Скачать 62.94 Kb.
|
Тема. Принятие управленческих решений. 1. Экономическое обоснование принятия управленческого решения. 2. Анализ безубыточности производства. 3. Планирование, ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации. 4. Принятие решений по ценообразованию. 1. Экономическое обоснование принятия управленческого решения. Одной из важных задач бухгалтерского управленческого учета является сбор и обобщение информации, полезной для принятия менеджерами предприятия правильных управленческих решений. На базе информации управленческого учета решаются: 1) оперативные задачи; • определение точки безубыточности; • планирование ассортимента продукции (товаров); • определение структуры выпуска продукции с учетом лимитирующего фактора; • отказ или привлечение дополнительных заказов; • принятие решений по ценообразованию (имеет для предприятий особое значение в условиях конкурентной борьбы); 2) задачи перспективного характера, т. е. имеющие долгосрочное стратегическое значение: • о капиталовложениях; • о реструктуризации бизнеса; • о целесообразности освоения новых видов продукции. 2. Анализ безубыточности производства. Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации. Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода. По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат. В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются: 1) математический метод (метод уравнения); 2) метод маржинального дохода (валовой прибыли); 3) графический метод. Математический метод (метод уравнения). Для вычисления точки убыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия; ^ или Цена единицы продукции х X - Переменные расходы на единицу продукции х X - Постоянные расходы = Прибыль, Где Х— объем реализации, шт. Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть — прибыль — приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета — в определении точки, где у предприятия нет прибыли); Х х (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции) - Совокупные постоянные расходы = 0. При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. (Следует помнить, что маржинальный доход — это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками.) Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия: Х = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции, шт. Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Вышеупомянутая организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия. Альтернативная формула расчета имеет вид: ^ Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом: ^ или Точка безубыточности = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет: ^ Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки. ^ = Ожидаемое количество продаваемых товаров – Точка безубыточности Кроме того, уровень кромки безопасности можно выразить в процентном исчислении, воспользовавшись следующей формулой: ^ Планируемая выручка _ Точка от продаж (руб.) безубыточности (руб.) = —————————————————————————— Х 100%. Планируемая выручка от продаж (руб.) Рассмотренные зависимости позволяют решать и другие аналитические задачи. Так, задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, можно установить размер минимальной цены реализации, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, которые может выдержать организация. Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом. График состоит из двух прямых — прямой, описывающей поведение совокупных затрат - (У1 ) и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции (работ, услуг, товаров) (Y 2), в зависимости от изменения объемов реализации. На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) и натуральных единицах измерения, на оси ординат — затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия. В приведенном примере поведение совокупных затрат выражается: ^ Y 2 = 700 Х – выручка, руб. Y 3 = вХ – общая сумма переменных затрат, руб. Y 4 = П - общая сумма постоянных затрат, руб. 210 000 ![]() 0 192 300 350 400 Рис. 1. График безубыточности (I вариант) Прямые затрат и выручки Y 1 и Y 2 пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 300 штук. 3. Планирование, ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации. Выше были рассмотрены методы, позволяющие бухгалтеру-аналитику определить совокупный объем продаж, обеспечивающий предприятию получение желаемого финансового результата. Решением этой задачи может удовлетвориться руководитель организации, производящей однородную продукцию или торгующей ею. Перед предприятиями, имеющими дело с разноименными видами продукции (товаров), стоит более серьезная задача. Необходимо: 1. Проанализировать структуру предполагаемой реализации продукции. 2. Исходя из предполагаемой (планируемой) прибыли, рассчитать количество реализации каждого вида продукции. 3. Определить фактическую себестоимость продукции. 4. Рассчитать рентабельность отдельных видов продукции запланированной производственной программы. 5. Оптимизировать производственную программу, для достижения желаемого размера прибыли. 4. Принятие решений по ценообразованию. Среди целей бухгалтерского управленческого учета установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение. В условиях рыночной экономики подходы к ценообразованию коренным образом меняются. Процесс ценообразования становится скорее искусством, чем наукой. Искусство определения цены заключается в возможности осознания положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. В управленческом учете используют два термина: «долгосрочный нижний предел цены» и «краткосрочный нижний предел цены». ^ , какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции. ^ — это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг». Руководство российских предприятий, как правило, недооценивает значение данного показателя. В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда установленная цена не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела. |
![]() | Тема 2: Принятие управленческих решений в организации Для эффективного осуществления функций управления необходимы связующие процессы, такие, как принятие решений и коммуникация | ![]() | Поиск и принятие правильных управленческих решений концепция Принятие решений – сквозная управленческая функция. Руководитель любого уровня вовлечен в принятие решений. Причем, чем выше по положению... |
![]() | Бухгалтерская информация и принятие управленческих решений. Российская... ... | ![]() | Министерство сельского хозяйства российской федерации ... |
![]() | Практический семинар При долгосрочном планировании процесс планирования происходит от прошлого к будущему, которое предполагается точно прогнозируемым.... | ![]() | Задание на выполнение практической работы по дисциплине «Разработка... В работе необходимо представить технологию разработки управленческого решения для преодоления конкретной проблемной ситуации. В качестве... |
![]() | 5. Принятие экономических решений Принятие решений в соответствии... Цели предприятия задаются при его создании, а в процессе функционирования корректируются в соответствии с изменяющимися внешними... | ![]() | Учебно методический комплекс Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления; изучение основ разработки альтернативных вариантов... |
![]() | 15: принятие хозяйственных решений, планирование, управление, маркетинг на предприятии Тема 15: принятие хозяйственных решений, планирование, управление, маркетинг на предприятии | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «методы принятия управленческих решений» Поведение человека в процессе принятия решений. Феномены поведения человека в процессе принятия решений |