2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи


Название2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи
страница1/55
Дата публикации04.04.2013
Размер11.9 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55
«РУКОВОДСТВО ПО СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

2007

ГЛАВА 1

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЛУЖБЫ СМП В РОССИИ

Тысячелетиями человечество накапливало опыт оказания срочной помощи людям, внезапно заболевшим, либо пострадавшим от несчастных случаев в быту, на производстве, в бесчисленных войнах и катастрофах, прежде чем осознать необходимость организации СМП в современных её формах.

В России первые станции СМП были открыты в Москве 28 апреля 1898 года при Сущёвском и Сретенском полицейских участках. Они были оснащены одной каретой с укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. На каждой такой карете работал врач, фельдшер и санитар. Начиналось дежурство в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день. В первом отчете о двухмесячной работе двух станций СМП указано, что они осуществили 82 вызова и 12 перевозок, на что было затрачено 64 часа 32 минуты.

В мае 1908 года по предложению профессора Московского университета П.И.Дьякова состоялось учредительное собрание Добровольного общества СМП с привлечением частного капитала. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Так началась история развития современной службы СМП в России.

В настоящий момент СМП в РФ - это социально значимая служба и один из самых массовых видов медицинской помощи. Служба СМП является частью первичного звена системы здравоохранения и представлена учреждениями (станциями, отделениями, больницами, институтами СМП), организуемыми органами власти субъектов РФ для оказания экстренной медицинской помощи взрослому и детскому населению при неотложных состояниях на догоспитальном этапе силами выездных бригад СМП вне зависимости от места происшествия (заболевания).

Следует отметить, что служба СМП в России ориентирована не только на простую транспортировку больного до стационара и поддержание жизненных функций, но и на комплексное и эффективное оказание помощи в неотложных ситуациях на догоспитальном этапе.

В РФ оказание СМП осуществляется 3268 станциями и отделениями СМП и 47 больницами скорой помощи мощностью 27 915 коек. Основными ресурсами СМП являются: 12 490 общепрофильных бригад (30% общего количества бригад), 5380 специализированных бригад (13%), 1873 бригады интенсивной терапии (3%) и 22 233 фельдшерские бригады (53%).

По состоянию на середину 2006 года в службе СМП работают 18 000 врачей и 90 000 фельдшеров. Укомплектованность службы врачами и фельдшерами составляет соответственно 88,3% и 96,9%.

За последние 10 лет число вызовов СМП увеличилось на 30%. В 2004 году в России было произведено около 50 млн. вызовов, обслужено 52,5 млн. граждан, госпитализировано более 8 млн. человек.

В структуре вызовов (по материалам станции СМП г.Екатеринбурга) стабильным остаётся соотношение выездов:

внезапные заболевания (71,6-72,9%),

несчастные случаи и травмы (9,4-9,7%),

перевозки (10,7%),

вызовы на квартиры (88,2-89,4%),

вызовы на улицу (4,2-5,6%),

вызовы к детям (11,6-12,3%).

Среди нозологических форм неизменно наиболее высокий удельный вес (как в пределах области, так и в городе) занимают вызовы к больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями (18,4%) и с острой неврологической патологией (13,3%).

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Неотложное состояние - внезапно возникшее патологическое изменение функций организма человека, угрожающее его жизни, здоровью или окружающим его лицам. Неотложные состояния классифицируются следующим образом:

- состояния, угрожающие жизни - патологические состояния, характеризующиеся нарушением жизненно важных функций (кровообращения и дыхания)

- состояния, угрожающие здоровью - патологические состояния с высоким риском развития нарушений жизненно важных функций или способные вызвать стойкие нарушения здоровья, которые могут наступить при отсутствии медицинской помощи в ближайшее время

- состояния, требующие срочного медицинского вмешательства в интересах окружающих лиц в связи с поведением больного.

Особым видом неотложных состояний считают роды. По сути, роды - физиологический акт, они могут быть разрешены без неотложного медицинского вмешательства. Вместе с тем из-за определённого риска осложнений, в том числе угрожающих жизни, необходимо отнести роды к неотложным состояниям и включить в сферу оказания СМП. Именно такой подход законодательно закреплён Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

Основные причины неотложных состояний:

- острые заболевания

- обострения хронических заболеваний

- травмы

- отравления.

СМП (экстренная медицинская помощь) как вид медицинской помощи - комплекс осуществляемых безотлагательно лечебно-диагностических и тактических мероприятий, направленных на устранение внезапно возникшего патологического состояния, угрожающего жизни и здоровью человека (неотложного состояния) или окружающим его лицам на всех этапах лечения.

СМП как система - совокупность нормативов, структур и механизмов взаимодействия, обеспечивающих оказание СМП, её научное и методическое обеспечение и подготовку кадров. Определение СМП как системы имеет более широкое толкование, характеризующее все её компоненты, т.е. термин «система СМП» подразумевает и оказание экстренной медицинской помощи на всех её этапах, и научно-методическое обеспечение, и подготовку специалистов, а потому включает наряду со службами СМП (станциями, отделениями) и больницами СМП, специализированные научно-исследовательские институты (научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И.Джанелидзе), центры подготовки специалистов СМП и центры медицины катастроф.

Больница СМП - лечебно-профилактическое учреждение стационарного типа, имеющее в своём составе отделение СМП.

Служба СМП взаимодействует со стационарами различного типа, оказывающими экстренную медицинскую помощь. Пациенты могут доставляться бригадами СМП в муниципальные, районные, областные (краевые, республиканские) больницы, институты скорой помощи и специализированные научно-практические учреждения.

Догоспитальный этап СМП - оказание экстренной медицинской помощи вне лечебного учреждения.

Основные принципы оказания СМП:

- безотлагательный характер оказания СМП, обусловленный нарушением жизненно важных функций у больного (пострадавшего) или высоким риском их развития вследствие быстрого прогрессирования патологического состояния при отсутствии адекватного лечебного пособия

- безотказный характер оказания СМП при неотложных состояниях, когда каждый гражданин вне зависимости от социальных, национальных, культурно-религиозных и иных особенностей, обратившийся в службу СМП и нуждающийся в срочном медицинском вмешательстве, имеет право на получение бесплатной экстренной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, однако, пациент имеет право отказаться от медицинской помощи

- бесплатный характер получения СМП при неотложных состояниях, когда государственное регулирование предполагает ответственность органов исполнительной власти за организацию бесперебойного оказания СМП.

Объём СМП - совокупность безотлагательных лечебно-диагностических мероприятий, направленных на устранение неотложного состояния. В зависимости от условий оказания помощи, обусловленных этапом её оказания, наличия специального медицинского оснащения и кадров, помощь может оказываться в следующих объёмах:

- первая помощь в виде самопомощи и взаимопомощи

- медицинская помощь - помощь, оказываемая медицинскими работниками

- первая медицинская помощь - помощь, оказываемая медицинским работником при отсутствии условий для оказания квалифицированной помощи

- квалифицированная медицинская помощь - достаточная медицинская помощь, оказываемая медицинским работником, имеющим базовое образование по необходимому профилю, в соответствующих условиях и с применением соответствующего оборудования

- специализированная медицинская помощь - исчерпывающая медицинская помощь, оказываемая врачом, имеющим дополнительное образование (помимо базового), в соответствующих условиях и с использованием соответствующего оборудования. Обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) СМП по медицинским показаниями осуществляют лечебно-профилактическими учреждения субъекта РФ.

Перечень минимально необходимых лечебно-диагностических мероприятий каждого из объёмов экстренной медицинской помощи регламентирован соответствующими стандартами (протоколами).

В зависимости от оперативной обстановки объём оказания СМП может быть неполным, что определяется соответствующими нормативными документами.

Алгоритм экстренной медицинской помощи - последовательность необходимых лечебно-диагностических мероприятий в типичных клинических ситуациях, соответствующий этапу и объёму оказания экстренной медицинской помощи.

Тактика экстренной медицинской помощи - средства и методы, применяемые для своевременного и эффективного оказания экстренной медицинской помощи на всех её этапах. На догоспитальном этапе правильный выбор тактики позволяет в каждом отдельном случае с учётом конкретной обстановки обеспечить наиболее верное достижение цели:

  • своевременность и эффективность оказания экстренной медицинской помощи

  • безопасность транспортировки в стационар

  • преемственность наблюдения и лечения больного на дому

В отличие от других служб, в здравоохранении, где лечебно-диагностический процесс основан на этапности его оказания (диагностика, а затем тактика ведения), в условиях оказания СМП тактика приобретает первостепенное значение. Это связано со специфичностью службы, условиями, когда провести диагностику затруднительно (катастрофы, криминальные обстоятельства), отсутствует возможность получить информацию о больном и его болезни (оказание помощи на улице и др.). Тактика СМП должна включать и превентивный компонент - предупреждение возможных жизнеопасных состояний и других критических ситуаций, обеспечивать безопасность, как для больного, так и для окружающих лиц и медицинского персонала.

^ РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ СМП

Служба СМП функционирует в режиме повседневной работы и в режиме чрезвычайных ситуаций.

Служба СМП в режиме повседневной работы выполняет следующие основные задачи:

  • организация и оказание скорой и неотложной медицинской помощи гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, как на месте происшествия, так и во время транспортировки в стационар в адекватном объёме, по показаниям, в соответствии с профилем бригады

  • - проведение систематической работы по совершенствованию профессиональных знаний и практических навыков медицинского персонала

  • развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания СМП населению, внедрение современных медицинских технологий, повышение и контроль качества работы медицинского персонала

  • обеспечение преемственности в работе с медицинскими учреждениями города по оказанию СМП населению

  • проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянного неснижаемого запаса перевязочных средств и ЛС.

  • служба СМП в режиме чрезвычайной ситуации выполняет следующие основные задачи:

  • действует по указанию Территориального центра медицины катастроф (республиканского в составе РФ, краевого, областного, окружного, городского (г.Москва и г.Санкт-Петербург), который руководствуется документами штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

  • выездные бригады, вне зависимости от их вида и профиля, выполняют функции специализированных бригад постоянной готовности

  • СМП направляет в зону чрезвычайной ситуации выездные бригады СМП согласно плану работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций

  • проводит лечебно-эвакуационные мероприятия пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вся система организации и оказания СМП состоит из двух взаимосвязанных этапов - догоспитального и госпитального (стационары различного уровня).

Выделяют 3 уровня в организации работы СМП:

- 1-уровневая – фельдшерская - в сельской местности

- 2-уровневая – смешанная - в средних городах (врачебная бригада и фельдшерская бригада)

- 3-уровневая – смешанная - в крупных городах (врачебная бригада, специализированная врачебная бригада и фельдшерская бригада).

Помимо этого необходимо разделение функций между станциями СМП и поликлиниками с целью не загружать станции СМП непрофильными вызовами при нежизнеопасных заболеваниях. Существуют два принципа подобного разделения:

- на основании определения тяжести повода для вызова - жизнеопасное, нежизнеопасное заболевание

- на основании определения места происшествия - улица, квартира.

Наиболее распространённой (почти повсеместно) формой разделения функций между станциями СМП и амбулаторно-поликлиническими учреждениями в обслуживании больных в РФ служит построение работы этих учреждений по принципу определения тяжести повода. С учетом этого организация медицинской помощи больным с острыми и хроническими, но нежизнеопасными заболеваниями возлагается на поликлинику.

Там создаются пункты «продлённого приёма на дому» (прежнее устаревшее название «пункты неотложной помощи»). Данная система оказания СМП укоренилась, и по ней работают станции СМП как в сельской местности, так и в средних и крупных городах в течение более 80 лет.

Более редкой формой разделения функций (существующая, например, в г.Санкт-Петербург) является та, при которой для оказания помощи при жизнеопасных заболеваниях, независимо от места происшествия, выезжает бригада СМП, а для обслуживания вызова на квартиры - бригада неотложной помощи поликлиники.

Служба СМП может организовываться по следующим принципам:

- по географическому признаку - городские станции СМП и сельские пункты, отделения СМП

- по принципу взаимоотношения со стационарами и типу административного управления (и финансирования) - самостоятельные станции СМП и объединённые (работающие в составе больниц на правах подразделений) в городах с многопрофильными больницами, а в сельской местности - в составе центральной районной больницы

- по принципу оказания скорой помощи «по месту происшествия» с организацией параллельной службы неотложной медицинской помощи при поликлиниках с разделением, как было указано выше, функций между службами догоспитального этапа - улица - СМП, квартира - неотложная медицинская помощь

- по принципу оказания скорой помощи по «степени тяжести повода» независимо от места происшествия без создания службы неотложной медицинской помощи силами и средствами только СМП

- по принципу ведомственной принадлежности и финансирования и (или) делением на государственную и негосударственную службу СМП.

В настоящее время предусмотрено существование службы СМП в двух вариантах (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 года №179).

В населённом пункте с населением до 50 000 человек организуют отделения СМП в составе городских, центральных районных и других больницах. Это тем более целесообразно в том случае, если в населённом пункте имеется один стационар и его главный врач занимает должность руководителя здравоохранения данного населённого пункта или сельского района. В остальных случаях в населённых пунктах создаются самостоятельные станции СМП.

Станция СМП - государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, предназначенное для оказания СМП на догоспитальном этапе выездными бригадами и располагающее необходимыми для этого силами и средствами.

В составе станции СМП должны быть предусмотрены:

  • оперативный отдел (диспетчерская) (для приёма вызовов)

  • отдел связи (для осуществления взаимодействия между станцией и выездными бригадами СМП)

  • отделение медицинской статистики с архивом

  • кабинет для приёма амбулаторных больных

  • помещение для хранения медицинского оснащения бригад СМП и подготовки к работе медицинских укладок

  • помещение для хранения запаса ЛС, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией

  • комнаты отдыха для врачей, среднего медицинского персонала, водителей санитарных автомобилей

  • помещение для приёма пищи дежурным персоналом

  • административно-хозяйственные и другие помещения

  • гараж, крытые стоянки-боксы

  • огороженная площадка с твёрдым покрытием для стоянки автомобилей, соответствующая по размерам максимальному числу автомобилей, работающих одновременно.

Автомобиль СМП должен систематически подвергаться дезинфекционной обработке, а в случаях, когда транспортом станции СМП перевезён инфекционный больной, автомобиль подлежит обязательной дезинфекции в установленном порядке.

При необходимости проводят оборудование вертолётных площадок.

В зависимости от величины станции ее структура формируется в соответствии с местными условиями, и штатное расписание утверждается местным органом управления здравоохранением.

Станции СМП оснащаются санитарными транспортом, средствами связи и управления, посезонной форменной одеждой и обувью и другими средствами материально-технического обеспечения в соответствии с нормативами.

В городах с населением более 100 000 человек, с учётом протяжённости населённого пункта и рельефа местности, организуют подстанции СМП (как структурное подразделение станций) с расчётом 20-минутной транспортной доступности. Зоны обслуживания подстанций устанавливают в зависимости от численности, плотности, особенностей застройки, насыщенности района промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения. Границы зоны обслуживания условны, так как выездные бригады подстанции могут быть направлены при необходимости в зоны деятельности других подстанций.

Выездная бригада СМП - коллектив работников службы СМП, оказывающий экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте вызова и в санитарном транспорте по пути следования в лечебно-профилактическое учреждение. В РФ в зависимости от состава, оснащённости и задач выделяют следующие виды выездных бригад:

- выездная линейная (врачебная) бригада СМП - выездная бригада СМП, возглавляемая врачом, имеющим специальность «скорая медицинская помощь», включает в свой состав врача, 2 фельдшеров, санитара и водителя и оказывает медицинскую помощь в соответствии со стандартами СМП и работает по графику, в свободное от вызовов время персонал выездной бригады СМП обязан находиться в помещении станции (подстанции), отделения СМП

- выездная специализированная бригада СМП - выездная бригада, предназначенная для оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе в объёме специализированной помощи, имеющая в составе врача, владеющего базовой специальностью «скорая медицинская помощь» и дополнительной специальностью (специальностями) по профилю специализированной бригады и располагающего необходимым специальным оборудованием. Основные типы специализированных выездных бригад: реанимационно-анестезиологическая, реанимационно-хирургическая, кардиологическая, неврологическая, многопрофильная реанимационная, интенсивной терапии, психиатрическая, педиатрическая

- выездная фельдшерская бригада СМП - выездная бригада СМП, возглавляемая фельдшером, предназначенная для оказания СМП в объёме доврачебной с элементами квалифицированной медицинской помощи, включает в свой состав 2 фельдшеров, санитара и водителя

- акушерская бригада.

Санитарный транспорт - специальное транспортное средство, оснащённое медицинскими носилками и медицинским оборудованием и предназначенное для оказания экстренной медицинской помощи и транспортировки больного. Основные типы санитарного транспорта - автомобильный, авиационный и водный.

Выездная бригада СМП осуществляет следующие мероприятия:

- немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия) в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории

- установление диагноза, осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента, и, при наличии медицинских показании, транспортировка его в лечебно-профилактическое учреждение

- передачу пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу (фельдшеру) стационара лечебно-профилактического учреждения

- проведение сортировки больных (пострадавших) и установление последовательности оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и других чрезвычайных ситуациях

- обеспечение и проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами СМП, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приёмного отделения лечебно-профилактического учреждения с отметкой в карте вызова и сопроводительном листе времени поступления.

Отказ в госпитализации больному должен быть оформлен в виде записи дежурного врача приёмного отделения лечебно-профилактического учреждения в журнале приёма больного и в сопроводительном листе СМП и подтверждён подписью этого врача, а также отражён врачом выездной бригады в карте вызова СМП.

В сомнительных или конфликтных случаях транспортировку больного (пострадавшего) проводят в приёмное отделение того стационара, куда должен был быть госпитализирован больной или в ближайший от места происшествия.

При обнаружении трупа умершего (погибшего) выездная бригада СМП обязана сообщить об этом в территориальный орган внутренних дел и зафиксировать в карте вызова все необходимые сведения. Эвакуация трупа автомобилем СМП не допускается. В этих случаях медицинский персонал СМП должен действовать в соответствии с утверждёнными инструкциями. В случае констатации смерти в салоне автомобиля СМП выездная бригада обязана сообщить фельдшеру по приёму и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) и получить согласие на транспортировку трупа в учреждение судебно-медицинской экспертизы.

Количество круглосуточных бригад устанавливают региональные органы управления здравоохранения с учётом круглосуточной посменной работы, оно должно быть достаточным для оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим, в том числе в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций с учётом имеющихся особо опасных объектов региона, но не менее 1 бригады на 10 000 человек.

Для планирования необходимого количества выездных бригад используются формулы, учитывающие интенсивность потока вызовов в час, с перерасчётом на обычное время суток и часы «пиковой» нагрузки. Это позволяет с наибольшей пользой употребить кадровые и транспортные ресурсы станции СМП.

Основные требования к работе выездных бригад скорой медицинской помощи:

- оперативность работы выездных бригад

- после получения вызова бригада выезжает в течение 1 мин

- бригада СМП прибывает к месту вызова по оптимальному маршруту и докладывает о прибытии в оперативный отдел

- бригада СМП затрачивает минимальное время на качественное оказание помощи в полном объёме (объём помощи может быть сокращён только в условиях чрезвычайной ситуации)

- о выполнении вызова бригада СМП докладывает немедленно.

В понятие качественного оказания СМП включает

- правильное распознавание заболеваний и повреждений

- выполнение необходимых лечебных мероприятий

- верное тактическое решение.

Взаимодействие с работниками других бригад СМП, а также с сотрудниками лечебно-профилактических, правоохранительных и других учреждений осуществляется в интересах как больного, так и работников выездной бригады, а также требует неукоснительного исполнения должностных инструкций и других нормативных документов.

Качественное оформление медицинских документов подразумевает

- полное описание в карте вызова анамнеза и данных объективного обследования больного, а также дополнительных исследований (ЭКГ, экспресс-тесты и др.)

- логичную и последовательную формулировку диагноза с учетом МКБ-10

- запись времени осуществления каждой лечебной процедуры

- стандартные промежутки времени от начала до окончания выполнения вызова.

При транспортировке больного в стационар обязательное заполнение сопроводительного листа (форма 114/у) с кратким описанием времени и обстоятельств происшедшего, состояния больного, оказанной помощи и (если есть) дополнительных сведений.

Контроль работы выездных бригад скорой медицинской помощи Оперативную работу выездных бригад отслеживают по двум направлениям:

- выезд на вызов контролируют фельдшер по приёму и передаче вызовов (далее диспетчер) станции (подстанции, отделения), врач-инспектор линейно-контрольной службы, главный врач станции (заведующий подстанцией или отделением). Для контроля оперативности выездной бригады врач-инспектор линейно-контрольной службы либо главный врач станции (заведующий подстанцией или отделением) периодически передаёт по телефону диспетчеру контрольный вызов и проверяет время выезда бригады

- оперативность работы на линии контролирует оперативный отдел станции, который отслеживает время прибытия бригады к месту вызова и время выполнения вызова. Старший выездной бригады обязан доложить о прибытии к месту вызова, а если обслуживание вызова занимает более 1 ч, то сообщить об этом в оперативный отдел (контроль местонахождения и состояния бригады). Время прибытия бригады к месту вызова может контролироваться с помощью радиосвязи (по сообщению бригады), либо с помощью системы навигации, позволяющей определять фактическое местонахождение выездных бригад и наблюдать за их перемещением с использованием электронной карты города. Инспектор линейно-контрольной службы может проверить фактическое время доезда бригады к месту вызова, время пребывания бригады на месте вызова, время передачи больного дежурному персоналу стационара. Заведующий подстанцией (заместитель главного врача станции по медицинской части) проверяет карту вызова и может выявить несоответствие между действиями врача (фельдшера) и временем, затраченным на эти действия.

Качество оказания помощи контролируют:

- заведующий подстанциями (отделениями) по медицинским документам (картам вызовов, возвратным талонам сопроводительных листов) и при контрольных выездах

- старшие врачи оперативного отдела (тактические решения выездных бригад)

- врачи бюро госпитализации (тактические решения выездных бригад)

- старшие врачи-специалисты станции (по медицинским документам)

- заместитель главного врача по медицинской части (по медицинским документам)

- лечебно-контрольная комиссия станции, назначаемая приказом главного врача.

Для осуществления контрольных выездов на станции СМП с числом вызовов свыше 75 000 в год выделяют дополнительно один автомобиль без специального оборудования. На станциях с числом выездов свыше 500 000 в год для этой цели выделяют дополнительно 2 легковых автомобиля на каждые 500 000 вызовов.

Качество оформления медицинских документов проверяют

- заведующие подстанциями (отделениями)

- врачи бюро госпитализации (сопроводительные листы)

- заместитель главного врача по медицинской части (выборочно)

- комиссия по проверке деятельности подразделений, назначаемой главным врачом.

^ ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Правовой основой деятельности службы СМП служат:

  • Конституция РФ

  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

  • Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

  • «Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи»

  • Гражданский кодекс РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие Федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, регулирующие организацию деятельности службы СМП

Регламент деятельности службы СМП в РФ независимо от её подчинённости и профессиональных требований к врачу (фельдшеру) СМП, медицинским и другим работникам станций и отделений СМП определяется соответствующими регламентирующими документами, которые разрабатываются Министерством здравоохранения и социального развития РФ с участием ЦНИИ ОИИЗ МЗ РФ, НИИ скорой помощи им. Склифосовского и НИИ скорой помощи им.Джанелидзе, профессиональных общественных организаций.

Сотрудники СМП с учётом специфических условий труда, связанных с высоким риском инфицирования, постоянным воздействием неблагоприятных атмосферных явлений, психоэмоциональным перенапряжением и стрессом при чрезвычайных ситуациях, подлежат социальной защите в соответствии со ст.63 п.7 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Они пользуются льготами по продолжительности отпуска, рабочего дня, срока выхода на пенсию, другими мерами социальной защищённости, предусмотренными Трудовым кодексом РФ и Основами законодательства РФ по охране здоровья граждан. Сотрудникам СМП, потерпевшим от противоправных действий, пострадавшим при спасении людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бесплатное лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством РФ. Сотрудники Службы СМП подлежат обязательному государственному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей. В случае причинения вреда здоровью, повлекшего утрату трудоспособности работника службы СМП, ему выплачивается страховая сумма в пределах его двухгодичной средней заработной платы в зависимости от тяжести ущерба. При наступлении инвалидности страховая сумма выплачивается в размере от двухгодичной до пятилетней средней заработной платы в зависимости от степени утраты трудоспособности лица, а в случае его смерти страховая сумма выплачивается его наследникам в размере десятилетней средней заработной платы. Посягательство на жизнь или здоровье работников службы СМП, находящихся при исполнении служебных обязанностей, наказывается по нормам ст.30 УК РФ.

В соответствии с «Основами законодательства об охране прав граждан» (статьи 30, 31, 32, 33, 34, 39, 60 и 61) больной и его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. При оказании экстренной медицинской помощи лицам, не достигшим возраста 15 лет, необходимо согласие родителей или опекунов. В случаях, когда состояние больного не позволяет ему выразить свою волю или нет возможности получить согласие родителей (опекунов) в отношении лиц, не достигших 15 лет, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении решает консилиум или (при отсутствии такой возможности) врач (фельдшер) СМП. В соответствии с указанными статьями законодательства информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказ от него) в обязательном порядке оформляется в виде записи врачом в карте вызова и скрепляется подписями врача (фельдшера) и пациента (или его законного представителя). Наряду с записями в карте вызова согласие или отказ от медицинского вмешательства оформляется в специальном согласительном листе-вкладыше (где содержатся необходимые графы), утверждённом местным органом здравоохранения.

^ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере оказания СМП, осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, в компетенцию которых входит осуществление лицензирования деятельности службы СМП, государственного контроля качества медицинской помощи. Организационно-методическое руководство службой СМП осуществляется Министерством Здравоохранения и социального развития РФ, органами управления здравоохранением субъектов РФ с учётом научных разработок профессиональных общественных организаций, НИИ скорой помощи и профильных кафедр ВУЗов.

Одним из важнейших элементов управления службой СМП служат внутренние нормативные документы, создаваемые администрацией учреждения в соответствии с законодательством РФ, постановлениями правительства РФ и нормативными документами органов управления здравоохранением.

К важнейшим нормативным документам станции относят:

- должностные инструкции работников станции (отделения)

- положения о подразделениях станции, утверждаемые главным врачом

- приказы и распоряжения главного врача, регламентирующие различные формы деятельности станции (отделения)

- правила внутреннего трудового распорядка

- коллективный договор между администрацией и профсоюзным комитетом станции по основным направлениям социально-экономической защиты работников.

Поскольку внутренние нормативные документы фиксируют основные права и обязанности работников всех уровней и формы их деятельности, эти документы закладывают основу будущих решений по всем аспектам текущей работы подразделений и отдельных работников.

Содержание нормативных документов, органов управления здравоохранением в части, касающейся работы подразделений станции, должно доводиться до сведения работников станции. В зависимости от содержания могут рассылаться копии документов, либо их содержание конкретизируется в приказах и распоряжениях главного врача, информационных письмах и др.

Эффективность управления зависит от действенности системы связи. В это понятие включается регулярный постоянный обмен информацией между руководством станции, её подразделениями и отдельными работниками, а также техническое обеспечение обмена информацией. Несоблюдение принципа обратной связи ведёт к потере управления службой.

Основными видами учрежденческой информации являются доклады, служебные и объяснительные записки, сводки и отчёты, приказы и распоряжения по станции, информационные письма и справки.

На основе обмена информацией происходит принятие управленческих решений на всех уровнях.

Организационно-методическая работа на станции СМП проводится по следующим направлениям:

- сбор статистической информации и анализ работы станции

- составление плана работы станции

- систематическое изучение передового опыта службы СМП в Российской Федерации и зарубежных странах и разработка методических рекомендаций по совершенствованию оперативной, диагностической и лечебной работы

- выработка предложений руководству станции по совершенствованию службы СМП

- осуществление мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала

- работа с письмами и заявлениями граждан, составление проектов ответов, учёт и отчётность

- организация научно-практических конференций по вопросам СМП

- составление положений о работе подразделений, должностных инструкций работников станции и других нормативных документов.

^ ФИНАНСИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Поскольку станция СМП - государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, осуществляющее функции некоммерческого характера (бесплатность и общедоступность СМП), то она является бюджетной организацией.

СМП оказывается за счёт средств бюджетов муниципальных образований, за исключением специализированной санитарно-авиационной СМП, финансовое обеспечение которой - расходное обязательство субъектов РФ.

Дополнительное финансирование деятельности службы СМП осуществляют из средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещённых законодательством.

Финансирование службы СМП муниципального уровня проводят в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи субъекта РФ.

Объем финансирования службы СМП не может быть меньше установленного Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утверждённой постановлением Правительства РФ.

При расчёте стоимости территориальной программы государственных гарантий орган управления здравоохранением субъекта РФ проводит расчёт территориальных нормативов объёмов СМП, откорректированных с учётом демографических особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта РФ, учитывая приоритетное значение службы СМП как первичного звена оказания медицинской помощи населению.

Согласно статье 39 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» СМП гражданам РФ и иным лицам, находящимся на её территории, оказывают бесплатно из средств бюджетов всех уровней.

Использование бюджетных средств должно в соответствии с Бюджетным кодексом происходить строго по экономическим статьям. Перерасход по одной из них за счёт какой-либо другой считают нецелевым расходом.

Введение казначейского исполнения бюджетов ещё более ограничивает хозяйственную самостоятельность станции СМП.

В некоторых городах станции СМП финансируют по обязательному медицинскому страхованию на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Однако в этом случае возникают правовые коллизии, поскольку средства, получаемые по гражданско-правовым договорам, не могут рассматриваться ни как бюджетное финансирование, ни как целевые средства и безвозмездные поступления, ни как доходы от предпринимательской деятельности медицинского учреждения. Появляется угроза попадания в налогооблагаемую базу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В связи с ограниченностью бюджетного финансирования станции СМП в ряде случаев обращаются к рассмотрению возможности оказания платных медицинских услуг.

^ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА СМП

На станции СМП применяются следующие формы повышения квалификации медицинского персонала:

- разбор оказания помощи больным и летальных случаев на утренних конференциях (на станции, подстанциях, в отделении СМП)

- разбор дефектов оказания помощи на заседаниях лечебно-контрольной комиссии

- лекции и семинары для медицинского персонала, проводимые старшими специалистами станции (отделения) или специалистами других лечебно-профилактических учреждений и научно-практические конференции

- направление врачей и фельдшеров на курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет (по возможности - 1 раз в 3 года).

К проведению разборов привлекаются старшие специалисты станции СМП, а также опытные специалисты из соответствующих лечебно-профилактических учреждений, научно-исследовательских институтов, медицинских ВУЗов. Полезно поручать выездным врачам подготовку тематических обзоров периодической медицинской литературы.

Направления на учёбу с отрывом от производства планируются дифференцированно, в зависимости от потребности в специалистах определённого профиля и от необходимости пополнения знаний в той или иной области медицины конкретного работника.

По этой причине помимо направления на курсы повышения квалификации следует использовать и усовершенствование на рабочем месте в стационаре определённого профиля.

Кроме основной специальности «скорая медицинская помощь», целесообразно совершенствование знаний врачей СМП в области анестезиологии и реаниматологии. Тем более это необходимо при подготовке врачей специализированных бригад любого соматического профиля.

Проведение научно-практических конференций побуждает врачей к анализу собственной работы и даёт возможность обмена опытом.

Для повышения квалификации медицинских работников определённую пользу приносит аттестация на присвоение квалификационной категории. В ходе подготовки к аттестации работники освежают свои знания по специальности.

В современных условиях лавинообразного поступления актуальной медицинской информации образование специалиста не может быть полноценным только за счёт организованных форм обучения. Одним из важнейших способов повышения уровня подготовки специалистов СМП, является непрерывное профессиональное самообразование («образование через всю жизнь»).

Наиболее эффективную медицинскую помощь может оказывать только тот врач, который в своей практике опирается на самые современные знания, получаемые из независимых и надёжных источников информации. В систематизированном и ориентированном на практическую деятельность виде такая информация содержится в клинических рекомендациях и руководствах, составленных ведущими экспертами. Примером такого руководства для врачей СМП является настоящее издание.

Широкие возможности для получения новых знаний предоставляют периодические издания (в первую очередь рецензируемые), книги по специальностям, Интернет-сайты профессиональных обществ и электронные базы данных.

Уровень самоподготовки должен оцениваться при каждой сертификации специалистов и присвоении им врачебных категорий.

^ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ СЛУЖБЫ СМП

Качество медицинской помощи КМП - это совокупность ее характеристик, удовлетворяющая потребности граждан в эффективном предупреждении и лечении заболеваний, повышении качества жизни и увеличении ее продолжительности.

Более простое и понятное определение КМП - это когда делают то, что нужно, когда нужно и как нужно.

Управление качеством медицинской помощи направлено на получение максимально возможных с учётом современного уровня знаний результатов деятельности по улучшению здоровья населения при минимально необходимом (оптимальном) расходовании ресурсов.

Критериями оценки КМП являются:

- доступность

- адекватность

- преемственность

- действенность

- эффективность

- ориентированность на пациента

- безопасность

- своевременность.

За последние десятилетия клиническая медицина стала не только предметом врачебного искусства, но и превратилась в сложную производственную технологию с множеством специфических технологических процессов. В связи с этим в здравоохранении развитых стран на протяжении последних 20 лет используется модель управления качеством медицинской помощи, применяемая в высокотехнологичном производстве. Эта модель получила название индустриальной модели управления качеством медицинской помощи. Внедрение такой модели в управлении здравоохранением в развитых странах позволило увеличить продолжительность жизни населения, существенно снизить заболеваемость и смертность, улучшить результаты лечения, а также взять под контроль рост стоимости медицинской помощи. Российское здравоохранение, в том числе и служба СМП, имеет возможность изучения и внедрения этого опыта в свою практику.

Индустриальная модель управления качеством медицинской помощи предусматривает, что качественный продукт или услуга обеспечивается через качество всех составляющих технологии. Такими составляющими являются:

- структура (кадры, оборудование, здания, медикаменты, материалы и другие)

- технологические процессы

- получаемые результаты.

На протяжении многих десятилетий в здравоохранении основные усилия были сосредоточены на создании оптимальной структуры отрасли, а не на управлении медицинскими процессами.

Медицинский технологический процесс - это система взаимосвязанных лечебно-диагностических и других мероприятий, осуществляемых в целях достижения запланированных результатов.

Как и в высокотехнологичном производстве, в медицине управление процессами должно включать в себя следующие этапы:

- идентификация

- планирование

- организация выполнения

- мониторинг выполнения (измерение и контроль)

- выявление отклонений

- внесение изменений для улучшения процесса и устранения отклонений.

Установление контроля над отклонениями делает возможным управление результатами.

Процесс повышения качества медицинской помощи и, соответственно, результатов деятельности лечебного учреждения представляет собой непрерывный цикл, и здесь только систематическая деятельность является эффективной. Простое измерение результатов или оценка отдельных элементов помощи не приведёт к улучшению исходов. Необходимо использовать результаты измерений и анализа для внесения изменений и непрерывного совершенствования технологий.

Индикаторы качества - это числовые показатели, используемые для оценки медицинской помощи, косвенно отражающие качество её основных составляющих: структуры, процессов и результатов. Значение индикаторов качества выражается в процентах от пороговых (целевых или допустимых) значений. Разработка и внедрение индикаторов качества представляет собой методологически сложный процесс, но их использование позволяет выявить проблемные моменты и нарушения технологии на различных уровнях: в деятельности врачей, учреждений и отрасли в целом. Анализ этих показателей позволяет разработать способы улучшения качества медицинской помощи.

В настоящий момент проводится разработка индикаторов качества для службы СМП, и изучаются возможности их внедрения.

В клинической практике для организации медицинского технологического процесса и управления им в настоящее время используют ряд инструментов, среди которых наиболее известны клинические рекомендации и планы (протоколы) ведения больных.

Клинические рекомендации (КР.) - это систематически разработанный документ, содержащий сведения по профилактике, диагностике, лечению конкретных заболеваний и синдромов и помогающий врачу принимать правильные клинические решения. Систематически разработанный - означает, что КР. создаются по определённой методологии, которая гарантирует их современность, достоверность, обобщение в них лучшего мирового опыта и знаний, применимость на практике и удобство в использовании. КР. содержат сведения об эффективности лечебно-диагностических мероприятий. Суждение об эффективности основывается на строгих научных доказательствах или на мнении экспертов. Эффективность медицинских вмешательств, включаемых в КР., должна быть обоснована в независимых источниках информации. Клинические рекомендации разрабатываются профессиональными международными и национальными медицинскими общественными организациями.

Стандарт медицинской помощи для скорой медицинской помощи, действующий в РФ и утверждённый Минздравсоцразвития России, определяет рекомендуемый минимальный объём медицинской помощи и сроки лечения. Этот документ используется для экономических расчётов, но не в качестве руководства по ведению больных.

На основе КР. и в соответствии со своими кадровыми и материальными возможностями медицинские учреждения различного уровня могут создавать планы (протоколы) ведения больных с установленным заболеванием. Их внедрение позволяет снизить затраты на лечение вследствие оптимизации расходов, повысить безопасность пациентов, уменьшить частоту осложнений и сократить сроки лечения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Похожие:

2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи iconАлгоритмы действий врача службы скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2009
Алгоритмы действий врача Службы скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга. Спб.: 2010. 230с
2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи iconОтчет о работе фельдшера муз «Киреевская станция скорой медицинской помощи»
Поэтому, развитию и совершенствованию работы скорой и неотложной медицинской помощи всегда уделялось повышенное внимание
2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи icon№8. «Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи»
Назначение и организационная структура больничной базы медицинской службы гражданской обороны
2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи iconПриказ от 26 марта 1999 г n 100 о совершенствовании организации скорой...
О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению российской федерации
2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи iconПрограмма производственной практики «Помощник фельдшера скорой и неотложной медицинской помощи»
Цели производственной практики в качестве помощника фельдшера скорой и неотложной медицинской помощи
2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи iconРабочая программа по производственной практике «помощник фельдшера...
Продолжительность практики определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Производственная...
2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи iconИ. Н. Лейдерман Кафедра анестезиологии и реаниматологии Уральской...
Городская клиническая больница скорой медицинской помощи. Гмпо "Сангвис". Екатеринбург
2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи iconЛекция Задачи, организационная структура медицинских формирований...
...
2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи iconЛекция Задачи, организационная структура медицинских формирований...
Задачи, организационная структура медицинских формирований Всероссийской службы медицины катастроф и медицинской службы Гражданской...
2007 глава 1 организация и состояние службы скорой медицинской помощи icon№1. Организация терапевтической помощи в действующей армии и в чрезвычайных...
Занятие №1. Организация терапевтической помощи в действующей армии и в чрезвычайных ситуациях. Организация медицинской помощи на...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница