Скачать 1.69 Mb.
|
Таким образом, в дошкольном возрасте в работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования у детей навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.
Методика обучения звукопроизношению в младшем дошкольном возрасте. На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков. Обучение произношению начинается с гласных (а, у, и, о, э), затем отрабатываются лег кие в артикуляционном отношении согласные. В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушками на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; рассказ воспитателя с включением высказываний детей; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили». На этих занятиях необходимо обеспечивать четкий показ образца для подражания, показ артикуляции звука. Восприятие образца должно быть полноценным. Не следует отвлекать детей движениями, игрушками и др. В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу — четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произносится несколько утрированно, более длительно и напряженно, чем обычно. Внимание детей привлекают не только к звучанию, но и к артикуляции. Наиболее целесообразно такое построение занятий, где подача образца, обеспечивающая полноценное его восприятие (включая артикуляцию), сочетается с последующими упражнениями. Важным условием успешного обучения на занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков и звукосочетаний. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утомляет их. В связи с этим возникает вопрос об использовании таких приемов обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной настроенностью детей. Таковыми являются общепринятые в работе с младшими дошкольниками игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались ... и услышали ...»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, деревья и подражают их стуку, шуму); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Важно умелое использование и правильное чередование этих приемов.
Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специальные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения — звукоподражательные, интонационные и др. — входят в другие занятия по развитию речи. Методика проведения занятий определяется не только особенностями произношения детей, но и предшествующей работой. Поэтому с детьми пятого года при наличии большого количества дефектов произношения в течение первых двух месяцев можно проводить занятия, которые рекомендуются для дошкольников четвертого года жизни. При этом целесообразно усложнить методику подачи образца и сопровождать показ краткими пояснениями о положении органов артикуляции. Следующий этап — работа над трудными для произношения звуками — свистящими и шипящими. Показ артикуляции должен сопровождаться объяснением ее. Но этот прием вг всегда доступен детям без соответствующей подготовительной работы Переходной ступенью от использования игровых приемов, направленных на вызывание звука на основе подражания, к специальным, более эффективным на данном этапе обучения приемам может быть подведение детей к восприятию объяснения артикуляции в образной форме в процессе рассказывания сказки или чтения рассказа. Тексты сказок можно найти в книге Н. А. Герман и М. Г. Генинг «Воспитание у дошкольников правильной речи» (Чебоксары, 1971). Систематические пояснения о положении органов артикуляционного аппарата вырабатывают у детей привычку не только слушать, но и смотреть, как произносит воспитатель, а затем следовать этому образцу. Поэтому примерно со второй половины учебного года при постановке и закреплении шипящих и сонорных (л, р) звуков вводится объяснение артикуляции и усложняется структура занятия. На занятиях используются показ и простое, доступное детям объяснение артикуляции звука. Дети активно воспринимают показ и объяснение, реагируют вытягиванием губ, произнесением звука, стараясь придать нужное положение органам артикуляции. Объяснение аргакулящм повышает акшвголь детей на занятиях, вызывает интерес к артикуляции, стимулирует процгос овладения навыком. Для успешного введения нового приема обучения необходимы четкое выдвижение перед детьми учебной задачи («Будем учиться произносить звук ш») и мотивация деятельности, особенно на первоначальном этапе. Постановка учебной задачи способствует более сознательному выполнению указаний воспитателя в процессе занятия. Этому же способствует мотивация учебной деятельности (для чего нужно учиться произносить звук). Структура занятия меняется. В нем условно можно выделить три части. В первой части перед детьми ставится учебная задача, даются показ и объяснение артикуляции звука. Затем дети упражняются в произнесении изолированного звука. Повторные упражнения на этот звук возможны и в форме звукоподражаний (шум ветра, жужжание жука и др.). На занятиях необходимо использовать приемы, которые создают соответствующий эмоциональный настрой, разнообразят процесс повторения, доставляют ребенку удовольствие и вызывают интерес к занятию. В средней группе, в отличие от младшей, осуществляется индивидуальная работа с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков. В ней важны планомерность, систематичность, соответствие этапам обучения звукопроизношению, учет индивидуальных особенностей детей. Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимости от задач и условий общения. Методика обучения звукопроизношению в старшем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального и индивидуального обучения. Специальные занятия организуют один раз в два месяца, отдельные упражнения включают в занятия по развитию речи (как часть занятия) не реже двух раз в месяц. Сначала закрепляется произношение смешиваемых звуков, а затем дети упражняются в их дифференциации. В структуре занятия можно выделить четыре части. В первой части занятия даются показ и объяснение артикуляции звука либо сравнение двух артикуляционных укладов (при дифференциации звуков); проводятся упражнения на произношение этих звуков. Во второй части занятия звук включают в слова или фразы. Упражнения проводят с целью закрепления и дифференциации звуков. Третья часть занятия включает в себя упражнения на произношение звуков в связной речи: чтение и пересказ коротких рассказов; рассказывание по картинке, на предложенную тему. Эти упражнения являются обучающими и контролирующими одновременно. С их помощью можно проверить, насколько устойчиво произношение детей. Занятие заканчивается (четвертая часть) хоровым произнесением чистоговорок, скороговорок, потешек с целью упражнения детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчетливом произношении звуков и слов или в навыке использования вопросительной и повествовательной интонаций. Значительное место на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи и на других занятиях по развитию речи занимают упражнения, направленные на формирование интонационной выразительности речи, воспитание умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, четкой дикции. При этом целесообразно использовать потешки, чисто-говорки, скороговорки. Дети должны повторять их громко, тихо, шепотом, в умеренном темпе и быстро. ![]() 38 Т.В.Щербова Управление школой: маркетинговый подход помогут образовательному учреждению избежать ряда проблем или выгодно использовать сложившуюся ситуацию. На практике для оценки и прогнозирования маркетинговой среды образования применяется SWOT-анализ. SWOT - это аббревиатура английских слов: Strengths - сильные стороны Weaknesses - слабые стороны Opportunities - возможности Threats - угрозы Цель SWOT-анализа: изучение сильных и слабых сторон в деятельности организации с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды. При этом к сильным и слабым сторонам следует отнести те факторы, которые являются внутренними для данного образовательного учреждения: система управления, техническое развитие, технологии обучения, педагогические кадры, персонал, экономическая деятельность, финансовое состояние. А внешние факторы соответственно разделяются на благоприятные возможности и угрозы: здесь анализируются как рассмотренные факторы макросреды, так и составляющие окружающей микросреды образовательного учреждения. SWOT-анализ проводится по специальной матрице. Пример проведения такого анализа в образовательном учреждении представлен в Приложении 2. Один и тот же фактор будет являться для образовательного учреждения благоприятной возможностью, если вовремя использует его в своей деятельности, или угрозой, если первыми это сделают конкуренты. При проведении SWOT-анализа необходимо учитывать как можно больше факторов, влияющих или могущих оказать влияние на деятельность образовательного учреждения. Это связано с тем, что именно своевременно проведенный стратегический анализ позволит школе оперативно воспользоваться благоприятными возможностями и смягчить последствия от угроз или, если это удастся, превратить их в благоприятные возможности. Учебный модуль... Теоретическая часть 39 ш 3 S ш О о X о с; С Возможности (благоприятные факторы внешней среды) Сила (преимущества фирмы) ^ Угрозы (п роти водействие внешней среды) Слабость - (недостатки фирмы) Среда Внешняя |
![]() | Адаптация детей к условиям детского сада Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются, чем девочки. В старшем дошкольном... | ![]() | Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам... |
![]() | В. В. Виноградов русский язык (Глава I. Введение в грамматическое учение о слове) Акад. А. А. Шахматов, приступив к работе над синтаксисом русского языка, прежде всего подверг лингвистическому анализу само понятие... | ![]() | Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося Начало проявления трудностей (в дошкольном возрасте, в 1-ом, во 2-ом классе и т д.) |
![]() | Лекция: острые вирусные гепатиты (4 часа) Учитывая это, а также значительный рост заболеваемости парентеральными вирусными гепатитами в последние годы в России, проблема вирусных... | ![]() | Кодекс Черлидеров 12 Сша. На сегодняшний момент черлидинг выступает как самостоятельный вид спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования,... |
![]() | «M. Бедфорд «Работа над ошибками»»: эксмо; Москва; 2004 isbn 5 699 05383 2 В школе талантливо писал сочинения и любил рисовать. И то, что он рисовал, часто сбывалось… После смерти матери Грегори находит свои... | ![]() | 20. 11. 12. в Ши 51 было осмотрено 40 детей в возрасте от 9 до 18... Ши 51 было осмотрено 40 детей в возрасте от 9 до 18 лет. У подавляющего большинства детей – конституционально сухая кожа и необходимы... |
![]() | История болезни Паспортная часть Больной перенес в дошкольном возрасте ветряную оспу и свинку, в школе часто болел ангинами (1-2 раза в год). В 6 лет был оперирован... | ![]() | Инструкция детям В дошкольном возрасте большое значение приобретают приятели по игре. У ребенка, умеющего внимательно слушать своих друзей и чувствительного... |