Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней»


Скачать 113.65 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней»
Дата публикации03.06.2013
Размер113.65 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра кожных и венерических болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Тема: «Основы диагностики кожных болезней»


Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола ____________

«….» ______________2007 г.

Зав. кафедрой кожных и венерических болезней

с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМА

д.м.н., проф. Прохоренков В.И.

Составитель: к.м.н. Бекетов А.М.

Красноярск

2007
^ 1.Тема занятия «Основы диагностики кожных болезней»
2. Значение темы.

Учитывая многочисленность дерматозов, знание основ диагностики кожных болезней необходимо врачу для правильной и своевременной постановки диагноза, и, соответственно своевременного назначения лечения.
^ 3.Цели обучения:

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен:

  • уметь собрать анамнез у дерматологического больного;

  • уметь оценить общее состояние, состояние кожных покровов;

  • уметь описать локальный статус;

  • знать специальные методы диагностики в дерматологии;

  • уметь интерпретировать лабораторные методы исследования.


^ 4.План изучения темы

4.1.Самостоятельная работа:

Проводится в виде работы с наглядным материалом: муляжи, атласы электронные, книжные, фотографии больных - 30 мин (всего семинар –90 мин, т.е. 2 академических часа). Семинар можно разделить на 2 части, учитывая большой объем материала. Обучающиеся составляют легенду по данной ситуации, приближая ее к практической жизни, формулируют полный клинический диагноз и в соответствии с ним разрабатывают план обследования и лечения.

Данное занятие следует проводить в стационаре и амбулатории кожно-венерологического диспансера. При проведении занятий в стационаре обучающиеся получают тематических больных.
^ 4.2.Исходный контроль знаний.

1.Назовите первичные пролиферативные элементы:

а) пятна, папула, инфильтрат, бугорок;

б) узел, узелок, пустула, бугорок;

в) бугорок, пятно, волдырь, узел;

г) папула, бугорок, пятно, узел;

д) пятно, лихенизация, узел, узелок.

2.Выберите пролиферативные, гистопатоморфологические изменения:

а) гиперкератоз, акантоз, паракератоз, спонгиоз;

б) гранулез, паракератоз, акантоз, гиперкератоз;

в) паракератоз, акантолизис, гранулез, гиперкератоз;

г) акантоз, паракератоз, кариорексис, гиперкератоз;

д) папилломатоз, дискератоз, акантоз, гранулез.

3.Перечислите первичные экссудативные элементы:

а) пузырь, пузырек, волдырь, пятно;

б) волдырь, папула, пузырек, пузырь;

в) гнойничок, пузырь, пузырек, волдырь;

г) гнойничок, папула, пузырь, пузырек;

д) пузырь, пузырек, волдырь, корка.

4.Назовите гистоморфологические изменения экссудативного характера:

а) спонгиоз, акантолизис, вакуольная дегенерация, баллонирующая дегенерация;

б) вакуольная дегенерация, акантолизис, акантоз, баллонирующая дегенерация;

в) спонгиоз, папилломатоз, акантолизис, акантоз;

г)акантоз,спонгиоз, акантолизис, вакуольная дистрофия;

д) кариорексис, кариопикнос, кариолизис, акантоз.

5.Из эктодермы не развиваются:

а) покровный эпидермис;

б) потовые железы;

в) сальные железы;

г) волосы;

д) волосяные мышцы.

6.Из этодермы не развиваются:

а) миоэпителиальные клетки потовых желез;

б) ногти;

в) нервные окончания;

г) кожные сосочки;

д) эпителий роговицы.

7. Из мезодермы не происходят:

а) коллаген;

б) подкожная основа;

в) эластические волокна;

г) ногти;

д) сосуды кожи;

8.Какая функция не свойственна коже:

а) всасывание;

б) выделение;

в) терморегуляция;

г) образование токсинов;

д) орган чувств?

9. Какие железы не относятся к кожным?

а) одноклеточные;

б) эккринные;

в) апокринные;

г) голокринные;

д) эндокринные.

10. Акантоз не свойственен:

а) красному плоскому лишаю;

б) нейродермиту;

в) псориазу;

г) склеродермии;

д) экземе.

^ 4.3. Самостоятельная работа по теме (заслушивание рефератов).

После самостоятельной работы и тестирования врачи под руководством преподавателя разбирают все клинические случаи. Врач излагает свою легенду истории заболевания, описывает общее состояние и локальный статус в соответствии с имеющейся наглядной информацией. Разбор проводится по типу клинической конференции. При этом в соответствии с клинической ситуацией разбираются узловые вопросы темы семинара.

Врачи зачитывают рефераты по теме.

^ 4.4.Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных задач

- подведение итогов.

Задача № 1

На прием к врачу обратился мужчина 36лет, слесарь. Жалуется на высыпания, появившиеся на кистях и в углу рта. Со временем их количество постепенно увеличивается.

ИЗ АНАМНЕЗА: высыпания появились примерно год тому назад. Больной пытался срезать их, выжигал уксусной эссенцией, но они вновь возникали, сливались и вновь увеличивались в размерах.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: На коже кистей рук и в углу рта справа имеются плотные, безболезненные серого и телесного цвета узелки, возвышающиеся над поверхностью кожи от 0,2 до 1,0см в диаметре. На крупных, длительно существующих папулах сосочковые разрастания с ороговением на поверхности.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать данный дерматоз?

  3. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий.


Задача № 2

На прием к врачу обратилась мать с девочкой 4лет с жалобами на высыпания на коже живота и рук. Субъективных жалоб ребенок не предъявляет.

ИЗ АНАМНЕЗА: первые эти высыпания мама заметила 3недели назад, их количество постоянно увеличивалось. Пробовали лечиться самостоятельно, смазывая элементы бриллиантовой зеленью – результатов данное лечение не дало. Подобные высыпания имеются еще у нескольких детей, посещающих ту же группу в детском учреждении.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: На коже кистей рук и живота расположено до двух десятков узелков – плотных, цвета нормальной кожи с перламутровым оттенком, размером от 0,1 до 0,5см в диаметре, полушаровидной формы с кратерообразным вдавлением в центре. При сдавлении пинцетом из узелка выделяется белая кашицеобразная масса.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий.

  4. Рекомендации больному после клинического выздоровления.


^ 5. Основные понятия и положения темы.

Осмотр

Сопоставление визуальных, пальпаторных данных о больном с возможным течением болезни, зависит от индивидуальных особенностей. Определение психосамотического статуса больного, выявление резко выраженной общей патологии.

Анамнез

Нельзя экономить время. Приоритетная позиция в диалоге с больным.

1. Жалобы: сыпь на коже, субьективные ощущения, характерные жалобы для ряда дерматозов (вечерний зуд)

2. Связь возникновения дерматоза: с факторами внешней среды (профессиональные), с висцеропатиями, с биоритмами и возрастными изменениями обмена веществ, с наследственным фактором, с приемом препаратов и питанием. Аллергологический анамнез

Общее состояние больного

1. Объективное состояние органов и систем организма больного

2. Дерматологический статус состояния кожи, придатков кожи, подкожно-жировой клетчатки, дермографизм (белый норма 2 мин, красный – 5 мин, смешанный – 5 мин), аппаратный дермографизм, папиломаторный рефлекс норма 5-10 сек, определение тактильной, болевой, температурной чувствительности кож

Локальный статус

1. Процесс распространенный, ограниченный

2. Точная анатомическая локализация на коже и слизистых

3. Первичный элемент сыпи

4. Описание цвета, размера, симметричности, склонности к слиянию, характера элементов сыпи

5. Эволюция элементов сыпи

6. Вторичные элементы сыпи

7. Характерные симптомы и синдромы дерматоза

8. Предположительный диагноз

Специальные методы в дерматологии

1. Поскабливание (граттаж)

2. Пальпация

3. Диаскопия (витопрессия)

4. Определение изоморфной реакции

5. Характер дермографизма

6. Мышечно- волосковый рефлекс

7. Кожные пробы

8. Прочие методы и пробы

Лабораторные методы

1. Общие лабораторные методы

2. Специальные лабораторные методы (микроскопические, серологические, гистологические, гистохимические, иммуногистохимические, культуральна ядиагностика, люминисцентная диагностика, ДНК- полимеразная диагностика).

Аллергологические пробы и тесы

  1. внутрикожные

  2. капельные

  3. компрессионные

  4. скарификационные

5. биологические пробы
^ 6.Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.

В аудитории № 3 врачи работают с ноутбуком, на котором демонстрируются фотографии больных по теме (электронный атлас кафедры).

Задача № 1

На прием к врачу обратилась больная 72года, пенсионерка, с жалобами на зуд, жжения, высыпания в пахово-бедренных складках, под молочными железами, на слизистой полости рта.

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больной в течение месяца, когда впервые в паховой области появилось покраснение кожи, затем плоские, вялые пузырьки, которые быстро вскрылись и образовались эрозии. Затем процесс стал распространяться на внутреннюю поверхность бедер, такие же высыпания появились и на коже под молочными железами. Вскоре больная заметила, что и на слизистой полости рта имеются высыпания белого цвета.

Два месяца назад перенесла полостную операцию, после которой получала антибиотики широкого спектра действия (какие больная не помнит).

Из сопутствующих заболеваний ожирение, сахарный диабет, хронический энтероколит.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: Процесс локализуется в пахово-бедренных складках и на коже под молочными железами. Представлен крупными эрозиями темно-красного цвета с блестящим ливидным оттенком, полициклическими очертаниями, с резкими границами и умеренной влажностью. По периферии очагов бордюр из белесоватого, отслаивающегося, мацерированного эпидермиса. Вокруг основного очага мелкие очажки такого же характера – «дочерние».

На гиперемированном фоне слизистой оболочки щек, языке и деснах налеты белого цвета, склонные к слиянию. Налеты легко снимаются шпателем.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз;

  2. Какие исследования необходимо провести для установления окончательного диагноза?

  3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  4. Составьте план лечебно-профилактических мероприятий;

  1. Ваши рекомендации для этой больной после выписки.

Задача № 2

На прием к врачу обратилась мать с ребенком 8лет, с жалобами на высыпания на коже тыла кистей и лице. Иногда беспокоит незначительный зуд.

ИЗ АНАМНЕЗА: первые высыпания на коже рук появились три месяца назад. Сначала это были единичные элементы, затем их становилось больше, а недавно мама заметила высыпания на лице. Из перенесенных заболеваний, со слов матери, частые респираторные заболевания.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: На коже тыла кистей, подбородка, правой щеки и на красной кайме губ имеются телесного цвета, безболезненные, возвышающиеся над уровнем кожи невоспалительные узелки размером от 0,1 до 0,3см в диаметре, с плоской поверхностью.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий.


1. Акантоз не свойственен:

а) сифилитическим кондиломам;

б) бородавкам;

в) кожному лейшманиозу;

г) бластомикозу;

д) лимфангиоме.

2. Фолликулярный гиперкератоз не характерен:

а) для рубцующегося гиперкератоза;

б) для волосяного фолликула;

в) для красного отрубевидного лишая Девержи;

г) для авитаминоза;

д) для кератодермии
3. Диффузный гиперкератоз не характерен:

а) для ихтиоза;

б) для кератодермии;

в) для омозолелости;

г) для герпетиформного дерматита;

д) для бородавчатого туберкулёза.
4. При каком заболевании не наблюдается дискератоза?

а) при болезни Боуэна;

б) при болезни Педжета;

в) при болезни Дарье;

г) при старческом кератозе;

д) при болезни Фордайса.

5. Паракератоз не наблюдается:

а) при ихтиозе;

б) при псориазе;

в) при хронической экземе;

г) при розовом лишаи;

д) при красном плоском лишаи.

6. В дерме отсутствуют волокна:

а) коллагеновые;

б) аргорофильные;

в) эластические;

г) гиалиновые;

д) нервные.

7.Какие клетки не определяются в эпидермисе?

а) базальные;

б) шиповатые;

в) « светлые» клетки Масона;

г) дендритические;

д) миоэпителиальные.

8.Укажите, в каком сочетании элементов представлен истинный полиморфизм:

а) папула, эрозия, трещина, паракератоз, язва;

б) эритема, бугорок, язва, чешуйка, корочка;

в) пятно, акантоз, гиперкератоз, экскориация, трещины;

г) телеангиэктазия, розеола, вегетации, язва, рубцы;

д) пузырь, акантолизис, эрозия, корки, инфильтрация.

9.Какая форма защиты кожи от микроорганизмов, попавших на ее поверхность, не действенна?

а) плотность рогового слоя;

б) разрыхленность рогового слоя;

в) сухость рогового слоя;

г) кислая реакция;

д) наличие высокомолекулярных жирных кислот на поверхности.

10.Какие ферменты в коже не являются важнейшими?

а) допоксидаза;

б) холинэстераза;

в) аденозинтрифосфатаза;

г) гистаминаза;

д) декстроза.

11.Какие медиаторы в коже не являются важнейшими?

а) ацетилхалин;

б) адреналин;

в) гистамин;

г) аденозинтрифосфат;

д) серотонин.

12.От какого пигмента не зависит нормальный цвет кожи?

а) от меланина;

б) от меланоида;

в) от билирубина;

г) от каротина;

д) от оксигемоглобина.

^ 7. Рекомендации по УИР курсантов

Список по УИР курсантов, предлагаемый кафедрой.

1. Алгоритм обследования дерматологических больных

2. Основные принципы дифференциальной диагностики кожных заболеваний,

3. Клинические симптомы в дерматологии

Данные работы следует проводить по данным литературы, медицинской документации. Возможно описание случаев из практики.
^ 8. Список литературы по теме занятия:

-основная:

1.Романенко И. М., Кулага, В. В., Афонин, С. Л. Лечение кожных и венерических болезней: Руководство для врачей. 1 том- 904 с., 2 т-Москва: 2006,888 с.

2.Бутов Ю. С. Кожные болезни и инфекции, передающиеся половым путем: Учебное пособие. Москва, 2002, 399с.

3.Кожные и венерические болезни. Под ред. Скрипкина Ю. К. и Мордовцева В. Н Руководство для врачей. - 2-е изд.,перераб.и доп, 1т- 878 с., 2т. Москва , 1999, 878 с.

4.Мордовцев В. Н., Мордовцева Вероника В., Мордовцева Валерия В. - Наследственные болезни и пороки развития кожи: Клиника. Морфология. Лечение: Атлас, Москва, 2004, 174 с.

5.Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций, передаваемых половым путем. Руководство для практикующих врачей / А.А.Кубанова, В.И. Кисина, Л.А. Блатун, А.М.Вавилов и др.; под общ. ред. А.А. Кубановой, В.И. Кисиной. Москва 2005, 882 с.

-дополнительная:

1.Скрипкин Ю. К., Кубанова А.А., Прохоренков В. И., Селисский Г. Д. и Федоров С. М. Дерматологическая синдромология; Колл. авт. Красноярская медицинская академия. Москва-Красноярск 1998, 280 с.

2.Фицпатрик Т., Джонсон Р., Вулф К., Полано М., Сюрмонд Д. Дерматология. Атлас – справочник. Москва, 2000, 1088 с.

3.Иванов О. Л. Кожные и венерические болезни: Справочник. Москва, 1997. Москва, 1997, 352 с

4.Затурофф М. Симптомы внутренних болезней. Цветной атлас. Москва, 2003, 436 с.

5.Элинор Е. Сан. Дерматология. Москва - С-Пб, 2001, 272 с

-учебно-методические пособия.

1 .Наружная терапия в лечении дерматологических больных». Прохоренков В.И., Яковлева Т.А. Красноярск ООО «Версо» 2005 г.

2.Практические знания и умения по кожным и венерическим болезням. Прохоренков В.И. и соавт. Красноярск «Версо» 2006 г.

3. «Инфекционные и паразитарные болезни кожи». Прохоренков В. И., Яковлева Т.А.

Красноярск ООО «Версо» 2006 г.

4.Практические знания и умения по кожным и венерическим болезням. Прохоренков В.И. и соавт. Красноярск «Версо» 2006 г.

5. Сифилис. Современные особенности клиники и течения/ Прохоренков В.И. , Карачева Ю.В., Родиков М. В., Шергин С.Н.. Методические рекомендации. Красноярск, Сибирь 2000

Похожие:

Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «иппп»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Пиодермии»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Гонорея»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Туберкулез кожи»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Основы диагностики кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию Тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница