Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010


НазваниеCиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010
страница1/7
Дата публикации23.05.2013
Размер0.64 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра хирургии №1

CИНДРОМ «ОСТРОГО ЖИВОТА»
Методические указания к практическим занятиям

для студентов VІ курса медицинских факультетов

Харьков 2010
Составители: Проф. Бойко В.В.

Доц. Пономарёв Л.А.

Доц. Гончаренко Л.Й.

МОДУЛЬ 4. СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ В ХИРУРГИИ

Содержательный модуль 8. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Тема 27. Патология пищеварительной системы

Тема 27.10. Синдром «острого живота». Этиология, диагностика, дифференциальная диагностика и лечебная тактика при острых заболеваниях органов брюшной полости.
I. Актуальность темы.

Острый живот – клинический термин, обозначающий тяжелое состояние больного при острых заболеваниях органов брюшной полости, требующих срочного хирургического вмешательства. Термин может быть употреблен только в рамках предварительного диагноза при направлении в стационар.

К воспалительным заболеваниям органов брюшной полости относятся такие заболевания, как острый аппендицит, острый холецистит, ущемление грыжи, острый панкреатит, острая кишечная непроходимость и др. Основным проявлением этих заболеваний является боль в брюшной полости, характер которой отличается в зависимости от вида патологического процесса. Другим проявлением острого воспаления органов брюшной полости является интоксикация, которая усиливается при нарастании деструкции органа и распространении воспаления на брюшину. Особенности воспалительных заболеваний органов брюшной полости: прогрессирующее течение заболевания, возможности возникновения различных осложнений, которые усложняют жизнь больного. Больные с воспалительными заболеваниями органов брюшной полости требуют срочного квалифицированного хирургического осмотра, консультации смежных специалистов, применения современных методов обследования и предоставления дифференцированной неотложной помощи.

В Украине среди заболеваний органов брюшной полости 80% приходится на острый аппендицит, острый холецистит и в последние годы растет число заболеваний острым панкреатитом.

Ззаболеваемость острым аппендицитом (ОА) составляет 20,7 на 10 тыс. человек с колебаниями от 13,8 до 31,1 на 10 тыс. человек в различных регионах страны; хирургическая активность составляет 99,6%, а послеоперационная летальность – 0,05% (от 0 до 0,13% по регионам).

На втором месте среди острой патологии брюшной полости находится заболеваемость острым панкреатитом (ОП) – 6,7 – 6,95 на 10 тыс. человек (от 2,8 до 12,4 в разных регионах); хирургическая активность при ОП составляет 10,6 - 11,0 % (4,9 - 21,7 % в разных регионах), а послеоперационная летальность достигает в среднем 14,1 – 14,66 %.

Заболеваемость острым холециститом (ОХ) составляет 6,25 на 10 тыс. человек (от 1,48 до 10,8 в различных регионах) и занимает третье место среди всех острых хирургических заболеваний органов брюшной полости; хирургическая активность при ОХ составляет 57,5 – 58,0 % (от 36,3 до 90,5 по регионам); послеоперационная летальность колеблется от 0,28 до 0,32 % , а при поздней госпитализации до 46,5 %;

Заболеваемость перфоративной гастродуоденальной язвой (ПЯ) колеблется от 1,08 до 2,57 на 10 тыс. человек в разных регионах; послеоперационная летальность колеблется от 0,64 до 5,64 %;

Ззаболеваемость острой кишечной непроходимостью (ОКН) составляет более 9 % всех острых заболеваний органов брюшной полости, летальность – до 25 %.
II. Конкретные цели изучения темы.

1. Освоить анатомо-физиологические особенности органов брюшной полости.

2. Трактовать этиологию патогенеза и классификацию острых заболеваний органов брюшной полости (ОЗОБП).

3. Уметь проводить опрос и физикальные обследования больных с ОЗОБП.

4. Уметь определять клинические симптомы и синдромы, характерные для ОЗОБП.

5. Уметь выявлять различные клинические варианты, атипичные формы и осложнения ОЗОБП.

6. Уметь выделить ведущий клинический симптом или синдром заболевания (по списку 1 ОКХ) и поставить наиболее вероятный или синдромный диагноз заболевания у больного (по списку 2 ОКХ).

7. Уметь назначать план лабораторного или инструментального обследования больных с ОЗОБП, используя стандартные схемы (по списку 4 ОКХ), а также провести оценку результатов исследований.

8. Уметь проводить дифференциальную диагностику предполагаемого заболевания и установить предварительный клинический диагноз.

9. Уметь на основании предварительного клинического диагноза по существующим алгоритмам и стандартным схемам определить характер лечения. Определить принципы консервативного и оперативного лечения.

10. Уметь при показанном хирургическом лечении больного с данным заболеванием определить принципы его послеоперационного ведения, реабилитации, знать факторы риска возникновения послеоперационных осложнений и проводить их профилактику, а при развитии – их лечение.

11. При наличии или возникновении неотложного состояния уметь его диагностировать, определить тактику и оказать неотложную помощь.

12. Используя стандартные методики, уметь выполнять диагностические и лечебные медицинские манипуляции, необходимые при ОЗОБП.

13. При показанном диспансерном наблюдении уметь определить тактику обследования и вторичной профилактики.

14. Уметь определить прогноз для жизни и провести экспертизу нетрудоспособности у больных с ОЗОБП.

15. Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского работника и принципами врачебной субординации, умение ведения медицинской документации в хирургической клинике.
III. Учебные задания для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию.

III.1. Минимальный базовый уровень знаний и умений, необходимый для усвоения темы.

1. Топографоанатомические особенности брюшной полости.

2. Физиология органов брюшной полости.

3. Патоморфологические изменения и патофизиология при заболеваниях органов брюшной полости.

4. Методика опроса и физикального обследования хирургического больного.

III.2. Конкретные цели самоподготовки студента к практическому занятию по теме.

Используя базовый уровень знаний, выучить теоретический материал по теме занятий и знать ответы на контрольные вопросы по теме:
1. Классификация острого аппендицита (ОА).

2. Клинико-диагностическая программа ОА.

3. Дифференциальная диагностика ОА с заболеванием почек, придатков матки, энтероколита, пищевой токсикоинфекции, плевропневмонии.

4. Хирургическая тактика при ОА.

5. Виды ущемления грыж

6. Клинико-диагностическая программа ущемленной грыжи (УГ).

7. Дифференциальная диагностика ущемленных паховых грыж с орхитом, орхоепидимитом, острой водянкой семенного канатика и оболочки яичка.

8. Дифференциальная диагностика ущемленных бедренных грыж с воспалением бедренных лимфатических узлов, натечным абсцессом, резко выраженным узловым расширением вен в зоне бедренного треугольника.

9. Хирургическая тактика при УГ.

10. Классификация перфоративной язвы (ПЯ).

11. Фазы клинического течения ПЯ желудка и двенадцатиперстной кишки.

12. Клинико-диагностическая программа ПЯ желудка и двенадцати-перстной кишки.

13. Дифференциальный диагноз ПЯ желудка и двенадцатиперстной кишки с острым холециститом, панкреатитом, острой кишечной непроходимостью.

14. Хирургическая тактика при ПЯ желудка и двенадцатиперстной кишки

15. Классификация острой кишечной непроходимости (ОКН)..

16. Клинико-диагностическая программа при механической ОКН.

17. Клинико-диагностическая программа при острой непроходимости толстой кишки.

18. Клинико-диагностическая программа при остром нарушении мезентериального кровообращения.

19. Дифференциальная диагностика ОКН с тромбоэмболией брыжеечных сосудов, пищевой токсикоинфекцией.

20. Хирургическая тактика при ОКН.

21. Хирургическая тактика при острой непроходимости толстой кишки.

22. Хирургическая тактика при остром нарушении мезентериального кровообращения.

23. Классификация острого холецистита (ОХ).

24. Клинико-диагностическая программа при ОХ.

20.Осложнения ОХ.

21. Хирургическая тактика при ОХ.

22. Классификация острого панкреатита (ОП).

23. Клинико-диагностическая программа при ОП.

24. Хирургическая тактика при ОП.

Используя теоретические знания по теме, знать теоретически тактику выполнения и быть готовыми к освоению на практическом занятии практических навыков (умений) по теме занятия:

^ Общие умения

1. Проведение клинического обследования больного с ОЗОБП: опрос (жалобы, опрос по системам, анамнез заболевания и жизни); оценка общего состояния и внешнего вида (осмотр кожи, подкожно-жирового слоя, пальпация лимфатических узлов, молочных желез, щитовидной железы и др.); обследование состояния сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, брюшной полости, костно-мышечного аппарата.

2. Выделение ведущего клинического симптома или синдрома острых заболевания и «Locus morbi», определение специальных «патогномоничных» симптомов ОЗОБП.

3. Поставить наиболее вероятный или синдромный диагноз заболевания у больного.

4. Назначить план дополнительного обследования (лабораторного и инструментального) и оценить его результаты.

5. Провести дифференциальную диагностику заболеваний со схожей клинической картиной.

6. Сформировать клинический диагноз больного с учетом классификации заболеваний, наличием осложнений и сопутствующей патологии.

7. Определить индивидуальную лечебную тактику для больного: консервативное или оперативное лечение (по экстренным, экстренным отстроченным, абсолютным или относительным показаниям).

8. По существующим алгоритмам и стандартным схемам определить принцип лечения больного – патогенетически обоснованной консервативной терапии или метода оперативного вмешательства и показания к нему, мероприятия профилактики, диагностики и лечения возможных послеоперационных осложнений при данном заболевании.

9. При наличии или возможном возникновении осложнения данных заболеваний или неотложного состояния выполнить его диагностику, определить тактику оказания экстренной медицинской помощи и оказать ее.

10. Определить прогноз жизни и работоспособности больного при данных заболеваниях.

11. Уметь выполнять врачебные диагностические и лечебные манипуляции при данной патологии, в первую очередь при оказании экстренной медицинской помощи.

12. Ведение медицинской документации в клинике хирургических болезней.

Конкретные умения

1. Выявление «язвенного анамнеза».

2. Пальцевое исследование прямой кишки.

3. Оценка данных вспомогательных методов обследования больных с ОЗОБП: клинические анализы крови и мочи, биохимические показатели крови, коагулограмма, проба Маржатка с определением дебит-часа НСL и рН-метрия желудка (по показаниям); УЗИ органов брюшной полости, ЭКГ, ФВД .

4. Оценка обзорной рентгенографии органов брюшной полости.

5. Техника проведения и оценка пробы пневмогастрографии (проба Хеннельта).

  1. Ректороманоскопия.

7. Лапароцентез

  1. Методика определения групповой и резусной принадлежности крови. Техника гемотрансфузии. Постановка проб на групповую совместимость, резус-совместимость, биологическая проба. Лечение осложнений гемотрансфузии.

  2. Сток из желудка, промывание желудка.

  3. Сифонная клизма.

  4. Паранефральная новокаиновая блокада.

  5. Выбор лечебной тактики при ОЗОБП,

  6. Подготовка больных к ургентным операциям. Премедикация.

14. Ассистирование на ургентных операциях при ОЗОБП.

15. Самостоятельная перевязка больных. Снятие швов. Уход за дренажами: их промывание, введение лекарственных препаратов; удаление дренажей.

  1. Остановка кровотечения из послеоперационной раны брюшной стенки.

  2. Оформление основной медицинской документации.


IV. Источники учебной информации.

1. Базовая литература:

1. Я. С. Березницький, М.П. Захараш, В. Г. Мішалов, В. О. Шидловський. Хірургія. Том I. Підручник, 2006.

2. Я. С. Березницький, М. П. Захараш, В. Г. Мішалов. Хірургія. Том II. Підручник. 2007.- 628 с.

3. Лекції госпітальної хірургії в 3 томах. За ред. професора В. Г. Мішало ва. Київ: «Асканія», 2008.

4. «Хірургія». Підручник. //М. П. Захара, О. Ш. Пройда, М. Д. Кучер. – К.: Медицина, 2006. – 656 с.

5. Хірургічні хвороби: Підручник. /За ред. професора П. Г. Кондратенка. –Х.: Факт, 2006. – 816 с.

6. Шпитальна хірургія. /За ред. Л. Я. Ковальчука, Ю. П. Спіженка, В. Ф. Саєнка та інші. Тернопіль: Укрмедкнига, 1999. – 560 с.

7. Клінічна хірургія. Том I. /За ред. Л. Я. Ковальчука, Ю. П. Спіженка, Г. В. Книшова . Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – 536 с.

8. Клінічна хірургія. Том II. /За ред. Л. Я. Ковальчука, Ю. П. Спіженка, Г. В. Книшова. Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – 536 с.

2. Дополнительная литература.

1. Бойко В.В., Криворучко И.А., В.Н. Лесовой, Замятин П.Н., В.П.Полевой, Ю.С.Паращук, Н.Н.Березка, С.Н.Тесленко. Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости.- Харьков-Черновцы, 2009. - 514 с.

2. В. Т. Зайцев. Неотложная хирургия брюшной полости. Киев.: «Здоровье». 1989.

3. А. А. Шалимов, В. Ф. Саенко. Хирургия пищеварительного тракта. Киев.: «Здоровье». 1987. – 568 с.
V. Информационный блок для самостоятельной подготовки студента

к практическому занятию.

В брюшной полости находятся все внутренние органы живота. Ее границы: спереди и с боков - передние и боковые стенки живота, сзади – поясничная область, сверху – диафрагма, снизу – условная плоскость по линии, отделяющей полости большого и малого таза.

^ Области живота - четыре условные линии по передней брюшной стенке подразделяют живот на 9 анатомических областей. Две линии (вертикальные) проходят через лонные бугорки по нижнему краю прямых мышц живота. Две линии (горизонтальные): верхняя – через наиболее низко расположенные точки реберных дуг, нижняя – через передние верхние ости подвздошных костей. В верхнем этаже (эпигастрий) расположены правая и левая подреберные области и собственно эпигастральная (подложечная). В среднем этаже (мезогастрий) – правая и левая боковые и пупочная. В нижнем этаже (гипогастрий) – правая и левая подвздошная и лобковая.

Брюшная полость – узкий лабиринт пространств между ее стенками и органами, расположенными в ней, а также между отдельными органами.

Брыжейка поперечно-ободочной кишки, вместе с последней, разделяют брюшную полость на два этажа.

В верхнем этаже брюшной полости расположены печень с желчным пузырем, абдоминальный отдел пищевода, желудок, верхняя часть двенадцатиперстной кишки, селезенка.

Нижний этаж брюшной полости содержит остальную часть двенадцатиперстной кишки, все петли тонкой кишки, слепую кишку с червеобразным отростком, восходящую и нисходящую ободочные, сигмовидную, прямую кишку, мочевой пузырь и внутренние половые органы.

В нижнем этаже брюшной полости выделяют четыре отдела: два внутренних, имеющих треугольную форму, - синусы и два наружных, располагающихся в продольном направлении, - боковые каналы.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VI курса медицинских факультетов
Тема 27. 14. Травмы живота. Классификация. Симптоматика повреждения органов брюшной полости и забрюшинного пространства. Инструментальные...
Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 icon27. Патология пищеварительной системы Тема 27. 11
Методические указания к практическим занятиям для студентов VI курса медицинских факультетов
Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курса...
Тема18 Хирургические заболевания пищевода. (Ахалазия пищевода, дивертикулы пищевода, химисекие ожоги пищевода, рубцовые послеожоговые...
Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курса...
Тема18 Хирургические заболевания пищевода. (Ахалазия пищевода, дивертикулы пищевода, химисекие ожоги пищевода, рубцовые послеожоговые...
Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курса...
Характеризуется болью, отеком, вторичным варикозным расширением подкожных вен, трофическими изменениями с гиперпигментацией кожи,...
Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курсов...
Количество больных с травмой груди неуклонно растет в связи с техническим прогрессом и усиленной автомобилизацией страны
Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тромбоэмболия легочной артерии (как осложнение острых венозных тромбозов конечностей)
Cиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса медицинских факультетов Харьков 2010 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курса...
По даным литературы лимфадема конечностей (ЛК) или слоновость встречается у 0,25% пациентов из числа обратившихся в клинику. Слоновость...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница