуре в значи­тельной степени основывалась на специфическом применении симметрии. К со­жалению, в настоящее оремя сложилось глубоко ошибочное представление о том, что Русская традиционная архитектура основывалась на "живописной асиммет­рии", на "живописном балансе масс" и т.д. В действительности же в русской традиционной архитектуре широко применялись как классическая, так и неклассические симметрии. Применение симметрии основывалось на особенностях зритель­ного восприятия сооружений в натуре. Поэтому на чертежах и планах симметрия может отсутствовать.

В работе под Русской традиционной архитектурой понимается архитектура основывающаяся на многовековых традициях православного русского народи. Русская традшнюнтая архитектура неразрывно связана с Русским традиционным искусством.

Автор выражает благодарность Татьяне Николаевне Кудрявцевой, взявшей на себя труд прочтения рукописи и сделавшей рад ценных замечаний и дополне­нии.

Автор благодарен маме - Антонине Георгиевне Вишняковой, инженеру строителю, пробудившей у него в детстве интерес к архитектуре.

Автор особенно признателен близким людям - Татьяне и Константину, без финансовой поддержки которых книга не могла бы быть напечатана.

Автор благодарит также всех тех, кто в тон или иной мере помогал в работе над книгой и способствовал ее появлению.
^ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИММЕТРИИ

В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
В искусстве симметрия1, играет огромную роль. Многие шедевры декора­тивного искусства и архитектуры обладают симметрией. Соответственно, в обы­денном сознании людей сложилось представлешгс о том, что "симметричный" объект является "красивым". При этом, обычно имеется в виду зеркальная сим­метрия. Однако, термин "симметрия"в разные исторические эпохи использовался для обозначения разных понятий.

Как отмечает H.Оsborne [151], в античности симметрия означала соразмер­ность, и считалось, что она образует канон красоты, как в природе, так и в искус­стве. Эта интеллектуальная концепция красоты продолжала существовать в За­падной Европе и в Средние Века с дополнением учении о том, что реальный мир представляет собой неправильный отпечаток идеальной симметрии Божественно­го Творения.

Для греков симметрия означала соразмерность. Считалось, что две величины являются соразмерными, если существует третья величина, на которую эти две величины делятся без остатка. Если это отнести к произведениям искусства, то это означает видимую соразмерность всех частей изделия друг с другом и со всем изделием в целом. Например, здание (или статуя) считалось симметричным, если оно имело какую-то легко различимую часть, такую, что размеры всех ос­тальных частей получались умножением этой части на целые числа, и таким обра­зом исходная часть служила видимым и попятным модулем.

Предполагалось, что эта идея красоты и совершенства прилагается к при­роде так же, как и к искусству. Считалось, что каждый природный объект имеет идеальный набор соразмерностей, идеальную симметрию, от которой все индиви­ды более или менее отклоняются, но в соответствии с которой их красота может быть оценена. Идеалом художника было воспроизведение не неправильных ес­тественных объектов, являющихся его моделями, но идеальной симметрии этих объектов, и его успех оценивался тем, насколько он смог воплотить эту идеаль­ную симметрию в своей работе. "Многие потерянные каноны античности - наибо­лее знаменитый из которых - Канон скульптора Поликлета (450-420 гг до Р.Х.), были попытками найти практические правила для реализации этих идеальных соразмерностей. Сходные принципы были распространены в архитектуре, и довольно смешанный набор их дан римским архитектором Витрувием в трактате «Архитектура» (написан незадолго до 27 г. до Р.Х. ), который был напечатан в 1486


_________________________________________________________________

1 Симметрия - соразмерность, правильность в расположении частей целого (подробнее см. Приложение 1).

3 См. Приложение 1.

4 Особенности зритсльного восприятия симметрии рассмотрены в Приложении 2.


структуре произведения искусства важна постольку, поскольку она приводит к подобному состоянию души.

Этот принцип, в частности, представлял византийским художникам боль­шую свободу творческой интерпретации на уровне эстетической информации (конечно, в рамках иконографического канона)... Важно только, чтобы любое изображение было "выполнено по закону искусства", но этот закон для разума "неудобопостижим", известен только результат его опосредованного воздействия на психику, да и он зависит от субъекта восприятия."(с.87,[18]). ... Прокогаш Кесарийский (историк VI века) "приходит к выводу, что сущность искусства не под­дается языковому описанию и постоянно подчеркивает это."(с.115,[18]). В литера­турном и живописном образах, то есть в образах искусства, Григорий Нисский отчетливо различал внешнюю форму произведения и его содержание, которое он называл "мысленным образом", "идеей". В живописи и словесных искусствах зри­тель или читатель не должны останавливаться на созерцании цветовых пятен, по­крывающих картину, или "словесных красок" текста, но должны стремиться уви­деть ту "идею", которую художник передал с помощью этих красок"(с. 121, [18]).

Как отмечает В.В.Бычков [18] "в промежутке IX - XI веков в византийской живописи начал формироваться особый метод творчества - по образцам, в кото­рых была закреплена иконографическая традиция. Образцы, ... обычно сшивав­шиеся в тетради, представляли собой контурные зарисовки композиции различ­ных церковных сюжетов, отдельных фигур, мотивов драпировки и т.д. В самих образцах, устных и письменных добавлениях, комментариях к ним и наставлени­ях оговаривались пропорции тел, основные цвета изображений, указывались со­ставы красок, приемы работы живописца"(с.151 [18]). В одном из дошедших до нас текстов подобного рода - анонимной "Ерминии" ("Наставление в живописном искусстве") XVIII века (или более ранней) приведены подробные указания к напи­санию лика Иисуса Христа [18]. "Обращает на себя внимание подчеркнутый ин­терес автора к асимметрии лика, так, он пишет, что один глаз Инсуса Христа должен быть несколько больше другого, более вытянутым и расположенным не­сколько выше, уши - разными по величине"(с.152, [18]).
* * *
Эстетические представления Византии хорошо согласуются с Русским традиционным искусством, в котором развивался подход к красоте, основываю­щийся не на геометрической классической симметрии3, как в Западной Европе, а на гармонии - стройности, согласованности. При этом, принципы гармонизации, применявшиеся в Русской традиционной архитектуре очень близки современному нам пониманию симметрии, и вошли в современное учение о симметрии в качест­ве так называемых неклассических симметрий (см. Приложение 1).

В Русской традиционной архитектуре был накоплен огромный опыт при­менения симметрии, который осваивался зодчими в процессе обучения. Обуче­ние происходило в артелях, состоявших из профессиональных мастеров [87]. В Русской традиционной архитектуре учитывались особенности зрительного вос­приятия4, "не замечающего" даже существенных нарушений классической сим­метрии.

При этом, как отмечает В.В.Бычков, "хорошо, например, ощущая многие проявления прекрасного, человек Древней Руси, как правило, не задумывался над тем, ЧТО есть прекрасное, а если и задумывался, то не стремился выразить это словесно. Он лишь констатировал, что красота есть, и умел с детской непосредст­венностью радоваться и удивляться ей, восхищаться ею. Эстетическая теория практически до середины ХVII века не писалась на Руси"(с.12, [19]). В Русском традиционном искусстве красивым считалось то, что красиво, а не то, что должно быть красиво, исходя из определенных философских соображений. Так, "в грамо­те на постройку деревянной церкви Усть-Кулуйского погоста сказано: "а рубить мне Федору в высоту до порога 9 рядов, а от полу до потолка, как мера и красота сяжет"(с.93-94,[22])("сяжет"- т.е. достигнет, от "сягать"[31]; в рядных записях, приводимых в [22], существует несколько вариантов этой формулы). Аналогич­ное находим мы и в отношении каменных зданий. Так, при заключении порядной с зодчим Трофимом Игнатьевым на постройку стен и башен Иосифо-Волоколамского монастыря ему дано было право: "... а буде покажется высоко и убавить аршин же, а буде низко - прибавить арщин же (с.14, [42]).

Очень характерна в этом смысле оценка Н.Н.Соболевым [108] резьбы по дереву - "У нас до сих пор в большинстве случаев у резчиков все делается на-глаз, и при внимательном изучении древнейших русских порезок обращает на себя внимание отсутствие именно геометрической точности, отличающей резьбу за­падных народов. Все детали в русской резьбе выполнены "по чувству", и отсутст­вие геометричности и симметрии заменены аналогией, которая требуется чувст­вом равновесия и эстетическими запросами художника. В шведской, норвежской, швейцарской резьбе для получения круга, кривых и прямых линий уже издавна употребляются чертежные инструменты - циркуль, линейка; это придает ее ри­сунку чрезвычайно точные и определенные формы и сообщает им неприятный опенок сухости, какой нет в русских работах. Русские кустари- резчики и до сих пор по возможности стараются избегать чертежных и измерительных инструмен­тов, которым обычно предпочитают глазомер, веревочку с парой гвоздей для чер­чения круга и тому подобные примитивные приспособления. В результате подоб­ных приемов "геометрический" орнамент русской резьбы исполнен очень свобод­но. Различная глубина отдельных выемок, получающаяся благодаря несовершен­ству техники и орудий производства, создает в одном н том же мотиве разнооб­разие световых эффектов и тем смягчает и оживляет рисунок"(с.38 [108]).

НАРЯДУ СО СТРОГО ЗЕРКАЛЬНОЙ СИММЕТРИЧНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ("КЛАССИЧЕСКАЯ" СИММЕТРИЯ) В РУССКОМ ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ ДОПУСКАЛОСЬ НАРУШЕНИЕ СТРОГО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ. ТАК ВЫРАБОТАЛСЯ КАК КЫ "СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД" К СИММЕТРИИ. ПРИ ЭТОМ, СИММЕТРИЧНЫМИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ОБЪЕКТЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДРУГ ДРУГУ ПО СМЫСЛУ, НО ИМЕЮЩИЕ РАЗНУЮ ФОРМУ. При зри­тельном восприятии подобный подход к объединению объектов вполне вписыва­ется в группировку объектов на основе их сходства (см. Приложение 2, рис
  1   2   3   4

Похожие:

Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconОписание и техническое задание Конкурса малых архитектурных форм
Центр дизайна artplay и агентство Improve приглашают архитекторов, дизайнеров, художников и творческих людей к участию в Конкурсе...
Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconСвященное Писание о войне и воинском служении
Священное Писание составляет первый и главнейший источник вероучения Православной Церкви. Поэтому тем, кого интересуют вопросы, связанные...
Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconИстория русской журналистики Вопрос Особенности русской журналистики Журналистика в России
Около полувека непосредственно правительство России непосредственно и при посредничестве Академии Наук держало в своих руках монополию...
Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconРационализ, геометрическая ясность планировочной системы, центричность...
Ид. Город всегда у источника воды – есть река. Альберти влияет на создание трактатов в архитектуре других. Рим не может быть перестроен,...
Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconПреподобный Феодор Студит о Московской патриархии
Епископ Григорий (Лурье). Феодор Студит и недоуменные вопросы русской церковной жизни (в сокр.). Православный информационный бюллетень...
Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconЭту книгу рассказов сам автор называл "краткой историей человеческих...
Только и всего. Ну да, герои не всегда оказываются в своем времени, случается им действовать и в прошлом -далеком и не очень. Но...
Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconВопросы к экзамену по цсрс первая группа вопросов. Можно отвечать...
В билет будет включено по 6 вопросов первой группы. Каждый правильный вопрос оценивается по 0,5 баллов. В итоге правильно ответив...
Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconThe russian revolution
Эта книга является, пожалуй, первой попыткой дать исчерпывающий анализ русской революции бесспорно самого значительного события прошлого...
Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconThe russian revolution
Эта книга является, пожалуй, первой попыткой дать исчерпывающий анализ русской революции бесспорно самого значительного события прошлого...
Симметрии в русской традиционной архитектуре непосредственно касается вопросов церковного зодчества, церковной символики и духовного зна­чения архитектурных форм, говорящих нашему времни о далеком прошлом, о вечности. Бесспорно, эти вопросы интересуют не только воцерковленного христианина, но и всяк iconЯков Шпренгер, Генрих Инститорис
«Hexenhammer» – бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница