Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено


Скачать 392.94 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено
страница1/4
Дата публикации23.05.2013
Размер392.94 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра хирургии №1


ПОВРЕЖДЕНИЯ СЕРДЦА
Методические указания к практическим занятиям

для студентов VІ курса медицинских факультетов


УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом ХНМУ

Протокол №___ от «___» ____ 2010 г.

Харьков 2010

Составители: проф. В. В. Бойко,

проф. П. Н. Замятин,

доц. Л. И. Гончаренко,

асс. К.Н. Смоляник,

асс. А. В. Токарев,

асс. А. Н. Кудревич,

асс. Д. В. Минухин.

^ МОДУЛЬ 4. СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ В ХИРУРГИИ

Содержательный модуль 8. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Тема 28. Системная патология дыхательной и сердечно-сосудистой

систем

Тема 28.21. Травма органов грудной клетки. Повреждения сердца.
I. Актуальность темы.

Травматические повреждения сердца, занимая второе место по частоте после повреждений легких, остаются одной из актуальных и острых проблем неотложной хирургии и реаниматологии.

Наиболее сложна диагностика закрытой травмы сердца, многие аспекты которой до настоящего времени не решены. По данным литературы, закрытая травма сердца наблюдается в 6,4 – 64% случаев. Большие колебания статистики объясняются прежде всего тем, что при других тяжелых сопутствующих поврежде­ниях организма некоторые виды травмы сердца не выявляются.

Хотя процент открытых повреждений сердца в структуре проникающих ранений груди мирного времени сравнительно невысок и колеблется в пределах от 3,7 до 16%, абсолютное число пострадавших с ранением сердца исчисляется тысячами. При этом следует учитывать и современные тенденции к росту преступности в стране, увеличению раневого травматизма и частоты огнестрельных ранений из боевого оружия, что требует более глубокого изучения вопросов их диагностики и хирургического лечения.

Существенной особенностью повреждений сердца является высокий риск смерти пострадавших при несвоевременном лечении и сохранение трудоспособности у лиц, выживающих в результате своевременной и квалифицированной помощи.

Общая летальность при ранениях сердца продолжает оставаться высокой, составляя 8,3 — 40%, а у части пострадавших — и до 90%.

Молодой возраст подавляющего большинства лиц с повреждениями сердца свидетельствует о высокой социально-экономической значимости этой проблемы, не оставляющей хирургов равнодушными к ней. Основной причиной смерти больных после повреждений сердца в остром периоде является кровотечение и тампонада сердца. Хирургическая тактика и техника оперативного вмешательства в этих ситуациях во многом предопределяют не только выживание больного в данный момент, но и влияют на течение послеоперационного периода и развитие целого ряда осложнений.
II. Конкретные цели изучения темы.

1. Определить методы диагностики, алгоритмы консервативного и оперативного лечения повреждений сердца в зависимости от симптомных и синдромных особенностей их клинического проявления.

2. Усвоить дифференциальную диагностику повреждений сердца.

3. Определить принципы послеоперационного ведения и реабилитации больных с повреждениями сердца.

4. Идентифицировать современные методы диагностики и лечения, послеоперационного наблюдения и реабилитации при повреждениях сердца.

5. Усвоить факторы риска возникновения осложнений при повреждениях сердца.

6. Трактовать результаты лабораторного и инструментального исследования при повреждениях сердца.

7. Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципами субординации в хирургии.

8. Уметь осуществлять прогноз для жизни и трудоспособности при повреждениях сердца.

9. Трактовать общие принципы лечения, реабилитации и профилактики повреждений сердца.

10. Демонстрировать умение ведения медицинской документации в хирургической клинике.

11. Оказывать неотложную медицинскую помощь при повреждениях сердца.
III. Учебные задания для самостоятельной подготовки студента

к практическому занятию.

III.1. Минимальный базовый уровень знаний и умений, необходимых для усвоения темы.

1. Топографоанатомические особенности сердца.

2. Физиология сердца.

3. Патоморфологические изменения и патофизиология гемодинамики при повреждениях сердца.

4. Методика опроса и физикального обследования хирургического больного с повреждением сердца.

III.2. Конкретные цели самоподготовки студента к практическому занятию по теме.

III.2.1. Используя базовый уровень знаний, выучить теоретический материал по теме занятия и знать ответы на контрольные вопросы по теме:

1. Классификация и этиопатогенез повреждений сердца.

2. Клиническая симптоматика повреждений сердца.

3. Возможные осложнения повреждений сердца и их клинические проявления.

4. Триада Бека, характерная для тампонады сердца.

5. Диагностическая программа при повреждении сердца.

6. Почему следует объединять в единый процесс клинико-диагностическую и лечебно-хирургическую программу при ранениях сердца.

7. Современная диагностика (лабораторная и инструментальная) повреждений сердца. Как быстро и где следует выполнять рентгенологическое исследование, УЗИ грудной полости, ЭКГ, клинический и биохимический анализы крови и мочи, определение группы крови, резус-фактора, гематокрита, ЦВД, ОЦК у больного с ранением сердца?

8. Дифференциальная диагностика повреждений сердца.

9. Существующие методы лечения повреждений сердца (консервативные и оперативные). Выбор лечебной тактики.

10. Основные принципы патогенетически обоснованной консервативной терапии повреждений сердца (при наличии показаний к ее проведению).

11. Хирургическая тактика при повреждениях сердца.

12. Особенности ведения послеоперационного периода, возможности послеоперационных осложнений, их профилактика, диагностика, лечение.

13. Диагностика и лечение осложнений повреждений сердца.

14. Экспертиза нетрудоспособности больных с повреждениями сердца, принципы реабилитации, показания для диспансерного наблюдения.

III.2.2. Используя теоретические знания по теме, знать теоретически технику выполнения и быть готовым к освоению на практическом занятии практических навыков (умений) по теме занятия:

1. Проведение клинического обследования больного с повреждением сердца в палате: опрос (жалобы, опрос по системам, анамнез заболевания и жизни); оценка общего состояния и внешнего вида (осмотр кожи, подкожно-жирового слоя, пальпация лимфатических узлов, молочных желез и др.); обследование состояния сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, брюшной полости, костно-мышечного аппарата.

2. Выделение ведущего клинического симптома или синдрома заболевания и «Locus morbi», определение специальных патогномоничных симптомов у больных с повреждением сердца.

3. Поставить наиболее вероятный или синдромный диагноз заболевания у больного.

4. Назначить план дополнительного обследования (лабораторного и инструментального) и оценить его результаты.

5. Провести дифференциальную диагностику заболеваний со схожей клинической картиной.

6. Сформулировать клинический диагноз больного с учетом классификации заболеваний, наличием осложнений и сопутствующей патологии.

7. Определить индивидуальную лечебную тактику для больного (консервативное или оперативное лечение, последнее – по экстренным, экстренным отсроченным, абсолютным или относительным показаниям).

8. По существующим алгоритмам и стандартным схемам определить принципы лечения больного с повреждением сердца – патогенетически обоснованной консервативной терапии или метод оперативного вмешательства и показания к нему, мероприятия по реабилитации, профилактики, диагностики и лечения возможных послеоперационных осложнений при данном заболевании.

9. При наличии или возможном возникновении, как осложнения данного заболевания, неотложного состояния (тампонада сердца, геморрагический шок) уметь диагностировать его, определить тактику оказания экстренной медицинской помощи и уметь оказать ее.

10. Осуществлять прогноз жизни и работоспособности при повреждениях сердца.

11. Уметь выполнять врачебные диагностические и лечебные манипуляции, необходимые при лечении больных с повреждениями сердца, в первую очередь при оказании экстренной медицинской помощи Ведение медицинской документации в клинике хирургических болезней.

Конкретные умения

1. Оценка обзорной рентгенографии органов грудной клетки.

2. Пункция плевральной полости.

3. Пункция перикарда.

4. Ургентная гемотрансфузия.
IV. Источники учебной информации.

1. Базовая литература:

1. Я.С. Березницкий, М.П. Захараш, В.Г. Мішалов, В.О. Швидковський. Хірургія. Том I. Підручник, 2006.

2. Я.С. Березницкий, М.П. Захараш, В.Г. Мішалов, В.О. Швидковський. Хірургія. Том II. Підручник, 2006.

3. Лекції з госпітальної хірургії в 3 томах. За ред. проф. В.Г. Мішалова. Київ, «Асканія». – 2008.

4. Хірургія: Підручник. М.П. Захараш, О.І. Пройда, М.Д. Кучер. – К.: Медицина, 2006. – 656 с.

5. Хірургічні хвороби: Підручник. За редакцією проф. П.Г. Кондратенка. – Х.: Факт, 2006. – 816 с.

6. Шпитальна хірургія. За редакцією Л.Я. Ковальчука, Ю.П. Спіженка, В.Ф. Саєнка та ін. – Тернопіль: Укрмедкнига, 1999. – 560 с.

7. Клінічна хірургія. Том I. За редакцією Л.Я. Ковальчука, Ю.П. Спіженка, Г.В. Книшова. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – 536 с.

8. Клінічна хірургія. Том II. За редакцією Л.Я. Ковальчука, Ю.П. Спіженка, Г.В. Книшова. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – 536 с.

2. Дополнительная литература:

1. Вагнер Е.А. Хирургия повреждений груди. 1981. 288 с.

2. Замятин П.Н., Голобородько Н.К., Бойко В.В., Булага В.В. Хирургия повреждений сердца при раневой политравме и шоке. – Харьков: Консум, 2003. – 156 с.

3. Замятин П.Н., Голобородько Н.К., Бойко В.В., Карев Д.В. Хирургия тяжелых повреждений груди при политравме. – Харьков: 2005. – 162 с.

4. Политравма. Руководство для врачей в 4-х т. / Под общей ред. проф. В.В.Бойко, проф. П.Н.Замятина. – Харьков – Черновцы, 2009. – Т. ІІ. – 334 с.

5. Сердечно-сосудистая хирургия. Руководство. Под/ред. В.И.Бураковского, Л.А.Бокерия. – М., 1989.
V. Информационный блок для самостоятельной подготовки студента

к практическому занятию.

1. Клиническая анатомия и физиология сердца.

Сердце большей своей частью (2/3) располагается в левой половине переднего средостения, меньшей – в правой. Продольная ось его направлена косо сверху вниз, справа налево и сзади вперед. Различают основу сердца (basis cordis), верхушку (apex) и четыре поверхности: переднюю (грудинно-реберную), образованную ушком праого предсердия, правым желудочком вместе с началом ствола легочной артерии и передней межжелудочковой бороздой и частью левого желудочка; боковые (легочные), образованные слева задней стенкой левого предсердия и левым желудочком, а справа – задней стенкой правого предсердия; нижнюю, или диафрагмальную поверхность, которая образована преимущественно левым и частично – правым желудочком.

^ Правая граница сердца проходит дугообразно от III до нижнего края V реберного хряща на расстоянии 2-2,5 см от правой стернальной линии. Она образована верхней полой веной и ушком правого предсердия. Левая граница сердца на уровне II ребра отступает на 2 см от левого края грудины, а далее вдоль III-V ребер проходит на 1-1,5 см медиальнее среднеключичной линии. Формируют ее легочная артерия, ушко левого предсердия и дуга аорты.

^ Нижняя граница сердца проходит от V реберного хряща справа до V межреберного промежутка слева и не доходит 1 см до левой среднеключичной линии. Она образована левым и частично правым желудочком.

Правое и левое предсердие отделено одно от другого межпредсердной перегородкой (septum interatriale), в центре которой овальная ямка (fossa ovalis).

Правый и левый желудочки отделены один от другого хорошо развитой межжелудочковой перегородкой, в которой различают мышечную часть (pars muscularis) и небольшую верхнюю часть, выстланную с двух сторон эндокардом – перепончатую (pars membranacea).

Правое предсердие, в которое впадают верхняя и нижняя полые вены, сообщено с правым желудочком через правое предсердно-желудочковое отверстие. Здесь расположен правый атриовентрикулярный клапан (valvula tricuspidalis). Левое предсердие, в которое впадают легочные вены, соединено с левым желудочком через левое предсердно-желудочковое отверстие. В нем расположен митральный клапан (valvula bicuspidalis). Сужение отверстий или недостаточность клапанов представляют собой приобретенные и врожденные пороки сердца.

Стенки сердца состоят из трех слоев: эндокарда, миокарда и эпикарда. Наиболее развитый средний слой – миокард, который в предсердиях состоит из двух слоев (поверхностного и глубокого), а в желудочках – из трех (поверхностного из продольных волокон, среднего циркулярного и внутреннего продольного). Основным источником кровоснабжения сердца являются правая и левая коронарные артерии.

^ Правая коронарная артерия (a. coronaria dextra) отходит от аорты. Ее начало находится между артериальным конусом (conus arteriosus) правого желудочка и правым ушком. Далее в венечной борозде на границе между правым предсердием и желудочком она переходит на заднюю поверхность сердца, около задней межжелудочковой борозды отдает заднюю межжелудочковую ветвь (r. interventricularis posterior). Последняя вдоль этой борозды достигает верхушки сердца. Бассейном кровоснабжением правой коронарной артерии являются правое предсердие, задняя стенка левого желудочка, межпредсердная перегородка, задняя треть межжелудочковой перегородки, сосочковые мышцы правого желудочка, задняя сосочковая мышца левого желудочка.

^ Левая коронарная артерия (a. coronaria sinistra) выходит из восходящей аорты, располагается на границе между левым предсердием и желудочком позади легочного свола, а далее проходит между левым ушком и стенкой левого предсердия. Рядом с аортой она делится на две ветви: переднюю межжелудочковую (r. interventricularis anterior) и огибающую (r. circumflexus). Передняя межжелудочковая артерия в области верхушки сердца анастомозирует с задней. Бассейном кровоснабжения левой коронарной артерии являются левое предсердие, часть передней стенки праого желудочка, передняя и большая часть задней стенки левого желудочка, межжелудочковая перегородка.

^ Вены сердца сливаются в коронарный синус (sinus coronarius), который впадает в правое предсердие. Лимфатические сосуды сопровождают коронарные артерии. Иннервация осуществляется за счет нервных сплетений, которые формируются из блуждающего нерва и симпатического ствола.

Сердечные сокращения генерируются автономной проводящей системой сердца. В норме возбуждение возникает в синусовом узле, далее импульс проходит через межузловые пути предсердия и достигает атриовентрикулярного узла. В желудочки импульс проводится через пучок Гиса по его правой и левой ножкам и через сеть волокон Пуркинье достигает мышечных волокон.

Сердце вместе с сосудами, которые отходят от него, лежит в полости перикарда, резервные полости которого носят название синусов. Наибольшие из них: передне-нижний, расположенный в месте перехода передней стенки париетального листка нижнюю (sinus pericardii anterior), и поперечный, который ограничен аортой и легочным стволом спереди, а сзади – верхней полой веной и стенкой правого предсердия. Косой синус расположен между левым предсердием и задней стенкой перикарда. Именно в этих пространствах может накапливаться выпот или кровь.

Для характеристики сердечной деятельности используют ряд физиологических параметров.

^ Минутный объем крови – это количество крови, которое проходит через сердце в аорту за 1 мин. Минутный объем, который поступает в большой и малый круг кровообращения, одинаковый при условии отсутствия пороков сердца. Физиологические его величины составляют 5-6 л/мин.

^ Ударный (систолический) объем – количество крови, которая выбрасывается в аорту во время одного сокращения. Вычисляется путем деления минутного объема сердца на число сердечных сокращений. В норме величина ударного объема сердца составляет 60-70 мл.

^ Сердечный индекс(СИ) представляет собой отношение минутного объема крови к площади поверхности тела. Она вычисляется по таблицам Дюбуа зависимо от массы и роста человек. Норма СИ составляет 2,4 – 4,2 л/мин*м2.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тромбоэмболия легочной артерии (как осложнение острых венозных тромбозов конечностей)
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VI курса...
...
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тема 27. 17. Хирургические осложнения у больных с инфекционной патологией. Дифференциальная диагностика между острыми хирургическими...
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тема 26 Острые заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тема 26 Острые заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
«Shock» по-английски – удар, толчок, потрясение. Термин был введен ученым и врачом армии Людовика XV де Эраном (XVIII)
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
...
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
«Shock» по-английски – удар, толчок, потрясение. Термин был введен ученым и врачом армии Людовика XV де Эраном (XVIII)
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тема: 27. 13. Кровотечения из органов пищеварительного тракта. Причины возникновения, диагностика, дифференциальная диагностика и...
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница