Скачать 329.36 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Н.Н.Бурденко ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» ![]() Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф «Утверждаю» Заведующий кафедрой МПЗ и МК д.м.н. ________________ Л.Е. Механтьева «____» ___________ 200 г МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ^ «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» (медицина катастроф) для лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического факультетов Время : 3 часа Тема занятия №5: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях» ^
Вопросы семинара:
Тематика самостоятельной работы (1 час):
Темы кратких реферативных сообщений:
Вопросы для конспектирования в рабочей тетради 1. Основные положения организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. 2. Определения вид и объём медицинской помощи Основная и дополнительная литература: 1. Материалы лекции по теме № 5.
^ Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых (больных) в чрезвычайных ситуациях и её основополагающие принципы. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения. Под условиями деятельности ВСМК в ЧС мирного и военного времени понимается совокупность факторов, оказывающих существенное влияние на деятельность ВСМК и определяющих содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС. Умение выявить эти факторы позволяет правильно оценить сложившуюся медико-санитарную обстановку и найти наиболее рациональное решение при организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС. Знание условий деятельности ВСМК является важнейшим звеном в подготовке врачебного состава к умелому выполнению своих функциональных обязанностей в сложных условиях ЧС мирного и военного времени. Наиболее важными факторами, определяющими деятельность ВСМК в ЧС мирного и военного времени, являются: - характер катастроф, масштаб распространения и частота возникновения чрезвычайных ситуаций; - величина и структура санитарных потерь населения и закономерности их формирования; - выход из строя в зоне ЧС медицинских учреждений и нарушение жизнеобеспечения населения; - продолжающееся воздействие поражающих факторов катастроф и угроза их повторного воздействия на пострадавших и медицинский персонал в очаге ЧС; - готовность медицинского персонала, формирований и учреждений ВСМК к выполнению задач в ЧС мирного и военного времени. Природные катастрофы - наводнения, циклоны, засухи, землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи и другие стихийные бедствия были постоянными спутниками человеческой истории. Они постоянно регистрируются во всех регионах земного шара и на всей территории Российской Федерации. По данным ООН, ежегодно в мире происходит 10 тыс. наводнений, тысячи землетрясений, пожаров, оползней, ураганов, тропических циклонов, обильных снежных заносов, что характерно и для России. Биолого-социальные (эпидемии) и социальные катастрофы (терроризм, военные и вооруженные конфликты, войны) постоянно сопровождали человечество и остались неотъемлемой действительностью . Чрезмерная концентрация промышленности во многих регионах нашей страны, усложнение технологических процессов с использованием значительного количества взрыво, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износ промышленного оборудования и транспорта, ошибки людей при обращении с техникой приводят к ежегодному росту количества техногенных катастроф. Только в 1998 году на территории РФ возникло 1424 ЧС, в которых пострадало 112 тыс. и погибло 1179 человек. ^ . Это требует от ВСМК высокой готовности на всей территории РФ и на всех уровнях. ^ достигается: - заблаговременным и долгосрочным прогнозированием медико-тактической обстановки на каждом потенциально опасном объекте и в зоне возможных стихийных бедствий; - постоянным знанием обстановки, умением своевременно и полно провести ее оценку при возникновении ЧС; - планированием медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени и реальностью выполнения предусмотренных мероприятий; - созданием необходимых органов управления, формирований и учреждений ВСМК, их укомплектованностью, высокой специальной, тактико-специальной, оперативно-тактической и морально-психологической подготовкой;
Величина и структура санитарных потерь зависят от вида и масштаба катастрофы; интенсивности, внезапности и продолжительности воздействия ее поражающих факторов; плотности населения в зоне катастрофы и степени его защищенности; времени суток и года; обученности населения правилам поведения в экстремальных ситуациях и приемам оказания первой медицинской помощи; типа застроек и прочности зданий; длительности фазы изоляции, своевременности оказания медицинской помощи и других причин. Внезапное возникновение массовых санитарных потерь приводит к резкой диспропорции между возможностями объектового, местного, а нередко и территориального здравоохранения и потребностями в проведении в оптимальные сроки медицинских мероприятий для спасения жизни пораженным (больным) и предупреждения опасных осложнений. Это требует привлечения в короткие сроки для медико-санитарного обеспечения сил и средств ВСМК, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС и применения системы этапного лечения пораженных (больных) с эвакуацией их по назначению. По своей массовости, сложности структуры и тяжести поражения потери среди населения в ЧС мирного времени нередко сопоставимы и имеют много общего с таковыми от оружия массового поражения, но имеют и свои особенности, обусловленные характером стихийного бедствия или техногенной катастрофы. Структура санитарных потерь зависит, в основном, от поражающих факторов катастроф, а также от своевременности оказания медицинской помощи и других причин. При этом вероятны сочетанные, множественные и комбинированные поражения, часто осложненные кровопотерей, шоком, присоединением инфекции, синдромом длительного сдавления, обострением хронических заболеваний, синдромом взаимного отягощения и другой патологией. В структуре санитарных потерь преобладают крайне тяжелые, тяжелые и средней степени тяжести поражения. Все это затрудняет деятельность ВСМК, негативно сказывается на результатах диагностики, медицинской сортировки, медицинской помощи и лечения. Затрачивается больше сил, средств и времени для спасения жизни пораженного (больного) и предупреждения осложнений. Сложная структура санитарных потерь населения и тяжесть их поражения еще больше усугубляют возникшее несоответствие между возможностями имеющихся сил и средств здравоохранения в зоне ЧС и необходимостью проведения всего комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий пораженным (больным) в очаге ЧС. Это требует привлечения в короткие сроки дополнительных сил и средств ВСМК, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС. Трагедия катастроф обычно утяжеляется для населения выходом из строя объектовых, местных и даже территориальных ЛПУ стационарного и амбулаторно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия деятельности ВСМК по оказанию медицинской помощи пораженным (больным) и их лечению. Так, например, при землетрясении в Армении (1988) полностью было разрушено 250 медицинских учреждений. Из 36 крупных больниц полностью было разрушено 24 и частично 8 больниц. Вышли из строя полностью 14 поликлиник и 3 санитарно-эпидемиологические станции. 97 поликлиник находились в аварийном состоянии. Потери среди медицинского персонала составляли 70% и носили такой же характер, как и у всего пострадавшего населения. Для предупреждения выхода из строя в зонах ЧС медицинских учреждений силы и средства ВСМК всех уровней должны постоянно выполнять комплекс мероприятий по защите и повышению устойчивости функционирования их в ЧС. Ухудшение состояния общественного здоровья в связи с воздействием факторов ЧС, нарушение коммуникаций и систем жизнеобеспечения пострадавшего населения (разрушение жилых зданий, системы отопления, водоснабжения, канализации и др.), снижение иммунных возможностей населения, нарушение действующей системы санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения создают предпосылки для появления массовых инфекционных заболеваний и отравлений. Выход из строя в зоне ЧС медицинских учреждений, с учетом вышеперечисленных факторов, полностью дезорганизует систему управления объектового и местного здравоохранения и нарушает действующую систему лечебно-профилактического, санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения, резко осложняет условия деятельности ВСМК. Такая сложная медицинская обстановка требует оперативного реагирования на ЧС и немедленного выдвижения оперативной группы органов управления и формирований ВСМК в зону (район) ЧС. Эти формирования и учреждения ВСМК должны быть мобильными, оснащены палаточным фондом, средствами обогрева, электростанциями, средствами связи, запасом медицинского и другого имущества в готовности организовать свою деятельность в автономном режиме работы. Анализ результатов работы по ликвидации медико-санитарных последствий природных и антропогенных катастроф в ряде регионов нашей страны показал слабую готовность медицинского персонала к выполнению, в первую очередь, лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах ЧС и на этапах медицинской эвакуации, а также к использованию наиболее эффективных форм и методов работы в условиях массовых санитарных потерь. Отсутствие высокомобильных формирований для автономной работы, длительность сбора и выдвижения в зоны ЧС формирований ВСМК, слабое их материально-техническое оснащение оказывают неблагоприятное влияние на готовность здравоохранения проводить в установленном объеме и в оптимальные сроки лечебно-эвакуационные мероприятия в сложившейся чрезвычайной обстановке. Недостаточное знание врачебным составом многообразия патологии, вызываемой поражающими факторами катастроф; слабое владение наиболее эффективными формами и методами работы в условиях массовых санитарных потерь, направленных на своевременное и преемственное оказание медицинской помощи максимальному числу пораженных (больных) имеющимися силами; отсутствие опыта работы в таких условиях оказывают крайне отрицательное влияние на деятельность ВСМК в ЧС мирного и военного времени. Слабая специальная, тактико-специальная, оперативно-тактическая и морально-психологическая подготовка врачебного состава, участвующего в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказывает дезорганизующее влияние на деятельность формирований и учреждений ВСМК в сложных условиях чрезвычайной обстановки. Решение стоящих перед Всероссийской службой медицины катастроф задач достигается умелой организацией и четким выполнением совокупности мероприятий по медико-санитарному обеспечению в чрезвычайной ситуации. Оно включает: лечебно-эвакуационное, санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение; медицинскую защиту населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации; снабжение медицинским имуществом. Лечебно-эвакуационное обеспечение в чрезвычайной ситуации является одним из основных и наиболее трудоемким видом деятельности ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и направлено на сохранение жизни пораженным (больным), быстрейшее восстановление их здоровья и работоспособности. ^
При организации лечебно-эвакуационного обеспечения в зонах (очагах) поражения возникает необходимость, исходя из условий деятельности ВСМК в ЧС, применения специальной системы лечебно-эвакуационных мероприятий, соответствующих формирований и учреждений ВСМК и МС ГО для ее реализации, особых форм и методов работы сил и средств здравоохранения, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В основу системы оказания медицинской помощи поражённым (больным) в зоне (районе) ЧС положена чёткая организация и эффективное лечебно-эвакуационное обеспечение. |