Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра»


Скачать 113.44 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра»
Дата публикации03.06.2013
Размер113.44 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра кожных и венерических болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: «Лепра»


Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола ____________

«….» ______________2007 г.

Зав. кафедрой кожных и венерических болезней

с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМА

д.м.н., проф. Прохоренков В.И.

Составитель: к.м.н. Бекетов А.М.


Красноярск

2007

^ 1.Тема занятия «Лепра».
2. Значение темы.

Знание клинической картины, диагностики и дифференциальной диагностики необходимы дерматологам, учитывая эпидемиологическую опасность этого заболевания, тяжесть течения и трудности в лечении больных.

^ 3. Цели занятия.

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен :

  • знать этиологические и патогенетические факторы развития лепры;

  • знать клинические разновидности лепры;

  • особенности клинических проявлений и течения лепры;

  • уметь собрать анамнестические данные у больных;

  • уметь провести диагностические тесты, позволяющие верифицировать данные заболевания;

  • провести дифференциальную диагностику;

  • составить алгоритм обследования и лечения больных.


^ 4. План изучения темы

4.1.Самостоятельная работа:

Проводится в виде работы с наглядным материалом: муляжи, атласы электронные, книжные, фотографии больных - 30 мин (всего семинар – 90 мин, т.е. 2 академических часа). Обучающиеся составляют легенду по данной ситуации, приближая ее к практической жизни, формулируют полный клинический диагноз и в соответствии с ним разрабатывают план обследования и лечения.

^ 4.2.Исходный контроль знаний. После самостоятельной работы врачи пишут тесты по изучаемой теме.

1. Возбудитель лепры при лепроматозном типе лепры обнаруживается

а) в соскобе со слизистой перегородки носа

б) в соскобе с поверхности инфильтрата

в) в пункционном материале из инфильтрата

г) в гистологическом препарате

д) во всем перечисленном, кроме б)
2. «Львиное» лицо характеризуется всем перечисленным, кроме

а) глубоких инфильтратов кожи и подкожной клетчатки на лице

б) грубых складок на лице

в) утолщения носа, губ, ушных раковин

г) истончения и атрофии крыльев носа и ушных раковин

д) выпадения бровей
3. Узлы при лепроматозной лепре

а) не возвышаются над уровнем кожи и обнаруживаются лишь при пальпации

б) возвышаются над уровнем кожи

в) захватывают подкожную клетчатку

г) проникают в кости

д) правильно все перечисленное
4. Кожа над узлами при лепроматозной лепре характеризуется всем перечисленным, кроме

а) багрово-синюшной окраски

б) розово-красной окраски

в) типа апельсиновой корки

г) значительного утолщения, грубых складок

д) изъязвлений
5. При лепроматозном типе лепры развиваются

а) хронические отеки и слоновость

б) пахово-бедренные адениты

в) изъязвления

г) расстройства чувствительности

д) все перечисленное
6. Бугорки при туберкулоидной лепре

а) крупные

б) мелкие и плоские

в) остроконечные

г) полушаровидные

д) не имеют специфического вида
7. Бугорки при туберкулоидной лепре

а) лежат изолированно

б) сливаются и немногочисленные

в) многочисленные

г) возможно все перечисленное

д) ничего из перечисленного
8. Для туберкулоидной лепры характерны все признаки, кроме

а) гиперестезии вокруг очагов поражения кожи

б) анестезии в очагах и вокруг них

в) отсутствия потоотделения

г) выпадения пушковых волос

д) раннего поражения периферических нервов
9. Наиболее частыми симптомами поражения периферических нервов при туберкулоидной лепре являются

а) парезы, параличи

б) атрофия, трофические язвы, мутиляции

в) контрактуры, деформации кистей и стоп

г) лагофтальм

д) все перечисленные
10. При туберкулоидной лепре поражение внутренних органов, лимфатических узлов глаз встречается

а) постоянно

б) часто

в) редко

г) не встречается

д) правильно а) и б)
^ 4.3. Самостоятельная работа по теме (заслушивание рефератов).

После самостоятельной работы и тестирования врачи под руководством преподавателя разбирают все клинические случаи. Врач излагает свою легенду истории заболевания, описывает общее состояние и локальный статус в соответствии с имеющейся наглядной информацией. Разбор проводится по типу клинической конференции. При этом в соответствии с клинической ситуацией разбираются узловые вопросы темы семинара.

Врачи зачитывают рефераты по теме.
4.4.Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных задач
^ ЗАДАЧА №1

На прием к врачу обратился мужчина 49 лет с жалобами на появление кольцевидных образований на коже правой щеки, выпадение волос на этом месте.

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больным в течение 2 месяцев. Вначале появились мелкие красноватые папулы, которые постепенно слились, образовав фигуру в виде кольца. 2 недели назад начали выпадать волосы на этом месте.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС. На коже правой щеки имеются мелкие красновато-синюшные плоские, полигональные, шелушащиеся папулы, слившиеся в виде кольца. На месте образования заметно выпадение волос. Болевая, тактильная, термическая чувствительность на этом месте снижена.

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий, выпишите рецепты

^ ЗАДАЧА №2

На прием к врачу обратился мужчина 45 лет с жалобами на появление на лице красноватых пятен, повышение температуры до 39° С.

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больным в течение 1 недели, когда на коже лица появились красноватые пятна, окруженные безболезненными бугорками, повысилась температура.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: на коже лица имеются округлые эритематозные пятна с блестящей поверхностью. Вокруг пятен безболезненные, плотноэластические бугорки. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, безболезненны.

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий, выпишите рецепты


^ 5. Основные понятия и положения темы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Лепра – хроническое инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией лепры. Характеризуется длительным инкубационным периодом, торпидным, затяжным течением с периодическим обострением (лепрозные реакции). Болезнь представляет собой системный процесс с поражением кожи, слизистых оболочек, нервно-эндокринной системы и внутренних органов.

ЭТИОЛОГИЯ:

Возбудитель лепры человека – микобактерия Гансена – Нейссера (Mycobacterium leprae), облигатный внутриклеточный паразит, проявляющий выраженный тропизм к коже, периферическим нервам и мышечной ткани, хотя встречается и в других органах и тканях.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ:

В мире приблизительно 12 млн. больных. Лепра наиболее распространена в странах Африки и Азии. Источником инфекции является больной лепрой. В распространении инфекции большое значение придается социально-экономическим факторам. Основной путь передачи инфекции воздушно-капельный, реже чрескожный (при повреждении кожного покрова). Заражение в возрасте 10 – 20 лет, больше всего больных в 30 – 50 летнем возрасте

Инкубационный период составляет несколько лет.

Носительство проказы в эндемических районах широко распространено, заболевают лишь 10-20% инфицированных, заболеваемость связана с выраженностью специфического клеточного иммунитета, с снижение иммунитета тяжесть заболевания нарастает (трансформации).

^ КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА:

Выделяют несколько клинических разновидностей – типов лепры:

  • лепроматозный наиболее злокачественный, отличается наличием в очагах поражения большого количества возбудителей. Больные при этом особенно контагиозны, так как выделяют множество микобактерий.

  • туберкулоидный отличается более легким течением, поражаются обычно кожа и периферические нервы. Микобактерий выявляются с трудом в очагах поражения, в соскобе слизистой оболочки носа чаще отсутствуют.

  • неопределенный клинически характеризуется появлением на коже только пятнистых высыпаний: гипохромных, эритематозных, смешанных, с географическими очертаниями.

  • диморфный характеризуется высыпаниями на коже и слизистых оболочках, типичными для лепроматозного типа, и нарушенной чувствительностью, как при туберкулоидном типе лепры.


ДИАГНОСТИКА:

    1. Соскоб из очага поражения. Окраска мазка по Цилю–Нильсену с определением бактериального индекса.

    2. Соскоб со слизистой носа, в настоящее время не применяют.

    3. Посев, культивация на мышах в мякоть подушечек лапок.

    4. ПЦР.

Биопсия с изучением гранулемы – массивный клеточный инфильтрат отделенный от эпидермиса узкой прослойкой коллагена придатки кожи разрушены, макрофаги содержат микобактерию и имеют пенистую цитоплазму – клетки Вирхова

^ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ:

Диагноз проказы выставляется на основании следующих признаков:

  1. характерные очаги поражения с отсутствием чувствительности;

  2. утолщение периферических нервов;

  3. лабораторное подтверждение наличия микобактерий в коже и других тканях

Проводят дифференциальный диагноз:

  1. с сифилисом,

  2. с витилиго,

  3. с токсикодермией,

4. с туберкулезной волчанкой

ЛЕЧЕНИЕ:

Принципы лечения:

  1. элиминация возбудителя;

  2. профилактика лечения реактивных состояний;

  3. профилактика и лечение неврологических осложнений;

  4. обучение больного правилам поведения при отсутствии чувствительности кожи;

  5. социальная адоптация

Противолепрозные средства:

Дапсон и рифампицин курсами от 3 до 6 месяцев

ПРОФИЛАКТИКА:

Состоит в раннем выявлении, рациональном лечении больных лепрой, обследовании групп населения в эндемических очагах, превентивном лечении лиц, находившихся в тесном контакте с больным лепрой. Диспансерн6ое наблюдение не менее 5 лет в редких случаях на протяжении всей жизни.
^ 6.Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.

В аудитории № 3 врачи работают с ноутбуком, на котором демонстрируются фотографии больных по теме (электронный атлас кафедры).

^ ЗАДАЧА №1

На прием к врачу обратился мужчина 56 лет с жалобами на появление образований, возвышающихся, безболезненных на коже лица, щек.

ИЗ АНАМНЕЗА: высыпания появились неделю назад. Вначале были одиночные, затем начали сливаться, образуя бляшки. Болеет туберкулезом в течение 10 лет.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: на коже лица, щек имеются бляшки буровато-желтого цвета, различных размеров, с фестончатыми краями, возвышенным периферическим валиком. При надавливании стеклянной пластинкой остаются желтовато-буроватые пятна.

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий, выпишите рецепты


^ ЗАДАЧА №2

На прием к врачу обратилась врач-фтизиатр, 55 лет. Жалуется на появление на тыле кистей высыпаний..

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больной в течение 2 месяцев. Пробовала лечиться самостоятельно, смазывая элементы бриллиантовой зеленью – результатов данное лечение не дало.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: на коже тыла кисти имеются папулы с четкой границей, в центре – трещины, по периферии отечная желтоватая блестящая зона.

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий, выпишите рецепты



    1. Какой из приведенных факторов не является определяющим в патогенезе лепры?

а) целостность кожных покровов и слизистых оболочек;

б) сбалансированная микрофлора на коже и слизистых оболочках;

в) нормальный уровень Т и В клеточного иммунитета;

г) высокий уровень гистамина в крови и тканях;

д) все перечисленное.
2. Какие патоморфологические изменения необходимо учитывать при диагностике лепры?

а) клеточный состав гранулемы;

б) микобактериальную насыщенность;

в) количество и расположение лимфоцитов;

г) инфильтрацию периферических нервов и субэпидермальной зоны;

д ) все перечисленное.

3. Какие клинические симптомы не характерны для лепроматозного типа лепры?

а) локализация сыпи на лице и дистальных отделов конечностей;

б) «подушкообразный» отек кистей;

в) выпадение ресниц и бровей;

г) сильный зуд;

д) отсутствие лепры в области ладонных и подошвенных поверхностей.

4.При лепроматозного типа лепры развиваются:

а) хронические отеки и слоновости;

б) пахово-бедренные адениты;

в) изъязвления;

г) расстройства чувствительности;

д) все перечисленное.

5. При туберкулоидном типе лепры характерным признаком высыпаний является:

а) раннее нарушение чувствительности;

б) поражение зрительного анализатора;

в) поражение ЦНС;

г) поражение опорно-двигательного аппарата;

д) поражение слухового анализатора.

6. Течение туберкулойдной лепры:

а) острое;

б) подострое;

в) хроническое с обострениями;

г) хроническое без обострений;

д) возможны все перечисленные варианты.

7. Очаги поражения при туберкулойдном типе лепры характеризуются всем перечисленным, кроме:

а) нечетких границ;

б) четких границ;

в) валикообразного края;

г) тенденции к периферическому росту;

д) уменьшения инфильтрации в центре.
^ 7. Список по УИР курсантов, предлагаемый кафедрой.

1. Современные данные об этиологии и эпидемиологии лепры.

2. Диагностика лепры.

3. Методы лечения больных с лепрой.

4. Алгоритм обследования больных с лепрой.

5. Характеристика клинических форм лепры

Данные работы выполняются на основании анализа литературы и собственного опыта. Эти вопросы используются на семинаре как узловые.
^ 8. Список литературы по теме занятия:

1.Романенко И. М., Кулага, В. В., Афонин, С. Л. Лечение кожных и венерических болезней: Руководство для врачей. 1 том- 904 с., 2 т-Москва: 2006,888 с.

2.Бутов Ю. С. Кожные болезни и инфекции, передающиеся половым путем: Учебное пособие. Москва, 2002, 399с.

3.Кожные и венерические болезни. Под ред. Скрипкина Ю. К. и Мордовцева В. Н Руководство для врачей. - 2-е изд.,перераб.и доп, 1т- 878 с., 2т. Москва , 1999, 878 с.

4.Мордовцев В. Н., Мордовцева Вероника В., Мордовцева Валерия В. - Наследственные болезни и пороки развития кожи: Клиника. Морфология. Лечение: Атлас, Москва, 2004, 174 с.

5.Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций, передаваемых половым путем. Руководство для практикующих врачей / А.А.Кубанова, В.И. Кисина, Л.А. Блатун, А.М.Вавилов и др.; под общ. ред. А.А. Кубановой, В.И. Кисиной. Москва 2005, 882 с.

-дополнительная:

1.Скрипкин Ю. К., Кубанова А.А., Прохоренков В. И., Селисский Г. Д. и Федоров С. М. Дерматологическая синдромология; Колл. авт. Красноярская медицинская академия. Москва-Красноярск 1998, 280 с.

2.Фицпатрик Т., Джонсон Р., Вулф К., Полано М., Сюрмонд Д. Дерматология. Атлас – справочник. Москва, 2000, 1088 с.

3.Иванов О. Л. Кожные и венерические болезни: Справочник. Москва, 1997. Москва, 1997, 352 с

4.Затурофф М. Симптомы внутренних болезней. Цветной атлас. Москва, 2003, 436 с.

5.Элинор Е. Сан. Дерматология. Москва - С-Пб, 2001, 272 с

-учебно-методические пособия.
1 .Наружная терапия в лечении дерматологических больных». Прохоренков В.И., Яковлева Т.А. Красноярск ООО «Версо» 2005 г.

2. «Инфекционные и паразитарные болезни кожи». Прохоренков В. И., Яковлева Т.А.

Красноярск ООО «Версо» 2006 г.

3.Практические знания и умения по кожным и венерическим болезням. Прохоренков В.И. и соавт. Красноярск «Версо» 2006 г.

Похожие:

Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «иппп»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Гонорея»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Пиодермии»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Туберкулез кожи»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию Тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра» iconМетодические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий,...
Нятий, методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, выполнению самостоятельной работы и зачёту для студентов 1-го...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница