Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней»


Скачать 80.85 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней»
Дата публикации03.06.2013
Размер80.85 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра кожных и венерических болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ


Тема: «ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ КОЖНЫХ БОЛЕЗНЕЙ»


Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола ____________

«….» ______________2007 г.

Зав. кафедрой кожных и венерических болезней

с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМА

д.м.н., проф. Прохоренков В.И.

Составитель: к.м.н. Бекетов А.М.

Красноярск

2007

^ 1.Тема занятия «Принципы лечения кожных болезней»
2. Значение темы.

Знание основных принципов общей терапии и местного лечения кожных болезней, основных лекарственных форм для наружного применения, воздействия физических, климатических факторов необходимо врачу-дерматовенерологу для назначения рационального и патогенетически обоснованного лечения при кожных заболеваниях.

^ 3.Цели обучения:

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен :

  • знать принципы и методы наружного лечения больных дерматозами

  • ознакомиться с лечебными средствами и формами их применения в дерматологической практике

  • знать различные физиотерапевтические методы, применяемыми в лечении дерматозов.

  • знать принципы и методы патогенетического лечения больных дерматозами.

уметь выписывать рецепты основных лекарственных форм, применяемых в дерматологической практике
^ 4.План изучения темы

4.1.Самостоятельная работа:

- курация больных – 30 мин. Данное занятие следует проводить в стационаре и амбулатории кожно-венерологического диспансера. При проведении занятий в стационаре обучающиеся получают тематических больных.

Обучающиеся собирают анамнез, сопутствующие заболевания, предрасполагающие факторы. Расспрашивают о наличии подобных заболеваний у родственников. При осмотре врачи акцентируют внимание на особенностях клинических проявлений, характерных для определенных форм заболеваний, характерной локализации на коже, первичных и вторичных морфологических элементах сыпи. Определяют распространенность процесса, его остроту, наличие полидисплазий. На основании полученных данных курсанты формулируют полный клинический диагноз и в соответствии с ним разрабатывают план обследования и лечения. Врачи знакомятся с лабораторными данными в истории болезни; данными дополнительного обследования и консультациями других специалистов.

Осмотрев больных, врачи описывают локальный статус по курируемым больным в практических тетрадях.

При отсутствии достаточного набора больных в стационаре врачи используют наглядный материал, имеющийся на кафедре (атласы, электронный атлас кафедры, руководства для практических врачей с наличием фотографий). Обучающиеся составляют легенду по данной ситуации, приближая ее к практической жизни.

^ 4.2.Исходный контроль знаний.

После курации больных врачи пишут тесты по изучаемой теме.

1.Признаками дефицита витамина А не является:

а) нарушение оптической адаптации в темноте;

б) цинга;

в) нарушение процесса ороговения кожи и слизистых оболочек;

в) ломкость костей;

г) выпадение волос.

2. Дефицит витамина В1 не приводит к развитию:

а) цинга;

б) выпадение волос;

в) нейропатии; 4.

г) отеков кожи и лица;

д) нарушение функции желудочно-кишечного тракта.

3. При каком заболевании дефицит никотиновой кислоты не являются определяющим:

а) при поздней кожной Порфирии;

б) при пеллагре;

в) при пеллагроиде;

г) при макроцитарной гипнрхромной анемии;

д) при красной волчанке.

4. Какой из витаминов не относится к жирорастворимым:

а) витамин А

б) витамин С

в) витамин Е

г) витамин К

д) витамин Д

5. При каком из приведенных заболеваний определяющую роль играет дефицит витамина С:

а) при болезни бери-бери;

б) при пеллагре;

в) при цинге;

г) при макрохейлите;

д) при рахите.

6. Какие состояния приводят к дефициту витамина Д:

а) недостаточное облучение кожи УФ-лучами спектра В;

б) недостаточное поступление предшественников витамина Д в организм;

в) тяжелый физический труд;

г) нервно-психическое перенапряжение.

д) всё перечислено выше.

7. Дефицит витамина Е приводит:

а) к нарушению свертываемости крови;

б) к развитию рахита;

в) к нарушению сперматогенеза;

г) к анемии;

д) ко всем перечисленным выше состояниям.
^ 4.3. Самостоятельная работа по теме (разбор больных, заслушивание рефератов). После детального ознакомления с больными, врачи под руководством преподавателя разбирают все клинические случаи. Разбор проводится по типу клинической конференции. При этом в соответствии с клинической ситуацией у больного разбираются вопросы классификации, этиологии, патогенеза, выделяются клинические черты каждого дерматоза, уточняются морфологические элементы. Диагноз должен быть обоснован, определена степень активности, стадия заболевания проведена дифференциальная диагностика. Врач должен составить алгоритм обследования и план лечения данного больного. Аналогичная работа проводится при работе с наглядным материалом: врач излагает свою легенду истории заболевания, описывает локальный статус в соответствии с имеющейся наглядной информацией и затем работа проводится по описанной выше схеме.

Врачи зачитывают рефераты по теме.

^ 4.4.Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных задач

- подведение итогов.
5. Основные понятия и положения темы.

Для лечения кожных заболеваний применяется:


  • Общая терапия

  • Местное (наружное) лечение

Основные группы фармакологических средств, применяемые для общей терапии кожных болезней:

  • Антигистаминные средства

  • Стабилизаторы мембран тучных клеток

  • Глюкокортикоиды

  • Нестероидные противовоспалительные

При выборе форм местного применения следует учитывать:

  • Степень распространения процесса

  • Его локализация

  • Стадия заболевания

  • Характер и глубина воспалительного процесса

  • Анамнестические данные о переносимости различных видов и средств наружной терапии

Основные группы фармакологических средств, применяемые для общей терапии кожных болезней:

  • Медленно действующие противовоспалительные средства

  • Цитостатики

  • Иммунодепрессанты и иммуностимуляторы

  • Противовирусные средства

  • Противогрибковые средства

  • Антибиотики и сульфаниламиды

  • Антисептики

  • Противопаразитарные средства

  • Витамины

  • Ретиноиды

  • Фотозащитные средства

При острой и подострой форме заболевания

  • Примочки

  • Взбалтываемые смеси

  • Присыпки

  • Пасты

При хронической и глубокой

  • Мази

  • Компресс


Основные лекарственные формы для наружного применения:

  • Примочки

  • Влажно-высыхающие повязки

  • Компрессы

  • Ванны

  • Присыпки

  • Взбалтываемые смеси

  • Паста

  • Масла

  • Мази

  • Крема

  • Пластыри

  • Лаки

  • Клей

  • мыла



Кислоты

      • при нанесении на кожу такой лак застывает в виде тонкой пленки.

      • Обладает свойством глубоко проникать в кожу.

Примочки

  • Применяются для уменьшения мокнутия, отечности, ощущения жжения и зуда

  • Должны быть холодными

  • Их следует менять каждые 3-5 минут в течении часа или более по 2-3 раза в день

Для примочек используют

  • 1-2 % раствор резорцина

  • 0,25 % раствор нитрата серебра

  • Свинцовая вода

  • 2% раствор борной кислоты


Влажно-высыхающие повязки


  • При сильном мокнутии на поверхности кожи;

  • значительным инфильтрат;

  • при выраженных субъективных ощущениях (боль, жжение, зуд).



Компрессы

  • Применяются в дерматологии редко

  • Предназначены для рассасывания кожных инфильтратов, уменьшение воспаления и защиты пораженных участков от внешних влияний

  • Применяют спирт, жидкость Бурова, борную кислоту и др.


Присыпки

  • Используют для уменьшения острого воспаления при отсутствии мокнутия

  • Применяют: окись цинка, тальк, крахмал и другие


Масла

  • Используют как в чистом виде, так и в качестве составной части масляной взбалтываемой смеси;

  • В чистом виде употребляют для очистки пораженных участков кожи от вторичных наслоений, для удаления с кожи остатков применявшихся лекарственных веществ

  • Применяют: персиковое, льняное, подсолнечное, оливковое масло, рыбий жир

Мази

  • Наиболее часто употребляемая в дерматологии форма лекарственных средств;

  • Мазь – это лекарственная форма, основой которой является жир или синтетическое жироподобное вещество


Крем

  • Отличается от мази содержанием воды в жировой основе;

  • Жирный крем:«вода в масле» - частицы воды окружены маслом;

  • Нежирный эмульсионный крем: «масло в воде» - частицы масла окружены водой

Пластырь

  • Оказывает интенсивное рассасывающее действие в глубину

  • Используют для лечения ограниченных омозолелостей, инфильтративных элементов, трофических язв.

  • В основу пластыря входят: воск или канифоль;

  • Применяют 1 раз в 2-3 дня

Лаки

Используют в дерматологии в виде эластического коллодия с 10% касторовым или травмацитином (каучук в хлороформе), в который вводят салициловую кислоту или салициловую и молочные

Мыла (лечебные)

  • Представляют собой соединения жиров со щелочами;

  • Применяют в основном в косметологической практике.


Физические методы

    1. светолечение

    2. ультразвуковая терапия

    3. магнитотерапия

    4. электротерапия

    5. криотерапия

    6. оксигенотерапия

    7. бальнеолечение

    8. грязелечение

    9. нафталолечение

    10. климатолечение

Курортотерапия

Рекомендовано местные курорты. Учум, Шира, оз. Плахино

^ 6.Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.

В аудитории № 3 врачи работают с ноутбуком, на котором демонстрируются фотографии больных по теме (электронный атлас кафедры), В аудитории №1 врачи изучают клинические формы пиодермий на муляжах. В аудитории №4 врачи при помощи телемедицинских технологий изучают гистологические препараты кожи больных с данной патологией.

^ 7. Рекомендации по УИР курсантов

Список по УИР курсантов, предлагаемый кафедрой.

Данные работы следует проводить по данным литературы, медицинской документации. Возможно описание случаев из практики.

Список литературы по теме занятия:

  1. Кожные и венерические болезни: Рук. для врачей / под ред. Ю.К. Скрипкина и В.Н. Мордовцева. - М., 2002.

  2. Кожные болезни и инфекции, передающиеся половым путем. Под ред. Ю.С. Бутова. М., 2002. – 400 с.

  3. Кожные и венерические болезни. Справочник для врачей 2002. Под ред. О.Л. Иванова. - М., 2002.

  4. Т. Фитцпатрик, Р. Джонсон, К. Вулф, М. Полано, Д. Сюрмонд. Дерматология. Атлас – справочник. – 1999. - 1088 с.

  5. Клинические рекомендации. Дерматовенерология / под ред. А.А. Кубановой. – М., 2006. – 320 с.

  6. Романенко И.М., Кулага В.В., Афонин С.Л. Лечение кожных и венерических болезней: рук. для врачей: В 2т. – М., 2006. – Т.1. – 904 с., Т.2. – 888 с.

Периодическая литература.

Похожие:

Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Дерматозоонозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «иппп»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Пиодермии»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Гонорея»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Лепра»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «Туберкулез кожи»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические указания для обучающихся к семинарскому занятию Тема:...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические указания для обучающихся к семинарскому занятию тема: «принципы лечения кожных болезней» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница