Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях»


Скачать 329.36 Kb.
НазваниеМетодические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях»
страница1/2
Дата публикации22.05.2013
Размер329.36 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени Н.Н.Бурденко

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ»



Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой МПЗ и МК

д.м.н.

________________ Л.Е. Механтьева

«____» ___________ 200 г

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

^ ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА №5

«Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях»

(медицина катастроф)

для лечебного,

педиатрического,

стоматологического,

медико-профилактического

факультетов


Время : 3 часа

Тема занятия №5: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях»

^ Цель занятия:

  1. Изучить основные положения организации лечебно-эвакуационного
    обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.


Вопросы семинара:

  1. Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых (больных) в чрезвычайных ситуациях и её основополагающие принципы. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения.

  2. Виды медицинской помощи: определение, оптимальные сроки оказания. Объём медицинской помощи: определение и его зависимость от складывающейся обстановки


Тематика самостоятельной работы (1 час):

    1. Принципиальная схема лечебно-эвакуационного обеспечения .

    2. Медицинская экспертиза и реабилитация участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Темы кратких реферативных сообщений:

  1. Особенности организации и проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в современных вооружённых конфликтах.

  2. Основные понятия медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС.


Вопросы для конспектирования в рабочей тетради

1. Основные положения организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.

2. Определения вид и объём медицинской помощи
Основная и дополнительная литература:

1. Материалы лекции по теме № 5.

  1. И.И. Сахно, В.И. Сахно. Учебник «Медицина катастроф» г. Москва.
    2002 г. с 152-210

  2. В.И. Сахно, Г.И. Захаров. Учебное пособие «Организация медицинской
    помощи населению в чрезвычайных ситуациях» г. С-Петербург. 2003 г.
    с 75-145

  3. Гончаров С.Ф. Учебное пособие «Медицина катастроф» г. Благовещенск 2000 г.

  4. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных
    ситуациях (ОМОЧС) /Учебное пособие под редакцией члена- корреспондента РАМН, проф. Н.А. Яицкого. М.,АНМИ 2003 г

  5. Гончаров С.Ф., Лобанов ГЛ., Лобанова Е.Г. «Медицинские
    последствия землетрясений и организация их ликвидации» ВМЖ № 1
    2001 г. с. 19-29.

  6. Нечаев Э.А., Фаршатов М.Н. «Военная медицина и катастрофы мирного времени» Москва, НИО «Квартет», 1994 г.

  7. Смирнов И.А. «Медицинское обеспечение населения, пострадавшего
    от террористических актов» ВМЖ № 2 2004 г. с. 12-17.

  8. 10.Быков И.Ю. Военная медицина России в общей системе ликвидации последствий ЧС и обеспечения миротворческих сил. ВМЖ, №7 2005г. с.4-11.

  9. Гончаров С.Ф., Бобий Б.В. О некоторых проблемах медицинскогообеспечения населения в кризисных ситуациях. ВМЖ, №7 2005г. с. 15-22.

  10. Смирнов И.А. Медицинское обеспечение населения, пострадавшего от террористических актов. ВМЖ, №2 2004г. с. 12-17



^ Теоретический материал к занятию
Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых (больных) в чрезвычайных ситуациях и её основополагающие принципы. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения.
Под условиями деятельности ВСМК в ЧС мирного и военного времени по­нимается совокупность факторов, оказывающих существенное влияние на деятельность ВСМК и оп­ределяющих содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспе­чения при ликвидации ЧС.

Умение выявить эти факторы позволяет правильно оценить сложившуюся медико-санитарную обстановку и найти наиболее рациональное решение при организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС. Знание условий деятельности ВСМК явля­ется важнейшим звеном в подготовке врачебного состава к умелому выпол­нению своих функциональных обязанностей в сложных условиях ЧС мирного и военного времени.

Наиболее важными факторами, определяющими деятельность ВСМК в ЧС мирного и военного времени, являются:

- характер катастроф, масштаб распространения и частота возникнове­ния чрезвычайных ситуаций;

- величина и структура санитарных потерь населения и закономерности их формирования;

- выход из строя в зоне ЧС медицинских учреждений и нарушение жизнеобеспечения населения;

- продолжающееся воздействие поражающих факторов катастроф и угроза их повторного воздействия на пострадавших и медицинский персонал в очаге ЧС;

- готовность медицинского персонала, формирований и учреждений ВСМК к выполнению задач в ЧС мирного и военного времени.

Природные катастрофы - наводнения, циклоны, засухи, землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи и другие стихийные бедствия были постоянными спутниками человеческой истории. Они постоянно ре­гистрируются во всех регионах земного шара и на всей территории Рос­сийской Федерации. По данным ООН, ежегодно в мире происходит 10 тыс. наводнений, тысячи землетрясений, пожаров, оползней, ураганов, тропи­ческих циклонов, обильных снежных заносов, что характерно и для Рос­сии.

Биолого-социальные (эпидемии) и социальные катастрофы (терроризм, военные и вооруженные конфликты, войны) постоянно сопровождали челове­чество и остались неотъемлемой действительностью .

Чрезмерная концентрация промышленности во многих регионах нашей страны, усложнение технологических процессов с использованием значи­тельного количества взрыво, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износ промышленного оборудования и транспорта, ошибки людей при обращении с техникой приводят к ежегодному росту количества техно­генных катастроф. Только в 1998 году на территории РФ возникло 1424 ЧС, в которых пострадало 112 тыс. и погибло 1179 человек.

^ Катастрофы непредсказуемы ни по времени, ни по масш­табу, а большинство - и по месту возникновения. Это требует от ВСМК высокой готовности на всей территории РФ и на всех уровнях.

^ Высокая готовность ВСМК достигается:

- заблаговременным и долгосрочным прогнозированием медико-тактичес­кой обстановки на каждом потенциально опасном объекте и в зоне возмож­ных стихийных бедствий;

- постоянным знанием обстановки, умением своевременно и полно про­вести ее оценку при возникновении ЧС;

- планированием медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мир­ного и военного времени и реальностью выполнения предусмотренных ме­роприятий;

- созданием необходимых органов управления, формирований и учрежде­ний ВСМК, их укомплектованностью, высокой специальной, тактико-специ­альной, оперативно-тактической и морально-психологической подготовкой;

  • организацией четкого взаимодействия и четкой работой оперативно-диспетчерской службы;

  • своевременным получением оперативных данных и оповещением органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

  • созданием и поддержанием на необходимом уровне резервов финансо­вых, медицинских и технических ресурсов для гарантированного обеспече­ния мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Величина и структура санитарных потерь зависят от вида и масштаба катастрофы; интенсивности, внезапнос­ти и продолжительности воздействия ее поражающих факторов; плотности населения в зоне катастрофы и степени его защищенности; времени суток и года; обученности населения правилам поведения в экстремальных ситу­ациях и приемам оказания первой медицинской помощи; типа застроек и прочности зданий; длительности фазы изоляции, своевременности оказания медицинской помощи и других причин.

Внезапное возникновение массовых санитарных потерь приводит к резкой диспропорции между возможностями объектового, местного, а нередко и территориального здравоохранения и потребностями в проведении в опти­мальные сроки медицинских мероприятий для спасения жизни пораженным (больным) и предупреждения опасных осложнений. Это требует привлечения в короткие сроки для медико-санитарного обеспечения сил и средств ВСМК, на­ходящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС и применения системы этапного лечения пораженных (больных) с эвакуацией их по назначению.

По своей массовости, сложности структуры и тяжести поражения потери среди населения в ЧС мирного времени нередко сопоставимы и имеют много общего с таковыми от оружия массового поражения, но имеют и свои осо­бенности, обусловленные характером стихийного бедствия или техноген­ной катастрофы. Структура санитарных потерь зависит, в основном, от поражающих факторов катастроф, а также от своевременности оказания медицинской помощи и других причин. При этом вероятны сочетанные, множественные и комбинированные пора­жения, часто осложненные кровопотерей, шоком, присоединением инфекции, синдромом длительного сдавления, обострением хронических заболеваний, синдромом взаимного отягощения и другой патологией.

В структуре санитарных потерь преобладают крайне тяжелые, тяжелые и средней степени тяжести поражения. Все это затрудняет деятельность ВСМК, негативно сказывается на результатах диагностики, медицинской сортировки, медицинской помощи и лечения. Затрачивается больше сил, средств и времени для спасения жизни пораженного (больного) и предуп­реждения осложнений.

Сложная структура санитарных потерь населения и тяжесть их поражения еще больше усугубляют возникшее несоответствие между возможностями имеющихся сил и средств здравоохранения в зоне ЧС и необходимостью про­ведения всего комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий пораженным (больным) в очаге ЧС. Это требует привлечения в короткие сроки допол­нительных сил и средств ВСМК, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС.

Трагедия катастроф обычно утяжеляется для населения выходом из строя объектовых, местных и даже территориальных ЛПУ стационарного и амбула­торно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия дея­тельности ВСМК по оказанию медицинской помощи пораженным (больным) и их лечению.

Так, например, при землетрясении в Армении (1988) полностью было разрушено 250 медицинских учреждений. Из 36 крупных больниц полностью было разрушено 24 и частично 8 больниц. Вышли из строя полностью 14 поликлиник и 3 санитарно-эпидемиологические станции. 97 поликлиник на­ходились в аварийном состоянии. Потери среди медицинского персонала составляли 70% и носили такой же характер, как и у всего пострадавшего населения.

Для предупреждения выхода из строя в зонах ЧС меди­цинских учреждений силы и средства ВСМК всех уровней должны постоянно выполнять комплекс мероприятий по защите и повышению устойчивости функционирования их в ЧС.

Ухудшение состояния общественного здоровья в связи с воздействием факторов ЧС, нарушение коммуникаций и систем жизнеобеспечения пострадавшего населения (разру­шение жилых зданий, системы отопления, водоснабжения, канализации и др.), снижение иммунных возможностей населения, нарушение действующей системы санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения создают предпосылки для появления массовых инфекционных заболеваний и отравлений.

Выход из строя в зоне ЧС медицинских учреждений, с учетом вышепере­численных факторов, полностью дезорганизует систему управления объек­тового и местного здравоохранения и нарушает действующую систему ле­чебно-профилактического, санитарно-гигиенического и противоэпидемичес­кого обеспечения населения, резко осложняет условия деятельности ВСМК.

Такая сложная медицинская обстановка требует оперативного реагирования на ЧС и немедленного выдвижения оперативной группы органов управления и формирований ВСМК в зону (район) ЧС. Эти формирования и учреждения ВСМК должны быть мобильными, оснаще­ны палаточным фондом, средствами обогрева, электростанциями, средства­ми связи, запасом медицинского и другого имущества в готовности орга­низовать свою деятельность в автономном режиме работы.
Анализ результатов работы по ликвидации медико-санитарных последс­твий природных и антропогенных катастроф в ряде регионов нашей страны показал слабую готовность медицинского персонала к выполнению, в пер­вую очередь, лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах ЧС и на этапах медицинской эвакуа­ции, а также к использованию наиболее эффективных форм и методов работы в ус­ловиях массовых санитарных потерь.

Отсутствие высокомобильных формирований для автономной работы, дли­тельность сбора и выдвижения в зоны ЧС формирований ВСМК, слабое их материально-техническое оснащение оказывают неблагоприятное влияние на готовность здравоохранения проводить в установленном объеме и в опти­мальные сроки лечебно-эвакуационные мероприятия в сложившейся чрезвы­чайной обстановке.

Недостаточное знание врачебным составом многообразия патологии, вы­зываемой поражающими факторами катастроф; слабое вла­дение наиболее эффективными формами и методами работы в условиях мас­совых санитарных потерь, направленных на своевременное и преемственное оказание медицинской помощи максимальному числу пораженных (больных) имеющимися силами; отсутствие опыта работы в таких условиях оказывают крайне отрицательное влияние на деятельность ВСМК в ЧС мирного и воен­ного времени.

Слабая специальная, тактико-специальная, оперативно-тактическая и морально-психологическая подготовка врачебного состава, участвующего в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказывает дезорганизующее влияние на деятельность формирований и учреждений ВСМК в сложных усло­виях чрезвычайной обстановки.

Решение стоящих перед Всероссийской службой медицины катастроф задач достигается умелой организацией и четким выполнением совокупности ме­роприятий по медико-санитарному обеспечению в чрезвычайной ситуации. Оно включает: лечебно-эвакуационное, сани­тарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение; медицинскую защиту населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвы­чайной ситуации; снабжение медицинским имуществом.

Лечебно-эвакуационное обеспечение в чрезвычайной ситуации является одним из основных и наиболее трудоемким видом деятельности ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и направлено на сохранение жизни пораженным (больным), быстрейшее восстановление их здоровья и работоспособности.

^ На ВСМК возлагается проведение следующих лечебно-эвакуационных ме­роприятий:

  • - участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формировани­ями РСЧС) в оказании пораженным (больным) первой медицинской помощи и их эвакуации из очага ЧС;

  • - организация и оказание доврачебной и первой врачебной помощи;

  • - подготовка пораженных (больных) к эвакуации;

  • - организация медицинской эвакуации пораженных (больных) и сопровож­дения их в лечебно-профилактические формирования и учреждения;

  • - организация и оказание квалифицированной и специализированной ме­дицинской помощи пораженным (больным), создание условий для их госпи­тализации, последующего лечения и медицинской реабилитации.

При организации лечебно-эвакуационного обеспечения в зонах (очагах) поражения возникает необходимость, исходя из условий деятельности ВСМК в ЧС, применения специальной системы лечебно-эвакуационных мероприя­тий, соответствующих формирований и учреждений ВСМК и МС ГО для ее ре­ализации, особых форм и методов работы сил и средств здравоохранения, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В основу системы оказания медицинской помощи поражённым (больным) в зоне (районе) ЧС положена чёткая организация и эффективное лечебно-эвакуационное обеспечение.
  1   2

Похожие:

Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» iconМетодические указания по теме №5 практического занятия «Организация...
Тема занятия №5: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях»
Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» iconМетодическая разработка к теме №6 «организация лечебно-эвакуационного...
...
Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №5
Тема №5: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях»
Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицинское обеспечение...
Тема №6: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника»
Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» icon№ «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации...
Тема № «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника»
Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» iconМетодические указания по теме №9 практического занятия «Медицинское...
Тема занятия №9: Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в...
Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» iconОрганизация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации...
Для лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов
Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» iconМетодическая разработка к теме №4 «организация защиты населения в военное время»
...
Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» iconМетодическая разработка к теме №5 «медицинское обеспечение населения...
...
Методические указания по теме семинара №5 «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» iconМетодическая разработка к теме №9 «организация санитарно-гигиенических...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница