Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами»


Скачать 192.19 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами»
Дата публикации03.04.2013
Размер192.19 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Медицина > Методические рекомендации


ГОУ ВПО « Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра кожных и венерических болезней с курсом ПО

Методические рекомендации

для преподавателей

к практическому занятию
Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами»

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола ____4________

«…10.» _______октября_______2007 г.

Зав. кафедрой кожных и венерических болезней

с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМА

д.м.н., проф. Прохоренков В.И.

Составитель: асс. Гасич Н.А.


Красноярск

2007
1. Тема занятия: «Клинико- лабораторное обследование детей с дерматозами»


2. Форма организации учебного процесса - практическое занятие.

^ 3. Значение темы.

Значение данной темы велико в силу высокой информированности о клинико-лабораторных изменениях в организме и коже в периоде новорожденности. Физиологические и переходные состояния и патологические процессы в коже в неонатальный период. Изучение вспомогательных методов обследования детей при хронических дерматозах.

^ 4. Цель обучения:
4.1. Общая цель.

- подготовить специалистов со знанием методов клинического и лабораторного обследования детей с дерматозами

Совершенствовать знание врачей – специфичности клинико-лабораторных изменений и необычностью клинических проявлений у детей, известных и у взрослых.

^ 4.2. Учебная цель. На основании теоретических и практических умений и обучающийся к концу занятия должен:

- уметь изложить основные задачи дерматолога при обследовании детей первого года жизни

- знать основные и вспомогательные методы и методики исследований при обследовании детей грудного возраста

- знать основные симптомы дерматозов и возрастную динамику клинико-лабораторных изменений на первом году жизни

- знать об изменениях кожи и клинико-лабораторных показателей в период новорожденности, выделяя при этом физиологические состояния

- дать понятие о гормональном кризе, акне новорожденных, младенческом себорейном дерматите, о тяжелых заболеваниях кожи, которые могут протекать с молниеносной динамикой, связанные с индукцией, иммунными нарушениями или генетическими дефектами

^ 4.3. Психолого-педагогическая цель

Соблюдение правил биомедицинского этики и деонтологии при работе с больными детьми и их родителями, владение навыками консультирования данных больных.

^ 5. Место проведения практических занятий.

Учебная комната, стационар Красноярского Краевого кожно-венерологического диспансера .В аудитории №3 обучающиеся работают с ноутбуком, на котором демонстрируются фотографии больных детей по теме (электронный атлас кафедры). В аудитории №1 обучающиеся изучают клинические формы дерматозов у детей на муляжах. В аудитории №4 обучающиеся при помощи телемедицинских технологий изучают гистологические препараты кожи больных детей с данной патологией.

^ 6.Оснащение занятия:

Компьютерная презентация, Электронный атлас кафедры, атласы по специальности, муляжи по теме занятия, фотоальбом (с фотографиями детей больных хроническими дерматозами), клинико-лабораторные показатели детского возраста
^ 7. Структура содержания темы.




п/п

Этэ

Продол

(мин)

Содержание этапа и оснащенность

1.

Организация занятий


5

Проверка посещаемости

2.

Формулировка темы и цели


10

Преподаватель объявляет тема и её актуальность, цели занятия (Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами. Лабораторные показатели у детей различных возрастов)

3.

Контроль исходного уровня знаний, умений

20

Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи

4.

Раскрытие учено-целевых вопросов

10

Инструктаж обучающихся преподавателей (ориентировочная основа деятельности)

5.

Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль)

155

Работа

а) с больным, с наглядным материалом (при отсутствии достаточного набора больных)

б) с историями болезни

в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию, интерпретации лабораторных и дополнительных методов обследования, выписке рецептов; представление больных преподавателю; разбор больных с активным участием группы по типу клинической конференции.

6.

Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия

20

Тесты по теме, ситуационные и нетиповые задачи

7.

Задание на дом (на следующее занятие)

5

Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т. д.)

Всего

225









п/п

Этапы практического занятия

Продолжительность

(мин)

Содержание этапа и оснащенность

1.

Организация занятий


5

Проверка посещаемости

2.

Формулировка темы и цели


10

Преподаватель объявляет тема и её актуальность, цели занятия (Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами. Оценка отклонений показателей степени активности процесса при различных дерматозах)

3.

Контроль исходного уровня знаний, умений

20

Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи

4.

Раскрытие учено-целевых вопросов

10

Инструктаж обучающихся преподавателей (ориентировочная основа деятельности)

5.

Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль)

155

Работа

а) с больным, с наглядным материалом (при отсутствии достаточного набора больных)

б) с историями болезни

в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию, интерпретации лабораторных и дополнительных методов обследования, выписке рецептов; представление больных преподавателю; разбор больных с активным участием группы по типу клинической конференции.

6.

Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия

20

Тесты по теме, ситуационные и нетиповые задачи

7.

Задание на дом (на следующее занятие)

5

Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т. д.)

всего

225









п/п

Этапы практического занятия

Продолжительность

(мин)

Содержание этапа и оснащенность

1.

Организация занятий


5

Проверка посещаемости

2.

Формулировка темы и цели


10

Преподаватель объявляет тема и её актуальность, цели занятия (Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами. Физиологические константы организма ребенка)

3.

Контроль исходного уровня знаний, умений

15

Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи

4.

Раскрытие учено-целевых вопросов

10

Инструктаж обучающихся преподавателей (ориентировочная основа деятельности)

5.

Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль)

120

Работа

а) с больным, с наглядным материалом (при отсутствии достаточного набора больных)

б) с историями болезни

в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию, интерпретации лабораторных и дополнительных методов обследования, выписке рецептов; представление больных преподавателю; разбор больных с активным участием группы по типу клинической конференции.

6.

Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия

15

Тесты по теме, ситуационные и нетиповые задачи

7.

Задание на дом (на следующее занятие)

5

Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т. д.)

всего


180






^ 8. Аннотация (краткое содержание) темы:

У детей первого года жизни различные поражения кожи обнаруживаются чаще, чем в других возрастных группах. Патология кожи в этот период отмечается специфичностью клинических проявлений дерматозов, известных у взрослых, но манифестирующих по другому.

Задачей дерматологов при обследовании детей первого года жизни оптимально анализировать диагностические признаки и решения. При диагностике дерматозов у детей грудного возраста используют основные и вспомогательные методы обследования

  • Осмотр и клинико-морфологический анализ высыпных элементов

  • Диагностические тесты для выявления заболевания

  • Проба на потоотделение

  • Осмотр под лучами - лампа Вуда

Сбор анамнеза:

  • Опрос родственников и ухаживающих

  • Обследование кровных родственников и ухаживающих

  • Микроскопия и культурология

  • Комплекс серологических реакций

  • Рентгенологическое исследование костей

Дополнительные методы исследования

  • Гистологическое исследование биоптата

  • Цитологический исследование отпечатков

  • Геммограма

  • Анализ мочи, кала (копрология, гельминты, исследования на дисбактериоз)

  • Биохимическое исследование крови

  • Иммунограмма (Ig A, Ig G, Ig E, ЦИК)

  • Определение чувствительности флоры

Вспомогательные методы исследования:

  • Проба Бальзера – применяется при диагностики отрубевидного лишая. Проводится с помощью 2% раствора йода, нанесенного на разрыхленный роговой слой.в случае лейколермы (после УФО) может быть отрецательный.

  • Проба с актинолизатом при актиномикозе

  • Проба с папирусной бумагой при жирной сиборее. Жирные пятна остаются на бумаге спустя более 1-2 часа.

  • Проба с гистамином при лепре. В области лепроматозных пятен после прикладывания горчичников нет эритемы (очень ценная)

  • Проба с йодитом калия при лепре. Лепромы краснеют, эритема держится дольше, чем на здоровой коже.

  • Проба с суховоздушной ванной при лепре. Высыпания при лепре с «мраморностью кожи». При нагревании «мраморность» у здоровых исчезает, а при лепре , в силу пареза сосудов, «мраморность» увеличивается.

  • Проба с УФО при лепре . на лепроматозный участок действуют УФО: окраска пятен не меняется, а здоровая кожа дает эритему (загар).

^ Лабораторные исследования и диагностики:

  • аллергический тест in vivo (кожные пробы, аппликации, скарификационные, интрадермальные, интранозальные )

In vitro реакция агломерации лейкоцитов, показать повреждение нейтрофилов по Фраткину

  • Тест дегрануляции нейтрофилов по Schellay Paguo аллергосорбент – РАСТ с указание и определением кожных тестов

  • Бактериоскопическое и бактериологическое (посевы) исследования патологического материала взятого с поврежденных участков кожи, уретры, вульвы, прямой кишки для диагностики ИПП и венерических болезней

  • Серологические реакции классические и новейшие (ПЦР, РПГА) использующиеся для диагностики приобретённого и врожденного сифилиса у детей

Современные гистоморфологические исследования и прививки животным, используемые при хронических дерматозах

  • Цитологическая диагностика на современном этапе при остром и хронических дерматитах (при пузырьковом лишае, опоясывающим лишае).

  • Электронно-микроскопическое исследование для диагностики редких дерматозов

Метод определения чувствительности гноя к антибиотикам при пиодермитах и венерических заболеваниях.

9. вопросы для самоподготовки:

1. Основные задачи дерматолога при обследовании детей первого года жизни

2. Основные и вспомогательные методы при обследовании детей грудного возраста

3. Основные клинико-лабораторные показатели и возрастная динамика патологического процесса на первом году жизни

4. Дать характеристику о лабораторных показателях и изменениях кожи в период новорожденности.
^ 10. Тестовый контроль по теме «Клинико - лабораторное обследование детей с дерматозами»

1. Кожа новорожденного содержит:

а. много воды

б. много сахара

в. много холестерина

г. много белка

д. много железа
2. Кожа новорожденного имеет окраску:

а. оранжевую

б. синюю

в. зеленую

г. бледно - цианотичную

д. черную
3. Кожа новорожденного может быть покрыта:

а. творожистой смазкой

б. роговым панцирем

в. обилием чешуйка - корок

г. плотносидящим творожистым белым налетом

д. плотносидящими серыми пленками на гениталиях
4. Vemix caseosa сильно выражена:

а. на волосистой части головы, лице и естественных складках

б. на гениталиях

в. области ануса

г. на ладонях и подошвах

д. в области пупка
5. Vemix caseosa состоит:

а. из жиров богатых холестерином, гликогеном, элеидином.

б. из белка

в. из микробов (стафилококка, стрептококка)

г. хламидий и трихомонад

д. из протопорфирина
6. Пушковые волосы типа lanugo бывают:

а. У новорожденных первой недели жизни особенно не доношенных

б. у детей 3 месячного возраста

в. у детей 6 месячного возраста

г. у годовалых детей

д. у детей 2 лет
7. Волосы на голове новорожденного ребенка:

а. мягкие

б. жесткие

в. постоянные

г. очень длинные

д. постоянно выпадают
8. Ногти доношенных новорожденных:

а. не доходят до конца пальцев

б. доходят до конца пальцев

в. синюшные

г. растрескавшиеся

д. под ногтевой гиперкератоз
9. Ногти недоношенного ребенка:

а. могут отсутствовать при выраженной степени недоношенности

б. черные

в. коричневые

г. синие

д. растрескавшиеся
10. У недоношенных детей ногти бывают:

а. на руках и ногах не доходят до конца пальцев

б. белого цвета пятнистостью

в. серые, ломкие

г. растрескавшиеся свободные края

д. утолщенные
11. Физиологическая желтуха новорожденных проявляется:

а. в конце 11-й недели жизни

б. на 2-3- й день жизни исчезая к 7-10 дню

в. к концу периода новорожденности (21 дню)

г. интенсивно по всей коже и слизистых до 1 месяца

д. очень интенсивная на склерах и коже лица на III неделе жизни
12. Физиологическая желтуха новорожденного:

а. максимально выражен на 2-3 неделе

б. обусловлена повышением уровня билирубина в крови

в. обусловлена повышением уровень билирубина в результате гепатита

г. обусловлена повышением трансаминазы крови

д. в результате повышенного С- реактивного белка
13. Телеангиэктазии у детей бывают:

а. в результате расширенных капилляров кожи (лба, область затылка, век, бровей)

б. это сосудистые невусы не исчезающие при надавливании

в. это кровоизлияние в кожу

г. это кефалогематома

д. это ливедо не требующее лечения
14. Синие (монгольские пятна) это:

а. врожденные пигментные пятна часто встречающиеся у новорожденных негров в пояснично - крестцовой области

б. резко возвышаются над кожей

в. исчезают при надавливании

г. локализуются на подошвах и ладонях

д. обусловлены скопление в подкожно - жировой клетчатке
15. Преходящие отеки возникают:

а. в первые дни жизни нарожденных от с давления внутриутробно

б. при заболеваниях почек и сердца

в. в результате болезней печени

г. это заболевание периода новорожденности

д. лечатся антибиотиками
16. Лимфангиэктический отек новорожденных:

а. обусловлен застоем лимфы в кожи и разрастанием лимфатических капилляров

б. это врожденная слоновость

в. тестообразный отек кожи живота ягодиц и бедер

г. самостоятельно не исчезает

д. хирургическое лечение не эффективно, показан массаж и бинтование
17. Токсическая эритема новорожденного:

а. появляется на 2-4 день жизни на туловище и коже лица

б. на ладонях и подошвах

в. проявляется в конце периода новорожденности

г. это митигированная форма кори

д. это разновидность скарлатина
18. Токсическая эритема новорожденных и ее клинические проявления:

а. связанная с токсикозами беременных, приемом лекарств, пищевых аллергенов и эндокринопатиями

б. возникает вследствие гиперчувствительности немедленного типа

в. протекает с лимфопенией и снижение иммуноглобулином А, М, G

г. встречается в виде острой и хронических форм

д. связанна со злоупотреблением кормящей матерью цитрусовых, красной рыбы и шоколада
19. К болезням кожи новорожденных относят:

а. физиологический катар кожи (держится 2-3 дня)

б. щетинку

в. сальный ихтиоз

г. desquamatio lamellosa (пластинчатое шелушение)

д. омфалит
20. К переходным изменениям кожи новорожденных относят:

а. гормональный половой криз

б. везикулопустулез

в. псевдофурункулез Фингера

г. пиококковый пемфигус

д. эксфолиативный дерматит Риттера
21. Нагрубание молочных желез возникает:

а. только у девочек

б. только у мальчиков

в. на 3-7 день жизни виде опухали величиной вишню

г. это мастит новорожденного

д. эффективен массаж и выдавливания молозива из желез
22. Десквамативный вульвовагинит периода новорожденности это:

а. аменорея девочки

б. хламидийная инфекция

в. обильные слизисто - кровянистые вагинальные выделения в первые дни жизни

г. проявление сепсиса или злокачественной опухоли гениталий

д. проявления геморрагического васкулита
23. Гидроцеле новорожденного это:

а. опухание мошонки вследствие скопления жидкости вокруг семенного канатика

б. это гонорея мальчика

в. это хламидийно - уреплазменная инфекция

г. значительных размеров опухоль держится несколько лет

д. разрешается только хирургическим путем
24. Сальные кисты (Miela):

а. появляются в периоде новорожденности на коже лица, вследствие застоя секрета сальных желез

б. это акне новорожденных

в. это опухоли сальных желез

г. оперативному вмешательству

д. лечатся кортикостероидными мазями
Эталоны ответов:

1а, 2г, 3 а, 4а, 5а, 6а, 7а, 8б, 9а, 10а, 11б, 12б, 13а, 14а, 15а, 16а, 17а, 18а, 19д, 20а,21в, 22в, 23а, 24а.
^ 11. Ситуационные задачи:

Задача №1

На прием к врачу обратилась мать с ребенком 8 лет, с жалобами на высыпания на коже тыла кистей и лице. Иногда беспокоит незначительный зуд.

ИЗ АНАМНЕЗА: первые высыпания на коже рук появились три месяца назад. Сначала это были единичные элементы, затем их становилось больше, а недавно мама заметила высыпания на лице. Из перенесенных заболеваний, со слов матери, частые респираторные заболевания.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС. На коже тыла кистей, подбородка, правой щеки и на красной кайме губ имеются телесного цвета, безболезненные, возвышающиеся над уровнем кожи воспалительные узелки размером от 0,1 до 0,3 см в диаметре, с плоской поверхностью.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование.

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий.

Задача №2

На прием к врачу обратилась мать с девочкой 4 лет, с жалобами на высыпания на коже живота и рук. Субъективных жалоб не предъявляет.

ИЗ АНАМНЕЗА: впервые эти высыпания мама заметила три недели назад, их количество постоянно увеличивалось. Пробовали лечиться самостоятельно, смазывая элементы бриллиантовой зеленью – результатов данное лечение не дало. Подобные высыпания имеются еще у нескольких детей, посещавших ту же группу в детском учреждении.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС. На коже рук и живота расположены до двух десятков узелков – плотных, цвета нормальной кожи с перламутровым оттенком, размером от 0,1 до 0,5 см в диаметре, полушаровидной формы с кратерообразным вдавлением в центре. При надавливании пинцетом из узелка выделяется кашицеобразная масса.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Наметьте план лечебно-профилактических мероприятий.

Рекомендации больному после клинического выздоровления.
Задача №3

На прием к врачу обратилась больная 10 лет, с жалобами на появление высыпаний на коже туловища, верхних и нижних конечностей, сопровождающиеся зудом. Кроме того, больную беспокоят - недомогания, озноб, затруднение дыхания.

ИЗ АНАМНЕЗА: заболевание началось внезапно с появления сыпи на туловище, сопровождающейся зудом. Отдельные элементы исчезали, новые появлялись. Предполагает, что это следствие приема антибиотиков. Сопутствующие заболевания - хронический колит.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС. Процесс носит распространенный характер, локализуется на коже конечностей и туловища. Представлен уртикарными элементами различной величины и формы, возвышающимися над уровнем кожи, розово-красного цвета, на отдельных участках элементы сливаются. Губы отечны. Дермографизм стойкий, красный, разлитой, возвышающиеся над поверхностью кожи.

ВОПРОСЫ:

1. Ваш предположительный диагноз и его обоснование.

2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данной больной?

3. Наметьте план лечебных мероприятий.

4. Выпишите рецепты лекарственных препаратов для данной больной.

5. Рекомендации больной после клинического выздоровления.
Задача №4

При медицинском профилактическом осмотре ПТУ выявлен больной 15 лет с наличием белых, депигментированных пятен на коже живота, ягодиц, внутренней поверхности бедер, половых органах и области стоп без признаков воспаления кожи.

ИЗ АНАМНЕЗА: Заболел впервые. Белые пятна появились после усиленного загара летом на озере Шира. Вначале появилось депигментированное пятно на коже бедра d 2 см. Через одну неделю резко в процесс вовлекалась кожа живота, спины, ягодиц, половых органов, без субъективных ощущений. Болеет хроническим холецистохолангитом. Год назад перенес гепатит В, аппендэктомию (флегмонозный аппендицит с тазовым перитонитом).

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС. На коже спины, живота, ягодиц, внутренней поверхности бедер, половых органах и стоп на загоревшей коже резко контурируют белые депигментированные пятна округлой и овальной формы величиной от 2 до 10 см без признаков воспаления кожи. Справа на боковой поверхности шеи невус Сеттона.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз.

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать?

  3. Какие дополнительные исследования провести?

  4. Современные методы лечения.


Эталоны ответов к задаче №1:

  1. Плоские бородавки.

  2. Вульгарные бородавки, верруциформная эпидермодисплазия Левандовского-Лютца, контагиозный моллюск.

  3. Возможен спонтанный регресс. Гипнотерапия. Деструктивные методы.


Эталоны ответов к задаче №2:

  1. Контагиозный моллюск.

  2. Вульгарные бородавки, плоские бородавки, верруциформная эпидермодисплазия Левандовского-Лютца.

  3. Механическое удаление. Работа в эпидочаге.


Эталоны ответов к задаче№3:

  1. Острая крапивница (медикаментозная токсикодермия).

  2. Дерматит Дюринга.

  3. Исключить прием антибиотиков. Гипосенсибилизирующие препараты. ГКС системные. Сорбенты. Гипоаллергическая диета.

  4. Исключить прием антибиотиков. Консультация аллерголога для исследования панели аллергенов. Гипоаллергическое питание.


Эталоны ответов к задаче №4:

  1. Витилиго.

  2. Отрубевидный лишай.

  3. Консультация эндокринолога, невропатолога.

  4. Лечение выявленной патологии эндокринологом, невропатологом.

ПУВА - СФТ - терапия. Биостимуляторы. Периферические гемокинаторы. Витамины гр. В, РР. Препараты меди, цинка. Местно (в дебюте) иммунодепрессанты, затем мелагенин, витекс, маскирующие средства, фотозащитные средства.

^ 12. Рекомендации по УИР курсантов

Список по УИР курсантов, предлагаемый кафедрой

1.Особенности клинико-лабораторных показателей у детей, страдающих дерматозами.

2. клинико-лабораторные показатели больных эпидермической стафилококковой пузырчаткой новорожденных.

3.Диагностические феномены и пробы.

4.ПЦР-диагностика у детей, страдающих ИППП.

5.Разновидности мастоцитоза.
^ 13. Перечень практических умений:

На основании теоретических и практических умений и обучающийся к концу занятия должен знать:

  1. о клинике дерматозов и их связи с заболеваниями внутренних органов

  2. морфологических (первичных и вторичных)элементов на коже больного, видимых у больного

  3. о сущности осмотра у больного ребёнка с дерматозов, этапности его проведения , результатах, полученных при разных групповых дерматозах

  4. о значимости пальпации с получением сведений об эластичности и тонусе кожи

  5. о дополнительных методах исследования при дерматозах у детей: поскабливание (гратажже)

  6. о пробах и феноменах, используемых в детской дерматологии (феномен Кёбнера, феномен Ауспица и др.)




  1. Список литературы по теме занятия:

-основная:

1.Романенко И. М., Кулага, В. В., Афонин, С. Л. Лечение кожных и венерических болезней: Руководство для врачей. 1 том- 904 с., 2 т-Москва: 2006,888 с.

2.Бутов Ю. С. Кожные болезни и инфекции, передающиеся половым путем: Учебное пособие. Москва, 2002, 399с.

3.Кожные и венерические болезни. Под ред. Скрипкина Ю. К. и Мордовцева В. Н Руководство для врачей. - 2-е изд.,перераб.и доп, 1т- 878 с., 2т. Москва , 1999, 878 с.

4.Мордовцев В. Н., Мордовцева Вероника В., Мордовцева Валерия В. - Наследственные болезни и пороки развития кожи: Клиника. Морфология. Лечение: Атлас, Москва, 2004, 174 с.

5.Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций, передаваемых половым путем. Руководство для практикующих врачей / А.А.Кубанова, В.И. Кисина, Л.А. Блатун, А.М.Вавилов и др.; под общ. ред. А.А. Кубановой, В.И. Кисиной. Москва 2005, 882 с.

дополнительная:

1.Скрипкин Ю. К., Кубанова А.А., Прохоренков В. И., Селисский Г. Д. и Федоров С. М. Дерматологическая синдромология; Колл. авт. Красноярская медицинская академия. Москва-Красноярск 1998, 280 с.

2.Фицпатрик Т., Джонсон Р., Вулф К., Полано М., Сюрмонд Д. Дерматология. Атлас – справочник. Москва, 2000, 1088 с.

3.Затурофф М. Симптомы внутренних болезней. Цветной атлас. Москва, 2003, 436 с.

4.Элинор Е. Сан. Дерматология. Москва - С-Пб, 2001, 272 с

-учебно-методические пособия.

1 .Наружная терапия в лечении дерматологических больных». Прохоренков В.И., Яковлева Т.А. Красноярск ООО «Версо» 2005 г.

2. «Инфекционные и паразитарные болезни кожи». Прохоренков В. И., Яковлева Т.А.

Красноярск ООО «Версо» 2006 г.

3.Практические знания и умения по кожным и венерическим болезням. Прохоренков В.И. и соавт. Красноярск «Версо» 2006 г.


Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию тема: «протозоонозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию тема: «Фузоспириллез»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию тема: «Зудящие дерматозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию тема: «Инфекционные эритемы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию тема: «Пузырные дерматозы»
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методические рекомендации для преподавателей к практическому занятию Тема: «Клинико-лабораторное обследование детей с дерматозами» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница