Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия


Скачать 335.98 Kb.
НазваниеТеоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия
страница1/3
Дата публикации26.05.2013
Размер335.98 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3
Харьковский государственный медицинский университет

Кафедра пропедевтики внутренней медицины № 1

Методическая разработка для преподавателей

к практическим занятиям по “Деонтологии в медицине
Модуль 1. Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества.

Содержательный модуль 1 Становление и развитие медицинской деонтологии как системы этических так правовых основ медицинской деятельности.
Тема 5: ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ. МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Актуальность темы: Даже современная медицина еще далеко не совершенна. В диагностически-лечебном процессе возникают многие проблемы и трудности, которые могут быть решенными не абсолютно точно, а лишь приблизительно. Поэтому врачи, даже те, которые имеют качественную профессиональную подготовку, большой научно-практический стаж, могут допустить ошибку в своей работе. В разные времена своего развития общество предъявляло к врачу высокие требования, которые предусматривали недопущение в его деятельности профессиональных ошибок. Врачебные ошибки были, есть и, к сожалению, будут, но отношение к ним в моральном и правовом аспекте не может быть равнозначным. Поэтому рассмотрение врачебных ошибок, причин их возникновения и профилактика является актуальной темой в подготовке врачей.

^ Общая цель: Обеспечение возможности студентам усвоить общие вопросы врачебных ошибок: определение понятия «врачебная ошибка», их классификация, источник возникновения, их профилактика. Студенты должны усвоить, что врач не застрахован от профессиональных ошибок, но если он допустил ошибку, то надо ее признать, исправить, проанализировать причину возникновения и больше не допускать. Врач несет нравственно-правовую ответственность перед людьми и обществом.

Конкретные цели:

1. Усвоить понятие врачебной ошибки;

2. Усвоить классификацию врачебных ошибок;

3. Усвоить причины возникновения врачебной ошибки;

4. Усвоить профилактику возникновения врачебной ошибки;

5. Определить и усвоить нравственно-правовые аспекты и ответственность за врачебные ошибки.
Теоретические вопросы:

1. Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия.

2. Определить понятие «врачебная ошибка»

3. Предоставить классификацию врачебных ошибок.

4. Деонтологические аспекты при допущении врачебных ошибок.

5. Основные причины возникновения врачебных ошибок.

6. Профилактики врачебных ошибок.

7. Определить основные нравственно-правовые аспекты, по которым отвечает врач за допущенные ошибки.

Тестовый контроль начального уровня знаний студентов
1. Какая статья Уголовного Кодекса Украины регламентирует ответственность за недобросовестное выполнение профессиональных обязанностей, которые вызвали заражение ВИЧ-инфекцией и другими неизлечимыми заболеваниями?

А. № 131

В. № 132

С. № 133

Д. № 138

Е. № 139

2. Какая статья Уголовного Кодекса Украины регламентирует ответственность за незаконную лечебную деятельность?

А. № 133

В. № 136

С. № 138

Д. № 140

Е. № 145

3. Врачебная ошибка – это:

А. Добросовестное заблуждение врача

В. Неблагоприятный результат вследствие профессионального невежества врача

С. Результат небрежности в работе врача

Д. Неблагоприятный результат врачебного вмешательства, который врач не мог предусмотреть и предотвратить

Е. Неправильное действие врача, которое противоречит общепринятым в медицине правилам

4. "Человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме дурака, не свойственно упираться в своей ошибке". Кто автор этого выражения?

А. Гомер

В. Гораций

С. Цицерон

Д. Цельс

Е. Кант

5. Несчастный случай – это:

А. Неблагоприятный результат врачебной деятельности, обусловленный обстоятельствами, которые врач не мог предусмотреть и предотвратить

В. Неблагоприятный результат вследствие профессионального невежества врача

С. Результат небрежности в работе врача

Д. Добросовестное заблуждение врача в своей деятельности

Е. Неправильное действие врача, которое противоречит общепринятым в медицине правилам

6. Определить вид врачебной ошибки в случае неправильно поставленного диагноза вследствие атипичной клинической симптоматики:

А. Диагностическая

В. Тактическая

С. Техническая

Д. Деонтологическая

Е. Это не ошибка, а несчастный случай

7. Какая статья Уголовного Кодекса Украины регламентирует ответственность за служебную небрежность?

А. № 138

В. № 368

С. № 141

Д. № 319

Е. № 367

8. Какие действия врача связаны с отрицательными следствиями:

А. Врачебная ошибка

В. Несчастный случай, преступление

С. Врачебная ошибка, несчастный случай

Д. Небрежность, преступление, врачебная ошибка

Е. Врачебная ошибка, несчастный случай, преступление

9. Кто впервые в истории медицины ввел понятие "врачебная ошибка"?

А. Гиппократ

В. М.Я. Мудров

С. В.В. Вересаев

Д. М.И. Пирогов

Е. С.П. Боткин

10. Основная причина врачебных ошибок:

А. Недостаточность знаний и опыта врача

В. Ограничение диагностических возможностей врача

С. Недобросовестное отношение к своим обязанностям

Д. Лабораторные артефакты

Е. Недостаточный уровень культуры врача

11. Какие врачебные ошибки являются прямой причиной конфликта между врачом и пациентом?

А. Диагностические

В. Тактические

С. Технические

Д. Деонтологические

Е. Логические

12. Назвать основные пути профилактики врачебных ошибок:

А. Профессионализм и опыт работы

В. Высокая компетентность

С. Добросовестное отношение к своим обязанностям

Д. Анализ предыдущих ошибок

Е. Все вышеперечисленные

13. Какое действие медицинского работника может классифицироваться как намеренное преступление?

А. Непредоставление помощи больному

В. Незаконный аборт

С. Нарушение правил борьбы с эпидемией

Д. Нарушение правил хранения и выдачи наркотических препаратов

Е. Все вышеперечисленное

14. Какое наказание предусмотрено за профессиональное служебное преступление (халатное отношение медицинского работника к своим обязанностям)?

А. Лишение свободы сроком до 3 лет

В. Исправительные работы на срок до 2-3 лет

С. Штраф до 300 гривен

Д. Отстранение от выполнения обязанностей

Е. Все варианты верны
Эталоны ответов: 1А. 2С. 3А. 4С. 5А. 6А. 7Е. 8Е. 9Д. 10А. 11Д. 12Е. 13Е.14Е.
Темы НДРС:

1. Совесть – главный судья врача.

2. Этические комитеты как новая форма борьбы с врачебными ошибками.

Короткие методические указания:
Форма занятия – семинар. Срок проведения занятия – 2 часа.

В начале занятия преподаватель формулирует цель занятия, проверяет готовность студентов к занятию с помощью тестовых задач. Дальше студенты отвечают на контрольные вопросы, дают определение понятием «врачебная ошибка», «медицинская этика», «деонтология», «медицинская деонтология». Преподаватель обращает внимание студентов на то, что врач, как и каждый другой специалист, может допустить в своей профессиональной деятельности ошибку, но врач имеет дело со здоровьем и жизнью и потому несет моральную ответственность перед отдельными людьми и обществом в целом. Первая заповедь Гиппократа – «Non nocere» – актуальная и в наше время, поэтому врач в своей деятельности четко должен понять, что он делает, и какие следствия его ошибок могут возникнуть, также должен четко понимать, как предотвратить ошибку. После чего преподаватель вместе со студентами начинает опрашивать больного (необходимо подобрать больного с «проблемой», который не однократно находился на лечении в медицинских учреждениях). Опрос больного проводится с помощью анкеты, которую студент составил, выполняя НДРС, а также студент, вместе с преподавателем анализирует историю болезни, амбулаторную карту, если есть – архивные документы больного. После чего обсуждаются полученные данные: выделяются согласно классификации, выявленные врачебные ошибки в процессе обследования и лечение больного, обсуждают их причины и пути избежания.

Потом студенты самостоятельно группами 2-3 человека опрашивают больных. Полученные данные записывают в тетрадь, выделяют врачебные ошибки, которые со слов больного и анализа медицинской документации возникали или могли возникнуть.

После этого на основе доклада студентов рассматриваются врачебные ошибки, согласно классификации, обсуждаются причины их возникновения. Кроме того, преподаватель предлагает студентам ситуационные задачи, в которых студенты должны оценить и выделить вид врачебной ошибки, ее причины и пути их избежания.

В конце занятия преподаватель подводит итоги и проверяет конечный уровень освоения знаний студентами в виде решения ситуационных задач
^ Ситуационные задачи для контроля конечного уровня знаний студентов
Задача № 1

После проведения оперативного вмешательства по поводу аппендицита у больного к концу вторых суток повысилась температура до 38,5 0С, появилась боль в месте послеоперационной раны. При повторной ревизии в брюшной полости выявлена забытая салфетка, которая послужила причиной развития осложнения послеоперационного периода. Оценить действия хирурга:

А. Врачебная ошибка

В. Несчастный случай

С. Профессиональное преступление

Д. Хирург невиноват, салфетку мог забыть его ассистент

Е. Действия хирурга может оценить только лекарственно-экспертная комиссия
Задача № 2

Больному бронхиальной астмой назначили терапию глюкокортикоидами. Спустя некоторое время после начала терапии больной заметил изменения во внешнем виде (луноподобное лицо, увеличение массы тела). Что могло быть причиной ятрогении?

А. Неправильно назначенное лечение

В. Продолжительный прием препарата

С. Побочные действия препарата

Д. Поздно начатое лечение

Е. Неправильный прием препарата

Задача № 3

Больному 54 лет с почечной коликой не сделали инфузионную урографию, что привело к развитию гидронефроза левой почки, обусловленного обтюрацией конкрементом. Назвать вид врачебной ошибки.

А. Тактическая

В. Техническая

С. Диагностическая

Д. Преступная

Е. Все ответы возможные
Задача № 4

У больного на УЗИ выявлены изменения правой почки, которые были истолкованы врачом как опухоль почки и другие исследования больше не проводили. Больной был прооперирован, но ни опухоли, ни других изменений почки не выявлены. Какое нарушение совершил врач в своей деятельности относительно больного?

А. Врачебную ошибку

В. Административное

С. Несчастный случай

Д. Небрежность

Е. Врачебное преступление
Задача № 5

У больного на УЗИ выявлены изменения правой почки, которые были истолкованы врачом как опухоль почки и другие исследования больше не проводили. Больной был прооперирован, но ни опухоли, ни других изменений почки не выявлены. Какую врачебную ошибку сделал врач?

А. Диагностическую

В. Тактическую

С. Техническую

Д. Уголовную

Е. Злокачественную

Задача № 6

Больной предъявляет жалобы на боль в эпигастральном участке, дурноту, изжогу. При УЗИ органов брюшной пустоты патологии не выявлено. Через сутки больной поступает в стационар с диагнозом "прорывная язва желудка". Какая врачебная ошибка была допущена врачом?

А. Диагностическая

В. Тактическая

С. Техническая

Д. Субъективная

Е. Доброкачественная
Задача № 7

В районной больнице врач не диагностировал своевременно инфаркт миокарда, так как не знал как расшифровать ЭКГ. Оценить действия врача:

А. Несчастный случай

В. Небрежность

С. Врачебная ошибка

Д. Врачебное преступление

Е. Техническая ошибка

Задача № 8

У больного эпизодически возникает боль в поясничном отделе с правой стороны. При обследовании анализ мочи и УЗИ почек без патологии. Через месяц больной умирает. При разрезе недиагностированный рак правой почки с метастазами в забрюшинное пространство. Назвать вид врачебной ошибки.

А. Тактическая

В. Субъективная

С. Объективная

Д. Логическая

Е. Случайная
Задача № 9

У больного эпизодически возникает боль в поясничном участке слева. При обследовании анализ мочи и УЗИ почек без патологии. Через месяц больной умирает. При разрезе недиагностированный рак правой почки с метастазами в забрюшинное пространство. Назвать вид врачебной ошибки.

А. Техническая

В. Диагностическая

С. Объективная

Д. Злокачественная

Е. Все вышеперечисленные
Задача № 10

Врач не диагностировал своевременно заболевание из-за его атипического течения. Больной умер. Оценить действие врача:

А. Преступление

В. Несчастный случай

С. Врачебная ошибка

Д. Ошибочная мысль

Е. Небрежность
Задача № 11

Медсестра, выполняя назначение врача, перепутала извне похожие флаконы и ввела больному вместо гепарина - 1,5 мл инсулина, вследствие чего у больного развилась гипогликемическая кома. Оцените действия медсестры:

  1. Служебное преступление, небрежность

  2. Медицинская ошибка

С. Несчастный случай

Д. Действия медсестры не считаются ошибкой

Е. Ухудшение состояния больного не является следствием ошибки медсестры
Задача № 12

В травматологический пункт обратился рабочий, который получил травму на работе в состоянии алкогольного опьянения. Врач, будучи родственником пострадавшего, оформил справку о нетрудоспособности больного, не указав факт получения травмы в состоянии алкогольного опьянения. Оцените действие врача:

  1. Сделал должностное нарушение

  2. Сделал благородный поступок

  3. Нарушил правила поведения

  4. Помог родственнику

  5. Проявил гуманизм и милосердие


Задача № 13

Медсестра терапевтического отделения систематически опаздывает на работу, дважды за месяц не вышла на дежурство, сославшись на то, что перепутала числа. Классифицировать поступок медсестры:

  1. Дисциплинарное нарушение

  2. Общественное нарушение

  3. Административное нарушение

  4. Медицинская ошибка

  5. Небрежность


Задача №14

Больной с гнойным аппендицитом поздно прооперирован, вследствие чего развился перитонит. Определить вид врачебной ошибки.

  1. Тактическая

  2. Диагностическая

  3. Tехническая

  4. Деонтологическая

  5. Это не ошибка, а профессиональная небрежность


Задача № 15

У больного во время приступа сердечной астмы после введения в\в строфантина произошла остановка сердца. Причины того, что произошло: в коробке с этикеткой «Строфантин К» попала одна ампула стрихнина, который был введен больному. Оценить:
а) вид врачебной деятельности

А. Врачебная ошибка

В. Несчастный случай

С. Профессиональное нарушение
б) если это ошибка, то определить вид врачебной ошибки

А. Диагностическая

В. Тактическая

С. Техническая

D. Деонтологическая

Задача 16

Больной сахарным диабетом поступил в стационар с гипертоническим кризом. Очередной врач приемного отделения забыл указать в диагнозе сопутствующее заболевание и назначить сахаропонижающие препараты. Ночью у больного развилась диабетическая кома. Оценить:
а) действия дежурного врача

А. Врачебная ошибка

В. Профессиональное нарушение

С. Несчастный случай
б) меру ответственности:

А. Административное взыскание

В. Уголовная ответственность, ст. 140

С. Уголовная ответственность, ст. 367
Эталоны ответов: 1А. 2С. 3А. 4А. 5В. 6С. 7С. 8С. 9Е. 10С. 11В. 12А. 13А. 14А. 15А.С. 16А.А.
  1   2   3

Похожие:

Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия iconТеоретические вопросы: Определить и сущность врачебной тайны
Модуль Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия iconЭкзаменационные вопросы
Определить величины и направления действия сил F4 и F5, уравновешивающих известные силы F1, F2 и если F1=40кН, F2=30кН, F3=20кН
Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия iconКлючевая фраза для знака: я знаю
Положительные и отрицательные стороны личности (отрицательные, как зеркальное отражение положительных сторон)
Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия icon27. Законодательство по зо., права и обязанности врача
Совершенствование первичной мед помощи на основе деятельности врача общей практики и семейного врача
Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия iconПравила поведения участников программ на Всероссийском молодежном...
В этот период запрещается громко разговаривать, петь, играть на гитаре, кричать, рубить дрова, совершать иные действия, вызывающие...
Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия iconКурс 5 Общие вопросы Деонтология. Определение понятия. Моральный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет»...
Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия iconТренинговое профориентационное занятие
Ведущий. Я хочу поговорить с вами о выборе профессии. Думаю, каждый из вас согласится, что выбор профессии – очень важный и ответственный...
Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия iconВопросы для экзамена
Социологические вопросы: фактологические, сравнительные, вопросы развития и теоретические вопросы
Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия iconВикентий Викентьевич Вересаев 9a6ee002-2a93-102a-9ac3-800cba805322 Записки врача
Викентьевича Вересаева «Записки врача». Она имела сенсационный успех. Переживания начинающего свою деятельность врача, трудности,...
Теоретические вопросы : Определить действия врача, вызывающие отрицательные последствия iconГрыжи: 1
Заболел накануне. Во время осмотра врачом скорой помощи грыжевое выпячивание вправилось, боль прошла. Какие должны быть действия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница