Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы»


Скачать 129.44 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы»
Дата публикации03.06.2013
Размер129.44 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра кожных и венерических болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: «Дерматозоонозы»


Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола ____________

«….» ______________2007 г.

Зав. кафедрой кожных и венерических болезней

с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМА

д.м.н., проф. Прохоренков В.И.

Составитель: к.м.н. Бекетов А.М.


Красноярск

2007

^ 1.Тема занятия «Дерматозоонозы»
2. Значение темы.

Знание клинических особенностей и дифференциальной диагностики дерматозоонозов необходимы дерматологам, учитывая очень большую распространенность, многообразие клинических форм, трудности дифференциальной диагностики, нередко тяжесть течения этих заболеваний.
^ 3.Цели обучения:

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен :

  • знать этиологические и патогенетические факторы развития дерматозоонозов;

  • знать классификацию дерматозоонозов;

  • особенности клинических проявлений и течения дерматозоонозов;

  • уметь собрать анамнестические данные у больных;

  • уметь провести диагностические тесты, позволяющие верифицировать данные заболевания;

  • провести дифференциальную диагностику;

  • составить алгоритм обследования и лечения больных.


^ 4.План изучения темы

4.1.Самостоятельная работа:

Проводится в виде работы с наглядным материалом: муляжи, атласы электронные, книжные, фотографии больных - 30 мин (всего семинар – 90 мин, т.е. 2 академических часа). Обучающиеся составляют легенду по данной ситуации, приближая ее к практической жизни, формулируют полный клинический диагноз и в соответствии с ним разрабатывают план обследования и лечения.
^ 4.2.Исходный контроль знаний.

4.3. Самостоятельная работа по теме (заслушивание рефератов).

После самостоятельной работы и тестирования врачи под руководством преподавателя разбирают все клинические случаи. Врач излагает свою легенду истории заболевания, описывает общее состояние и локальный статус в соответствии с имеющейся наглядной информацией. Разбор проводится по типу клинической конференции. При этом в соответствии с клинической ситуацией разбираются узловые вопросы темы семинара.

Врачи зачитывают рефераты по теме.

4.4.Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных задач

- подведение итогов.

^ ЗАДАЧА №1

У девочки 2 лег около года назад выявили острый лимфобластный лейкоз, по по­воду которого была проведена химиотерапия. По достижении ремиссии, ей была назначена поддерживающая доза препарата. Во время одного из ежемесячных по­сещений врача у нее обнаружили умеренно зудящую сыпь на лице.

Фискальное обследование. Кожа: множество красных папул и пустул диаметром 1-3 мм на лице, экскориации.

Дополнительные исследования. Гематокрит 30%. Число лейкоцитов крови 1,5х109/л; лейкоцитарная формула - в норме. Окраска по Граму содержимого пустул выявила множество нейтрофилов, но не выявила микроорганизмов. Мик­роскопия препарата, обработанного гидроксидом калия, не выявила элементов грибов, но обнаружила множество клещей Demodex folliculoruт.

Вопрос. О каком заболевании идет речь?

1. Для чесотки характерны

а) бугорки

б) узлы

в) парно расположенные пузырьки и узелки

г) волдыри

д) полигональные папулы
2. Где преимущественно локализуется поражение при чесотке?

а) межпальцевые складки кистей

б) сгибательные поверхности предплечий

в) кожа живота и внутренних поверхностей бедер

г) поясница

д) все перечисленные выше
3. Какие основные клинические признаки чесотки?

а) зуд в вечернее и ночное время

б) парное расположение морфологических элементов сыпи

в) узелки

г) чесоточные ходы

д) все перечисленные выше
4. Укажите наиболее частое осложнение чесотки

а) вторичная пиодермия

б) сепсис

в) рубцовая атрофия кожи

г) флегмоны

д) все выше перечисленное
5. Укажите места типичной локализации чесотки у взрослых

а) межпальцевые складки кистей

б) волосистая часть головы

в) лицо и шея

г) спина

д) ладони и подошвы
6. Какие средства применяются для лечения чесотки?

а) медифокс

б) тиосульфат натрия 60% и соляная кислота 6%

в) спрегаль

г) бензилбензоат

д) все перечисленные выше
7. Норвежская чесотка

а) представляет географическую разновидность обычной чесотки

б) вызывается аномальной реакцией хозяина

в) вызывается чесоточными клешами – паразитами животных

г) обычно бывает у инвалидов и умственно отсталых людей

д) правильно б) и г)
8. Профилактические мероприятия при чесотке

а) регулярные осмотры детей в детских коллективах

б) осмотры работников бытовых учреждений

в) дезинфекция одежды, белья и постельных принадлежностей больного

г) осмотр и профилактическое лечение членов семьи больного

д) все перечисленные выше
9. При гидрадените необходимо назначить

а) антибиотики

б) повязку с анилиновыми красителями

в) холод

г) повязку с чистым ихтиолом

д) правильно а) и г)
10. При фурункулезе обязательно исследование

а) крови на сахар

б) крови на билирубин

в) мочи на креатинин

г) кала на гельминты

д) всего перечисленного
5. Основные понятия и положения темы.

^ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Чесотка – паразитарное заболевание кожи, вызываемое чесоточным клещем. Чесоточный зудень паразитирует только в кожи человека в поверхностных слоях эпидермиса.

Первые описания чесотки появились более 3000 лет назад в Китае, Ассирии.

В 1834 году Ренугги впервые доказал роль чесоточного клеща в этиологии чесотки.

ЭТИОЛОГИЯ:

Возбудителем чесотки является Sarcoptes scabiei. Тип членистоногих.

Класс паукообразных.

Отряд акариформных.

Подотряд чесоточных.

Термин псевдосаркоптоз включает поражение человека чесоточными клещами, следующих животных: собаки, лошади, овцы, крупный рогатый скот, козы, кролики, свиньи, лисицы, птицы, крысы и др.

Жизненный цикл клеща. Плодовитость 2-3 яйца в сутки, через 3-4 дня вылупляются шестиногие личинки, через 2-3 дня первая линька – протонимфа, через 2-3 дня вторая линька – взрослая особь. Полный цикл примерно 10 дней, продолжительность жизни 1,5 месяца – 50 яиц.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ:

Инвазивные стадии клеща – молодая самка и личинки – протонимфы. Яйца клещей устойчивы к акарицидным средствам в не хозяина живут не более 4 дней.

Пути передачи:

  • прямой чесотка – болезнь тесного телесного контакта 60 % случаев

  • непрямой, более редкий связан со слабой жизнестойкостью клеща во внешней среде. Заражение: постельные принадлежности, игрушки, письменные принадлежности, предметы личной гигиены, одежда.

Заболевание регистрируется чаще в осенне-зимний период, что связано с сезонным повышением плодовитости клеща.

Инкубационный период зуд появляется в 1-2 день у сенсибилизированных больных, через 2 недели у впервые заразившихся элементы на коже наблюдаются в тот же день в месте внедрения клеща.

КЛИНИКА:

Основные признаки:

- зуд, усиливающийся в вечернее и ночное время;

- наличие типичных чесоточных ходов;

- типичная локализация высыпаний;

- наличие характерных для чесотки симптомов: Арди, Горчакова, Михаэлиса, Сезари;

- преобладание при осложненной чесотке стафилококкового импетиго на кистях, запястьях, стопах; эктим - на голенях и ягодицах; остиофолликулитов и фурункулов на туловище и ягодицах;

- отсутствие эффекта от проведенного ранее лечения антигистаминными, десенсибилизирующими, противовоспалительными средствами, в том числе кортикостероидными мазями.

^ КЛИНИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЧЕСОТКИ:

- наличие зудящих высыпаний у одного или нескольких членов семьи;

- наличие зудящих высыпаний среди членов организованного коллектива;

- возникновение заболевания после тесного телесного и полового контакта в постели в вечернее и ночное время;

- непрямой путь заражения при наличии нескольких больных в очаге;

- возможность заражения через предметы, которыми непрерывно пользуется большой поток людей – матрацы в поездах, спальные мешки на туристических базах и т.д.

- улучшение состояния после лечения одним из противочесоточных препаратов с доказанной эффективностью.

^ КЛИНИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ:

  • Чесотка детей.

А) дети младшего возраста

Б) дети школьного возраста

В) дети всех возрастных групп

  • Чесотка пожилых людей

  • Чесотка «малосимптомная»

  • Чесотка без поражения кожного покрова

  • Постстероидная чесотка

  • Норвежская чесотка (корковая)

  • Скамбиозная лимфоплазия

  • Псевдочесотка

ДИАГНОСТИКА:

Диагноз чесотки ставится на основании комплекса клинических и эпидемиологических данных, лабораторного обнаружения возбудителя. В редких случаях возможно использование лечебного критерия – получение положительного эффекта при лечении «ex juvantibus» одним из противочесоточных препаратов.

Методы для микроскопии клеща:

  • метод извлечения клеща иглой;

  • метод тонких срезов;

  • метод послойного соскоба;

  • метод обнаружения чесоточного клеща по Соколовой;

  • метод щелочного препарирования кожи;

метод прокрашивания чесоточных ходов метиленовым синим.

^ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ:

    1. Псевдочесотка;

    2. Почесуха;

    3. Экзема;

    4. Зудящие дерматозы связанные с нарушением обмена веществ (механическая желтуха, сахарный диабет, почечная недостаточность);

    5. Неврозы, психопатии;

6. Старческий зуд.

ОСЛОЖНЕНИЯ:

  1. Пиодермия – 25 % случаев;

  2. Дерматит 15 % случаев;

  3. Экзема;

  4. Поражение ногтей;

  5. Крапивница;

6. Изменение клинических показателей крови и мочи – эозинофилия и альбуминурия

ЛЕЧЕНИЕ:

Главным принципом лечения чесотки является этиотропное лечение направленное на уничтожение возбудителя акарицидными препаратами:

  1. Серосодержащие мази

  2. Метод профессора М. П. Демьяновича

  3. Линдан

  4. Бензилбензоат

  5. Эсдепаллетрин (SPREGAL)

ПРОФИЛАКТИКА:

Дезинсекционные мероприятия: обеззараживание всех постельных принадлежностей, полотенец, нательного белья – кипячением.

При массовой дезинсекции использование дезинсекционной камеры.

Препарат для индивидуальной обработки аэрозоль – A – PAR.

Методику проведения текущей дезинфекции объясняет лечащий врач, а проводит ее сам больной или ухаживающий за ним член семьи.

В стационарах нательное белье и одежду поступающих больных подвергают обработке в дезкамере. Таким же способом обрабатываются после выписки из стационара постельные принадлежности, которыми пользовались больные чесоткой.

^ 6.Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.

В аудитории № 3 врачи работают с ноутбуком, на котором демонстрируются фотографии больных по теме (электронный атлас кафедры).
1. Для стрептококкового импетиго характерно все перечисленное, кроме

а) появления на коже фликтен

б) желтых корок

в) быстрого распространения

г) воспалительных узлов

д) воспалительного ободка вокруг фликтен
2. При фурункуле в стадии инфильтрации назначается

а) местно повязка с анилиновыми красителями

б) прогревание «синей лампой»

в) местно повязка с чистым ихтиолом

г) местно повязка с мазью Вишневского

д) все перечисленное
3. При вскрывшемся фурункуле назначается

а) УВЧ

б) повязка с анилиновыми красителями

в) повязка с чистым ихтиолом

г) повязка с гипертоническим раствором

д) все перечисленное
4. Хирургическое лечение фурункула рекомендуется

а) в стадии начальной инфильтрации

б) в стадии размягчения центральной части

в) в стадии формирования стержня

г) при абсцедировании

д) не рекомендуется
5. При фурункулезе не следует назначать

а) флуцинар.

б) чистый деготь

в) мази с антибиотиками

г) фукорцин

д) анилиновые красители
6. При вульгарном сикозе назначается

а) УВЧ

б) повязка с чистым ихтиолом

в) анилиновые красители

г) эпиляция волос

д) все перечисленное, кроме а) и б)
7. Масляный фолликулит объясняется

а) затвердением масла в фолликуле

б) активизацией роста бактерий под влиянием масла

в) фолликулярным гиперкератозом

г) всеми перечисленными факторами

д) правильно б) и в)
8. При псевдофурункулезе в воспалительный процесс вовлекаются

а) эккриновые потовые железы

б) апокриновые потовые железы

в) волосяные фолликулы

г) все перечисленное

д) ничего из перечисленного
9. При множественных абсцессах у детей назначаются

а) антибиотики

б) вскрытие абсцессов

в) анилиновые красители

г) местно ихтиоловая мазь

д) все перечисленное
10. При эпидемической пузырчатке новорожденных основным в лечении являются

а) антибиотики

б) чистый ихтиол

в) анилиновые красители

г) УВЧ

д) УФО
11. При лечении больных стафиллодермиями наиболее эффективными антибиотиками являются все перечисленные, кроме

а) пенициллина

б) канамицина

в) цепорина

г) ампиокса

д) линкомицина
12. При наружном лечении пиодермии необходимо применить все перечисленное, кроме

а) анилиновых красителей

б) дезинфекции кожи вокруг очага

в) бритья волос

г) удаления корок

д) мазей с антибиотиками
13. Для усиления эффективности лечения пиодермитов антибиотиками их комбинируют

а) с неспецифической терапией

б) со специфической иммунотерапией

в) с общеукрепляющими средствам

г) с физиотерапевтическими методами

д) со всем перечисленным
14. Неспецифическая терапия больных пиодермитами включает

а) аутогемотерапию

б) пирогенал

в) продигиозан

г) метилурацил

д) все перечисленное
Задача №1

На прием к врачу обратилась девочка 15 лет с жалобами на высыпания в виде «бородавок» и периодически нестерпимый зуд, особенно ночью, бессонница.

АНАМНЕЗ:

Больной считает себя около года. У дерматолога не наблюдалась. Заболевание началось после психотравмы и ювинильного кровотечения.

^ ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС:

Сыпь располагается на туловище и нижних конечностях. Представлена бородавчатыми элементами, покрытыми гиперкератическими наслоениями. встречаются также бледно-розового цвета полигональные папулы с восковидным блеском и пупкововидным вдавлением в центре. Ногтевые пластинки отполированы до блеска. Слизистая полости рта чистая. Лимфоузлы не увеличены.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз и его обоснование.

  2. Какие методы исследования необходимо провести для окончательного установления диагноза?

  3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать?

  4. Методы лечения.

  5. Профилактика


^ 7. Рекомендации по УИР курсантов

Список по УИР курсантов, предлагаемый кафедрой.

1. Систематика дерматозоонозов.

2. Диагностика дерматозоонозов.

3. Классификация дерматозоонозов.

4. Алгоритм обследования больных с дерматозоонозами.

5. Клинические разновидности дерматозоонозов.

6. Дифференциальная диагностика дерматозоонозов.

Данные работы следует проводить по данным литературы, медицинской документации. Возможно описание случаев из практики.
^ 8. Список литературы по теме занятия:

-основная:

1.Романенко И. М., Кулага, В. В., Афонин, С. Л. Лечение кожных и венерических болезней: Руководство для врачей. 1 том- 904 с., 2 т-Москва: 2006,888 с.

2.Бутов Ю. С. Кожные болезни и инфекции, передающиеся половым путем: Учебное пособие. Москва, 2002, 399с.

3.Кожные и венерические болезни. Под ред. Скрипкина Ю. К. и Мордовцева В. Н Руководство для врачей. - 2-е изд.,перераб.и доп, 1т- 878 с., 2т. Москва , 1999, 878 с.

4.Мордовцев В. Н., Мордовцева Вероника В., Мордовцева Валерия В. - Наследственные болезни и пороки развития кожи: Клиника. Морфология. Лечение: Атлас, Москва, 2004, 174 с.

5.Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций, передаваемых половым путем. Руководство для практикующих врачей / А.А.Кубанова, В.И. Кисина, Л.А. Блатун, А.М.Вавилов и др.; под общ. ред. А.А. Кубановой, В.И. Кисиной. Москва 2005, 882 с.

-дополнительная:

1.Скрипкин Ю. К., Кубанова А.А., Прохоренков В. И., Селисский Г. Д. и Федоров С. М. Дерматологическая синдромология; Колл. авт. Красноярская медицинская академия. Москва-Красноярск 1998, 280 с.

2.Фицпатрик Т., Джонсон Р., Вулф К., Полано М., Сюрмонд Д. Дерматология. Атлас – справочник. Москва, 2000, 1088 с.

3.Иванов О. Л. Кожные и венерические болезни: Справочник. Москва, 1997. Москва, 1997, 352 с

4.Затурофф М. Симптомы внутренних болезней. Цветной атлас. Москва, 2003, 436 с.

5.Элинор Е. Сан. Дерматология. Москва - С-Пб, 2001, 272 с

-учебно-методические пособия.

1 .Наружная терапия в лечении дерматологических больных». Прохоренков В.И., Яковлева Т.А. Красноярск ООО «Версо» 2005 г.

2. «Инфекционные и паразитарные болезни кожи». Прохоренков В. И., Яковлева Т.А.

Красноярск ООО «Версо» 2006 г.

3.Практические знания и умения по кожным и венерическим болезням. Прохоренков В.И. и соавт. Красноярск «Версо» 2006 г.

Похожие:

Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Гонорея»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «иппп»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Пиодермии»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Туберкулез кожи»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию Тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы» iconМетодические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий,...
Нятий, методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, выполнению самостоятельной работы и зачёту для студентов 1-го...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница