Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено


Скачать 347.42 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено
страница1/2
Дата публикации23.05.2013
Размер347.42 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра хирургии №1




ХИРУРГИЧЕСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ У БОЛЬНЫХ

С ИНФЕЦИОННОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.
Методические указания к практическим занятиям

для студентов VІ курса медицинских факультетов

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом ХНМУ

Протокол №___ от «___» ____ 2010 г.


Харьков 2010

Составители: Проф. Бойко В.В.
Асс. Доценко Д.Г.

МОДУЛЬ 4. СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ В ХИРУРГИИ

Содержательный модуль 8.^ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Тема 27. Патология пищеварительной системы

Тема 27.17. Хирургические осложнения у больных с инфекционной патологией. Дифференциальная диагностика между острыми хирургическими и инфекционными заболеваниями

I. Актуальность темы

Инфекционные болезни очень распространены в мире, наблюдается их постоянный рост, в том числе осложненных форм. Распространению ынфекционных заболеваний также способствует массовая миграция населения, которое наблюдается в последние десятилетия. Особенно остро эта проблема касается ВИЧ/СПИД. На данный момент насчитывается более 40 миллионов людей с ВИЧ/СПИД по всему миру. По прогнозам в 2010 году число смертей от данной инфекции превысит пандемию бубонной чумы.
II. Конкретные цели изучения темы

1. Усвоить анатомо-физиологические особенности органов брюшной полости.

2. Трактовать этиологию, патогенез та классификацию хирургических осложнений инфекционных болезней.

3. Уметь определять клинические симптомы и синдромы, которые характерны для хирургических осложнений инфекционных болезней.

4. Трактовать результаты лабораторного и инструментального исследований при хирургических осложнений инфекционных болезней.

5. Используя стандартные методики, уметь выполнять лечебные и диагностические манипуляции, необходимые при данной патологии.

6. Уметь проводить дифференциальную диагностику хирургических осложнений инфекционных болезней.

7. Уметь определять принципы консервативного и оперативного лечения у больных с хирургическими осложнениями инфекционных болезней.

8. Уметь определять прогноз для жизни и экспертизу трудоспособности у больных с хирургическими осложнениями инфекционных болезней.

9. Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципами субординации в хирургии.

10. Демонстрировать умение ведения медицинской документации в клинике хирургических болезней.
III. Учебные задания для самостоятельной подготовки студента к практическому занятию

III.1. Минимальный базовый уровень знаний и умений, необходимый для усвоения темы.

1. Топографические особенности органов брюшной полости.

2. Физиология органов брюшной полости.

3. Патоморфологические изменения и патофизиология при заболеваниях органов брюшной полости.

4. Методика опроса и физикального обследования хирургического больного.

III.2. Конкретные цели самоподготовки студента к практическому занятию по теме

Используя базовый уровень знаний, изучить теоретический материал по теме занятия и знать ответы на контрольные вопросы по теме:

  1. Профилактика ВИЧ/СПИД в хирургической практике.

  2. Виды пластической хирургии.

3. Виды хирургических осложнений у больных с инфекционной патологией.

4. Клиническая симптоматика хирургических осложнений у больных с инфекционной патологией.

5. Современная лабораторная и инструментальная диагностика хирургических осложнений у больных с инфекционной патологией.

6. Перечень заболеваний, с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику хирургических осложнений у больных с инфекционной патологией.

7. Принципы лечения и выбор лечебной тактики убольных с хирургическими осложнениями инфекционной патологии.

8. Особенности ведения послеоперационного перида, возможные осложнения, их профилактика, диагностика, лечение.

9. Экспертиза нетрудоспособности больных с хирургическими осложнениями инфекционных заболеваний, принципы реабилитации, показания к диспансерному наблюдению.

Используя теоретические знания по теме, знать теоретически технику выполнения и быть готовым к усвоению на практическом занятии практических знаний (умений) по теме занятия:

1. Проведение клинического обследования больных с хирургическими осложнениями инфекционных заболеваний: опрос (жалобы, опрос по системам, анамнез заболевания и жизни); оценка общего состояния и внешнего вида (осмотр кожи, подкожного жирового слоя, пальпация лимфатических узлов, щитовидной и молочной желез); обследование состояния сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, брюшной полости, костно-мышечного аппарата.

2. Выделение основного клинического симптома или синдрома и «Locus morbi», определение специальных патогномоничных симптомов заболевания.

3. Установить наиболее вероятый или синдромный диагноз заболевания у больного.

4. Назначить план дополнительного обследования больного (лабораторного и инструментального) и оценить его результаты.

6. Сформулировать клинический диагноз больного с учетом классификации заболевания, наличия осложнений и сопутствующей патологии.

7. Определить индивидуальную тактику лечения больного (консервативное или оперативное лечение, пследнее – по жизненным срочным, экстренным отсроченым, абсолютным или относительным показаниям).

8. Определить принципы лечения больных с хирургическими осложнениями инфекционных заболеваний – патогенетически обоснованой консервативной терапии или метода оперативного лечения и показания к нему, мероприятия по профилактике и лечению возможных послеоперационных осложнений при данной патологии.

9. Проводить экспертизу нетрудоспособности у больных с хирургическими осложнениями инфекционных заболеваний. При показанном диспансерном наблюдении уметь определять тактику обследования и вторичной профилактики.
IV. Источники учебной информации

1. Базовая литература

1. Я.С.Березницький, М.П.Захараш, В.Г.Мішалов, В.О.Шидловський. Хірургія. Том І. Підручник. 2006.

2. Я.С.Березницький, М.П.Захараш, В.Г.Мішалов, В.О.Шидловський. Хірургія. Том ІІ. Підручник. 2007. – 628 с.

3. Лекції з госпітальної хірургії в 3 томах. За ред. Професора В.Г.Мішалова. Київ: “Асканія”, 2008.

4. “Хірургія”. Підручник // М.П.Захараш, О.І.Пойда, М.Д.Кучер – К.: Медицина, 2006. – 656 с.

5. Хірургічні хвороби: Підручник /За ред. Проф. П.Г.Кондратенка. – Х.: Факт, 2006. – 816 с.

6. Шпитальна хірургія / За ред. Л.Я.Ковальчука, Ю.П.Спіженка, В.Ф.Саєнка та ін. – Тернопіль: Укрмедкнига, 1999. – 560 с.

7. Клінічна хірургія. Том І / за ред. Л.Я.Ковальчука Ю.П.Спіженка, Г.В.Книшова. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – 536 с.

8. Клінічна хірургія. Том ІI / за ред. Л.Я.Ковальчука Ю.П.Спіженка, Г.В.Книшова. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – 536 с.

2. Дополнительная литература

1. Клиническая хирургия: национальное руководство. Том 1./ Под ред. Савельева В.С., Кириенко А.И. – «Гэотар-медиа», 2008. – 864 с.

2. Основные методы лабораторной диагностики паразитарных болезней. ВОЗ, 1994.

3. Профилактика кишечных паразитарных инвазий и борьба с ними. Сер. техн. докл. ВОЗ, 1988; 749.

V. Информационній блок для самоподготовки студента

к практическому занятию

ВИЧ (рус.), ВІЛ (укр.) или HIV (англ.) – это ретровирус, который вызывает иммунодефицит человека. На данный момент более 40 миллионов ВИЧ/СПИД людей по всему миру. По прогнозам в 2010 году число смертей превысит пандемию бубонной чумы.

Организму требуется около трех месяцев, чтобы выработать антитела, в это же время и становится кровь ВИЧ-позитивной, а точнее реактивной. Хотя заразной кровь становится уже через 2 недели. То есть, кровь человека может быть очень заразной, но еще не определяться тестами. Так называемое «окно». Поэтому кровь нужно всегда считать условно позитивной.

Болезнь достаточно серьезная и с ней достаточно долго живут. Инфицированных становится все больше и больше. Для профилактики заражения медицинского персонала и пациентов ВИЧ/СПИД в медицинском учереждении необходимо придерживаться следующих мероприятий: применение масок с прозрачным пластиком защищающим глаза,пластиковый фартук, кольчужные перчатки (или две пары обычных перчаток), тупые атравматичские иглы для закрытия живота, улучшать технику оперирования; также одним из важнейших условий профилактической работы является правильная организация стерилизации хирургических инструментов и материалов, правильное обезвреживание одноразовых шприцов и медицинских отходов с их последующим сожжением без сброса в бытовые отходы.

Брюшной тиф – острая инфекционная болезнь с фекально-оральным механизмом передачи, характеризующаяся бактериемией, поражением лимфоидного аппарата тонкой кишки и протекающая с лихорадкой, интоксикацией, розеолезной сыпью. Возбудитель болезни относится к сальмонеллам группы D – Salmonella typhi . Источником инфекции являются больные брюшным тифом и бактериовыделители. Возбудитель брюшного тифа попадает в организм человека через рот, а затем проходит в кишечник и внедряется в лимфатические образования тонкой кишки – пейеровы бляшки и солитарные фолликулы, что приводит к развитию лимфаденита и лимфангита. Из лимфатических образований возбудитель попадает в кровяное русло – начинается бактериемия, которая соответствует первым клиническим проявлениям болезни.

Клиническая классификация брюшного тифа подразумевает разделение его в зависимости от клинических форм - типичная, атипичная (абортивная, стертая); степени тяжести - легкая, среднетяжелая, тяжелая; характера течения - циклическое, рецидивирующее; наличия осложнений - неосложненный, осложненный (перфорация кишечника с развитием перитонита, кишечное кровотечение).

Любая форма болезни может сопровождаться тяжелым осложнениемперфорацией кишечника с развитием калового перитонита. Это осложнение развивается чаще на 2-3-й неделе болезни. От сроков диагностики зависит успех лечения, поэтому необходимо хорошо знать первые признаки перфорации и кровотечения.

Перфорация кишечника у 80% больных брюшным тифом сопровождается резким болевым синдромом, но даже незначительные боли в животе должны быть поводом для тщательного обследования больного и консультации хирурга. Прободение кишечника сопровождается ухудшением состояния больного, еще большим повышением температуры тела. Нарастание метеоризма, угнетение перистальтики, локальная мышечная защита (в зоне перфорации кишечника) являются основанием для подозрения на перфоративное состояние, требующее оперативного вмешательства.

При кишечном кровотечении, осложняющим течение брюшного тифа, резко снижается температура тела, отмечаются усиливающаяся бледность кожи и слизистых оболочек, тахикардия, снижение АД, вздутие живота, усиление перистальтики. Появление жидкого черного стула или со сгустками свежей крови свидетельствует о развившемся кишечном кровотечении. Ведущим в специфической диагностике является выделение гемокультуры. Кровь для посева берут во все периоды болезни, 5-10 мл из вены, и засевают в 50-100 мл желчного бульона или среды Раппопорта.

Необходимо помнить, что высокая температура тела у пациента свыше 5 дней обязывает провести посев крови. Первый посев крови желательно осуществить до начала антибактериальной терапии. В диагностике используют также серологические реакции - РА, РНГА, диагностический титр - 1:200 и выше. Для выявления лиц с бессимптомным течением заболевания назначают РНГА с Vi-антигеном. Разработаны и высокочувствительные методы ранней диагностики, основанные на выявлении антигенов возбудителя или антител к нему- ИФА, ВИЭФ, РИА и др.

Лечение. Лечение брюшного тифа – консервативное, при развитии перфорации – операция по жизненным показаниям в ургентном порядке. К этиотропным препаратам выбора относятся фторхинолоны (ципрофлоксацин по 0,5 г 2 раза в день) и цефтриаксон (роцефин по 1-2 г/сут внутримышечно или внутривенно). Основным этиотропным препаратом резерва остается левомицетин, который назначают внутрь по 0,5 г 4 раза в сутки до 10-го дня нормальной температуры. Для устранения интоксикации применяют инфузионную терапию. При перфорации кишечника проводят срочное хирургическое вмешательство – ушивание перфоративного отверстия, санация и дренирование брюшной полости. При кишечном кровотечении показаны абсолютный покой, голод, гемостатическая и по показаниям заместительная терапия.

Абдоминальный туберкулез — специфическое поражение органов пищеварения, брюшины, лимфатических узлов брыжейки тонкой кишки и забрюшинного пространства. Среди других локализаций туберкулеза абдоминальный занимает особое место и является одним из наиболее сложных разделов фтизиатрии.

Клиническая картина абдоминального туберкулеза полиморфна, патогномоничные симптомы и четкие диагностические критерии отсутствуют, поэтому, как правило, он протекает под маской других заболеваний органов брюшной полости и выявляется лишь у небольшой части больных, у большинства же остается недиагностированым. Согласно статистическим данным, в структуре внелегочного туберкулеза абдоминальный составляет всего 2—3%. Частота поражения туберкулезом органов брюшной полости различна. Чаще (у 70% бальных) поражаются мезентериальные лимфатические узлы, реже — брюшина (12%). Изолированное поражение одного органа встречается редко, чаще в специфический процесс вовлекается одновременно несколько анатомических образований.

Наибольшее признание получила классификация туберкулезного мезаденита, предложенная В.Г.Штефко (1937), согласно которой различают казеозную, фиброзно-продуктивную и индуративную формы заболевания.

Самая удачная систематизация туберкулеза кишечника — классификация, разработанная М. М. Альпериным (1950), в которой выделены бессимптомная, диарейная, алгическая, диспепсическая и общеинтоксикационная формы заболевания.

Общепризнанной является клинико-морфологическая классификация туберкулезного перитонита, включающая бугорковую, экссудативную, слипчивую, экссудативно-слипчивую и казеозно-язвенную формы.

Абдоминальный туберкулез чаще всего (у 70% больных) развивается вторично в результате лимфо-гематогенного заноса микобактерий туберкулеза из других органов, прежде всего из легких. Как первичное поражение он возникает при алиментарном пути распространения инфекции.

Течение туберкулезного мезаденита может быть острым и хроническим.

При остром течении появляются боли в животе различной локализации, но чаще в области пупка и правой подвздошной области. Продолжительность приступа болей от 2—3 ч до 2—3 сут, при этом боли настолько интенсивные, что напоминают картину острого живота. Живот равномерно вздут, передняя брюшная стенка участвует в акте дыхания. Пальпация живота умеренно болезненна, напряжение мышц передней брюшной стенки отсутствует, симптомы раздражения брюшины слабоположительны.

Следует иметь в виду, что увеличенные лимфатические узлы могут вызвать изменения в трофике червеобразного отростка и быть причиной развития вторичного аппендицита. Поверхностная пальпация живота безболезненна, при глубокой отмечается болезненность в области пупка, особенно в точках Штернберга (слева на уровне Ln ????? и справа на 1 см выше точки Мак-Бернея).

Для туберкулезного мезаденита характерны симптомы Мак-Фендена (болезненность в области пупка) и Клинна (смещение болей в животе при перемещении больного на левый бок). Иногда при пальпации в брюшной полости удается обнаружить конгломераты увеличенных лимфатических узлов в виде опухолевидных образований, умеренно болезненных при пальпации. При перкуссии над конгломератом определяется притупление перкуторного звука. Обследование больного следует проводить натощак после предварительного опорожнения кишечника (очистительной клизмы).
  1   2

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тромбоэмболия легочной артерии (как осложнение острых венозных тромбозов конечностей)
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VI курса...
...
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тема 26 Острые заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тема 26 Острые заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
«Shock» по-английски – удар, толчок, потрясение. Термин был введен ученым и врачом армии Людовика XV де Эраном (XVIII)
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
...
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
«Shock» по-английски – удар, толчок, потрясение. Термин был введен ученым и врачом армии Людовика XV де Эраном (XVIII)
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тема: 27. 13. Кровотечения из органов пищеварительного тракта. Причины возникновения, диагностика, дифференциальная диагностика и...
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Травматические повреждения сердца, занимая второе место по частоте после повреждений легких, остаются одной из актуальных и острых...
Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов утверждено iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница