Скачать 2.08 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» ДЕТСКАЯ КАРДИОРЕВМАТОЛОГИЯ Руководство для самостоятельной работы по дисциплине «Детские болезни» для студентов, обучающихся по специальности 060103 - Педиатрия Уфа - 2008 УДК 616.12-002.77-053.2 (07) ББК 55.5+57.3 я 7 М19 Детская кардиоревматология: Руководство для самостоятельной работы /Составители: проф. В.А.Малиевский, Э.Н.Ахмадеева.- Уфа, 2008.- 113 с. Руководство подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Детские болезни» (М., ГОУ ВУНМЦ, 2000 г.) на основании рабочей программы (2008), действующего учебного плана (2000 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103 – Педиатрия (2000 г.). Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по детским болезням в аудиторное и внеаудиторное время и содержит перечень знаний и умений, необходимых для формирования профессиональных компетенций, вопросы и задания для самоподготовки, аттестационные педагогические измерительные материалы, Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060103 – педиатрия. Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава». Рецензенты: Р.А.Ахметова, профессор кафедры педиатрии ИПО, доктор медицинских наук Р.Ф.Гатиятуллин, профессор кафедры госпитальной педиатрии, доктор медицинских наук Башкирский государственный медицинский университет, 2008 СОДЕРЖАНИЕ: Занятие 11. Неревматические кардиты. Кардиомиопатии. Сердечная недостаточность. 5 Занятие 12. Инфекционный эндокардит. Перикардиты. 23 Занятие 13. Вегетативные дистонии. Артериальная гипертензия 38 Занятие 14. Нарушения сердечного ритма. 52 Занятие 15. Ювенильные хронические артриты. 68 Занятие 16. Диффузные болезни соединительной ткани. Системные васкулиты. 83 ^ 1. Тема и ее актуальность. В последние годы существенно возрос интерес педиатров к болезням миокарда, в том числе к неревматическим кардитам и кардиомиопатиям, что обусловлено изменением представлений о сущности заболевания, внедрением новых диагностических методик, отсутствием общепринятых критериев диагностики. Наряду с острым началом и типичной клинической картиной встречается малосимптомное течение с внезапной сердечной недостаточностью через несколько месяцев и лет от начала заболевания. По мнению ряда авторов (Н.А.Белоконь, 1984) миокардит, начавшийся в детском возрасте, трансформируется в кардиомиопатии у взрослых. Нередко за миокардит принимается вегето - сосудистая дистония, в том числе с нарушением ритма. Таким образом, часты случаи гипо - и гипердиагностики неревматических кардитов. Сердечная недостаточность относится к наиболее частым и очень грозным осложнениям, наблюдающимся при заболеваниях сердечно - сосудистой системы (в том числе при неревматических кардитах), врожденных пороках сердца. Она является основной причиной инвалидизации и смертности при врожденных и приобретенных пороках сердца, кардиомиопатиях. В последние годы получены новые данные о патогенезе сердечной недостаточности, расширился арсенал фармакологических средств, применяющихся для ее лечения и профилактики. ^ Учебные цели: - овладение алгоритмом постановки предварительного диагноза, составления плана дальнейшего обследования с участием других специалистов - педиатров для детей с неревматическими кардитами, - овладение алгоритмом постановки предварительного диагноза острой и хронической сердечной недостаточности, составления плана дальнейшего обследования с участием других специалистов - педиатров, а также диагностики и оказания экстренной врачебной помощи детям на догоспитальном и госпитальном этапах и определение тактики оказания дальнейшей медицинской помощи при обмороке, коллапсе, острой сердечной недостаточности (левожелудочковая, правожелудочковая). ^ - анатомию и физиологию сердечно - сосудистой системы; - возрастные особенности; - методику исследования; - методику проведения, анализа и интерпретации ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ, рентгенографии сердца; - клиническую фармакологию кардиотонических и диуретических препаратов, периферических вазодилататоров, глюкокортикостероидных и нестероидных противовоспалительных препаратов; - клиническую картину и инструментальную диагностику острой ревматической лихорадки, врожденных и приобретенных пороков сердца. ^ - собрать анамнез, провести объективное обследование по органам и системам; - назначить план дополнительного обследования; - оценить результаты клинических и лабораторно – инструментальных данных; - сформулировать диагноз в соответствии с современной классификацией; - назначить лечение; - рекомендовать профилактические мероприятия. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: 3.1. Вопросы для самоподготовки:
^ : 3.2.1. Классификация неревматических кардитов у детей:
3.2.2. Признаки и стадии сердечной недостаточности при неревматических кардитах у детей:
3.2.3. Выпишите рецепты на препараты для лечения неревматических кардитов и сердечной недостаточности (ортофен в таблетках, ибупрофен, найз в таблетках и суспензии, преднизолон в таблетках, дигоксин в таблетках и ампулах, строфантин, коргликон, лазикс, фуросемид, гипотиазид, верошпирон, капотен, панангин, аспаркам). ^ практическое занятие. 5. Продолжительность занятия: 6 часов. 6. Оснащение: 6.1. Дидактический материал и оборудование: мультимедийный атлас и ситуационные задачи, . 6.2. Компьютерный класс РДКБ: тестирование (t-Tester/Выбрать группу/Выбрать студента/Раздел/Начать тестирование), мультимедийный атлас для практических занятий (Диск С/6 курс/Кардиоревматология), мультимедийные презентации лекций (Диск С/6 курс/ Кардиоревматология). ^ 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).
^
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7.3. Демонстрация преподавателем практических приемов по данной теме. 7.4. Аудиторная работа самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:
|
![]() | Силлабус по дисциплине Силлабус составлен на основании Типовой программы по дисциплине «Детские болезни» для специальности 051301 «Общая медицина», утвержденной... | ![]() | Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной... Согласно требований фгос нпо и плана учебного процесса обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем... |
![]() | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине... Методические указания подготовлены в соответствии с программой дисциплины "Кооперация и агропромышленная интеграция в апк". Рекомендованы... | ![]() | Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы права» Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы права» (составитель ст преподаватель Н. У. Сариева... |
![]() | Северский технологический институт Руководство предназначено для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов инженерных специальностей вуза по... | ![]() | Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «уголовный процесс» Успешное выполнение контрольной работы демонстрирует уровень самостоятельной подготовки бакалавра по дисциплине уголовно-процессуальное... |
![]() | Перечень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Криминология» | ![]() | Перечень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Криминология» |
![]() | Программа по специальности «Детские инфекции» Понятие об инфекционной болезни. Общая характеристика инфекционной болезни. Основные периоды инфекционного заболевания, их инфекционно-патогенетические... | ![]() | Методические указания к практическим занятиям По дисциплине: Бухгалтерский... Целью практических заданий является закрепление теоретических знаний и навыков самостоятельной работы, полученных в процессе обучения... |