Гигиена


НазваниеГигиена
страница1/55
Дата публикации29.03.2013
Размер2.57 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55
1. Гигиена и санитария, опр-я, соотнош-е и взаимод-е, ист-я разв-я. ГИГИЕНА-область проф. мед, изуч влияние усл-й жизни (быта, труда, учебы) на здоровье, работоспос-ть, продолж-ть жизни, а также разрабат меропр-я по проф-ке заболеваний, обеспечению оптим условий сущ-я, сохр-ю здоровья и акт долголетия. Гигиена (Г.) взаимод-ет и развив-ся параллельно с экол, санитарией, эпидемиологией, валеологией. САНИТАРИЯ- ситема гигиен. мероприятий, направленных на улучш-е здоровья нас-я, предупр-е заб-й, оздоровление условий жизни. Г- это наука, а С- совок-ть практич. мероприятий, направл на провед-е в жизнь треб-й Г. Г. Явл-ся теорет основой санитарии. Нпр, гиг.нормативы качества воды требуют пров-я ряда сан. меропр-й по выбору места забора, систем очистки и др. За всеми этими мероприятиями ведется сан.надзор. Санитария обеспечивается сан и противоэпид меропр-ми, исполнителями кот являются граждане, юрид лица и ИП, спец гос органы. Различают школьную, жилищно-коммун, производст, пищ санитарию. ИСТОРИЯ: с древности-Гиппократ-тракта о здоровом образе жизни, 17- внеш. среды на организм 70 профессий ремесленников. ^ РАЗВИТИЕ В ГРОДНО. Гродн. Мед.академия (1776), Грод.спец.школа фельдшеров и акушеров (1876), с 1801 проводиться оспорирование, в 1830 создан холерный комитет, 1880-появляется фабрично-заводская мед (прием.пункт на табач.фабрике), 1904 учреждена должность санит.врача, с 1912регуляр.проверки санит.состояния города, распространение гиг.знаний,в 1912 открыта инфекц.больница. ^ РАЗВИТИЕ Г КАК НАУКИ: 1) Петтенкофер, Флюге, Рубнер-основоположники Г.как науки, кот оформилась в виде самост разделов коммун Г., пит-я, детей и подростков. 2)Пирогов, Боткин, Захарьин, Остроумов считали Г.важнейшим разделом медицины и определяющим направлением деят-ти каждого врача. Основоположники научной гигиены-Доброславин, Эрисман придали Г. эксперементально-доказат.(научн) характер. Бел гигиенисты: ОСТАПЕНЯ.

^ 2.Вклад Мудрова, Доброславина, Эрисмана МУДРОВ-. Основоположник отеч.мед 1)разработал сис-му гигиенич мероприятий по предупреждению болезней; 2) сформулировал перед русскими врачами задачи гигиены вообще и военной гигиены в особенности; 3) указал, что гигиенич наука должна базироваться на достижениях физиологии, физики, химии. 4)Боролся с холерой в Саратове и Питере. ДОБРОСЛАВИН- 1)основоположник Г как эксперимент науки; 2) основал и возглавил кафедру гигиены в Военно-мед академии в Петербурге; 3)организовал гигиенич лабораторию и поставил эксперимент работы по гиг; 4) создал школу гигиенистов-экспериментаторов; 5) организовал специальную аналит станцию для исследования пищевых продуктов, разрабатывал экспертизы воды, почвы, пищи; 6) участвовал в мероприятиях направленных на борьбу с чумой, сыпным тифом, 7) написал первые оригинальные учебники по гигиене. ЭРИСМАН- интресовался профилакт мед 1)обобщил причины школьной близорукости; 2)написал труды: ‘Общественная гигиена’, ''Профессион гигиена или гигиена умственного и физич труда''; 3)разработал меропр-я препятствующие разв-ю сыпного тифа в войсках; 4)возглавил кафедру гиг в Моск универе, создал санит станцию для иссл-я пищ продуктов, воды, почвы; 5) организовал Московское гигиенич общество; 6)назвал гиг – наукой об обществ здоровье. КУРКИН,БОГОСЛОВСКИЙ-занимались статистикой, ЛЕВИЦКИЙ-гигиенист-теоретик, вклад в развитие Г. труда. ХЛОПИН-развил эксперем. Напр-е, труды по комунал. Г. автор рук-а по методам гиг. Иссл-й, учебников и монографий. Организовал кафедру Г. в Ленингр. мед. институте.^ ПИРОГОВ, БОТКИН, ЗАХАРЬИН, ОСТРОУМОВ считали Г. важнейшим разделом мед и определяющим направл-ем деят-ти каждого врача.

3.Роль виднейших деятелей гиг.науки и сан.дела в развитии Гигиены(Г.) Сысин-1)коммун гигиена; 2)дезинфекционное дело; 3) первое Сан законодат-во страны; 4)автор первых сов учебников ‘’Курс дезинфекции и дератизации‘’, ‘’Общая гигиена‘’.4) изучал гниг атм воздуха, водоснабж-я, планир и благоустр-ва городов, больничн гиг ,акклиматиз. Марзеев-1)возглавил санитарную службу Украины; 2)автор учебников ‘’Основы коммунальной гигиены‘’,’’Коммунальная гигиена‘’. Кротков-1) организовал первую самостоят кафедру рад гигиены в Москве, создал крупную школу гигиенистов. Черкинский- 1)сан охрана водоемов; 2)сан токсикология, 3)сформиров прдст-е о гиг критериях вредности в-в, поступ в вожоемы.. Каплун-1)зав каф гигиены труда Московского мединститута; 2)автор Законодательства по охране труда; 3)издал рук-во по гигиене труда. Шатерников-1)обоснование пищ рационов, соавтор первых норм пит-я; 2)возглавлял работы по стандартизации кач-ва продуктов, санит надзору за предприятиями общепита. Мольков-1)организовал кафедру школьной гиг в Московском мединституте; 2)под его руководством разработаны первые стандарты физич развития, нормы строительства детских учреждений.

^ 4.Стр-ра сан-эпидем. службы РБ. Виды сан.надзора и контроля. 1930-создана сеть сан.- эпидем.станций (СЭС),ныне-ЦГЭ. 1964-открыт сан-гиг. Фак-т в Минском мединстит., кот. Ежегодно выпускает 100 сан.врачей и эпидемиологов. СТР-РА:1. подразделения Минздрава, ведающие вопросами госсаннадзора. 2.республ (1), обл (6), городские (22), районные (118), зональные ЦГЭ. 3. Главврачи ЦГЭ являются главн гос.сан. врачами соответствующих территорий. Сан службу возглавляет главный гос сан врач РБ, зам. Министра здравоохранения, головное учрежд-е сан-эпид службы является отдел гигиены и эпидемиологии. Главному гос сан врачу подчиняются главные сан врачи обл, гор и районных ЦГЭиОЗ, кот одновременно явл-ся заместителями рук-лей местного органа управл-я здравоохр-ем. Осн учрежд-е - ЦГЭиОЗ. Также есть ведомственные ЦГЭ, главн упр-е гиг, эрид и проф-ки, НИИ, Респ ЦГЭ. В обл ЦГЭ выдел организац, рад, эпид, дезинф, сан-гиг отделы. В сан-гиг отдел входят отд-е коммун Г, Г труда, пит-я, детей и подростов и лаборат. В эпид отдел входят противоэпид, бактериол и паразитол отд-я. В дезинф отдел входят хозрасчетн отд-е проф-ки, дезинф, дезинсекц и дератизац.^ ВИДЫ НАДЗОРА: 1. Гос- деят-ть гос. органов , направленная на профил-ку забол-й путем предупрежд-я, обнаружения, пресечения нарушений законодат-а. .Ведомственный-упразднен. ^ ВИДЫ КОНТРОЛЯ: 1.производственный (в том числе и лабор) проводится в орг-ях с целью оздор-я условий труда, обучения и отдыха, контроля за качеством выпускаемой продукции с выдачей документов, удостоверяющих ее качество. 2. Общественный- выполняется обществ. Объед-ями, кот вправе информировать о наруш-ях органы сан. надзора.

^ 5. Основные пол-я закона РБ « О сан-эпидем. благополучии нас-я. Здоровье-состояние полного физич, духовного и соц-го благополучия людей, а не только отсутствие болезней и физич дефектов. Среда обитания чел-ка- часть окруж среды, включ ее природные компоненты(воздух, почву, воду), а также питьевая вода, продовольственные и промышленные товары, условия труда, быта(жилище, места отдыха, траспортн средства), обучения и воспитания. Факторы среды обитания челка-любой химич, физич или биологич компоненпт среды природного иои антропогенного происхождения, способный влиять на орг-м чел-ка. Групповые забол-я — два и более случаев заболеваний, регистрируемых среди групп нас-я, объединенных во времени и возд-ем единого неблагоприятного фактора (-ов) среды обитания. Сан-эпид. благополучие нас-я- сост-е здоровья нас-я, при кот. отсутствует неблагоприятное возд-е на орг-зм факторов среды его обитания и создаются благоприятные усл-я для жизни. Оно ОБЕСПЕЧ-СЯ: гос. сан-эпид. Нормир-е, собл-ем норм и правил, лицензирование видов деят-ти, сертификацией товаров и услуг, гос.экспертизой, гос. регистрацией и регламентацией, соц-гиг. мониторингом, реализ гос программ, эконом заинтерес-ю в собл-и законодате-ва, прим-ем мер ответст-ти на наруш-я, возмещением вреда причиненного здоровью и имуществу при несоблюдении сан-эпид. правил, развитие науки и исп-е ее достижений в обеспеч-и сан-эпид. благополучия, информир-ю нас-я о сан-эпид. обстановке, проводимых меропр-ях; воспитанием высокой сан культуры и форм-ем здорового образа жизни, системой сан.надзора и сан.контроля.

^ 6. Права и обязанности граждан РБ. Права:1)на благоприятную среду обитания, факторы кот не оказыв неблагоприят возд-е на состояние здоровья настоящего и будущих поколений.2)на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью и имуществу в результате нарушений санит-эпид законодательства.3)на получение достоверной информации. Обязан-ти: 1) соблюдать санит-эпид законод-во. 2)проводить или участвовать в проведении санит-гигиенич и противоэпид мероприятий. 3)выполнять треб-я, постановления и предписания органов и учреждений, осуществляющих гос санит надзор. 4)использовать инф- ю, полученную в соответствии с настоящим Законом, на благо своего здоровья и здоровья людей5)заботиться о сост-и своего здоровья.6) заботиться о здоровье и гигиенич воспитании своих детей.

^ 7.Проф-ка. Медицинская проф-ка. Виды. ПРОФ-КА- комплекс гос, соц. И медиц.мероприятий, направл на сохр-е и укрепление здоровья граждан, воспит-е здорового молодого пок-я, увелич-е трудового долголетия.МЕД,ПРОФ-КА-комплекс меропр-ий, направл на устранение причин и условий, порождающих заб-е. Виды:1. первичная (радикальна) направлена на устран-е причин болезни путем улуч-я условий труда и быта: соц-эконом меропр-я гос-ва по оздоровлению образа жизни, окр среды, воспит-ю и др. 2. Вторичная проводиться среди внешне здоровых граждан с целью опред-я преморбидных сост-й у людей, имеющих повышенный риск разв-я болезни. Направлена на повыш-е резистентности орг-ма (леч.-проф пит-е, средства индив.защиты). Наиболее эффект метод –диспанцеризация. 3. Третичная (реабилитационная) направлена на предупрежд-е осложнений, рецидивов уже развившихся заб-й, перехода заб-й в хрон форму с целью реабилитации заболевших и сохранения трудоспособности.

^ 8. Факторы окр среды и здоровья. Фактор риска. Опр-е, класс-я. Окр среда- совок-ть всего того, что окружает человека в повседневной жизни и непосредственно или косвенно возд-ет на его здоровье и условия жизни. Факторы окруж среды- факторы, кот могут оказывать сложное и разнонаправленное вл-е на сост-е здоровья нас-я. Психофизич -взаимоотнош м/д людьми в коллективе, семье. Физ Ф: радиация, температура, влажность, скорость движ-я и давл-е воздуха, шум, вибрация, ИИ, освещенность, эл/м волны и др . Хим: хим эл-ты и соед-я, входящие в состав воздуха, воды, одежды и др. Биол: безвредные и вредные микроорг-мы, вирусы, глисты, грибки, разные животные и раст-я и продукты их жизнедеят-ти. Все факторы м.б. как прир, так и искус (антропогенно-техногенного) происх-я, чаще имеет место возд-е на чела совок-ти этих факторов. Измен-я в сост-и здоровья под возд-ем антропогенных факторов:1) повыш-е забол-ти и измен-е ее стр-ры:- аллерг заб-я-злокач опухоли- бол-ни крови.2) хронизация заб-я3) снижение иммунобиол реактивности орг-ма (пит-е, соц факторы)4) снижение репродукт ф-и 5) повыш-е мутации в челопопуляции ,6)сниж-е интеллект потенциала7) появл-е ранее не известных заб-й (синдром хронической усталости). Фактор риска- это фактор любой природы, кот при опред усл-ях может провоцировать или увеличивать риск разв-я наруш-й сост-я здоровья. Факторы риска оценивается путем сравн-я риска тех, кто подвергается потенциальному фактор риска с теми, кто не подвергается. Риск: добровольный, вынужденный, естеств, искусств, экзотич ( микроорг-мы, созданные генной инженерией), хронический, оправданный, неоправданный. Риск вредн влияния на здоровье-вероят-ть разв-я нежелат эфф-тов у нас-я при опред уровнях и продолжит-ти возд-я фактора окруж среды.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Похожие:

Гигиена iconКурс лф, пф общая гигиена 2012 (гигиена труда, организация здравоохранения)....
Как меняется функциональное состояние центральной нервной системы в процессе труда?
Гигиена iconВопросы промежуточной аттестации По дисциплине : «Гигиена и экология человека»
Предмет гигиены,ее цели и задачи. Гигиена как отрасль профилактической медицины
Гигиена iconВопросы к гос. Экзаменам по профилактической медицине (гигиена)
Гигиена окружающей среды в формировании заболеваемости детей и подростков. Гигиенические и медицинские аспекты оценки среды обитания...
Гигиена icon1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда
Труд, форма труда, труд физический и умственный, условия труда, напряженность труда, тяжесть труда, опасность труда, производительность...
Гигиена iconВоенная гигиена

Гигиена iconВоенная гигиена

Гигиена iconГигиена воды и питьевого водоснабжения
Комбинированное действие химических веществ в концентрациях, не превышающих пдк, характеризуется эффектами
Гигиена iconКвалификационные тесты по терапии социальная гигиена и организация здравоохранения
Из перечисленных специалистов право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность имеет
Гигиена iconТема семинара : «Гигиена в средние века»
Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким
Гигиена iconУльяновский государственный университет
Н 60 Гигиена детей и подростков: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей гигиене для студентов педиатрического...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница